К этому времени епископ Феофан устроил в своих покоях церковь во имя Богоявления, в которой служил Божественную литургию во все воскресные и праздничные дни, а в последние 11 лет – ежедневно. Время затвора есть важнейший период, можно сказать, центр жизни Преосвященного Феофана, ибо тогда по преимуществу явились во всей силе его великие труды и подвиги, и прежде всего подвиг молитвенный. Жизнь Святителя в это время была сокровенной, невидимой для людей, а ведомой одному лишь Богу. “Мы не посвящены в уединенную жизнь епископа-затворника, хотя и можем представить, как она трудна для человека. Приняв на себя тяжелый обет затворничества, Владыка на целые десятки лет удалял себя от людей” 23 . Что побудило святителя Феофана предаться полному затвору после немногих лет обычного пребывания на покое в Вышенской пустыни? Без сомнения, главным побуждением служило искреннее, сознательное, выработанное долговременным опытом жизни в иноческом чине желание полного, совершенного отрешения от мира и всего, что в мире. Ободряющими же к тому для него, как епископа, примерами могли служить такие высокие образцы из истории Церкви Вселенской, как святой Исаак Сирин , а из истории Русской Церкви – столь чтимый Преосвященным Феофаном святитель Тихон Задонский . Удалившись от мира и его сует, порвав видимое, непосредственное общение с людьми, епископ Феофан сделал это не по недостатку любви к людям, а единственно из желания оградиться от всего, что могло отвлекать его от молитвенного служения Христу 24 . Святитель-затворник стремился совершенно забыть о мирской суете. “Я бы теперь, – говорил он, – уже и все окна и двери заложил и заколотил, лишь бы ничего не слышать и не видеть, что творится там вне” 25 . В сознании Святителя затвор отождествлялся с непрестанным молитвенным подвигом. “Ибо затвор что есть? – пишет он. – То, когда ум, заключившись в сердце, стоит пред Богом в благоговеинстве и выходить из сердца или чем другим заниматься не хочет” 26 . На различных поприщах его церковно-общественного служения жизнь его была поистине хождением пред Богом. “Надо добиваться того, чтобы непрестанно ходить пред Богом, со страхом и благоговеинством. Ибо Он везде есть и во всем Своем величии” 27 , – писал Преосвященный Феофан. В собственной жизни он постоянно добивался этого, памятуя наставление одного из подвижников иноческой жизни – святителя Филарета (Амфитеатрова) , митрополита Киевского, данное ему вместе с другими молодыми учеными-иноками по пострижении их в монашество.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Как ни ограничивал Преосвященный Феофан сношения с внешним миром, и в частности прием посетителей, но все же это отвлекало его от главного дела, ради которого он пришел на Вышу. Он ясно видел, что то и другое несовместимо. И тогда явилась мысль о полном затворе, которая, впрочем, осуществилась не вдруг. На подобный подвиг нельзя было решаться без надлежащей подготовки и предварительных опытов, и последние были сделаны. Сначала Святитель провел в строгом уединении святую Четыредесятницу, и опыт был удачным. Об этом своем решении он писал 3 марта 1873г. одной почтенной особе в г.Тамбов: “Нынешний пост я положил не показываться людям и к себе никого не принимать” 17 . “Если Бог благословит так хорошо протерпеть до Пасхи, то и навсегда так будет. Или по крайней мере от Пасхи до Пасхи” 18 . Потом он уединился на более продолжительное время – на целый год – и после того принял приезжего инока. Последнее оказалось неудобным, и тогда уже бесповоротно был решен вопрос о полном затворе. 2. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФАНА В ЗАТВОРЕ После пасхальных дней 1872г. епископ Феофан, раздав все свое имущество бедным, начал вести затворническую жизнь. Он прекратил всякие сношения с людьми, перестал ходить с братией на богослужение и затворился в отдельном флигеле. С этого времени он принимал к себе только настоятеля пустыни, духовника 19 игумена Тихона и келейника о.