О несостоявшемся «белом» дедушке, «красном» папе, ложном и должном мирах и переосмыслении истории России «Правмир» продолжает публикацию серии интервью с теми, кто сегодня создает русскую культуру в самом широком смысле слова. Это ученые, художники, писатели, философы, поэты, священнослужители. Среди них есть и те, кто помнит почти весь XX век, и молодые люди. Жанр неспешной беседы позволяет близко познакомить читателя с собеседником. Этот проект, подготовленный совместно с Министерством культуры РФ, станет нашим вкладом в формирование корпуса устной истории России и ее культуры, истории, имеющей голоса и лица. Каждое интервью сопровождается видеозаписью, фотографиями и другими иллюстрациями. Сегодня наш собеседник – известный священник, преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, профессор; церковный историк, публицист и кинокритик протоиерей Георгий Митрофанов. Георгий Николаевич Митрофанов родился 19 марта 1958 года в Ленинграде, в семье капитана 1-го ранга. Окончил исторический факультет ЛГУ, Ленинградскую духовную семинарию и Академию. С 1988 года – священник. Кандидат философских наук, магистр богословия, преподаватель истории Русской Церкви в Санкт-Петербургской духовной семинарии, профессор Санкт-Петербургской духовной академии. Настоятель храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла при Академии Постдипломного Педагогического образования. Из Царицына – в Ленинград – Подобно многим семьям ленинградцев, моя семья образовалась в результате приезда в город из разных мест и по разным обстоятельствам моих родителей. Моя мама приезжала сюда ещё до войны к своему дяде, который по окончании Царицынского реального училища приехал и поступил в Санкт-Петербургский политехнический институт, детище Витте, и стал инженером-кораблестроителем. Она приезжала к нему в уже ставшую в советское время коммунальной квартиру на улице Ломоносова, в Чернышовом переулке, на которой суждено было родиться мне. Она тогда не предполагала, что её судьба сложится таким образом, что в комнате, где она останавливалась у своего дяди, она будет жить со своим сыном.

http://pravmir.ru/protoierej-georgij-mit...

протоиерей Георгий Митрофанов Скачать epub pdf Офицер, аристократ, монархист – Отец Георгий, митрополит Серафим – выходец из военной среды. На ваш взгляд, какую роль сыграла принадлежность к русскому офицерству в его духовном становлении? – Я не думаю, что его происхождение определило его духовные искания. Скорее оно определило его личность, характер, который в полной мере проявился в период епископства. Ибо, к сожалению, для значительной части русского офицерства той эпохи, в том числе офицерства гвардейского – а он служил после окончания Пажеского корпуса в одной из самых элитарных частей русской гвардии, в конной артиллерии, – не было свойственно какое-то глубокое внутреннее церковное благочестие. Да, они ощущали себя православными христианами. В подобающие дни бывали в храмах, на молебнах, на панихидах, причащались по крайней мере раз в год и исповедовались. Но это была достаточно формальная вера. А значит, его религиозность была связана скорее с его неповторимым индивидуальным жизненным опытом. – Что же в его личности было от офицера? – Он был очень цельным человеком. Его вера и его слово обязывали его к поступку. И с этой точки зрения налет благородного аристократизма присутствовал в нем всегда. В отличие от представителей духовенства, которые с детства испытали, что такое социальная приниженность, материальная обездоленность, он был человеком, у которого чувство собственного достоинства было очень развито. И это выделяло его на фоне других архиереев той поры. Когда я составлялсвой вариант жизнеописания митрополита Серафима, в нашей комиссии работала его внучка, игумения Новодевичьего монастыря. Ей очень понравилась та моя мысль, что владыка Серафим своей жизнью наглядно опроверг повесть Льва Николаевича Толстого «Отец Сергий»: аристократ, гвардейский офицер, становящийся монахом, архиереем и мучеником. Понимаете, у нас церковная, клерикальная жизнь, особенно