Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН АФЛИГЕМСКИЙ [Иоанн Коттон; лат. Iohannes Affligemensis, Iohannes Cotto, Cottonius; англ. John of Affligem, John Cotton; нем. Johannes von Affligem, Johannes Cottonius], монах-бенедиктинец, муз. теоретик, автор одного из наиболее известных лат. средневек. трактатов о музыке, составленного ок. 1100 г. и в нек-рых списках получившего название «De Musica». Биографические данные не выявлены. Судя по цитируемым в трактате источникам, И. А. работал в Юж. Германии. В ряде рукописей трактата сохранилось посвящение «предстоятелю Фульгенцию» (antistiti Fulgentio), к-рого издатель трактата Й. Смитс ван Васберге отождествил с аббатом мон-ря Афлигем во Фландрии, управлявшим обителью с 1089 по 1121 г. (см. изд.: Johannes Afflighemensis. 1950). Прозвище Коттон (лат. Cottonius), известное по 2 спискам трактата с XVIII в., считалось указанием на англ. происхождение И. А. ( Gerbert. Scriptores. T. 2. P. 230). По гипотезе Джоан Малколм, оно происходит от лат. cotta - облачение певчего (И. А. мог работать в Трире) ( Malcolm. 1993). Трактат И. А. принадлежит к наиболее популярным в средние века изложениям основных принципов григорианского пения и раннего западного многоголосия. Основной корпус трактата состоит из 23 глав; в нек-рых списках к ним добавлен состоящий из 4 глав тонарий - каталог песнопений, распределенных по модальной принадлежности (см. Модус , Глас ). Как было установлено М. Югло , тонарий И. А. относится к группе источников из региона, приблизительно совпадающего с территорией совр. Швейцарии ( Huglo. 1971. P. 249-251). Образцом для трактата послужил созданный ок. 1026 г. «Микролог» Гвидо Аретинского ( Hirschmann. 2000), хотя в ряде случаев И. А. отклоняется от положений, сформулированных Гвидо. Несмотря на то что сочинение И. А. носит сугубо практический характер, он часто цитирует античных и средневек. авторов, среди них - Платона , Горация, Доната, Присциана , Марциана Капеллу и Боэция .

http://pravenc.ru/text/469816.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЖЮМИЛЬЯК [франц. Jumilhac] Пьер Бенуа де (1611, замок Сен-Жан-Лигур, близ Лиможа - 21/22.03 (по др. сведениям, 21.04).1682, аббатство Сен-Жермен-де-Пре, Париж), франц. церковный деятель, музыковед, исследователь григорианского пения . В 1629 г., после учебы в Бордо, присоединился к бенедиктинской конгрегации св. Мавра (Сен-Мор). 6 апр. 1630 г. принял постриг в монастыре Сен-Реми в Реймсе. После обучения в Реймсе долго жил в Риме. В 1647 г. назначен приором аббатства Сен-Жюльен в Туре. В 1651 г. Ж. стал настоятелем ц. Сен-Никола в Реймсе, а через 2 года - настоятелем аббатства Нотр-Дам-де-Шель. С 1654 г. Ж.- визитатор Бретани и пров. Тулуза, с 1657 г.- помощник генерала ордена св. Бенедикта. В 1660 г. был назначен приором Сен-Корнея (Компьень) и Сен-Фиакра. В 1666 г. Ж. удалился на покой в мон-рь Сен-Жермен-де-Пре (Париж). После 1666 г. Ж. написал трактат, озаглавленный «Наука и практика церковного пения, где все относящееся к практике основано на принципах науки и подтверждено свидетельствами древних философов, отцов Церкви и знаменитейших музыкантов, среди которых - Гвидо Аретинский и Иоанн Мурсийский; [творение] некоего монаха-бенедиктинца конгрегации св. Мавра». В ранних источниках трактат приписывали Жану Леклерку, однако впосл. отказались от этой версии ( Fetis. BUM). В трактате систематизированы теоретические и исторические сведения о григорианском пении, даны основы методики вокального искусства (один из немногих примеров в музыкально-теоретической литературе XVII в.). «Наука и практика» состоит из 8 частей: 1-я - вступление, 2-я (4 главы) посвящена свойствам звука, интервалам, ладам и оттенкам, 3-я - обозначениям длительности звука, 4-я (11 глав) - описанию модусов и транспозиции, 5-я - кратким сведениям о каденциях и паузах, 6-я - вопросам певч. практики и сольмизации, 7-я и 8-я - комментариям и цитатам, а также нотным примерам, относящимся к 6 предыдущим частям. Наиболее важные темы, изложенные в трактате,- мензурация и модальность. Ж. подробно рассматривает систему длительностей, уделяет особое внимание роли акцента в песнопениях, предлагает собственную систему нотации для более корректной ритмической записи певч. материала, объясняет принципы модальной системы, состоящей из 12 модусов. Кроме того, Ж. считал необходимым ввести 7-й слог в систему сольмизации.