Евлампия. Со всеми другими, кто жаждал его духовного руководства, он сносился только письмами. Часто и в письмах он напоминал собирающимся посетить его в затворе: “Вы желали на Вышу. Ворота нашей обители отворены для всех; мои же двери для всех заперты. Я не могу никого принимать, и не принимаю” 20 . “Когда зароют в могилу, тогда приходи, кто хочет, и поклончик положи” 21 . Настоятель архимандрит Аркадий снабжал Святителя-затворника всем необходимым и “стремился к тому, чтобы предоставить полное спокойствие, чтобы ничто не мешало и не тревожило его. Отец архимандрит окружил Преосвященного Феофана такою любовью и вниманием, предоставил ему такие удобства, каких можно было только пожелать” 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Мы при тщательном рассмотрении гомилетического наследия святителя выделили три проповеди, которые посчитали соответствующими этим критериям: 1 . Речь к воинам, только что обученным и отправляющимся к месту назначения (Вручаем вас покрову и заступлению Владычицы Богородицы!). Это краткое слово – благословение воинов на предстоящее им служение и призыв к христианской жизни. (Новобранцы только что обучены и отправлялись в северо-западный край. После обедни на площади молебен был, и они благословлены иконою Владимирской Божией матери – свт.). 2 . На пострижение в монахи отца протоиерея г. Шацка, нареченного в монашестве Германом и предназначенного быть архимандритом Черниева монастыря (существо иночества – быть едину с единым Богом непрестанно). Эта проповедь более пространная, чем первая, но тоже произнесена по конкретному поводу, посвящена назиданию новопостриженного монаха в иноческом житии. 3 . На выбор членов земства, в день сретения иконы Боголюбской (устроять порядки земства следует в духе христианском). Это краткое напутствие новоизбранных членов земства и призвание Божиего благословения на их труды. Возможно, что в процессе дальнейшей работы мы выделим и другие проповеди святителя, которые по стилю могут быть отнесены к экспромту. Источники и литература 1 . Георгий (Тертышников), архим. Светильник земли русской. Жизнь и деятельность святителя Феофана Затворника //Богословские труды. Сб. 30. М., 1990. С. 152–175. 2 . Гомилетика: учебник бакалавра теологии/В.В. Бурега, Симеон (Томачинский), архим. М., 2018. 452 с. 3 . Смирнов П.А. Жизнь и учение преосвященного Феофана, Вышенского затворника: В память десятилетия со дня блаж. кончины святителя – Шацк, 1905. 349 с. 4 . Полное собрание проповедей Высокопреосвященнейшаго Архиепископа Амвросия, бывшаго Харьковского. Т. 5. Харьков. 1903. С. 81–82. 5 . Феофан Затворник , свт. Письма. Вып. 4. М., 2000. С. 50–51. 3 Гомилетика: учебник бакалавра теологии/В.В. Бурега, Симеон (Томачинский), архим. М., 2018. С. 257. 4 Гомилетика: учебник бакалавра теологии/В.В. Бурега, Симеон (Томачинский), архим. М., 2018. С. 259. 5 Полное собрание проповедей Высокопреосвященнейшаго Архиепископа Амвросия, бывшаго Харьковского. Т. 5. Харьков. 1903. С. 81–82. 6 Полное собрание проповедей Высокопреосвященнейшаго Архиепископа Амвросия, бывшаго Харьковского. Т. 5. Харьков. 1903. С. 84–85. 8 Гомилетика: учебник бакалавра теологии/В.В. Бурега, Симеон (Томачинский), архим. М., 2018. С. 267. Читать далее Источник: Игнатов Евгений, иерей. Проповеди святителя Феофана Затворника, произнесенные экспромтом//Труды по русской патрологии (Научный журнал Калужской духовной семинарии). 2021. 2 (10). С. 41-47. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

На обратном пути иеромонах Антоний услышал, что едущий с ним монах начал плакать. «О чем ты плачешь?» – спросил отец Антоний. Инок отвечал, что по приезде в Саров он встретил преподобного Серафима, возвращающегося из пустыни в монастырскую келлию. Батюшка сказал ему: «Ну вот и вам предстоит разлука с вашим строителем». 23 февраля 1831 года скончался наместник Сергиевой Лавры архимандрит Афанасий. Митрополит Московский Филарет, получив такое известие, озаботился выбором его преемника. В конце концов святитель остановился на настоятеле Высокогорской пустыни иеромонахе Антонии. «Но, – как сам он рассказывал, – не хотелось мне брать человека из чужой епархии, тогда как много их в своей. Но в это время явился странник, который и назвал мне наместником Лавры отца Антония. В этом указании, совершенно совпадавшем с моею мыслью, я увидел указание провидения». Письмом от 26 февраля 1831 года святитель Филарет пригласил отца Антония быть наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. «Преподобный отец строитель! – писал он. – Мысль, которую я вчера