18в. II, 154. 19. III, 2, 4; IV, 32, 4; V, 12, 3; VI, 26, 6. 20е. 6. 22б. 24. I, 15, 71. 26. I, 27d; XIV, 653а. 28. LIV, 9, 8. 29б. XVI, 5. 31б. IV, 17; 18. 37a. 41 (здесь=язычники). 44. II, 4; 20; 41. 45. IIΙ, 4; 11. 46. 47a. I, 20, 9. 49. II, 45. См. также Греция. Элмодад (=Алмодад или Елмодад) – 34а. § 17б (λμωδδ) – сын Иектана, от него происходят инды (см.: Бытие. Х, 26 ; он родоначальник одного из племен в Южной Аравии); т. е. это не инды Индии (см. Индия). Эмбисар – 7. XVII, 87, 2; 3 – см. Абисар. Эмболима или Эмболимы – 17а. IV, 28, 7 (μβλιμα – Эмболимы?). 23. VII, 1, 57 (Р: μβλιμα – Эмболима?; Η: μβλιμα – Эмболимы?) – город между крепостью Аорн и западным берегом Инда, к северу от впадения нын. реки Кабул в Инд (33°55», 72°20»). Об этом же городе «Экболимы» (Ecbolima) упоминает Курций 12, 1). У Птолемея 23) Эмболима указана в числе городов Индоскифии вдоль самой реки (на западе от Инда). У Арриана 17а) и Курция описываются военные действия Александра Македонского между Аорном и берегом Инда (у Арриана Эмболимы – на расстоянии одного дня пути от Аорна; у Курция не очень ясно – он указывает 16 дневных переходов до берега Инда). Некоторые, производя это название от греческого глагола μβλλειν, «впадать», предполагают, что город находился при впадении реки Кабул в Инд. Другие, исходя из идентификации Аорна (как нын. крепость Rngarh; сейчас нет такого названия; см. Аорн), локализуют его около нын. деревень Ambar (созвучное название? Сейчас, как кажется, в этом ареале нет такого пункта) и Ohind (34°03», 72°29», у правого берега Инда, к северо-востоку от Пешавара). Однако некоторые эту локализацию не считают надежной. Идентифицируется еще как нын. Amb (Амб, 34°20», 72°53», на обоих берегах Инда, на самом северо-востоке Пакистана). Эмер – 39. 10 (Emer) – соответствует Иемеру (см.) в 41; народ после страны эвилтов до страны Неб (в Индии?). Полагают, что это искаженная передача (Dhimur) в источнике и что это чтение должно соответствовать названию Димирика=Лимирика, димуры, у Равеннского географа читается: India Dimirica Evilat; это обозначение всего треугольного полуострова Дахинабад (тогда как обычно Лимирика – область на западе Индии). В трех итинерариях для древневавилонского времени содержатся маршруты от Sippar до Emar. Сиппар–древний город в нижней Месопотамии, на северо-востоке Вавилонии, у реки Евфрат, в нын. Ираке, в 20 милях к юго-западу от Багдада (33°18», 44°22»). Эмар (или Имар) – древний город Сирии, у среднего течения Евфрата (открыт раскопками; древний город относится ко второй половине II тыс., до н. э.); был важным пунктом на древнем торговом пути. Но, как, видно, этот Эмар не имеет отношения к Индии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(Акт. Юрид. 369). В 1676 г. было поднесено от вологодского софийского собора царскому семейству патриарху и другим, не исключая дьяков и царского духовника, 29 икон, но, кажется, поздно. (Там же, 375). В те стародавние времена любили подносы. Сам царь благодарил того-же Симона в 1671 г. за присланные к царскому обиходу рыжики (Доп. Акт. Истор. VI, 27). 725 Арх. Св. Синода. Дело 1742 г. 115, л.л. 95–96. Ср. Вологодские Епарх. Ведом. 1863 г., неофиц. отд. 203–210. 727 Вологод. епарх. ведом. 