п. Все лат. тексты официальных (ватиканских) изданий П. к. снабжены ударениями и знаками специальной пунктуации. Во введениях нередко помещаются тексты редакторов-составителей с нотными примерами, в к-рых обсуждаются нотация, ритм (просодия), лад, форма и др. аспекты текстово-музыкальной композиции. Иногда подобные тексты представляют значительную историческую ценность, как, напр., «Пролог к антифонарию» Гвидо Аретинского . Особую ценность имеют помещавшиеся в П. к. тонарии , содержащие антифоны в порядке церковных ладов (гласов) и совмещающие в себе функции практической инструкции для певчего и теоретического обобщения церковно-певч. практики. На Западе, как и на Востоке, в ранний период истории Церкви богослужебные песнопения исполнялись гл. обр. по памяти и даже с появлением в IX в. нотации в виде невм латинские П. к. долгое время оставались преимущественно «справочниками» для запоминания текстов и мелодий, к-рыми во время богослужения пользовался только руководитель хора. Первоначально П. к. изготавливали в форме свитков и небольших книг; последние часто имели вытянутую по вертикали форму, чтобы их можно было держать одной рукой. В XIII в., когда певчие стали переходить к практике исполнения по П. к., формат последних стал увеличиваться до in folio; судя по миниатюрам того времени, во время богослужения их уже помещали на пюпитр (см. Аналой ). С XII в. в П. к. стали использовать линейную квадратную нотацию , в Германии и странах ее культурного влияния в XII-XVI вв.- готическую нотацию . После Тридентского Собора (1545-1563) квадратная нотация стала обязательной формой нотации в печатных певческих и богослужебных книгах. После Ватиканского II Собора монодия в певч. сборниках (с текстами на разных совр. языках) нотируется в «школьной» 5-линейной круглой нотации. Сохранившиеся рукописные П. к. обычно не имеют надписаний; принятые лат. названия основаны на печатных изданиях и на классификациях библиографов. В литургической традиции Римской Церкви V-VII вв. П. к. формировались по жанровому принципу: так возникли Антифонарий (сборник антифонов ) и Респонсориал (сборник респонсориев ).

http://pravenc.ru/text/2579888.html

Первыми по времени памятниками этого периода следует считать теоретические трактаты каролингской эпохи, в которых постепенно переосмыслялось понятие модуса, и модус из набора мелодических формул превращается в модульную октаву, в функционально-дифференцированную систему звуков. Расчленение мелодических формул на отдельные звуки давало некую магическую власть над мелодическим материалом, ибо это позволяло не только объяснить строение мелодии неканоническим способом, но и предоставляло возможность комбинировать из вычлененных звуков новые мелодические образования. То, что ранее образовывалось и устраивалось только на основании канона, теперь можно было образовывать и устраивать на основании знания законов звуковысотных отношений. Так магия знания содействовала преодолению сакрального канона уже в самом начале истории западноевропейской музыки. В этом смысле появление линейной нотации, изобретенной Гвидо Аретинским, имеет значение каких-то магических знаков, дающих власть над структурой мелодии и позволяющих человеку воздействовать на мелодический поток. В это же время на историческую сцену выходит совершенно новое лицо, обладающее магической властью над мелодическим материалом, и этим лицом является композитор, получающий возможность создавать новые звуковые структуры и вообще свободно манипулировать звуковым материалом. Конечно же, на раннем этапе становления композиторского творчества эта свобода в значительной степени ограничивается каноном, и первые образцы композиции можно определить как магическое звуковое расцвечивание канонического первоисточника. Именно таким магическим расцвечиванием канонического образца являются органумы традиции монастыря Сан Марсиаль и величественные композиции школы Нотр-Дам, безусловной вершиной которых являются органумы Перотина Великого. Следующий период истории западноевропейской музыки, соответствующий мистическому периоду мировой истории музыки, начинается с эпохи Ars Nova. На этом этапе канонический первоисточник перестает быть простым объектом магического звукового расцвечивания и начинает пониматься как сложная структура, элементы которой могут подвергаться конструктивно-композиционным преобразованиям, приводящим к созданию совершенных звуковых структур, красота которых находится в мистическом соотношении с гармоническим порядком сотворенного Богом мира.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kultura-...

