15 апр. 1212 г. кн. Всеволод Большое Гнездо скончался. Его смерть означала владельческое и политическое дробление прежде единого Владимирского княжества. Собственно Владимирское княжество оказалось в руках Юрия Всеволодовича. В состав княжества помимо стольного Владимира вошли Суздаль, Москва, Городец-Радилов, Кострома, Соль Великая, Боголюбов. В руках 3-го сына Всеволода Большое Гнездо - блгв. вел. кн. Ярослава (Феодора) Всеволодовича - оказались Переяславль Залесский, Нерехта, Дмитров, Тверь, Кснятин, Зубцов, Шоша, Дубна, владимирские части Торжка и Волока Ламского; 4-й сын - блгв. кн. Владимир (Димитрий) Всеволодович - получил Юрьев-Польской, но с 1217 г. стал править в Стародубе-на-Клязьме; 5-й сын - блгв. вел. кн. Святослав (Гавриил) Всеволодович - через полгода после смерти Всеволода Большое Гнездо получил от брата Георгия княжение в Юрьеве-Польском. Владение 6-го из братьев - кн. Иоанна - неизвестно, но в 1238 г. за ним в вотчину был закреплен Стародуб-на-Клязьме. Старший из Всеволодовичей - Константин - остался правителем выделенного ему отцом Ростовского княжества. После смерти Всеволода Юрьевича между его детьми началась междоусобная борьба. Она шла за главный стол Владимирского княжества между Юрием и Константином. Первого из них твердо поддерживали братья Ярослав и Иоанн. Менее стойкими оказались Владимир и Святослав. Владимир, сначала принявший сторону Юрия, затем перешел в лагерь Константина. Святослав, наоборот, от ростовского князя ушел в стан Юрия. Каждая из сторон стремилась использовать в своих интересах Церковь. Это привело к тому, что в 1214 г. Ростовский еп. св. Иоанн был вынужден оставить свою кафедру. Новым епископом стал духовник кн. Константина Пахомий . В 1214/15 г. Юрий Всеволодович поставил на Суздаль и Владимир собственного епископа - бывш. игум. владимирского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря свт. Симона . Т. о., политическое дробление в недавнем прошлом единого Владимирского княжества вызвало разделение Ростовской епархии. Затяжная вражда сыновей Всеволода Большое Гнездо привела к кровопролитной битве 21 апр. 1216 г. на Липицком поле у Юрьева-Польского, в к-рой Юрий, его братья Ярослав, Святослав и Иоанн вместе с союзниками потерпели сокрушительное поражение от войск блгв. кн. новгородского Мстислава (Феодора) Мстиславича , его псковских и смоленских союзников, ростовских дружин кн. Константина. Последний вскоре занял владимирский стол, а Юрий вместе с семьей, дружиной и Суздальским еп. Симоном был сослан в пограничный с мордов. землями Городец-Радилов.

