На обложке январского номера: кафедральный соборный Храм Христа Спасителя. Фото Владимира Вяткина (МИА «Россия сегодня») ЖМП 1 январь 2023 /  26 декабря 2022 г. 14:30 Вышел в свет «Журнала Московской Патриархии» за 2023 год Дорогие читатели, мы вступаем в новый, 2023 год! Редакция «Журнала Московской Патриархии» продолжит публикации на актуальные темы церковной жизни. Как и в прошедшем году, главной темой журнала будет пастырское служение в разных аспектах. Почувствовать, к чему призывает Господь, — важнейшая задача каждого священника. Святитель Феофан Затворник, рассуждая о призвании христианина, отмечал, что «ни один член тела Церкви не может за собою одним удерживать дар (и свои труды), но действенность его предает всем братьям о Христе — всей Церкви». О выдающемся исследователе трудов епископа Феофана архимандрите Георгии (Тертышникове) в связи с 25-летием его кончины читайте в статье «Путешествие к будущему веку». Размышлениями над главным и второстепенным в пастырском служении делятся опытные священнослужители в материале о том, что есть самое важное в их многочисленных делах и попечениях. Однако выбор призвания начинается задолго до начала пастырской деятельности, еще во время обучения в духовных школах. В Русской Церкви формируется уникальный опыт устройства церковной жизни на Африканском континенте. Будущие пастыри из нескольких стран Африки, проходящие обучение в Москве, уже сейчас задумываются над тем, как им предстоит осуществлять свою миссию катехизации и проповеди Евангелия. Те знания и традиции, которые они открывают для себя в Русской Церкви, несомненно, потребуют правильного исполнения в африканских православных общинах, ставших частью Русской Православной Церкви. Не менее важным, чем служение на далеком Африканском континенте, остается и дело миссии для соотечественников за рубежом. Окормление прихожан в солнечной Гаване — далеко не простая задача, о которой читателям номера рассказывает настоятель храма Казанской иконы Божией Матери на Кубе иерей Савва Гаглоев.

http://e-vestnik.ru/news/jmp_january_202...

С мая 1961 г. издание было возобновлено на нем. языке (Stimme der Orthodoxie) уже как орган Среднеевропейского Экзархата МП с целью «знакомить читателей с отдельными моментами из жизни РПЦ, и в первую очередь - с церковной жизнью православных приходов в Германии, а также с жизнью и деятельностью… Экзархата». Одновременно ставилась задача «укреплять контакты со всеми христианскими церквами и религиозными организациями». С марта 1990 г., после упразднения экзархата, журнал издается Берлинской епархией. В 1961-1992 гг. выходил ежемесячно, с 1993 г.- ежеквартально. Главными редакторами были: в 1961-1962 гг. М. А. Добрынин, в 1962-1963 гг. игум. Иувеналий (Поярков ; впосл. митрополит Крутицкий), в 1963-1966 гг. Г. Ф. Троицкий, в 1966-1971 гг. К. М. Комаров , в 1971 2-12) прот. Е. Мисиюк, в 1972-1976 и 1986-1987 гг. свящ. (прот.) М. Турчин, в 1976-1977 гг. свящ. В. Фонченков, в 1977-1986 гг. прот. Г. Яблонский, с 1987 г. по наст. время. прот. В. Иванов. Все редакторы были и авторами журнала, нек-рые из них опубликовали десятки своих статей, проповедей и заметок. Значительная часть публикаций как офиц. раздела, содержащего документы общецерковного и местного значения, так и др. разделов (богословский, церковно-исторический, проповеднический, «Духовные школы», «Из жизни Среднеевропейского Экзархата», «Христиане и защита мира», «Хроника») переводилась из «ЖМП», «Вестника Русского Западноевропейского Патриаршего Экзархата» и др. изданий, в т. ч. дореволюционных. Печатались переводы из святоотеческих творений, аскетических трудов и проповедей почитаемых рус. подвижников, богословов, в т. ч. ХХ в. и рус. зарубежья. Из авторов 2-й пол. XX - нач. XXI в. в «Г. П.» печатали богословские, духовно-назидательные статьи и проповеди с 1962 г. Берлинский архиеп. Иоанн (Вендланд) , Можайский архиеп. Леонид (Поляков) , Ставропольский еп. Михаил (Чуб) , Н. Д. Успенский , с 1963 г. игум. Иоанн (Снычёв; впосл. митрополит С.-Петербургский), прот. А. Ветелев , А. И. Георгиевский (см. Георгиевские ), с 1964 г. Берлинский архиеп. Киприан (Зёрнов) , архим. Филарет (Вахромеев ; впосл. митрополит Минский), прот. А. Мень , К. Е. Скурат , с 1966 г. Тихвинский еп. Михаил (Мудьюгин) , Саратовский еп. Пимен (Хмелевский) , прот. Л. Воронов , с 1973 г. свящ. А. Просвирнин (впосл. архим. Иннокентий ), с 1974 г. прот. В. Сорокин , с 1980 г. Таллинский митр. Алексий (Ридигер ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси), архим. Георгий (Тертышников) , А. И. Осипов , с 1987 г. Берлинский архиеп. Герман (Тимофеев) , Сан-Францисский еп. Василий (Родзянко) , архим. Августин (Никитин) и др.

