Великому велику 20 2022 р. 16:35 Преподобныи Косма Маюмскии входит в число величайших церковных песнотворцев. Один из его агиографов называет преподобного «тимпаном Богу» и «десятиструннои Псалтирью». Особое место среди творении прп. Космы занимает цикл песнопений, написанныи им для Страстнои седмицы. В статье члена  Синодальной библейско-богословской комиссии  священника Михаила Желтова, опубликованной в «Журнале Московской Патриархии», рассматриваются глубинные смыслы канона преподобного Космы Маюмского на Святой и Великий Четверг, занимающего центральное место в корпусе этих текстов ( 4, 2022 ,  PDF-bepcuя ). Преподобный Косма, епископ Маюмы (портовый город-спутник палестинской Газы), близкий друг прп. Иоанна Дамаскина или даже его брат 1 , является одним из самых прославленных песнописцев за всю историю православной гимнографии 2 . При этом его произведения — а это прежде всего каноны — не столь многочисленны, как у других знаменитых авторов, таких как свт. Георгий Никомидийский или прп. Иосиф Песнописец. Перу прп. Космы принадлежат лишь 3-4 десятка канонов, преимущественно на главные праздники и памяти особо чтимых святых, однако эти творения составляют, без всякого преувеличения, одну из вершин церковной поэзии. Их главной особенностью является невероятная насыщенность смыслами при лаконичности изложения. Вместо того чтобы услаждать слушателей обилием сложносоставленных восхвалений, обыгрываниями буквальных значений собственных имен и иной элегантной, но не слишком содержательной риторикой, преподобный в нескольких точно подобранных словах не только поэтично описывает значение праздника, но и нередко касается более общих вопросов христианского вероучения. По степени аккуратности раскрытия сложных богословских тем его произведения, не выходя за рамки поэзии, порой приближаются к лучшим образцам святоотеческих догматических трактатов. Композиционно каноны прп. Космы таковы: в них нет вторых песней; каждая песнь в канонах имеет ирмос и от одного до четырех тропарей; через ирмосы и тропари проходит фразовый акростих — их первые буквы читаются как осмысленное предложение. Богородичны в канонах прп. Космы отсутствуют, а часть ирмосов соотносится не столько с содержанием соответствующей библейской песни (как в большинстве канонов других авторов), сколько с содержанием тропарей: в таких случаях ирмос и следующие за ним тропари развивают одну общую мысль и не должны противопоставляться друг другу 3 . Такая структура канона является промежуточной между ранними примерами иерусалимской церковной поэзии, сохранившимися в грузинском переводе в книге под названием «Древний Иадгари», и классической формой канона, одним из создателей которой и был прп. Косма 4 .

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5918901...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Иоанн Психаит, прп. - житие Основным источником сведений об Иоанне Психаите является анонимное Житие , составленное монахом, современником святого. Оно сохранилось в 2 рукописях, одна из которых датируется IX в. Издание было осуществлено П. ван ден Веном в 1902 г. Согласно Житию, родиной святого была небольшая деревня в феме Вукелларии на севере М. Азии. Его отца звали Лев, он был иереем, при этом зарабатывал на жизнь строительством церквей и часовен. Впоследствии семья поселилась в одной из деревень Никомидийской епархии. Кроме Иоанна Психаита в семье были сыновья Феодор и Филипп и дочь Евфросиния. Отец воспитывал детей в любви к Богу, занимался их обучением, преподавал им Свящ. Писание. Когда дети выросли, он заговорил с ними о браке, но они предпочли вместе с родителями вести монашескую жизнь. Некий муж Антоний из лавры прп. Антония Великого научил их правилам монашеской жизни. Отец семейства вскоре понял, что женщинам тяжело вести такой же образ жизни, как и мужчинам, и тогда он отправил их в некий монастырь, а сам вместе с 3 сыновьями направился в Константинополь. Они пришли в мон-рь Пресв. Богородицы в Пиги (см. ст. «Живоносный Источник» иконы Божией Матери монастырь) и были встречены настоятелем по имени Георгий, приняли постриг и подвизались в этом мон-ре. Вскоре отец Иоанна Психаита и младший брат Филипп отошли ко Господу; Иоанн Психаит был рукоположен св. Тарасием, патриархом Константинопольским, во диакона, а Феодор - во иерея. Иоанн Психаит всегда отличался кротостью, приветливостью с братией, обладал даром смирения и красноречия. Видя достоинства Иоанна Психаита, игумен назначил его экономом монастыря, а затем рукоположил во пресвитера. Через некоторое время некий патрикий Михаил оставил мирскую жизнь, стал монахом и все свое состояние потратил на строительство мон-ря (Пресв. Богородицы «тон Психа». Информация об этом монастыре содержится только в Житии Иоанна Психаита, по косвенным сведениям можно судить о его местоположении: он находился за городскими стенами, на европейском берегу Босфора. Он обратился к правившей тогда св. имп. Ирине (797-802) с просьбой прислать в его мон-рь Иоанна Психаита и его брата Феодора. Феодор был поставлен игуменом монастыря, а Иоанн Психаит - экономом, так же как и в монастыре в Пиги. Однажды Иоанн Психаит , отправившийся в путь по делам монастыря, был чудесным образом спасен от гибели.