http://pravenc.ru/text/154987.html

В 1211 г. Всеволод Юрьевич женил сына Георгия на дочери главы черниговских князей Всеволода Чермного. Венчание состоялось в Успенском соборе во Владимире, при огромном стечении народа. Этот брак должен был закрепить недавно заключенный мир с Ольговичами. Очевидно решение на сей счет было принято годом ранее, когда во Владимир из Киева приезжал в качестве посредника митрополит Матфей, с просьбой о заключении мира. Черниговцы возвращали ранее захваченный Переяславль Южный и обязывались Во всем соблюдать интересы великого князя на юге. Этот год принес много перемен. Поскольку старший сын Константин отказывался выполнить отцовскую волю, и намерен был столицей государства непременно сделать Ростов, то еще загодя Всеволод, почувствовавший приближение смерти, вынужден был собрать земский собор, на котором преемником великого князя на владимирском столе был утвержден Юрий. 14 апреля 1212 года, на память Мартина исповедника, папы Римского, скончался Великий князь Всеволод Большое Гнездо, восстановивший величие Владимира и его главенство среди русских земель. На престол вступил двадцатидвухлетний Юрий Всеволодович. Первым шагом молодого государя было помилование рязанских князей и епископа Арсения, уже пять лет томившихся в плену. Все они были прощены и с миром отпущены домой. Однако вслед за мирной акцией в отношении соседей-вассалов последовал поход вместе с Ярославом к Ростову, против старшего брата, настаивавшего на своем старшинстве. Фактически же это была борьба Ростова и Владимира, старого и нового центров Залеской Руси. На сторону старшего брата перешел Святослав и усилившийся Константин вознамерился отобрать у Юрия Владимир. Под стенами Ростова был заключен мир, но он оказался коротким. Вскоре к Ростову отъехал еще один брат - Владимир. На новые переговоры братья съехались к Юрьеву Польскому, где Святослав вернулся под власть Юрия. За это он получил в удел этот город. Константин же наделил Москвой державшего его сторону Владимира. Менее, чем через год Юрий, вместе с братьями Ярославом, Святославом, Иваном и Давыдом Муромским подошел к Ростову. Здесь, на р. Идше, произошла ожесточенная битва, не принесшая победы ни одной стороне, однако войска коалиции, вынуждены были уйти, разорив окрестности. В отместку Константин напал на Кострому и всю ее погромил и выжег, пленив жителей. Тем временем Юрий и Ярослав с войсками пришли к Москве и " вывели " оттуда Владимира. Тому пришлось отправиться на юг - княжить в Переяславль " Русский " .

http://ruskline.ru/analitika/2006/12/30/...

Дело Владимира продолжают и его преемники. Они также устраивают церкви, заботятся об увеличении книг, приготовлении пастырей церкви. Так как они понимали, что христианство может распространиться среди русского народа только благодаря деятельности духовенства, то духовенству они оказывали особенно благорасположение и внимание. Монашество было у князей, кажется, ещё в большем уважении, чем белое духовенство, тем более, что пастыри церкви, стоявшие на высших иерархических ступенях, были лица монашествующие. Известно, что Ярослав «попы любяше повелику, излиха же черноризьце». Ярослав любил читать книги и заботился о списывании их: «книгам прилежа и почитая е часто в нощи и в дне; и собра письце многы и прекладаше от Грек на словенское письмо и спиша книгы многы» 9 . Ярослав, как и Владимир, строил церкви по городам и населённым местам, поставлял (при них) «попы» и давал им от именья своего урок, веля им учити люди, понеже тем есть поручено Богом, и приходити часто по церквам; и умножишася, добавляет летописец, презвутери, людье христианстии (1037 – 6545 г.) 10 . Владимир Всеволодович (ум. 1125 г.), как известно из летописей, подобно Ярославу, строил церкви, почитал монашеский и поповский чины и давал им содержание «еже на потребу» 11 . Андрей Боголюбский, сын Георгия, внук Владимира Мономаха (убит в 1175 г.) также строил церкви и монастыри (напр., во Владимире) и заботился о содержании духовенства, «кормитель бе чернцам и убогим» 12 . Теми же качествами отличался и Всеволод, сын Юрия, внук Владимира (умер 1212 г.). Великий князь Константин Всеволодович также заботился «о создании прекрасных Божиих церквей, исполняя (их) книгами и всякыми украшении»; он, по летописи, почитал «паче меры иерейскый и мнишьский чин, подая им, еже на потребу, и принимая от них молитвы и благословенье». Он любил читать книги 13 . Волынский князь Владимир Василькович сам переписывал книги для многих церквей, особенно им самим устроенных: Евангелие, Апостольские Послания, Прологи на все двенадцать месяцев и разные богослужебные книги 14 . В настоящее время в Румянцевской библиотеке хранится от него экземпляр Кормчей, написанной им в 1286 г. 15 Роман Ростиславич Смоленский, по свидетельству Татищева, заводил училища и учителей; между прочим, греков содержал на своём иждивении 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Попытка наладить мирные отношения с Ливонским орденом путем брака дочери с Дитрихом Буксгевденом, братом католич. Рижского еп. Альберта I , стоила Владимиру псковского стола - в 1211 г. он был изгнан псковичами и до 1215 г. (с коротким перерывом) был в качестве вассала Альберта «судьей Идумеи» - области к северо-востоку от Риги. Вернувшись в 1215 г. в Псков, он участвовал в 1216 г. на стороне брата Мстислава и ростовского кн. св. Константина Всеволодовича в ряде сражений (в частности, ходил походом к Ржеве, разорил В. Поволжье), а также в битве на Липице против младших братьев кн. Константина Всеволодовича - блгв. вел. кн. владимирского Георгия (Юрия) и блгв. кн. Ярослава (Феодора) Всеволодовичей. В 1217 г., после ухода Мстислава Мстиславича из Новгорода на юг, в Галич, произошел, видимо, раздел Торопецкой вотчины Мстиславичей, в ходе к-рого Владимир получил ее вост. часть с Ржевой, а его брат Давыд - западную с центром в Торопце. Кроме Ржевской вотчины Владимир Мстиславич держал еще в Новгородской земле Нов. Торг, судя по тому, что зимой 1225/26 г. он отражал набег литовцев на торопецкие земли во главе отряда новоторжцев. На этом летописные известия о Владимире Мстиславиче прекращаются, вероятно, вскоре он умер. Из этих данных трудно получить четкое представление о его политике. Складывается, однако, впечатление, что Владимир Мстиславич был сторонником ограничения влияния владимиро-суздальских князей на северо-западе Руси, проводя в качестве псковского князя линию на самостоятельность от Новгорода путем союза с Ригой, к-рая позже привела к тому, что Ярослав, сын Владимира Мстиславича, после смерти отца принимал активное участие в захвате ливонцами Пскова (1240), к-рый он рассматривал как свою отчину. Со 2-й пол. XVI в. Ржева (Ржев) начинает именоваться Ржевой Володимеровой в отличие от расположенной северо-западнее Ржевы Пустой (напр., в Бельском летописце - памятнике 30-х гг. XVII в. западнорус. происхождения). Возможно, к этому времени относится начало местного почитания В. и А.

