Так именуют Ее святые Герман и Георгий Никомидийский в своих словах, особенно же св. Иоанн Дамаскин , в первом слове на Рождество Ее, говорящий так: «Агница, из Которой пастырь облекся в овцу». И в акафисте мы читаем: «радуйся, Агнице, рождшая Бога Агнца». Но, о, Пречистая, Ты прияла наименования не бессловесных, а словесных и умных тварей. Тебя все церковные учителя наименовали единым ангелом, высшим прочих ангелов, царицей всех, честнейшей херувимов и славнейшей серафимов; и воистину, Ты достойна. Но когда именуют Ее агницею, тем показывают особенное достоинство Ее пред ангелами: «Агнице, рождшая Агнца». Здесь приходит на мысль крепость и сила, слава и царство оного Агнца, о Коем Святой Богослов повествует: «всяко создание еже есть на небеси, и на земли, и под землею, и на мори яже суть, и сущая в них, вся слышах глаголющая: седящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава, и держава во веки веков ( Откр. 5:13 ). Говорится обычно, что лев – царь над всеми зверями. Но Агнец, сидящий на престоле, царствует не только над зверями, а и над всем сотворенным, и ангелы и люди кланяются Ему, и всякая тварь повинуется Ему. Откуда же у сего Агнца – такая сила? Откуда – всемощная власть? Св. Ириней так беседует: «никто другой не мог отверзть книгу Отчую и даже видеть ее, как только Агнец закланный: поелику Он, незлобивый, греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его ( 1Пет. 2:22 ; ср. Ис. 53:9 ); итак, самое незлобие Агнца делает Его царем, и всякое создание с нижайшим поклонением покоряется под ноги Его: поелику Он незлобив. Когда Пречистую и Преблагословенную Деву святые вышеупомянутые отцы именуют агницею, всякая тварь уготовляет Ей всеподданство: небо – царский венец из звезд, ясную порфиру из солнца, прекрасное подножие из месяца; все ангелы воздают Ей, как Царице Своей, должный поклон и всякое создание поклоняется Ей, говоря: «благословение, честь и слава Пречистой, Преблагословенной Деве Марии, поелику Она есть агница, поелику Она незлобива, поелику Она греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Ея».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Таковы, говорю я, Андрей Критский – началовождь всех певцов и печальногласный лебедь Церкви, Иоанн Дамаскин – преискусный и сладкогласный соловей Христов, Феофан Никейский Начертанный – приятноглаголивый и песнопевнейший дрозд, Иосиф Песнописец – многогласная и звонкая ласточка верных, Иоанн Преподобный Никодим Святогорец Евхаит – медовноглаголивый и чарующий сирин Духа Святого, Митрофан Смирнский – добровещанный петел Церкви, Феодор Студит – мусикийская цикада православных, Фотий Константинопольский – щебечущая и прекрасно поющая птица Церкви, Георгий Никомидийский – благозвучная и доброславная кифара, Феоктист Студит – десятострунная псалтирь, Павел Аморийский – громокошумная лира Духа, Николай Катаскепин – духовная и стройнозвучная кинира, Афанасий Константинопольский – одушевленный орган дуновений Утешителевых, Игнатий Константинопольский – священный и гласословесный тимпан, Марк Эфесский – велегласная труба, Феодор Ласкарь – сладкогласящая сиринга, Мануил Ритор – боевой кимвал, Климент – медоречивая навла Духа, Илия Экдик – прекрасная самвика благодати, Калинник Ираклийский – пастырская кроткоувещательная свирель, Николай другой – звонкоречивый зяблик весенний, и Фекла – пресладкое эхо. И как в ветхом законе царя и пророка Давида сопровождали сыны Асафа, Идифума и иных начальников над хорами и псалмопевцами, и когда он воспевал псалмы свои пред Ковчегом завета, сопровождавший народ, взяв за основу услышанное от него, пел вместе с ним, – так и в новой благодати евангельской многие из народа (разумею священных песнописцев и певцов), одни поюще на дорийский лад, другие на лидийский, одни на фригийский глас