Замолкло его вдохновенное слово, В могиле холодной глубоко лежит Наш благостный пастырь. Но смерти суровой Печать побеждена. Не мертв он, но спит. В день престольного праздника в кафедральном соборе в честь Рождества Пресвятой Богородицы, где я служил литургию, я получил письмо от сожителей о. Кириака, в котором они сообщали, что «радость и ликование были велии у нас по поводу сего», и описывали, какое впечатление на них произвел мой ответ. Причем писали они своему другу Михаилу Васильевичу, так как писари там малограмотные, а он уже пересылал мне. «Дорогой и незабвенный друг наш! Здравствуй! С большой радостью сообщаем тебе, что мы получили твою посылку. В ней были письма Высокопреосвященнейшего Владыки Нестора, а также три портрета его. Как только Валентин Николаевич вскрыл конверт и вынул оттуда письма и портреты, так сам весь побледнел и руки затряслись от волнения. Он побежал бегом к постели нашего батюшки Кириака и дал ему в руки. Надел очки и, как увидел он портрет, так и застонал: «Он, он, святитель Божий! Хорошо я помню на нем наперсный крест на наградной ленте Георгия. Он заслужил его, как ангел-спаситель и хранитель, а теперь он – святитель Божий. Ох, какой я окаянный!» Затем он попросил читать письма. А сам плачет и плачет, как младенец. Прочтут ему несколько слов, а он тихо скажет: «Подождите, дайте мне насладиться этими словами. Я маленько повспоминаю». Ждем, а он закроет глаза и думает. Потом опять велит читать дальше. Опять остановит, о чем-то думая. А то попросит письмо себе в руки и так это благоговейно с трепетом прижмет его к груди и держит, держит минуты две-три. А потом целовать начнет. Раз двадцать читали ему эти письма и стихотворение «Радостная Пасха у прокаженных». Часто говорил первые два-три дня так: «Святый многострадальный Иов, помолись Богу за меня, окаянного! Там, там, на берегу нашего моря, он сделал храм в честь тебя, Праведника Божия». Мы все просили его, чтобы он сказал, какой ответ написать великому Владыке, а он все плачет и плачет, как ребенок, и никак не желает или не может успокоиться. Махнет рукою тихо и шепчет: «Большое дерзновение будет мне, окаянному, писать моему Господину и Божьему святителю. Я недостоин развязать подвязки обуви на праведных стопах этого ангела земного, а вы хотите, чтобы я писать велел ему».

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Я встречался с теперешним Патриархом Варнавой, тогда еще молодым епископом, в Петербурге в Александро-Невской лавре, где мы оба тогда останавливались, когда я был архимандритом. И я глубоко счастлив был возобновить это радостное духовное общение с великим духовным вождем православного славянского народа, столь родного нам. И с его стороны встретил я глубокую трогательную отеческую любовь. Во все время нашего пребывания в Карловцах мы обедали и ужинали в патриаршей трапезной. Там за ежедневными трапезами тесной и дружной единодушной семьей объединялись сербские митрополиты и епископы с русскими архипастырями. Там и мы познакомились со всеми с ними, с этими истинными вождями своего народа, из которых многие разделяли со своим народом и скорбь, и страдания в страшные дни военных бурь. Мы встретили там Иосифа, митрополита Скоплянского, человека огромной энергии, крепкой воли, светлого ума, горячего патриота. В период войны с сербскими партизанами скрывался он, будучи еще иеромонахом, в глубине гор, ночуя под открытым небом, проходя где пешком, где верхом на лошади опасные и труднопроходимые места. И доныне он верхом объезжает многие горные места и селения своей епархии. Познакомились мы с благостным, добрым и ласковым епископом Вениамином, воспитанником русской Кишиневской семинарии, отнесшимся особенно ласково к нам, гостям далекого Востока. Он также перенес вместе со своей паствой тяжелый исход народа из Сербии в Албанию и на остров Корфу во время Великой