В воспоминание введения Пресв. Богородицы во храм Иерусалимский древле учрежден Церковию праздник, 21 ноября. Указание на этот праздник можно находить в IV веке – в преданиях христиан палестинских, кои доселе указывают на бывшую древле церковь Введения Богородицы и построение этой церкви приписывают царице Елене. В IV веке указание на праздник Введения Богородицы находят также в словах Григория Нисского . В VIII в. – в день Введения произнесены были поучения Германом и Тарасием, Константинопольскими патриархами; в IX веке Георгий Никомидийский и Василий Македонянин, император Византийский, на день Введения сложили некоторые стихиры, ныне поемые Церковию в этот день. Праздник Введения Богородицы есть великий, дванадесятый и вселенский. Это есть день отделения от мира Богоизбранной Девы. По песнопениям Церкви, Введение Пресв. Девы есть предъизображение благоволения Божия, проповедание спасения человеком, предвозвестие Христа. «От Господа приимше обещания плод Иоаким и Анна, Божию Матерь, благоприятну жертву во храм введоша днесь». Пророчество Аггеево о втором храме Иерусалимском: велия будет слава храма завета сего последняя паче первыя (2:10) – со дня введения Богородицы начало сбываться. Во втором храме в сравнении с первым недоставало ковчега завета, пророческого – урим и туммим, небесного огня, облака, знаменующего присутствие Божие, и священного елея помазания ( 1Мак.2:6–9 ). Не смотря на это, второй храм делается славнее храма первого. В последнем является Богоносный ковчег – Пресв. Дева, престол Бога Слова; здесь сияет свет и совершенство (урим и туммим) в благодатной Деве; здесь огонь небесный – серафимская любовь в ее сердце; и облак славы Божией – в пречистом теле ее; и священное помазание – та обильная благодать Св. Духа, которая исполняла Благословенную и от нее чрез приближение к ней сообщалась другим ( Лк.1:41 ). Воспоминание Введения во храм Пресв. Девы продолжается 6 дней – с 20-го по 25-е ноября. В событии Введения Богоизбранной Отроковицы Церковь созерцает исполнение пророчеств царя Давида: предста царица одесную тебе в ризах позлащенных одеяна. Слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо твое, и забуди люди твоя и дом отца твоего. И возжелает царь доброты твоея: зане той есть Господь твой, и поклонишися Ему. Вся слава дщере царевы внутрь: рясны златыми одеяна и преиспещрена. Приведутся царю девы в след ея, искренния ее приведутся тебе: приведутся в веселии и радовании, введутся в храм царев ( Пс.44:10–12, 14–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

ЗИНОВИЙ (Мажуга Захария Иоакимович, в схиме Серафим; 1896 - 1985), митр. Тетрицкаройский (с 1960) Грузинской Православной Церкви 157-159 159-160 ЗИНОВИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, находящийся в ц. в честь Усекновения честной главы св. Иоанна Крестителя в с. Шевченко Винницкой обл. 160-161 161-163 ЗИНОВЬЕВ Георгий Терентьевич (упом. в 1667-1702), жалованный иконописец Оружейной палаты, ученик Симона Ушакова 163-165 ЗИНОН (кон. III/нач. IV в.