воспевая, другие – на миксолидийский, третьи – на косвенные к ним, эти полуторного держась соотношения, а те – измеряемого как один к трем, эти – как один к восьми, а те – двойного, и во всех [перечисленных] сугубое соблюдая созвучие 7 , и попросту говоря, все гармонические соотношения искусно сочетав с особыми мелодиями, все вместе, – когда противогласно, когда согласно– из одного мусического осмогласия шестьдесят два песненных канона, единую всестройную мелодию составили, молитвенно прославляя предистинным и одушевленным Ковчегом, сиречь пред Царицей Небесной Богородицей, Богоматерний Ее лик в наиболее приличных Ее достоинству хвалебных песнопениях и испрашивая у Нее необорного предстательства в словах, преклоняющих на милость и весьма умилительных.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Такое особое приготовление к посту Четыредесятницы является древним установлением Церкви. Так, знаменитые проповедники IV века: св. Василий Великий , св. Иоанн Златоуст , Кирилл Александрийский и другие – оставили нам беседы и слова, сказанные ими относительно поста, еще не наступившего, а только ожидаемого. В частности, у них находим беседы, произнесенные в каждую из названных подготовительных Недель. Каноны и многие песнопения, в которых раскрывается значение подготовительных Недель, также относятся к древнему периоду: в VIII-IX веках Феодор и Иосиф Студиты составили службы на Недели блудного сына, мясопустную и сыропустную, а в IX веке Георгий, митрополит Никомидийский, – канон на Неделю мытаря и фарисея 72 . Общее понятие о подготовительных Неделях Приготовляя верующих к св. Четыредесятнице, Церковь в своих службах, по ее собственному выражению, поступает как вождь, ободряющий мудрым и благовременным словом своих воинов на брань. Поэтому в приготовительных службах она не забывает сказать все то, что может расположить верующих к посту, покаянию и духовному подвигу. В своих священных воспоминаниях она восходит и к первым дням мира и человека, к блаженному состоянию прародителей и их падению, чтобы показать начало греха и пробудить сокрушение о грехах, и ко времени пришествии на землю Сына Божия для спасения человека, чтобы обратить нас к Богу. Для пробуждения чувства покаяния и сокрушения о грехах Церковь уже в подготовительные Недели начинает петь на утрени перед каноном умилительные тропари: «Покаяния отверзи ми двери...», «На спасение стези настави мя, Богородице...», «Множество содеянных мною лютых...». С другой стороны, для той же цели, как бы сближая 70-дневный период великопостной Триоди с 70-летним пребыванием Израиля в плену Вавилонском, Церковь в некоторые приготовительные Недели оплакивает духовный плен нового Израиля пением 136 псалма: «На реках Вавилонских...». Неделя о мытаре и фарисее Свое наименование эта подготовительная Неделя получила оттого, что на ней читается Евангельская притча о мытаре в фарисее ( Лк. 18, 10–14 ), из которой, по изображению притчи, видим, что мытарь вышел из храма более оправданным, чем фарисей. Уставные особенности служб Недели о мытаре и фарисее

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Троицы и охраняющим Церковь воинствующую, между коими Архистратиг Михаил есть и первый хвалитель Бога, и первый хранитель человеков ( Дан.10:13 ; Откр.12:7 ) 753 . Посему восьмой день ноября в просторечии по преимуществу называется Михайлов день, а Прав. Церковь называет этот день Собором св. Архистратига Михаила и прочих Сил бесплотных, подражая в этом наименовании небесному собору Ангелов, неумолкно песнословящих Господа. «Сему и мы последующе, – говорит Пролог, – вси восхвалим сей праздник великаго Божия Архангела Михаила и с ним всех Ангелов Господних, посылаемых от Него на службу св. угодникам Его и всем верным, благая от Него просящим. Того ради собора день сей