668 Иером. Иоасаф. Церков.-истор. опис. суздальских достопамятностей, стр. 32. Строев. Списки иерархов, стр. 656.... У Амвросия титулы суздальских владык перепутаны...., «и юрьевскими» они называются с 1654 года (Истор. Рос. Иерархии I, 179 стр.), когда Юрьев не принадлежаль суздальской кафедре. 669 Г. И. Перетяткович. Поволжье в XVII–XVIII в. стр. 75, 234–236. Пенза явилась немного ранее 1666 г. (П. Семенов – геогр.-ст. словарь, IV, 9), Инсар до 1671 г. (там же II, 340, ср. Неволин VI, 54), Керенск ок. 1683 г. (там же, II, 571), Саранск ок. 1680 (там же, IV, 466). Корсунь на р. Барыше и Корсунке между 1648–1654 г. (там же II, 522); у Неволина в 1691 г. (?). От Корсуня (Корсунова) нужно отличать Корсун Малый (Погорелое) на р. Корсунке в 12 в. к ю.-з. от города. Этот Корсун тоже Симбир. губ. основан в пол. XVII в. (там же, II, 523). 670 Арх. М. Юст. Патр. Каз. Пр. кн. 74 (1672 г.), л.л. 626–657. По кн. 71 (1671 г.), л.л. 581–586, 593–597, 602–603 значатся те же города, кроме Пензы. Число церквей по некоторым городам значительно разнится, напр. в Корсуне за 1671 г. (кн. 71, л. 595) показана одна церковь , а за 1672 г. (кн. 74, л.л. 550–551) – семь церквей. Впрочем, рядом с Корсунью стоял Малый Корсунь, поэтому количество 7, кажется, обозначает количество церквей двух городов. Увеличение церквей не везде одинаково; в Пензе, напр., в 1672 г. насчитано 5 церквей (кн. 74, л. 651), через 4 года в 1676 г. лишь на одну больше – 6 церквей (кн. 87, л.л. 643–644); и в старых городах заметно увеличение церквей – в Верхнем Ломове к 1656 г. было 2 церкви (кн. 39, л. 503), в 1672 г. – 9 церквей (кн. 74, л.л. 337–338), в Нижнем Ломове вместо 10 явилось 18 церквей (Ср. кн. 39, л.л. 504–505, кн. 74, л.л. 633–635). Одновременно с постройкой церквей и колонизацией края возникали монастыри. В половине XVII к. в русском народе всюду жило старинное убеждение, что смерть в монашеской рясе, надетой перед смертью, верный путь ко спасению. Патриарху Никону краснослободские усердники Андрюшка Агапитов с товарищами подали челобитную и выхлопотали разрешение построить монастырь-пустынь, чтобы было где постригать в монашество умирающих, кто пожелает. Так возникла Спасская пустынь, известная ныне под именем Спасопреображенского монастыря Краснослободск. уезда Пензенской епархии. (Пензенские епарх. ведом. 1883 г. Неофиц. 3, стр. 20–22). При тогдашней архитектуре и убранстве сельских церквей построить церковь ничего не стоило. Простой деревянный сруб, крытый дранью, а то и соломой, кое-как сколоченный иконостас с «деисусом» и навешанными на него образами самой нехудожественной работы, выбойчатая завеса, такие же ризы и облачения на престол и жертвенник, оловянные, а пожалуй, деревянные сосуды – вот и все принадлежности приходского храма. Чит. писцовые-переписные книги церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

491 Архимандрит свияжского Богородицкого монастыря Антоний после 1663 г. жил в вязниковском Благовещенском монастыре (РГАДА. Госархив. Разряд 27. On. 1. Д. 259. Л. 11; см.: Строев П. М. Указ. соч. Стб. 292). Архимандрит рязанского Спасо-Преображенского монастыря Герасим в конце 30-х годов XVII в. жил в даниловском Троицком монастыре. См.: Строев П. М. Указ. соч. Стб. 419; Ярославские губ. вед. 1890. 12, часть неофициальная, отд. 3. С. 11. 492 Строев П. М. Указ. соч. Стб. 146; список с грамоты приводит Иван Шушерин (ГИМ. Собр. Воскресенского монастыря. 129); упоминает грамоту архимандрит Леонид (ЧОИДР. 1874. Кн. 3, отд. I. С. 6, примеч.). 495 ГИМ. Син. собр. 597. Сборник поучений – автограф Епифания Славинец- кого: рукопись конца 50-х – начала 60-х годов XVII в. (филигрань «голова шута» плохо плохо просматривается) на 131 л., в 4°. В тексте правка рукою Епифания и его же вставки на эллино-греческом языке. См.: Горский А. В., Нево- струев К. И. Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. М., 1862. Отд. 2. Прибавл. С. 199, 247. Упом.: Елеонская А. С. Человек и Вселенная в ораторской прозе Епифания Славинцкого//Развитие барокко и зарождение классицизма в России XVII – начала XVIII в./Отв. ред. А. Н. Робинсон. М., 1989. С. 201–220. 498 РГБ. Ф. 310 (Собр. Ундольского). 1119. Л. 11 об., 15 об., 17. Рукопись в 4°, 1688 г., на 43 л., без начала; на л. 43 запись: «Списано в монастыре Воскресенском лета 7196-го месяца июня в 20 день. Верно». На л. 9 киноварные инициалы с растительным орнаментом. На л. 18 нижнего поля почерком XVIII в.: «императорского величества». Об авторстве архимандрита Никанора свидетельствует текст на л. 17: «Аз же архимандрит Никанор слышах от уст того Леонтия митрополита». Никанор управлял монастырем в 1685–1698 гг. (Строев П. М. Указ. соч. Стб. 146). 499 Досифей (Немчинов), архим. Географическое, историческое и статистическое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря и других подведомых сей обители монастырей, скитов, приходских церквей и подворьев. С присовокуплением многих царских, патриарших… грамот, относящихся к истории сего монастыря. М., 1836. Ч. III. С. 263–267. В публикации отсутствуют археографическое описание, датировка, комментарий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

XII. Архангелогородская епархия 1. Антониев Сийской. мужской 6 каменн. церк., 7 прест., 3 дерев., 3 прест. В Двинском уезде, при озере Михайлове, на речке Сии. 2. Архангельский Двинской. мужской 3 церк., 3 прест. По Двине реке, от г. Архангельского 2 в. 3. Богословский. мужской 2 церк., 4 прест. Важеского уезда, при р. Ваге от г. Ваги, именуемаго Шенкурска 15 в., от г. Архангельска 400 в. 4. Верхопаденгская Николаевская пустынь. мужская 2 церк., 2 прест. Важеского уезда, при речке Паденге, от г. Ваги, именуемаго Шенкурска, 60 в. 5. Верхопежемская пустынь. мужская 2 церк., 3 прест. При речке Пежеме, Важеск. уезда, от Верховажского посада 40 в. 6. Веркольский. мужской 3 церк., 3 прест. В Кеврольском уезде, от Архангельска 300 в. 7. Дружинина пустынь. мужская 1 церк., 2 прест. Важеск. уезда, Кокшенгской четверти, при речке Кокшанге, оте Шенкурска 200 в. 8. Кандалажский. мужской 1 церк., 1 прест. Кольского уезда, при губе морской Кандалажской, от г. Архангельского в 1000 в. 9. Красногорский. мужской 1 каменн. церк., 1 прест., 2 деревянных, 2 прест. В Двинск. уезде, в Волокопенежской десятине, по Пенеге реке, на месте, именуемом на Красной горе, от Холмогор. в 90 в. 10. Маркушевский. мужской 2 церк., 3 прест. Важеского уезда, при р. Маркуше, от г. Ваги, именуемаго Шенкурско, 230 в. 11. Макарьевская пустынь. мужская 1 церк., 2 прест. Важеск. уезда, при озере Мое, от г. Ваги 16 в. 12. Николаевский Корельский. мужской 2 каменн. церк., 3 прест., 2 деревянных, 2 прест. В Двинском уезде, на устье Двины, при Окияне море, от Архангельска в 30 в. 13. Печенгская пустынь. мужской 2 церк., 3 прест. В Важеск. уезде, при р. Печенге, от г. Шенкурска 20 в. 14. Пертоминская пустынь. мужская 1 каменн. церк., 1 прест., 1 дерев., 2 прест. В Двинском уезде, подле Окияна моря, при Унских рогах, от г. Архангельского во 100 в. 15. Соловецкий. мужской 5 каменн. церк., 13 прест., за монастырем 1 дерев. церк., 1 прест. Во отоце Окияна моря, на острову, от г. Архангельского морем в 300 в. 16. Севтренской.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

