Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прмч. Никон (Беляев), архим. Фотография. 1929 г. (Беляев Георгий Николаевич; 15.08.1886, с. Савельево Серпуховского у. Московской губ.- 10.12.1937, полигон Бутово Московской обл.), прмч. (пам. 27 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), архим. Из семьи священника. В 1902 г. окончил Коломенское ДУ по 2-му разряду, в 1908 г.- МДС по 2-му разряду. Был назначен учителем в 2-классную церковноприходскую школу им. имп. Александра III в с. Чашникове Верейского у. Московской губ. Школа считалась лучшей среди 2-классных церковноприходских школ Московской губ. и находилась под попечительством своего основателя, уроженца села Муромского еп. Никона (Рождественского ; с 1913 архиепископ), с которым Георгий Беляев поддерживал тесные личные отношения и вел переписку до смерти архиерея. При Троицкой ц. в с. Чашникове Г. Н. Беляев создал Троице-Алексеевское братство трезвости и при нем миссионерский кружок. В марте 1918 г. рукоположен во иерея. В авг. того же года назначен священником на место отца в Троицкую ц. в с. Протопопове Коломенского у. Свящ. Георгий Беляев решил не брать вознаграждений за совершение треб, но довольствоваться тем, что прихожане подадут сами. В авг. 1919 г. по его инициативе был устроен сбор продуктов на содержание псаломщика и сторожа. Когда продукты были уже собраны и отвезены старосте, их реквизировали представители местных властей; свящ. Георгий Беляев был арестован и отправлен в тюрьму в Коломну. Через 3 дня ему объявили, что он осужден на 2 недели принудительных работ. Несмотря на угрозы со стороны властей, свящ. Георгий ежедневно проповедовал в храме, каждое воскресенье вечером устраивал беседы на религ. темы, собирал детей и проводил уроки Закона Божия - сначала в нанятом им частном доме, а затем у себя дома. Каждому из детей подарил небольшое Евангелие как напутствие на их дальнейшую христ. жизнь.

http://pravenc.ru/text/2566246.html

Понизовье. Церковь Георгия Победоносца. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Храм Георгия Победоносца находится в селе Понизовье Устюженского района Вологодской области. Представляет собой деревянную однопрестольную церковь, которая построена в упрощенных формах псевдорусского стиля. http://www.kaliningradgid.ru/architecture/ «Изволением Божиим во славу Его Святого Имени, в честь Святого Великомученика Победоносца Георгия, усердием прихожан при материальной помощи г. г. Полежаева, Гр. и Бор. Семеновичей Константиновых, при безвозмездном участии Софьи Семеновны Константиновой (художницы), при церковном старосте жителе с. Понизовье Мих. Никиф. Баранове, начатый строительством в 1901г., окончен и освящен храм сей 5 октября 1903 года». Такая надпись была сделана сто лет назад на стене храма с. Понизовье. Она сохранила память о строителях и благотворителях этой церкви. Потомственный почетный гражданин Устюжны, помещик усадьбы Ельник Лентьевской волости Сергей Николаевич Полежаев в начале XX века был известен в уезде как меценат, строитель ряда церковных зданий. На его средства, в частности, возводились деревянные рамы в Мереже, Ельнике и Понизовье. Две последние были сооружены при содействии хороших знакомых и соседей Полежаева по имени дворян Константиновых. Депутат 2 Государственной Думы Григорий Семенович Константинов являлся гласным Устюженского уездного земского собрания, членом землеустроительной комиссии в Устюжне и присяжным поверенным в г. Рыбинске. В конце XIX века он владел усадьбой Шуклино в Лентьевской волости и имел собственный дом на правой набережной Мологи в Устюжне. За его братом Борисом Семеновичем числилось сельцо Холм в Никифоровской волости. У братьев Константиновых было четыре сестры – Мария, Александра, Лидия и Софья. Трудами последней, монашки и художницы, и украсился храм Георгия Победоносца в Понизовье. В Устюженском уезде благотворительная и просветительная деятельность семьи Константиновых была широко известна. В 1910 году, например, Григорий Семенович открыл в Шуклино первую в крае сельскохозяйственную школу для девочек 14-17 лет, пожертвовав для этих целей собственный двухэтажный каменный особняк. Константиновы полностью содержали школу, где крестьянские дети в течение двух лет с помощью опытных педагогов изучали секреты садоводства, огородничества, пчеловодства и маслоделия. Одновременно Григорий Константинович оплачивал пребывание детей в единственном в уезде общежитии сельской школы в с. Покровское.

