Святейший Владыка поделился воспоминаниями о времени работы в Отделе, с которым был связан с 1968 года. Он рассказал, что был самым молодым участником большого международного межхристианского съезда — IV Генеральной ассамблеи Всемирного совета церквей, которая проходила в 1968 году в городе Уппсале, в Швеции. «Представляете себе, русский православный молодой человек попадает в эту возбужденную атмосферу большой международной организации. Конечно, это был большой, как бы теперь сказали, психологический вызов. Но рядом со мной были люди, которые могли помочь мне разобраться в этой ситуации — это и покойный владыка митрополит Никодим, и владыка митрополит Ювеналий , и другие наши выдающиеся иерархи, которые тогда принимали участие в международной деятельности. Собственно говоря, с этого началось сотрудничество с Отделом внешних церковных сношений, который тогда располагался в особняке на улице Рылеева», — поделился воспоминаниями Святейший Патриарх. «Очень рад посетить это учреждение, которому было отдано двадцать лет жизни в качестве председателя и гораздо больше в качестве сотрудника, увидеть, как все хорошо развивается, как хорошо организована работа, какие квалифицированные люди здесь работают», — отметил Патриарх Кирилл. Предстоятель Русской Православной Церкви пожелал помощи Божией всем сотрудникам Отдела, отметив, что «каждая эпоха несет в себе эмоциональный, интеллектуальный заряд, каждая эпоха требует особой отдачи. И дай Бог, чтобы нынешнее поколение сотрудников справлялось с современными вызовами с еще большим успехом, чем поколения предыдущие». В свою очередь председатель Отдела митрополит Иларион поблагодарил Святейшего Патриарха Кирилла от имени собравшихся. «Хочу Вас заверить, Ваше Святейшество, что Отдел внешних церковных связей — это люди, преданные Вам, преданные церковному делу», — сказал владыка Иларион. В завершение встречи каждому ее участнику Святейший Патриарх Кирилл вручил памятные подарки. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 4 апреля 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5690272.ht...

1. Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 апреля 1929 года о признании старых русских обрядов спасительными, как и новые обряды, и равночестными им. 2. Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 апреля 1929 года об отвержении и вменении, яко не бывших, порицательных выражений, относящихся к старым обрядам и в особенности к двуперстию, где бы они ни встречались и кем бы они ни изрекались. 3. Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от23 апреля 1929 года об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православноверующих христиан, и считать эти клятвы яко не бывшие. Митрополит Никодим был Председателем Комиссии по подготовке и проведению празднования 60-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви, и он же председательствовал на торжественном заседании, посвященном этому знаменательному юбилею. Это было последнее участие митрополита Никодима в праздновании выдающихся событий в жизни Русской Православной Церкви. Митрополит Никодим придал творческий динамизм экуменической деятельности Русской Православной Церкви, инициировал двусторонние богословские диалоги Русской Православной Церкви с Евангелической Церковью Германии (ФРГ), с Союзом Евангелических Церквей в ГДР, с Евангелическо-Лютеранской Церковью Финляндии, с Церквами англиканского исповедания, с Римско-католической Церковью. Получившие с 1958 года широкое развитие непосредственные отношения Московского Патриархата с Всемирным Советом Церквей в ноябре 1960 и марте 1961 года завершились переговорами Председателя Отдела внешних церковных сношений с генеральным секретарем ВСЦ доктором В. А. Виссерт-Хуфтом о вступлении нашей Церкви во Всемирный Совет Церквей. На Третьей Ассамблее ВСЦ в Нью-Дели в ноябре-декабре 1961 года архиепископ Никодим возглавил делегацию Русской Православной Церкви. На этой Ассамблее наша Церковь была принята в члены Всемирного Совета Церквей, а архиепископ Никодим избран членом его Центрального Комитета. На III, IV и V Ассамблеях Всемирного Совета Церквей он возглавлял делегации Русской Православной Церкви. С 1961 по 1975 год он состоял членом Центрального и Исполнительного Комитетов Всемирного Совета Церквей, а в 1975 году на V Ассамблее ВСЦ в Найроби был избран одним из президентов ВСЦ.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=188...

