24. Слово на освящение храма во имя святого Иоанна Предтечи в Тамбовском Казанском монастыре. Там же, 39, с. 265–270. 25. Речь при отпевании генерал-майора артиллерии В.А.Колобова. Там же, 47, с. 428–430. 1863 год 27. Слово, сказанное в августе 1863 года в Преображенском кафедральном соборе. Тамбовские ЕВ, 1863, т. 2, 18, с. 504–510. 28. Слово, сказанное 11 августа 1863 года, в 12-ю неделю по Пятидесятнице. Там же, с. 510–516. 29. Слово, сказанное 15 августа 1863 года в Тамбовской Успенской кладбищенской церкви. Там же, с. 516–520. 30. Слово Преосвященного Феофана, епископа Тамбовского и Шацкого, сказанное 18 августа 1863 года на последней литургии в Тамбовском Преображенском кафедральном соборе. Там же, с. 521–529. 31. Прощальное слово Преосвященного Феофана, епископа Владимирского и Суздальского, жителям города Моршанска. Там же, с. 529. 32. Слово, сказанное 21 июля 1863 года в Кирсановском женском монастыре. Там же, 22, с. 689–692. 1865 год 33. Слово Преосвященного Феофана, епископа Владимирского и Суздальского, при вступлении на паству Владимирскую. Владимирские ЕВ, 1865, 1, с. 31–38. 34. Слово на освящение храма в девическом училище и на открытие сего училища 11 февраля 1865 года. Там же, 5, с. 263–272. 35. Письмо к епископу Игнатию (Брянчанинову) Приложение к магистерскому сочинению иеромонаха Марка (Лозинского) «Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам епископа Игнатия (Брянчанинова) ». Машинопись. МДА, 1967, т. 2, с. 48–50. 1866 год 36. Слово в пяток первой недели Великого поста. Владимирские ЕВ, 1866, 3, с. 124–131. 37. Слово в субботу первой недели Великого поста. Там же, с. 132–136. 1867 год 38. О совершенном обращении к Богу от прелестей мира и греха. Тамбовские ЕВ, 1867, 4, с. 85–92; 5, с. 119–126; 6, с. 143–149; 7, с. 177–190; 8, с. 228–234; 9, с. 261–268; 10, с. 293–299. И отдельно: изд. 1-е, М., 1887, 50 с.; изд. 2-е, М., 1892, 52 с.; изд. 3-е, М., 1903, 52 с. 39. Некоторые предостережения православным христианам. Тамбовские ЕВ, 1867, 12, с. 479–485; 13, с. 1–6; 14, с. 89–95; 15, с. 129–136; 18, с. 215–223.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

6 января 1894 года около 4 часов дня епископ Феофан мирно скончался в день престольного праздника своего келейного храма. При кончине святителя никто не присутствовал. Всю свою земную жизнь он любил уединение и умер наедине с Богом, на служение Которому он посвятил себя. Отпевание почившего святителя-затворника было совершено 11 января епископом Тамбовским Иеронимом при большом стечении духовенства и народа. После смерти епископа Феофана интерес к его личности и творениям непрестанно возрастал. В год смерти святителя на страницах «Церковного вестника» было сказано о нем, что «имя его, можно быть уверенным, не угаснет с его кончиною, но будет приобретать все больше известности и славы, как имя великого духовного просветителя, умевшего давать ответы на самые насущные вопросы духовной жизни» 6 . Христиане прошлого века сразу увидели в его сочинениях всестороннее руководство в духовной жизни. Преосвященный Феофан в одном из своих многочисленных творений пишет: «Умершие продолжают и на земле жить в памяти живущих через добрые дела свои» 7 . Добрые дела богомудрого архипастыря – это прежде всего его письменное наследие, которое называют «путеводной звездой для всех тружеников богословской науки» 8 . Реки богомудрых учений и