Собор св. Архангела Михаила нарицается» 754 . Древность и богослужение праздника Установление церковного Собора в честь небесного собора св. Ангелов относится к древним временам христианства. Ранее IV века и особенно в этом веке в честь Архангела Михаила воздвигаемы были храмы, в коих совершалось в честь его богослужение и празднование, напр. в Хонасе 755 и в главнейших городах Востока – в Никомидии, Антиохии и Византии, и некоторые места, ознаменованные явлением Архангела Михаила, назывались по имени его 756 . Установление настоящего праздника в честь св. Архангела Михаила и прочих бесплотных Сил приписывается иными Сильвестру – епископу Римскому IV века, а другими – Александрийскому патриарху Александру, также IV века 757 . Отсюда видно, что празднование Ангелам-хранителям было уже в IV веке в разных местах, и свидетельствует об общем благоговении древних христиан к св. Ангелам – славителям Господа и невидимым хранителям немощного человека. В V веке Анатолий, патриарх Константинопольский, в VIII – Иоанн Дамаскин , в IX – Георгий Никомидийский , Студит, Византий и также Арсений Константинопольский, Киприан и Ефрем Карийский написали многие священные песни на день Собора в честь св. Архистратига Михаила и прочих бесплотных Сил. Месяц ноябрь избран для праздника св. Ангелам-богохвалителям и человекохранителям потому, что этот месяц есть девятый от марта, бывшего некогда началом года, и числом девятый соответствует девяти Ангельским чинам; а восьмой день месяца назначен в отношении ко второму Христову пришествию на землю, день коего от учителей церковных нарицается восьмым.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Пусть сам Бог , принимающий приношения, засвидетельствует, какие приношения приятны Ему; пусть исповедают это также и те, которые делали приношения с наилучшим расположением. Божественное Писание сообщает, что Бог похвалил и принял много жертв святых и праведных. Достаточно свидетельствует об этом и слава приносивших оные. Так, дары Авеля праведного, первого мученика, были похвалены и приняты не потому что бы он рождал детей, но потому, что он имел плодоносную волю, принес Богу самое лучшее, принес чистую жертву без низкого образа мыслей. Жертва, принесенная бездетным Каином, напротив, не была одобрена не потому, что бы он не имел детей, но потому, что он имел бесплодную волю, потому что был низкого образа мыслей, потому что любил Бога менее, нежели себя, потому что разделил не право, даже несправедливо и далеко иначе, нежели как говорит закон о приношениях Богу. Итак, справедливо Владыка призрел на дары, принесенные праведником, и ниспослал свыше, как очевиднейший знак того, что они приятны Ему, огонь, который и принесенное истребил совершенно, и блистательно возвестил о праведности приносившего, а кто показал себя несправедливым в разделении даров Божиих, тот справедливо лишился того, чтобы они были приняты. Последний не только не видит, что бы правосуднейший Бог призрел на них, но и слышит, что Он порицает и явно обличает гнусный поступок его. Он говорит ему: " еси ты принес право, но не право разделил» ( Быт.4:7 ). Ты, Каин, говорит Бог , почитая приношение свое достойным приятия, негодуешь, что на него не призрели и отвергли его; но ты и разделил его неправильно и принес его неправильно. «Если ты принес право, но не право разделил». Некоторые считают, что это сказано о жертвах, подлежавших всесожжению; ибо у древних был обычай разсекать назначенное в жертву и разделять оное на части пополам, между тем Каин разделил приношение неправильно и таким образом погрешил в своей жертве. Но такое объяснение далеко не согласно с истиной Писания, которое говорит, что Каин принес жертву не из животных, но начатки от плодов рук своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Nikomi...

