Скачать epub pdf Архиепископ Амвросий (в миру Алексей Осипович Ключарев) родился 18 марта 1820 года в семье священника Иосифа Петровича Ключарева. Род Ключаревых был широко известен в городе Александрове Владимирской губернии и за его пределами: около двух веков Ключаревы из поколения в поколение священствовали здесь. Отец Алексея Ключарева, ревностный священнослужитель, пользовался всеобщим уважением среди духовенства и мирян. Начатки образования преосвященный Амвросий получил дома под руководством родителей, подготовивших его к поступлению в духовное училище. Десятилетним мальчиком Алеша Ключарев был определен в Переславское духовное училище, которое успешно окончил в 1834 году вторым учеником по разрядному списку. Следующей ступенью его духовного образования стала Вифанская духовная семинария, основанная Московским митрополитом Платоном. Здесь Алексей Ключарев учился в течение шести лет (1834–1840) и обнаружил незаурядные способности, был усерден, «весьма благонравен”. Вифанскую семинарию он окончил по первому разряду, вторым по списку, и как лучший из воспитанников был направлен для продолжения богословского образования в Московскую Духовную Академию. Это было время ее расцвета. Во главе Академии и в составе ее профессоров находились люди, оставившие по себе славную память в истории Русской Церкви. Ректором Академии был известный догматист-богослов и церковный историк архимандрит Филарет (Гумилевский) 1 , инспектором, а потом и ректором, при котором Ключарев окончил Академию, – архимандрит Евсевий (Орлинский) 2 , видный богослов и проповедник, а цвет профессуры Московской Академии составляли выдающиеся богословы А. В. Горский, П. С. Делицын, Е. В. Амфитеатров , И. Н. Анчиков. Особо следует назвать имя Ф. А. Голубинского, оказавшего на Ключарева самое благотворное влияíèå.  ÷èñëå äðóçåé Êëþ÷àðåâà ïî Àêàäåìèè áûëè Ñåðãåé Ëÿïèдевский 3 , Сергей Смирнов 4 , Димитрий Кастальский 5 , Стефан Зернов 6 и др. На всю жизнь архиепископ Амвросий сохранил чувство глубочайшего уважения к своим наставникам. Московская Академия была дорога его сердцу. «Он любил академию. Он благоговел к памяти своих бывших профессоров. Существовавшие в его время академические порядки он признавал безупречными и вполне рациональными в целях воспитания юношества. В них царил дух Филарета; они были делом его великого ума. Из уст преосвященного Амвросия никогда не исходило слово осуждения в отношении к условиям академического воспитания в его время. Но больше всего ему нравилась простота и искренность в отношениях профессоров и студентов” 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Скачать epub pdf В Ветхом Завете Бог посылал на землю пророков, которым сообщал Свою волю, а пророки, движимые Духом Святым, истолковывали и сообщали людям закон Божий, «предживописуя имеющее быть искупление» 1 и спасение людей. Затем Сам Христос Спаситель, придя на землю, возвестил миру, как должен человек жить на земле, чтобы быть достойным неба. «Сын Божий, Бог , – учит святитель Феофан Затворник , – воплотившись, возвестил явно об Отце и изъяснил волю Его и Свою, вступив с человечеством в Новый Завет » 2 . Спаситель мира во время пребывания Своего на земле сообщил человечеству учение о спасении и вечной жизни, а после славного Воскресения Своего послал святых Апостолов проповедовать слово Божие по всей вселенной. По словам епископа Феофана, «с тех пор, как вышел Сеятель на сеятву, Он не перестает сеять. Сначала Сам лично сеял, потом через апостолов, а наконец через Божественные Писания и богомудрых учителей» 3 Под Священным Писанием разумеются книги, написанные по вдохновению Духа Божия богопросвещенными лицами – пророками и Апостолами. Из всех книг Священного Писания особо важное значение для христианина имеет Евангелие, в котором святые Апостолы повествуют о земной жизни Спасителя мира и излагают Его учение о спасении. Священное Писание есть духовная сокровищница Церкви и всего рода человеческого, в нем «движется Дух Божий, и движет душу читающего» 4 . Богооткровенная истина для христианина составляет трапезу Божию, ибо она питает душу небесными, Божественными стихиями добрых помышлений и благих чувств. Слово Божие, «исшедшее из недр Божества, само обладает Божественными свойствами» 5 и, проникая в душу человека, сообщает ей эти свойства. «Бог есть свет, – пишет преосвященный Феофан, – и слово Божие светоносно, потому и душа, приявшая его, становится просвещенною и светоносною» 6 . Священное Писание сообщает человеку светлые понятия о всем существующем в мире. Оно не «многословно, но содержит всеобъятную систему ведения, которая потом