имел, но не успел сказать, сего дня, предварив меня, сказал мне другой, и сие внезапное согласие сделалось свидетельством того, что она пришла недаром. Сия мысль есть надежда, что при помощи Божией благоугодно Богу и преподобному Сергию можете Вы послужить в его Лавре, где упразднилось место наместника мирным преставлением благия памяти брата и служителя нашего архимандрита Афанасия. Призвав Бога и взыскуя Его воли, а не моей, приглашаю Вас в служение сие. Да будет Вам к принятию сего звания благим побуждением то, что это не Ваша воля и что я Вас призываю как послушник преподобного Сергия, который о Вашем ему чрез меня послушании будет благий пред Богом о Вас свидетель и за Вас предстатель. Призываю от Господа благословение Вам и сему начинанию споспешение». К письму был приложен конверт для епископа Нижегородского Афанасия о скорейшем увольнении иеромонаха Антония с должности строителя Высокогорской пустыни и отправлении его в Москву. 4 марта 1831 года епископ Афанасий написал ответное письмо митрополиту Филарету, в котором говорилось: «Поспешаю исполнить священную для меня волю Вашего Высокопреосвященства посланием избранного Вами на службу преподобному Сергию Радонежскому Высокогорской пустыни строителя иеромонаха Антония. Считаю моим долгом засвидетельствовать пред Вами о нем, что он с того времени, как имел счастие сделаться известным Вашему Высокопреосвященству, не утратил добрых качеств, обративших на него милостивое внимание Ваше, но продолжал употреблять в дело данные ему таланты, ведя себя постоянно с примерною честностью и устрояя вверенную ему обитель с отличным усердием, деятельностью и благопоспешеством. Почему дерзаю надеяться, что он, быв верен в малом, не посрамит избрания и ожидания Вашего и тогда, когда над многими поставлен будет».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Находясь еще на земле и пребывая в смертном теле, святые проникали духом в горний мир, и одни из них видели сонмы ангелов, другие удостаивались созерцать Самого Бога, некоторые были восхищены до третьего неба и слышали там неизреченные глаголы. Вступив в вечную жизнь и получив еще большее просвещение своих душ, они теперь имеют возможность проникать с неба на землю, созерцать дела и события знакомого им мира земного и постигать происходящее между живущими на земле. Господь дивно прославил Своего угодника — святителя Николая; многочисленные и многообразные чудеса подаются всем, с верою призывающим его святое имя. Светло светит солнце и согревает своими лучами землю, но еще светлее сияет великий чудотворец Николай, просвещая своими чудесами и молитвами души человеческие. Братие и сестры! Святитель Николай всю свою земную жизнь посвятил на служение Богу и людям. Постараемся же и мы в своей жизни постоянно исполнять заповеди Господни, и пусть святитель Христов Николай будет всегда для нас путеводной звездой в Царство Небесное. Аминь Цель земной жизни последователя Христа — приготовление к вечности Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Скажи мне, Господи, путь, воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою (Пс 142:8). Пришлец аз есмь на земли, не скрый от мене заповеди Твоя (Пс 118:19). Такими словами святой пророк Давид выразил чувство неудовлетворенности ничем земным и постоянного стремления к Богу, к угождению Ему. Земную жизнь святые угодники Божии часто сравнивали с длинным и дальним путем, а человека — со странником. “Зем­ная жизнь наша — путь, — писал святитель Игнатий (Брян­­ча­нинов), — только измеряется этот путь не расстоянием, а временем”. Как на обыкновенном пути переменяются предметы, беспрестанно заменяются одни другими, так и на пути земной жизни сменяют друг друга события. И неизвестно человеку, какое событие ожидает его в каждый наступающий день. Путник, идущий в далекий, но дорогой для него город, старается нигде не задержаться. Если необходимость заставит его остановиться в гостинице, то ничто в ней не привлечет его внимания. Ни к чему на пути он не прилепится душой, потому что знает, что любая привязанность может отвлечь от вожделенной цели. Христианин должен быть подобен этому благоразумному путнику. Земное шествие должно иметь одну цель — достижение вечного небесного града, и ничто земное не должно отвлекать.