1865 г. 15, 16, 18, 21... Здесь перечислены все церкви г. Вологды и станы Вологодского уезда числом 29 с обозначением числа церквей в каждом стане. А именно: г. Вологда – 51 цер., 1) Окологородный стан – 16 церк., 2) Лоскомская волость – 4 церк., 3) Брюховская – 3 церк., 4) Пуркаловская треть – 4 церк., 5) Ракульская волость – 6 церк., 6) Кубенская волость – 11 церкв., 7) Перебатинская волость – 2 церк., 8) Сямская волость – 21 ц., 9) Масленская волаость – 9 церк., 10) Верх Вологды – 8 церк., 11) Тошенская волость – 16 церк., 12) Янгосорская волость – 11 церк., 13) Водожская волость – 11 церк., 14) Комельская волость – 12 церкв., 15) Обнорская волость – 12 церк., 16) Лежский Волок – 7 церк., 17) Авнежская волость – 9 церкв., 18) Шилегодская волость – 8 церк., 19) Шуйское – 9 церк., 20) Сухонское Поречье – 9 ц., 21) Воскресенская треть – 16 церк., 22) Князь-Ивановская вотчина Пинкова – 9 церк., 23) Катромская волость – 11 церк., 24) Уфтюжская волость – 10 ц., 25) Троицкая треть (Заозерье) – 16 церк.; 26) Сямженская треть – 12 церк., 27) Южская волость – 8 ц., 28) Угольская вол. – 5 церк., 29) Монастырские вотчины – 30 церк. В Московск. Главн. Арх. Мин. Юст. хранится приходная книга Вологодской кафедры начала XVIII в. 1702 г. В ней вологодские окладные книги разделяются также на вологодские и белоозерские. По ним не заметно изменения в составе Вологодской епархии и её деления; названы те же Окологородний стан, Брюховская волость, Пуркаловская, Ракульская, Водожская, Обнорская, Лежский волок, Шуйское, Сухонское Поречье, Пинковская треть, Троицкая треть, Уфтюга, Сямженская треть, Угольская волость, Белоозерский уезд, Чарондская округа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

275 Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.; Л., 1950 (далее – НПЛ). С. 69 (6738 г., о землетрясении). 276 ПСРЛ. Пг., 1922. Т. 15. Вып. 1. Стб. 43 (6835 г.). Интересно, что и первоначально час (юра) как понятие об определенном времени связывался со временем торговли на рынке, от времени начала рынка и его окончания велся отсчет: «в то время, когда рынок был полон», «до того, как рынок опустел» (см.: Бибиков М.В. Астрономический час в Византии и «часы» литургические и мифологические. С. 120). 279 ПСРЛ. Т. 1. Стб. 144. Ряд подобных примеров приведен в работе Н.В. Степанова (см.: Степанов Н.В. Единицы счета времени (до XIII века) по Лаврентьевской и 1-й Новгородской летописям//ЧОИДР. 1909. Кн. 4. С. 8–10). 283 Там же. С. 37–38. При комментировании данного известия, сообщающего о солнечном затмении, Д.О. Святский, критикуя интепретацию Н.В. Степанова, справедливо отмечал, что в Смоленске это знамение могли наблюдать «в 4 ч. 48 м., а в Новгороде и того позже» (Святский О.Д. Астрономия Древней Руси. М., 2007. С. 47). Но далее он, противореча своим же расчетам, утверждает, что «за начало счета часов у летописецев принимается время, близкое к нашему 6 часу утра, независимо от времени года и восхода солнца» (Там же. С. 48). 285 МурьяновМ.Ф. Хронометрия Киевской Руси//Мурьянов М.Ф. История книжной культуры России. Очерки в 2 т. М., 2007. Т. 1. С. 141–143. 286 Симонов Р.А. О географической широте, соответствующей данным о длительности дня и ночи, встречающимся в славяно-русских рукописях//Симонов Р.А. Естественнонаучная мысль в Древней Руси. С. 201–214; Его же. Использование методов компаративистики при анализе текстов о длительности дня и ночи//Там же. С. 215; Его же. Русские «пособия» XVII в. о бое часов как свидетельства наблюдений восходов и заходов солнца//Там же. С. 237, 239–240; Его же. «[О часех] по-руски ж в Новгороде в Великом»//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2009. 3 (37). С. 106–108. 288 Правда, Н.В. Степанов, а вслед за ним и Д.О. Святский писали, что русские люди, не имея часов, ориентировались на время церковных служб (см.: Степанов Н.В. Единицы счета времени (до XIII века) по Лаврентьевской и 1-й Новгородской летописям. С. 17, 20–22; Святский О.Д. Астрономия Древней Руси. С. 48). Но как же тогда узнавали время те, кто звонил к вечерне?