http://pravenc.ru/text/165295.html

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Русская Православная Церковь Заграницей 1203. Алексий II (Ридигер), патр. Московский и всея Руси. Открытое письмо... от 17.10.1991 [протопр. А. Киселеву, прот. Д. Григорьеву, Ю. Н. Капустину, Г. А. Рару, Г. Е. Трапезникову о преодолении раскола между РПЦ и РПЦЗ]//ЦиВр. 1998. 2(5). С. 47–50. 1204. Антоний (Блум), митр. Сурожский. Соблазн разъединения//ЦиВр. 1991. 1. С. 1–2. О взаимоотношениях РПЦ и РПЦЗ. 1205. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей: 26 апр. – 9 мая 1946 г.//ВРЗЕПЭ. 1947. 2. С. 28–32. 1206. Архиерейский Собор РПЦ. 1990, окт. Воззвание. к архипастырям, пастырям и всем верным чадам РПЦ: [О взаимоотношениях РПЦ и РПЦЗ]/Предисл.: Кирилл (Гундяев), митр. Смоленский и Калининградский//ЦиВр. 1998. 2(5). С. 34–46. 1207. Николай (Еремин), митр. Корсунский. Ответ протопр. Адриану Рымаренко на его «Открытое письмо митр. Николаю» [в Париже] по поводу брошюры профессора С. В. Троицкого «О неправде карловацкого раскола»//ВРЗЕПЭ. 1961. 40. С. 228–230. 1208. Положенский С., прот. «Протопресвитеру» Адриану Рымаренко: [Вокруг кн. профессора С. В. Троицкого «О неправде карловацкого раскола " ]//ВРЗЕПЭ. 1961. 40. С. 230–232. Отклик на «Открытое письмо», адресованное митр. Корсун-скому Николаю (Еремину): споры по поводу каноничности и бла-годатности РПЦ и РПЦЗ. 1209. Рымаренко А., протопр. Открытое письмо представителю Московской Патриархии в Париже митр. Николаю [Еремину]//ВРЗЕПЭ. 1961. 40. С. 227. Вокруг кн. профессора С. В. Троицого «О неправде карловацкого раскола». См. также 628. Агиография Общие вопросы агиологии 1210. Августин (Никитин) , архим. О почитании святых в Русской Православной Церкви: (Из истории русско-скандинавских церковных связей)//БТ. 1987. Сб. 28. С. 246–261. 1211. Антоний (Блум), митр. Сурожский. О святых завтрашнего дня/Пер. с англ.: Е. Л. Майданович//Страницы. 1998. Т. 3. 3. С. 441–448. 1212. Георгий (Тертышников), архим. Критерии канонизации местночтимых святых в Русской Православной Церкви//АиО. 1999. 3(21). С. 186–193.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«В нетленной красоте кроткого и молчаливого духа…» Памяти архимандрита Георгия (Тертышникова, † 02.10.1998) Иеромонах Пафнутий (Фокин) Архимандрит Георгии (Тертышников)      Свято-Троицкая Сергиева лавра являлась и является центром духовного просвещения, колыбелью русского богословия, выпустившей из своих стен сонм достойнейших иерархов, пастырей и мыслителей. Одним из них стал архимандрит Георгий (Тертышников). Плодом деятельности архимандрита Георгия как ученого богослова стали более 220 публикаций. Его трудами были подготовлены материалы к канонизации Радонежских подвижников: родителей преподобного Сергия Радонежского – преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, преподобного старца Варнавы Гефсиманского, преподобного Антония (Медведева), преподобномученика Кронида (Любимова). За этой работой видится бесконечная любовь к своей родной обители – Свято-Троицкой Сергиевой лавре. Отец Георгий оказался первым исследователем в новейшей истории, который популяризировал наследие святителя Феофана Затворника Любовь к лавре отец Георгий пронес через всю свою непростую жизнь. Но особое место в жизни батюшки занимал святитель Феофан Вышенский. Отец Георгий оказался первым исследователем в новейшей истории, который популяризировал наследие святителя Феофана, показав, что его труды актуальны во все времена и отвечают на многие сложные вопросы современного общества. Святитель Феофан всю свою жизнь посвятил поискам пути ко спасению, и отец Георгий старался следовать по этому пути, опираясь на наследие и духовный опыт святителя. Этому наследию посвящены кандидатская и магистерская диссертации архимандрита Георгия. Им были подготовлены материалы для канонизации Вышенского подвижника… Последние написанные отцом Георгием в этой жизни строки также посвящены святителю Феофану. Начатая им рукопись осталась незавершенной и лежала на рабочем столе келии отца Георгия в день его блаженной кончины, последовавшей 2 октября 1998 года. И сегодня, в день памяти архимандрита Георгия, хотелось бы вспомнить основные вехи жизни и деятельности этого удивительного лаврского подвижника.

