Лучшим доказательством особенно важного значения, придаваемого деятельности Димитрия современниками, служит существование особого сказания о подвигах этого князя, особого, украшенно написанного жития его. Наружность Димитрия описывается таким образом: «Бяше крепок и мужествен, и телом велик, и широк, и плечист, и чреват вельми, и тяжек собою зело, брадою ж и власы черн, взором же дивен зело». В житии прославляется строгая жизнь Димитрия, отвращение от забав, благочестие, незлобие, целомудрие до брака и после брака; между прочим, говорится: «Аще и книгам неучен беаше добре, но духовныя книги в сердце своем имяше». Кончина Димитрия описывается таким образом: «Разболеся и прискорбен бысть вельми, потом же легчае бысть ему; и паки впаде в большую болезнь и стенание прииде к сердцю его, яко торгати внутрьним его, и уже приближися к смерти душа». Важные следствия деятельности Димитрия обнаруживаются в его духовном завещании; в нем встречаем неслыханное прежде распоряжение: московский князь благословляет старшего своего сына Василия великим княжением Владимирским, которое зовет своею отчиною. Донской уже не боится соперников для своего сына ни из Твери, ни из Суздаля. Кроме Василия у Димитрия оставалось еще пять сыновей: Юрий, Андрей, Петр, Иван и Константин; но двое последних были малолетни; Константин родился только за четыре дня до смерти отцовской, и великий князь поручает свою отчину, Москву, только четверым сыновьям. В этой отчине, т. е. в городе Москве и в станах, к ней принадлежавших, Донской владел двумя жребиями, жребием отца своего Ивана и дяди Симеона, третьим жребием владел Владимир Андреевич: он остался за ним и теперь. Из двух своих жребиев великий князь половину отдает старшему сыну Василию, на старший путь; Другая, половина разделена на три части между остальными сыновьями. Другие города Московского княжества разделены между четырьмя сыновьями: Коломна – старшему Василию, Звенигород – Юрию, Можайск – Андрею, Дмитров – Петру. Благословляя старшего Василия областию великого княжения Владимирского, к которому принадлежали области Костромская и Переяславская, Димитрий отдает остальным троим сыновьям города, купленные еще Калитою и окончательно присоединенные только им: Юрию – Галич, Андрею – Белоозеро, Петру – Углич.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

В следующем году (1217) братья примирились, причём Юрию возвращён был Суздаль; сюда перешёл и св. Симон 93 . Наконец в 1218 г. умирает Константин Всеволодович, великокняжеский стол возвращается к Юрию и «епископ Симон вниде паки в свою епископью в Володимер» 94 . 7 сент. 1219 г. еп. Симон торжественно («великым священьем») освящает «церкы св. Богородица Рожество, в манастыри» 95 , где он некогда игуменствовал, а в 1225 – храм Пр. Богородицы в Суздале, заложенный вел. кн. Юрием в 1222 году 96 . Скончался св. Симон 22 мая 1226 г. 97 , постригшись предварительно в схиму 98 , и погребен во Владимирском Златоверхом Соборе Пр. Богородицы 99 . В Лаврент. летоп. почивший епископ характеризуется как «милостивый» и «учительный». По позднейшим известиям, мощи св. Симона покоятся в Киевской Лавре, в ближней Антониевой пещере 100 . Канонизован Симон не раньше первой половины XVII века 101 , когда было составлено его житие, а затем и Служба 102 . Ключарь Суздальского Собора Анания Фёдоров в третьей главе «Исторического собрания