войны, основав там в тяжелых условиях изгнания сербскую гимназию. Встретили там и великого духовного наставника всего православного сербского народа епископа Николая Охридского, златоуста Сербской Церкви, неустанно трудящегося на ниве пробуждения народной совести, укрепления веры православной своими миссионерскими письмами, своими огненными проповедями. Много и других епископов, выдающихся своими талантами и горячей ревностью в церковных трудах, имеет Сербская Церковь . Из них необходимо еще указать старца Владыку Георгия Банатского, глубоко духовного, глубоко благородного, истинного отца своего народа; митрополита Досифея, с которым мы познакомились в Загребе, где я читал лекции; Владыку Тихона, главного помощника патриаршего; Владыку Емелиана, доброго и чуткого; глубоко культурного Владыку Иринея Новосадского и митрополита Черногорского Гавриила – человека выдающихся талантов и энергии, скромного и смиренного Владыку Викентия, Владыку Серафима Призренского и других.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

По бокам центральной лампады видны другие, также украшенные орденами и медалями. И конечно прежде всего здесь приковывает взор священнейший орден – крест святого Георгия. Святой Георгий – белая эмаль, Простой рисунок... Вспоминаешь кручи Фортов, бросавших огненную сталь, Бетон, звеневший в вихре пуль певучих. А. Несмелое 426 Пред самым образом опускается золоченая большая лампада – дар коренной жительницы Харбина – И. Т. Вересотской. И неугасимыми огоньками светятся все эти светильники в святой прекрасной часовне – памятнике нашей былой славы. По бокам иконостаса, на аналоях в особых кивотах хранятся дары архиепископу Нестору в 1911 году от Государя Императора – образ преподобного Серафима Саровского и от Наследника Цесаревича – панагия Всемилостивого Спаса – Крест Камчатского Братства. 427 Обе царские святыни украшены боевыми орденами и медалями и вправлены в ажурный серебряный художественный оклад. 428 Но не только о земной, так быстро переходящей славе вещает эта часовня. «Вознесох избраннаго от людей Моих», 429 – гласит надпись над входом в часовню, внутри ее. В тот страшный час, когда врагам казалось, что они повергли Божиих Помазанников в самую глубокую пропасть падения и мучительной смерти, тогда-то Воля Божественная избрала их и вознесла Избранников Своих на высоту Вечной Славы в века и века. И тут же под осенением этих слов псаломских видим мы литые изваяния самих Мучеников – Царя и Мученика-Короля, Богом избранных и венчанных, сначала царственным, а потом мученическим венцом. Грозным предостережением и постоянным напоминанием нам о покаянии звучат слова других двух надписей по правую и по левую сторону во внутренности часовни: «Бога бойтесь, царя чтите», 430 и «Не прикасайтесь Помазанным Моим». С каждой стороны этих надписей смотрят очи херувимов, застывших в молитвенном спокойствии. Как стражи Божественных глаголов, взирают они спокойными очами на грешную землю, но самый взор их непрестанно напоминает о вечности и непреложности Божественной Правды. И в святой час освящения священной часовни да раскроется каждое русское сердце пред веянием молитвы, пред тенями былой славы, зовущей нас, и да вознесутся пламенные молитвы к Творцу, в Чьих руках все судьбы Вселенной.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Кафедральный собор во имя блгв. кн. Александра Невского в Ижевске. Между 1816 и 1823 гг. Архитекторы А. Д. Захаров и С. Е. Дудин Кафедральный собор во имя блгв. кн. Александра Невского в Ижевске. Между 1816 и 1823 гг. Архитекторы А. Д. Захаров и С. Е. Дудин После издания Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергием и Синодом указа о разделении Воткинской епархии между 5 соседними епархиями в окт. 1927 г. еп. Виктор (Островидов) направил митр. Сергию письмо с критикой «Декларации» 1927 г. и с просьбой не закрывать Воткинскую кафедру. Синод сделал выговор архиерею, затем последовал указ о его назначении епископом Шадринским с правом управления Свердловской епархией, к-рому еп. Виктор не подчинился. 