- 12.04.370/1), еп. Веронский (Веронийский), богослов и проповедник, свт. (пам. 12 апр.) 165-174 175-176 ЗИНОН (XIV в.?), постник, прп. (пам. 30 янв., 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ЗИНОН (IV-V вв.), прп. (пам. в субботу сырную, в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 19 июня) 177-178 ЗИНОН мч. (пам. 22 авг.) - см. Агафоник, Зотик, Феопрепий, Акиндин, Севериан, Зинон и др., мученики Вифинские и Фракийские ЗИНОН мч. Африканский (Карфагенский) (пам. 10 апр., 13 марта, 28 окт.; пам. греч. 5 апр.) - см. Африкан, Терентий, Максим, Помпий (Пуплий), Зинон, Александр, Феодор и 33 мученика Африканских ЗИНОН мч. Керкирский - см. Неон, Зинон, Евсевий и Виталий, мученики Керкирские (пам. греч. 27, 28, 29 апр.) ЗИНОН мч. Никомидийский (пам. 18 апр.) - см. Виктор, Зотик, Зинон, Акиндин и Севериан, мученики Никомидийские 178-181 181-183 183-184 ЗИПАЛОВ Николай Егорович (1860/61 - после 1916), предприниматель, любитель церковного пения, издатель духовно-муз. сочинений ЗИСИС Феодор (род. 20.01.1941), протопр., проф. богословского фак-та Фессалоникского ун-та им. Аристотеля, писатель и публицист 184-185 185-186 ЗИХИЯ историческая область на сев.-вост. берегу Чёрного м., один из древнейших регионов распространения христианства в совр. России 186-192 192-193 193-194 194-196 «ЗЛАТОСТРУЙ» некалендарный четий сборник относительно устойчивого состава, содержащий Слова и поучения, к-рые преимущественно надписаны именем свт. Иоанна Златоуста

http://pravenc.ru/vol/xx.html

Ист.: Mansi. T. 2. Col. 1167-1170; Athanas. Alex. Apol. contr. ar. 9, 32, 86, 87; Idem. De morte Arii// Athanasius Werke/Hrsg. H.G. Opitz. B., 1940. Bd. 2/1. S. 178-180; Theodoret. Hist. eccl. I 31; Socr. Schol. Hist. eccl. I 33-38; Sozom. Hist. eccl. II 28, 29, 33. Собор 338-339 гг. Вскоре после смерти имп. св. Константина I антиникейцам удалось привлечь на свою сторону имп. Констанция II , правившего вост. частью империи, где они преобладали. В кон. 338 или в нач. 339 г. в К-поле состоялся Собор, низложивший сщмч. Павла I К-польского и возведший на столичную кафедру Евсевия Никомидийского. Сщмч. Павел был отправлен в ссылку в Месопотамию. Ист.: Mansi. T. 1. Col. 1275; Athanas. Alex. Hist. arian. 7; Theodoret. Hist. eccl. II 3, 5; Socr. Schol. Hist. eccl. II 2, 6, 7; Sozom. Hist. eccl. III 1, 3, 4. Омийский Собор 360 г. Омийский Собор (об омиях см. в ст. Арианство ), состоявший в основном из епископов соседней с К-полем Вифинии. Проходил в янв.-февр., был приурочен к освящению храма Св. Софии 15 февр. Заседания начались, когда съехалось 50 епископов; к концу Собора их было 72. Главную роль на Соборе играл Акакий, еп. Кесарии Палестинской, сочувствовавший арианству , но легко менявший позицию в соответствии с конъюнктурой. Выдающимися отцами Собора были Марий Халкидонский, один из ариан - участников I Вселенского Собора, подписавших соборный Символ, и Вульфила Готский . Присутствовали также епископы Евдоксий К-польский, Ураний Тирский, Димофил Беройский , Георгий Лаодикийский. Находившийся в столице ссыльный свт. Иларий Пиктавийский требовал дискуссии с арианами, но имп. Констанций отказал и отправил его в Галлию. Партия омиев по воле императора стремилась к установлению церковного мира ценой вероучительного компромисса. Десятилетняя борьба компрометировала Церковь и создавала предпосылки для последовавшей в 362 г. языческой реакции. Этим объясняется большой успех объединительной политики имп. Констанция на Аримино-Селевкийском Соборе (359), где значительное большинство епископов Востока и Запада подписали омийское исповедание, хотя представляли все спектры триадологических воззрений - от никейцев и омиусиан до аномеев , представителей воскрешенного Аэтием «классического» арианства.