http://pravicon.com/info-2486

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕОРГИЙ (IX в.), свт. (пам. греч. 29 дек.), еп. Никомидийский. Был диаконом и хартофилаком храма Св. Софии в К-поле. Современник и друг патриарха К-польского свт. Фотия ; сохранилась их переписка (RegPatr. Vol. 1. Fasc. 2. N 549). В 860 г. был рукоположен во епископа. Через нек-рое время оставил кафедру и отправился в ссылку вместе со свт. Фотием. Время кончины Г. неизвестно. В Синаксаре К-польской ц. память Г. отмечена под 29, 30, 31 дек. Г.- автор церковных песнопений, служб и ок. 170 гомилий: на Великие пятницу и субботу, Косме и Дамиану (изд.: PG. 100. Col. 1336-1528). Особенно выделяются богородичные темы, к-рым посвящен цикл различных Слов: на прав. Анну, 3 Слова на Зачатие Богородицы, на Рождество Богоматери, 4 Слова на Введение во храм Пресв. Богородицы (по всей видимости, Г. активно участвовал в распространении праздника - см.: Bouvy E. La fête de l " Εσοδος ou de la Présentation de la Vierge au Temple dans l " Église grecque//Bessarione. R., 1896/1897. Vol. 1. P. 555-562), на Благовещение, на прав. Иосифа и Богоматерь, на Сретение, на стояние Богоматери у Креста (в рукописях сохр. древний слав. перевод) и на Успение. Ему же, видимо, следует приписывать авторство повествования о ризе Богоматери с описанием избавления К-поля от «варварской» (рус.) угрозы в 864 г. и энкомий ризе и поясу Богоматери. Множество энкомиев посвящено различным святым (см.: BHG. T. 3. P. 254). Г. считается автором Жития прп. Саввы и энкомия свт. Николаю (изд.: Anrich G. Hagios Nikolaos. Lpz., 1913. Bd. 1. S. 92-96; 1917. Bd. 2. S. 162-163, 356-358). В рукописной традиции творения Г. часто усваивают др. известным авторам, напр. свт. Афанасию Великому, прп. Андрею Критскому. Изобилующие риторикой творения Г., по оценке С. Пападопулоса, не имеют высокого лит. достоинства. Свт. Георгий, еп. Никомидийский. Икона. XVI в. (Византийский музей. Афины) Свт. Георгий, еп. Никомидийский. Икона. XVI в. (Византийский музей. Афины) С Г., с большой долей вероятности, следует отождествить автора различных гимнографических произведений: самогласнов , кондаков , канонов и ирмосов , надписанных именем Георгий. Нек-рые из них затрагивают темы гомилий Г. Самогласны Г. включают 3 литийные стихиры на праздник Введения во храм Пресв. Богородицы, 21 нояб. (они же повторяются в предпразднство и попразднство Введения; 2-я - также на Собор арх. Михаила, 8 нояб.); хвалитную стихиру отцам I Вселенского Собора, в Неделю 7-ю по Пасхе (стихира повторяется в др. последованиях Вселенским Соборам: по греч. книгам - в неделю от 13 до 19 июля, по слав. книгам - в неделю, ближайшую к 16 июля, и 11 окт.); 3 литийные стихиры свт. Иоанну Златоусту, 13 нояб.; возможно, также стиховную стихиру вмц. Христине, 24 июля.