монашество, ассоциируется либо с представителями духовного сословия, либо с представителями крестьянства. А на самом деле христианство глубоко аристократично. И я могу вспомнить здесь слова Константина Леонтьева , который призывал именно представителей русской аристократии идти на церковное служение, как это было когда то в Средневековой Европе: «Если бы дворян и вообще людей высшего образования было бы в обителях наших больше и они заслугами своими и подвигами удостаивались бы почаще начальствования, то, конечно, это отразилось бы неизбежно на привычках целых монашеских общин, и на само мирское общество монастыри имели бы больше влияния». Вот этот призыв Леонтьева воплотил, в каком-то смысле, Серафим (Чичагов) .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

IV. Вознесенский монастырь Есть обитель инокинь у Спасских ворот Кремля. Как робкие ласточки, которые весеннею порою вьют себе мирные гнезда в преддверии домов, а иногда лепятся к башням и бойницам, не подозревая их ратного назначения, – так и смиренные отшельницы, протекши житейское поприще, устроили себе приют под навесом зубчатых твердынь, подле железных врат, отразивших столько приступов. Вдова витязя Донского указала им отважное место и сама легла на нем, чтобы укрепить своих преемниц на многие подвиги, подобно как ратные вожди водружают хоругвь свою там, где наиболее кипит сеча, чтобы удержать за собою поле битвы. И какое поле, какая битва? – Снаружи, из-за стен седого Кремля монголы, крымцы, литва метали камни и стрелы в обитель молящихся дев и вдовиц; а внутри, в тиши келейной, брань их была уже «не с плотию и кровию, – по выражению апостола, – но с тьмою века сего, с духами злобы», и блажен могущий сказать вместе с ним на конце своего поприща: «Течение я совершил, подвигом добрым подвизался, и ныне ожидает меня венец правды, приготовленный возлюбившим пришествие Христово» (2 Тим, 4, 7–8). При самом входе в Кремль представляется готическое здание Екатерининской церкви, которая получила нынешний благолепный вид свой уже после нашествия последнего неприятеля. – Благословенный, уважая память почиющих в обители, обновил пострадавшие здания. Есть и другие церкви в ограде монастырской, хотя и не столь великолепные: одна, примыкающая к самой стене Кремля во имя преподобного Михаила Малеина, с приделом Св. Феодора, сооружена усердием первого царя из дома Романовых и его матери, великой инокини Марфы, которая провела остальные годы труженической жизни в стенах Вознесенской обители, но завещала прах свой в Новоспасскую, где искони погребался род Романовых. В сей церкви хранится древнее изваяние великомученика Георгия, стоявшее некогда на вратах Кремля, как герб княжества Московского. Другая церковь , во имя Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, перенесена была в сию обитель по уничтожении стоявшего в ее соседстве подворья Белозерского, где живали Патриархи Восточные и уморен был голодом великий Гермоген; но она упразднена после французов, равно как и еще две монастырские церкви, во имя великомученика Георгия и Казанския Божия Матери; последнюю заменил придел на хорах Екатерининской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Закрыть itemscope itemtype="" > Великая Война и Февральская Революция 1914-1917 гг. Книга I. Глава 14 13.09.2012 437 Время на чтение 32 минут Книга I. Главы 1-2; Главы 3-4; Главы 5-6 Главы 7-8; Главы 9-10; Глава 11; Глава 12 ; Глава 13 Октябрь и ноябрь 1915 г. - Выезд Государя с Наследником в Ставку. - Во Пскове. - Смотр в Режице. - Прибытие в Ставку. - Праздник Конвоя Его Величества. - День Ангела Наследника Цесаревича. - Пожалование медали Вел. Кн. Ольге Александровне. - Манифест о войне с Болгарией. - Выезд Государя на Юг 11 октября. - В Бердичеве. - В Ровно. - Смотр войскам армии ген. Брусилова. - На перевязочном пункте. - Смотр войскам армии ген. Щербачева и пожалование ему ордена Св. Георгия. - Посещение Печерского пехотного полка. - В армии ген. Лечицкого. - Помилование разжалованного полковника. - Возвращение к поезду. - Сбились с дороги. - На питательном пункте княгини