http://pravenc.ru/text/2057126.html

Святые же родители, один с одной стороны, другая с другой, взяв за руки данную Богом Дочь свою, с нежностию и честию вели ее между собою. За ними радостно следовало все множество родственников, соседей и знакомых, держа в руках свечи и окружая Пречистую Деву, как звезды светлую луну, на удивление всему Иерусалиму. Святый Феофилакт описывает это таким образом: – Забывает Дочь дом отца и приводится к Царю, возжелавшему красоты Ее, – приводится не без почести и не без славы, но с торжественными проводами. Вот выводится Она из отеческого дома со славою, при всеобщем рукоплескании Ее выхождению; родителям Ее последовали родственники, соседи и все, кто любил их; отцы сорадовались отцу, матери сорадовались матери; отроковицы и девы, со свечами в руках, предшествовали Богоотроковице. Весь Иерусалим, как некоторый звездный круг, сияющий с луною, собрался смотреть эти небывалые проводы и видеть трехлетнюю Отроковицу, окруженную такою славою и почтенную преднесением свечей. И не только граждане земного Иерусалима, но и небесного – святые Ангелы – стеклись видеть преславное введение Пречистой Девы Марии и, видев, удивлялись, как сие воспевает Церковь : «Ангели вхождение Пречистыя зрящи, удивишася: како Дева вниде во святая святых» 7581 . Соединившись с видимым хором непорочных дев, невидимый хор безплотных чинов шел, совводя Пречистую Деву Марию во Святое Святых и, по повелению Господню, окружая Ее, как избранный сосуд Божий. Об этом святой Георгий, архиепископ Никомидийский, говорит так: – Родители уже вели к дверям храма Деву, окруженную Ангелами, при совместном радовании всех небесных сил. Ибо Ангелы, хотя и не знали силы тайны, однако, же, по повелению Господню, служили при входе Ее во храм. Итак, они во-первых, удивлялись, видя, что Она будет драгоценный сосуд добродетелей, что Она носит признаки вечной чистоты и имеет такую плоть, которой никогда не прикоснется никакая греховная скверна, а во вторых, исполняя волю Господню, совершили служение, которое им было повелено. Так, с честию и славою не только людьми, но и Ангелами была введена в храм Господень Пренепорочная Отроковица. И достойно: ибо если ветхозаветный ковчег, носивший в себе манну, который служил только прообразом Пресвятой Девы, внесен был в храм с великою честию, при собрании всего Израиля, то тем с большею честию, при собрании Ангелов и человеков, должно было совершаться введение во храм того самого одушевленного кивота 7582 , который имел в себе манну – Христа, – преблагословенной Девы, предназначенной в Матерь Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Между тем родственники, делавшие приношения вместе с праведником в торжественные праздники, движимые не удивлением к его боголюбивому величию души, но завистью к его превосходству в нем, представляют ему некоторые узаконения, не позволающие, чтобы делал приношения человек бесплодный, бездетный, не имеющий преемства рода. «Непозволительно, – говорили они, – чтобы ты принес дары; потому что ты не произвел племени в сынах Израиля». В некоторых списках читается это так: «Непозволительно, чтобы ты первый принес...» Говорившие так хотели совершенно запретить праведнику делать приношения. Как бы ни читать то, запрещение есть дело людей завистливых. Надлежало бы удивляться великим дарам праведника, должно бы рукоплескать обилию приношений его и сочувствовать величию доброхотства его. Между тем люди те не только не хотят удостоить принять приношения его, как требовала справедливость, но еще стараются устранить их. Но почему ты, желающий устранить приношения, опорочиваешь их, запрещаешь делать их? Какую нечисть находишь ты в даре, посвящаемом Богу? Что недобровольного приметил ты в принесенном? Разве оно не совершенно? Разве оно не удивительно не только по совершенству, но и по обилию? Разве оно не по доброй воле и выбрано, и принесено? Ты говоришь: «обычай, имеющий силу закона, запрещает бездетным делать приношения Богу наравне с имеющими детей и разделять с ними одинаковые почести». Но я хорошо знаю, что относительно этого не издано никакого закона, а если что новое введено обычаем, то с полной уверенностью утверждаю, что то прибавка твоего тупого и глупого ума. Богу приятны жертвы и приношения не потому, что приносящие их рождают или много имеют детей, но потому, что изобилуют добродетелями; потому, что имеют добрые нравы и высокий дух; потому, что щедры не столько на приношения, сколько на жертвы внутреннего расположения; потому, что имеют смиренную душу и целомудренный ум, не почитающий никакого приношения достойным Бога. «Жертва Богу, – говорит Писание, – сокрушенный дух» ( Пс.50:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Nikomi...