http://pravenc.ru/text/162173.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Никомидийские мчч. (20 000) - житие Мученики, пострадавшие в Никомидии Сщмч. Корнут Никомидийский, Иконийский, еп. (+ 249-259, память 12 сентября). Мч. Кодрат Никомидийский, умучен в Геллеспонте (+ 250-259, память 10 марта). Мч. Урпасиан (+ ок. 295, память 9 марта). Мч. Стратор (Стратоник) (+ III, память 9 сентября, 13 сентября). Мчч. Трофим и Евкарпий (+ ок. 300, память 18 марта). Мч. Панхарий (+ ок. 302, память 19 марта). 20 000 мчч. в Никомидии в церкви сожженных и там же вне церкви пострадавших. Среди них мчч. Гликерий пресвитер, Зинон, Феофил диакон, Дорофей, Мардоний, Мигдоний диакон, Индис, Горгоний, Петр, Евфимий, мцц. Агафия игумения, Домна, Феофила (+ ок. 302, память 28 декабря (некоторые также 3 сентября)). Сщмч. Анфим, еп. Никомидийский (+ 302, память 3 сентября, 28 декабря). Сщмч. Феопемпт, еп. Никомидийский и мч. Феона волхв, в крещении Синесий (+ 303, память 5 января). Мц. Евфрасия дева (+ 303, память 19 января). Мчч. Васс, Евсевий, Евтихий и Василид (+ 303, память 20 января). 1003 мучеников Никомидийских (+ 303, память 7 февраля). Мчч. Виктор, Зотик, Зинон, Акиндин, Севериан и Кесарий (+ 303, память 18 апреля). Мчч. Феона, Христофор и Антонин воины (+ 303, память 19 апреля). Мчч. Исаакий, Аполлос и Кодрат (+ 303, память 21 апреля). Вмч. Георгий Победоносец, мчч. Анатолий и Протолеон, Гликерий земледельец, Афанасий волхв и Валерия (+ 303, память 23 апреля). Мчч. Евсевий, Неон, Леонтий, Лонгин и 40 иных (+ 303, 24 апреля). Мчч. Стратон, Филипп, Евтихиан и Киприан (+ ок. 303, память 17 августа). Мчч. Дасий, Гаий и Зотик (+ 303, память 21 октября). Мчч. Евлампий и Евлампия (+ 303-311, память 10 октября). Мц. Иулиания (+ 304, память 21 декабря). Мч. Еферий (+ 305, память 18 июня). Вмч. Пантелеимон Целитель (+ 305, память 27 июля). Сщмчч. Ермолай, Ермипп и Ермократ, иереи Никомидийские (+ ок. 305, память 26 июля). Мчч. Аникита и Фотий (+ 305, память 12 августа). Мчч. Адриан и Наталия и с ними 23 (+ 305-311, память 26 августа). Мц. Каллиста и братия ее мчч. Евод и Ермоген (+ 309, память 1 сентября). Мц. Василисса (+ 309, память 3 сентября). Мц. Феотима (+ ок. 311, память 19 мая). Мч. Филетер и иже с ним (+ 311, память 30 декабря). Мчч. Урван, Феодор и Медимн и с ними 77 мужей от церковного чина (+ 370, память 5 сентября). Мч. Вавила и с ним 84 отрока (IV в., 4 сентября). Мц. Кириакия (IV в., память 7 июля). 3618 Никомидийских мучеников (IV в., память 2 сентября). 5 мучеников Никомидийских, усеченных мечем в Никомидии (память 16 июня). 25 мучеников Никомидийских (память 1 июля (Греч.)). Мч. Анфим (память 19 ноября). Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Никомидийские мчч. (20 000) " .