http://pravmir.ru/arhimandrit-georgiy-te...

Непогрешимой хранительницей чистой истины Христовой, столпом и утверждением ее является Вселенская Церковь , поэтому учительство истинных священнослужителей должно состоять в раскрытии истины, в Церкви пребывающей. «Закон для пастырей всех веков – усвоить преданное, хранить его, чтоб и преемникам своим передать его таким же, без прибавления измышлений» 16 . В своем учительстве священники, подобно Апостолам, должны возвещать истину Христову, утверждать в верующих спасительное познание Сына Божия и через то вводить их в общение с Богом. «И к нынешнему пастырству простирает речь Господь: «Дадите вы ясти народу вашему». И пастырство должно на совести своей держать обязательство – питать народ истиною. В Церкви должна идти неумолчно проповедь слова Божия» 17 . Основным источником богооткровенной истины является Священное Писание , которое всякого последователя Христа «учит, обличает, исправляет, обучает всякому добру и чрез то ведет его к совершенству полному; и пастырю, на коем лежит проводить пасомых этим означенным путем, оно дает полное до подробностей руководство» 18 . Священник должен глубоко изучить Божественное Писание и святоотеческие творения и, собирая, как мудрая пчела, богооткровенную истину, нести ее пасомым. Существенное свойство проповеди составляет назидательность. Проповедь без назидания есть то же, что «кимвал звяцаяй» ( 1Кор 13:1 ), неопределенный звук трубы ( 1Кор 14:8 ), речь на незнакомом языке ( 1Кор 14:19 ). Расстройство, происшедшее в человеке вследствие отпадения от Бога, обнаруживается в упадке и неправильном действии трех главных сил его духовной природы: слепоте ума, окаменении сердца и расслаблении воли. Воссоздание грешника должно состоять в приведении этих сил к свойственному им чину и порядку: «в просвещении ума, в оживлении омертвелого чувства, в укреплении слабой воли и направлении ее к делам богоугодным» 19 . Силы духа человека остались нераздельны и после грехопадения, поэтому для воссоздания этих сил назидательное сло­во проповедника должно просвещать их совместно, оживлять и укреплять. Поучительность, глубокая убедительность, воз­буждающая, влекущая сила – вот три нераздельных свойства назидательного слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Особый вид литературных трудов преосвященного Феофана – многочисленные письма, которыми он обменивался со всеми, кто просил его совета, поддержки и ободрения. Через свои одухотворенные письма святитель «обильно проливал лучи света Божественного на грешный мир» с. 593]. Эти письма, несомненно, имели важное значение для тех, кто их получал, были истинным руководством в их нравственной жизни; они были исликой отрадой и духовным утешением для многих душ в тяжелые, скорбные минуты. Письма святителя важны и тем, что в них обрисовывается его личность как учителя Церкви Христовой. Содержание писем крайне разнообразно, но основной тон их – нравоучительный. Они, как и книги, содержат ответы на один и тот же великий вопрос – вопрос о пути ко спасению. «Лучшее употребление дара писать, – учил епископ Феофан, – есть обращение его на вразумление и пробуждение грешников от усыпления» с. 27]. Многие ревностные иноки, представители интеллигенции и простого глубоко религиозного русского народа составляли большую цуховную семью богомудрого архипастыря. Лучшие современники видели в нем истинный светильник христианства и всей душой стремились иметь с ним духовное общение, возможность которого открывала переписка. Все произведения преосвященного Феофана преисполнены благодати Христовой, духовной силы, искренности и глубокой веры, горячего желания спасения всякому человеку. «Глубокий и неиссякаемый кладезь мудрости духовной представлял собой епископ Феофан, кладезь, из которого черпали и долго еще будут черпать люди, жаждущие религиозно–нравственного образования и просвещения в духе Православной Церкви» Реки богомудрых учений и потоки воды живой Христова учения истекли из сердца и ума святителя Феофана. Это нетленное сокровище, драгоценное наследие оставлено им сынам Церкви Православной. «Из вдохновенных страниц творений святителя Божия, дошедшего в своем духовном совершенстве до недосягаемых почти вершин духа, каждый может почерпнуть бесконечно много для души и сердца… Залежи драгоценностей для того и созданы, чтобы их добывать и ими пользоваться» с. 206].