http://sobory.ru/article/?object=28405

С. Девятова Скачать epub pdf Московский старец протоиерей Василий Николаевич Серебренников (1907–1996) Протоиерей Василий Николаевич Серебренников родился 17/30 октября 1907 года в городе Томске в семье военного врача Николая Николаевича Серебренникова. В начале первой мировой войны супруга Николая Николаевича, Мария Алексеевна, с малолетним сыном переехала к своим родственникам в Одессу. Вскоре после революции Серебренниковы поселились в Москве в районе Старого Арбата. В годы учёбы Василий часто посещал московские храмы и монастыри. В Даниловском монастыре познакомился с архимандритом (Лавровым) (ныне прославленным). Преподобноисповедник Георгий (1862–1932)) Старец Георгий стал его духовным отцом. После ареста подвижника он духовно окормлялся у отца Павла Троицкого. В 1925 году Василий окончил десять классов средней школы в Москве и поступил в Московский государственный университет на медицинский факультет, который окончил в 1930 году, после чего стал лечащим врачом.  В последующие годы он работал в различных лечебных учреждениях, вступил в брак с Маргаритой Васильевной Ананской, в 1940 г. защитил кандидатскую диссертацию, готовился к защите докторской, но по состоянию здоровья прервал врачебную и научную деятельность. По Промыслу Божиему ему суждено было стать священником. Из воспоминаний протоиерея Василия Серебренникова: «В то время...  из-за болезни я не работал и чувствовал, что вообще умственное напряжение трудно для меня (до этого я работал в медицинском научно-исследовательском институте)... Не знал, как дальше жить.    Тогда-то одна моя знакомая... повела меня представить Ольге Серафимовне...» В тот день он познакомился с прозорливой старицей Ольгой Серафимовной (тайной монахиней Серафимой (Дефендовой), которая при первой же встрече назвала его “монахоподобным священником” и попросила у него благословения.   Из воспоминаний протоиерея Василия Серебренникова: «Меня охватило внутренне волнение – чувство, что тут дело не простое... Наконец в третий раз подходит. Тут я не выдержал и нехотя благословил её...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Писатель, который «гнушался плотью» Свою точку зрения на жизнь и творчество Л.Н.Толстого представляет священник Георгий ОРЕХАНОВ, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, кандидат исторических наук 19 ноября, 2010 Свою точку зрения на жизнь и творчество Л.Н.Толстого представляет священник Георгий ОРЕХАНОВ, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, кандидат исторических наук Другую точку зрения на жизнь и творчество Л.Н.Толстого, во многом корректирующую, во многом противоречащую высказанной выше, представляет священник Георгий ОРЕХАНОВ, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, кандидат исторических наук, доктор церковной истории, автор книг «Жестокий суд России: В.Г. Чертков в жизни Л.Н. Толстого», «Русская Православная Церковь и Лев Николаевич Толстой: конфликт глазами современников». Священник Георгий ОРЕХАНОВ, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, кандидат исторических наук, доктор церковной истории  Насчет веры Толстого нужна некоторая ясность. Мировоззрение Л. Н. Толстого — сложный конгломерат, который образовался под влиянием многих факторов. В первую очередь следует говорить о влиянии идей Просвещения во французском варианте — это Руссо. То есть речь идет о стойкой просвещенческой закваске, в значительной степени превратившей писателя в человека, который, выражаясь языком древних церковных канонов, «гнушался плотью», причем в разных вариантах: не верил в Воскресение, не принимал церковных обрядов над умершими, наконец, всегда (а в конце жизни особенно) ожесточенно относился к Евхаристии. Конечно, в том эпизоде, о котором упоминает П. Басинский (речь идет об апреле 1878 года), священник ничего от писателя не требовал, а просто читал известную молитву «Верую, Господи, и исповедую» перед причащением. «Вся интеллигенция, все просвещенное дворянство было насквозь неверующим!» — пишет Басинский. Это довольно расхожий аргумент, но в такой форме он не соответствует действительности. Писатель упрощает ситуацию, и, чтобы в этом убедиться, я сошлюсь на очень интересное высказывание В.

http://pravmir.ru/pisatel-kotoryj-gnusha...

