Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЖАНЕН [франц. Janin] Раймон (мирское имя Жюль Эмильен) (31.08.1882, Божев, деп. В. Савойя - 12.07.1972, Париж), франц. историк-византинист, мон. католич. ордена ассумпционистов. Вступил в орден в 1900 г.; 18 сент. 1902 г. принял монашеский постриг с именем Раймон. С ранней молодости интересовался историей Церквей христ. Востока. В 1911 г. рукоположен во пресвитера, служил в Стамбуле, вероятно в церкви при ДС конгрегации ассумпционистов, и одновременно стал профессором Большого Восточного семинара, организованного франц. учеными в стамбульском предместье Кадыкёй (греч. Халкидон), вошел в состав редколлегии франц. научного ж. «Échos d " Orient», издававшегося под эгидой ассумпционистов в Стамбуле. В годы первой мировой войны (1914-1918) служил во франц. армии. С 24 окт. 1934 г. консультант папской конгрегации по делам Вост. Церквей. С 1937 г. постоянный член Французского ин-та визант. исследований. С 1943 г. в Париже участвовал в возрождении франц. издания по византиноведению «Revue des études byzantines», которое стало продолжением «Échos d " Orient». После второй мировой войны окончательно переехал в Париж. В 1952-1957 гг. преподаватель канонического права Вост. Церквей в Католическом ин-те в Париже. С нач. 20-х гг. XX в., в период франц. оккупации Босфора (1918-1923) и общего передела сфер влияния на Балканах, Ж. обратился к изучению исторической географии К-поля и Византийской империи. Сбор подробных сведений по истории различных городов, местностей, отдельных храмов и мон-рей, существовавших в Византии в средние века, стал главной сферой научных интересов Ж. Работы на эту тему в столь широком масштабе до Ж. проводились лишь франц. историком Ш. Дюканжем в XVII в. Ж. сумел принципиально расширить объем знаний по исторической географии Византии. Результатами его многолетних исследований стали монографии-справочники по К-полю и др. центрам Византии и множество статей, посвященных истории, топографии отдельных памятников визант. христианства. Работа «Храмы и монастыри Константинополя» (1953) является исчерпывающим совр. компендиумом сведений из письменных источников о церковных памятниках визант. столицы. Ж. активно сотрудничал с западноевроп. и амер. энциклопедическими изданиями, опубликовал много статей по той же тематике в словарях «Dictionnaire d " histoire et de géographie ecclésiastiques», «Dictionnaire de théologie catholique», «Catholicisme: Hier, aujourd " hui, demain», «Lexikon für Theologie und Kirche», «Lexikon der Marienkunde».

http://pravenc.ru/text/182193.html

XV в. большая часть земель совр. Н. о. прочно вошла в состав Московского великого княжества (с 1478 - Русского гос-ва). До сер. XVI в. юго-восточный и восточный рубежи бывшего Нижегородского княжества являлись пограничьем с Казанским ханством. Для защиты от набегов казанских ханов и в качестве опорных пунктов рус. войск в походах на Казань в 1-й пол. XVI в. были возведены каменный кремль в Н. Новгороде (1508-1515), крепости Васильгород (1523; позднее Василь, с 20-х гг. XX в.- Васильсурск) и Балахна (1536). Во 2-й пол. XVI в. возведены Павловская крепость (острог у Павлова перевоза) на Оке (60-е гг. XVI в.; ныне г. Павлово) и крепость Арзамас для обороны рус. земель от набегов крымских ханов и нападений ногаев. Арзамас стал опорным пунктом в системе засечных черт, охранявшихся служилыми татарами и казаками. В сер.- 2-й пол. XVI в. на землях региона сформировались Арзамасский, Балахнинский, Курмышский, Нижегородский уезды. В XVI-XVII вв. начала возрождаться система рус. сельского расселения; новые жители привлекались сюда льготами, другие переселялись по воле новых местных землевладельцев. Памятник Кузьме Минину в Нижнем Новгороде. 1989 г. Скульптор О. К. Комов. Памятник Кузьме Минину в Нижнем Новгороде. 1989 г. Скульптор О. К. Комов. В Смутное время регион стал ключевым очагом сопротивления самозванцам и польско-литов. интервентам. В 1608 г. под Н. Новгородом были дважды разбиты отряды сторонников Лжедмитрия II . В 1611 г. нижегородский посадский человек Кузьма Минин стал одним из главных инициаторов создания 2-го ополчения 1611-1612 гг. Широкое распространение в регионе получили кузнечное и кожевенное ремесла, а также судостроение, солеварение, поташное и кирпичное производство. С 20-х гг. XVII в. действовала Макарьевская ярмарка (с 1817 Нижегородская ярмарка), которая постепенно приобрела всероссийское значение. Быстрое экономическое развитие региона было связано с его выгодным географическим положением: через него протекали важнейшие транспортные артерии - реки Ока, Волга; в нем имелись природные ресурсы, в частности болотная руда и леса; здесь проходил целый ряд важнейших внутренних сухопутных путей.