http://pravicon.com/info-3065

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агиография МАНЕФА [Еннафа, Манофо, Манефо, Манафо, Манафа, Марафо] († нач. IV в.), мц. (пам. 13 нояб.; пам. греч. 12 нояб. и 20 окт.) МАНУИЛ, ГЕОРГИЙ, ПЕТР, ЛЕОНТИЙ, СИОНИЙ, ГАВРИИЛ, ИОАНН, ЛЕОНТ, ПАРОД И ДРУГИЕ 377 МУЧЕНИКОВ (вскоре после 813), мученики (пам. 22 янв.; пам. визант. 22 и 23 янв.), пострадавшие в Болгарии во время войны с Византией (809-816) МАРГАРИТА (Гунаропуло Мария Михайловна; 1866-1918), игум., прмц. (пам. 9 авг., в Соборе Казанских святых, в Соборе Уфимских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРГАРИТА (Закачурина Маргарита Ксенофонтовна; 1884-1937), мон., прмц. (пам. 2 дек., в Соборе Ивановских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРГАРИТА (ок. 1046 - 1093), св. Римско-католической Церкви и Англиканской Церкви (пам. 16 нояб.), королева Шотландии, супруга шотл. кор. Малькольма III Канмора (1058-1093) МАРДАРИЙ (Ускокович Иван; 1889-1935), свт. (пам. 29 нояб.), еп. Американо-Канадский Сербской Православной Церкви МАРДАРИЙ (XIII-XVII вв.?), затворник, в Дальних пещерах почивающий, прп., Киево-Печерский (пам. 13 дек., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) МАРДАРИЙ (Исаев Михаил Исаевич; 1886-1938), иером., прмч. (пам. 5 марта, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРДАРИЙ мч. Севастийский (пам. 13 дек.) - см. в ст. Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест, мученики Севастийские МАРДОНИЙ (кон. III - нач. IV в.), мч. (пам. 3 сент., 28 дек.) - см. ст. Индис и Домна, мученики Никомидийские МАРИ [Мар Мари] (I-II вв.?), святой Ассирийской Церкви Востока (пам. во 2-ю пятницу лета), почитаемый как ее основатель, один из апостолов от 70 (72) и «апостол Востока», просветитель Месопотамии и Ирана (также почитается в Халдейской католической и Сиро-Малабарской Церквах) МАРИАВ сщмч. Персидский (пам. греч. 20 авг., 9 апр.) - см. в ст. Илиодор и Доса (Дисан), священномученики, и др. мученики Персидские МАРИАМНА (пам. греч. 26 сент., 9 июня) - см. ст. Фекла, Мариамна, Мария, Марфа, Еннафа, мученицы Персидские МАРИН (V-VI вв.?), св. (пам. зап. 3 (4) сент.), почитается как основатель и покровитель Республики Сан-Марино МАРИН (МАРИЙ), МАРФА, АВДИФАКС И АВВАКУМ мученики (пам. 6 июля; пам. зап. 19 янв.), по преданию, пострадали в Риме при имп. Клавдии II Готском (268-270)

http://pravenc.ru/rubrics/122298_111.htm...

По повелению Императора и Патриарха Константинополя собравшимися архиереями были избраны следующие участники будущего Собора в Италии: священный Марк Евгеник, который был назначен экзархом Константинопольского Собора, Антоний Ираклийский, Дорофей Трапезундский, Митрофан Кизический, Макарий Никомидийский, Виссарион Никейский, Дионисий Сардский, Игнатий Тырновский, Досифей Монемвасийский, Мефодий Лакедемонский, Иоасаф Амасийский, Дорофей Митиленский, Исаия Ставрупольский, Дамиан Молдовлахийский, Нафанаил Родосский, Матфей Меленикский, Досифей Драмаский, Геннадий Ганский, Каллист Дристраский, Софроний Анхиальский, Исидор Московский и всея Руси ещё с одним епископом, и Георгий с одним епископом, а прочие остались в Константинополе. А из должностных лиц Церкви были избраны: великий скевофилак диакон Феодор Ксанфопул, великий хартофилак и архидиакон Михаил Вальсамон, великий экклесиарх и дикеофилак Сильвестр Сиропул, протекдик диакон Георгий Каппадокийский, великий сакелларий Манукил Хрисокока, номофилак Иоанн Евгеник и все прочие важнейшие должностные лица, за исключением заболевшего Иеромнимона. Вместе с Императором отправились его брат Димитрий и другие члены синклита, а также мудрецы Георгий Гемист из Лакедемона, Георгий Схоларий из Константинополя и Георгий Амируджа из Трапезунда. Однажды Патриарх беседовал в собственных покоях с некоторыми церковными должностными лицами. Сиропул об этом рассказывает так: «Говорят, что будет Собор в Италии, и отправятся наши так, и будут стойкими на Соборе, и будут иметь подъёмные, подорожные и суточные выплаты. Но как только мы получим ежедневную поддержку от них, то мы будем уже рабами и наёмниками, а они – господами. А раб должен творить волю своего господина, а всякий наёмник – делать работу нанявшему его. Тот, кто кому-то платит, именно для того даёт оплату, чтобы оплачиваемый исполнял всё, что повелит ему нанявший его, а если он не исполнит, то и платы не получит. А если они не будут нам выдавать средства, то что мы сможем поделать? И если они не примут на себя расходы на наше возвращение, то что будем делать тогда? Зачем малочисленным чужестранцам, нищим, отправляться к многочисленным, богатым, гордым, на своём месте пребывающим, и идти к ним в рабство? Если мы собираемся спорить о вере и благочестии и наставлять их, то это не будет добрым делом. А потому не будет, что, как я думаю, это никак не сложится в нашу пользу» 70 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Efesskij/...