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Период моей учебы в семинарии был очень благодатный, хотя к такой учебе, конечно, мы мало были с детства подготовлены. Что я до этого читал? Евангелие, Послания, некоторые жития. Знаний не хватало, нагрузка была большая, но все равно Господь не оставлял... В семинарии как-то раз пришлось пережить одну неприятность. Через месяц после начала учебы вызывают меня в паспортный стол и сразу берут на испуг: «Почему это вы без прописки живете? Вас судить будут, в Московской области только три дня разрешается жить без прописки». Я говорю: «Я учусь в семинарии». Они мне: «Как вы будете служить Родине?». - «Как служил, так и буду служить», - отвечаю. И вот когда уже увидели, что напугать не получается, тогда подняли меня на второй этаж, закрыли на ключ и давай уговаривать: вот, мол, нам нужны помощники-осведомители, чтобы за всеми следили, докладывали, чтобы нам помогали. Я говорю: «Как я буду помогать вам? Буду молиться за вас». Один не выдержал этого слова «молиться», как вскочит, меня за грудки поймал, к двери вытолкнул. «Салажонок!» - кричит. Потом опомнился немного, сказал: «Смотри, никому не говори, где ты был». И слава Богу, после этого они ни разу больше не вызывали. Еще был случай, я уже в третьем классе семинарии учился. Тогда отличников переводили из первого сразу в третий класс, чтобы заполнить свободные места и больше принять студентов на младшие курсы. И вот появилась одна антирелигиозная заметка в «Молодом коммунисте», и там были указаны мои имя и фамилия: мол, некоторые молодые люди, вот как Николай Никитович (то есть я), попали под влияние этих церковников и т. д. И как посыпались после этой статьи ко мне письма! Много писем, до тысячи почти доходило. Писали из разных концов страны, спрашивали, как я стал верующим. Конечно, я сразу понял, что если мои письма перехватят в КГБ, то опять же жди неприятностей. Я никому ни одного ответа не дал, и старцы тоже мне сказали: если хотят узнать о вере, пускай приходят в храм, храмы для всех открыты... Когда я заканчивал третий класс семинарии, так Господь устроил, что уже созрело желание стать монахом. Мы подали прошение вместе с другим семинаристом - он сейчас архимандрит Антоний (Кузнецов), насельник Свято-Никольского монастыря в Гомеле. Тогда же пришел в монастырь и будущий архимандрит Георгий (Тертышников). Прямо перед Новым годом в 1969 году нас всех и постригли: отца Георгия, отца Пантелеимона (Долганова; сейчас он Митрополит Ярославский и Ростовский), отца Антония. А я четвертым полз...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/1...