http://pravoslavie.ru/148507.html

В послереволюционные советские годы гонений на Церковь такие пастыри, как митрополит Гурий, спасали Русскую Православную Церковь от уничтожения, а ее паству от рассеяния. Иеромонах Гурий стоял у истоков создания Александро-Невского братства, прошел через тюремные застенки и ссылку, после освобождения из Беломорско-Балтийского лагеря уехал в Ташкент и там со своими духовными чадами организовал тайную общину. После окончания Великой Отечественной войны, в 1946 году, готовил к открытию Троице-Сергиеву лавру и возвращение Церкви мощей преподобного Сергия Радонежского. Более шести лет возглавлял Ташкентскую кафедру, служил в Саратовской епархии, обустраивал храмы и монастыри на Украине и в Белоруссии, возглавлял Ленинградскую кафедру и окончил служение в Крыму, упокоившись в 1965 году. PDF-bepcuя .   Дмитрий Павлов 27 апреля 2023 г. 14:30 Тридцать лет назад, 18 апреля 1993 года, на Пасху в Оптиной пустыни были убиты трое насельников обители — иеромонах Василий (Росляков) и иноки Ферапонт (Пушкарев) и Трофим (Татарников). Эта трагедия стала потрясением для всей страны, где только началось возрождение церковной жизни. Восемнадцатого апреля в Оптиной пустыни особо торжественный день, который собирает множество людей почтить память убиенных братий. Над местом их погребения на монастырском кладбище установлена часовня. О том, какими были эти монахи, чем они запомнились братии, «Журналу Московской Патриархии» рассказал игумен Филипп (Перцев). PDF-bepcuя. Елена Алексеева 18 апреля 2023 г. 15:00 В этом году исполняется 120 лет со дня обретения мощей преподобного Серафима Саровского и прославления его в лике святых. Торжества, проходившие в июле 1903 года с участием императора Николая II и всей царской семьи, стали грандиозным событием для России. PDF-bepcuя. Елена Алексеева 20 марта 2023 г. 17:00 Двадцать пять лет назад 2 октября 1998 года отошел ко Господу архимандрит Георгий (Тертышников). Он был не только опытным пастырем, талантливым проповедником и публицистом, но и выдающимся церковным историком и ученым-богословом. Плодом научной деятельности доцента Московской духовной академии архимандрита Георгия стали более двухсот публикаций. Им были подготовлены материалы к канонизации Радонежских святых: родителей преподобного Сергия Радонежского преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, старца Варнавы Гефсиманского... Но особое место в его богословских трудах отведено святителю Феофану Затворнику, имя которого архимандрит Георгий открыл всему миру. PDF-bepcuя .

