1852 год начинается для херсонской семинарии отъездом ее ректора архимандрита Парфения в С.-Петербург на чреду священнослужения и проповеди Слова Божия. Извещая об этом архиепископа Иннокентия; обер-прокурор св. синода дает знать, что исправление должности ректора семинарии поручается инспектору иеромонаху Геннадию. После сдачи должности и исполнения всех формальностей оставления семинарии, архим. Парфений отбыл в столицу 15 января. В апреле сообщено было правлению семинарии, что бывший ее ректор назначен ректором казанской дух. академии 133 . По отъезде ректора, в исправление его должности вступил иером. Геннадий, а обязанности последнего принял на себя проф. прот. Попруженков. Точно так же распределены были и профессорские обязанности ректора между наличными наставниками. Так продолжалось дело до мая месяца, когда правление было извещено, что на должность ректора семинарии назначен занимавший такую же должность в могилевской семинарии архим. Серафим (Аретинский). Новый ректор, кроме того, назначен был настоятелем Успенского монастыря с удержанием за ним лично первоклассной настоятельской степени. Архим. Серафим прибыл в Одессу в первых числах июля и в отзыве киевскому академич. правлению доносит, что, вступая в должность и обозрев семинарию по части учебной, нравственной, экономической и административной, он нашел оную по всем частям управления в очень хорошем состоянии 134 . В августе инспектор семинарии иером. Геннадий, занимавший эту должность с 1846 г., согласно ходатайству архиепископа Иннокентия, в награду за усердную и полезную службу, возведен в сан архимандрита. На синодальном указе об этом владыка написал такую резолюцию: «представить в день Преображения к посвящению в архимандрита» 135 . В сентябре правление семинарии заслушало прошение помощ. инспектора семинарии М. Павловского об увольнении его от сей должности. Просьба наставника Павловского была уважена и на его место назначен учитель семинарии М. Шкляревич 136 . В октябре правление семинарии получило предписание правления академии относительно преподавания уроков по классу чтения Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

238 Для сравнения приводим современное расписание блюд семинарского стола в великий пост. Дни Завтрак Понедельник Кофе с халвой и пироги с яблоками Борщ с маслинами и грибами, каша гречневая, компот Винегрет Вторник Икра кетовая с хлебом Капустняк с маслинами, рыба жареная с картофелем и огурцами, пончики с повидлом Вареники с картофелем.   Кофе с халвой и пироги с яблоками Борщ с маслинами и грибами, каша пшенная, кисель клюквенный Фаршированная щука с хреном и уксусом Четверг Лососина и варе картофель с маслом Суп перловый с грибами, рыбные котлеты с грибным соусом, саго с красным вином Холодный борщ с бычками и пироги с чечевицей Пятница Кофе с халвой и пироги с яблоками Борщ с маслинами и грибами, каша гречневая, вишневый кисель Картофель жареная с огурцами Суббота Пироги с горохом Капустняк с маслинами, рыба жареная с картофелем и капустой, компот из сухих фруктов Уха из бычков с фрикадельками и пироги с рисом Воскресенье Суши вермишелевый с грибами, рыба жареная с огурцами, александрийский пирог с повидлом Вареники с капустой 309 Журналы педагогич. собр. правл. сем.за 1874 – 75 уч. г. 1 и дела правл. сем. за тот же год 11. 411 Журн. правл. сем.за 1883–4 уч. г. 12 и 16. В должности инспектора одесской семинарии за время ее существования состояли следующие лица: Иером. Пантелеймон Помигуев (183: 8–1841), иером. Ионасаф Гапонов (1841– 1843), иером. Вениамин Суворов (184: 3–1846), иером. Геннадий Левитский (184: 6–1858), иером. Вениамин Быковский (185: 8–1864), свящ. Николай Неводчиков (186: 5–1868), свящ. Алексей Соловьев (1869–1887), Василий Анисимов (1884–1905), Яков Чредин (1905–1906), и Конст. Спасский (1906). 