Преосвященный основал в Харькове (1884) богословско-философский журнал «Вера и разум” с «Листком для Харьковской епархии”, заменившим прежние «Епархиальные ведомости”. В журнале сотрудничали видные профессора духовных академийи университетов – В. Д. Кудрявцев-Платонов, П. И. Линицкий , И. Н. Корсунский , В. П. Бузескул,В. К. Надлер, И. В. Платонов, А. Н. Хайницкий, М. А. Остроумов, А. С. Лебедев и др. 22 . По инициативе преосвященного Амвросия в Харькове были открыты воскресные внебогослужебные собеседования. Для борьбы с расколом и сектантством с разрешения Святейшего Синода Преосвященным был учрежден Миссионерский Совет. В 1886 году владыка Амвросий был возведен в сан архиепископа 23 . 17 ноября 1898 года харьковское епархиальное духовенство, представители правительственных, общественных и сословных учреждений, ректор и профессора университета, множество народа торжественно отметили пятидесятилетний юбилей служения выдающегося архипастыря в священном сане. В адрес юбиляра со всех концов России были получены приветственные телеграммы; прежде всего от членов Святейшего Синода и многих архипастырей Русской Православной Церкви, а также от Московской Духовной Академии, от видных деятелей Церкви, профессоров и ученых России; в посланиях выражалось признание заслуг и подчеркивалось значение трудов архиепископа Амвросия для Русской Церкви и русского общества 24 . 18 марта 1900 года высокопреосвященному Амвросию исполнилось 80 лет. Этот юбилей Владыка отметил скромно, в кругу близких ему лиц, но замечательная дата вызвала горячий отклик общественности, посвятившей любимому пастырю ряд статей. В последние дни своей жизни святитель особенно часто повторял предсмертные слова святого Иоанна Златоуста : «Слава Богу за все” 25 . Первый год нового столетия был последним годом жизни знаменитого витии. Утром 1 сентября 1901 года Владыка почувствовал себя нездоровым и послал за духовником, который приобщил его Святых Тайн. Прибывшие врачи констатировали у Владыки кровоизлияние в мозг. Вечером 1 сентября над болящим Владыкой было совершено таинство Елеосвящения епископом Иннокентием, викарием Харьковской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Сейчас, вспоминая то время, удивляешься синхронности событий: ведь все это совпало и с моим личным «началом новой жизни». Молодая семья, рождение дочки – мы снимали квартиру на Ленинградском шоссе у метро «Водный стадион», - все эти радонежские события мы переживали вместе. И все это было новым, как новой была и становилась наша Россия. Сейчас говорят о «лихих 90-х», но для меня они навсегда останутся самыми яркими и перспективными, самыми интересными и свободными. Именно свободными – мы всегда по-хорошему гордимся своей свободой: творческой, человеческой, личностной. Кстати, тут очень мудро построена концепция радиостанции: «Радонеж» - это не церковное, в строгом смысле слова, радио, а независимое СМИ, где работают православные журналисты. И вещает оно на церковную аудиторию, не ограничивая себя какими-то строгими «канонами» именно «церковной журналистики». Главный наш девиз: правда, безпристрастность в освещении событий, никакого лукавства или «сюсюканья». Этим именно отличаются, как я считаю, передачи радиостанции от многих других «братьев и сестер», православных СМИ. Интонация, которая с самого начала существовала в нашем эфире, которую определили наши отцы-основатели (протоиерей Дмитрий Смирнов, протоиерей Артемий Владимиров, архимандрит Амвросий (Юрасов), архимандрит Георгий (Тертышников), Владимир Леонидович Махнач, Николай Николаевич Лисовой, Виктор Николаевич Тростников, Игорь Ростиславович Шафаревич, - она практически не изменялась. Искренность, простота, доходчивость и любовь к слушателям, конечно. Главная идея и смысл нашей работы – проповедь Православия, проповедь Слова Божия, Евангелия и примеров жития подвижников благочестия. Христианское учение о спасении, толкуемое святыми отцами, получает на «Радонеже» особое преломление и воплощение. С современным слушателем нужно уметь говорить на эти темы – не занудно, не назидательно, а просто, ясно и доходчиво. Нам повезло: по милости Божией, такие авторы, цвет нашей православной интеллектуальной и творческой мысли, - сегодня с нами, с «Радонежем». Чего стоят, например, выступления отцов Валентина Асмуса, Владислава Свешникова, Азы Алибековны Тахо-Годи, Владимира Микушевича, Всеволода Троицкого…

http://radonezh.ru/2023/02/13/radiostanc...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010