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

12:18. Шарон. Опираясь на текст Септуагинты, можно предположить, что «Шарон» указывает местонахождение Афека, поскольку это географическое название используется в других местах по отношению к другим городам (см.: Нав. 13:4 ; 3Цар. 20:26–30 ). Если же это отдельный город, то, скорее всего, он был расположен вблизи территории филистимлян. 12:19. Мадон и Асор. См. коммент. к 11:1. 12:20. Шимрон-Мерой и Ахсаф. См. коммент. к 11:1. 12:21. Фаанах. Несмотря на то что Фаанах (Телль-Тааннук, в 4 милях к северо-западу от Мегиддона, на окраине Изреельской долины) был основан примерно в 2700 г. до н. э., сведения об этом городе не встречаются в небиблейских источниках вплоть до XV в. до н. э., когда Тутмос III упомянул его в своем отчете о битве при Мегиддоне (1468). Впоследствии Фаанах, как и некоторые другие города Изреельской долины, стал регулярно попадать в перечни завоеванных городов этой благодатной спорной территории. Его включение в перечень завоеваний Иисуса Навина – дань этой традиции. Первоначально он входил в состав удела Асира, но затем стал причисляться к владениям Манассии ( Нав. 17:12 ; Суд. 5:19 ). Судя по результатам раскопок, расцвет Фаанаха приходится на середину 3-го тыс. и на период между XVII и XIV вв. до н. э., что свидетельствует о его зависимости от Египта, господству которого положило конец вторжение «народов моря». Тем не менее в X в. до н. э. здесь была построена новая система укреплений, указывающая на возрождение города в период царств. 12:21. Мегиддон. Мегиддон, господствующий над западным проходом к стратегически важной Изреельской долине, равнине Сарон и приморскому торговому пути из Египта в Месопотамию, привлекал внимание многих древних завоевателей. Основанный около 3300 г. до н. э. вблизи двух источников, Мегиддон разрушался и восстанавливался двадцать раз, по мере того как египетские (анналы Тутмоса III, Сети, Рамсеса II; амарнские письма), хеттские и месопотамские войска сражались за господство над городом и торговыми путями, проходившими через Сирию и Палестину. Разрушение города поздней бронзы (слой VIIA) в XII в. до н. э. совпадает с прекращением вассальной зависимости от Египта, последовавшим за вторжением «народов моря» (о чем свидетельствует обнаружение в этом слое филистимской керамики). В рассказе о завоевании Мегиддон упоминается только в этом перечне поверженных царей. Отданный во владение Манассии ( Нав. 17:11 ), город, однако, не был покорен израильтянами вплоть до периода царств (З Цар. 4:12; 9:15).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Лебедев А. По закрытыие 3-го миссионерского съезда. Несколько слов о содержании миссионерского совещания//Церковные ведомости. 1897. 40. С. 1421-1437. Миронов Б.Н. Исповедные ведомости – источник о численности и социальной структуре православного населения России XVII – первой половины XIX веков//Вспомогательные исторические дисциплины. Вып. 20. Ленинград: Наука. 1989.   Мороз А.Б. Святые Русского Севера: Народная агиография. М.: ОГИ, 2009. Об исполнении долга исповеди и причастия//Пастырский собеседник. 1886. 30. С. 2-6. Островская Л.В. Источники для изучения отношения сибирских крестьян к исповеди (1861 – 1904 гг.)//Исследования по истории общественных отношений эпохи феодолизма в России. Новосибирск: Наука. 1984. Пастырь церкви у постели больного//Руководство для сельских пастырей. 1888. Т. 1. 10. С. 322-330. Печатнов В.В. Божественная Литургия в России и Греции. Сравнительное изучение современного чина. Москва: Паломник, 2008. Покровский Н.Н. Организация учета старообрядцев в Сибири  XVIII в.//Русское население Поморья и Сибири. (Период феодолизма). М.: Наука, 1973. Преображенский А. Волость Покрово-Сицкая Ярославской губернии Моложского района//Этнографический сборник, издаваемый императорским Русским Географическим обществом. СПб., 1853. Вып. 1. С. 61-124. Пулькин В.М. Православный приход и власть в середине XVIII – начале XX века. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2009. [Руновский П., свящ.] Из записок сельского священника//Руководство для сельских пастырей. 1890. Т. 2, 28. С. 288-293; Т. 2, 33, С. 448-452. С-в В. Отрывки из дневника, веденного сельским священником//Руководство для сельских пастырей. 1860. Т. 2. 33. С. 339-416. Сельский священник. Записки сельского священника//Русская старина. 1881. Январь. С. 43-90. Словарь церковно-славянского и русского языка, составленный вторым отделением Императорской Академии наук. Т. 1. Второе издание. СПб, 1867. Смирнов Г. Как простолюдин смотрит иногда на своего священника и чего требует от него при отправлении последним своих священных обязанностей//Руководство для сельских пастырей. 1866. Т. 1, 15. С. 522-526.