сама собою может развиться в умах и сердцах смиренно верующих» 7 . Подобно тому, как восходит солнце, освещая все пути, по которым должен идти путник, и слово Божие, «исходя из уст Божиих, освещает все пути богоугодной жизни, и возревновавший идти по ним ясно видит, куда идти, и идет смело, не боясь, что оступится» 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Скачать epub pdf Священноначалие Православной Церкви совершает подвиг апостольский, или пастырский. Священноначалие (иерархия, от ερς «священный» и ρχ «начало») «как особое сословие лиц, облеченных властью учить, священнодействовать и управлять, есть учреждение Божественное» 1 . Свое достоинство и власть низводить в таинствах благодать Святого Духа они получают от Господа Иисуса Христа и Духа Святого через особое видимое священнодействие, называемое таинством священства или рукоположения. «На апостолов, – говорит святитель Феофан Затворник , – Дух Святой сошел непосредственно, преемники же их получают Его чрез рукоположение» 2 . С молитвой и рукоположением принимающему на себя иерархическое служение сообщается благодать, необходимая и соответствующая этому служению, которая дает посвящаемому право пасти словесное стадо Христово и благодатную силу и полномочие достойно совершать таинства. Соответственно различию нужд Церкви иерархия со времени ее образования состоит из трех степеней: епископа, пресвитера и диакона. Первая и высшая степень священства в Церкви есть степень епископа ( επσκοπος «наблюдатель, блюститель, страж»). Епископ является носителем высшей благодати священства и всей полноты иерархической власти апостолов; через него все остальные степени священства получают преемство и значение. «Мы полагаем, – говорят восточные патриархи, – что епископ столько же необходим для Церкви, сколько дыхание для человека и солнце для мира. Посему некоторые в похвалу архиерейского сана хорошо говорят: «Что Бог в Церкви первородных на небесах, и солнце в мире, – то каждый архиерей в своей частной церкви, так что им паства освещается, согревается и содеевается храмом Божиим»» 3 . Епископ есть правитель своей частной Церкви ( Деян 20:28 ). « Церковь – общество верующих – есть дом Божий. Смотреть за сим домом и наблюдать за должными в нем порядками приставляется епископ» 4 . Прежде всего он имеет власть над подчиненным ему клиром, который без его разрешения в Церкви ничего не совершает и подлежит его надзору и суду ( 1Тим 5:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Список использованных книг и документов 1. Евангелие Господа нашего Иисуса Христа. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. 1993. 2. Библия . Издание Московской Патриархии. 1986. 3. Псалтирь в русском переводе с греческого текста с введением и примечаниями П. Юнгерова . Казань. 1915. 4. Добротолюбие. Репринтное издание. Сергиев Посад. 1900. 5. Собрание писем святителя Игнатия (Брянчанинова) . М. – СПб. 1995. 6. Сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова) . СПб. 1905. 7. Святой преподобный Серафим Саровский чудотворец. Одесса. 1903. 8. Лествица преподобного отца нашего Иоанна. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1898. 9. Монашеское делание. М. 1991. 10.Список населенных мест Российской империи по сведениям на 1859 год. Ярославская губерния. СПб. 1865. 11.Список населенных мест Российской империи по сведениям на 1901 год. Ярославская губерния. СПб. 1903. 12.Сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии. Ярославль. 1908. 13.Жизнеописание в Бозе почившего старца-утешителя отца Варнавы, основателя и строителя Иверско-Выксунского женского монастыря. Сергиев Посад. 1907. 14.Описание Иверско-Выксунского женского монастыря Нижегородской губернии Ардатовского уезда с письмами отца Варнавы духовника обители. М. 1895. 15.Иверский-Выксунский женский монастырь. Троице-Сергиева Лавра. 1900. 16. Введенский Д. И. Старец-утешитель Варнава (с портретом). Издание Гефсиманского скита. Троице-Сергиева Лавра. 1907. 17.Архимандрит Георгий (Тертышников). Преподобный Варнава, старец Гефсиманского скита. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1996. 18.Сказание о жизни и подвигах старца Киево-Печерской Лавры иеросхимонаха Парфения. Киев. 1856. 19.Наставления отца нашего преподобного Серафима Саровского чудотворца. Минск. 1992. 20.Жизнь пустынных отцов. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1898. 21.Материалы по вопросам пушного дела, издаваемые П.К. Клепиковым. К. Паас. Обзор пушного дела в России. М. 1915. 22.Справочная книга о лицах Санкт-Петербургского купечества и других званий, акционерных и паевых обществах и торговых домах. СПб. Издания с 1890 по 1917.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