потоки воды живой Христова учения истекли из сердца и ума епископа-затворника. Это нетленное сокровище, драгоценное наследие оставлено всем труженикам богословской науки и всем ищущим путь к вечной бессмертной жизни. В бессмертных произведениях почившего иерарха каждый христианин может почерпнуть для себя все, что необходимо для спасения души. Архипастырь в облагодатствованном церковно-общественном служении святителя Феофана может найти пример ревностного служения Церкви. Богослов в творениях Владыки найдет чистое православное учение по многим актуальным богословским вопросам. Пастырь-проповедник, руководствуясь учением Преосвященного Феофана о духовной жизни христианина, будет достойно вести своих пасомых по пути спасения, а в его гомилетических сочинениях может черпать неиссякаемый материал для своих проповедей. «В творениях святителя-затворника для каждого возраста духовного, для каждой степени образования есть своя духовная пища, своя наука, свое доступное учение, начиная от млека до твердой пищи, от азбуки духовной жизни до высшей мудрости духовной, доступной уже только совершенным» 9 . Особенно большое значение имеют эти труды для иночества, представляя совершеннейшие образцы иноческой жизни и давая мудрое руководство для нее.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

“Диссертация архимандрита Макария (Веретенникова), — сказал в заключение о. Владислав, — заслуживает самой высокой оценки; ее автору безусловно следует присвоить искомую степень магистра богословия”. Затем слово было предоставлено второму рецензенту, преподавателю Московской Духовной Академии священнику Афанасию Гумерову, который, характеризуя диссертацию архимандрита Макария, сказал: “Святитель Макарий соединял в себе первоиерарха Русской Церкви, с которым связана определенная эпоха, агиографа, оставившего после себя уникальное собрание жизнеописаний святых, и видного деятеля русской книжности. Этим объясняется разносторонний интерес к его личности и трудам историков Церкви, исследователей культуры, филологов, библиографов. Можно без преувеличения сказать, что работа архимандрита Макария представляет собой самую полную и фундаментальную книгу о замечательном Святителе, о духовном писателе и просветителе-книжнике. Автор смог создать целостный образ Всероссийского Первосвятителя, прославившегося неутомимыми трудами и как Первоиерарх, и как ученый  труженик. По своему исследовательскому уровню, по значимости поставленных научных и богословских вопросов, по обширности собранного и планомерно упорядоченного материала, по своей библиографической культуре, по решению ряда научных задач рецензируемая диссертация архимандрита Макария «Жизнь и труды святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси» — солидный вклад в церковно-историческую науку и заслуживает присвоения диссертанту искомой степени магистра богословия”. В дискуссии участвовали: профессора К. Е. Скурат, К. М. Комаров, архимандрит Матфей, Б. А. Нелюбов, А. И. Осипов, доценты архимандрит Георгий (Тертышников), священник Сергий Правдолюбов и преподаватель В. Д. Юдин. Профессор К. Е. Скурат назвал архимандрита Макария “живым компьютером”, а также отметил в своем выступлении, что “отец Макарий открыл новую рубрику в исследованиях по истории русской Церкви — «Макариотика», и его имя всегда связывают с митрополитом Макарием”.

http://pravmir.ru/xronika-zashhita-disse...