о богоспасаемом граде Суждале» 103 замечает, что «Святитель Симон, епископ Владимирский, бе в лета 6600; преставися же, и положен бысть по желанию своему в Киевопечерском монастыре, сей святитель написа часть Патерика Печерскаго». Подобное известие находим и у его современника Аристарха, игумена Боголюбова близ г. Владимира монастыря, в летописи монастырской: «в 6693 году скончался святый Симон, первый епископ Владимирский (из иноков Киевопечерск. монаст.), списавший часть Печерского Патерика; положен по кончине согласно его завещанию в Киевских пещерах» 104 . Основываясь на приведённых свидетельствах Анании Фёдорова и игумена Аристарха, И. Л. 105 , автор статьи «Голос в защиту списателей Печерск. Патерика» 106 , заключает, что «Св. Симон, первый Епископ из Владимирских и третий из Суздальских, он же и списатель Печерск. Патерика, пас церковь Божию в 6600–я лета (т. е. между 1092–1185 годами), преставился в 1185 г., 1–го Мая, и погребен, по его желанию, в Киевских пещерах, где и доныне нетленно почивают его св. мощи и празднуется церковью его св. память».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сергей Шаргунов: «Есть основания подозревать, что это дело сфабриковано наркомафией» Депутат Госдумы обратился к генпрокурору России Юрию Чайке с просьбой разобраться в ситуации с Николаем Каклюгиным 16.07.2019 1212 Депутат Госдумы РФ, член Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы Сергей Шаргунов обратился к генпрокурору РФ Юрию Чайке с запросом по делу обвиняемого в сбыте наркотиков, ростовского врача-нарколога Николая Каклюгина. Об этом сам Шаргунов сообщил РИА Новости. «Основываясь на большом количестве обстоятельств, я написал обращение к генеральному прокурору РФ с просьбой разобраться в этой истории с Николаем Каклюгиным, и жду ответа в ближайшее время. Понятно, что депутат не имеет права вмешиваться в судебные дела, но обратиться к генпрокурору по качеству следствия и обвинения - вполне, это моя прямая обязанность», - сказал Шаргунов. Автор более 200 публикаций в светских и церковных изданиях по борьбе с наркоманией, 38-летний психиатр-нарколог и общественник Николай Каклюгин был задержан в Ростове-на-Дону в октябре прошлого года и заключен под стражу, его обвиняют в покушении на сбыт наркотических средств в крупном размере. В поддержку Каклюгина ранее было подписано обращение 17-ти православных священников во главе с главой Координационного центра РПЦ по противодействию наркомании епископом Каменским Мефодием, в котором говорилось об активной деятельности Каклюгина по борьбе с наркоугрозой в России, а также отмечался тот факт, что особое внимание он уделял «противодействию деструктивной деятельности сектантских организаций в области псевдореабилитации наркозависимых». Кроме того, ряд священнослужителей после задержания Каклюгина записали видеообращения в его защиту. По словам Шаргунова, улики и основания обвинения, на которых строится дело Каклюгина, «вызывают большие сомнения». «На меня выходили многие люди, которым я доверяю и которых я уважаю, люди верующие, которые знали Николая Каклюгина, в том числе, те священники, у которых он духовно окормлялся. Есть значительное количество оснований подозревать, что это дело могло быть сфабриковано наркомафией, против которой он боролся», - заявил депутат.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/07/16/se...