http://pravenc.ru/text/2565206.html

Звание гостя получали самые крупные предприниматели, с торговым оборотом не меньше 20 тыс. в год – огромная по тем временам сумма. Все они были приближены к царю, свободны от уплаты пошлин, вносимых купцами рангом пониже, занимали высшие финансовые должности, а также имели право покупать в свое владение вотчины. Члены гостиной и суконной сотен (в XVII в. их было около 400) пользовались также большими привилегиями, занимали видное место в финансовой иерархии, но уступали гостям в «чести». Гостиные и суконные сотни имели самоуправление, их общие дела вершили выборные головы и старшины. Низший разряд купечества представляли жители черных сотен и слобод. Это были преимущественно ремесленные самоуправляемые организации, сами производившие товары, которые потом продавали. Этот разряд, условно говоря, непрофессиональных торговцев составлял сильную конкуренцию профессионалам-купцам высших разрядов, так как «черные сотни», торгуя собственной продукцией, могли продавать ее дешевле. В крупных городах посадские люди, имеющие право вести торговлю, делились на лучших, средних и молодших. Сфера деятельности русских купцов XVII в. была широка, отражала всю географию экономического освоения России. Из Москвы брали начало шесть основных торговых путей – Беломорский (Вологодский), Новгородский, Поволжский, Сибирский, Смоленский и Украинский. Беломорский (Вологодский) путь шел через Вологду по Сухоне и Северной Двине в Архангельск (ранее к Холмогорам) и на Белое море, а оттуда в зарубежные страны. К этому пути тяготели знаменитые центры русского предпринимательства: Великий Устюг, Тотьма, Сольчевыгодск, Яренск, Усть-Сысольск, давшие России тысячи купцов. В сер. XVI в. русские предприниматели получили право беспошлинной торговли с Англией (она шла Беломорским путем), имели в Лондоне несколько зданий для своих нужд. Русские везли в Англию меха, лен, пеньку, говяжье сало, юфть, ворвань, смолу, деготь, а получали ткани, сахар, бумагу, предметы роскоши. Важнейшим перевалочным центром на этом пути была Вологда, куда всю зиму свозились товары из Москвы, Ярославля, Костромы и др. городов, а затем по воде направлялись в Архангельск, откуда, в свою очередь, осенью приходили товары для отправки в Москву санным путем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если так, то и без того небольшое число церквей Псковской области после открытия там самостоятельной епархии долго не могло увеличиться. Так и было. Прошло целое столетие, со времени учреждения, а Псковская епархия мало изменилась в своих пределах, оставаясь с очень ограниченным числом церквей. При 160 церквах она состояла почти из тех же городов – Пскова с пригородами и уездами. О таком количестве псковских церквей в 1685 г. 20 марта писал царю псковский митрополит Маркел 136 . В царской грамоте псковскому воеводе Петру Головину от 11 октября 1688 г. с изложением узаконений о сборе с церквей данных денег Псковская епархия названа самой малой и скудной, «а церквей в ней только со сто с шестьдесят с небольшим» и, как пограничная, «в воинское время от польских и немецких людей терпит постоянные разорения» 137 . По аналогии с положением Псковской области в отношении государственных сборов можно заключать, что Псковская епархия почти во сто лет своего существования слишком мало изменилась в пределах. В отношении государственных сборов она в 1679 г. состояла из приписанных к Пскову городов: Гдова, Кобылья, Изборска, Острова, Опочки, Воронача, Выбора, Дубкова и Володимерца 138 . Нельзя не видеть, что тут почти все населенные пункты первоначального состава Псковской епархии. Нет только четырех – Вельи, Красного, Вышгорода и Себежа – пригородов самых юго-западных, лежащих по левую сторону р. Великой. Себеж и Красный в 1618 году уступлены Польше 139 . Надо полагать, что тогда же Польше уступлены два остальных