Всякие отговорки, ссылки на другие проблемы военного времени будут выглядеть тем более неприлично, когда вспоминаешь, сколько замечательных культурных начинаний и гражданских инициатив родилось и было реализовано в годы Великой Отечественной войны. Даже когда страна жила под лозунгом: «Всё - для фронта, всё – для победы!» на них находились деньги. И теперь, когда началась поистине «Малая Отечественная» война не только за возвращение Малороссии и Новороссии, но, в первую очередь - за возрождение национального самосознания самого великорусского населения России, движение за воссоздание храма-мемориала в Божонках должно стать общенародным делом. Несколько слов в заключение. Если создание достойного памятника погибшим, как и прокладка асфальтированной дороги к нему, дело рук, в первую очередь, администрации Тверской области, то восстановление мемориального Покровского храма с приделом Святого Юрия (Георгия) Всеволодовича, не должно лечь тяжким грузом на одну только Тверскую епархию, хотя, безусловно, это её святое дело. Есть недавний пример, когда в селе Кистыш под Суздалем был найден в аварийном состоянии заброшенный храм, построенный самим А.В. Суворовым в память об отце, и благополучно отреставрирован трудами благотворительного фонда «Омофор»-Суворовский призыв» (в настоящее время – Региональная ООР ветеранов и инвалидов силовых структур «Омофор»), по инициативе генерал-майора в отставке А.В. Черкасова и его товарищей. На сегодняшний день вокруг Суворовского храма, при поддержке областной администрации и Владимирской епархии, уже сложилась целая инфраструктура и Кистыш используется в военно-патриотической работе, становится туристическим объектом. Силами той же организации в село проведён газ, заасфальтирована дорога, в результате, здесь возник приход, начало расти число жителей. История воссоздания Кистышского храма Василия Великого с памятником, культурным центром и т.п. должна служить, в данном и подобных случаях, образцом. Восстановление церкви в с. Божонка могло бы стать новым проектом для Российского Военно-исторического общества, других общественных патриотических организаций, объединивших для этого местные тверские силы, Тверское землячество в Москве и всех неравнодушных. У нас же теперь есть Юнармия, Движение первых, которым до всего должно быть дело, особенно в патриотических начинаниях!

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/16/...

В 1207 году, пытаясь помочь Рюрику, Всеволод Юрьевич при поддержке новгородцев и муромских князей совершил поход на Рязанскую землю. Большинство рязанских правителей, несмотря на клятву верности, данную владимирскому князю, склонялись к союзу с Черниговом. В результате вместо похода против Ольговичей Всеволод Юрьевич должен был арестовать рязанских князей и брать в осаду их города. Взятия Рязани удалось избежать благодаря посредничеству местного еп. Арсения (он был вынужден согласиться на выдачу во Владимир семей рязанских князей). Однако уже в 1208 году, раскрыв заговор рязанцев, Всеволод Юрьевич вывел своего сына Ярослава с княжения в Рязани (Ярослав княжил в Рязани с 1207), а ее архиерея, как и ранее князей, подверг заключению. Город и его пригороды были разорены и сожжены, а их жители выведены во Владимирское княжество. В 1210 году при участии митр. Матфея , приезжавшего из Киева во Владимир к Всеволоду Юрьевичу, произошло его примирение с Ольговичами: Всеволод Чермный сел в Киеве, а Рюрик Ростиславич получил Чернигов. Жены рязанских князей были освобождены из плена (но князья и др. рязанцы оставались в тюрьме до смерти Всеволода Юрьевича). В 1211 году новый союз был скреплен браком сына Всеволода Юрьевича блгв. кн. Георгия (Юрия) Всеволодовича и дочери киевского князя блгв. кнг. Агафии Всеволодовны . В 1199 году Всеволод Юрьевич и его старший сын Константин предприняли поход на Дон против половцев , кочевники уклонились от битвы. Начиная с 1200 году владимирский князь стремился держать на новгородском столе кого-либо из своих сыновей: в 1200-1205 и 1208-1210 гг. это был блгв. кн. Святослав Всеволодович , в 1205-1208 - Константин . Однако в 1210 году новгородский стол сумел занять блгв. кн. Мстислав Мстиславич , представитель младшей ветви правителей Смоленска. На юге Руси Всеволод Юрьевич держал под контролем такое важное владение потомков кн. Юрия Долгорукого, как Переяславль Русский , в 1198 году на Переяславскую кафедру был поставлен по настоянию Всеволода Юрьевича еп. Павел , в 1200 году в Переяславле на княжении появился сын владимирского князя блгв. кн. Ярослав Всеволодович , который сменил умершего племянника Всеволода Юрьевича кн. Ярослава Мстиславича (+ 1198). В 1206 году в Переяславле правил др. сын князя Всеволода - Владимир .

http://drevo-info.ru/articles/13678567.h...