Часть III. Участие человека в деле спасения Глава 1. Спасение человека Земная жизнь человека как приготовление к вечности Спасение должно быть главной целью земной жизни человека. Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский) определил православное учение о спасении следующим образом: «Спасение, говоря общепринятым языком, есть избавление человека от греха, проклятия и смерти» с. 148]. Известный русский догматист, профессор Казанской духовной академии Павел Пономарев учит, что человек должен спасаться от диавола, греха и его последствий – и вообще от всего того, во что он впал, удалившись от Бога. Поэтому, пишет он, «христианское учение о спасении есть учение об избавлении человека от греха, диавола, смерти и гнева Божия» с. 83]. Спасение людей зависит от Бога и от самого человека, ибо человеку нельзя спастись без помощи Божией, а Богу нельзя спасти человека без человека с. 5]. Преосвященный Феофан Затворник , излагая святоотеческое учение по этому вопросу, пишет, что «сотворить нас Бог мог без нас, а спасти нас без нас не может» с. 62]. Отсюда, по его словам, «в деле нашего спасения нужно различать две стороны: устроение спасения Господом Спасителем, или домостроительство спасения, и потом приложение сего ко спасению каждого, или содевание спасения каждым. В первом все – от Господа Спасителя, а во втором – и наше участие есть, и столь важное, что оно есть условие спасения» с. 4]. В соответствии с этим основной проблемой в православном богословии является учение о том, что сделал Бог для спасения человека и что должен делать сам человек, чтобы спастись. По учению Святой Церкви, Бог еще до сотворения мира и человека знал судьбы всех людей и предопределил средства для спасения человеческого рода. По словам епископа Феофана, «ход вечного предопределения об устроении нашего спасения был такой: благоволив спасти человека, Бог благоволил избрать для сего средством – воплощение Единородного Сына Своего – Бога Слова. Вследствие сего спасаемые должны стать сынами Богу» с. 58].

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Часть II. Божественное домостроительство спасения людей О богословском наследии святителя Феофана Святитель Феофан посвятил жизнь поискам пути к вечной жизни, в своих творениях он показал этот путь последующим поколениям. «Своими многочисленными вдохновенными писаниями, – говорил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Симанский), – преосвященный Феофан учит нас внутреннему духовному общению с Богом. Он весь погружен в человека, в указание путей его таинственного общения с Богом под сенью Церкви» с. 12]. Многообразны предметы и весьма разнообразно содержание писаний Вышенского затворника. Почти ни одна сторона духовной жизни не ускользнула от его глубокого, внимательного наблюдения. Но главной темой его творений является спасение во Христе. При этом, как отмечают исследователи, труды великого подвижника веры и благочестия христианского, «полные духовноблагодатного помазания… в возможной полноте и близости отражают дух учения Христова и апостольского, мысли, характер и содержание творений богопросвещенных отцов и учителей Церкви, и все труды направлены к указанию высшего блага, вечных целей бытия человеческого и надежного пути в Царство Небесное» с. 253]. Сам перечень этих творений вызывает чувство благоговения перед великим трудолюбием, большой нравственной силой, духовным опытом святителя–затворника. «Мы имеем полное право, – пишет один из биографов епископа Феофана, – назвать его великим мудрецом христианской философии. Он в такой же степени плодотворен, как и святые отцы IV столетия» с. 9]. Основой для богомудрых писаний святителя Феофана служили почти исключительно творения восточных церковных учителей и аскетов. Его богословские труды с замечательной полнотой и точностью отражают дух и характер святоотеческих аскетических воззрений, которые были предметом его тщательного, всестороннего изучения и постоянного неослабевающего внимания. Епископ Феофан был «верным и типичным продолжателем отеческой традиции в аскетике и богословии» с. 395]. В его сочинениях излагаются основы святоотеческой психологии, «что для богословов необыкновенно ценно и важно и за что последние всегда останутся ему благодарны» с. 261]. Особенностью мировоззрения святителя Феофана, по словам профессора Сергия Зарина, является то, что «его знакомство с аскетической святоотеческой письменностью было выдающимся не только по глубине, но и по широте обнятого им аскетического материала» с. 5].