Письма посылались к Александру и Арию, – в защиту и утешение их. «Прекрасно мудрствуя, – говорил Евсевий никомидийский Арию, – желай, чтобы все так мудрствовали, потому что всякому ясно, что сотворенного не было, пока оно не приведено в бытие; приведенное же в бытие имеет начало» 28 . Афанасий аназаварский и Георгий, впоследствии епископ Лаодикийский 29 , писали к Александру, обличая его в неправильном понимании церковного учения и давали арианам совет, как относиться к воззрениям Александра. 30 В этом печальном положении александрийский епископ решился на крайнюю меру: около 318 года он созвал собор из ста подвластных ему епископов, отлучил Ария и его сторонников от церкви, осудил его учение, изгнал из Александрии и в окружном послании объявил о своем поступке по всем церквям 31 . Это был такой шаг, который не только не помог ослаблению споров, а напротив, разнес эти споры по всему Востоку и делу Ария придал не местный, александрийский, характер, а общее церковное значение. Прежде всего недоволен был Евсевий никомидийский, добросовестность намерений которого подрывалась оскорбительными намеками Александра, не относящимися к сущности дела 32 . Но осуждение, произнесенное Александром на Ария и его сторонников, затрагивало не одного Евсевия, а всех восточных епископов, выразивших свое сочувствие его учению. Оно казалось неслыханным оскорблением, нарушением всех канонических прав и вмешательством Александра в области, неподлежащие его ведению. Изгнанные теперь из Александрии Арий и его александрийские сторонники хорошо воспользовались этим положением дела. В своем письме к Евсевию никомидийскому Арий, напоминая ему о прежней своей связи по школе Лукиана, жалуется на несправедливость произнесенного на него Александром осуждения. «Не я один, но и брат твой Евсевий в Кесарии, Феодот (лаодикийский), Павлин (тирский), Афанасий (аназабарский), Григорий (беритский) и Аэций (лидский) и все восточные, т. е. сирские и палестинские, за исключением только трех, учат то же самое; поэтому, и они все подвергнуты анафеме» 33 Арий, без сомнения, выражал здесь то, что чувствовали и все поддерживавшие его епископы.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Таким образом, безпримерные христианские подвиги исповедничества и мученичества императорского комита Георгия Никомидийского образовали собой целое созвездие Никомидийских мучеников, память которых ежегодно совершается с 18 по 23 Апреля, что по нашему гражданскому календарному стилю соответствует 1-6 Мая. В 1945 году последние победные бои в Великой Отечественной войне пришлись на Страстную Седмицу, и духовно они совпали с празднованием памяти Никомидийских мучеников - сподвижников Георгия. Императорский Архистратиг Георгий был выдающимся военачальником, одержавшим немало побед над варварами. Существуют предания, что он сражался даже в далекой Британии под началом Константа - отца Святого Равноапостольного Императора Константина, именно поэтому красный Георгиевский Крест входит в символику Британского государственного флага. Но само же прозвание Победоносец происходит от буквального перевода названия города, где он совершил свои последние духовные подвиги, Никомидия или Никомедия, что буквально означает средоточие Ники-Победы. Христианское почитание Победы-Ники выражается в чествовании Воскресной Победы Иисуса Христа над смертью и адом. Именно поэтому в канонических надписаниях на осмиконечном Православном Кресте обязательно присутствуют слова " Иисус Христос - Ника " , те же надписания мы находим и на просфорных печатях. Все это должно нам, христианам, напоминать, что наша Православная Вера - это религия победителей, а не нытиков и хлюпиков, непротивленцев и пораженцев. Считаю особенно знаменательным то, что нынешние торжества шестидесятилетия Великой Победы России над языческим фашизмом сугубо ознаменованы тем, что удивительным образом совпало празднование Святой Христовой Пасхи 303 года, когда Христа прославлял Победой духа Святой Георгий Никомидийский, и Пасхи нынешней, когда Светлое Воскресение приходится на 18 Апреля - 1 Мая. Да поможет нам Господь возрождать достоинство нашей России в мире и благоденствии заступничеством Великомученика Георгия и его святых сподвижников!