15 дек. на Ижевскую кафедру был назначен еп. сщмч. Онисим (Пылаев) с поручением временного управления Вятской епархией. Еп. Виктор не признал этого назначения, вскоре был запрещен в священнослужении, однако прещениям не подчинился и продолжал управлять приходами Вятской и Ижевской епархий. 22 дек. 1927 г. Глазовское духовное управление признало еп. Виктора своим архиереем, на территории Ижевской епархии приходы викториан действовали также в Ижевске и Воткинске. Решением Синода 11 апр. 1928 г. по «делу о нестроениях в Ленинградской, Ярославской, Воткинской и Воронежской епархиях», в частности, было подтверждено запрещение еп. Виктора. 4 апр. того же года архиерей был арестован в Глазове, приговорен к 3 годам лагеря. В 1929-1937 гг. Глазовская кафедра, по-видимому, не входила в Ижевскую епархию, но существовала самостоятельно. 22 февр. 1929 г. Заместитель Патриаршего местоблюстителя назначил епископом Глазовским, временно управляющим Вятской епархией, Авраамия (Дернова) , 7 янв. 1937 г. возведенного в сан архиепископа. 10 мая 1937 г. архиерей был арестован, после чего Глазовская епархия слилась с Ижевской. В 1930 г. к викторианам присоединился отделившийся от митр. Сергия Ижевский еп. Синезий (Зарубин) . 26 фев. 1930 г. постановлением Синода еп. Синезий был уволен от управления епархией, но продолжал служить в Успенской ц. Ижевска без согласия временно управлявшего тогда Ижевской епархией Нолинского еп. Георгия (Анисимова) . Определением Заместителя Патриаршего местоблюстителя от 4 июня 1930 г. еп. Синезий был запрещен в священнослужении, покаяния не принес, продолжал служить в Успенской и Свято-Троицкой церквах в Ижевске, пользовался любовью правосл. удмуртов. Своим архиереем еп. Синезия признавало ок. 15 приходов Ижевской епархии (а также ок. 80 общин в соседних епархиях). 24 мая 1931 г. епископ был арестован. С кон. 1934 г. викториан окормлял сосланный в Северный край еп. сщмч. Дамаскин (Цедрик) . Массовое закрытие храмов и разгром викторианского движения произошли во 2-й пол. 30-х гг.

http://pravenc.ru/text/293818.html

игумен промывши его водой, дал нам возможность полюбоваться искусно составленным из разноцветных камней деревом, с сидящими на нем, точно живыми, птичками. Церковь пребедная, и открыта для служения только в 1879 году; потолок в ней камышовый и светится насквозь; иконостас – это ширма, обтянутая коленкором, по которой и развешены иконы, из коих только две наместные – препод. Георгия Хозевита и Благовещения, – написанные на дереве, а прочие – бумажные, самой низкой пробы; обязанность подсвечников выполняют два кола, воткнутых в расселины камней, и к ним усердствующие лепят свечи. За сим повели нас к тому пустынному месту, где родитель Приснодевы, Св. и Праведный Иоаким, оплакивал свое бесчадие и о бесчадии поношение от ближних и пламенно молился, присоединив к молитве и 40-дневный пост, сказав в себе: не возвращусь в дом свой, и слезы мои будут мне вместо хлеба до тех пор, пока Господь не услышит молитвы моей и не посетит меня радостью Бог Израилев, разрешив мое неплодство, и где ангел Господень обрадовал его же словами: «Се жена твоя зачнет и родит тебе дщерь, от Которой радость будет всему миру. И вот тебе знамение истины моего благовестия: иди в Иерусалим к церкви Господней; там найдешь у златых врат жену твою Анну». На этом месте была церковь во имя Св. Богоотец, но она подверглась еще большему разоренью от безбожников; на остатках стен виднеются священные изображения с выткнутыми глазами, а на полу – жалкие последки мозаики, место церкви наскоро ограждено грудою уцелевших камней. В Хозеве теперь идут работы: игумен устраивает для удобства богомольцев мостик чрез