Заняв в 1434 г. Москву, Юрий Дмитриевич, по свидетельству летописей, «пограби казноу князя «и княгинь великихъ поимавъ, посла в Юрий вскоре умер, и его сын Василий, «побрав злато и сребро, казну отца уехал в Новгород. В договоре 1436 г. Дмитрия Шемяки с Василием Васильевичем читается: «Или что, г(о)с(поди)не, буду взял съ своимъ о(т)ц(е)мь въ другои npiuxoд оу тебе, оу великого кн(я)зя, и оу твоее м(а)т(е)ри, оу beлukie княгини, и оу твоих кн(я)зеи, и оу бояръ, и оу дтеи боярьских, или что будеть недругъ твои, кн(я)зь Василеи Юpiebuч, поимал твою казну, великого кн(я)зя, и твоее м(а)т(е)ри, beлukie княгини… во всеи твоеи отчин, в великомъ кн(я)ж(е)ньи, или что, г(о)с(поди)не, его казны откол ко мн npiuдem, и откол чего достану, и мн то, г(о)с(поди)не, тоб, великому кн(я)зю, отдати все, по дokohчahiю и по кр(е)стному Ясно, таким образом, что захваченные у великого князя и его родственников ценности оказались у сыновей Юрия — Дмитрия и Василия. Последний назван в договоре 1436 г. недругом Василия Васильевича. И снова нет данных о том, что эта декларация исполнялась. Еще один случай разграбления ценностей великокняжеской семьи фиксируется под 1446 г. Перед пленением и ослеплением Василия Васильевича Дмитрий Шемяка в Москве захватил великих княгинь Софью и Марию «и казну великого князя и матери его В духовной грамоте самой Софьи Витовтовны (2 ноября 1451 перечисляются «святыни», которые она завещала сыну и внукам. Ивану (будущему Ивану III) была передана икона Пречистой Богородицы с пеленой. Икону Феодора Стратилата «выбиту на серебре» она оставила внуку Борису, Козьмы и Дамиана — Андрею. Любимому внуку Юрию она предназначала «с(вя)тую икону Преч(и)стую Б(огороди)цю, болшюю икону стнную съ пеленою и съ оубрусцы». Юрию же завещались и остальные «святости» — кресты, иконы и мощи. Они хранились в большом дубовом и «меншем» ларчиках, в большом ящике и в «коробье». Снохе — великой княгине Марии — Софья оставила «с(вя)тую икону оковану на Ни одна из икон не названа смоленской, но среди завещаемого сыну Василию указан «ящик съ мощми» и крест «вздвизальный», которые, как написано в духовной, она получила от отца. Важно, что в этом месте завещания, есть значительная утрата: «От с(вя)тости ящиксъ мощми, а в немкр(е)стъ [Ви]товтъ». Согласно предположительному количеству утраченных знаков, здесь можно реконструировать текст: «От с(вя)тости ящиксъ мощми, а в немкр(е)стъ взъдвизальныи, чимъ мя бл(аго)сл(о)вилъот(е)ць мoubeлukiu кн(я)зь Ви]товтъ». Но утраченный фрагмент мог содержать и упоминание иконы/икон. Так или иначе, определить точно, был ли Смоленский образ Божией Матери Одигитрия возвращен Софье в момент написания ею завещания, невозможно.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5838261...

Алевтина 15 сентября 2016, 22:56 Спаси Господи и героя, и автора этой замечательной публикации! Хотелось бы узнать, был ли знаком Борис с о.Георгием Нейфахом (Царствие ему Небесное!)? Если " да " , тогда многое становится понятным. valga 15 сентября 2016, 22:05 Спасибо александр китов 15 сентября 2016, 20:26 Благодарю за нужное интервью !. В нём я увидел ,что хочу видеть в настоящих Христианах--- Страх перед Богом, а , исполнение ритуалов ( посещение храма, и даже исповедь и причастие) , следует за ним : Страхом что Бог может оставить. Борис Юричь, как раз оправдал ВСЕ горечи, испытания, надежды и крушения , своего отца. НО, геронта- отец, на словах признает это потом. А сейчас и Бр. Юч. и его всегда жаждущий правду отец , станут жить как всем нам предписано ; тихо честно трудится. Долгих лет двум достойным Мужам --- ещё здоровья , с терпением к миру. Марина Анатольевна 15 сентября 2016, 19:02 Беда наших родителей именно в том,что они такие хорошие, и сами себя за таковых считают, как богатому юноше им трудно отказаться от своего " духовного богатства " Ольга 15 сентября 2016, 18:43 Замечательный герой. Очень смиренная душа виднеется из сказанного. Эля Шахбазова 15 сентября 2016, 14:34 Замечательное интервью. Спасибо Редакция Pravoslavie.Ru 15 сентября 2016, 14:17 У Бориса Юрьевича есть персональный сайт, который почему-то не индексируют поисковики: http://borisnorshtein.wixsite.com/liniya-i-cvet Другие контакты Бориса Норштейна: Татьяна 15 сентября 2016, 14:03 Спасибо за интервью, очень интересно и поучительно. Многая лета Юрию Норштейну, его сыну и внукам! Помоги Господи Юрию Борисовичу очиститься духовно и телесно и утвердиться в Вере! Иоанна 15 сентября 2016, 12:47 Спасибо за интервью. Хотела просто " пробежаться " , но зачиталась, оторваться не смогла. Много в нем правильных, точных мыслей - это не от головы, это вера живая. Спаси Господи! Михаил 15 сентября 2016, 12:38 Здравствуйте! С огромным интересом прочитал материал! Просьба к редакции - подскажите, пожалуйста, а как можно связаться с Борисом Юрьевичем? Очень понравились его работы.