Волконской. - Возвращение в Могилев. - Приезд Царицы с Дочерьми. - Пожалование Наследнику Георгиевской медали. - Возвращение в Царское Село. - Оппозиционное настроение в Москве. - Настроение в Петрограде. - Присуждение Государю Георгиевской Думой Ордена Св. Георгия. - Поднесение Ордена. - Увольнение министра Кривошеина. - Письмо Кривошеина Государю. - Выезд Государя с Наследником на фронт 27 октября. - В Ревеле. - Под Ригой. - В Виннице. - Болезнь Наследника. - День рождения Вел. Кн. Ольги Николаевны. - Наследник в кинематографе. - Прием Государем министра Хвостова. - Выезд Государя с Наследником на Юг. - В Одессе. - В Тирасполе. - В Рени у Веселкина. - В Балте. - В Херсоне. - В Николаеве. - Возвращение в Могилев. - Возвращение в Царское Село. 1 октября Государь выехал в Ставку, в Могилев. Кроме обычной свиты с Государем выехали Наследник Цесаревич и Великие Князья Павел Александрович и Димитрий Павлович. С Наследником ехали гувернер Жильяр и дядька матрос Деревенько. Проводить на Павильон приехали Государыня со всеми Дочерьми. Алексей Николаевич, стройный, красивый, в шинели солдатского образца, в защитной фуражке, перетянутый кожаным поясом держался с сестрами важно. Иногда посматривал на свои высокие сапоги. Видимо выезд в Ставку очень льстил Его самолюбию. Ведь Он почти такой же большой, как и Димитрий Павлович. И одеты одинаково, только у того шашка... да шпоры...

http://ruskline.ru/analitika/2012/09/14/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Георгий Фурсей: Странно, что мы вынуждены доказывать очевидное Известный ученый об изъянах проекта закона «Об образовании в Российской Федерации» 12.09.2011 1049 Время на чтение 4 минуты В связи с активным обсуждением православной и патриотической общественностью страны проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и последовавшего на него квалифицированного отклика докторов юридических наук Игоря Понкина и Михаила Кузнецова , направленного Президенту РФ, мы попросили высказать свое мнение по проблеме доктора физико-математических наук, вице-президента РАЕН, заслуженного деятеля науки РФ, лауреата Государственной премии СССР Георгия Николаевича Фурсея. В экспертном заключении, составленном И.Понкиным и М.Кузнецовым, выделено шесть фундаментальных недостатков проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Законопроект действительно обладает всеми этими недостатками, поэтому я в данном интервью подробно остановлюсь на каждом из этих изъянов. Я полностью согласен с тем, что законопроект в недостаточной мере гарантирует бесплатность образования. Эти опасения высказывались преподавателями, профессурой и многими людьми. Я писал статью по этому поводу для «Народного собора». Она смягчена несколько по сравнению с тем, что мы слышали в заявлениях руководства по поводу того, как будет выглядеть наше образование. Действительно это так, оно не гарантирует бесплатное даже школьное обучение. Были разъяснения, что школьное образование будет бесплатным, пытались очень сильно ограничить количество предметов, которые будут бесплатно преподаваться. Ясности полной я здесь не вижу. Опасения в связи с этим законопроектом по поводу того, что постепенно образование у нас превращается в платное, существуют очень серьезные. Моё мнение, моих коллег, научной общественности и педагогической сводится к тому, что образование должно быть общедоступным. Бесплатное образование – это просто неправильная терминология, у нас нет ничего бесплатного на самом деле. Это та часть бюджета, из денег налогоплательщиков, которая тратится на образование. Поскольку образование является одной из фундаментальных базовых областей формирования будущего наших детей, то оно, безусловно, должно быть общедоступным и государственным. Образование не должно коммерциализироваться. Должно быть общее для всех образование высокого уровня, без дополнительных затрат со стороны населения. Нет ничего более важного для государства, чем забота о формировании будущего нашего населения, забота о детях.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/09/12/ge...