http://pravenc.ru/text/159124.html

Новое название монастыря — «Успенский Свято-Георгиевский». Достроена деревянная семиглавая Георгиевская церковь; кирпичная 8-гранная часовня, воссозданная на месте самих Кустиков на чудом найденном при раскопках фундаменте, названа во имя Иверской иконы Божией Матери. Построены новая надкладезная часовня, десяток бревенчатых келий, хозяйственный двор, пасека; начато строительство каменного ограждения монастыря с башенками. Возведена 2-этажная кирпичная трапезная с церковью. В 2003 г. был укреплён фундамент и началось воссоздание Успенского собора в прежнем виде. Летом 2004 г. стены доведены до высоты 7-9 метров. Изначальная проектная высота колокольни свыше 60 метров, в этом случае её можно будет видеть из соседних церковных сёл - Уса-Степанова, Седяша и Поляны и окрестных деревень. Праздники Вознесения Господня проходят особо торжественно, в этот день в монастырь стекаются сотни паломников, архиерейские богослужения совершаются под открытым небом у новой Георгиевской церкви. Святыни: ковчег с мощами вел. благов. князя Георгия Владимирского, ковчег со многими частицами мощей. Сайт Уфимской епархии Успенский Свято-Георгиевский монастырь был основан в 1901 году в Бирском уезде Башкортостана между сёлами Уса-Степановка и Седяш. Строительство в монастыре велось с 1901 по 1920 гг. Вблизи монастыря были «Святые Кустики» - сплетение трёх берёз и двух ив. В этом месте было явление - «святой старец в блестящих золотых ризах с крестом в руках» и слышен звон невидимых колоколов. В 1901-1905 гг. монастырь назывался Георгиевской женской общиной. Первыми постройками монастыря в 1901 году была домовая церковь во имя святого блгв. вел. Владимирского князя Георгия (Юрия) Всеволодовича (один из первых русских князей, принявших смертную муку от татаро-монголов в 1238 году), часовня на месте Святых Кустиков. Второй постройкой в 1911 году была деревянная Вознесенская церковь. Обустройству монастыря помогали простые люди, Император Николай II пожертвовал обители 38 десятин пахотной земли, значительную денежную сумму пожертвовал святой праведный Иоанн Кронштадтский.

