Во-первых, христиане получили освобождение от закона как системы спасения. Будучи оправданы верой во Христа они находятся теперь не под Божьим законом, а под Его благодатью (Рим 3:19, Рим 6:14—15, Гал 3:23—25). Это означает, что их пребывание с Богом («мир» и «доступ», о которых говорится в Рим 5:12), основанное на факте принятия их и усыновления во Христе не зависит и никогда не будет зависеть от того, что сделали они или чего сделать не смогли. Они не совершенны, но свободны.    Инстинкт падшего человека, как он проявляется в любой из когда-либо выработанных миром религий, заставляет его полагать, что он может устанавливать и сохранять правильные отношения с Богом строгим соблюдением законов, исполнением обрядов и аскетизмом. «Ибо не разумея праведности Божьей и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божьей» так определил Павел подобную тенденцию у евреев (Рим 10:3). Павел на собственном опыте убедился, что подобные попытки безнадежны. Ни одно человеческое деяние не может быть достаточно хорошим, ибо в человеческом сердце всегда присутствуют нечистые желания, незримо сопровождающие внешние благие действия (Рим 7:7—11 ср. Флп 3:6). Бог смотрит прежде всего на сердце человека.    Все, что может сделать закон, это пробудить совесть, обнажить и обличить грех, пропитывающий нашу нравственную сущность, и тем самым сделать его явным для нас (Рим 3:19, 1 Кор 15:56, Гал 3:10). Таким образом, становится очевидной тщетность попыток истолкования закона как «завета дел» и желания достичь праведности с его помощью (Гал 3:10—12, Гал 4:21—31). От этого рабства закону и освободил нас Христос.    Во-вторых, христиане освобождены от власти греха (Ин 8:34—36, Рим 6:14—23). Они сверхъестественным образом возрождены и стали живыми для Бога через свое единство со Христом в Его смерти и в Его воскресении (Рим 6:3—11). Глубочайшее желание их сердец служить Богу, являя во всем полученную от Него праведность (Рим 6:18,22). Власть греха постоянно принуждала их не только к неповиновению, но и к игнорированию Божьего нравственного закона, вызывая открытое противление и даже ненависть к нему. Ныне же, когда их сердца, претерпев изменение, руководствуются благодарностью Богу за незаслуженный дар благодати и укрепляются Святым Духом, они служат «в обновлении духа, а не по ветхой букве» (Рим 7:6).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Ст. 4. 5. не изображая преимуществ совершеннолетнего наследника, как понятных для каждого, после того, что сказано об отроке несовершеннолетнем, апостол показывает самое состояние рода человеческого, дожившего до кончины веков, сходное с состоянием отрока совершеннолетнего. Ст. 4. егда же прииде кончина лета πληρωμα του χρνου полнота предназначенного времени (сл. Дан. 10:3 ), то же, что нарок отчий (ст. 2), иначе кончина веков Евр. 9:26 . так как сим предлогом оканчиваются закон и пророчества, исполнилось устроение ветхозаветной церкви и открылось устроение новой церкви. Викторин: «как Христос, чтобы быть полнотою целою и совершенною, собирает рассянные члены, точно так и полнота времени тогда совершилась, когда все созрели для веры, грехи достигли самой высшей крайности, и против всеобщей смерти необходимо требовалось врачевство». Так показывает и история. Иудейский мир, пред пришествием Христа Иисуса более, чем когда-нибудь, ожидал Мессии. – Мир языческий также достигал своей зрелости. – Пороки более не обуздываясь мерами человеческими; науки, искусства, художества цвели: а покоя не было. Более и более уверялись, что истине может научить только Бог. – поскольку же срок совершеннолетия, по законам римским, зависел собственно от воли отца: то и в словах апостола об окончании несовершеннолетия людей, не надобно опускать той мысли, что оно зависело от воли Отца небесного. Посла Бог, – отсюда Христос посланник ( Евр. 3:1 ). Новое устроение дело спасения нашего апостол гласно усвояет Богу Отцу; точно так говорится и в других местах писания ( Ин. 3:17, 34. 6, 57 ), хотя иногда действие, какое у апостола усвояется Отцу – послание Сына, – усвояется и Духу святому ( Ис. 48:16 ). Посла – Сына своего. – Евсевий Емесийский: «говоря, посла Бог Сына своего, удерживает мысль об истинном Сыне, ибо сказал с членом: τν Υν Ατο 36 . Иначе сей Сын называется Сыном Отца Единородным ( Ин. 3:16 ), Сыном Его собственным ( Рим. 8, 32 ), Которого надобно чтить также, как чтут Отца ( Ин. 5:23 ): короче – это Бог Слово ( Ин. 1:1 ). Если говорится, что Бог послал Сына: то это показывает, что аа) Сын был и прежде того, как послан Отцом на землю; что бб) Сыну надлежало оставить на время славу, которую Он имел со Отцом прежде, нежели был мир ( Ин. 17:5 ) что вв) Он, как говорил Сам, сый на небесах ( Ин. 3:13 ) должен был явить свое особенное присутствие на земле, и в утробе жены – девы принять человечество; и наконец гг) Отец послал Сына не против воли Сына: но Сын предал Себя добровольно святой и благой воле Отца ( Гал. 2:20 ), так как она была вместе и воля Его собственная, по единству естества в Отце и Сыне ( Ин. 3:31. 10, 18. 14, 9, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