Здесь же находится большой рельеф Георгия Победоносца, небесного патрона князя Юрия Долгорукого. Святой Георгий изображен в воинских доспехах, с копьем и миндалевидным щитом. На щите - эмблема владимирской княжеской династии - вставший на дыбы барс. Хорошо сохранилось проработанное до малейших деталей изображение Святого Георгия в кольчуге и плаще. Северный фасад также украшают изображения одетых в русскую традиционную одежду кентавров, опутанных сложным орнаментом. На фоне растительного узора на стенах Георгиевского собора можно видеть маски воинов и дев, фигуры грифонов и сиринов. Среди каменных рельефов собора - и портрет князя Святослава Всеволодовича. А на одном из камней обнаружена надпись «Баку(н)». Видимо, так звали скульптора собора, руководившего бригадой резчиков. Внутри храм просторен и величествен. Это достигается за счет широко расставленных и придвинутых к стенам столбов, на которые опираются своды. Алтарь отделен от основного пространства храма невысокой преградой с каменным резным Деисусом. В соборе сохранилась усыпальница Святослава Всеволодовича, умершего в 1352 году. В своем первозданном виде Георгиевский храм до наших дней не дошел. В 1460-х годах его верх обрушился. Больше всего пострадал южный фасад, он был разрушен почти целиком. Северный фасад сохранился практически нетронутым. В 1471 году для восстановления собора из Москвы приехал архитектор Василий Ермолин, первый русский мастер-реставратор, восстанавливавший церкви во Владимире. Перед ним стояла труднейшая задача: надо было воссоздать храм так, чтобы фигурные резные блоки снова образовали сплошной каменный узор, объединенный общим замыслом. Никаких рисунков и чертежей не было, а многие блоки в результате обвала разрушились. Мастер сделал всё, что мог. Собрал и восстановил крупные фрагменты собора, в частности северный портал. Но полностью сохранить прежний рисунок ему не удалось. Некоторые камни положены в «творческом беспорядке», часть резных блоков пошла на новую кладку стен. Некоторые элементы каменного декора все же были восстановлены - изображение Троицы на южном и святых - на западном фасадах храма. Позже часть каменной росписи пострадала из-за того, что в стенах собора устроили широкие окна. В 1781 году над западным притвором храма возвели новую колокольню, а сам собор покрыли четырехскатной крышей. В XIX веке были расписаны интерьеры храма. Тогда же к Георгиевскому собору пристроили ризницу и Троице-Крестовоздвиженскую церковь. Однако колокольня и эти строения погибли в годы советской власти.