http://e-vestnik.ru/history/page/2/

В Среднеазиатский митрополичий округ принесены мощи святителя Феофана Затворника 10 января 2017 г. 20:48 9 января 2017 года из Успенского Вышенского женского монастыря Рязанской области в главный храм Среднеазиатского митрополичьего округа кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы в Ташкенте были доставлены две святыни — ковчег с частицей мощей святителя Феофана, Затворника Вышенского, а также икона Божией Матери, называемая «Казанская Вышенская». Торжественную встречу святыни возглавил митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий . Святыни сопровождают настоятельница Успенского Вышенского женского монастыря игумения Вера (Ровчан) и сестры обители. Планируется, что мощи святителя и чтимый образ будут доставлены в храмы и монастыри Узбекистана, Таджикистана и Киргизии. Мощи святителя Феофана в 1973 г. были обретены настоятелем храма преподобного Сергия Радонежского села Эммануиловки протоиереем Георгием Глазуновым, игуменом Марком (Лозинским), архимандритом Елевферием (Диденко) и архимандритом Георгием (Тертышниковым) на территории Шацкой психиатрической больницы, расположенной в зданиях Вышенского монастыря. До 1988 г. мощи находились в Троице-Сергиевой лавре . После того как епископ Феофан в июне 1988 г. был причислен Поместным Собором Русской Православной Церкви к лику святых, его мощи были положены в храме преподобного Сергия Радонежского села Эммануиловки Рязанской области, расположенном вблизи не действовавшего на тот момент Успенского Вышенского монастыря. 29 июня 2002 года состоялось торжественное перенесение мощей святителя в Успенский Вышенский монастырь, которое возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . Икона Божией Матери «Казанская Вышенская» является точной копией чудотворной иконы Божией Матери «Казанская», обретенной 8 (21) июля 1579 года в Казани. Наиболее ранние сведения об этой иконе восходят к 1812 году. Во время нашествия Наполеона насельница московского Зачатьевского Алексеевского монастыря Мария Аденкова покинула Москву, взяв с собой только одну святыню — икону Казанской Божией Матери. Мария направилась в тамбовский Вознесенский монастырь, где была пострижена с именем Миропия. После своей смерти монахиня завещала икону Шацкой Вышенской пустыни.

http://patriarchia.ru/db/text/4761898.ht...