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Писать во спасение Беседа с писательницей Натальей Сухининой Михаил Дмитрук: Наталья, в конце 1980-х и в начале 1990-х годов мы вместе работали в редакции одной газеты. Потом наши пути разошлись: ты стала писательницей, а я остался журналистом. Откровенно говоря, меня всегда пугало литературное творчество, ведь писатель создает художественные образы, то есть творит сущности в мире иллюзий, который контролируется великим иллюзионистом, отцом всей лжи. Похоже, что художник слова невольно повреждается своим творчеством, и этим во многом объясняется трагическая судьба великих писателей и поэтов – Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Толстого, Достоевского и многих других. Даже православные литераторы не могли избежать творческих искушений. То же самое можно сказать и о профессиональных журналистах. Так может ли уберечь свою душу зарабатывающий писательским трудом? Наталья Сухинина: Если бы в это не верили, тогда бы не занимались писательством, журналистикой. А раз этим занимаемся, то какую-то надежду питаем, что все-таки делаем Божие дело. Конечно, на этом пути очень легко можно куда-то не туда повернуть. Потому что бывает успех, этим подогревается тщеславие – сие для души уже не полезно. Как этого избежать? Вероятно, надо согласовывать свое творчество с духовником. У меня этот опыт был. Как только я начала делать православные материалы, я ни строчки не написала без благословения батюшки. Мой духовник архимандрит Георгий (Тертышников), насельник Троице-Сергеевой лавры (Царство ему Небесное) благословлял почти все, что я написала. И предупреждал меня, о чем не надо писать. Я хорошо помню, как он говорил: «Никогда не касайся темы причастия, это тебе не по чину. О причастии могут рассуждать только очень духовные люди». Есть какие-то действительно темы для мирян запретные, и это батюшка мне объяснял. А предисловия к моим книгам всегда делали люди духовные. Для меня большая честь, что к книге «Куда пропали снегири?» предисловие написал Константин Ефимович Скурат – заслуженный профессор Московской духовной академии, замечательный человек. К книге «Какого цвета боль?» предисловие написал архиепископ Самарский и Сызранский Сергий, потому что материал для нее я собирала в женской колонии Самары.

http://pravoslavie.ru/30814.html

Скачать epub pdf Слово аскезис (греч. σκησις), от которого произведено общеупотребительное теперь слово аскетизм, происходит от глагола σκω со значением «искусно и старательно перерабатывать, обрабатывать грубые материалы, украшать и во всем этом упражняться». В первоначальном значении оно означало у греков физическое упражнение, преимущественно гимнастику атлетов. На языке философов оно стало означать упражнение духовное, занятие наукой, и особенно нравственную дисциплину. Таким образом, в классическом словоупотреблении σκησις имело смысл и более широкий, и более узкий, обнимало и чувственную, и духовную сферу, но во всяком случае оттеняло напряжение, усилие, труд для осуществления какой-либо цели. С этой точки зрения греческий философ Филон разъясняет различие добродетели «аскетической» иприродной. По учению этого философа, добродетель природная достается человеку без всяких трудов как дар Божий, а добродетель аскетическая приобретается с большими усилиями, аскезисом. Аскет повременам колеблется в добре, возвращается ко злу, и потому его нельзя причислить к совершенным, а только к совершенствующимся. Впрочем, и аскезис может, наконец, привести к такой же совершенной добродетели, какая дается природою. От греческих писателей слово аскетизм перешло в христианство , где ему дано свое собственное истолкование, более глубокое, чем в греческой философии. Аскетизм составляет принадлежность религии. Вследствие этого характер религии, естественно, сказывается на характере аскетизма и даже иногда выражается в последнем. Уже первобытной религии – райской был свойствен аскетизм. Заповедь, данная Богом Адаму и Еве: От древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте ( Быт 2:17 ), представляла узаконение поста и воздержания. Но исключительностью райской религии обусловилась и исключительность смысла райского аскетизма. Райская религия была совершенно святым союзом человека с Богом, поэтому райский аскетизм был лишь одним утверждением человека в святости путем исполнения воли Божией. Там не было страстей, следовательно, не могло быть и отрицания их.