422 Приводим в хронологическом порядке список ректоров одесской дух.сем. за 75-летие ее существования. Архим. Порфирий Успенский (1838–1840), архим. Афанасий Соколов (1841), архим. Никодим Казанцев (1841–1845), архим. Израиль Лукин (1815–1848), архим. Парфений Попов (1848–1852), архим. Серафим Аретинский (1852–1858), архим. Феофилакт Праведников (1858–1864), прот. Мартирий Чемена (1868–1901), прот. Василий Флоровский (1901–1903), архим. Анатолий Каменский (1903–1906) и прот. Константин Бречкевич (1906).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1845 г. по благословению архиеп. Антония началось строительство собора в честь Владимирской иконы Божией Матери в задонском в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ре . При свт. Антонии в 1830 г. начал работу Воронежский тюремный комитет для окормления заключенных. В 1833 г., когда мн. регионы России пострадали от неурожая, Воронежский архиерей организовал подписку в пользу голодающих, пожертвовал значительные суммы в Приказ общественного призрения на устройство благотворительных обедов. Свт. Антоний вменил клирикам епархии в обязанность сообщать ему о нуждающихся, к-рым он оказывал помощь как из личных средств, так и из сумм попечительства о бедных духовного звания и Воронежского попечительного комитета о бедных. В 1834 г. при участии свт. Антония губернатор и дворянство Воронежа организовали комитет для строительства жилья на месте сгоревших городских домов, за полгода было построено более 100 домов в Ямской слободе города. С пребыванием на Воронежской кафедре архиеп. Серафима (Аретинского) связан расцвет просветительской деятельности воронежского духовенства: началось издание ж. «Воронежские епархиальные ведомости» (1866), проведение Серафимовских вечеров, объединявших духовных и светских богословов, было построено новое здание ДУ. Большое внимание духовному просвещению уделял также архиеп. Анастасий (Добрадин) , организовавший Церковный историко-археологический комитет (1901), при нем выходил альманах «Воронежская старина», были проведены праздники, посвященные 200-летию со времени преставления свт. Митрофана Воронежского (1903) и 50-летию прославления свт. Тихона Задонского (1911). В 1913-1920 гг. В. е. возглавлял сщмч. Тихон (Никаноров) . Количество храмов, численность духовенства В кон. XVII в. на территории епархии находилось 210 храмов, в 1705 г.- 285 храмов и 17 мон-рей, в 1764 г.- ок. 600 храмов, в 1-й пол. XVIII в. действовали от 18 до 22 мон-рей. В 1829 г. в В. е. существовало более 600 храмов, в 1864 г.- 732 храма, 7 мон-рей, в 1872 г.- 934 храма (12 соборных, 11 монастырских, 884 приходских, 11 при казенных заведениях, 4 домовых, 4 приписных, 8 кладбищенских) и 7 молитвенных домов.

http://pravenc.ru/text/155254.html

Епископы (в Житомире): Паисий Виноградов 1891–1902. Арсений Тимофеев 1902–1906. Михей Алексеев 1906–1908. 