Митрополит Филарет (в миру Георгий Николаевич Вознесенский) родился в Курске 22 марта 1903 года. В 1909 году его семья переехала в Благовещенск-на-Амуре. Высшее образование Георгий Вознесенский получил в Русско-китайском политехническом институте в Харбине, там же окончил пастырско-богословские курсы. В 1931 году он принял постриг с именем Филарет, вскоре был рукоположен, в 1933 году возведен в сан игумена, в 1937 году – архимандрита. В 1962 году из Харбина уехал в Гонконг, оттуда в Брисбен, епископом которого назначен в 1963 году. А в 1964 году владыка Филарет избран на место ушедшего на покой первоиерарха РПЦЗ митрополита Анастасия (Грибановского; † 1965). Это бремя митрополит Филарет нес в течение 21 года. Владыка Филарет преставился ко Господу 21 ноября 1985 года. В 1998 году было решено перенести останки почившего первоиерарха из крипты кладбищенского Успенского храма в новую усыпальницу Свято-Троицкого собора в Джорданвилле. Когда вскрыли гробницу, то мощи митрополита Филарета оказались нетленными. «Митрополит Филарет – это человек глубокой аскетической жизни. Посмотрите на его облик! Он был молитвенником, – вспоминает о владыке Филарете (Вознесенском) протоиерей Алексий Котар, настоятель Николаевского кафедрального собора в г. Сиэтл (штат Вашингтон, США). – Сам святой владыка Иоанн Шанхайский его кандидатуру выставил. Кандидатами тогда были и святитель Иоанн, и кто-то другой, и в качестве компромисса владыка Иоанн предложил выбрать молодого архиерея – владыку Филарета. В какой-то мере владыка Филарет был мне как отец, потому что когда я учился в русской гимназии в Нью-Йорке, то в последний год моего обучения родители уехали в Сан-Франциско, папа (протоиерей Николай Котар. – А.Н.) был переведен туда, и владыка Филарет взялся как-то присматривать за мной, вызывал меня к себе, наставлял, поправлял. Он очень любил молодежь, часто встречался с молодежью. У нас по воскресеньям были кружки; мы приходили к нему прямо в покои, где он нас угощал, беседовал с нами. Когда он приходил к нам домой, то любил сесть за рояль: играл некоторые вещи, в том числе и свои, был хорошим музыкантом и композитором.

http://pravoslavie.ru/30547.html

прот. Георгий Митрофанов Скачать epub pdf Патриарх Сергий (Страгородский) Часть 1 Патриархом ему довелось стать в самые последние годы своей жизни, в очень сложных, как вы помните, условиях. Но наш с вами разговор об этой, действительно, то ли судьбоносной, то ли роковой личности в истории Русской Православной Церкви должен начаться с рассказа о его истоках. Действительно, и смысл наших лекций заключается в том, чтобы сквозь обстоятельства жизненного пути того или иного патриарха попытаться понять его личность. Не тот трафаретный образ святителя, переходящего в первосвятителя, а потом оказывающегося на лоне Авраамовом, как мы обычно размышляем о наших предстоятелях, а именно живой, конкретный, немощной человек, в силу обстоятельств, по произволению Божию, несущий на себе бремя возглавления Церкви. Я не знаю, какое впечатление у вас осталось от личности святого Патриарха Тихона. Но личность Патриарха Сергия (Страгородского) , безусловно, должна вызвать у вас гораздо более противоречивые чувства. И, может быть, в этой парадоксальности, внутренней противоречивости Патриарха Сергия и заключается, может быть, даже большая значимость и глубина его в истории Церкви. Начнем мы с его детства, с того самого детства, которое нам трудно представимо. Ибо он родился, кстати сказать, подобно многим нашим архиереям, в семье провинциального священника, семья которого, так же, как, впрочем, и семья будущего Патриарха Тихона, как будто символизировала собой эту незыблемость и нерушимость православного церковного