Отец Виталий скончался на 93-м году жизни в день Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля 2008 года. Алексей Сергеевич Буевский родился 21 июня 1920 года в Костроме в семье православных верующих. Будучи студентом Московского института стали, в 1945 году поступил в Богословский институт, преобразованный на следующий год в Московскую духовную академию. В 1951 году окончил академию с ученой степенью кандидата богословия за сочинение «Православный Восток и Русская Православная Церковь в первой половине  ХХ столетия». Он принимал непосредственное участие в послевоенном становлении и развитии внешней деятельности Русской Православной Церкви: в углублении братских связей с Поместными Православными Церквами, межхристианском диалоге, контактах с межрелигиозными организациями. В составе делегации Московского Патриархата А.С. Буевский принимал участие в Первом (1961) и Третьем (1964) Всеправославных совещаниях на острове Родос, а затем в работе Комиссии Священного Синода, учрежденной в 1963 году в целях разработки тем каталога вопросов подготавливавшегося тогда Всеправославного Предсобора, утвержденных на Первом Всеправославном совещании. Алексей Сергеевич также принимал участие в ассамблеях и конференциях Всемирного Совета Церквей, генеральных ассамблеях Конференции европейских Церквей. С 1968 по 1991 год являлся сначала членом Комиссии Церквей по международным делам Всемирного Совета Церквей, с 1969 года — вице-председателем, затем вице-модератором. Деятельное участие А.С. Буевский принимал также в организации Международного христианского движения в защиту мира. Он был членом шести мирных конгрессов, проходивших в Праге с 1961 по 1985 годы, избирался членом международного секретариата Христианской мирной конференции, затем — членом рабочего комитета ХМК, а в 1985 году –– вице-президентом движения. Участвовал в создании межрелигиозной Всемирной конференции «Религии и мир», являлся членом ее международного совета. Алексей Сергеевич Буевский принимал участие и в событиях внутрицерковной жизни. Так, он был секретарем учрежденной в 1980 году комиссии Священного Синода по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси, членом Ответственной комиссии по реставрации и строительству Данилова монастыря в Москве.

http://patriarchia.ru/md/db/text/2152544...

Русские участники Ассамблеи выразили свою позицию по вопросу о положении женщин в русской Церкви в церковной прессе. Они утверждали, что в Русской православной церкви нет проблемы дискриминации женщин, т. к. она «призывает женщин к широкому участию в церковной богослужебной и хозяйственной деятельности» 12 . «Об этом свидетельствует участие женщин в работе церковных советов, усердный и успешный труд многих тысяч церковных тружениц в разных отраслях церковной деятельности, особенно таких активных участниц богослужения, как псаломщиц, женщин-регентов, певиц, алтарниц и др…» А проблема женского священства для православной церкви не стоит: «Следуя… апостольским указаниям, канонам, двухтысячелетней духовной практике и единодушному мнению самих мирян, большая часть которых – женщины, православная церковь . считает проблему женского священства к ней не относящейся» 13 . В опубликованной в Журнале Московской патриархии статье, участница V ассамблеи Н. С. Боброва продемонстрировала политкорректную, «идеологически выдержанную», соответствующую духу советского периода позицию и отметила, что на Ассамблее было незаслуженно обойдено вниманием положение женщин в социалистических странах, где условия «позволили высоко поднять роль женщин во всех сферах жизни и деятельности, обеспечили расцвет ее личности, открыли необычайно широкие возможности для творческого приложения ее сил». Н. С. Боброва отмечала также, что женщины в СССР имеют возможность реализации своей активности внутри РПЦ, где «верующие женщины во многом помогают священнослужителям при совершении богослужения, участвуют в церковном хоре, исполняют обязанности чтецов, нередко избираются председателями церковных общин, и самое главное, они являются воспитателями в православной вере последующих поколений» 14 . Руководители Всемирного совета церквей считали недостаточным участие нескольких номенклатурных представителей православных церквей Восточной Европы в деятельности органов ВСЦ и пытались включить непосредственно православных женщин в обсуждение их положения и статуса как в обществе, так и в поместных церквах. На V Генеральной ассамблее ВСЦ были озвучены идеи созыва консультации православных женщин «для более подробного обсуждения деятельности православных женщин в экуменическом движении, достижения большего их участия в ВСЦ, положения православных женщин в церкви, семье и обществе» 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Как отметил отец Николай, такая ситуация сказывается на положении христиан и в других странах Ближнего Востока. «Мы с огромной тревогой и с болью следим за развитием событий, — отметил заместитель председателя ОВЦС. — Еще в феврале этого года на Архиерейском Соборе в Москве Святейший Патриарх Кирилл сказал, что надо смотреть правде в глаза: мы сталкиваемся сегодня с угрозой полного исчезновения христианского присутствия там, где христианство начиналось, — на Ближнем Востоке, то есть на Святой Земле в широком смысле этого слова, к которой, несомненно, относятся и Сирия, и Ливан, и другие страны региона». Протоиерей Николай Балашов обратил внимание присутствующих на то, что христианское присутствие в регионе возникновения и первоначального распространения христианства становится все более тонким, прозрачным, уязвимым. «Русская Православная Церковь говорит об этом на всех международных форумах, где это возможно, включая заседание Генеральной ассамблеи Всемирного совета церквей, которое проходит сейчас в южнокорейском городе Пусане», — констатировал он. Московский Патриархат оказывает посильную помощь христианам ближневосточного региона. Отец Николай напомнил, что в нынешнем году во всех епархиях, приходах, монастырях Русской Церкви прошел сбор средств в помощь пострадавшим в результате военного конфликта в Сирии. В результате было собрано более 1,3 миллиона долларов. «Это деньги, которые наши прихожане оставляли, приходя на богослужение в храм, — рассказал священнослужитель. — Это проявление солидарности нашего народа со страдающим народом Сирии. Собранные средства были переданы нашей братской Антиохийской Православной Церкви. Она занимается приобретением необходимых предметов для беженцев и раздает им помощь». «Кроме того, — рассказал он, — большой гуманитарной работой по оказанию помощи страдающему населению Сирии по благословению Святейшего Патриарха Кирилла занимается Императорское православное палестинское общество, в числе приоритетных задач которого еще при его создании в конце XIX века были поддержка христианского присутствия на Ближнем Востоке, защита наших братьев-христиан». Около года назад, выступая на расширенном заседании Совета ИППО, Патриарх призвал вернуть эту задачу в число приоритетных направлений деятельности Императорского православного палестинского общества.