пригорода, если только они не были совершенно уничтожены и не обратились в села, будучи приписаны к соседним пригородам. Таким образом, Псковская епархия, как в первый период своего существования, так и через сто лет в последней четверти XVII века по своему географическому положению занимала довольно узкую полосу в юго-западных пределах древней Новгородской епархии. Южной границей её были сначала немецкие, потом литовские владения. Пограничными с ними до 1618 г. являлись Себеж и Красный с Вышгородом; после 1618 г. юго-западная граница поднялась несколько выше к северу по верховьям рр. Великой и Синей. Западная граница касалась Лифляндии и части Эстляндии, разбивая почти пополам Чудское озеро. Тут пограничными городами были Изборск и Кобылье. Северный город Псковской области и епархии Гдов стоял на границах с Ингрией. Восточная граница Псковской епархии шла почти параллельно западной и заканчивалась в верховьях р. Великой. Она совпадала с западной границей тогдашней Новгородской епархии, где стояли гг. Порхов и Заволочье (Пусторжев), взятые и возвращенные Стефаном Баторием вместе с городами Великими Луками и Холмом в 1582 году, но в 1589 году не вошедшие в состав Псковской епархии 140 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

- Что в таком случае в те времена конца XVII века представляла собой Армения? - Это было название географической области, использовавшееся европейцами для описания известного им мира и путей в далекие Индию и Китай. Задача наименования этой области возникла, в первую очередь, перед картографами – что именно находится том или ином месте. Часто такие географические названия возникали именно что по необходимости. Ни в каких документах, включая переписку между правителями и чиновниками государств, Армения не указывалась как государство, только как обозначение местности. Сам Исраэл Ори в 1699 году и позднее использовал название " Армения " в том же ключе, так как был европейцем. Даже если принять версию, что это тот Исраэл Ори, который в 1678 году покинул Персию, то 20 лет спустя он, конечно, уже был европейским человеком и тоже говорил об " Армении " как о географической области. - Конечно, ведь Исраэл Ори покинул Персию в 18 или 19 лет, а вернулся, соответственно, 40-летним мужчиной. - Здесь еще уместно будет рассказать о родовом имени Исраэла Ори. Корни этого рода Борош/Брош/Прош (написания в документах разнятся), к которому его относили армяне или он сам себя относил, я нашел в рыцарских королевствах, а именно в Иерусалимских ассизах. Я решил выделить эту тему в особое исследование, поскольку в ней требуется сделать слишком много допущений, а книга " Исраэл Ори. Ларец Пандоры " основана на документах понятного происхождения. Так вот, мое любопытство привело меня к тому, что род Брош – это на самом деле род Барух, именно так эта фамилия писалась в Иерусалимских ассизах и написана, например, на могиле знаменитого американского финансиста Бернарда Баруха. Представители рода Барухов как раз в те времена рубежа XVII-XVIII веков обретались в Пфальце, чей курфюрст Иоанн Вильгельм, вероятнее всего, и направил Исраэла Ори в Персию с целью получить там письма меликов. Курфюрст Пфальцский был чрезвычайно влиятельным человеком, братом жены императора Священной Римской Империи Леопольда II, при этом по сей день он остается весьма таинственной фигурой, о которой очень мало информации. Как можно увидеть в моей книге, Иоанн Вильгельм намеревался возложить на свою голову корону Армении. Прокуратор иезуитов в Персии падре Крусински писал, что Исраэл Ори, прибыв с посольством в Персию, пугал персидский двор тем, что намерен возродить королевство. О возрождении какого королевства может идти речь? Не очень близко, но в пределах досягаемости можно увидеть королевство Киликия, в котором и правили в свое время Барухи, Бороши или Броши, к которым относили Исраэла Ори.