«Благодать в своем призывающем действии возбуждает совесть и внушает страх Божий, то есть оживляет естественные свойства человеческого духа. Она дает возможность духу возвысить свой голос над голосом низших сил человеческого существа» (10, с. 186). Первые признаки этого духовного просвещения могут являться в чувстве неудовлетворенности прежним образом жизни, в сознании его беззаконности и нарушения правды, в движениях совести. Как свет озаряет человеку путь и помогает ему познать, что он заблудился и идет неправильным путем, так и предваряющая благодать приводит человека к сознанию греховности, порождает недовольство его настоящим духовным состоянием. Просвещающая благодать делает человека способным к познанию живущего в нем зла и дает силы возненавидеть его. Под действием благодати Божией грешник, как от сна пробужденный, видит свою греховность, чувствует опасность своего положения и начинает заботиться о том, как бы избавиться от своей беды и спастись. При благодатном озарении человек находится в некотором томительном, скорбном состоянии недовольства собою и своим положением за «оскорбление Бога и осквернение себя» (9, с. 129). Благодать открывает человеку добро, способствует тому, чтобы человек полюбил его. Озаряя нравственное состояние человека и призывая его к оставлению пути греха, благодать возбуждает его духовные силы к исканию добра и шествию по пути истины. По учению Православной Церкви взаимодействие Божественной благодати и свободы человека охватывает весь процесс спасения с начального его момента – призывания. Благодать, таинственно действуя на человека, начинает, продолжает и завершает его спасение в условиях земной жизни при участии, однако, его самого. «Свобода, – учит святитель Феофан, – принадлежит лицу человека и составляет его характеристическую черту. Своими мыслями, желаниями, чувствами и соответствующими им делами должен заведовать сам человек. В сем смысле он сам для себя правительственное лицо» (11, с. 38). Свои спасительные действия благодать совершает, не уничтожая человеческой свободы, но идя навстречу ей со спасительными дарами. «Даром учреждено домостроительство спасения; даром призываются ко спасению, далее же самые первые шаги по пути требуют уже и собственных усилий; даже благодатные силы приди сам и получи богоучрежденным способом» (2, с. 537). В деле спасения Божественная благодать и свобода человека должны быть неразлучны, так что, коль скоро прекращается действие одной из этих сил, останавливается и дело спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Вся земная жизнь христианина должна быть приготовлением к вечности. Суть же этого приготовления — в постепенном, непрестанном познавании Христа и в следовании за Ним через исполнение Его заповедей. Добродетельная жизнь, основанная на исполнении Евангельских заповедей, делает христианина уже на земле причастником неба. Святые Отцы учат, что только тот, кто в земной жизни возродился во Христе и соделал себя способным к восприятию начатков небесной радости, будет удостоен ее в бесконечно большей степени на небе. Только духовно возрожденную душу принимает Бог в Свое благодатное Царство, куда вводит ее уже здесь, во время ее земного странствования. Все угодники Божии с усердием устремлялись на путь возрождения своей души Духом Святым, и божественная благодать, всегда немощная врачующая и оскудевающая восполняющая, озаряла их немерцающим светом, и из земных соделывала небесными. На них исполнилось обетование Господне: Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидема и обитель у него сотворима (Ин 14:23). Святые Божии, проводя на земле ангельскую жизнь, в содружестве с ангелами славословили Создателя своего. Восприняв и ощутив всем существом эту новую вечную жизнь, святые относились к дольнему, земному миру, как к образу мира невидимого. “Небо — истинное отечество человека, — пишет святитель Игнатий, — шествие туда надо совершать в самом себе”. Братие и сестры! Время земной нашей жизни бесценно; в это время мы решаем нашу вечную участь. Положим твердое намерение провести благоразумно и богоугодно наше краткое земное странствование. Проведем его в приготовлении к вечности, призывая на помощь Матерь Божию и святых, достигших уже Небесного Отечества. И тогда, окончив земную жизнь, мы услышим сладчайший глас Спасителя мира: Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира (Мф 25:34). Аминь. Необходимость подвига в духовной жизни Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Братие и сестры! Все мы призваны Воскресшим Господом к спасению, живому общению с Богом, которое здесь, на земле, должно быть целью христианского подвига, источником вечной радости и блаженства.

http://pravmir.ru/arhimandrit-georgiy-te...