сказанный поток, и, где можно, кельи для братии, которой в настоящее время налицо – 4 души. Есть здесь, в отвесистых скалах, и природные кельи-пещеры, но они более удобны для жилья птицам небесным, которые и приютились в них в великом множестве, в особенности скворцы и щуры, привлекаемые сюда даровым обильным кормом, подаваемым щедрою рукою пустынной братии от крупиц своей трапезы; впрочем, в одной из них поселился один монах, по имени Антоний, но проникнуть в его келью можно не иначе, как только спустясь по веревке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как бы нарочно, эти деревья простирали свои ветки на улицы, чтобы доставить тем благодетельную тень, защищая в числе прочих и нас, усталых дальних путников севера, от палящих полуденных лучей сирийского солнца. Вдруг разостлалась пред нами прелестная ширь окрестных полей, с зелеными, как рута, высокими хлебными злаками, огражденными, как стеной, толстыми колючими кактусами. Мы останавливались, чтобы вдоволь налюбоваться прелестями, разнообразием и пышностью весенней сирийской флоры и насытиться ее здоровым благовонным воздухом; наконец, дошли мы до того места, где Святой Георгий поразил чудовище – змея, нежданно явившись царской дочери, выведенной по дошедшей до нее очереди на съедение ему. На этом месте прежде стоял большой храм, воздвигнутый обрадованным царем – отцом избавленной от смерти девицы, во имя Святого Георгия. Под алтарем этого храма впоследствии явился чудесный источник воды, подающий верующим, черплющим, причащающимся и мажущимся ею, освящение, здравие и благословение, который поэтому и теперь привлекает к себе многих поклонников; но теперь стоит здесь небольшая бедная турецкая молельня, так как это место у мусульман в великом почете. Чрез узкую калитку нас впустила арабка в небольшой чистенький дворик, усаженный лимонными деревьями и розовыми кустарниками, и потом, когда мы приблизились к дверям турецкой молельни, арабка предлагала каждому и каждой из входящих прежде сбросить обувь и положить за вход бакшиш на блюдо: все это мы сделали. Меня, как священника, ввели в самое священное отделение этой молельни, соответствующее нашему алтарю, где муллы творят свои молитвы. Оно завешено во всю ширину зеленой шелковой драпировкой, за которой стояли два турецких знамени. – Мне позволили поставить на вбитых здесь колышках принесенную икону Великомученика и зажечь перед ней припасенные нами свечи. В большом восторге от устроившегося таки благоприятно нашего богомолья на чужой варварской стороне, в иноверной молельне, и на таком знаменательном месте, я, возложив епитрахиль, с крестом в руках, возгласил гласом радования: «Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно, и во веки веков!» Трудно передать словами все то, что говорили нами в это время чувства! О, с каким умилением все мы сообща запели, пав на колена и воздев руки к образу Победоносца: «Яко пленных свободитель и нищих защититель, немощствующих врач, царей поборниче, победоносче Великомучениче Георгие, моли Христа Бога спастися душам нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1929 г. в селе был арестован священник о. Василий (Анисимов), в 1937 г. о. Василий (Берстнев), о. Аркадий (Невский) и псаломщик Александр (Герасимов). Были репрессированы о. Алексей (Бобков) и псаломщик Филипп (Герасимов). Храм был закрыт в 1937 г., были сброшены колокола и сожжены иконы. До 1950 г. храм стоял закрытым. С этого года в храме была устроена МТС. В алтарной части была кузница, а в других местах стояли токарные и слесарные станки для ремонта тракторов. С 1957 г. в помещении храма устроили гараж. В 1960 г. полуразрушенный, оскверненный храм местная власть хотела взорвать. Жители села выступили против администрации и Господь не попустил этого страшного акта. Как памятник начала 19 века, храм был отремонтирован в 1980 г.: снаружи