http://ruskline.ru/opp/2020/03/20/pervuy...

489 Опис. Докум. и Дел. Арх. Св. Син. XI, 336, стр. 501. В доношении Св. Синоду от 2-го мая 1732 года о переименовании приказных в секретари и прибавке им жалованья митр. тобольский Антоний, между прочим, писал, что «звание приказных надзирателей дано им прежде бывшим архиереем схимонахом Феодором; а два дьяка бывали прежде за умножением дел, когда еще и Соль-Камская и Кунгур с уездами были ведомы в здешней, т. е. Тобольской епархии» (Опис. Док. и Дел. Арх. Св. Син. XI, 258). Из слов м. Антония видно, что «прежде» Соль-Камская и Кунгур (осн. в 1647 г.) принадлежали к Тобольской епархии. К какому времени нужно относить это «прежде», ответить мы затрудняемся. По крайней мере в конце XVII в. Соль-Камская, а с ней и Кунгур значатся в Вятской епархии, как видно из проектов открытия новых епархий на соборе 1681 – 1682 г. В это время Кунгур состоял в ведении Казанского Приказа; в начале XVIII и. в 1703 г. он был уже в ведении Сибирского Приказа, в 1719 г. и приписан к Вятской провинции, в 1724 году приписан к Соликамской провинции. По росписям городов по губерниям в 1708 и 1719 гг. Соль-Камская и Кунгур состояли в Сибирской губернии, обнимавшей собой, кроме Сибири, все Западное Приуралье с Великой Пермью и Вятской страной. Когда и долго-ли за это время Соль-Камская с Кунгуром и с их уездами принадлежали к Тобольской еиархии, сказать трудно. Можно думать, что зависимость Соли-Камской и Кунгура от тобольских архиереев была недолгой и чисто случайной при петровском делении России на губернии. В 20-х годах XVIII в. Соль-Камская и Кунгур, как известно, входили в состав Вятской епархии (Полн. Собр. Зак. Рос. Имп. IV, 2218, V, 3380; Русские епархии... I, стр. 305–307; 322. Опис. Док. и Д. Арх. Св. Син. X, 106, XI, 62; П. Семенов. Географический словарь... II, стр. 838–839). Нам не встречалось ни одного факта, который бы говорил за подведомственность Соли-Камской и Кунгура тобольским архиереям. Ни митр. Игнатий (Римский-Корсаков) в конце XVII в., ни митр. Филофей не бывали по эту сторону Урала при обзоре своих епархий и миссионерских путешествиях. Напр., м. Игнатий в 1695 г. объехал все Сибирское Приуралье, однако он не заехал в Соль-Камскую с Кунгуром. Он был в Тюмени с слободами, в Туринском остроге и в Верхотурье; из Тюмени он уехал на Устицу, а отсюда в Нижне-Ницынскую слободу (Сибирский Летописец. Тобольск. 1892 г.). Но с другой стороны не мог же выдумывать м. Антоний, говоря о бывшей зависимости Соли-Камской и Кунгура от Сибирского архиерея да еще писать об этом в Св. Синод. Напоминанием о Соли-Камской и Кунгуре не думал-ли он возвратить их в свою епархию вместо Илимска и Якутска. В своем донесении Синоду м. Антоний очень жаловался, что с разделением Сибири на две епархии Тобольская кафедра очень оскудела и доходов у нее стало мало.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Петр Акопов: «Почему Россия не требует возвращать свои подарки» 20.03.2021 16:32:49 Седьмая годовщина возвращения Крыма отмечалась в Москве большим концертом, перед началом которого выступил Владимир Путин. Было бы неудивительно, если бы президент ограничился просто поздравлением с праздником и напоминанием о том, что Крым является для России сакральным, " чрезвычайно важным для нашего сердца, души и веры " местом. Но, кроме этого, Путин в своей небольшой речи сформулировал главный принцип русской внешнеполитической программы, нашей геополитической концепции. Стоит привести полную цитату: " В 20-е годы прошлого века большевики, формируя Советский Союз, по каким-то причинам, непонятным до сих пор, передали значительные территории, геополитические пространства в адрес квазигосударственных образований. А потом, развалившись сами, развалив свою партию изнутри, развалив Советский Союз, привели к тому, что Россия утратила колоссальные территории и геополитические пространства. Но хочу сказать, что мы готовы жить в новых геополитических условиях. Более того, мы рассматриваем наших соседей не просто как соседей, близких по географии, мы рассматриваем народы этих стран как братские