е. монохорда - муз. инструмента с 1 натянутой струной, пережимая которую в различных местах можно получать разные интервалы в заданном математическом соотношении. В этом сочинении, широко известном под лат. названием «Sectio canonis» (сохр. более чем в 200 рукописях), Е. обобщил и развил достижения пифагорейской теории музыки (гармоники). В последующие века эта работа была дополнена и приобрела такое же значение для муз. науки, какое «Начала» имели для математики. Преемственность по отношению к теоретическим положениям в том виде, как они изложены в этом труде Е. (уделявшего особое внимание таким аспектам теории музыки, как тесная связь муз. акустики и математики, сопоставление муз. интервалов и числовых отношений и обоснование через них консонансов, деление монохорда в разных родах), четко прослеживается в трудах крупнейших теоретиков музыки вплоть до эпохи Возрождения (Птолемей, Никомах, Боэций , Гвидо Аретинский и др.). Из античных источников известно о существовании др., ныне утерянных сочинений Е.: «Pseudaria» (Ψευδρια, о логических ошибках в математике), «О конических сечениях» (Κωνικ, материал вошел в одноименный трактат Аполлония Пергского), «Геометрические места на поверхностях» (Τποι πρς πιφανε), «Поризмы» (Πορσματα, упом. у Паппа и Прокла). Выдержанный в традициях Аристоксена трактат «Введение в гармонику», к-рый приписывается Е. во мн. старинных рукописях, совр. исследователи считают принадлежащим Клеониду. Следуя Платону, предписывавшему каждому в качестве подготовки к философии изучение 4 «математических» наук: арифметики, геометрии, гармоники (т. е. теории музыки) и астрономии, Е. действительно охватил своими сочинениями всю элементарную математику эпохи Платона и его учеников, заложив пути ее развития на долгие годы вперед. Значение достижений Е. для математической науки столь велико, что, по утверждению ван дер Вардена, «все античные и современные математики являются его учениками» ( Ван дер Варден. 1959. С. 275). Неск. фундаментальных понятий и конструкций совр.

http://pravenc.ru/text/187138.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГВИДО АРЕТИНСКИЙ Гвидо Аретинский. Рисунок с утраченной росписи XIII в. Чимбауэ (?) из собора г. Кортоны. Италия Гвидо Аретинский. Рисунок с утраченной росписи XIII в. Чимбауэ (?) из собора г. Кортоны. Италия [лат. Guido Aretinus; итал. Guido d " Arezzo] (90-е гг. X в., близ Парижа - после 1033 (50-е гг. XI в.?)), итал. музыкант и теоретик. По версии Ж. Морена (см.: Revue de l " Art Chretien. P., 1888. Vol. 3), Г. А. получил образование в мон-ре Сен-Мор-де-Фосе (отсюда вариант написания его имени как Guido de Sancto Mauro). Продолжил учебу, вероятно, в бенедиктинском мон-ре Помпоса близ Феррары. Там же впервые приобрел известность как автор новой системы обучения пению; изобрел новый метод нотации, с помощью к-рого составил (совместно с мон. Михаилом, адресатом «Послания» Г. А.) вариант Антифонария (в наст. время утерян). Сохранились 2 пролога Г. А. к Антифонарию: «Prologus in antiphonarium», известный также под названием «Aliae regulae» (Иные правила, 1030-1031), и «Regulae rhythmicae» (Правила в стихах, 1030-1031). Ок. 1025 г., не найдя поддержки в Помпосе, переехал в Ареццо под покровительство еп. Теодальда, к-рому посвятил трактат «Micrologus de disciplina artis musicae» (Микролог, или Краткое изложение учения о музыкальном искусстве, 1026-1030; сохр. более 90 средневек. списков). Г. А. стал широко известен после поездки в Рим по приглашению папы Иоанна XIX (1024-1032), где в его присутствии Г. А. демонстрировал преимущества нового Антифонария. Об этом, а также о последующем посещении Помпосы сообщается в «Epistola [Guidonis Michaeli monacho] de ignoto cantu [directa]» (Послание о незнакомом песнопении [направленном Гвидо монаху Михаилу], 1031/1032). Известно также, что впосл. Г. А. удалился в мон-рь близ Ареццо, возможно ордена камальдулов в Фонте-Авеллана, где пробыл до конца жизни. 1-я строфа гимна св. Иоанну Крестителю 2-го тона, начальные слоги к-рой послужили основой сольмизации Гвидо Аретинского