11 Фаддей Успенский 1908. Острожское викариатство 12 Епископы (в Житомире): Анатолий Мартыновский 1841–1844. Иерофей Лобачевский 1845–1871. Иустин Охотин 1871–1879. Виталий Гречулевич 1879–1882. Израиль Никудицкий 1883. Александр Закве-Заккис (латыш) 1883–1890. Антоний Флоренцов 1890–1894. Мефодий Никольский 1894–1898. Серафим Мещеряков 1898–1902. (Было вакантно до 1910 г.). Гавриил Воеводин 1910. Воронежская, учр. в 1681 г. Кафедра в Воронеже Епископы Воронежские и Елецкие: Св. Митрофан 1682–1703. C 1682–1696 еп. „Воронежский“, с 1699–1700 еп. „Воронежский и Азовский“, с 1700 г. еп. „Воронежский и Елецкий“. Арсений Кастюрин 1704–1712. Архп. Пахомий Шпаковский 1710–1723. Митр. Иосиф 1725–1726. Лев Юрлов 1727–1730. Иоаким Струков 1730–1742. Вениамин Сахновский 1742–1743. Феофилакт 1743–1757. Кирилл Лящевецкий 1758–1761. Иоанникий Павлуцкий 1761–1763. Св. Тихон Соколов 1763–1767. Тихон Якубовский 1767–1775. Тихон Малинин 1775–1788. Епископы Воронежские: Иннокентий Полянский 1788–1794. Воронежские и Черкасские (до 1829 г.): Мефодий Смирнов 1795–1799. Афанасий Иванов 1799. Арсений Москвин 1799–1810. Антоний Соколов 1810–1816. Епифаний Саввич-Канивецкий 1816–1825. Воронежские и Задонские (с 1829 г.): Антоний Смирницкий 1826–1846. Архп. c 1833. Игнатий Семенов 1847–1850. Архп. Парфений Чертков 1850–1853. Архп. Иосиф Богословский 1853–1864. Архп. с 1860. Серафим Аретинский 1865–1886. Архп. с 1871. Вениамин Смирнов 1886–1890. Анастасий Добрадин 1890. Архп. c 1902. Острогожское викариатство 13 . Епископы (в Воронеже): Иринарх Попов 1841–1842. Елпидифор Бенедиктов 1842–1848. Феогност Лебедев I 1848–1852. Антоний Павлинский 1852–1853. Феодосий Макаревский 1867–1871. Вениамин Боковский 1871–1879. Филарет Косинский (румын) 1879–1880. Кирилл Орлов 1880–1882. Макарий Троицкий 1882–1886. Анатолий Станкевич 1887–1890. Владимир Соколовский 1891–1896. Иосиф Соколов 1897–1900. Владимир Шимкович 1900.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Silviae Aquitanae peregrinatio ad loca sancta. Quae inedita ex codice arretino deprompsit Ioh. Franciscus Gamurrini. Romae. 1887 г.). История этого манускрипта, рассказанная у Гамуррини в предисловии к его изданию, довольно любопытна. Гамуррини утверждает, что этот манускрипт первоначально принадлежал библиотеке, бенедиктинского монастыря в Монте-Кассино, и что об этом именно манускрипте упоминают в 11 в. бенедиктинский библиотекарь Leo v. Ostia, и каталоги рукописей означенного монастыря, сохранившиеся от 14-го и 16-о вв. Тщательные розыски этой рукописи, предпринятые известным кардиналом " ем (1782–1854) в монте-кассинской библиотеке, на основании отмеченных сейчас показаний каталогов, не увенчались успехом. Этой рукописи не существовало в Монте-Кассино уже в половине 17-го в., так как ее не значится в каталоге, рукописей этого монастыря, составленном около этого времени Монте-Кассинским аббатом Angelus’oм de Nuce. Этот манускрипт был открытъ Гамуррини уже в библиотеке аретннекого монастыря. Гамуррини высказывает предположение, что эта рукопись была перенесена в аретинский монастырь Амвросием Растреллини, аббатом монте-кассинского монастыря, известным ученым своего времени, который в 1610 г. оставил Монте-Кассино и вступил в, управление аретинским монастырем, находившимся в филиальном отношении к Монте-Кассино, – а преждевременная смерть Растреллини (в 1611 г.) помешала ему возвратить взятую рукопись но принадлежности. Косвенным подтверждением этой гипотезы является свидетельство упомянутого аббата Angelus " a de Nuce: expilata non semel nostra bibliotheca. До нашего времени эта рукопись дошла не в целостном виде: ей не достает как начального листа, так и нескольких листов в средине. (Gamurrini. Praefatio... IX-XIV рр. Cfr. Lindemann... 6–9 ss.). 73 Cfr. Praefat. generalis к изданию бенедиктинцев 29 n: ex libro mysteriorum nihil nobis superest nisi titulus ab Hieronimo indicatus. Cfr. Migne P. 1. 9 t. 21 c. 74 Tillemont. Memoires... 7 t. 446 р. Alzog. Grundriss d. Patrologie.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarij_Piktavi...