Так повествует известная история о них. Она утверждает, что они сохранили как богоподобную красоту и первобытное благообразие, так и чистое благородство рода; пользовались в коленах Израилевых знатнейшими почестями, даже предпочитались всем достопочтенным лицам; преисполнены были добровольной благотворительности; сделали богатство, влекущее других к удовольствиям, средством к прекрасным делам и лестницей ко всходу на верх добродетелей, исполняя не только предписания и постановления закона, в которых означается и богатству благословение, и приносящим дары надлежащий способ раздачи, но и гораздо более этого делая, даже посвящая Богу всякий избыток; и таким образом превзошли величием души, при приношениях всех приносивших. «Приносил Иоаким, – передает история, – дары свои сугубые, говоря: избыток мой пусть будет всему народу, а что в прощение мое, то пусть будет Господу Богу». О благоприятные дары! О приношение, положенное в безопасных сокровищницах! О богатство, собирающее неисчерпаемое обилие благ! О воля, удивляющая щедростию приносимого! «Если справедливо, – говорит Иоаким, – приносить Богу установленное в законе; то справедливо и предлагать всякий избыток народу и нуждающимся; ибо и это чрез принимающих приносится Богу». Но какой закон, праведный муж, повелевает приносить дары и начатки сугубые? Какое постановление требует давать народу всякий избыток? Положим,отвечает он, что нет ни закона такого, ни постановления такого, которые принуждали бы меня поступать так; но я поступаю так потому, что сам сознаю, что это дело доброе и приятное Богу. Он одарил меня богатством: справедливо и возвращать оное Ему же; оно есть благодеяние Его провидения: в виде благодеяния же должно и давать оное единоплеменникам». Дарованное составляет изобилие: пусть же раздастся оно обильному народу. Оно есть дар, а не воздаяние за дела: пусть же на деле оправдается это имя и проповедуется человеколюбие Даровавшего. Пусть заботы о богатстве разделятся между многими, а лучше пусть удалится от нас всякое беспокойство о нем. Пусть устранится от чувств множество имения, чтобы беспрепятственно воспринимать дары божественные. Пусть рассеется помрачающее ум облако забот, чтобы бесстрастно устремляться к одному чистому свету. Пусть полет мысли не спускается с искомого в небесах заботливостью о земном, но пусть свободно парит к предметам духовным. Пусть уши душевные, избавившись раздающагося шума суетных вещей, слушают голос празднующих духовно, внемлют сладкогласным гимнам веселящихся на небесах. Так приношение праведных, произшедшее из столь благомыслящего духа, заслужило у Бога соответственное воздаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Nikomi...

Ирмосы воскресных канонов 1-го плагального гласа, традиц. тематики: 8, нач.: ρδβλθυοτεΑβατον πλαγος τ ρυθραον (Непроходимое море Чермное); 9, нач.: ρδβλθυοτεΑισωμεν Χριστ τ δεδοξασμν (Воспоем Христу, прославленному); 10, нач.: Συνεχθη πλεμος δυνμει Θεο (Смутился враг силой Божией). Ирмосы 2-го плагального гласа: 11 свт. Николаю, нач.: ρδβλθυοτεΗπειρον πλαι λας Ισραηλτης (Сушу древле народ Израилев), в к-ром ирмос 4-й песни совпадает с ирмосом из «Последования Византиева» свт. Николаю неизвестного автора, ирмосы 5-й и 6-й песней - с ирмосами свт. Николаю прп. Андрея Критского, а ирмос 9-й песни содержит хайретизм, подражающий акафисту: «Радуйся, Двере Царя Христа…»; 12 воскресный, нач.: Τεμνομνην θλασσαν (Разделяемое море). Ирмосы воскресных канонов 4-го плагального гласа: 13, нач.: Ο σχσας τν ρδβλθυοτεΕρυθραν (Разделивший Красное [море]); 14, нач.: ρδβλθυοτεΑβυσσον πειρον, ο τετριμμνην (Бездну бескрайнюю, непроторенную); 15, нач.: Τ τος Αγυπτους Θε (Богу, [покрывшему] египтян). 