http://pravenc.ru/text/182381.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГВИДО АРЕТИНСКИЙ Гвидо Аретинский. Рисунок с утраченной росписи XIII в. Чимбауэ (?) из собора г. Кортоны. Италия Гвидо Аретинский. Рисунок с утраченной росписи XIII в. Чимбауэ (?) из собора г. Кортоны. Италия [лат. Guido Aretinus; итал. Guido d " Arezzo] (90-е гг. X в., близ Парижа - после 1033 (50-е гг. XI в.?)), итал. музыкант и теоретик. По версии Ж. Морена (см.: Revue de l " Art Chretien. P., 1888. Vol. 3), Г. А. получил образование в мон-ре Сен-Мор-де-Фосе (отсюда вариант написания его имени как Guido de Sancto Mauro). Продолжил учебу, вероятно, в бенедиктинском мон-ре Помпоса близ Феррары. Там же впервые приобрел известность как автор новой системы обучения пению; изобрел новый метод нотации, с помощью к-рого составил (совместно с мон. Михаилом, адресатом «Послания» Г. А.) вариант Антифонария (в наст. время утерян). Сохранились 2 пролога Г. А. к Антифонарию: «Prologus in antiphonarium», известный также под названием «Aliae regulae» (Иные правила, 1030-1031), и «Regulae rhythmicae» (Правила в стихах, 1030-1031). Ок. 1025 г., не найдя поддержки в Помпосе, переехал в Ареццо под покровительство еп. Теодальда, к-рому посвятил трактат «Micrologus de disciplina artis musicae» (Микролог, или Краткое изложение учения о музыкальном искусстве, 1026-1030; сохр. более 90 средневек. списков). Г. А. стал широко известен после поездки в Рим по приглашению папы Иоанна XIX (1024-1032), где в его присутствии Г. А. демонстрировал преимущества нового Антифонария. Об этом, а также о последующем посещении Помпосы сообщается в «Epistola [Guidonis Michaeli monacho] de ignoto cantu [directa]» (Послание о незнакомом песнопении [направленном Гвидо монаху Михаилу], 1031/1032). Известно также, что впосл. Г. А. удалился в мон-рь близ Ареццо, возможно ордена камальдулов в Фонте-Авеллана, где пробыл до конца жизни. 1-я строфа гимна св. Иоанну Крестителю 2-го тона, начальные слоги к-рой послужили основой сольмизации Гвидо Аретинского