http://pravoslavie.ru/65495.html

Владыка Дионисий констатировал, что в этой связи особую значимость также приобретает усиление деятельного соработничества Московского Патриархата и Коптской Церкви  на международных площадках, включая Всемирный совет церквей. Замечательным примером такого сотрудничества стала состоявшаяся 31 августа - 8 сентября 2022 года XI Генеральная ассамблея Всемирного совета церквей, в ходе которой представители Коптской Церкви выступили против необоснованных нападок на Русскую Православную Церковь и попыток ввести в отношении нее дискриминационные меры.  Вместе с тем, управляющий делами Московской Патриархии подчеркнул, что общий контекст и повестка данного аспекта взаимодействия значительно шире. «Наблюдаются все более опасные тенденции навязать миру иное видение принципов морали, оправдать гонения на религиозной почве и даже спровоцировать их. Одними из инструментов этих атак являются попытки посеять разделение и раскол в среде христиан, лишить их радости братского общения и возможности едиными устами возвещать правду Божию на земле. Противостоять этому можно только храня и укрепляя наше единство, объединяя усилия в деле защиты нравственности, нашего духовного и культурного достояния, права на независимый взгляд на происходящие в мире события», – констатировал митрополит Дионисий. В ходе продолжительного общения состоялось обсуждение ряда иных вопросов, представляющих взаимный интерес.  В завершение встречи ее участники обменялись памятными подарками. Со стороны Московского Патриархата во встрече участвовали прибывшие вместе с митрополитом Дионисием в Египет члены делегации монашествующих Русской Православной Церкви: викарий Новгородской епархии епископ Юрьевский Арсений; заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского монастыря города Москвы игумения Иулиания (Каледа); секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям, секретарь Комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Коптской Церковью иеромонах Стефан (Игумнов); наместник Антониево-Леохновской пустыни, благочинный монастырей Новгородской епархии архимандрит Митрофан (Письменский); наместник Свято-Успенского Старицкого монастыря (Тверская митрополия) игумен Дамаскин (Леонов); настоятель архиерейского подворья «Введенская церковь» (бывший Свято-Троицкий Макариев мужской монастырь) в г.