8 Деян. 8:26-39 (ст. 37 отсутствует в древнейших рукописях); ср. Деян. 21:8 . 9 Слово кандакия есть не имя, как иногда думают, а титул Аксумской Царицы-матери ( Страбон . География, XVII, 1, 54). 10 Ис. 53:7-8 . Текст Ис. приводится в Деян по Септуагинте. 11 Ис. 41:8-9 ; 43:10 ; 44:1-2 , 21 ; 45:4 ; 48:20 ; 49:3 . См.: А. Мень Вестники Царства Божия, гл. 17. 12 Дан. 7:13-18 . Собирательный образ (или «корпоративная личность») нередко встречается в Ветхом Завете. 13 См.: А.К. Волнин . Мессия по изображению пророка Исайи. Киев, 1908, с. 332 сл.; Shurer . Op. cit., v. 2, p. 547. 14 Втор. 23:1 . Это правило позднее вызвало оппозицию; см.: Ис. 56:3 . 15 Ириней . Против ересей, III, 2, 9. Однако первые письменные свидетельства о христианстве в Эфиопии относятся лишь к IV beky. 16 Деян. 9:32-11, 18 . 17 Рассказ о видении повторен в Деян дважды, как обычно поступает Лука, когда хочет подчеркнуть важность события. В символике видения примечательны две черты. Материя привязана за четыре угла (четыре — символ вселенскости, розы ветров); Петру предлагается не просто «трефная» (недозволенная) пища, а «четвероногие и пресмыкающиеся земные и птицы небесные», которые у пророков нередко означали языческие страны (ср.: Дан. 7-8 ). 18 Деян. 12:19-20 . 19 См.: Т. Моммзен . История Рима. T. V. Провинции от Цезаря до Диоклетиана. М., 1945, с. 408 сл. 20 И. Флавий . Иуд. война, VII, 3, 3. Деян 8 Деян 21 Ис 41 Ис 43 Ис 44 Ис 45 Ис 48 Ис 49 Ис 53 Ис 56 Деян 7 Втор 23 Деян 9 Деян 10 Деян 11 Дан 7 Ин 12 Антиохия 43-46 годы Варнава призывает Павла в Сирию Еще раньше, когда Иосиф Варнава жил на Кипре, он, вероятно, бывал в Тарсе и даже мог знать семью Павла. Теперь, придя в этот город, левит легко нашел его и предложил отправиться с ним в Сирию. Тарсянин, должно быть, воспринял такое предложение как призыв свыше. Не имея успеха на родине, он давно томился по иному поприщу. Поэтому он без колебаний дал согласие, и вскоре Антиохийская церковь уже приветствовала своего нового члена. От иерусалимлян о Савле там слышали много удивительного и противоречивого. Его прихода ждали с волнением, к которому примешивалось любопытство. Однако при первом знакомстве Тарсянин едва ли мог произвести внушительное впечатление, особенно рядом с Варнавой. Иосиф был высоким осанистым человеком со спокойно-величавой манерой держаться; язычники находили в его наружности сходство с Зевсом; малорослый же Савл, экспансивный и резкий, выглядел скорее невзрачно со своими сросшимися бровями и крупным горбатым носом. К тому же, хотя ему было немногим больше тридцати, он уже облысел, а в бороде мелькала седина. Только серые глаза таили какую-то притягательную силу  1 .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Общий состав и пределы Киевской епархии за это время можно представить по названиям протопопий и наместничеств, на которые делилась Киевская епархия в церковно-административном отношении. Число и название их в конце XVII и начале XVIII в. (с 1685 по 1722 г.) говорят о довольной устойчивости территории Киевской епархии, обнимавшей за это время обширное пространство по обеим сторонам р. Днепра: по левой – на север от Козельца, Нежина, Батурина и Глухова все церкви малороссийских полков до Запорожской Сечи, служившей южной границей Киевской епархии, а по правой стороне Днепра – от Слутчизны и Мозирщины на север до южных пределов Киевской и Подольской Украины, причем часть этой правой (Заднепровской) половины Киевской епархии составляла уже, так называемую, заграничную епархию митрополита. 866 Непостоянство киевской епархиальной территории в конце XVII и начале XVIII в. отмечалось только на границе её с Черниговской епархией – в области Глуховской, Конотопской и Борзенской протопопий, переходивших то в Черниговскую, то в Киевскую епархии. Как известно, по листу Киевского митрополита Дионисия Балобана 20 ноября 1658 г. они в числе других протопопий (Черниговской, Менской, Новгородсеверской и Стародубской) вошли в состав восстановленной Черниговской епархии. Вскоре по вступлении на Киевскую митрополию, м. Гедеон, отняв у черниговского архиерея