http://pravenc.ru/text/161785.html

Первая часть сочинена под влиянием Боэция и Исидора , еп. Гиспальского (Севильского); богословские аспекты трактата отражают знакомство Ж. Л. с произведениями как античных авторов ( Аристотель ) и отцов Церкви (блж. Августин ), так и средневек. теологов ( Бонавентура и др.). Среди основных достижений Ж. Л. в 1-й ч. «Зерцала...» - развитие учения Боэция о монохорде, согласование этого учения с совр. Ж. Л. муз. теорией, подробный теоретический анализ интервалов и категорий консонантности и диссонантности. В кн. I изложены вводные сведения, необходимые для изучения интервалов: способы рассмотрения мер и пропорций в дисциплинах квадривиума; различные традиц. классификации видов музыки; определения звука, тона, голосоведения, длительности; математические понятия: единица, число и часть числа, пропорции и их состав и свойства, числовые средства (арифметические, геометрические, гармонические) и их сочетания; гармония Пифагора (6 : 8 : 9 : 12). Кн. II посвящена рассмотрению интервалов в связи с монохордом. Здесь излагается классическое учение о консонансе и диссонансе, рассматриваются интервалы (в т. ч. составные - квинты, октавы, октавы и квинты, двойной октавы), их названия, деление и т. д. При анализе кварты Ж. Л. сравнивает 3 античных рода (диатонический, хроматический, энармонический) с 3 видами (species), описываемыми средневек. теоретиками. В заключение приводится полное деление монохорда. В кн. III дан числовой анализ пропорций и интервалов и деление последних в связи с пропорциями. Кн. IV посвящена разбору консонантных интервалов по ряду параметров (общее и различное, высота и глубина, строй, простая и составная природа, целое и части, интервалы, виды, совершенство и несовершенство, каденция и др.) с опорой на трактаты Боэция, Гвидо Аретинского , Иоанна Аффлигемского (Коттона) , Иоанна де Гарландиа , Франко Кёльнского , Анонимов I (трактат Ж. Л.?) и II. В кн. V преимущественно на основе теорий Боэция и Гвидо рассматриваются 3 рода тетрахордов, их свойства, тетрахорды большой и малой совершенных систем , деление монохорда и различные описания его частей по 3 родам, к-рые сравниваются с 3 гексахордами.

http://pravenc.ru/text/182187.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН АФЛИГЕМСКИЙ [Иоанн Коттон; лат. Iohannes Affligemensis, Iohannes Cotto, Cottonius; англ. John of Affligem, John Cotton; нем. Johannes von Affligem, Johannes Cottonius], монах-бенедиктинец, муз. теоретик, автор одного из наиболее известных лат. средневек. трактатов о музыке, составленного ок. 1100 г. и в нек-рых списках получившего название «De Musica». Биографические данные не выявлены. Судя по цитируемым в трактате источникам, И. А. работал в Юж. Германии. В ряде рукописей трактата сохранилось посвящение «предстоятелю Фульгенцию» (antistiti Fulgentio), к-рого издатель трактата Й. Смитс ван Васберге отождествил с аббатом мон-ря Афлигем во Фландрии, управлявшим обителью с 1089 по 1121 г. (см. изд.: Johannes Afflighemensis. 1950). Прозвище Коттон (лат. Cottonius), известное по 2 спискам трактата с XVIII в., считалось указанием на англ. происхождение И. А. ( Gerbert. Scriptores. T. 2. P. 230). По гипотезе Джоан Малколм, оно происходит от лат. cotta - облачение певчего (И. А. мог работать в Трире) ( Malcolm. 1993). Трактат И. А. принадлежит к наиболее популярным в средние века изложениям основных принципов григорианского пения и раннего западного многоголосия. Основной корпус трактата состоит из 23 глав; в нек-рых списках к ним добавлен состоящий из 4 глав тонарий - каталог песнопений, распределенных по модальной принадлежности (см. Модус , Глас ). Как было установлено М. Югло , тонарий И. А. относится к группе источников из региона, приблизительно совпадающего с территорией совр. Швейцарии ( Huglo. 1971. P. 249-251). Образцом для трактата послужил созданный ок. 1026 г. «Микролог» Гвидо Аретинского ( Hirschmann. 2000), хотя в ряде случаев И. А. отклоняется от положений, сформулированных Гвидо. Несмотря на то что сочинение И. А. носит сугубо практический характер, он часто цитирует античных и средневек. авторов, среди них - Платона , Горация, Доната, Присциана , Марциана Капеллу и Боэция .