2 последних комплекта ирмосов имеют ненадежную атрибуцию: в одних рукописях они надписаны как «Стефана монаха», в других - как «Сикела» или «Последование Сикелийское». А. И. Пападопуло-Керамевс считал возможным рассматривать Г. С. как автора Акафиста Пресв. Богородице, но Н. Томадакис , отождествивший Г. С. с митр. Георгием Никомидийским (IX в.), категорически отверг эту возможность. Архиеп. Филарет (Гумилевский) на том основании, что «низложение дерзостей иноплеменников», упомянутое в самогласне вмч. Димитрию, обращенном к «граду Фессалонике», удачно соотносится с бывшим в 640 г. отражением славян от Солуни, отождествил Г. С. с Георгием, еп. Сиракузским, жившим в это время и известным неск. гимнографическими сочинениями. Э. Фольери , обратившая внимание на высокопарный, изобилующий редкими сложными понятиями стиль Г. С., подвергла сомнению его авторство для 3 комплектов ирмосов 3, 14, 15) и для самогласна вмч. Димитрию, а также предположила его авторство для 3 др. комплектов ирмосов, считавшихся сочинениями Георгия Агиополита. Что же касается сохранившегося канона на перенесение мощей свт. Иоанна Златоуста, то он вполне соответствует «барочному», по выражению Фольери, стилю Г. С.

http://pravenc.ru/text/164433.html

Итак в 8 день ноября православная Церковь ежегодно празднует святому Архистратигу Михаилу и купно прочим бесплотным силам, созерцающим и прославляющим непостижимое величие Пресвятой Троицы и охраняющим Церковь воинствующую, между коими Архистратиг Михаил есть и первый хвалитель Бога, и первый хранитель человеков ( Дан.10:13 . Апок.12:7 ). Посему осьмый день ноября в просторечии по преимуществу называется Михайлов день, а православная Церковь называет этот день Собором св. Архистратига Михаила и прочих сил бесплотных, подражая в этом наименовании небесному собору Ангелов, неумолчно песнословящих Господа. «Сему и мы последующе, говорит Пролог, вси восхвалим сей праздник великого Божия Архангела Михаила и с ним всех Ангелов Господних, посылаемых от Него на службу св. угодникам Его и всем верным, благая от него просящим. Того ради собора день сей собор святого Архангела Михаила нарицается». Установление церковного Собора в честь небесного собора св. Ангелов относится к древним временам Христианства. Ранее IV века и особенно в этом веке в честь Архангела Михаила воздвигаемы были храмы, в коих совершалось в честь его Богослужение и празднование, напр. в Хонах и в главнейших городах Востока – в Никомидии, Антиохии и Византии, и некоторые места, ознаменованные явлением Архангела Михаила, назывались по имени его. Установление настоящего праздника в честь св. Архангела Михаила и прочих бесплотных сил приписывается иными Сильвестру – епископу Римскому IV века, а другими – Александрийскому патриарху Александру, также IV века. Отсюда видно, что празднование Ангелам-хранителям было уже в IV веке в разных местах, и свидетельствует об общем благоговении древних христиан к Ангелам – славителям Господа и невидимым хранителям немощного человека. В V веке Анатолий – патриарх Константинопольский, в VIII Иоанн Дамаскин , в IX Георгий Никомидийский , Студит, Византий и также Арсений Константинопольский, Киприан и Ефрем Карийский написали многие священные песни на день Собора в честь св. Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Воскресение Господне. Поучения на Пасху, 8, 9, 11, 12, 99–106, 136–139, 141–144, 146, 200, 201, 204, 312, 332, 404, 602, 647, 648, 723, 724, 763, 765, 778, 784, 793, 794, 804, 805. Воскресение сборное, неделя православия, 9, 404, последование, 740, 790. Врахмане народ, 710. Востоков см. Описание рукописей. Венцы: Спасов, 200, 201, свадебные, 200, 201, 740. Венчание и помазание Царей на царство, 740. Вятская чудотворная икона, 738. Гавриил архангел. О нем слова, 602, 670, 675, 754, 775. Гавриил, прот Афонской горы, 739. Галеново на Иппократа, 177, 762. Гедеон, диакон Троиц. Серг. мон., владелец, 781. Геласий, игум. вишерский, биограф, 667, 668. Геннадия, патр. константинопольского, послание, 205–207. Геннадия, патр. константинопольского, Стоглав, 11, 12, 204, 408, 704, 710, 774, 801, 807. Беседа с Магометом II-м, 201. Слова и отрывки, 91, 202–204, 757, 794. Геннадия иерусалимского слово, 204. Геннадия, архиеп. новгородского, Пасхалия,736,774. Послание его и к нему, 730. Его устав зрительный, 251, 252, 739. Печать ц. Соломона с перевода его, 252. Молитва, 266. Упом. 710, 762. Геннадий, инок Троиц. Серг. мон., 329, 823. Геннадий Елизаров, старец Троиц. Серг. мон., владелец, 495. Георгия, архиеп. никомидийского, слово, 145, 147, 149, 150, 750, 753, 754. Георгия, ексарха, похвала Богородице, 669, 670. Георгий, патр. александрийский, биограф И. Златоуста, 759, 781, 783. Георгий Амартол, летописец. Две выписки, 730, 770. Георгий Писид, соч. поэмы, 176. Георгию, игумену, Никона черног. послание, 211–213. Георгий Васильевич, князь, 414. Георгий Иванович, князь, 234, 410. Георгию (какому-то) послание Максима грека , 200. Герасиму, иноку, Никона черног. послания, 211–213. Герасим старец, постриж. Ферапонтова мон., 542. Герасим, поп, владелец, 567. Германа, патр. константинопольского, сочинения, 167, 185, 188, 201, 274, 407, 669, 670, 758, канон, 290, 786, 804. Германа, патр. константинопольского, послание, 205, 206. Германа, патр. александрийского, грамота, 700. Герман пустынный. Послание к нему Нила сорского , 188.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Память младенцев, Христа ради избиенных от Ирода, Церковь начала совершать с древних времён Христианства. Об этом свидетельствуют в своих беседах отцы Церкви IV, III и II века, как-то: Златоуст, Киприан, епископ Карфагенский, Ориген и другие. Последний называет Вифлеемских младенцев начатками христианских мучеников и говорит, что память их прославляется в Церквах в ряду святых, как первенцев, избиенных за Христа. Но древнейший из отцов Церкви, прославляющий младенцев Вифлеемских, есть Ириней, епископ Лионский II века. Впоследствии св. Андрей Критский и Киприан написали для Церкви хвалебные песни на день избиения младенцев, ныне возносимые Церковью в этот день. Преп. Георгия, епископа Никомидийского Преп. Георгий был современником св. Фотия (память которого – 6-го февраля), с которым разделял он все испытания и бедствия. Скончался мирно, оставив после себя довольно много сочинений 374 и повествование об избавлении от опасности Влахернского храма (в котором был ковчег с ризой Божией Матери), во время осады варварами Константинополя. Прежде же того он описал подробно, как Патриций Гальбий и Кандид обрели при императоре Льве I святую ризу, которая была положена во Влахернском храме, где творила различные чудеса. Преподобного Маркелла, игумена обители Неусыпающих. Преп. Маркелл был третьим игуменом общины Неусыпающих, основанной преп. Александром (3 июля); муж сильный словом и делом, милостивый к сиротам и нищим, облагодатствованный даром прозорливости и чудес. Скончался в 486 году. Св. пророка Нафана. Св. пророк Нафан жил при царях Давиде и Соломоне и был одним из повествователей о деяниях царей и также событий своего времени (см. о нём в житии царя Давида – 26-го декабря). 372 Ркп. святцы: «преп. Марко гробокопатель: и мертвии послушаху его; пресгав. в л. 6600». Это год перенес. мощей преп. Феодосия; а пр. Марк, как видно, по словам Поликарпа, жил после того не менее 10 л. Читать далее Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900./Декабрь. – 514, IV с.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010