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Архим. Георгий (Тертышников). Фотография. Сер. 90-х гг. ХХ в. (Тертышников Николай Иванович; 22.06.1941, с. Октябрьское ныне Ипатовского р-на Ставропольского края - 2.10.1998, г. Сергиев Посад Московской обл.), архим., доцент МДА, духовный писатель, богослов. В 1962 г. с отличием окончил фельдшерское отд-ние Ставропольского медицинского уч-ща. С 1962 по 1964 г. служил в госпитале Советской Армии в ГДР. С 1965 г. учился на вечернем отд-нии Оренбургского медицинского ин-та и работал в медицинском пункте железнодорожного техникума. В 1966 г. поступил в МДС, по окончании к-рой в 1969 г. был принят в число братии Троице-Сергиевой лавры . 26 дек. 1969 г. наместником архим. Платоном (Лобанковым) пострижен в монашество, 14 янв. 1970 г. Крутицким и Коломенским митр. Пименом (Извековым) рукоположен во диакона, 14 июня 1970 г. ректором МДА Дмитровским еп. Филаретом (Вахромеевым) - во иерея, в 1976 г. возведен в сан игумена. В 1973 г. окончил МДА со степенью канд. богословия, присвоенной за соч. «Гомилетический элемент в эпистолярном наследии епископа Феофана Затворника», и был оставлен профессорским стипендиатом по кафедре истории Русской Церкви. В 1974 г. написал стипендиатский отчет «Церковно-исторический материал в трудах историка Н. М. Карамзина». В 1973-1985 гг. преподавал в МДС историю Русской Церкви, общую церковную историю и догматическое богословие. В 1985 г. Учебным комитетом направлен во Владимирскую епархию для прохождения пастырского служения. 28 авг. 1988 г. возведен в сан архимандрита. С 1 сент. 1988 г. преподавал в МДС догматическое богословие, катехизис, затем также гомилетику. 20 апр. 1989 г. был назначен старшим помощником инспекторов МДАиС. 26 марта 1990 г. в МДА защитил магист. дис. «Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении». 19 июля того же года Г. был назначен ректором Тобольской ДС, но по болезни не выехал в Тобольск и 27 окт. был освобожден от ректорства в связи с назначением на эту должность Тобольского еп. Димитрия (Капалина) . С сент. 1992 г. преподавал в семинарии и регентской школе.

http://pravenc.ru/text/164281.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АКАКИЙ НОВЫЙ КАВСОКАЛИВИТ († 12.04.1730), прп. (пам. греч. 12 апр., 2-я неделя по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных). Род. в сел. Голица в Эпире (Сев.-Зап. Греция); происходил из благочестивой семьи, в крещении был назван Анастасием. Когда Анастасий достиг совершеннолетия, мать решила его женить, но юноша отказался от брака, желая посвятить себя иноческой жизни. Стремясь служить Богу в удалении от мира, Анастасий в возрасте 22 лет направился в пределы Загоры и там поступил в мон-рь Суровия, близ сел. Макриница, основанный св. Дионисием Олимпийским во имя Св. Троицы, где и принял монашеский постриг с именем А. В первую ночь после пострижения он удостоился видения: в руке его явился горящий светильник, озаряющий все вокруг, что предзнаменовало его буд. добродетельную жизнь. По совету опытных старцев А. навсегда удалился из обители на Св. гору Афон, где он посетил известных подвижников. По их совету А. остался в местности Кавсокалива, поселившись там в келье при ц. в честь Преображения Господня. Особую роль в духовной жизни А. играло молитвенное почитание прп. Максима Кавсокаливита. Когда демоны наводили на А. уныние, он призывал этого святого и чувствовал его предстательство. Неоднократно прп. Максим чудесно являлся ему, облаченный в священнические одежды, озаренный небесной славой и в сопровождении монахов. Кроме подобных откровений А. удостоился получить от Бога дар прозорливости. С течением времени число учеников у А. все более увеличивалось. О своей кончине 97-летний А. знал за неск. дней, о чем и сообщил иноку Афанасию, пришедшему из скита св. Анны посетить его. Лит.: Афонский Патерик. Ч. 1. Апрель. С. 351-362; Περαντνης. Λεξικν. Τ. 1. Σ. 54; Γκλιος Ν. Χρ. λδβλθυοτεΟσιος Ακκιος Καυσοκαλυβτης. Αθναι, 1993. Архим. Георгий (Тертышников) Иконография Преподобный А. изображается как старец, с бородой, в монашеском одеянии (в рясе, мантии, с кукулем на голове). Его изображение есть на гравюре Парфения Закинфиота «Святая Троица, скит Кавсокаливион и двое святых» (1-я пол. XIX в., Афон). Второй святой, изображенный на этой гравюре,- прп. Максим Кавсокаливит.

http://pravenc.ru/text/63796.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010