http://pravenc.ru/text/469816.html

Секвенции и тропы имели в своем основании антифонарий св. Григория Великого и потому с полным правом могут быть относимы к григорианскому пению. Система этого пения до настоящего времени служит основой для богослужебного пения католической церкви. Григорианские мелодии, исполняемые вначале в унисон, впоследствии служили нередко темами для контрапунктической разработки —503— Св. Амвросий и Григорий Великий не были, однако ж, создателями церковных напевов, связанных с их именами. Они сами смотрели на введенное ими церковное пение, как на ненарушимое предание благочестивой древности. Первенствующая церковь употребляла для записи богослужебных мелодий буквы греческого алфавита. По свидетельству известного исследователя древней музыки Мейобия мелодия гимна Амвросия Медиоланского «Тебе Бога хвалим» записана также древнегреческими алфавитными знаками. С течением времени буквенная система была заменена особыми нотными знаками в форме точек, запятых, дуг, ударений и разных черточек, которые известны под именем невм. Преимущество этой нотации перед буквенной заключалось в её наглядности, так как по одному внешнему виду невм можно было уже тотчас заметить: направляется ли мелодия вверх или вниз. В 6 веке невмы вошли во всеобщее употребление как на Востоке, так и на Западе. Ими были написаны и богослужебно-певческие книги св. Григорием Великим . Не смотря на преимущество этой системы нотных знаков перед буквенной, по ней с большим трудом читались ноты. Невменное письмо отличалось неопределенностью и многочисленностью нотных знаков, на что справедливо жаловались певцы и музыканты. Казалось, замечает один исследователь, что рой мух ползает между строчками. Изобретение линейной системы Гукбальдом (X в.) и звуковых названий (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) Гвидо Аретинским (XI в.) дало сильный толчок движению музыки вперед, в особенности же развитию гармонического пения, исполнение которого требует более точного определения высоты и длительности музыкальных звуков. Ко временам же Гвидо относится повсеместное употребление в церквах органа, в качестве сопровождения для певцов. Есть известие, что орган впервые был допущен в храм папою Виталианом, умершим в 672 году.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Установление порядка богослужения и пения в Медиоланской Церкви традиционно связывается с именем свт. Амвросия Медиоланского (373-397), что имеет больше исторических оснований, чем аналогичные сообщения о Римских папах: источники свидетельствуют, что святитель ввел в богослужение обычай петь гимны, а совр. исследователи подтверждают его авторство для ряда текстов этого жанра. Тем не менее о церковных мелодиях эпохи Амвросия достоверных сведений не существует. Нотированный Бревиарий. Италия. 1-я пол. XII в. Нотированный Бревиарий. Италия. 1-я пол. XII в. В эпоху Каролингов начался процесс унификации лат. богослужения и пения: местные традиции И. стали постепенно вытесняться выработанной в кон. VIII в. во Франкском гос-ве версией рим. певч. традиции, получившей впосл. название « григорианское пение ». В Аквилее это вытеснение произошло до появления в И. в X в. местных разновидностей (болонской и нонантолской на севере, неск. центральноиталийских, беневентанской на юге) адиастематической муз. нотации (см. ст. Невмы ), поэтому записей аквилейского пения практически не сохранилось. Единственная аквилейская мелодия, записанная в адиастематической нотации, содержится в чине Крещения в рукописи XI в. Ambros. T. 27 suppl. (см.: Huglo. 1955). Специфически аквилейскими считаются также речитации Провозглашения Пасхи (см. «Exsultet» ) и Плача прор. Иеремии, содержащиеся в рукописях XII-XIV вв. из Аквилеи и Чивидале-дель-Фриули (Udine. Capit. 17, 21; Udine. Duomo. 31; Venet. S. Maria d. Consolazione. Lit. 4; Cividale del Friuli. Museo Archeol. Naz. 91, 93, 98). В Юж. Италии нотированные и иллюминированные свитки «Exsultet» вошли в употребление еще раньше, вероятно со 2-й пол. X в. В XI в. началась унификация итал. нотации благодаря введению усовершенствованной Гвидо Аретинским нотолинейной системы и применению квадратной формы невм. Гвидо также приписывается изобретение системы сольмизации . На юге И. беневентанское пение окончательно уступило место григорианскому после того, как Беневентское княжество в 1051 г. признало зависимость от папы Римского. При папе Николае III (1277-1280) григорианское пение было принято и в Риме. Староримские песнопения сохранились только в 5 рукописях XI - нач. XIII в., беневентанские и равеннские - еще более фрагментарно в памятниках X-XII и XI-XII вв. соответственно. Только миланцам во многом благодаря авторитету свт. Амвросия удалось сохранить непрерывную богослужебно-певч. традицию до наст. времени.