http://sobory.ru/article/?object=00203

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЛЕБ ВСЕВОЛОДОВИЧ († 1170?), блгв. кн. городенский (пам. 6 июля), 2-й сын 1-го городенского кн. Всеволод(к)а (не позднее 1117-1141/42) и Агафии, дочери киевского кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха. Княжеский стол Всеволодка в Городне, вероятнее всего, следует видеть в совр. Гродно, в верховьях Немана; др. локализации - напр., в низовьях Горыни - не учитывают наличия монументальных остатков древнерус. княжеского центра XII в. в неманском Гродно. Городенское княжество, вероятно, было создано Владимиром Мономахом между 1113 и 1117 гг. в целях военно-политической стабилизации пограничья с Литвой, а также для наступления на турово-берестейские владения его племянника кн. Ярослава Святополчича. Происхождение городенских князей неясно; закрепившееся в науке представление (идущее от В. Н. Татищева ), будто Всеволодко был сыном дорогобужского кн. Давида Игоревича, внука блгв. киевского кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого, скорее всего является недоразумением (см.: Назаренко; ср. возражения Плахонина). Г. В. впервые упоминается в Ипатьевской летописи под 1144 г., когда он вместе со старшим братом Борисом участвовал в походе киевского кн. Всеволода (Кирилла) Ольговича на Галич. Это значит, что, как и их отец, они скорее всего находились под верховной властью Киева. Городенским князем в это время был Борис. О месте княжения Г. В. можно строить предположения: возможно, им был Волковыск, позднее определенно входивший в Городенское княжество. Городенский кн. Борис участвовал в борьбе за киевский стол на стороне Изяслава (Пантелеимона) Мстиславича против кн. Юрия (Георгия) Владимировича Долгорукого (1149-1151), Г. В. в этих событиях летописью не упоминается. В 1166 г. городенским князем под рукой блгв. киевского кн. Ростислава (Михаила) Мстиславича назван Г. В. (по приказу киевского князя он участвовал в походе к Каневу для охраны идущих «из Грек» рус. купцов). Как и его младший брат Мстислав, Г. В. выступил на стороне волынского кн. Мстислава (Федора) Изяславича в борьбе за Киев (в 1167 и 1170), однако, он не принял активного участия в действиях. Возможно, этим обстоятельством объясняется тот факт, что после взятия Киева в февр.-марте 1170 г. Мстислав Изяславич заключил договор только с младшим братом Г. В.- Мстиславом Городенским. Др. объяснением может служить предположение, что Г. В. к этому времени уже не было в живых (впрочем, при описании событий лета - осени 1173 летопись упом. не названных по имени городенских князей - ПСРЛ. Т. 2. Стб. 574).

http://pravenc.ru/text/165105.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Древней Руси. Персоналии ДИМИТРИЙ (ФОМА) КОНСТАНТИНОВИЧ (ок. 1321/22 - 1383), вел. кн. Владимирский (1360-1363), кн. суздальский (1355-1383), вел. кн. Суздальский и Нижегородский (1365-1383) ЕВДОКИЯ ДИМИТРИЕВНА (в монашестве Евфросиния; ок. 1352/57 - 1407) вел. кнг. Московская, прп. (пам. 17 мая, 19 мая, 7 июля, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) ЕВПРАКСИЯ (в миру Евфросиния (?); † ранее 1243), псковская кнг., супруга (вероятно, 2-я) псковского кн. Ярослава Владимировича, прмц. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых и в Соборе Белорусских святых) ЕВФРОСИНИЯ (Предслава Святославична; ок. 1104 - 23.05 (1173 или 1167?)), Полоцкая, игумения, прп. (пам. 23, 24 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ИГОРЬ (ум. зимой 944/5 или 945/6), киевский кн., супруг равноап. кнг. Ольги, отец киевского кн. Святослава Игоревича ИРИНА [Ингигерд] († 1051), 2-я (после св. кнг. Анны) супруга новгородского (позднее киевского) кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого КОНСТАНТИН ВСЕВОЛОДОВИЧ (30-е гг. XIII в., не позднее окт. 1238 - нач. 60-х гг. XIII в.), блгв. кн. Ярославский (пам. 8 июня, 3 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) КОНСТАНТИН ВСЕВОЛОДОВИЧ (1185-1218), вел. кн. Владимирский (1216-1218), кн. новгородский (1205 - зима 1207/08) и ростовский (1208-1218) КСЕНИЯ ЮРЬЕВНА (в монашестве Мария) († 1312), блгв. кнг. Тверская (пам. 24 янв., в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА (после 1212 - 1238), мц. (пам. 4 февр., 23 июня - в Соборе Владимирских святых), кнг. Владимирская, дочь Киевского вел. кн. Владимира (Димитрия) Рюриковича, жена св. мч. Георгия (Юрия) Всеволодовича МАРИЯ ДИМИТРИЕВНА (в иночестве Марфа; † 6.11.1316, Псков), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), кнг., жена псковского св. блгв. кн. Довмонта (Тимофея) МАРИЯ ШВАРНОВНА (в иночестве Марфа; † 1206), блгв. кнг. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), 1-я жена Владимирского вел. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо

http://pravenc.ru/rubrics/134128_2.html

Невеля и участвовал на съезде князей, русских и польских в Тернове, в 1262 г.; помотал Волшелгу, князю литовскому, против Миндовга, в 1264 г.; овдовел, в 1265 г.; воевал с Ляхами и разбил их, у Червева, в 1268 г.: ум. во Владимире-Волынском, в 1269 г. Тело его погребено там же в Богородицком храме, кафедральном тогдашней владимиро-волынской «епископии». – Был женат, с 1226 г. на Доораве-Елене Юрьевне (Георгиевне), княжне суздальской 702), от брака с которой оставил сына: Владимира-Ивана, князя волынского 531) и дочь Ольгу ), за Андреем Всеволодовичем, князем черниговским 309). 515. Василько (Василий) Святославич 515. Василько (Василий) Святославич, князь полоцкий, по г. Соловьеву, старший из трёх сыновей Святослава-Юрия (Георгия) Всеславича, князя полоцкого ), от брака с неизвестной, праправнук св. Владимира 54) и Рогнеды 164). – О времени и месте его рождения сведений нет; летописно посажен Полочапами на стол полоцкий, вместо изгнанного ими князя Святополка Мстиславича ), в 1131 г.; выехал на встречу св. Всеволоду Мстиславичу, князю новгородскому 36), сыну Мстислава I Владимировича, великого князя киевского 143), гонителя князей полоцких, шедшему мимо Полоцка, и, забыв великодушно злобу его отца, целовал к нему крест, «яко не поминати, что ся деяло преже сего», в 1138 г.; выдал свою дочь, неизвестную по имени, за Святослава Всеволодовича, князя северского ), в 1143 г. – Время его смерти н место погребения тела не указываются. – Примечание. По г. Соловьеву, князь этот, именуемый у Карамзина Васильком (Василием) Рогволодовичем 512), от брака с неизвестной, оставить, кроме дочери, трех сыновей: Всеслава 592), Брячислава 414) и Володшу (Владимира 569), князей полоцких, – к которым, у Карамзина, прибавлен еще Изяслав, князь полоцкий же 915). – Слич. 512. 516. Василько Юрьевич (Василий Георгиевич) 516. Василько Юрьевич (Василий Георгиевич), князь поросений (на Поросье), средний из трёх сыновей Юрия (Георгия) I Владимировича Долгорукого, князя суздале-ростовского и, троекратно, великого князя киевского 191), от второго брака с царевной греческой, именуемой в некоторых сказаниях, Ольгой, в иночестве Евфросинией 155).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

236. Александр Даниилович, кн. московский, второй из пяти сыновей св. Даниила Александровича, князя московского 66), от брака с неизвестной, именуемой, в некоторых сказаниях, Марией 120). – О времени и месте его рождения – сведений нет; «недовольный – как утверждает Карамзин – жестокостью» Юрия (Георгия) Даниловича, князя московского 193), сто старшего брата, он удалился в Тверь, в 1306 т. и ум. – вероятно, там же – осенью 1308 г, – Ничего больше о нем неизвестно. – Примечание. Любопытно, что летописи: Новгородская Четвертая и Софийская Первая относят смерть этого князя к 1305 г. 237. Александр Даниилович 237. Александр Даниилович, прозванием Взметен , князь суздальско-нижегородский, единственный сын Даниила Борисовича, князя суздальско-нижегородского 648), от брака с Марией, в иночестве Мариной ). – Именуется летописно однажды, по случаю женитьбы его на Василиссе Васильевне 419), дочери Василия Дмитриевича, великого князя московского 45), вдове Александра Ивановича Брюхатого, князя суздальского 245), в 1418 г. 238. Александр Дмитриевич 238. Александр Дмитриевич, князь друцкий, пропущеный родословными, потомок Мономахов в XI колене, один (неизвестно который по старшинству) из четырех сыновей Дмитрия Семеновича, князя друцкого 692), праправнука Александра Всеволодовича, князя бельзского и владимиро-волынского 232). – Летописи именуют его только однажды, в числе князей, союзников Витовта, великого князя литовского, убитых Татарами Тимур-Кутлука, в сражении на реке Ворскле. 12 августа 1399 г. 239. Александр Дмитриевич 239. Александр Дмитриевич, кн. московский, средний из трех сыновей Дмитрия Александровича, вел. кн. Владимирского 69), от брака с неизвестной, – Летопись именует его однажды, потому случаю, что он, быв послан отцом в Орду, ум, там, в 1292 г. Никаких других сведений о нем нет. 240. Александр Дмитриевич 240 . Александр Дмитриевич, князь ростовский, единственный сын Дмитрия Борисовича, князя ростовского 668), от брака с неизвестной. – Именуется только в летописи Воскресенской, отмечающей рождение его, от Дмитрия Борисовича, под 6894=1286 г, (П. С. Р. Л. т. VII, с. 179). – О времени и месте смерти его – сведений нет. Родословные: так называемой, «Бархатной книги» (ч. I, с. 175), Строева (Ключ к Ист. гос. росс. росп. X. степ. 14. Изд. 1844) и кн. Долгорукого (Росс, родосл, книга ч. I. с. 206. Изд. 1856) – утверждают, что он оставил одного сына, Юрия (Георгия), князя ростовского ) Примечание. Князь этот, тем не менее, сомнителен. Летописи: Троицкая (П. С. Р. Л. т. I. с. 227), Новгородская Четвертая (П, С. Р. Л. т. IV. с. 44) и Софийская Первая (П. С. Р. Л. т. V. с. 201), говорят, под одним и тем же 6794=1286 г., о рождении сына Александра не у Дмитрия Борисовича, князя ростовского, а у его брата, Константина Борисовича, князя угличского ), Того же держится и г. Соловьев (Ист. Росс. etc. т. III. с. 272. Изд. 1870), а Карамзин думает иначе (Ист. Гос. Росс. т. IV. прим. 182. изд. 1842). 241. Александр Иванович