Лазаря Барановича титул архиепископа, пытался возвратить в Киевскую епархию три названные протопопии. Но 24 июня 1688 года московские великие государи, по просьбе самого Лазаря Барановича, возвратили ему титул архиепископа, утвердили за ним три спорные протопопий и подчинили его непосредственно московскому патриарху. Протопопии – Барзенская, Глуховская и Конотопская после того недолго оставались за Черниговской епархией. По челобитью преемника митр. Гедеона Варлаама (Ясинского) и по настольной царской грамоте ему в 1691 г. они снова перечислены в Киевскую митрополию-епархию на том основании, что эти протопопии никогда не принадлежали Черниговской архиепископии и отданы были в 1658 г. м. Дионисием (Балобаном) «мимо древнего поведения». 867 Царская грамота, однако, не прекратила пререканий между киевским и черниговским владыками из-за трех протопопий. Пререкания прекратились только с кончиной архиепископа Лазаря Барановича (3 сентября 1693 года). Тем не менее в настольной царской грамоте (в 1709 г.) киевскому митрополиту Иоасафу Кроковскому (15 августа 1708 г. – 1 июля 1718 г.), преемнику м. Варлаама. († 22 августа 1707 г.), пришлось вновь подтвердить, чтобы, протопопиям: Глуховской. Конотопской и Барзенской «быть по-прежнему, как исстари бывало, при митрополии Киевской, а к Черниговской епархии впредь им не быть». 868 II

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Поселившись на родине, В.И. всю служебную свою жизнь посвятил служению ей. Род этого служения указан был ему самой должностью, это – газетное дело. Под двойным влиянием обязанностей службы и любви к родине развилась в нем любовь к истории местного края; но литературная деятельность его началась еще до перехода в Ярославль: в Отечественных записках 1851 г. поместил он «Истукан Святовида, найденный в Подолии» 7) и «О солнечном затмении в Варшаве 12). Состоя членом нескольких ученых обществ и сотрудничая в нескольких столичных изданиях, Лествицын главным образом помещал свои исследования и заметки в местных губернских и епархиальных ведомостях. Из множества помещенного им в «губ. ведомостях», в которых печатались им и разные акты, грамоты и документы, упомянем: «Об отце Киевского князя Святослава I» (1854, 39); «Древняя география» (40); «Курганы близ села Елохова» (1855, 15); «Об устройстве железной дороги от Рыбинска к Волочку» (1857, 1); «О беглых Ярославской губернии по 8 и 9 народным переписям (15); «О поземельном кредите» (19); «Раскопки Семеновской башни и Власьевского кладбища» (1864, 29); «О древнейшей церкви в Ярославле» (37); «О новом издании русского Евангелия» (1865, 2); «Описание Сменцовской волости» (1866, 8); «Об изразцах с картинами в ограде Воздвиженской церкви в Ярославле» (18); «Столетие Карамзина» (1867, 46); «Романовский раскольник И.М. Белоногов» (1868, 20); «Туерство, Рыбинская дорога, местность Ярославской дороги» (33); «Ярославский род Архаровых» (40, 42, 47, 52); «Место побоища на Сити» (41); «Деревянная старина» (44); «Крестьянин Телушкин» (1869, 2); «Сказание о Чеполосове» (4); «Село Колокша» (6); «Биографический очерк Ф.И. Слепушкина» (31); «Из эпохи Шуйского» (49); «Русские граверы» (1870, 29); «Из жизни Ф.Г. Волкова» (30, 31); «Село Богоявленское на острову Романо-Борисоглебского уезда» (1372, 1–3, 9); «Даниловский соляной завод, под Романовым в XVII веке» (9); «Начало кожевенных заводов на Яновом поле в Угличе» (15); «Ссылал ли Борис Годунов Угличан в Пелым» (17); «Кустарная промышленность и ручной труд в Ярославской губернии» (48); «Ярославские богадельни в XVII и XVIII веках» (1873, 2, 4, 6); «К истории Петра Великого» (26); «Воеводы в Ярославце, Угличе и Романо-Борисоглебске с 1672 по 1712 г.» (37); Югская пустынь (51, 52, 55, 57, 59); «О камертонах свящ. Израилева» (1875, 68).