В середине 1980-х гг. началось восстановление приходской и монастырской жизни. 4 ноября 1990 года была совершена первая после возрождения обители Божественная литургия в Акатовом монастыре, в июне 1994 года — в Толшевском Преображенском женском монастыре; в 1997 году возобновилась иноческая жизнь в Дивногорском Успенском мужском монастыре, в 1998 году — в Костомаровском в честь Нерукотворного образа Спасителя женском монастыре; 12 сентября 2004 года, в день престольного праздника пещерного храма (единственного из сохранившихся в обители), совершена первая Литургия в Воскресенском Белогорском мужском монастыре. На территории Акатова монастыря были перезахоронены с городских кладбищ останки Воронежских архипастырей: сщмч. Тихона (Никанорова), митрополита Пахомия (Шпаковского), митрополита Владимира (Шимкович), архиепископов Анастасия (Добрадина) и Серафима (Аретинского), епископов Арсения (Москвина) и Вениамина (Смирнова). В 1990 году был освящен памятный знак на месте массовых расстрелов репрессированных в пос. Дубовка под Воронежем. Позже подобные памятные знаки и поклонные кресты были установлены и в других населенных пунктах епархии. В июле 1993 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви было открыто Воронежское епархиальное духовное училище при храме Успения Пресвятой Богородицы (левый берег города). В августе 1994 году открыто и регентское отделение при училище для подготовки руководителей церковных хоров. Постановлением Священного Синода 17 июля 1997 года училище было преобразовано в Воронежскую духовную семинарию. 4 марта 2000 года семинария переименована в Воронежскую православную духовную семинарию, в январе 2003 года — получила статус высшего профессионального учебного заведения. На переданном в распоряжение правящего архиерея земельном участке был построен Свято-Серафимовский мужской монастырь; 1 августа 1998 года был освящен первый монастырский храм. В ноябре 1998 года состоялся первый в истории Воронежской епархии визит Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II . Святейший Владыка освятил закладной камень в основание строящегося Благовещенского собора (в память о трех разрушенных в XX веке соборах Воронежа — Благовещенском в Митрофановом монастыре, Троице-Смоленском и Князь-Владимирском), посетил Акатов женский монастырь, Воронежскую духовную семинарию, Успенский Адмиралтейский и Казанский храмы Воронежа.

http://patriarchia.ru/db/text/1624585.ht...

05.01.1835 20.01.1835 26.09.1836 Владимир Алявдин (Алаудин?) 21.11.1836 08.03.1841 Иннокентий Борисов 06.04.1841 01.01.1843 Иеремия Соловьев 31.01.1845 30.06.1845 Варлаам Успенский 15.08.1845 10.01.1858 30.03.1858 31.10.1859 Антоний Амфитеатров 10.01.1860 04.01.1865 Серафим Аретинский 14.02.1865 31.12.1877 04.02.1878 14.01.1883 20.02.1883 11.05.1885 Виталий Иосифов 03.11.1885 03.06.1890 Иероним Экземплярский 12.07.1890 19.12.1892 Ириней II Орда 16.01.1893 26.01.1898 Иаков Пятницкий 28.06.1898 27.04.1902 Димитрий Ковальницкий 05.06.1902 08.06.1907 03.01.1908 16 09.1908 Агапит Вишневский 26.10.1908 18.09.1911 16.11.1911 18.05.1917 Сщмч. Никодим Кротков 21.06.1917 10(23)08.1921 Сщмч. Никодим Кротков, паки Александр (1932?) Чикагская Основана в 14(27)04.1922. Местопребывание – в г. Чикаго (США). Упразднена в 1957 г. 03(16)12.1922 23.11(06.12)1934 Леонтий Туркевич) 04(17)12.1956 23.12.1956(05.01.1957) Чимкентская Чимкентская и Акмолинская. Основана 09(22)11.1990. 