народы, готовы подставить им плечо и локоть, для того чтобы обеспечить развитие, двигаться дальше вместе, идти вперед, используя наши конкурентные возможности, а их достаточно. Но мы никогда не согласимся только с одним: чтобы кто-то позволил себе использовать щедрые подарки России для нанесения ущерба самой Российской Федерации. Надеюсь, это будет услышано " . Путин и раньше не раз говорил о том, что Крым и нынешний юго-восток Украины были переданы в ее состав в рамках единого Советского Союза без каких-либо оснований — но теперь проблема сформулирована шире и жестче. Речь идет вообще обо всех русских землях, которые были отрезаны в пользу советских республик в составе СССР. В результате историческая Россия после 1991 года понесла огромные потери — когда все республики, включая Российскую Федерацию, стали независимыми государствами. В территориальном смысле в Европе (и частично в Азии) государство оказалось отброшенным в XVII век — но это если смотреть на Российскую Федерацию как на конечный результат русской истории. Но Российская Федерации — это лишь эпизод нашего исторического пути, у нас только за последний век с небольшим сменилось три формы государственного устройства. Русский мир, русская цивилизация гораздо шире и глубже нашего сегодняшнего политического устройства — понимание этого объединяет большинство русских людей, в каком бы государстве они ни жили. Россия будет развиваться и меняться — восстанавливая мощь и силу русской цивилизации, русского мира, русского народа. И всех тех народов, что исторически оказались связаны с ним.

http://radonezh.ru/2021/03/20/petr-akopo...

451 Афремов. Историческое обозрение Тульской губернии, стр. 49. ср. Чт. Моск. Общ. Ист. и Др. Р. 1894 г. III, 20–21. Место, где стоял освященный епископом Варлаамом Петропавловский храм, названо крутицами по крутизне холма, на котором и теперь можно видеть существующий храм только в возобновленном виде. Обтекающие его ручьи на севере Сара, с юга Подон остались всегдашним воспоминанием пребывания там сарских и подонских владык. (Иеромонах Леонид. Истории церкви в пределах нынешней Калужской губ. и епархии. Изд. 1876 г. стр. 56–57. То же самое только под иным заглавием напечатано в Чт. Моск. Общ. Истор. Др. Рос. 1862 г. кн. II). 452 Истор. Рос. иерархии, I, 234. Переход сарских владык на крутицы объясняют ослаблением ханского могущества и распадением Золотой Орды, чем архиереи и воспользовались, чтоб уйти от своих слабых патронов (Чт. Общ. Ист. и Др. 1894 г. III, 8; иером. Леонид. Ист. Цер. в пред. нын. Калужск. губ. и епархии, стр. 56–57). Нельзя не согласиться, что слабость Орды способствовала переходу, но причина перехода, кажется, скрывалась в давнишнем желании сарских владык оставить епархию с пустынной территорией, без церквей и без средств, особенно после того, кок им запрещено вступаться в Червленный Яр. 453 М. Платон. Краткая Церк. Истор. I, 133, 344. Перешедшие на крутицы сарские епископы Прохор (1471–1492), и Силуан (1493–1496) назывались еще подрельскими и крутицкими (Карамзин. Истор. Госуд. Рос. VI. прим. 219, 326). Такое название объясняют различно. Одни «подрельский» производят от слова ре(е)ль, означающего возвышенную полосу, гребень, пойму, которая не заливается разливом реки. Таков был край, занимавший пространство между Волгой и Днепром, составлявший епархию сарских владык. Отсюда его можно назвать поре(е)льем или подре(е)льем. (Чтен. общ. истор. и древ. рос. 1894 г. кн. III, 6). Другие объясняют проще – от «рели» качели. Вероятно, на крутицах устраивали качели (Афремов. Истор. обозрение Тульской губ... стр. 50). Последнее объяснение очень правдоподобно. В старой Руси был обычай за городом устраивать качели. Впрочем, к московским крутицам приложимо и слово «рель» – возвышенная полоса, гребень, которую обтекали ручьи, и которая никогда не заливалась водой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Труды: Послание Ивану Шигоне Поджогину (1533)//Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией: в 5 т. СПб., 1841–1842, т. 1, 294. Послание новгородскому архиепископу Макарию по поводу его приезда в Москву (январь 1535)//Дополнение к Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссией: в 12 г. СПб., 1846–1875. СПб., 1846, т. 1, 30. Грамота боярину В.