уклада русской жизни. Он родился 11 января 1867 года, в миру Иван Николаевич Страгородский, родился он в городе Арзамасе Нижегородской губернии, олицетворявшей собой, с одной стороны, такую типичную русскую провинцию, а, с другой стороны, где церковная жизнь развивалась довольно выразительно. Неслучайно его отец, довольно образованный для своей среды той эпохи священник, был духовником Алексеевского женского монастыря. Это всегда свидетельствовало о незаурядности священника – быть долгое время духовником женского монастыря. Трудно представить более тяжелое и душевно-вредное для пастыря служение, чем пребывание в качестве окормителя душ женской монастырской общины. И, тем не менее, он нес это послушание, нес, не теряя интереса к жизни, к культуре.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Филарет, до пострижения Федор Георгиевич Амфитеатров, митрополит киевский и галицкий, род. 17 апр. 1779 г., ум. 21 дек. 1857 г. Отец его, Георгий Никитич, был священником в селе Высоком, кромского уезда, орловской губ., где и родился Феодор Георгиевич. После домашнего воспитания он прошел с полным успехом курс тогдашнего школьного образования, начав его в 1789 г., и учился сперва в орловской духовной семинарии, а затем, с богословского класса, в Севске, где были в то время и высшие классы орловско-севской семинарии, и резиденция преосвященных орловских. В 1797 г. Амфитеатров кончил курс учения, а 1 марта 1798 г. был назначен учителем поэзии и низшего греческого класса в орловской же духовной семинарии, изъявив пред тем желание принять монашество. Но так как он был в то время еще слишком молод для этого, то самое пострижение его состоялось лишь 7 нояб. 1798 г., на 20-м году его жизни. Пострижение совершал сам преосвященный Аполлос (Байбаков), епископ орловский и севский, и наименовал его при сем Филаретом, в память св. праведного Филарета Милостивого (1 декабря), к которому Амфитеатров с детства имел особенную приверженность. 9 нояб. 1798 г. инок Филарет был рукоположен в иеродиакона, а 13 янв. 1799 г. – в иеромонаха, получив звание соборного иеромонаха, и вскоре по рукоположении был назначен на должность префекта (инспектора), а в 1802 г. – ректора севской семинарии, с возведением в сан игумена, с званием настоятеля третьеклассного Свенского монастыря и с обязанностью присутствовать в орловско-севской духовной консистории. Но с 1804 г. положение его несколько изменяется к худшему. По неудовольствию на него со стороны преосвященного орловского Досифея (Ильина), он, хотя и возведен был в сан архимандрита (1804), однако тогда же получил назначение на ректорскую должность в отдаленную Уфу, где семинария, открытая только в 1800 г., была в самом неустроенном виде, где он даже не имел квартиры в семинарии, а состоя настоятелем весьма бедного Успенского монастыря, находившегося в 4-х верстах от города, проживал там и должен был ежедневно пешком ходить в семинарию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

122 года назад, в жаркие июньские дни, вся Россия прощалась с русским патриотом Михаилом Дмитриевичем Скобелевым. Похороны Скобелева носили небывало торжественный характер и были поистине народными. 