Фиолент. Балаклавский Георгиевский монастырь. Церковь Георгия Победоносца. Карта и ближайшие объекты Всего от добровольных пожертвований на строительство церкви во имя Георгия Победоносца в 1811-1816-х гг. было собрано 40.000 рублей. Мастера Севастопольского адмиралтейства создали резной деревянный иконостас с позолотой. Образа были написаны священником Никитой Буряновым из Новомосковска Екатеринославской губернии за 350 рублей. Иконы были в серебряных вызолоченных окладах, обильно украшенных бирюзой, топазами, рубинами, бриллиантами и стразами. В алтаре хранился чтимый образ святой Марии Магдалины в деревянной раме с позолотой, а в самом храме - копия с чтимого образа, святого великомученика Георгия Победоносца. С сайта: www.pravoslavie.ru/put/080219112817/Балаклавский монастырь святого Георгия Победоносца Церковь Георгия Победоносца в Георгиевском монастыре на мысе Фиолент документально известна с конца XVI века. Это была небольшая, базиликального типа постройка с приподнятой центральной частью, с алтарём помещавшимся в нише скалы. До начала XIX столетия, история не сохранила каких либо сведений об этом храме. Известно, что к началу XIX века Балаклавский Георгиевский монастырь влачил довольно жалкое существование: маленькая тесная церковь, разрушенные кельи, да грозящий рухнуть в любую минуту контрфорс. Выстроенный на укреплённой подпорной стенной террасе небольшой каменный храм во имя Св. Георгия к этому времени также пришёл в полное запустение. Монахи, чтобы как-то поправить положение древнейшего монастыря, обратились за помощью к благотворителям. Три тысячи рублей пожертвовал тогда адмирал Ф. Ф. Ушаков, по сто рублей - севастопольский купец Кази и Великий князь Николай Павлович - будущий император Николай I. В это время под особую опеку берёт Георгиевский монастырь обер-прокурор Святейшего Синода Александр Николаевич Голицын. По его указанию решено было разобрать старый храм и соорудить на его месте новый, более вместительный. План церкви в 1809 году выполнил архитектор Иван Домошников.

http://sobory.ru/article/?object=20572

Чего общество ждет от Церкви – и что она действительно должна и может дать людям Главный редактор портала «Правмир» Анна Данилова и протоиерей Георгий Митрофанов в Открытой библиотеке побеседовали на тему «Церковь и общество: трудный путь к диалогу». Модератор беседы – журналист Катерина Гордеева. Предлагаем вам полный текст и видеозапись беседы. Катерина Гордеева: Какова возможность трудного диалога и нужен ли он вообще? Сейчас очень важно не ошибиться, потому что оба собеседника страшно уважаемые. Профессор Санкт-Петербургской духовной академии, доктор богословия, протоиерей Георгий Митрофанов и кандидат филологических наук, главный редактор издания «Правмир» Анна Данилова, многодетная мать. Присаживайтесь, пожалуйста. Что я неправильно сказала, что опять не так? Георгий Митрофанов: Что вы неправильно сказали: раз у нас диалог Церкви с обществом, могли бы назвать еще мое отчество. К. Гордеева: А, Георгий Николаевич Митрофанов! Г. Митрофанов: Кому-то естественнее будет обратиться ко мне по имени-отчеству, и я готов это принять со смирением. К. Гордеева: А как мне к вам обращаться со смирением? Г. Митрофанов: Как вам удобней. К. Гордеева: Хорошо, сейчас я со своим смирением как-нибудь совладаю. У меня первый вопрос: мы назвали «Диалог Церкви и общества», и почему-то все говорят о необходимости этот диалог налаживать, развивать и так далее. А зачем этот диалог вообще нужен? Не могут ли Церковь и общество как-то не в диалоге друг с другом существовать, а Церковь — сама по себе с прихожанами, общество — само по себе? Тем более мы декларируем всё время ту самую секулярность. Г. Митрофанов: Ну, во-первых, эта постановка вопроса вызывает у меня некоторое недоумение, потому что прихожане в Церкви — они ведь не изгои в обществе, они составная часть общества. Поэтому, наверное, правильнее было бы говорить: «Диалог церковной части общества с невоцерковленной частью общества». Этот диалог сразу приобретает какие-то конкретные черты. Потому что рассматривать Церковь как нечто если не противостоящее обществу, то отличное от общества, значит не понимать сути Церкви. Церковь — это не совокупность храмов и монастырей, а это прежде всего совокупность людей, верующих во Христа. Значит, определенного рода сообщество.

http://pravmir.ru/tserkov-i-obshhestvo-t...