побелен, вставлены окна и т. д. В 1990 г. усилиями жителей села и священником с. Ликино о. Василием Плескуном храм был вновь открыт. Первая литургия была совершена на Пасху в 1991 г. В настоящее время в храме совершаются регулярные богослужения. По материалам сайта «Православие на земле Судогодской» http://www.sudogda.ru/  С уточнениями и дополнениями, любезно присланными Михаилом Александровичем Юрищевым, ведущим научным сотрудником Российской академии наук, ветераном труда Известный краевед и исследователь Владимирской земли XIX в. К. Тихонравов полагал помимо прочих интересов важным для себя при осмотре достопримечательностей помечать и переписывать надписи на колоколах. Вот что он пишет про Мошок: «Судогодского уезда на колокольне при церкви села Мошка колокол весом в 12 пудов, на нем вылито: «Лета приложил в вотчину свою в дом Пресвятыя Богородицы Князь Алексей Иванович Из книги Тихонравов К. Владимирский сборник. Материалы для статистики, этнографии, истории и археологии Владимирской губернии. - Москва 1857г. стр. 46 Прим. О.Щ.: от Р.Х.  Текст из книги приводится в современной транскрипции, в оригинале через Ять «Олекс’Ъй Ивановичъ Воротынской». Каменный храм в селе Мошок прихожане начали возводить в 1802 году на собранные деньги и на средства (выделил 500 рублей) помещик и стеклозаводчика Ивана Небольсина. Тёплые приделы храма были завершены в 1808 году, а холодная церковь - лишь в 1815 году. В храме находились иконы греческого письма с изображением святых князей, почитаемых во Владимирской земле: Георгия Всеволодовича, Андрея Боголюбского, Глеба Владимирского, мученика Авраамия Болгарского и других, а также два напрестольных Евангелия, датируемых 1606 годом. Престолов в этом храме было три: главный во имя Успения Пресвятой Богородицы, в теплой трапезе в честь Казанской иконы Божией Матери и св. апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.

http://sobory.ru/article/?object=02041

Архив Пн В неделю Крестопоклонную Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию свт. Василия Великого в Храме Христа Спасителя и возглавил хиротонию архимандрита Сергия (Иванникова) во епископа Каменского и Алапаевского 18 марта 2012 г. 15:12 18 марта 2012 года, в неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. За Литургией была совершена хиротония архимандрита Сергия (Иванникова) во епископа Каменского и Алапаевского. Его Святейшеству сослужили: митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл ; архиепископ Самарский и Сызранский Сергий ; архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий ; епископ Видновский Тихон ; епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; архимандрит Спиридон (Катрамадос), секретарь паломнического отдела при Священном Синоде Элладской Православной Церкви ; архимандрит Тит (Тампакакис), секретарь синодального комитета по паломничеству Критской Архиепископии ( Константинопольский Патриархат ); протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь Храма Христа Спасителя; протоиерей Алексий Ющенко, представитель Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Патриархе Московском и всея Руси; игумен Августин (Анисимов), избранный епископом Городецким и Ветлужским; игумен Варнава (Баранов), избранный епископом Выксунским и Павловским; игумен Никифор (Хотеев), избранный епископом Отрадненским и Похвистневским; игумен Елисей (Фомкин), избранный епископом Урюпинским и Новоаннинским; иеромонах Алексий (Антипов), избранный епископом Бузулукским и Сорочинским; духовенство г. Москвы. На малом входе Предстоятель Русской Православной Церкви возвел в сан митрополита архиепископа Самарского и Сызранского Сергия — в связи образованием Самарской митрополии , и архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия — в связи с образованием Нижегородской митрополии .

http://patriarchia.ru/db/text/2088418.ht...