26 июня тело положили в гроб в парадном генерал-адъютантском мундире. От академии Генерального штаба к гробу был возложен венок с надписью: «Герою Михаилу Дмитриевичу Скобелеву, полководцу, Суворову равному»; венки от полков, в которых служил Скобелев, Кавалергардского и Гродненского гусарского, от многих учреждений и неизвестных лиц. Государь-Император Александр III направил сестре покойного, княгине Белосельской-Белозерской телеграмму: «Страшно поражен и огорчен внезапной смертью Вашего брата. Потеря для Русской армии трудно заменимая и, конечно, всеми истинно военными сильно оплакиваемая. Грустно, очень грустно терять столь полезных и преданных своему делу деятелей. Александр». Корвет «Витязь» Император повелел переименовать в «Скобелев». Среди провожавших Скобелева были: Великие князья Алексей Александрович и Николай Николаевич старший, генералы Ганецкий, князь Имеретинский, Радецкий. Для отдания воинских почестей были выделены наряды от полков, сражавшихся под командованием Скобелева. Конный отряд возглавлял генерал Дохтуров. Прибыли депутации от войск 4-го конного корпуса, Московского военного округа, от Генерального штаба. От гостиницы Дюссо до церкви Трех Святителей, заложенной дедом Скобелева, где происходила панихида, войска стояли шпалерами (на двадцати двух подушках несли ордена и три Георгиевских креста – 2-й, 3-й и 4-й степеней). В ночь на 28 июня, перед панихидой, в церкви побывало около 60 тысяч человек, и «все это простонародье, – писала А.Ф. Тютчева, – так как высшие классы – дворянство и купечество в это время отсутствуют в Москве». За гробом вели лошадь Скобелева. Когда выносили гроб, «все пространство от церкви до вокзала железной дороги было покрыто сплошным ковром из лавровых и дубовых листьев, и вся огромная площадь перед вокзалом представляла собой море голов… народ, который не мог проникнуть в церковь, чтобы отдать покойному последнее лобзание, бросился на помост, с которого только что сняли гроб, и покрыл его поцелуями».

http://pravoslavie.ru/5249.html

30 мая 2021 года по инициативе казака-добровольца, председателя Совета атаманов России, бывшего депутата Касимовской городской Думы около храма на площади Александра Невского по благословлению епископа Касимовского и Сасовского Василия был установлен бюст князю Александру Невскому. На торжествах по установке бюста присутствовали главный редактор Русской народной линии Анатолий Дмитриевич Степанов, руководитель Владимирского отделения Изборского клуба Дмитрий Алексеевич Сагал, представители администрации г.Касимова, казаки и жители города. Сегодня богослужение провёл настоятель Георгиевского храма протоирей Андрей Правдолюбов. На службе присутствовали председатель Совета атаманов Валерий Васильевич Камшилов, атаман СКВРЗ по Рязанской области Вячеслав Николаевич Пронюшкин, атаман Касимова и Касимовского района Сергей Анатольевич Марков с казаками. После окончания службы по благословлению епископа Василия состоялся крестный ход вокруг храма и до бюста Александра Невского. Протоирей Андрей Правдолюбов в своей проповеди отметил, что здесь в Городце Мещерском святой Александр Невский принял схиму и почил, а на девятый день был погребён во Владимире. Атаман Камшилов сообщил собравшимся прихожанам и гостям, что по благословлению епископа Касимовского и Сасовского Василия сейчас идёт экспедиция путешественника, полковника казачьих войск Валентина Ефремова на Чукотку, фактически по пути уроженца города Кадом нашей епархии преподобного Германа Аляскинского. Пока на Чукотку, а дальше, как Бог даст... Кстати, 5 лет назад уже состоялась экспедиция «Россия от Запада до Востока». От г.Балтийска до мыса Дежнёва с воздушным шаром «Святая Русь», которую также возглавлял Валентин Ефремов. На мысе Дежнёва в память казачьего атамана-первопроходца был установлен православный крест, якорь и колокол. Экспедиция В.Ефремова с казачьим флагом проходила по инициативе атамана Камшилова и других казаков. Кстати, та экспедиция проходила и через Касимовский район – на Патриаршем подворье в селе Шостье путешественником В.Ефремовым был поднят воздушный шар «Святая Русь».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/05/06/ra...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010