     Много лет назад я в исторических материалах по Афону наткнулся на имя подполковника Котельницкого, которого буквально демонизировала греческая и вообще западная печать. В них рассказывалось об отце Мине, бывшем подполковнике Котельницком, участнике Севастопольской кампании и Русско-турецкой войны 1878 года, который выдумками западных газет был произведен в командующие замаскированной русской армией, мечтавшей захватить Святую Гору Афон . Недавно Пантелеимонов монастырь к 1000-летию русского монашества на Афоне начал выпуск многотомного издания «Русский Афон», основанного на архивных данных монастыря, и так я узнал подлинную историю подполковника и привезенной им на Афон чудотворной Казанской иконы Божией Матери, составленную по материалам архива РПМА. История эта воистину прекрасна. Схимонах Мелетий (в монашестве Мина; в миру Василий Николаевич Котельницкий) происходил из дворянской семьи Вяземского уезда Смоленской губернии, он родился в 1826 году. Жизнь его протекала весьма типично для молодого человека из благородной семьи: он поступил на военную службу – в Бутырский пехотный полк. Мать будущего монаха вложила в его сердце любовь к Богу, и втайне Василий вынашивал намерение уйти в монастырь. Но тут началась Крымская война. Василий Николаевич оказался прямо в гуще военных действий, участвовал в обороне Севастополя, был тяжело ранен, награжден орденами святого Георгия Победоносца и святой Анны. В 1859 году полк, в котором служил капитан Котельницкий, был расквартирован в г. Корсунь Симбирской губернии. Там он познакомился с Надеждой Сабининой, дворянкой, происходившей из древнего татарского рода. От своего предка – князя Сабана – семья унаследовала чудотворную Казанскую икону. О ней сохранилось такое предание. Князь был магометанином и до покорения Казани противостоял царю Иоанну Грозному, не уступая ему Казань. За это он был наказан и ослеп. Во сне он увидел икону Божией Матери, точную копию аналойной, находившейся в женском монастыре, и от нее был голос: «Если примешь христианскую веру и крестишься, Я исцелю тебя». Князь дал обещание принять христианскую веру и получил исцеление – стал видеть, как и прежде. Князь Сабан попросил у царя разрешения взять эту аналойную икону себе домой – так семья Сабининых обрела домашнюю святыню.

http://pravoslavie.ru/80781.html

Закрыть «Преподобный Сергий Радонежский - не только молитвенник, но и выдающийся государственный и общественный деятель» 700-летие своего небесного покровителя отпраздновала Троице-Сергиева Приморская пустынь 09.10.2014 229 Время на чтение 4 минуты 8 октября в Троице-Сергиевой Приморской пустыни состоялись главные петербургские торжества в честь 700-летнего юбилея преподобного Сергия Радонежского. Более 8000 тысяч паломников во главе с епископом Царскосельским Маркеллом прошли к обители Крестным ходом от железнодорожной платформы Сергиево (Володарская). В колонне крестоходцев находились первые лица Администрации Санкт-Петербурга, в том числе вице-губернатор Василий Николаевич Кичеджи. В возрожденной обители большую часть паломников принял храм во имя преподобного Сергия Радонежского, богослужение в котором возглавил архиепископ Петергофский Амвросий, ректор Санкт-Петербургской православной духовной академии. Ему сослужили архиепископ Сурожский Елисей (Русская Православная Церковь в Великобритании и Ирландии), епископ Бобруйский и Быховский Серафим (Белорусская Православная Церковь), епископ Глазовский и Игринский Виктор, епископ Армавирский и Лабинский Игнатий, представители Грузинской, Греческой, Украинс кой и Финской Православных Церквей, духовенство Санкт-Петербургской митрополии. Перед началом литургии за помощь в организации в городе на Неве празднования в честь 700-летия преподобного Сергия Радонежского Василий Николаевич Кичеджи был награжден медалью апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Он поздравил паломников от имени губернатора Санкт-Петербурга Георгия Сергеевича Полтавченко. В этот день праздничная служба в Троице-Сергиевой пустыни, по примеру Троице-Сергиевой Лавры, проводилась одновременно во всех действующих храмах монастыря, которых насчитывается пять. В недавно отреставрированном храме святого мученика Валериана в Зубовском корпусе богослужение возглавил епископ Царскосельский Маркелл. Обращаясь к прихожанам, он напомнил, что задача христианина: « стремиться к Богу, каждый выполняя свою миссию здесь, на земле. Преподобный Сергий Радонежский для нас не только памятник исторических событий, а светильник, свидетель того, что можно сделать, превратив свое собственное сердце в обитель Пресвятой Троицы ».

http://ruskline.ru/news_rl/2014/10/09/pr...