Вмч. Никита. Мозаика в кафоликоне мон-ря Неа-Мони на о-ве Хиос. 1049–1055 гг. Вмч. Никита. Мозаика в кафоликоне мон-ря Неа-Мони на о-ве Хиос. 1049–1055 гг. Сохранилось в многочисленных греч. рукописях, самая ранняя из которых датируется XI в. (Ambros. D 92 sup.; см.: Catalogus codicum graecorum Bibliothecae Ambrosianae/Ed. A. E. Martini, D. Bassi. Mil., 1906. T. 1. P. 284-291). Мученичество имеет неск. редакций (BHG, N 1342y - 1346e), 4 из которых (BHG, N 1343, 1344, 1345, 1346) в кон. XIX в. были опубликованы В. М. Истриным по рукописям XII-XIV вв. В предисловии к изданию исследователь отметил, что все греч. варианты Мученичества различаются между собой наличием или отсутствием тех или иных деталей. Редакция BHG, N 1343 краткая, редакции BHG, N 1344 и 1346 более пространные. Главное отличие между редакциями заключается в описании последовательности пыток и обстоятельств смерти мученика ( Истрин. 1898. С. 27). Исследователи А. И. Кирпичников и А. Н. Веселовский указали на наличие связи между апокрифическими сказаниями о вмч. Георгии и Никите Никомидийском ( Кирпичников А. И. Св. Георгий и Егорий Храбрый: Исслед. лит. истории христ. легенды. СПб., 1879. С. 47-48; Веселовский. 1880. С. 18-19). Возможно, образ Никиты и сказания о нем возникли в Никомидии, где святой якобы был похоронен рядом с др. мучениками, имена которых варьируются в разных редакциях апокрифического Мученичества. В одной из них (BHG, N 1346), в частности, упомянут мч. Фотий, пострадавший в Никомидии при имп. Диоклетиане (284-305) вместе с мч. Аникитой (пам. 12 авг.), чье имя созвучно с именем Никита. Вероятно, сходство имен и перенесение частицы мощей Н. в Никомидию могли спровоцировать возникновение легендарных сказаний о Никите Никомидийском ( Markovi . 2008. P. 29). Одним из наиболее веских аргументов для отождествления Н. и Никиты Никомидийского стал их общий день памяти - 15 сент., когда, согласно апокрифическому Мученичеству, был казнен Никита Никомидийский. В то же время в визант. и греч. церковных календарях память Никиты Никомидийского не обозначена.

http://pravenc.ru/text/2565366.html

Виктор , муч. в Коринфе, 6 ноября. Вирий с Вениамином, 29 июля. Виссарион пр., 20 мар. Виталий , еписк. равентйский, 23 июля. Виталиан муч., 3 сент. Витимион пр., 24 дек. Власий , папа римский, 22 фев. Власий , еп. Лисунта, 22 фев. Власий пр., из г. Аммории, 31 марта. Воиф муч. с Феодулою, 5 февр. Восва , во Фракии муч , 20 авг. Вриена пр., 30 авг. Врухий муч. с Иоанном, 27 марта. Вусирис муч., 31 дек. Гавденций , в Филиппах, 9 окт. Гавденций муч., 31 дек. Гавриил пр., 26 янв. Гавриил преподобномучен., 1676 г. 2 февр. Гавриил преп., иверянин, 13 мая. Гавриила архангела обновление в Халдах, 26 июля. Гавриила арх. в Рае, 17 окт. Гавриил муч., 1522 г. 17 окт. Гавриил муч., 1659 г. 3 дек. Гавриил , архиеписк. серб., 13 дек. Гавриил муч., 1659 г. 3 дек. Гай муч., с неофитом и др., 11 авг., 5 мая и 7 дек. Гай , муч. во Фракии, 20 авг. Гай , в мире, 31 дек. Гаиана муч., 27 сент. Гаиан с Неофитом, 11 авг., 5 мая и 7 дек. Галактион , 16 янв. Гевидиан , 1 февр. Гедеон праведный, 26 сент. Гедеон преподобномучен. 1818 г. 30 дек. Гедий еп., муч., 10 ноября. Геласий муч., лицедей, 27 фев. Геласий муч., 6 июня. Геласий муч., 30 и 31 июля. Геласий пр., 31 дек. Геласия пр., без числа. Геминиан с Лукиею, 17 сен. Генефлий , муч. во Фракии, 20 авг. Геннадий , преп. ватопедский, 17 окт. Георгий муч., 1838 г. 17 янв. Георгий , митроп. митиленский, 1 февр. Георгий муч., 1515 г. 11 фев. Георгий муч., 1693 г. 14 фев. Георгий , в монастыре Евфимия иерусал., 5 мар. Георгий , 9 мар. Георгий арселаит, 10 мар. Георгй синаит, 11 марта. Георгий в Дииппе, 23 мар. Георгий муч., 1801 г. 5 апр. Георгий муч., 1752 г. 23 апр. Георгий в Мипмене, 1796 г., 24 апр. Георгий пр., на Афоне, 13 мая. Георгий новый, 29 мая. Георгий пр., 6 июня. Георгий новый и исповед., 19 июля. Георгий муч., с Феодором, 21 июля. Георгия освящение, 13 сент. Георгий муч., 1794 г. 2 окт. Георгия муч. мощей пренесение, 3 окт. Георгий муч., 723 г. 21 окт. Георгия в Кипарисее освящение церкви, 26 нояб. и 24 апр. Георгий , еп. никомидийский, творец канонов, 29 дек.