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОЛЕГ ИГОРЕВИЧ Красный († конец дек. 1237, окрестности г. Пронска (ныне рабочий пос. в Рязанской обл.) (?)), кн. Рязанский. Из рязанских Рюриковичей. Предположительно младший сын рязанского кн. Игоря Глебовича († 1195), родной брат рязанского кн. Георгия (Юрия) Игоревича , дядя Рязанского св. блгв. вел. кн. Олега Ингваревича . В большинстве справочников и исследований О. И. отождествляется с блгв. вел. кн. Рязанским Олегом Ингваревичем. Так, напр., решали проблему его идентификации Д. С. Лихачёв и вслед за ним И. А. Лобакова ( Лихачёв. 1949. С. 257; Лобакова. 1997. С. 476). Нек-рые исследователи вопреки наблюдениям А. Е. Преснякова ( Пресняков. 1918. С. 225-226) отрицали сам факт смерти О. И. в 1237 г., т. к. Олег Ингваревич умер в 1258 г. (см., напр.: Кусков В. В. История древнерус. лит-ры. М., 19986. С. 141). Биография Основные сведения о деятельности О. И. есть в древнерус. летописях и поздних хронографах XVI-XVII вв., в «Повести о разорении Рязани Батыем», древнейший список которой сохранился в составе рукописного сборника 2-й трети XVI в., происходящего из б-ки Иосифова Волоколамского монастыря (РГБ ОР. Ф. 113. 526. Л. 229-258 об.). Вероятно, О. И. был в числе князей («своеи братии»), о к-рых говорится в источниках в связи с победой рязанского кн. Ингваря Игоревича в 1219 г. над русско-половецким войском князей Глеба и Константина Владимировичей (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 444; Т. 7. С. 126; Т. 15. Вып. 1. Стб. 329; Т. 24. С. 87; Т. 25. С. 116; Т. 30. С. 85; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. СПб., 2002р. С. 305). Во второй раз о действиях О. И. косвенно свидетельствуют летописные источники в известиях 1237 г., когда поздней осенью в Рязани местные князья во главе с кн. Юрием Игоревичем, а также правители Мурома и Пронска проводили совет, на к-ром решался вопрос о дальнейших действиях после захвата монголами рязанской пограничной крепости Нузла. Было принято решение не пускать монг. послов в города, а выехать к ним на переговоры «на Воронажь». Выслушав требование о десятине «во всем», князья заявили 3 монг. дипломатам, что «олна нас всех не будеть, тоже все то ваше будеть». С «Воронажа» рус. князья отпустили их во Владимир ко двору Владимирского св. блгв. вел. кн. Георгия (Юрия) Всеволодовича , у к-рого правители Рязанской земли «просяче помочи» (ПСРЛ. Т. 3. С. 74-75).