http://pravenc.ru/text/161785.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАФУРИЙ Франкин [лат. Gaffurius, Gafurius Franchinus; итал. Gafori, Gaffurio Franchino] (14.01.1451, Лоди - 25.06.1522, Милан), свящ., итал. муз. теоретик, композитор. Получил образование в бенедиктинском мон-ре Сан-Пьетро в Лоди-Веккьо, где обучался музыке у фламандца монаха-кармелита Иоанна Бонадия. В кон. 1473 или в 1474 г. был рукоположен во священника. С 1474 г. более 2 лет изучал музыку в Мантуе. В 1474-1484 гг. занимал посты, связанные с муз. деятельностью, при духовных и светских сановниках и давал уроки музыки в городах Италии. В 1477 г. был приглашен дожем Просперо Адорно в Геную, за к-рым в нояб. 1478 г. последовал в ссылку в Неаполь. Там Г. сблизился с И. Тинкторисом , оказавшим влияние на его музыкально-теоретические труды. В 1480-1483 гг. по приглашению еп. Карло Паллавичино работал учителем музыки в его замке в Монтичелли близ Кремоны. 19 мая 1483 г. занял пост капельмейстера ц. Санта-Мария Маджоре в Бергамо, но вскоре оставил его вслед. начавшихся военных действий. С 22 янв. 1484 г. до конца жизни он был руководителем капеллы кафедрального собора св. Амвросия в Милане. С 1497 г. Г. стал профессором музыки в Миланском ун-те. Когда французы захватили Милан в 1500 г., Г. остался на своем посту и стал именовать себя regius musicus (королевский музыкант). В 1506 г. провел 3 месяца в Варесе, организовал капеллу в Санта-Мария-дель-Монте. В последние десятилетия жизни (с 1493) Г. вел публичную дискуссию с итал. теоретиком Дж. Спатаро. Ф. Гафурий. Портрет неизв. художника. XV в. Ф. Гафурий. Портрет неизв. художника. XV в. Г. написал ок. 15 трактатов о музыке на лат. и итал. языках, 9 из них были изданы при его жизни. С ранней молодости он изучал, переписывал и комментировал труды Боэция , Гвидо Аретинского , Иоанна де Муриса , Маркетто Падуанского и др. Один из первых трактатов Г., «Extractus parvus musicae» (Небольшое извлечение из [науки] музыки, ок. 1474), содержит отрывки из трудов Маркетто, Уголино из Орвието, Иоанна де Муриса и др., в т. ч. из несохранившегося трактата Г. Дюфаи.

http://pravenc.ru/text/161758.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КВАДРАТНАЯ НОТАЦИЯ [Нем. Quadratnotation, Quadratschrift; римская хоральная нотация], разновидность зап. линейной муз. нотации; применялась гл. обр. для записи литургической монодии в богослужении рим. обряда (см. Григорианское пение ). Своим названием К. н. обязана графеме «пункт» (лат. punctum), напоминающей квадрат, др. графемы К. н. также по большей части имеют «квадратные» очертания (см. таблицу). В типичном случае запись музыки в К. н. представляет собой невмы в унифицированной и «геометризованной» форме, посаженные на линейки и в межлинейные промежутки 4-линейного нотоносца с ключами F или C (унаследованными от нотации Гвидо Аретинского ). Добавочные линейки в старинных рукописях не используются. В отличие от древнейшей безлинейной невменной нотации звуковысотность мелодии, записанной в К. н., уверенно расшифровывается. Как и в невменных рукописях, ритм «плавного распева» (cantus planus) систематически не нотируется, но «вычитывается» опытными певчими из метроритма (молитвословного или поэтического) текста (см.: Монтероссо. 1997). Термин «квадратная нотация» ввел в научный обиход Ф. Людвиг ( Ludwig F. Repertorium organorum recentioris et motetorum vetustissimi stili. Halle, 1910. N. Y., 1964r. Tl. 1) для нотации многоголосной музыки школы Нотр-Дам (между 1150 и 1250) в ее рукописных собраниях, условно именуемых «Magnus liber organi» (Большая книга органума; самая известная и объемная рукопись - флорентийская Laurent. Plut. 29. 1, XIII в.),- органумов , клаузул , кондуктов , ранних мотетов . Та же К. н. применяется в обширных собраниях мотетов XIII в. (кодексы из Бамберга и Монпелье - Bamberg. Staatsarch. Lit. 115 и Montpellier. Fac. de Medicine de l " Université. H 196). Из упорядоченного сочетания графем К. н. в формах многоголосной музыки периода Ars antiqua на основе теории т. н. модусов, изложенной в трактатах XIII в. (см. ст. Иоанн де Гарландиа ), исследователи (с нач. XX в. и поныне) выводят ритм и (3-дольный) метр. В совр. науке историческая разновидность многоголосной К. н., к-рая интерпретируется посредством модально-ритмической теории, называется модальная нотация , а термин «квадратная» используют для обозначения «квадратной» записи музыки любого рода и вида. Модальная нотация в отличие от квадратной хоральной уже достаточно четко фиксирует ритмические длительности голосов по определенной системе.