Всякой канонизации предшествовала подготовительная работа по изучению житий, трудов и подвигов канонизуемого. Это обязательное условие соблюдалось как при единичном, так и при групповом прославлении угодников Божиих. В каждом отдельном случае Церковь , рассмотрев подвиги канонизуемого, определяла основания к его канонизации. После этого выносилось определение о причислении предложенного подвижника к лику святых Божиих угодников. В исследованиях, относящихся к предлагаемой канонизации, были представлены результаты изучения житий, чудес, трудов и подвигов всех нижепоименованных подвижников. Их многообразные подвиги духовного совершенствования призваны озарить путь к спасению современному христианину. «Труды по подготовке данной канонизации выявили необходимость и дальнейших изучений вопроса о прославлении святых, как живших в прошлом веке, так и завершивших свою подвижническую жизнь и подвиги в новое время. Они как звезды на тверди небесной над Русской землей; но требуется достаточно времени и углубленных трудов, дабы представить их жизнь и подвиги для назидания верным” 8 . Осуществленные за последний период канонизации святых в Русской Православной Церкви являются свидетельством возрождения в ней прерванной на многие десятилетия традиции прославления подвижников веры и благочестия, которая присуща Церкви на протяжении всего ее исторического бытия. Немногочисленная по своему составу Синодальная Комиссия по канонизации святых, образованная на заседании Священного Синода 10–11 апреля 1989 года, сотрудничая с епископатом, клиром и мирянами, осуществляет своего рода координирующую роль в процессе изучения и подготовки прославления подвижников веры. В зависимости от степени распространенности почитания подвижника он причисляется к местночтимым или общецерковным святым, «но критерии канонизации остаются одни и те же” 9 . Как известно, основания для канонизации формировались на протяжении многовековой церковной истории. Основанием для канонизации являются: «неустанная проповедь слова Божия, мученичество и исповедничество за Христа, ревностное святительское служение, высокая праведная жизнь, безукоризненное Православие. Критериями канонизации служат народное почитание подвижников, дары чудотворения, засвидетельствованные при жизни святого или после его смерти, и, нередко, хотя и не обязательно, наличие святых мощей” 10 . «Канони­зация должна служить укреплению веры, объединению членов Церкви в любви и согласии, она не должна создавать каких-либо поводов к смущениям и разделениям. Исходя из этих подходов, Комиссия взвешенно и тщательно изучает все поступающие в ее распоряжение материалы и лишь после этого предоставляет их Святейшему Патриарху и Священному Синоду” 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Е.Н. Никулина в своей кандидатской диссертации по педагогике относит святителя Феофана «к числу авторов, уделявших внимание религиозно-антропологическим основам педагогики» с. 3], отмечает, что он разработал «внутренне согласованную концепцию воспитания, направленную на раскрытие и реализацию всего индивидуального потенциала воспитанника» с. 3]. Интерес к наследию святителя Феофана со стороны представителей разных наук в настоящее время возрастает. В своей диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук А.В. Абрамов писал: «Этическое учение Феофана затворника до революции систематически не исследовалось и рассматривалось преимущественно не в исследовательском, а в описательном дискурсе с точки зрения нравственного богословия православной церкви. В начале советского времени в России исследования в данной области по идеологическим причинам практически не проводились, а в эмиграции среди немногочисленных работ прот. Г. Флоровским , Н.А. Бердяевым и некоторыми другими авторами были охарактеризованы лишь отдельные аспекты нравственного учения Феофана затворника . В послевоенный период советского времени, особенно в 70–80-е годы, ситуация несколько изменилась в лучшую сторону, стали появляться сначала отдельные богословские и философские авторские публикации о Феофане затворнике, а затем стало развиваться и систематическое изучение его трудов, появилась литература о нем, и прежде всего, сочинения архим. Георгия Тертышникова. Однако эти исследования во многом дополняли дореволюционные работы, не раскрывали этического учения Феофана затворника по существу и не проводили его взаимосвязи со светской этической мыслью. В постсоветское время появились научные исследования трудов Феофана затворника, особенно среди психологов. Появляются отдельные публикации, анализирующие его учение с точки зрения светской этики, что находит отражения в учении по истории русской этики» с. 4–5]. Открытие наследия святителя Феофана для массового православного и неправославного читателя, для новых направлений научных исследований стало возможным благодаря трудам Владыки митрополита Климента и его помощников. Нельзя не согласиться с иеромонахом Корнилием (Зайцевым), написавшим в своей кандидатской диссертации по богословию: «Следует особо отметить огромный труд Председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополита Калужского и Боровского Климента и сотрудников Научно-редакционного совета: игумена Евфимия (Моисеева), М.И. Щербаковой, епископа Питирима (Творогова), Е.В. Николаевой, Н.И. Соболева и др. по изданию Полного собрания творений свт. Феофана затворника , приуроченного к двухсотлетию со дня рождения Вышенского подвижника в 2015 г. Живой интерес к учению свт. Феофана наблюдается среди многих студентов Духовных школ Русской Православной Церкви и отдельных православных почитателей» с. 5].