http://sobory.ru/article/?object=10179

По сведениям из того же «Обозрения», в храме находились иконостасы, искусно отделанные под золото, с иконами в серебряных ризах; стены и своды церкви были покрыты изящной живописью. До наших дней в полном объёме сохранился в своеобразный внешний облик храма. Это небольшое одноглавое строение, к которому примыкает стройная трехъярусная колокольня из красного кирпича. Вокруг храма - кладбище, обнесённое чугунной оградой с каменными вратами. В нем покоятся подвижники благочестия, настоятели храма. Помимо престольного праздника Крещения Господня в Богоявленской церкви торжественно отмечают день памяти святого благоверного князя Георгия (Юрия) Всеволодовича (17 февраля), великого князя Владимирского, погибшего в 1238 году в сражении с татаро-монгольскими войсками на реке Сить. До 1932 года в нескольких десятках метров располагался летний Успенский храм, который разобрали по распоряжению властей на кирпич для нужд строящегося районного центра Новый Некоуз. Престольные праздники Успенского храма также особо почитаются в Богоявленском - Успения Божией Матери, святителя и чудотворца Николая и святителя Алексия, митрополита Московского, чудотворца. Хочется отметить подвиг женщин-подвижниц, в советское время приносивших ежедневно дрова для отопления храма. Для этого им приходилось идти в горку полчаса, неся с собой дрова. Позже в храм был проведен газ для отопления. В 90-е годы XX века молнией была разрушена часть колокольни и сломан крест. По сей день колокольня восстанавливается. В 1990-е годы фрески храма были обновлены. В 2013 году после проведенной реконструкции пола в храме епископ Рыбинский и Угличский Вениамин совершил чин великого освящения храма. Храм Богоявления никогда не закрывался. В Богоявленском храме находятся чтимые иконы благоверных князей Георгия Владимирского и Василия (Василька) Ростовского, икона святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских с частицами их святых мощей. Икона " Неопалимая купина " в киоте подарена храму в XIX веке в память о болезнях и пожарах. Чтимая икона священномученика Димитрия Вознесенского подарена храму внуками о. Димитрия, проживающими в Грузии.

http://sobory.ru/article/?object=06503

212. Аграфена (Агриппина) Ростиславовна, жена Игоря Глебовича, князя рязанского 910). дочь неизвестного отца (не Ростислава ли Михаила Мстиславича, великого князя киевского, 67?). О ней имеются только следующия сведения: родив в браке с князем Игорем, сыновей: Романа ), Ингваря 933) и Юрия (Георгия, ), князей рязанских, она овдовела в 1195 г., а при взятии Рязани и Пронска Татарами Батыя, погибла, с сыном Юрием и его женой, в декабре 1237 г. 213. Аграфена (Агриппина) Ростиславовна 213. Аграфена (Агриппина) Ростиславовна, сокращенно Грифина , младшая из двух дочерей Ростислава Михаиловича, русского князя сербской Мачвы ), от брака с Анной Беловной, королевной венгерской 354), жена Лешка II Черного, короля польского. – Родилась в Белграде, дунайской резиденции своего отца (сына св. Михаила Всеволодовича, князя черниговского, 138), около 1250 г.; выдана за Лешка II, в 1265 г.; объявив мужа своего неспособным к чадородию, ушла в монастырь, в 1271 г.; по примирении с мужем, объявлена наследницей престола, в 1275 г.; овдовев, передала право престолонаследия Вячеславу, королевичу чешскому (богемскому), сыну её сестры Кунигунды ), в 1289 г, – Никаких дальнейших известий о ней нет. 214. Адель или Адиль 214. Адель или Адиль . – Так именует летопись Иоакимовская одну из шести жен св. Владимира I Святославича равноапостольного 54) по бракостарейшинству четвертую, мать Мстислава, князя тмутараканского ), и Станислава, князя смоленского ) Владимировичей, ту самую, которая в летописи называется глухо «чехиней (богемной) другой» и слывет матерью не только двух вышеозначенных князей, но и третьего, Святослава Владимировича, князя древлянского ), родившегося, по летописи Иоакимовской, от Мальфриды ). также «чехини», быть может, первой, которою, вопреки летописи Лаврентьеве кой, не могла быть мать Вышеслава новгородского 596), старшего Владимировича, по самому своему имени, Олава 150), очевидно, не «чехиня». 215. Александра 215. Александра, жена Симеона Дмитриевича, князя суздальского ). – Летописи сообщают о ней только два известия: что она, быв под стражей в Москве, бежала в землю Мордовскую, но, схваченная там, в селе Чибирцах, воинами московскими, доставлена снова в Москву, в 1401 г.; а по усмирении мужа её Василием Дмитриевичем, вел. кн. Московским 45), удалилась с мужем в Вятку, где и овдовела к 1402 г.; имела единственного сына Василия, удельн. кн. шуйского 495). 216. Александра Александровна