http://pravenc.ru/text/1684003.html

Лит.: Smits van Waesberghe J. De musico-paedagogico et theoretico Guidone Aretino. Florentia, 1953; idem. Expositiones in Micrologum Guidonis Aretini. Amst., 1957; Oesch H. Guido von Arezzo. Bern, 1954; Huglo M. L " auteur du «Dialogue sur la musique» attribué à Odon//Rev. de Musicologie. 1969. Vol. 35. P. 119-171; Gilchrist J. Dit Epistola Widonis oder Pseudo-Paschalis//Deutsches Archiv für Erforschung des Mittelalters. 1981. Bd. 37. S. 576-604; Sach K.-J. Tradition und Innovation bei Guido von Arezzo//Kontinuität und Transformation der Antike im Mittelalter/Hrsg. W. Erzgräber. Sigmaringen. 1989. S. 233-244; Поспелова Р. Л. Почему не утвердилась реформа сольмизации Рамоса де Парехи?: Рамос против Гвидо//Методы изучения старинной музыки: Сб. науч. тр. М., 1992. С. 14-42; она же. Нотная реформа Гвидо Аретинского// Она же. Западная нотация XI-XIV вв. С. 50-89; Монтероссо Р. О нек-рых ритмико-метрических проблемах в «Микрологе» (Micrologus) Гвидо Аретинского//Ars notandi: Нотация в меняющемся мире: Мат-лы междунар. науч. конф., посвящ. 1000-летнему юбилею Гвидо Аретинского. М., 1997. С. 17-22; Meyer Chr. La tradition du «Micrologus» de Guy d " Arezzo: Une contribution à l " histoire de la réception du texte//Rev. de Musicologie. 1997. Vol. 83. Р. 5-31; Hirschmann W. Auctoritas und Imitato. Studien zur Rezeption von Guidos Micrologus in der Hoch- und Spatmittelälters. Habilitationsschrift. Erlangen. 1999; Guido d " Arezzo Monaco Pomposiano: Atti dei Conv. di studio. Abbazia di Pomposa, 1997. Bibliot. di Arezzo, 1998/A cura di A. Rusconi. Firenze, 2000; Пушкина Ю. В. «Микролог» Гвидо Аретинского: новые штрихи к ладовому учению//Старинная музыка. М., 2005. 2. С. 39-48. она же. Гвидо Аретинский: между мифом и реальностью: Штрихи к биографии//Старинная музыка. 2008. 4. С. 4-11; Карцовник В. Г. Звукоряд, монохорд и грамматика: Рукопись трактата Гвидона Аретинского " Микролог " в Санкт-Петербурге//Opera musicologica. 2009. 1. C. 6-31; Mengozzi S. The Renaissanse reform of medieval music theory: Guido of Arezzo between myth and history. Cambridge. 2010; Лебедев С. Н. Послание Гвидо: знакомый текст о незнакомом распеве//Научный вестник Московской консерватории. 2015. 1. С. 120-145; он же. Стихотворный трактат Гвидо Аретинского//Там же. 2018. 1. С. 8-33. он же. Двое неизвестных и великий Гвидо//Там же. 2019. 2. С. 8-73.