http://pravoslavie.ru/97055.html

Таков действительно был сей муж, один из потомков славного Романа Галицкого, имея весьма скромную наружность, малый рост, но великую душу. Еще немногие ведали его доблесть, которая оказалась После в тридцати битвах, счастливых для оружия Литовского; но все отдавали ему справедливость в добродетелях государственных, гражданских и семейственных: «дома благочестивый Нума (писал об нем легат Римский к Папе), в сражениях Ромул: к сожалению, он раскольник, ослеплен излишним усердием к Греческой Вере и не хочет отступить ни на волос от ее Догматов». Несмотря на то, Александр возвел Константина на степень Гетмана Литовского и – что еще важнее – вручил ему главное Воеводство против Россиян, его братьев и единоверцев: такую доверенность имел к его чести и присяге! В самом деле, никто не служил Литве и Польше усерднее Острожского, брата Россиян в церкви, но страшного врага их в поле. Смелый, бодрый, славолюбивый, сей Вождь одушевил слабые полки Литовские: знатнейшие Паны и рядовые воины шли с ним охотно на битву. Сам Александр остался в Борисове, Константин выступил из Смоленска. Между тем Иоанн прислал в Дорогобуж Князя Даниила Щеню с Тверскою силою, велев ему предводительствовать Большим, или главным полком, а Юрию Захарьевичу Сторожевым, или сберегательным, к досаде сего честолюбивого Боярина, не хотевшего зависеть от Князя Даниила; но Государь дал знать Юрию, чтобы он не смел противиться воле Самодержца; что всякое место хорошо, где служишь отечеству и Монарху; что предводитель Сторожевого полку есть товарищ главного Воеводы и не должен обижаться своим саном. Здесь видим древнейший пример так назваемого Местничества, столь вредного впоследствии для Российских воинств. Близ Дорогобужа, среди обширного Митькова поля, на берегах реки Ведроши стояли Иоанновы Полководцы, Даниил Щеня и Юрий, готовые к бою. Князь Острожский знал от пленников о числе Россиян, надеялся легко управиться с ними и смело шел сквозь болотистые, лесистые ущелья к нашему стану. Передовой Московский полк отступил, чтобы заманить Литовцев на другой берег реки.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

В день памяти друга-фотографа вспоминался и знаковый видеофильм Юрия Костыгова, посвящённый памяти поэта Николая Рубцова, сиротское детство которого протекало в селе Никольском Вологодской области, на берегах светлой реки Толшмы. Под песню «Тихая моя родина» видеофильма перед нами прошёл видеоряд, запечатлевший незабываемые пейзажи, вдохновлявшие поэтическое сердце будущего поэта России. Северная природа, табуны лошадей, светлые лики жителей Николы, привечавших Юрия Петровича во время поиска сюжетов для будущего видеофильма, иллюстрируют пристрастный взгляд «человека за кадром». Юрий Костыгов верил, что восторг и восхищение от окружающей нас природы может произвести только высшая сила... Он был страстным летописцем нашего трагичного времени. Его объектив старался зафиксировать неуловимые сдвиги в сознании отдельных людей и всего общества. Рождённый в Сорок Пятом, он был завсегдатаем ежегодных праздничных шествий по случаю Дня Победы, крестных ходов в день рождения покровителя нашего города, Святого благоверного князя Александра Невского, которые стали ярким событием в духовной жизни Санкт-Петербурга. Юрий Костыгов любил цитировать поэтическую строку поэта Сергея Есенина: «Я люблю родину. Я очень люблю родину!..». Казалось, она высвечивает самую суть его переживаний, которые выразил своей поэтической строкой другой духовный наследник Есенина поэт Николай Рубцов: «Россия, Русь! Храни себя, храни!..» Воплощение этого завета стало главным девизом его жизни. В день поминовения раба Божьего Юрия Петровича Костыгова многим казалось, что он должен вот-вот вернуться и согреть нас своей жизнеутверждающей улыбкой. Николай Фёдорович Астафьев , член Союза писателей России, Санкт-Петербург На снимках: участники панихиды по Юрию Костыгову. Фото автора Панихида по р. Б. Юрию Костыгову Дочь Ю.Костыгова Надежда и супруга Людмила с отцом Серафимом Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии

http://ruskline.ru/news_rl/2021/02/22/on...