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Собрался также святой и вселенский собор, созванный по императорскому повелению в сем богохранимом царствующем городе, а именно: почтеннейшие пресвитеры Феодор и Георгий и почтеннейший диакон Иоанн, представители святейшего и блаженнейшего Агафона, архиепископа древнего Рима; почтеннейший и святейший Георгий, архиепископ сего великого Константинополя, нового Рима; боголюбезный пресвитер и инок Петр, местоблюститель престола великого города Александрии; Макарий, почтеннейший архиепископ Феополя Антиохии; благочестивый пресвитер и инок Георгий; почтеннейший апокрисиарий Феодор, местоблюститель иерусалимского престола; Иоанн, епископ города Порта, Абунданций, епископ города Патерна, Иоанн, епископ города Ригия, представители 125 почтеннейших епископов святого собора древнего Рима, что засвидетельствовано собственноручными подписями епископов в их послании к благочестивейшему императору Константину; благочестивый Феодор, местоблюститель боголюбезного архиепископа равеннского Феодора; Василий, епископ города Гортины критской; Феодор, епископ ефесский; Сисинний, епископ Ираклии фракийской; Георгий, епископ кизический; Петр, епископ никомидийский; Фогий, епископ никейский; Иоанн, епископ халкидонский; Феодор, епископ мелитенский; Сисинний, епископ Иераполя фригийского; Макровий, епископ Селевкии исаврийской; Георгий, епископ Визии фракийской; Григорий, епископ митиленский; Сергий, епископ силимврийский; Андрей, епископ мефимнский; Феогний, епископ кийский; Георгий, епископ камудианский; Антоний, епископ ипэпский; Платон, епископ киннский: Иоанн, епископ даскилийский; Генесий, епископ анастасиопольский; Феодор, епископ Юстинианополя гордского; Феодор, епископ верисский; Стефан, епископ Ираклии понтской; Лонгин, епископ тиосский; Дометий, епископ прусиадский; Соломон, епископ кланейский; Георгий, епископ косский; Иоанн, епископ миндский; Григорий, епископ кантанский; Иоанн, епископ Лаппы; Евлалий, епископ зенонопольский; Константин, епископ далисандский; Феодор, епископ олвийский; Феофан, пресвитер и игумен досточтимой обители сицилийской, именуемой Байя; Георгий, пресвитер и инок находящейся в древнем Риме обители Рената; Конон и Стефан, пресвитеры и иноки находящейся в том же древнем Риме обители, именуемой Арсикийский дом; Анастасий, пресвитер и инок оратории досточтимой константинопольской патриархии; Стефан, пресвитер и инок, ученик почтеннейшего Макария, архиепископа Феополя Антиохии. – Когда славнейшие патриции и консулы, также почтеннейшие и боголюбезнейшие епископы воссели по порядку в той судебной палате Трулле, и когда на средину положено было святое и неповрежденное евангелие: знатнейший Павел, тайный советник и секретарь императорский, сказал: «ваше благочестие и святой вселенский собор ваш помнят, что в предшествующем собрании, по окончании чтения деяний святого третьего собора, ефесского первого, положено было по порядку прочитать и деяния четвертого халкидонского собора, о чем и представляем на ваше благоусмотрение».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Стефан I , еп. Антиохийский) ( Athanas. Alex. Hist. arian. 