http://pravenc.ru/text/161785.html

системой. Латинская буквенная Н. была построена как упрощенная модель греческой. Буквы A, B (в 2 начертаниях, квадратном и круглом), C, D, E, F, G представляют собой те же модальные функции, но отображают лишь миксодиатонический звукоряд в диапазоне октавы (к-рый лежал в основе западноевроп. церковной монодии; оригинальный термин - cantus planus). Первоначально лат. буквенная Н. была «сквозной» алфавитной, ступени звукоряда нотировали буквами восходящего алфавитного ряда от A до P (напр., в анонимном трактате «Alia musica» IX в., в тонарии из Монпелье нач. XI в. (Montpellier. Bibl. de la Faculté de Médicine de l " Université. H 159)). Осознание модального тождества октавы породило октавную буквенную Н., к-рую традиционно приписывают Гвидо Аретинскому . Впервые она встречается ок. 1000 г. в небольших анонимных трактатах «Musicae artis disciplina» (инципит, заголовок не сохр.) и «Dialogus de musica». Несмотря на то что названные труды написаны разными авторами, и того и другого зап. источниковеды называют одинаково - Псевдо-Одо. Выдающееся достижение Гвидо - слоговая Н., в которой слогами обозначены ступени диатонического гексахорда: ut, re, mi, fa, sol, la. С небольшими изменениями (вместо ut в ряде локальных традиций, в т. ч. в русской, используется слог do; для того чтобы охватить гептахорд «стандартного» мажорного и минорного ладовых звукорядов, позднее были добавлены слог si и буква H) буквенно-слоговая Н. Гвидо используется до наст. времени, напр. для обозначения тональностей, для словесного описания высотного ряда в отсутствие специализированных «музыкальных» символов и т. п. Получившая широкое распространение на христианских Востоке и Западе в средние века невменная Н. (см. Невмы ), будучи по дидактической функции вспомогательной и мнемонической, в нек-ром смысле уступала как греческой, так и латинской буквенным системам в том, что касается фиксации звуковысотных отношений (напр., нотированные лат. буквами разные муз. интервалы C-D, C-E, C-F, C-G в зап. невменной Н. могли быть переданы одной и той же невмой - pes/podatus), но содержала важные для церковнопевч. традиции указания на агогику, динамику, темп, ритм и т. д., уточняла просодию богослужебного текста. В целом магистральным «вектором» невменной Н. был смысл распеваемой молитвы, а не рациональная задача точной фиксации высотных и ритмических параметров музыки. На Западе невмы (в разных локальных традициях свои) начиная с эпохи Каролингов стали основной формой записи богослужебной монодии (см. Григорианское пение ). Система графем, сложившаяся в средневек. Византийской империи (см. Византийская нотация ), в древнерус. церковном пении (см. Кондакарная нотация , Знаменная нотация , Демественная нотация , Казанская нотация , Путевая нотация ), в арм. богослужебной монодии (см. Хазы ) при всем индивидуальном своеобразии каждой из этих традиций также относится к типу невменной Н.

http://pravenc.ru/text/2577971.html

Идея нотировать высоты на горизонтальных линейках возникла в средневек. церковно-муз. дидактике. Первые реализации этой идеи отмечаются в трактатах кон. IX в. «Musica enchiriadis» и «Scolica enchiriadis» (авторов обоих трудов чаще всего условно именуют одним именем - Псевдо-Хукбальд, в последние десятилетия как возможный автор обоих рассматривается Хогер, аббат мон-ря Верден). В качестве ключей (расположенных слева от линеек) в нотных примерах трактатов выступают особые знаки т. н. дасии (daseia), а на самих линейках или между ними располагаются слоги распеваемого текста. Дасийная нотация, совмещающая в себе разные графические принципы, причисляется к типу смешанной Н. К тому же типу относятся ноты в анонимных рукописях XI в. с 2 (и более) линейками без к.-л. ключей, между линейками строго диастематически выписаны обычные невмы. Невменно-линейную систему Н. впервые описал Гвидо Аретинский («Правила в стихах», прозаический «Пролог к Антифонарию»). Он же предложил использовать в качестве ключей звукоступени F и С (в оригинальной терминологии Гвидо «родственные», или «подобные», ступени; подразумевается родство модальных функций). Полностью принципы линейной Н., в которой стало возможным однозначно указывать межзвуковые интервалы, сложились в системах квадратной нотации (с XII в.) и готической нотации (нем. Hufnagelschrift, XII-XVI вв.). Названные системы предназначались преимущественно для записи традиц. церковной монодии, но также и для новосочиненных монодических распевов Хильдегарды Бингенской , музыки менестрелей (напр., трувера Готье де Куэнси, известного автора паралитургических песен во славу Богородицы), испано-португ. кантиг, итал. лауд и др. паралитургических жанров. В результате интенсивного развития полифонии в парижской школе Нотр-Дам была выработана модальная нотация (2-я пол. XII-XIII в., на основе графики квадратной Н.), в к-рой впервые в истории музыки наряду с высотой звука последовательно фиксировался ритм и метр («перфектный», трактовался с позиций христ.