В Среднеазиатский митрополичий округ принесены мощи святителя Феофана Затворника Ташкент, 11 января 2017 г.      9 января 2017 года из Успенского Вышенского женского монастыря Рязанской области в главный храм Среднеазиатского митрополичьего округа кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы в Ташкенте были доставлены две святыни — ковчег с частицей мощей святителя Феофана, Затворника Вышенского, а также икона Божией Матери, называемая Казанская Вышенская. Торжественную встречу святыни возглавил митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, сообщает Патриархия.ru . Святыни сопровождают настоятельница Успенского Вышенского женского монастыря игумения Вера (Ровчан) и сестры обители. Планируется, что мощи святителя и чтимый образ будут доставлены в храмы и монастыри Узбекистана, Таджикистана и Киргизии. Мощи святителя Феофана в 1973 г. были обретены настоятелем храма преподобного Сергия Радонежского села Эммануиловки протоиереем Георгием Глазуновым, игуменом Марком (Лозинским), архимандритом Елевферием (Диденко) и архимандритом Георгием (Тертышниковым) на территории Шацкой психиатрической больницы, расположенной в зданиях Вышенского монастыря. До 1988 г. мощи находились в Троице-Сергиевой лавре. После того как епископ Феофан в июне 1988 г. был причислен Поместным Собором Русской Православной Церкви к лику святых, его мощи были положены в храме преподобного Сергия Радонежского села Эммануиловки Рязанской области, расположенном вблизи не действовавшего на тот момент Успенского Вышенского монастыря. 29 июня 2002 года состоялось торжественное перенесение мощей святителя в Успенский Вышенский монастырь, которое возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Икона Божией Матери Казанская Вышенская является точной копией чудотворной иконы Божией Матери Казанская, обретенной 8 (21) июля 1579 года в Казани. Наиболее ранние сведения об этой иконе восходят к 1812 году. Во время нашествия Наполеона насельница московского Зачатьевского Алексеевского монастыря Мария Аденкова покинула Москву, взяв с собой только одну святыню — икону Казанской Божией Матери. Мария направилась в тамбовский Вознесенский монастырь, где была пострижена с именем Миропия. После своей смерти монахиня завещала икону Шацкой Вышенской пустыни.

http://pravoslavie.ru/100075.html

О том, как были обретены мощи святителя Феофана, а также его сподвижника, вышенского настоятеля архимандрита Аркадия (Честонова), рассказывает непосредственный участник событий, настоятель храма Преподобного Сергия Радонежского села Эммануиловки митрофорный протоиерей Георгий Глазунов.      История обретения мощей святителя Феофана В 1973 г. – на следующий год после моего назначения в Эммануиловку – летом из Академии приехали сюда игумен Марк (Лозинский), он преподавал в Академии гомилетику, и студенты МДА иеромонахи Елевферий (Диденко) и Георгий (Тертышников). Чайку попили, они стали интересоваться Вышей. Мы тут же поехали в монастырь. У меня была там знакомая кладовщица. Я попросил ее открыть нам Казанский храм, находящийся тогда под складом в ее ведомстве. Мы все осмотрели. Запустение было ужасное, окна выбиты, все загажено птичьим пометом, накиданы какие-то бочки, покрышки, железки, спинки кроватей. Мытье надгробия детьми из села Эммануиловка      Мы помыли надгробие могилы святителя – мраморную плиту в метр толщиной, она стояла над склепом, в котором сбоку была пробита дыра. Могила была вскрыта, искали какие-то сокровища, золото. Как пробивали склеп, так, видно, в нем и остались лежать какие-то железяки, трубы. Отслужили панихиду по святителю Феофану и решили забрать отсюда его честные останки. Спустя некоторое время отец Елевферий для этого вернулся. Кладовщица на этот раз впустила нас в храм и тут же закрыла нас на замок, предварительно поинтересовавшись: «А что вы тут будете делать?» – и пригрозив: «Если что-то найдете, поделитесь!» – «Ладно-ладно». А сами принялись очищать склеп от мусора. Отец Елевферий спустился вниз в могилку, я помогал ему сверху. Панихида по святителю Феофану Затворнику перед обретением его мощеи      Было темно, светили фонариком. Провозились часа четыре. Потом увидели разломанный гробик. Он был развален на четыре части. Разбирая далее, мы увидели, что голова у святителя разбита на три части. Наверно, бросали что-то тяжелое. Собрали все косточки, каждый суставчик, позвонок. Потом нашли Евангелие, как новенькое: листочки белые-белые, печать чистая. Полностью сохранилось! Только вот если в руки его взять, страницы ломались.