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/ocherk...

Вмч. Димитрий Солунский. Фреска из ц. свт. Николая в Мелнике. Кон. XII — нач. XIII в. (НИМ(С)) Вмч. Димитрий Солунский. Фреска из ц. свт. Николая в Мелнике. Кон. XII — нач. XIII в. (НИМ(С)) Вмч. Димитрий и мч. Нестор Солунские. Икона. 2-я пол. XVII в. (ризница мон-ря Хиландар на Афоне) Вмч. Димитрий и мч. Нестор Солунские. Икона. 2-я пол. XVII в. (ризница мон-ря Хиландар на Афоне) Это чудо выделяется в Собрании II и по языку и по содержанию.Скорее всего оно принадлежит др. автору и вошло в состав Собрания II позже. Кроме парижской рукописи оно сохранилось отдельно в афонской рукописи XII в. (Ath. Esph. 44). В нем нет эпитетов, употреблявшихся при упоминании города и Д. С., как в предыдущих текстах, и это может указывать на то, что автор не видел лично ни Фессалоники, ни храма. В рассказе нет указаний, позволяющих отнести его к определенному времени, поэтому чудо датируется в пределах VII в. (Свод, II 211). Оно содержит важное свидетельство о распространении почитания Д. С. на визант. провинцию в Африке - Бизацену, правда, в др. источниках существование там храма Д. С. не зафиксировано. Если до этого рассказа чудеса совершались мучеником в городе или для города, то на этот раз география его чудотворений значительно расширилась. Хронологически Собрание II делится на 2 части, в 1-й события происходят в 10-20-х гг. VII в., а во 2-й - в 80-х гг. VII в. В 1-й ч. (Чудеса 1-3) речь идет о событиях времен архиеп. Иоанна, автора Собрания I. Она, видимо, составлена на основе письменных источников ( Lemerle. 1981. T. 2. P. 84). 2-я ч. (Чудеса 4-5) написана неизвестным автором - очевидцем происходившего. Только условно к Собранию II можно отнести Чудо 6, к-рое могло быть присоединено к нему составителем парижской рукописи XII в. (Ibid. P. 169). В целом Собрание II отличается богатством фактического материала и точностью свидетельств, что сближает его с историческими трудами визант. авторов, такими как «Монемвасийская хроника» или рассказ об осаде славянами г. Патры в трактате «Об управлении империей» имп. Константина VII Багрянородного. Лемерль называет Собрание II «городской хроникой» (Ibid. P. 174). Автор подходит к описанию чудес более формально, возможно, потому, что почитание великомученика было широко распространено и не нуждалось в поддержке. Вероятно, по той же причине Собрание II сохранилось в единственной рукописи, уникальной по отношению к димитриевской рукописной традиции. Она содержит только тексты, посвященные Д. С. (кроме чудес, Passio altera, гомилии имп. Льва VI, энкомии архиепископов Фессалоникийских Иоанна и Иосифа), и была написана, видимо, в Фессалонике как первая попытка создать Corpus Demetrianum ( Lemerle. 1979. Т. 1. P. 34-35).