Начальнику Петушковского районного отделения милиции 19 ноября 1955 г., пос. Петушки, Владимирская обл. (черновик заявления) Начальнику Петушковской районной милиции Сахарова А. Г. Постановлением ОСО при МГБ я был осужден на 8 лет заключения, считая начало срока с 9-XI-43 [г.]. Летом 51-го г. незадолго до окончания срока на предложение лагерного начальства указать лиц, которые могли бы взять меня, как инвалида, на свое иждивение, – я указал: 1 . Зуеву Александру Васильевну , проживающую в Петушках, члена нашей семьи, все время после смерти моей матери (в 1930 г.) заботившуюся обо мне. 2 . Седова Георгия Георгиевича, моего знакомого, проживающего в Тутаеве, Ярославской обл. Когда в начале сего года, после почти 4,5 лет 293 сверхсрочного ограничения свободы, мне разрешено было выехать из инвалидного дома, я предпочел поехать в Тутаев к Седову, потому что последнему легче будет содержать меня, так как в его семье тогда, кроме его самого, было еще два работника. В августе сего года я получил сообщение, что Святейший Патриарх всея Руси Алексий назначил мне ежемесячную пенсию в размере 1000 руб[лей] в месяц. Таким образом, отпала необходимость моего прикрепления к Седову, как моему опекуну, следовательно, и к г. Тутаеву. Наоборот, теперь мне должно быть насколько возможно ближе к моему теперешнему опекуну Патриарху Алексию, тем более что я имею в виду заниматься книжной работой под наблюдением и руководством Святейшего Патриарха. Ввиду этого Зуева, в свое время давшая официальное заявление, что она может позаботится о моем устроении в Петушках, в начале октября сего года была в районной прокуратуре в Петушках и во Владимирском управлении МГБ, где подробно изложила, что я, живя в Тутаеве, обязан подпиской о невыезде из района и о двукратной в месяц явке на отметку. И в Петушковской прокуратуре, и во Владимирском управлении МГБ ей сказали, что, если Тутаев свободно отпустит Сахарова, не будет никаких препятствий к поселению его как во Владимирской области, так и в самом Владимире. После этого Зуева сама приехала в Тутаев и имела там беседу с секретарем начальника милиции Н. Анисимовой, которая со слов начальника милиции объявила Зуевой, что с их стороны нет никаких препятствий к моему переезду в Петушки на постоянное жительство. Тогда мной было написано соответствующее заявление на имя начальника Тутаев[ской] милиции, которое было принято секретарем. Последняя заверила Зуеву, что больше никаких справок и документов не потребуется, и сама дала указание паспортному отделу выписать меня из Тутаева для переезда на постоянное жительство в Петушки, как и было отмечено в домовой книге.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

В боковом приделе его прикладывались к чудотворному образу св. великомученика Георгия и взяли масла от горящей здесь лампады; заходили потом и в прекрасную католическую церковь св. Екатерины, где совершал в это время литургию ксендз с выбритой макушкой, рассматривали и другая свящ. места, примыкающие к вертепу, о которых есть сказания у многих паломников. Возвратившись в номер, мы пили чай, который теперь был очень кстати, потому что нам нужно было отправляться далее и как можно скорее, по случаю наступающей жары. Записавши свое имя и родных для поминовения на целый год, я, с грустью в сердце, распростился с священным местом воплощения Превечного Света в неведении: удостоит ли Он – незаходимый меня побывать здесь в другой раз, чтобы самому восхвалить Его своими недостойными устами в божественной литургии. Здесь мне пришло на мысль одно замечание автора заметок и воспоминаний, о. Д–ва, который буквально так излагает его: «Замечательно, что русский элемент начинает преобладать между греками и армянами, – говорим это так потому, что многие из них начинают учиться русскому языку». Но где он подметил такое преобладание – в Иерусалиме или Вифлееме или же по всей вообще Палестине, – не указал. Мы же заметили совершенно противное, особенно между служащими греками. (Об армянах не буду говорить, потому что они совершенно не причастны тому делу, в которое они замешаны упомянутым автором; вероятно, это сделано по ошибке: вместо их, должны быть поименованы арабы, – это будет вернее). Замечательно – употребим выражение автора – что русский язык, как и все русское, исключая денег, у греков в сильном пренебрежении; за доказательствами на это не ходить далеко; так, когда я говел на Голгофе и со мною около 20 душ русских богомольцев, и они пожелали исповедоваться, то между греческими иеромонахами не нашлось ни одного духовника для них, и их исповедовал наш русский иеромонах. В другое время одна русская женщина, будучи именинницей, пожелала на день своего Ангела высповедаться и приобщиться Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010