«Может быть, расскажете?» – опять спросил я, но Юрий с Леной растерянно переглянулись и перевели разговор на другую тему. Третий день совместной жизни у Надежды Петровны еще больше сблизил нас. Наконец о. Арсений поправился настолько, что смог говорить с нами. Прожили мы еще два дня, и Надежда Петровна, как всегда накануне отъезда, устроила для всех живущих чай, называемый «прощальным». Отец Арсений даже поднялся с постели, вышел из своей комнаты и сел с нами за стол. Врач Ирина, духовная дочь отца Арсения, специально приехавшая из Москвы для ухода и лечения, внимательно следила за каждым его шагом и движением. Отец Арсений расспрашивал нас всех о Москве, новостях и сам много рассказывал нам интересного и нужного. С особой приветливостью смотрел он на Юрия и говорил с ним и вдруг в середине одного разговора сказал, обращаясь к Юрию и Лене: «Напрасно не рассказали, как пришли к церкви, обязательно расскажите или напишите и передайте Александру Александровичу (так зовут меня). Обязательно напишите и передайте», – повторил о. Арсений. Мы были удивлены тем, что о. Арсений знал о моем вопросе к Юрию и о том, что он не ответил. В Москве Юрий и Лена стали частыми гостями в нашем доме, а мое собрание старопечатных книг искренне заинтересовало их и привело в восторг. Месяца через два после встречи у о. Арсения Юрий смущенно передал мне свои записки, которые я, с разрешения его и Лены, даю вам читать. Прочтите! Этого хотел и о. Арсений. «…Кончил я десятилетку, поступил в институт, стал студентом. Спорт, книги, театр, туризм были моими увлечениями. Проводил время весело, бездумно, беспечно, но учился хорошо и после окончания института был оставлен аспирантом. Через три года защитился, стал кандидатом наук и, преисполненный собственного достоинства, ушел на исследовательскую работу, как теперь говорят, в «почтовый ящик». Работа интересовала и увлекала. Раньше каникулы, потом отпуска и выходные дни проводил в туристических походах и поездках. Собрал большую библиотеку и все стремился и стремился куда-то. Чего-то мне всегда не хватало. В своих исканиях искал нового, прекрасного.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Тогда Иван Димитриевич, так сильно ратовавший в Орде против старины княжеской, вспомнил старину боярскую и отъехал от московского князя. Он боялся прямо ехать к Юрию и потому кинулся сперва к брату его Константину Димитриевичу, надеясь пробудить в нем старинные замыслы, потом к тверскому князю, наследственному сопернику Москвы: но все это уже была старина, над которою сам боярин так недавно посмеялся в Орде; новым, действительным было могущество Москвы, против которого никто не смел тронуться, могущество, утвержденное с помощию предшественников, товарищей Ивана и его самого. Наконец боярин решился явиться к Юрию и был принят радушно. Но между тем как Иван Димитриевич подговаривал Юрия возобновить старые притязания, в Москве сыновья Юрия – Василий Косой и Димитрий Шемяка – пировали на свадьбе великокняжеской. Василий Косой приехал в богатом золотом поясе, усаженном дорогими каменьями. Старый боярин Петр Константинович рассказал историю этого пояса матери великокняжеской, Софье Витовтовне, историю