http://mospat.ru/ru/news/90292/

В 1934 году митрополит Платон скончался, не раскаявшись в учиненном им расколе. Его преемник митрополит Феофил (Пашковский) занял ту же позицию непокорности канонической власти Русской Православной Церкви. На Всеамериканском Соборе в Нью-Йорке в 1937 году митрополит Феофил настоял на провозглашении автономии Русской Православной Церкви в Америке и принятии «Временного положения» об управлении Митрополичьим округом независимо от Матери-Церкви. Однако американская паства и часть клириков тосковали о потере единства с Русской Церковью и стремились к его восстановлению. Это стремление особенно усилилось в годы Великой Отечественной войны, когда немалая часть русского населения Америки стала проявлять чувства симпатии к героической борьбе Советского Союза с нацизмом. Православные в Америке с радостью восприняли весть об избрании митрополита Сергия на Патриарший престол, в связи с чем митрополиту Феофилу пришлось дать указание поминать Святейшего Патриарха Сергия во всех храмах Митрополичьего округа. В ноябре 1946 года на Всеамериканском Соборе в Кливленде подавляющим большинством голосов было вынесено решение просить Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I принять Русскую Православную Греко-Кафолическую Церковь в Северной Америке в лоно Матери-Церкви и быть для нее духовной главой при условии сохранения ею полной автономии. Святейший Патриарх Алексий приветствовал решение Кливлендского Собора и заявил об отсутствии принципиальных возражений против автономии Православной Церкви в Америке. Однако впоследствии митрополит Филофей отказался от встречи с иерархами Русской Православной Церкви, несмотря на полное сочувствие делу воссоединения с Матерью-Церковью со стороны паствы и большинства духовенства Митрополичьего округа. Неофициальная связь между представителями Матери-Церкви и Митрополичьим Округом была установлена лишь в 1961 году во время генеральной ассамблеи Всемирного Совета Церквей в Дели. В 1963 г. председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим встретился с главой Митрополичьего округа митрополитом Леонтием (Туркевичем), но болезнь и вскоре последовавшая кончина последнего на время прервала дальнейшие попытки к улучшению отношений.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1209056...

к. считал, что вьетнамцы воюют не за коммунизм, а за свою малую нацию. В последние месяцы жизни оппозиция Н. войне во Вьетнаме стала настолько жесткой, что он готов был поддержать любую антивоенную силу. Летом 1948 г. на Генеральной ассамблее Всемирного Совета Церквей в Амстердаме состоялась дискуссия Н. с К. Бартом. Хотя в 1947 г. частные беседы не выявили значимых разногласий, теперь Барт упрекал теологов-«либералов», к которым причислял и Н., в том, что они свели Евангелие к «христианскому «плану Маршалла»» - всемирной кампании за построение общества, где господствовало бы добро. Барт заявлял, что дело Церкви - исключительно приведение людей к покаянию. Н. ответил на это, что Евангелие невозможно проповедовать только с т. зр. вечности, как если бы не было истории. Он ценил «теологию кризиса», предложенную Бартом, как правомерную реакцию на атаку Гитлера на Церковь, но после победы над Гитлером Н. считал ее неуместной (Ibid. P. 234-235). Впосл. Н. обвинил Барта в насаждении «культа эсхатологической безответственности». Н. скончался у себя дома после продолжительной болезни; отпевание состоялось в Первой Конгрегационалистской церкви в Стокбридже (шт. Массачусетс), где в XVIII в. служил проповедник Джонатан Эдвардс . Философско-религиозные взгляды Н. В 1935 г. вышла кн. «Опыт интерпретации христианской этики» (An Interpretation of Christian Ethics), где Н. изложил свое понимание христ. этики, характерное для неоортодоксии и «диалектической теологии». В 1941 г. вышел 1-й т. главной работы Н.- «Природа и назначение человека» (The Nature and Destiny of Man), с подзаголовком «Человеческая природа»; в этом произведении автор подкрепляет учение блж. Августина, М. Лютера и Ж. Кальвина о первородном грехе новыми доводами, осмысляя совр. опыт, и критикует учение Ж. Ж. Руссо и либеральную доктрину доброты человеческой природы. В 1943 г. был издан 2-й том, «Предназначение человека» (Human Destiny), посвященный роли благодати в жизни христианина. Как считал Н., католичество видело в благодати лишь реализацию возможностей тварной природы, Реформация - только отрицание природы, то есть исключительно Божие деяние.