http://bogoslov.ru/article/1910434

Какабадзе. М., 1982; Корпус груз. ист. док-тов. Тб., 1984. Т. 1; 2013. Т. 2; 2014. Т. 3 (на груз. яз.); The Geography of Ananias of Širak: Ašxarhac " oyc " , the long and the short recensions/Ed.: R. Hewsen. Wiesbaden, 1992; Силогава В. Надписи из Квемо-Картли//Дманиси. Тб., 2000. Вып. 2. С. 214-313 (на груз. яз.); он же. Мемориальные книги феод. дома Багваши и их поминальные приписки//Dedicatio: Ист.-филол. изыскания. Тб., 2001. С. 223-286 (на груз. яз.); Аннотированный словарь личных имен по груз. ист. док-там XI-XVII вв./Сост.: Г. Отхмезури, Г. Мчедлидзе, М. Сургуладзе и др. Тб., 2007. Т. 4 (на груз. яз.); Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасала//Картлис Цховреба: История Грузии. Тб., 2008. С. 75-136; Жизнь царя царей Давида//Там же. С. 181-212; Матиане Картлиса//Там же. С. 139-180. Лит.: Куфтин Б. Археологические раскопки в Триалети. Тб., 1941. Т. 1: Опыт периодизации памятников; Григолия Г., Джгамаия Дж. Одна древнегруз. надпись из мон-ря Пиргебули//Дзеглис мегобари (Друзья памятников культуры). Тб., 1970. Вып. 20. С. 36-43 (на груз. яз.); Джандиери Г. К вопросу об ист. хронологии Вост. Грузии XVII в.: Хронол. ряд епископов//Мравалтави (Многоглав). Тб., 1971. Вып. 1. С. 328-355 (на груз. яз.); он же. К вопросу о феод. землевладении кафедр. соборов Манглиси и Болниси в XVII в.//Там же. 1980. Вып. 8. С. 91-101 (на груз. яз.); Бердзенишвили Д. Очерки из ист. географии Грузии. Тб., 1979. Т. 1: Квемо-Картли (на груз. яз.); он же. Очерки из ист. географии Квемо-Картли. Тб., 2014 (на груз. яз.); Гагошидзе Г. Неизвестная надпись 1050 г. Баграта IV Новелиссима из Триалети//Очерки/Гос. музей искусств Грузии. Тб., 2004. Вып. 9. С. 48-53 (на груз. яз.); Шаоршадзе М. К уточнению нек-рых эпизодов жизни и деятельности св. Иоанна Манглели//Вопросы истории Грузии в средние века. Тб., 2008. Вып. 9. С. 186-190 (на груз. яз.); Анания (Джапаридзе), митр. Церковное право. Каноны. Тб., 2012 (на груз. яз.); Гоголадзе Т. Строительная надпись Арсения Манглели 1667 г. из храма Манглиси и ее значение для истории феод.