http://pravenc.ru/text/2577971.html

выводят из позднейших записей тех же распевов. 2. Диастематическая, в которой Н. соотнесены друг с другом по вертикали, что дает представление о контуре мелодии. В ранних диастематических рукописях (XI в.) интервалы расшифровываются с некоторой долей условности, в поздних (даже при отсутствии линеек) звуковысотная линия расшифровывается уверенно и однозначно. 3. Смешанная, или невменно-линейная (1-я эволюционная фаза), в которой помимо диастематического расположения Н. добавляется 1 или 2 цветные ключевые линейки (обычно F и C), относительно к-рых точно определяются др. высоты; изобретение этой разновидности нотации приписывается Гвидо Аретинскому (см. перевод его «Пролога к Антифонарию» в изд.: Поспелова. 2003. С. 309-315) . 4. Смешанная, или невменно-линейная (2-я эволюционная фаза): оригинальные Н. расположены на линейном нотоносце с ключами F и C; количество линеек переменно (3 или 4); высотное местоположение ключей на линейках - во избежание добавочных линеек - варьируется; звуковысотность расшифровывается однозначно. Диастематическая невменная нотация. Аквитанские невмы. Респонсорий «Ex Sion» на 2-е воскресенье Адвента в Градуале из Сент-Ирье. XII в. (Paris. Lat. 903. Fol. 2) Диастематическая невменная нотация. Аквитанские невмы. Респонсорий «Ex Sion» на 2-е воскресенье Адвента в Градуале из Сент-Ирье. XII в. (Paris. Lat. 903. Fol. 2) К невменной нотации церковная традиция относит и квадратную нотацию , к-рая, строго говоря, является разновидностью линейной. Квадратная нотация - логически завершающая фаза невменной системы: унифицированные (стилизованные) Н. располагаются на 4-линейном нотоносце с ключами F и C, что делает возможной точную интерпретацию звуковысотности. Особая разновидность невменно-линейной нотации - готическая нотация , получившая распространение в XII-XV вв. в Германии и на землях, находившихся в сфере ее культурного влияния. В обеих системах ритм традиционно не нотируется. Невменную нотацию во всех ее исторических и «логических» фазах в учебных целях иногда представляют как единую, графически унифицированную систему.

http://pravenc.ru/text/2564814.html

е. монохорда - муз. инструмента с 1 натянутой струной, пережимая которую в различных местах можно получать разные интервалы в заданном математическом соотношении. В этом сочинении, широко известном под лат. названием «Sectio canonis» (сохр. более чем в 200 рукописях), Е. обобщил и развил достижения пифагорейской теории музыки (гармоники). В последующие века эта работа была дополнена и приобрела такое же значение для муз. науки, какое «Начала» имели для математики. Преемственность по отношению к теоретическим положениям в том виде, как они изложены в этом труде Е. (уделявшего особое внимание таким аспектам теории музыки, как тесная связь муз. акустики и математики, сопоставление муз. интервалов и числовых отношений и обоснование через них консонансов, деление монохорда в разных родах), четко прослеживается в трудах крупнейших теоретиков музыки вплоть до эпохи Возрождения (Птолемей, Никомах, Боэций , Гвидо Аретинский и др.). Из античных источников известно о существовании др., ныне утерянных сочинений Е.: «Pseudaria» (Ψευδρια, о логических ошибках в математике), «О конических сечениях» (Κωνικ, материал вошел в одноименный трактат Аполлония Пергского), «Геометрические места на поверхностях» (Τποι πρς πιφανε), «Поризмы» (Πορσματα, упом. у Паппа и Прокла). Выдержанный в традициях Аристоксена трактат «Введение в гармонику», к-рый приписывается Е. во мн. старинных рукописях, совр. исследователи считают принадлежащим Клеониду. Следуя Платону, предписывавшему каждому в качестве подготовки к философии изучение 4 «математических» наук: арифметики, геометрии, гармоники (т. е. теории музыки) и астрономии, Е. действительно охватил своими сочинениями всю элементарную математику эпохи Платона и его учеников, заложив пути ее развития на долгие годы вперед. Значение достижений Е. для математической науки столь велико, что, по утверждению ван дер Вардена, «все античные и современные математики являются его учениками» ( Ван дер Варден. 1959. С. 275). Неск. фундаментальных понятий и конструкций совр.

http://pravenc.ru/text/187138.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010