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Живоначальная Троица, спаси меня!». Когда же ему легче стало дыхание, то стал, молясь, плакать, и все в страхе. Растирали ноги, давали святой воды, и часа через два пришел в память. Вот что он говорил: «Когда я перевязал ноги лежащему в ранах, думал, что бы мне ему еще сделать? Помазать бы маслицем от преподобного, – и пошел за маслом, но, как бы забывшись, пошел в кладовую. В пустой комнате перед кладовой вдруг у меня голова закружилась, и я, не успев ни молитвы сотворить, ни перекреститься, упал на пол. И вдруг окружило меня множество демонов, иные стали бранить, иные передразнивали усердие к больным, иные грозили, другие стали щипать и тормошить. Я не знал, что мне делать; молиться не вспомнил, а стал от них на полу обороняться. Но когда изнемог от них, и они очень стали давить на меня, я закричал: «Батюшка, преподобие отче наш Сергие, защити меня!» И в ту же минуту вижу преподобного Сергия, прямо идущего ко мне, а толпа демонов мгновенно побежала, по мере его приближения, прочь от меня. Преподобный Сергий благословил меня и сказал: «Не бойся, они уже не придут к тебе, молись Господу " ». Когда он это пересказывал, то страх так велик был в нем, что все тело трепетало, и он, не прерывая молитвы, беспрерывно плакал до самого вечера. Вечером вымазали его маслом от преподобного, ночь провел он тихо, а поутру приобщили его святых тайн, и совершенно выздоровел и в обеде опять служил больным. Подлинно, аще не Господь бы был в нас, кто доволен цел сохранен быти от врага, купно и человекоубийцы. Так истинно доброе намерение нередко попущением Божиим подвергается искушениям от противных сил, дабы человек опытно познавал покровительство Божие и немощь противных сил и утверждался в вере и уповании на Бога. VI. Саввинское подворье Января 20-го, 1837 г. Новоспасский отец архимандрит Поликарп вчера в половине второго часа пополудни предал дух свой Господеви. Накануне соборовался елеем. После того сделалось ему легче. Кончина мирная. Особенно успокоил его сон перед смертью , в котором он видел кого-то.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

За последние годы изданы десятки книг, в которых раскрыт подлинный облик Царя- Мученика на основании свидетельств современников, людей, близко знавших Царскую Семью. Десятки серьезных историков исследовали причины Русской катастрофы, известны слова о Святом Царе великих святых - прав. Иоанна Кронштадского, прп. Анатолия Оптинского, прп. Кукши Одесского, многих других подвижников благочестия. О святости и величии подвига Царя Мученика и всей Августейшей Семьи говорили и писали наши современные старцы архим. Иоанн Крестьянкин, схиархим. Иона Игнатенко и многие другие. По всей стране возводятся храмы в честь Царственных Мучеников, много лет идет всенародный Царский Крестный ход в Екатеринбурге. Известны сотни свидетельств чудесной помощи Святых Царственных Мучеников и Страстотерпцев православным христианам в России и других странах. Что же не дает смириться тем, кто пытается внушить сомнения в святости Государя? Какой дух заставляет их порочить память святого, прославленного Русской Православной Церковью? Последние несколько лет эта публика принялась настойчиво обвинять в «царебожии» тех, кто искренне почитает Царскую Семью. Усердно борется с какой-то «сектой царебожников» и при этом упорно пытается навязать свой взгляд на личность Святого Царя. Причем, претендуя на некую элитарность и особую просвещенность своего