http://pravenc.ru/text/2578289.html

Василий Ермолин заново сложил своды храма, но добиться прежней горделивой торжественности собора ему не удалось. В своем нынешнем виде Георгиевский собор кажется массивным и грузным, как бы врастающим в землю. Существующая сейчас огромная луковичная глава и широкий тяжелый барабан давят на и без того приземистый кубический объем храма. Несмотря на кажущуюся массивность, храм очень невелик и полностью сохраняет размеры первоначальной постройки 1152 года - времен Юрия Долгорукого. Внутри храм очень просторен. Этот простор достигнут за счет того, что столбы, на которые опираются своды собора, широко расставлены и придвинуты к стенам. С пространством храма сливается помещение алтаря, отделенное невысокой алтарной преградой с каменным резным Деисусом. В соборе сохранилась усыпальница строителя храма - князя Святослава Всеволодовича, пережившего татарское нашествие и умершего в 1352 г. Но, конечно, интерьер собора не идет ни в какое сравнение с убранством его фасадов. На серебристо-желтых белокаменных стенах можно бесконечно любоваться причудливым хаосом каменной резьбы и скульптур. Многолетние исследования специалистов - искусствоведов и реставраторов - сегодня позволили практически полностью раскрыть первоначальный замысел строителей собора и восстановить первоначальную систему резьбы Георгиевского собора. Главными композициями, украшавшими фасады собора, были " Преображение " , " Троица " и " Семь отроков эфесских " - на западном фасаде, " Распятие " , " Три отрока в пещи огненной " и " Даниил во рву львином " - на северном, " Вознесение " , " Богоматерь Оранта " и " Вознесение Александра Македонского " - на южном фасаде. В пролетах аркатурного пояса находилась целая вереница фигур святых - этот прием напоминает готические соборы Европы. На северном фасаде изображены святые воины-покровители князей владимирской династии (характерно, что среди них нет патрона князя Константина Ростовского, сына Всеволода Большое Гнездо - родичи не простили, что Константин в битве на реке Липице выступал против своих братьев). Здесь же находится большой рельеф Георгия Победоносца, небесного патрона князя Юрия Долгорукого - основателя Юрьева. Святой Георгий изображен в воинских доспехах, с копьем и миндалевидным щитом. На щите - эмблема владимирской княжеской династии: вздыбленный барс.

http://sobory.ru/article/?object=00203

Активный благотворитель, М. жертвовал средства на устройство в Н. Новгороде 2-го епархиального приюта и стипендии в нем, на содержание епархиальной жен. богадельни и др. На средства М. был открыт епархиальный приют с общежитием (на 25 сирот) при Желтоводской обители. В 1883 г. в Н. Новгороде был учрежден Комитет об-ва улучшения народного труда, целями которого были организация в городе народных чтений для рабочих и оказание содействия ремесленным школам. М. был избран почетным председателем комитета, привлекал к его деятельности влиятельных нижегородцев. За год до отъезда из Н. Новгорода осуществилось другое начинание М. «С целью развития народного образования» 4 февр. 1884 г., в день памяти вел. кн. Георгия (Юрия) Всеволодовича , М. выступил с инициативой образовать Епархиальное братство св. блгв. кн. Георгия Всеволодовича. Ко времени открытия братства в епархии существовало 56 церковно-приходских школ. В год начала его деятельности количество школ увеличилось на 43, а к 1885 г. открылось еще 35 учебных заведений. М. участвовал в деятельности Нижегородского братства святых Кирилла и Мефодия, созданного для помощи беднейшим воспитанникам губернской гимназии ( Дорофеев. 2006. С. 138-142). 7 июня 1885 г. М. был назначен епископом Вятским и Слободским. В прощальном слове к нижегородцам 23 июня он восклицал, что никогда не забудет Н. Новгород, «сорок три года знакомый мною, с его живыми и почившими гражданами. Скорее забуду все другие города, в которых воспитывался и жил, нежели тебя, славный торговый град и соединенный со многими для меня воспоминаниями» ( Галай. 1999. С. 14). Впосл. на личные средства М. в Н. Новгороде был открыт приют для девочек-сирот (1887), названный в его честь Макарьевским. В 1888 г. М. был избран почетным членом Нижегородского братства Св. Креста. Надгробие архиеп. Макария (Миролюбова) в Алексиевской ц. Благовещенского мон-ря в Н. Новгороде. Фотография. 2012 г. Надгробие архиеп. Макария (Миролюбова) в Алексиевской ц. Благовещенского мон-ря в Н. Новгороде.

http://pravenc.ru/text/2561392.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010