Г. Морозову о холмогорских попах (около 1542)//Древняя российская вивлиофика, содержащая в себе: собрание древностей российских, до истории, географии и генеалогии российских касающихся: в 20 т. Изд. 2. М. 1788–1791. Послание во Псков (1542–1551) не опубликовано (ГПБ. Соф. собр., 1480). Грамота в Корелу (15 января 1543)//Дополнение к Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссией: в 12 т. СПб., 1846–1875, т. 1, 32. Повольная грамота к митрополиту Макарию об избрании ростовского архиепископа Алексия (22 февраля 1543)//Дополнение к Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссией: в 12 т. СПб., 1846– 1875, т. 1, 34. Грамота в Псково-Печерский монастырь об иноке Савватии (24 февраля 1543)//Дополнение к Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссией: в 12 т. СПб., 1846–1875, т. 1, 35. Грамота в Устюжну Железопольскую (август 1545)//Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией. СПб., 1841, т. 1, 298. Утешительное послание князю Андрею Дмитриевичу Ростовскому (сентябрь 1545) не опубликовано (ГПБ, Q. XVII. 50: 10–12). Три послания царю Ивану IV по случаю Казанского похода (1545–1546)//Дополнение к Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссией: в 12 т. СПб., 1846–1875, т. 1, 37, I; Древняя российская вивлиофика, содержащая в себе: собрание древностей российских, до истории, географии и генеалогии российских касающихся: в 20 т. Изд. 2. М. 1788–1791; Дополнение к Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссией: в 12 т. СПб., 1846–1875, т. 1, 37, II. Грамота царю Ивану IV по поводу венчания на царство (до 16 января 1547)//Дополнение к Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссией: в 12 т. СПб., 1846–1875, т. 1, 38.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

II. Пределы обширных северо-восточных епархий совсем не сократились от прибавления одной епархии в областях, вновь присоединенных от Польши. Но было заметно, что территориальное устройство их не могло оставаться в том виде, в котором его застает вторая половина XVII в. По отношению к патриаршей области это был период высшего её развития. С половины XVII в. начинается постепенное уменьшение обширнейшей епархии патриарха. Об остальных епархиях, правда не всех, необходимо заметить, что они были тоже слишком велики для того, чтобы еще увеличиваться. Дальнейшее увеличение их пределов вело лишь к большим нестроениям и без того сильно расшатавшейся по своему административному и религиозно-бытовому строю жизни русской церкви. Увеличиваясь в своем объеме, патриаршая епархия в половине XVII в. раскинулась на протяжение нынешних 20 губерний и заключала в себе около 4000 церквей, а с приделами и часовнями больше 603 . Многие церкви её, расположенные на окраинах, отстояли от центра епархиального патриаршего управления – Москвы на 800 и даже на 1300 верст 604 . Поэтому, не только нет ни малейшего преувеличения, даже не все сказано в челобитной, поданной при патр. Никоне, «что патриаршая область огромна, иныя места верст на 800 от Москвы» 605 . Обширность патриаршей епархии слишком вредно отзывалась на положении духовенства, управлении, судопроизводстве, благочинии и вообще церковных порядках. Совмещение в лице патриарха разнообразных и многосложных обязанностей епархиального архиерея, правителя всей русской церкви, богатого вотчинника 606 и государственного деятеля 607 – отнимало у него всякую возможность лично управлять епархией. Патриарху по необходимости приходилось обращаться к помощи посторонних и иметь у себя многочисленный класс светских чиновников. Последние, прикрываясь патриаршим именем, позволяли себе много злоупотреблений. При тягловом положении приходского духовенства и бесцеремонном обращении с ним епархиальной администрации, недоступность епархиального архиерея особенно тяжела и унизительна была для низшего клира и церковных причтов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010