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

  Владимирский Кафедральный Успенский собор принадлежит к числу замечательнейших Российских храмов. Особенную редкость представляет он собою и по своей глубокой древности и по находящейся в нем святыне. С особенным вниманием нужно следить за его историческим значением и с глубочайшим благоговением подобает склониться пред его великою святынею. Время существования его исчисляется многими веками, а под его сению открыто почивают святые мощи Великих Князей: Андрея Боголюбского, сына его Глеба и Георгия Всеволодовича, которые своим чудным нетлением приводят каждого в трепетное изумление. Летописцы (в XII и XIII веках Сильвестр, епископ Переславский и Симон, епископ Суздальский 1 ) повествуют, что Владимирский Успенский собор первоначальным своим построением восходит к концу X столетия. По их сказаниям, основание ему положил и в первоначальном виде его создал святый равноапостольный Великий князь Владимир 22 . Место для построения сего храма избрано было равноапостольным князем на высоких горах, подобных горам Киевским, над рекою Клязьмою. Созданный святым Владимиром Успенский собор, по сказанию летописей, был устроен из дерева 33 . Предание дополняет, что этот храм был построен из дубового леса 44 . Долго ли существовал сей деревянный, созданный святым равноапостольным Князем храм св. Успения, в летописях на это нет указаний, из преданий же известно, что сия деревянная церковь стояла 165 лет и истреблена пожаром 55 . С последующего за сим временем мы уже совершенно ясно видим историю собора Успенского, в письмени начертанную. Летописи повествуют, что в 1158 году святой благоверный Великий Князь Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукого, полагает в городе Владимире основание белокаменному храму в честь Успения Пресвятой Богородицы. Летописец так говорит об основании Князем Андреем в городе Владимире храма: «В лето 6666 Князь Андрей сам у Володимери заложи церковь камяну Святою Богородица, месяца Априлия в 8 день, на святаго апостола Родиона, во вторник» 66 . Из сказаний сего летописца ясно видно и то, что построение сего храма совершено было в течение двух лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