http://pravenc.ru/text/2561816.html

Совершенно особую группу заграничных монастырей Киевской епархии составляли, так называемые, украинские монастыри, находившиеся на Киевской Украине. По словам специалиста-исследователя по истории заграничных монастырей Киевской епархии проф. Ф. И. Титова не все из них принадлежали Киевской епархии в XVIIXVIII вв., но лишь следующие, мужские: 1. Пустынно-Медведовский Николаевский, 2. Пустынно-Жаботинский Онуфриевский, 3. Лебединский Георгиевский и женские: 1. Чигиринский Троицкий и 2. Лебединский Николаевский. Украинские монастыри, как Белорусские и Подлясские, не имели взаимной административной организации. Только иногда они подчинялись игумену Пустынно-Медведовского Николаевского монастыря, являвшегося, таким образом, главным монастырем украинской группы заграничных монастырей Киевской епархии XVIIXVIII вв. При этом нужно заметить, что Чигиринский Троицкий женский монастырь постоянно находился в ведении игумена Пустынно-Медведовского Николаевского монастыря. При некоторых киевских заграничных монастырях XVIIXVIII вв. были скиты, таковы, например, Боренконский Успенский скит, принадлежавший мстиславскому Тупичевскому монастырю и Плескачевский женский скиток, находившийся сначала в ведении Пустынно-Жаботинского, а потом Пустынно-Мотронинского и, наконец, переданный в ведение Лебединского женского Николаевского монастыря. Всех заграничных православных мужских и женских монастырей в разное время в Киевской епархии XVIIXVIII вв. насчитывалось – 36. Однако нужно заметить, что число их не всегда было одинаково. Оно то уменьшалось, вследствие обращения некоторых монастырей в унию, то увеличивалось, вследствие возвращения в православие прежде обращенных в унию. Особенно литовские монастыри Виленского старшинства много терпели от униатов. В разное время из этих монастырей были обращены в унию: 1. Соломерецкий Покровский, 2. Селецкий Троицкий (в 1722 г. Петропавловский) и 3. Прилуцкий Троицкий – все в Минском воеводстве (они обращены в унию около 1739 года), 4. Цеперский Крестовоздвиженский (он же Преображенский) в Новгородском воеводстве, его заехали униаты в 20-х годах XVIII в., 5. Купятицкий Богородичный (в 1722 г. Преображенский), 6. Новодворский Успенский (в 1722 г. еще православный), 7. Лещинский Богородичный – все три в Пинском повете, 8. Годлевский Троицкий около Вильны, отнят 30 августа 1721 г. В ведомости архиепископа Варлаама наряду с православными монастырями Виленского староства значилась Мядзоловская приходская церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Вязьма поступила в Крутицкую епархию сразу после перехода на московскую сторону. С ней поступил весь тогдашний Вяземский округ, заключавший в себе, начиная от р. Угры, нынешний Вяземский уезд, части Дорогобужского, Ельнинского, Сычевского и весь Юхновский. В начале XVI в. в самой Вязьме был дом крутицкого владыки. В той же зависимости по церковному управлению она оставалась во все время польского владычества над Смоленском с 1611–1654 год 468 . В первой четверти XVII века, кажется, вполне определился состав Крутицкой митрополии. Из нынешних калужских городов ей принадлежали Козельск, Лихвин, Мещовск, Перемышль с некогда славными, а теперь заштатными городами Воротынском и Серпейском; из тульских: Белев, Одоев, Новосиль и Чернь; из орловских: Болхов, Мценск и Ливны (основ. 1586 г.) 469 ; из смоленских: Вязьма и Дудинская волости (ныне села Юхновск. у.). В пределах нынешней Моск. губ. ей принадлежала Загородная десятина от Звенигородской по Боровскую дорогу 470 . Крутицкая епархия во второй половине XVII в. является почти с тем же составом городов. По разным уцелевшим подлинным делам крутицкого архиерейского казенного приказа второй половины XVII в. видно, что Крутицкой митрополии принадлежали: 1 – Козельск (документы от 1674–1695 г) с 54 церквами (число церквей относится к 1692 г.); 2 – Серпейск (1670–1701) с 20-ю церквами; 3 – Мещовск (1629–1698) с 45 церквами; 4 – Воротынск (1678–1697 г.) с 20 церквами; 5 – Перемышль (1683–1698) с 24 церквами; 6 – Лихвин (1683–1697 г.) 24 церкви; 7 – Белев (1641–1695 г.) 70 церквей; 8 – Одоев (1679–1692 г.) 38 церквей; 9 – Новосиль (1683–1698 г.) 38 церквей; 10 – Болхов (1650–1695 г.) 35 церквей; 11 – Мценск (1683–1694 г.) 45 церквей; 12 – Ливны (1628–1698 г.) 41 церковь ; 13 – Чернь (1689–1693) 23 церкви; 14 – Вязьма (1679–1699 г.) 82 церкви; 15 – Дудинские волости за 1692 г. с 20 церквами и Чернавск (1688–1698) с 12 церквами 471 . Чернавск основан в 1627 г. на р. Чернаве, впадающей в Сосну в Оргольском стане, Елецкого уезда, от Ельца в 40 верстах, на елецкой стороне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» — Спецвыпуск «Малые города – Герои России» 2015 23 мин., 31.12.2015 реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 г. pn и на основании конкурса, проведенного Обществом «Знание» России.                                  