http://pravenc.ru/text/Димитрий ...

Из самого общего обзора территории Суздальской епархии видно, что она в половине XVII в была довольно обширна и крайне разбросана. Северный город Шуя находился в среднем течении р. Тезы – левого притока Клязьмы, юго-западные города, расположенные в бассейне верхнего течения р. Оки, выше города Коломны, лежали – Таруса, при впадении р. Тарусы в Оку, Оболенск несколько севернее на р. Протве, Калуга при р. Оке и Яченке, еще севернее Малый Ярославец. Все города стояли по левую сторону Оки, и только смесный Алексин заходил на правой берег. После обмена городами и областями с патриархом у суздальской кафедры, как значится в ведомости о богаделенном сборе за 1679 год, осталось 402 церкви 552 . В это число поступило 85 церквей Юрьево-Польской десятины и 20 церквей Суздальского уезда – всего 105 церквей 553 ; следовательно, до обмена городами суздальских и шуйских церквей было 297. Вместо 105 церквей Стефан отдал значительно больше. Он отдал в Калуге с уездом 30 церквей и два безданных монастыря Рождества Христова и чудотворца Лаврентия; в Мало-Ярославецком уезде – 32 церкви, в г. Оболенске – 2 церкви, в уезде – 18 церквей; Тарусу с 23 церквами, Алексинского уезда – 32 церкви, Тульского – 12 церквей, Медынского – 3 церкви, всего 156 церквей 554 . Стало быть, до обмена в начале второй половины XVII к. в Суздальской епархии насчитывалось около 450 церквей. Города Крутицкой митрополии, Коломенской епископии и отчасти Суздальской епархии в совокупности по своему географическому положению врезались с запада в епархию патриарха и отделяли центральный пункт патриаршего управления – Москву от новых, все увеличивающихся пределов его области на юге. Среди городов Крутицкой, Коломенской и Суздальской епархий затеривались патриаршие города Серпухов, Алексин, Мосальск и некоторые другие. Понятно, что подобное явление не могло не затруднять патриаршего епархиального управления. Неудобства были слишком ясны. Помимо этого, существование в Москве двух самостоятельных архиерейских кафедр – патриаршей и крутицкой, будучи явлением антиканоническим, не всегда было приятно патриархам. Крутицкие митрополиты, пользуясь привилегией блюстителей патриаршего престола и близостью к царям, при случае завладевали тем, что по праву принадлежало патриарху. Они приписали к своей кафедре в Москве два монастыря – Даниловский и Покровский, и также московскую загородную десятину от Звенигородской по Боровскую дорогу 555 . Как бы соревнуя с патриархом, сарайские владыки могли встать и действительно становились к нему во враждебные отношения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В VI в. монах Дионисий Малый сделал расчеты, согласно которым Рождество приходилось на 754 г. от основания Рима. Эта дата и принята для установления «новой эры». Однако дальнейшие исследования показали, что Дионисий ошибся на несколько лет. Согласно Мф 2:1 ; Лк 1:5 Иисус родился незадолго до смерти Ирода Великого. Между тем астрономические вычисления показали, что затмение луны, имевшее место перед смертью этого царя, произошло в марте 4 г. до н.э. В Ин 2:20 противники Иисуса говорят Ему, что Храм строился 46 лет. Начало же его перестройки относится к 20 г. до н.э. Следовательно, эти слова могли быть сказаны не ранее 26-27 гг. н.э. Лк ( 3:23 ) говорит, что в это время Иисусу было «лет тридцать», а император Тиберий правил уже 15 лет ( 3:1 ). Согласно восточному счету 15 год Тиберия падал на промежуток между осенью 27 г. и осенью 28 г. По Лк 3:2 в 15 год Тиберия тетрархом Авилы, или Авилинеи, был Лисаний. Этого правителя Штраус и другие критики спутали с другим Лисанием, современником Ирода Великого. Лк же имеет в виду Лисания, правившего при Тиберии (см.: Флавий И. Арх. XIX,5,1). Надпись, найденная Р.Пококком, свидетельствует, что он был тетрархом между 14 и 29 годами. Все эти косвенные данные приводят историков к выводу, что Иисус родился ок.7-6 г. до н.