В 1210 г. М. прибыл по просьбе черниговских князей Ольговичей во Владимир-на-Клязьме к Владимиро-Суздальскому вел. кн. Всеволоду (Димитрию) Юрьевичу Большое Гнездо с примиряющей миссией. Переговоры, которые вел Киевский первоиерарх во Владимире, увенчались успехом - кн. Всеволод Святославич Чермный, захвативший незадолго до этого Киевский стол, был признан князем Киевским, а Всеволод Большое Гнездо - старшим среди князей всей Руси. Митрополит, к-рый возглавил богослужение на Рождество Христово во владимирском Успенском соборе, был отпущен кн. Всеволодом Юрьевичем с дарами и почетом. В 1211 г. мир был скреплен браком княжеских детей, блгв. кн. Георгия (Юрия) Всеволодовича и «Всеволожны» (мц. Агафии Всеволодовны ). В результате достигнутых при посредстве М. договоренностей Рюрик Ростиславич, который ранее был насильно пострижен в монашество, а затем оставил иночество и занял Киевский стол, теперь был вынужден удалиться на княжение в Чернигов. Очевидно, в этом М. был также заинтересован, «поскольку главе Русской Церкви вряд ли могло понравиться, что на Киевском престоле княжит монах-расстрига» ( Феннел Дж. Кризис средневековой Руси. 1200-1304. М., 1989. С. 71). Так ненадолго была прекращена одна из наиболее крупных междоусобиц, но уже в 1212 г. смоленские князья снова заняли Киев. Весной 1210 г. М. возглавил хиротонию избранного в Новгороде на местную кафедру (вместо архиеп. Митрофана , изгнанного в янв. этого года блгв. кн. Мстиславом (Феодором) Мстиславичем Удатным и новгородцами) св. архиеп. Антония (в прошлом боярин Добрыня Ядрейкович). Поставление нового архиерея при живом, законно поставленном архиепископе, не лишенном кафедры по церковному суду, нарушало каноны, но М., по-видимому, вынужден был сообразовывать свои действия со сложившейся политической ситуацией. Поскольку Антоний еще до своего пострижения в нач. XIII в. дважды посетил К-поль (и оставил подробное его описание в «Книге паломник»), нельзя исключать того, что его знакомство с М. состоялось еще до поставления последнего на Киевскую митрополию.

http://pravenc.ru/text/2562670.html

В 1876 году эта земля отошла к башкирам, у которых ее купил крестьянин Уса-Степановской волости Григорий Алексеевич Поспелов. Он и стал впоследствии учредителем и первым благотворителем Георгиевского женского монастыря. По его обращению к епископу Уфимскому и Мензелинскому преосвяшеннейшему Антонию, последним был издан указ игуменье Бирского женского монастыря Магдалине о выборе из числа монахинь той, которая могла бы заняться устройством возникающей обители. Выбор пал на благочинную, инокиню Серафиму, которая и стала основательницей и первой настоятельницей (1901-1911 гг.) - до 1905 года - Георгиевской женской общины, а после выхода указа Священного Синода от 25 марта 1905 года - Георгиевского женского монастыря. Этим же указом м.Серафима была возведена в сан игуменьи. Большую роль в благоустройстве и развитии монастыря сыграл благочинный монастырей, ректор уфимской семинарии о. архимандрит Андроник (впоследствии епископ), по ходатайству которого, в частности, императором Николаем II монастырю было пожаловано 38 десятин пахотной земли в 30 км от обители. Большую финансовую поддержку монастырю оказал досточтимый Иоанн Кронштадтский. Уже в 1901 году были построены: домовая церковь (освящена 21.12.1901 г.) во имя святого благоверного великого князя Владимирского Георгия (Юрия) Всеволодовича, кельи для монахинь, св. колодец, два маленьких озерка. Монастырь постоянно развивался за счет неустанного труда монахинь, помощи жертвователей и трудовой безвозмездной помощи местных крестьян. В 1905 году было начато возведение кирпичного Успенского собора, который должен был стать главным храмом монастыря. В 1911 году, уже после смерти игуменьи Серафимы, была возведена небольшая Вознесенская деревянная церковь, которая недолгое время была главной в монастыре. Большое событие произошло в монастыре 18 декабря 1907 года. Усилиями иеромонаха Ярославского Толгского монастыря о. Вениамина (Некрасова) и уже упоминавшегося ранее епископа Андроника, Георгиевскому женскому монастырю была передана великая святыня - икона с частицей Древа Животворящего Креста, частицей трости, которой был бит по голове Иисус Христос и двадцатью восемью частицами мощей святых угодников.

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_Свят...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010