Разделы портала «Азбука веры» ( 53  голоса:  4.1 из  5) Глава третья. В Ноевом ковчеге Здесь тихо. Почти просторно. И — главное — дверь в коридор постоянно не заперта. Можно, когда вздумаешь, без надзора проследовать в отхожее место. И там никто за тобой не присматривает и не торопит: свобода! После толкотливой и душной камеры тюремная больница была курортом. Повезло и с соседями: тихие, спокойные люди — все больше молчат, лежат с книгой или, как я, отсыпаются. Мне удалили аппендикс. Операция прошла легко, и я полеживаю расслабленно и умиротворенно. Отчасти потому, что расписался в уведомлении об окончании следствия. Иначе говоря, знаю, что меня не станут больше таскать на допросы и дополнительно “шить” — по перенятому у уголовников словечку — какое-нибудь состряпанное дело. Следователи, видимо, решили: наскреб-лось достаточно, чтобы Тройка или Особое совещание уцепились за видимость провинности и могли “по совести” влепить мне срок. Приобретенные за четыре месяца тюрьмы опыт и знания позволяли угадать исход: мне предстоит трехлетняя высылка, к какой обычно присуждают “болтунов”, как окрестили “агитаторов” — рассказчиков анекдотов и веселых неосмотрительных людей, отпускающих острые шуточки по поводу порядков. С такой перспективой я вполне примирился. С воли передали, чтобы я выбирал Ясную Поляну, где меня устроят друзья семьи. Итак, я ждал. Коротал как мог время и воображал будущее. Судьба, думается, распоряжается так, чтобы я взялся всерьез за дело: от дилетантских попыток писать перешел к серьезной литературной работе. Скрашивал ожидание и близкий мне человек. Георгий Михайлович Осоргин был несколько старше меня. Уже в четырнадцатом году он новоиспеченным корнетом отличился в лихих кавалерийских делах. Великий князь Николай Николаевич лично наградил его Георгиевским крестом. Осоргин принадлежал к совершенно особой породе военных — к тем прежним кадровым офицерам, что воспринимали свое нахождение в армии на рыцарский, средневековый лад, как некий возвышенный вид служения вассала своему сюзерену. Осоргин боготворил великого князя. Шеф полка, да еще царский дядя, член священной семьи помазанников Божиих, Николай Николаевич облачался Георгием в какие-то недоступно-чистые ризы, и всякий поступок великого князя, его высказывания, привычки и манеры в передаче Георгия приобретали особый, высший смысл.

http://azbyka.ru/fiction/pogruzhenie-vo-...

Митрополия в Киеве Митрополит Георгий (6. Георгий. 1072 г.), присланный от Патриарха Иоанна Ксифилина, еще в начале княжения Изяслава, переносил с великим торжеством св. мощи Князей Бориса и Глеба, в новый для них сооруженный храм Вышгорода. Святитель, сперва колебавшийся в вере о святости царственных мучеников, твердо убедился, чудом совершившимся над их мощами, и уставил праздновать их память. При этом перенесении, в первый раз упоминаются в летописях Епископы: Юрьевский Михаил, Переяславский Петр и Холмский Иоанн, и должно предполагать около того времени учреждение сих трех новых епархий, потому что непрестанно распространялось Христианство в южной России. Кроткий Георгий удалился в Царьград, от междоусобия Изяслава с братьями, во время которого паства его подвергалась нашествию Короля Болеслава Польского и притязаниям Рима, ибо властолюбивый Папа Григорий VII, обещая вооруженную помощь Изяславу, требовал от него покорности, и это было первое покушение западных Первосвятителей на Россию. Но Изяслав, восшедший опять на престол, отклонил замыслы Григория, и утверждаемый в вере отцов своих, ревнителем православия, игуменом Феодосием Печерским , соблюл оное до конца своей тревожной жизни. Другой великий светильник готовился в Митрополите Иоанне II (7. Иоанн II. 1080 г.), который поставлен был Патриархом Евстратием и девять лет пас Церковь Российскую. С особенною любовью изображает его Нестор, как мужа искусного в учении, милостивого к сирым и вдовицам, равно ласкового к богатым и убогим, смиренного, молчаливого и книгами святыми утешавшего печальных. В рукописных кормчих книгах осталось его сочинение, называемое церковным правилом, на многие случаи совести. «Такова не будет в земле Русской», восклицает современный летописец, может быть, по сравнению с его преемником Иоанном III (8. Иоанн III. 1089 г.), простым и неученым, которого привезла с собою из Царьграда, от Патриарха Николая Грамматика, дочь Великого Князя Всеволода, Анна, основавшая женскую обитель и училище в Киеве. Другая сестра ее Евпраксия скончалась также инокинею, и отец их был сам исполнен благочестия и любви к духовенству, воздвигая монастыри и жертвуя богатыми вкладами церквам.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010