Дата выхода номера 02.12.2015 г. Не для продажи 1-я страница обложки – Зимний вид на храмы города Гороховца (фото Владимира Ештокина). [Вступление к Спецвыпуску]. 40 малых городов - 40 героев нашей истории . На развороте - фото Владимира Чуприкова//Фома. – Спецвыпуск. 2015/Малые города – герои России. – С.2-3.        Малые города – герои России (основной раздел) География номера. [ Карта России , на которой обозначены все города, представленные на страницах Спецвыпуска]//Фома. – Спецвыпуск. 2015/Малые города – герои России. – С.4-5. Содержание. [Включает 40 статей о малых городах России, размещенных в алфавите названий (от «Боровска» до «Шлиссельбурга»)]. Проиллюстрировано в предыдущем материале - « География номера », где на карте России показано местоположение каждого из обозначенных в Содержании городов//Фома. - Спецвыпуск. 2015/Малые города – герои России. – С.4-5. БОРОВСК . Пограничная крепость. #пограничная крепость #стояние на Угре #Пафнутьев-Боровский монастырь [ Местоположение: Административный центр Боровского района Калужской области. Город окружен лесами и расположен на холмах по обоим берегам реки Протвы примерно в 20 км от станции Балабаново Киевского направления Московской железной дороги; Дата основания : 1358 год; Епархия : Калужская; Население : 11,5 тысяч человек; Флаг ; Герб ]/Автор Наталья Иртенина. Ил.: [Исторические улочки Фото Константина Шапкина; Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. Фото Антона Давыдова; Памятник К. Э. Циолковскому. Фото www.lori.ru ; Фреска Свято-Пафнутьева Боровского монастыря. XVII в.//Фома. - Спецвыпуск. 2015/Малые города – герои России. – С.6-9.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-spetsv...

Две грамоты: «Ближнему боярину Алексею Семеновичу Шейну» под Азов. 1696. Службы: святым Донату, Ипатию, Даниилу Московским и Даниилу Переславльскому чудотворцу, 1696. Наказ старостам поповским и благочинным смотрителям//Древняя российская вивлиофика, содержащая в себе: собрание древностей российских, до истории, географии и генеалогии российских касающихся: в 20 т. – 2-е изд. – М., 1788–1791, т. 15. – С. 373–405. Святительское поучение к новопоставленным священникам. О древнем предании святых апостол и святых отец... како подобает всякому христианину на знамение креста и лице своем руки персты и кия слагати//Государственный исторический музей, Синодальное собрание 986/904 л. 278 об. 287. Окружные послания//Есипов Г. В. Раскольничьи дела XVII в. – СПб., 1861, т. 2; М., 1863, прил. – С. 6 4–72, 76–96. Извещение Патриарха Адриана о церковно-школьном образовании//Устрялов Н. Г. История царствования Петра Великого. – СПб., 1858, т. 3, прил. 7, 45. – С. 356–357. Грамоты Патриарха Адриана и архиепископа Холмогорского Афанасия о Соловецком монастыре. – СПб., 1879. – С. 5–38. Литература: Скворцов Г. А. Патриарх Адриан: Его жизнь и труды в связи с состоянием Русской Церкви в последнее десятилетие XVII века. – Казань, 1913. Богословский М. С., протоиерей. Московская иерархия. Патриархи. – М., 1895. – С. 45–46. Никифор, иеромонах. Сборник для любителей духовного чтения. – М., 1888. Попов М. С., священник. Святитель Димитрий Ростовский и его труды. – СПб., 1910. Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. – СПб., 1905. Евгений (Болховитинов) , митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви. – СПб., 1827, ч. 1. – С. 19–20. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Обзор русской духовной литературы. – 3-е изд. – СПб., 1884. – С. 364–365. Устрялов Н. Г. История царствования Петра Великого: в 4 т., 6 доп. – СПб., 1858–1859, 1858, т. 1. (Господство царевны Софьи). Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 3. – С. 1095–1096, 1100–1101, 1152, 1174, 1190, 1203, 1191–1192, 1196, 1223–1226, 1358–1359.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010