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Таким образом, беспримерные христианские подвиги исповедничества и мученичества императорского комита Георгия Никомидийского образовали собой целое созвездие Никомидийских мучеников, память которых ежегодно совершается с 18 по 23 апреля, что по нашему гражданскому календарному стилю соответствует 1-6 мая. В 1945 году последние победные бои в Великой Отечественной войне пришлись на Страстную Седмицу, и духовно они совпали с празднованием памяти Никомидийских мучеников - сподвижников Георгия. Императорский Архистратиг Георгий был выдающимся военачальником, одержавшим немало побед над варварами. Существуют предания, что он сражался даже в Британии под началом Константа - отца святого равноапостольного императора Константина, именно поэтому красный Георгиевский Крест входит в символику Британского государственного флага. Но само же прозвание Победоносец происходит от буквального перевода названия города, где он совершил свои последние духовные подвиги, Никомидия или Никомедия, что буквально означает средоточие Ники-Победы. Христианское почитание Победы-Ники выражается в чествовании Воскресной Победы Иисуса Христа над смертью и адом. Именно поэтому в канонических надписаниях на осмиконечном Православном Кресте обязательно присутствуют слова " Иисус Христос - Ника " , те же надписания мы находим и на просфорных печатях. это должно нам, христианам, напоминать, что наша Православная Вера - религия победителей, а не пораженцев и непротивленцев. Считаю особенно знаменательным то, что нынешние торжества 60-летия Великой Победы России над языческим фашизмом сугубо ознаменованы тем, что удивительным образом совпало празднование Святой Христовой Пасхи 303 года, когда Христа прославлял Победой духа Святой Георгий Никомидийский, и Пасхи нынешней, когда Светлое Воскресение приходится на 18 апреля/1 мая. Да поможет нам Господь возрождать достоинство нашей России в мире и благоденствии заступничеством Великомученика Георгия и его святых сподвижников! 12 апреля 2005 года, память преподобного Иоанна Лествичника

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

В IX веке святые Иосиф и Феодор Студиты собрали вместе все, что до них было написано, привели в надлежащий порядок, присоединили много собственных стихир и канонов, и так образовалась богослужебная книга – Постная Триодь, заключающая в себе около ста шестидесяти служб. В XIV веке Постная Триодь была дополнена синаксариями, составленными Никифором Каллистом. Подготовительные Недели Великого поста Четыредесятницу предваряют четыре подготовительные Недели, а именно. Неделя (без седмицы) о мытаре и фарисее, седмицы и Недели о блудном сыне, мясопустная и сыропустная («сырная»). В продолжение подготовительных Недель Церковь приучает верующих к подвигу поста постепенным введением воздержания. После сплошной седмицы, следующей за Неделей (воскресеньем) о мытаре и фарисее, она восстанавливает пост среды и пятницы, затем возводит христиан на высшую ступень подготовительного воздержания запрещением вкушать мясную пищу и дозволением употреблять лишь сырную. Такое особое приготовление к Великому посту является древним установлением Церкви. Так, уже знаменитые проповедники IV века – святители Василий Великий , Иоанн Златоуст , Кирилл Александрийский и дру­гие – оставили нам беседы и слова, произнесенные ими относительно поста еще не наступившего, а только ожидаемого. В частности, у них находим беседы, произнесенные ими в каждую из названных подготовительных Недель. Каноны и многие песнопения, в которых раскрывается значение подготовительных Недель, также относятся к древнему периоду в VIII-IX веке. Феодор и Иосиф Студиты составили службы на Недели, о блудном сыне, мясопустную и сыропустную, а в IX веке Георгий, митрополит Никомидийский, – канон на Неделю о мытаре и фарисее 265 . Общее понятие о подготовительных Неделях 266 Приготовляя верующих к св Четыредесятнице, Церковь в своих службах, по ее собственному выражению, поступает как вождь, ободряющий мудрым и благовременным словом своих воинов на брань. Поэтому в приготовительных службах она не забывает сказать все то, что может расположить верующих к посту, покаянию и духовному подвигу. В своих священных воспоминаниях она восходит и к первым дням мира и человека, к блаженному состоянию праро­дителей и их падению, чтобы показать начало греха и пробудить сокрушение о грехах, и ко времени пришествия на землю Сына Божия для спасения человека, чтобы обратить нас к Богу. Для пробуждения чувства покаяния и сокрушения о грехах она уже в приготовительные Недели начинает петь на утрене перед каноном умилительные стихиры «Покаяния отверзи ми двери. На спасения стези настави мя, Богородице. Множество содеянных мною лютых».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010