09(22)11.1990 01(14)02.1991 02(15)02.1991 Чистопольская Основана 01.03.1899. Именование – по г. Чистополь (Казанская губерния; Татарская АССР). Казанское викариатство. Упразднена в 1926 г. 01.03.1899 14.07.1900 Антоний Храповицкий 10.09.1900 26.03.1905 18.07.1905 27.08.1905 Феодосий Олтаржевский 27.08.1905 17.01.1912 Алексий II Дородницын 04.03.1912 30.05.1913 Анастасий Александров 29.06.1913 15(28)02.1922 29.06(12.07)1922 06.1926 13(26)04.1934 04(17)09.1935 Андрей Солнцев Чистопольская, обн. Основана в 1924 г. Именование – по г. Чистополь (Татарская АССР). Казанское викариатство. Упразднена в 1933 г. 10(23)01.1924 Василий Троицкий (1928) 04(17)09.1932 18.09(01.10)1933 Василий II Катагошин Читинская Основана 28.01.1894. Иркутское викариатство (выделено из территории Селенгинского викариатства той же епархии). Самостоятельная с 12.03.1894. Упразднена в 1936 г. («...передана в управление Иркутским Преосвященным» [Саввин Д. Читинско-Забайкальская епархия в 1917–1936 гг.//Православие в Забайкалье. История и современность. Чита, 2004. С. 35]).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дивногорский Монастырь, посёлок. Успенский Дивногорский мужской монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Деревянная Успенская церковь появилась в монастыре через несколько лет после его основания, освящение её состоялось в 1659 году. Простояла она чуть менее века, и в 1751 году (по другим данным в 1755 году) её, обветшалую, разобрали. На месте старого храма возвели новый, на сей раз- каменный. Этот храм простоял в монастыре вплоть до конца 1870-х годов, когда было принято решение не ремонтировать его, а построить другой - в столь любимом тогда византийском стиле. Кременецкий сообщант: " Главная или соборная церковь в честь праздника Успения Пресвятыя Богородицы занимает центральное место в монастыре, построена в византийском стиле, в форме креста, однопрестольная, начата постройкой, с благословения Высокопреосвященного Архиепископа Серафима (Аретинского), в 1880 году, окончена в 1886 году; сделана из хорошего кирпича и прочно, толстые стены и соразмерность её частей обещают её долгое существование. Окна проднланы в куполе, по образцу древних церквей. Такое освещение в церквах не портит живописи, лики не искажаются светом, и благоприятно влияет на молящихся: не режет глаз, не отвлекает и располагает к сосредоточенности, к молитвенному настроению " . В одном только ошибся автор, обещая храму " долгое существование " . После 1924 года Успенский собор ещё напоминал " бывшую культовую постройку " , а в 1950-годы уже приобрёл черты барака. Слом купола власти оправдывали серьёзными повреждениями, которые он якобы получил во время войны, Но вот, например, Н. С. Анидалов, проживший всю свою жизнь в этих краях и пристально наблюдавший за состоянием упразднённого монастыря на протяжении нескольких десятилетий, отмечал: " Во время войны 1941-45 годов главный купол летнего храма имел лишь пробоину снарядом и мог быть легко восстановлен, но в 1950 и в 1951 годах эта часть храма с куполом, алтарём и клиросами были разобраны якобы на стройматериалы, но монолит стен был лищь превращён в щебёнку " . Историческая постройка была, таким образом, совершенно искажена, и после возвращения монастыря Церкви на восстановление соборного Успенского храма ушло несколько лет.