4) и обвинил тех епископов, к-рые, не отказываясь полностью от никейского вероопределения, искажали его смысл, толкуя его в соответствии со своими взглядами. Через некоторое время Е. обвинил Евсевия Кесарийского в искажении никейской веры, последний в свою очередь обвинил Е. в савеллианстве ( Sozom. Hist. eccl. II 18). На Антиохийском Соборе (между 327 и 330) состоялось осуждение Е. Под предлогом посещения базилик, строившихся в Палестине имп. св. Константином, Евсевий Никомидийский и Феогний Никейский с согласия императора отправились в Св. землю. Там они встретились со своими единомышленниками и из Палестины прибыли в Антиохию. Т. о., в Антиохии впервые собрались ведущие представители антиникейской реакции: Евсевий Никомидийский, Феогний Никейский, Патрофил Скифопольский и Павлин Тирский. Главным обвинителем Е. на Соборе выступил его преемник на Веррийской кафедре еп. Кир. По мнению большинства древнецерковных писателей, истинной причиной суда над Е. была его мужественная защита никейской веры. Однако мотивация соборного обвинения излагалась по-разному. Блж. Иероним, Феодорит и Созомен утверждают, что Е. обвинили в безнравственном поступке ( Hieron. Adv. Rufin. 42; Theodoret. Hist. eccl. I 21; Sozom. Hist. eccl. II 7). По др. версии, обвинение было направлено против его учения: в Похвальном слове Евсевию Эмесскому Георгий Лаодикийский пишет, что Е. был обвинен еп. Киром Веррийским в савеллианстве, хотя и сам еп. Кир, уличенный в том же самом, был низложен Собором ( Socr. Schol. Hist. eccl. I 24). Поскольку невозможно, чтобы Кир, следуя учению Савеллия, стал обвинять в савеллианстве Е., Сократ Схоластик решил, что обвинение против Е. заключалось в чем-то другом (Ibidem). Свт. Афанасий Великий утверждает, что главной причиной, по к-рой Е. был сослан имп. св. Константином, была клевета, будто бы Е. непочтительно отзывался о его матери ( Athanas. Alex. Hist. arian. 4). В связи с низложением Е. антиохийцы разделились на 2 партии: одни требовали восстановить Е., другие старались перевести в Антиохию Евсевия Кесарийского.

http://pravenc.ru/text/187408.html

IX в. в ходе характерных для этого периода процессов обобщения и систематизации литургических и паралитургических традиций. Календарь М. в целом следует календарю к-польских синаксарей. Ведущая роль в формировании древней к-польской М. принадлежит прп. Иосифу Песнописцу , к-рый создал наибольшее количество гимнов для М. и завершил начатую прп. Феофаном Начертанным работу по составлению служб на все дни церковного года, использовав при этом в т. ч. и палестинский материал. Песнопения, вошедшие в состав древнейшей М., созданы палестинскими и к-польскими авторами разного времени, среди к-рых наиболее значимые помимо Иосифа и Феофана - преподобные Иоанн Дамаскин , Косма Маюмский , Феодор Студит , архиеп. Андрей Критский, а также гимнографы Герман и Георгий, отождествление к-рых с конкретными историческими лицами не представляется возможным (в лит-ре 1-го нередко отождествляют со свт. Германом I К-польским, что сомнительно, 2-го - со свт. Георгием Никомидийским, что - по крайней мере для какой-то части песнопений с именем «Георгий» в качестве автора - достаточно вероятно). Исторические типы М. В свою очередь М. древнего типа могут быть разделены на 2 категории - к-польские и региональные. М. древнего к-польского типа характеризуются регулярным употреблением кондака с одним или неск. икосами, причем в отдельных случаях рукописи могут содержать даже полные многострофные кондаки (такая форма восходит к доиконоборческой эпохе). Песнопения расположены согласно жанровому принципу, хотя в исключительных случаях кондак и икос могут располагаться после 6-й песни канона (это еще раз подчеркивает особый статус именно кондака как признака М. этого типа). Каноны всегда следуют один за другим и не смешиваются (т. е. при наличии, напр. 2 канонов, сначала полностью выписан один, затем - другой, но не так, что после 1-й песни 1-го канона следует 1-я песнь 2-го канона и т. д.), а песнопения малых жанров предшествуют канону. Последования, как правило, содержат тропари праздника и эксапостиларии, хотя их наличие в отличие от кондака и икоса факультативно.

http://pravenc.ru/text/Общая Минея.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010