http://pravoslavie.ru/94184.html

Слово архимандрита Георгия (Войтовича) при наречении во епископа Пинского и Лунинецкого 1 червня 2022 р. 20:21 1 июня 2022 года в Тронном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Георгия (Войтовича) во епископа Пинского и Лунинецкого. При наречении архимандрит Георгий обратился к Предстоятелю Русской Православной Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом. Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Изволением Божиим, благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и определением Священного Синода Русской Православной Церкви я призываюсь быть епископом Церкви Христовой. Предстоя перед Господом Богом, перед Вами, Ваше Святейшество, и архипастырями Православной Церкви я исповедую и глубоко переживаю свое недостоинство и осознаю высоту предстоящего служения. Особенно волнительным для меня является то, что епископское служение мне предстоит совершать на родной полесской земле, где я родился и вырос, где проходил мой церковный путь. Осознавая ответственность епископского служения, возлагаю надежду на силу ваших святительских молитв о даровании мне духа премудрости, духа разума, духа страха Божия (ср. Ис. 11:2-3). Сегодня с благодарностью вспоминаю всех, чьими трудами, примером и молитвой Господь наставлял меня на жизненном пути. Сыновне благодарю своих родителей, которым я обязан самой жизнью и воспитанием. Особая моя благодарность приснопамятному Патриаршему Экзарху всея Беларуси, блаженнопочившему митрополиту Филарету (Вахромееву), от которого я воспринял диаконскую хиротонию и под чьим мудрым руководством мне довелось начать свое церковное служение. Молитвенно вспоминаю моего наставника — почившего архиепископа Стефана (Корзуна), рукоположившего меня в сан пресвитера, и под архипастырским омофором которого я более 30 лет исполнял церковные послушания. Неизгладимый след в моей монашеской жизни оставили архимандрит Георгий (Тертышников) и архимандрит Иоанн (Маслов). С теплотой в молитвах и любовью вспоминаю я тех архипастырей, пастырей и близких моему сердцу людей, кто на протяжении всей моей жизни делились со мной мудростью, пастырским опытом и дарили неоценимую радость общения. Благодарю Вас, Ваше Святейшество и Вас, Ваше Высокопреосвященство владыка Экзарх, а также всех членов Священного Синода, что оказали доверие возглавить древнюю Пинскую кафедру.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5932653...

29 июня, в день памяти святителя Феофана , в Успенский Вышенский монастырь почтить память вышенского подвижника собирается много паломников. Справедливо говорят, что те, кто хотя бы однажды побывал на Выше, возвращаются сюда еще раз. Недаром святитель Феофан, когда впервые посетил Вышу, почувствовал здесь такую благодать, что через несколько лет вернулся сюда, чтобы стать молитвенником за весь православный мир, восприяв на себя великий подвиг затвора. Святитель Феофан Затворник. Фотография      Святитель Феофан принадлежит к святым, которые по-настоящему открываются только в наше время. В советские годы его творения не издавались, поэтому круг людей, знающих и почитающих святителя, не был широким. Благодаря трудам архимандрита Георгия (Тертышникова), который начал собирать и изучать духовное наследие Феофана Затворника, удалось подготовить материалы для его канонизации. И в 1988 году на Поместном соборе Русской Православной Церкви состоялось прославление святого. Святитель Феофан, находясь в затворе, с глубоким вниманием следил за всеми событиями, которые происходили в России и в мире. Основой сохранения государственности он считал православную веру и неленостную службу своему Отечеству. Либералы, как и сегодня, провозглашали «веру в человека», «свободу», требовали «равенства и братства», устраивали митинги и шествия, всячески расшатывая государство Читая высказывания святителя Феофана о современном ему обществе, образовании, воспитании, поневоле удивляешься, насколько актуально и злободневно звучат его слова для современного человека. Святитель жил в те времена, когда в обществе широко распространялись идеи вольнодумства и либерализма. Либералы, как и сегодня, провозглашали «веру в человека», «свободу», требовали «равенства и братства», устраивали митинги и шествия, всячески расшатывая государство. Процесс деградации общества начинается, как правило, с разрушения образования. Как и сто лет назад, у нас часто примеряют «костюмы, сшитые на западный манер», становясь иванами, не помнящими своего родства:

http://pravoslavie.ru/80307.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010