http://pravenc.ru/text/2033728.html

Песней в «полном» каноне девять или восемь (в последнем случае отсутствует песнь 2-я), но есть каноны из четырех, трех и двух песней (так называемые четверопеснцы, трипеснцы и двупеснцы). Большинство канонов написано (в греческом подлиннике) хорошими метрическими стихами, а некоторые, кроме того, имеют акростихи из начальных букв тропарей. Отличительной особенностью канона стала его неразрывная связь с осмогласием – ладово-мелодической системой, появившейся в Иерусалиме в VII в. Предание связывает начало гласовой унификации на Западе с именем Амвросия Медиоланского , а Григорию I приписывается добавление к существовавшим до него 4 амброзианским гласам (т.е. устойчивым напевам, тональностям), в основу которых легли напевы дорийский, фригийский, лидийский и миксолидийский, 4 новых родственных им напевов, «побочных гласов» (toni plagales), именно: гиподорийского, гипофригийского, гиполидийского, гипомиксолидийского, в результате чего сложились 8 гласов (voces) или тонов (octo toni), к которым впоследствии был прибавлен 9-й – tonus peregrinus sive irregularis, представляющий сочетание 2-го и 8-го гласов. Восьмигласовая псалмодия впервые зафиксирована во франкских источниках IX в. Столько же гласов и с тем же музыкальным характером установил, по преданию, Иоанн Дамаскин на Востоке в VIII в. в процессе систематизации и записи литургических мелодий всего богослужебного круга (современные исследователи высказывают мнение, что система Октоиха – старше времени Иоанна Дамаскина). Счет гласов здесь, однако, другой: сначала идут все прямые гласы (греческое αθεντικς Гвидо Аретинский переводит как «большой, высокий или верхний»), а потом их побочные (πλγοι, что «по-латыни можно передать как вспомогательный, малый или низкий», согласно Гвидо), тогда как на Западе за каждым прямым гласом следует его побочный. Трудами Иоанна Дамаскина, Космы Маиумского и других палестинских гимнографов в Иерусалиме был создан новый комплекс праздничных и воскресных песнопений, образовавших новый иерусалимский Тропологий. Существенной особенностью праздничных канонов нового Тропология стало наличие в каждой песни ирмоса, служащего образцом для строф. В качестве ирмосов могли использоваться известные архаичные строфы и фрагменты древних гомилетических текстов – например, в пасхальном каноне Иоанн Дамаскин использовал в этих целях фрагменты пасхального слова Григория Богослова .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

262 Бонконте — сын графа Гвидо да Монтефельтро, полководца и политика XIII b. ( " Ад " , XXVII), предводитель аретинских гибеллинов в войне против флорентийских гвельфов, погиб в битве при Кампальдино (1289), в которой в составе флорентийской кавалерии участвовал и Данте. 263 Пия деи Толомеи — родом из Сьены, вышла замуж за Нелло деи Панноккьески, из ревности тайно убившего ее в одном из своих замков в сьенской Маремме. 264 Сорделло — поэт XIII b., писавший на провансальском; уроженец Мантуи, как и Вергилий. По преданию, погиб насильственной смертью. 265 Стаций, Публий Папиний (ок. 45 — ок. 96) — римский поэт, при дворе императора Домициана (81–96), автор " Фиваиды " (поэмы о походе семерых против Фив), незаконченной " Ахиллеиды " и др. 266 Гвиницелли, Гвидо (между 1230–1240 — 1276) — один из основоположников поэзии " нового сладостного стиля " , воспевший любовь как чувство, облагораживающее человека не менее чем любовь к Богу. 267 Даниелъ, Арнаут (Арнальд) (ум. ок. 1200) — провансальский поэт. 268 Лета — река (у Данте) в Земном Раю, ее воды снимают у людей " память согрешений " . 269 Мателъда — прекрасная женщина, встретившая Данте в Господнем лесу, т. е. Земном Раю. 270 Лукреций — см. коммент. к эссе " Классическая филология и литератор " . " Бхагавадгита " — древнеиндийский памятник религиозно-философской мысли (часть 6-й книги " Махабхараты " ) сер. 1-го тысячелетия до н. э. 271 Ломбардец Марко — " профессиональный придворный " , жил в XIII в. 272 Аристотелев трактат " О душе " — Аристотель писал (рус. перевод 1937 г.) о трёх душах или трёх частях души: растительной, животной (ощущающей) и разумной. 273 " Мистическая процессия " — двадцать четыре маститых старца (24 книги Ветхого завета), четыре зверя (четыре Евангелия), колесница меж ними — символ христианской церкви; впряжённый в колесницу Грифон (лев с орлиными крыльями и головой) — символ Христа и т. д., " одинокий старец " в конце — Апокалипсис. 274 Откровение св. Иоанна — Иоанн Богослов, один из апостолов, учеников и последователей Христа; в его Откровении — " Апокалипсисе " (сер. 68 — нач. 69), вошедшем в Новый завет, описаны видения автора: борьба " агнца-спасителя " с сатаной и его победа; конец света, " страшный суд " , наступление царства Божьего на земле.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=128...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010