любопытную: пояс этот был дан суздальским князем Димитрием Константиновичем в приданое за дочерью Евдокиею, шедшею замуж за Димитрия Донского; последний тысяцкий Василий Вельяминов, имевший важное значение на княжеской свадьбе, подменил этот пояс другим, меньшей цены, а настоящий отдал сыну своему Николаю, за которым была другая дочь князя Димитрия суздальского, Марья. Николай Вельяминов отдал пояс также в приданое за дочерью, которая вышла за нашего боярина, Ивана Димитриевича; Иван отдал его в приданое за дочерью же князю Андрею, сыну Владимира Андреевича, и по смерти Андреевой, обручив его дочь, а свою внучку за Василия Косого, подарил жениху пояс, в котором тот и явился на свадьбу великого князя. Софья Витовтовна, узнав, что за пояс был на Косом, при всех сняла его с князя как собственность своего семейства, беззаконно перешедшую в чужое. Юрьевичи, оскорбленные таким позором, тотчас выехали из Москвы, и это послужило предлогом к войне. В Москве тогда только узнали о движениях Юрия, когда уже он был в Переяславле с большим войском.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Согласно СС (и великокняжеским сводам), в том же 1432 г. Василий II «Дмитров взял за собя», но в Е нет этого известия. 533 Захарья Ивановичь Кошкинъ имался за поясъ у князя Васильа у Юрьевча у Косого... – Речь идет ο ссоре на свадьбе Василия II в 1433 г. из-за двух золотых поясов, подаренных когда-то великим князем суздальским Дмитрием Дмитрию Донскому и тысяцкому Вельяминову. Вельяминов якобы подменил пояса, и великокняжеский пояс достался сыну тысяцкого, а затем, переходя из рук в руки, попал в конце концов к Василию Юрьевичу Косому (сыну Юрия Галицкого). На свадебном пиру в 1433 г. пояс был опознан и отобран у Василия Косого по приказу матери Василия II Софии Витовтовны. Знаменитая ссора из-за золотого пояса подробно описывается в великокняжеском летописании. Захарий Иванович Кошкин, представитель московского боярского рода Кобылиных-Кошкиных и прямой предок Романовых, был родичем невесты Василия II – Марии Ярославны. 534 ...Иванъ Дмитреевичь с ним... – Иван Дмитриевич Всеволожский, помогавший Василию II в получении великокняжеского престола, в 1431 г. был ослеплен по приказу Василия II и перешел к его противнику Юрию; известие (дефектное) об этом ослеплении содержится в Е в конце летописной статьи 6941 (1433) г.; в СС известия об ослеплении нет, но ο переходе Ивана Дмитриевича к Юрию Галицкому сообщается уже под 6940 (1432) г.; под 6941 (1433) г. сообщается об обратном переходе его к Василию, находившемуся в Коломне. Судя по Медоварцевскому летописцу начала XVI в., Всеволожский был ослеплен за согласие на уступку Дмитрова галицкому князю еще до перехода к Юрию. 535 ...Семенъ Ивановичь Морозовъ, любовникъ княжь Юрьевъ. – Β СС и других летописях нет отчества Морозова (в Е Семен Иванович); по-видимому, речь идет ο Семене Федоровиче Морозове, представителе одного из старейших московских боярских родов. 536 ...не повыкли бо служити удлнымъ княземъ... – Β СС: «не повыкли галичьскым княземъ служити»; возможно, что именно этот текст читался в главном протографе Е и СС. 537 ...въ Рузу...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010