http://pravenc.ru/text/2565188.html

Вступление Русской Православной Церкви во Всемирный Совет Церквей Несмотря на установление первичных контактов, ничто не предвещало их динамичного развития. Так, в феврале 1960 года на заседании Исполнительного комитета ВСЦ в Буэнос-Айресе генеральный секретарь организации доктор Виссерт Хуфт заявил о взаимной неготовности ко включению Русской Церкви в состав ВСЦ. А уже осенью того же года епископ Никодим (Ротов) посетил штаб-квартиру ВСЦ в Женеве и сообщил Виссерту Хуфту об укрепившемся намерении Русской Православной Церкви стать членом ВСЦ. Это несколько ошеломило генерального секретаря ВСЦ, не ожидавшего столь быстрого прогресса в этом вопросе и опасавшегося негативной реакции со стороны американских членов ВСЦ и русской Тем не менее он поддержал инициативу владыки Никодима, так как на протяжении предшествовавшего десятилетия много сил отдал тому, чтобы приблизить вхождение Русской Церкви в ВСЦ. 30 марта 1961 года Священный Синод одобрил вхождение Московского Патриархата в ВСЦ и постановил: «Считать вступление Русской Православной Церкви во Всемирный Совет Церквей своевременным и просить Святейшего Патриарха послать письмо Генеральному Секретарю Всемирного Совета Церквей о пожелании и просьбе Русской Православной Церкви вступить в число членов Всемирного Совета Церквей» (журнал 5 Священного Синода при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси от 30 марта 1961 18 июля того же года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви недавно возведенный в сан архиепископа Никодим (Ротов) представил доклад о своевременности вступления Русской Православной Церкви в ВСЦ, который получил соборное одобрение. С 19 ноября по 5 декабря 1961 года состоялось заседание третьей ассамблеи Всемирного Совета Церквей в Нью-Дели (Индия). Важнейшим событием экуменического форума стало присоединение к ВСЦ Русской, Болгарской , Румынской и Польской Православных Церквей. Архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим (Ротов) был избран ассамблеей в состав двух главнейших руководящих органов ВСЦ в период между ассамблеями — Центральный и Исполнительный комитеты.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6055224...

Вступление Русской Православной Церкви во Всемирный Совет Церквей  Несмотря на установление первичных контактов, ничто не предвещало их динамичного развития. Так, в феврале 1960 года на заседании Исполнительного комитета ВСЦ в Буэнос-Айресе генеральный секретарь организации доктор Виссерт Хуфт заявил о взаимной неготовности ко включению Русской Церкви в состав ВСЦ. А уже осенью того же года епископ Никодим (Ротов) посетил штаб-квартиру ВСЦ в Женеве и сообщил Виссерту Хуфту об укрепившемся намерении Русской Православной Церкви стать членом ВСЦ. Это несколько ошеломило генерального секретаря ВСЦ, не ожидавшего столь быстрого прогресса в этом вопросе и опасавшегося негативной реакции со стороны американских членов ВСЦ и русской эмиграции 8 . Тем не менее он поддержал инициативу владыки Никодима, так как на протяжении предшествовавшего десятилетия много сил отдал тому, чтобы приблизить вхождение Русской Церкви в ВСЦ. Тридцатого марта 1961 года Священный Синод одобрил вхождение Московского Патриархата в ВСЦ и постановил: «Считать вступление Русской Православной Церкви во Всемирный Совет Церквей своевременным и просить Святейшего Патриарха послать письмо Генеральному Секретарю Всемирного Совета Церквей о пожелании и просьбе Русской Православной Церкви вступить в число членов Всемирного Совета Церквей» (журнал 5 Священного Синода при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси от 30 марта 1961 года) 9 . Восемнадцатого июля того же года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви недавно возведенный в сан архиепископа Никодим (Ротов) представил доклад о своевременности вступления Русской Православной Церкви в ВСЦ, который получил соборное одобрение. С 19 ноября по 5 декабря 1961 года состоялось заседание третьей ассамблеи Всемирного Совета Церквей в Нью-Дели (Индия). Важнейшим событием экуменического форума стало присоединение к ВСЦ Русской, Болгарской , Румынской и Польской Православных Церквей . Архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим (Ротов) был избран ассамблеей в состав двух главнейших руководящих органов ВСЦ в период между ассамблеями — Центральный и Исполнительный комитеты.

http://e-vestnik.ru/analytics/vernyy_cvi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010