взгляда на историю. В отличие от «суеверного народа», который, по их мнению, любит «творить кумиров» и не способен трезво и «богословски выверено» почитать Царя. То некий византолог в 1914-м году в своих выступлениях пытается убедить в том, что «Николай и Вильгельм развязали мировую бойню и виновны в Первой Мировой войне», да и вообще «мировая война произошла потому, что существовал такой чудовищный строй, как монархия». То некий «эссеист» доказывает, что Царь-Мученик был «заурядным полковником», ну разве что «хорошим семьянином с оттенком пошлости». То некий историк называет Григория Ефимовича Распутина «гопником и хлыстом», хотя еще в 90-е покойный церковный ученый, известный своей молитвенной жизнью архимандрит Троице-Сергиевой Лавры Георгий (Тертышников) предоставил Синодальной комиссии по канонизации доклад об отношениях Царской Семьи и Григория Распутина, после которого один из архиереев с удивлением произнес: «Но после Вашего доклада, дорогой батюшка, получается и Распутина канонизировать надо!». Уже изданы несколько томов исследований Сергея Фомина, недавно вышла книга выдающегося русского историка профессора Александра Николаевича Боханова, другие серьезные и добросовестные исследования, в которых раскрывается правда о личности оклеветанного и убитого верного Царского Друга, простого русского крестьянина Григория Ефимовича.

http://radonezh.ru/monitoring/nado-prosi...

Знание творений святых Отцов необходимо при толковании слова Божия, нужно оно также и для правильного прохождения христианского подвига. «Сердце сердцу весть подает», – говорит епископ Феофан, – те, кои давали наставления, давали от души, так как они сложились у них в сердце собственным рассуждением и опытом. Это – отзвук их сердечного настроения. Общий же дух, воодушевлявший их и все расположения их, был дух ревности о спасении себя и всякого человека. Тот же дух отражается в слове их и проникает всякое их писание» 17 . Читая святоотеческие наставления о спасении, христианин входит в настроение писавших эти наставления и в сочувствие ко всем расположениям, которые «исполняли сердце их» 18 , проникли в их писания и составляют главное почти содержание их. Для правильного усвоения святоотеческого учения необходимо соблюдать определенные правила. Вначале нужно, обратившись с усердной молитвой к Богу, возбудить в себе потребность знать то, о чем пишут святые Отцы. Творения святых Отцов святитель Феофан советует изучать постоянно и со вниманием, сохраняя при этом благоразумную умеренность. Для чтения духовных книг он советовал выбирать утренние и вечерние часы 19 . Святоотеческие наставления дают «крепость духу и сердцу» 20 , поэтому при изучения их надо постоянно стремиться к главной цели – запечатлению истин и возбуждению духа. Читать нужно с той целью, чтобы освещать память о Божественных истинах и напитывать ими душу. Питается же она только тем, что будет воспринято со вниманием, пройдет в сердце и затронет его. Чтение творений святых Отцов принадлежит к числу способов обновления и оживления молитвы. Иногда некоторые из наставлений святых Отцов производят особое впечатление на человека и вводят его в состояние созерцания; они могут служить духовной пищей на очень долгое время. «Если при чтении и размышлении какая-нибудь мысль исторгнет вас из среды тварей и перенесет пред лице Господа, – наставляет епископ Феофан, – закрывайте книгу и оставайтесь с сею мыслью хоть целый день» 21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010