http://sobory.ru/article/?object=05796

«Как певец-солист о. Геронтий был неподражаем. Все, кто только слышал искусное и проникнутое глубоким религиозным настроением пение о. Геронтия, никогда не могли забыть его», – восторженно замечает биограф. В 1859 г. Гавриил Кургановский принял монашеский постриг с именем Геронтий, а в 1863 г. рукоположен был в иеромонаха. Выдержав экзамен на регента 2-го разряда в Императорской певческой капелле, о. Геронтий с 1861 по 1880 годы был регентом хора Задонского Богородицкого монастыря, по-прежнему «исполняя в нем партии solo-mehopa». Хор Задонского монастыря «в руках о. Геронтия достиг высокой степени совершенства и сделался известным далеко за пределами Воронежской епархии». Архиепископ Воронежский Серафим (Аретинский) не раз приглашал иеромонаха Геронтия в число братии Благовещенского монастыря, обещая ему там высокое и почетное место, но тот неизменно отказывался покидать любимый Задонск. Кроме управления хором, о. Геронтий принял на себя преподавание церковного пения в Задонском духовном училище. При этом о. Геронтий не только талантливо исполнял произведения иных авторов, но и сам был автором целого ряда духовно-музыкальных творений. Партитуры этих сочинений вошли в изданный в 1897–1900 годах авторский двухтомник «Метод богослужебных возгласов, положенных на ноты, с уставными указаниями, в пособие священнослужителям при богослужении». Труд этот удостоился одобрения Святейшего Синода и был рекомендован к приобретению в церковные нотные библиотеки. Отдельно была отпечатана партитура песнопений святителю Тихону Воронежскому, чудотворцу Задонскому, на акафисте. Как отмечает современник: «Здесь обращает на себя внимание прекрасная мелодия 1-го кондака акафиста «Избранный чудотворче " ». Живя в мире духовной музыки, о. Геронтий неустанно продолжал трудиться над самообразованием. Все свое немалое жалование регента хора он затрачивал на приобретение книг духовного и светского содержания, подписку на периодические газеты и журналы. И вторым его увлечением, впоследствии главным, стала история.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

После архимандрита Серафима (Аретинского) духовную школу в Тамбове возглавил архимандрит Феоктист (Федор Аполлонович Попов), родившийся 6 февраля 1826 года в Харьковской губернии в семье священника. После семинарии он закончил Киевскую академию, преподавал в Воронеже и Киеве, был инспектором Киевской семинарии. В январе 1860 года стал ректором семинарии в Тамбове, но пробыл здесь всего девять месяцев. С 6 октября 1860 года он – ректор Киевской семинарии, с 25 мая 1869 года – епископ Старорусский, викарий Новгородской епархии, с 1874 года – епископ Симбирский, с 1882 года – епископ, с 1885 – архиепископ Рязанский, где 2 декабря 1894 года скончался с. 1800]. Архимандрит Геннадий, в миру Иван Львович Левицкий, был третьим ректором при святителе Феофане. Он дольше вышеуказанных двух ректоров исполнял эту должность и, соответственно, больше них общался со святителем. Родился Иван Левицкий 25 мая 1818 года в Херсонской губернии в семье священника. Окончив семинарию в Харькове в 1839 году, Иван был рукоположен во диакона и священника, а после смерти супруги в 1841 году он стал студентом Киевской академии, где в 1844 году принял постриг. В 1845 году он был направлен преподавателем в родную Херсонскую семинарию, а через год его утвердили в должности ее инспектора. С 1852 года он архимандрит, с 1858 года – ректор семинарии в Самаре. В 1860 году Священный Синод поставил отца Геннадия во главе Тамбовской духовной семинарии. Через год, в 1861 году, епископ Феофан начал издавать «Тамбовские епархиальные ведомости». Их редактором Преосвященный назначил архимандрита Геннадия. 22 сентября 1868 года его хиротонисали в сан епископа Сарапульского, викария Вятской епархии. В 1872 году он стал епископом Кинешемским, а в 1883 году – Сумским. В 1886 году архипастырь ушел на покой в Желтиков Тверской монастырь, а в 1891 году был переведен в Козловский Свято-Троицкий монастырь Тамбовской епархии, где скончался 10 февраля 1893 года и был погребен с. 409–411]. При архимандритах Серафиме, Феоктисте и Геннадии в семинарии преподавал Виктор Певницкий, будущий протоиерей, и учился И.И. Дубасов, тамбовский краевед. Оба они оставили мемуары, позволяющие увидеть ректоров глазами семинариста и преподавателя. Архимандрита Серафима протоиерей Виктор характеризовал так: «Можно сказать, что он, будучи ректором, чрезвычайно добр был для воспитанников, особенно живших на казенном содержании. Заботился об улучшении их пищи и одежды и побуждал эконома не скаредничать по экономии» с. 546–547]. А вот как отзывался о ректорах И. Дубасов: «И Феоктист, и Серафим были в Тамбове недолго. Оба они являлись в наших классах и комнатах весьма редко и производили на нас впечатление неодинаковое. Серафим казался нам человеком добрым и ласковым. Феоктист – суровым» с. 391]. Протоиерей Виктор писал: «О Феоктисте нельзя сказать ничего – ни доброго, ни худого. Жил он совершенно отчужденно от всех в семинарии» с. 546–547].

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010