э. 5 Лк 2:22 сл. Слова «падение и восстание» указывают на тех, кто примет или отвергнет Мессию. «Знамение пререкаемое» означает чудо, явление, которое вызовет пререкания и споры. 6 Флавий И. Арх. XVII, 7-13. Лк 1:5 Лк 2:1-39 Мф 2:1-23 Глава вторая. Назарет 3 г. до н.э. — 27 г. н.э. Когда известие о смерти Ирода достигло Египта, плотник Иосиф, надеясь, что опасность миновала, стал собираться на родину. Но он боялся преследований со стороны Архелая и не вернулся в Вифлеем. Он предпочел переселиться на Север, в небольшой городок Назарет, где еще прежде жил с Марией. В те времена Галилея была густонаселенной областью, а географическое положение делало ее открытой всем ветрам мира. «Тут были вблизи Финикия, Сирия, Аравия, Вавилон и Египет.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

По договоренности Патриархов Кирилл признавался единственным Антиохийским Первосвятителем. Афанасий отдавал ему все имевшиеся у него султанские фирманы и терял право на патриаршество до конца жизни Кирилла. Взамен экс-патриарх получал в кормление епархию Халеба с городами Идлиб и Килиз, сохранял титул «бывший Патриарх Антиохийский», а его имя должно было по-прежнему поминаться на богослужении. Похоже, власть Афанасия в пределах Халебской митрополии была полностью автономной от престола в Дамаске, т. е. произошло разделение Антиохийского Патриархата на 2 самостоятельные единицы. Кирилл брал на себя выплату долгов своего соперника на сумму 30 (в некоторых версиях – 13) тыс. киршей. Наконец, по смерти одного из участников соглашения, второй наследовал его сферу влияния и, таким образом, объединял земли Патриархата. Примирение состоялось 20 октября 1694 Компромисс Патриархов приняли не все. В Антиохийской Церкви обозначился третий центр силы. Это были митрополиты, ориентировавшиеся на Евфимия Сайфи. Сам Евфимий во время противоборства Кирилла–Афанасия сохранял нейтралитет. Теперь его сторонники, 4 архиерея, посчитали мирное соглашение Патриархов неканоничным и предложили низложить их обоих и выбрать новым Патриархом Евфимия. Группировка Евфимия Сайфи до крайности повторяет географическую конфигурацию 20-летней давности, объединившую сторонников Неофита. Это были Сильвестр Даххан, митрополит Бейрутский, Григорий, митрополит Баальбека, Игнатий, бывший диакон Неофита ас-Сакизи, митрополит Латакии, и Макарий Те же, что и 20 лет назад, прибрежные епархии, за исключением Баальбекской, занятой, впрочем, выходцем из Сайды (см. выше), человеком, близким в Евфимию. Демарш митрополитов, однако, успеха не имел. Не исключено, что проект избрания Евфимия был утопичен изначально – сирийские христиане и так обеднели и устали от смуты, третьего Патриарха они бы не потянули. Самое удивительное в истории примирения Патриархов – это как на него отреагировал Рим, точнее, с каким опозданием отреагировал. В Конгрегации пропаганды узнали об отречении Афанасия только через 3 года. Трудно понять, как такое возможно. Даже если сам Афанасий не торопился информировать о происшедшем западных дипломатов и миссионеров, сами они, как видно, тоже не очень внимательно следили за сирийскими церковными делами. Наконец, Конгрегация пропаганды рассмотрела вопрос отречения Афанасия на заседании 17 февраля 1698 г. Его отказ от борьбы за престол был назван малодушием и чуть ли не изменой делу католицизма. Рим аннулировал соглашение двух Патриархов и настаивал, что Афанасий является законным предстоятелем Антиохийской Тот прислал в Ватикан грамоту с извинениями и оправданиями: «Оставил я апостольский престол против воли, побежденный от руки врага Однако от дальнейшей борьбы Афанасий отказался, осознавая недостаток сил и разочаровавшись в своих католических союзниках.

http://sedmitza.ru/lib/text/6346329/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010