из миланской б-ки Амброзиана, имеющие в качестве textus superior гот. перевод Посланий ап. Павла: Cod. Ambrosianus A (S. 36), 190 л.- фрагменты посланий в следующей последовательности: Рим, 1-2 Кор, Еф, Гал, Флп, Кол, 1-2 Фес, 1-2 Тим, Тит, Флм (Евр, можно думать, отсутствовало с самого начала); Cod. Ambrosianus B (S. 45), 154 л.- 1-2 Кор целиком, фрагменты Еф, Гал, Флп, Кол, 1-2 Фес, 1-2 Тим, Тит (разбивка текста на главы близка разбивке Евфалия ); Cod. Ambrosianus С (J. 61), 2 л. (Мф 25-27); Cod. Ambrosianus D (G. 82), 3 л. (Неем 5-7). Первоначально частью Cod. Ambrosianus А был Cod. Taurinensis - 4 сильно поврежденных листа из б-ки Туринского ун-та (фрагменты Гал, Кол). Тексты посланий в Cod. Ambrosiani А и В отчасти пересекаются друг с другом, что важно в текстологическом отношении. Cod. Carolinus - пергаменный палимпсест с нижним текстом примерно V в. гот. перевода Рим 11-15 с параллельным лат. текстом (Vet. Lat. 79) - хранится в Вольфенбюттельской б-ке (Cod. Guelferbitanus 64 Weiss., 4 л.). Также готско-лат. билингву (Vet. Lat. 36) представлял собой пергаменный отрывок VI (менее вероятно - V) в. из б-ки Гисенского ун-та (Cod. Gissensis: Лк 23. 11-14; 24. 13-17), происходивший из окрестностей Антинои в Египте и погибший в 1945 г. Гот. перевод сделан с греч.; основой служил текст койне IV в., т. е. текст антиохийско-к-польской группы, хотя гот. перевод с этим реконструируемым текстом полностью не совпадает, обнаруживая нек-рое влияние старолат. перевода Vetus Latina, к-рое, однако, неравномерно распределено по тексту (меньше в Мф и Ин) и восходит, видимо, не к переводу Вульфилы, а отражает позднейшее его бытование в латиноязычном окружении. Возможно, Вульфила имел помощников, на что указывают различия в передаче одних и тех же слов между Евангелиями и Посланиями, а также наличие ряда специфических языковых явлений в Евангелии от Луки. В целом гот. перевод близко следует греч. оригиналу как в лексическом, так и в синтаксическом отношении; его автор демонстрирует незаурядное переводческое мастерство, проявившееся в подборе лексики, словотворчестве, передаче синтаксически трудных мест и даже во внимании к звукописи, но в деталях дать оценку переводческой манере Вульфилы затруднительно, не имея материала для сравнения, поскольку сохранившиеся памятники гот.

http://pravenc.ru/text/209473.html

   Только у совершенных христиан способность к различению добра и зла развита до непогрешимости. А совершенны те, кто долгой практикой благодатных евангельских подвигов успел полностью очистить себя от всякого греха и зла и утвердить в себе божественное добро, божественную правду, божественную любовь, божественную мудрость, божественную истину. Кто эти совершенные? Святые Апостолы, святые Отцы, одним словом христоносцы и духоносцы.    Много требуется благодатного упражнения от человека, чтобы он стал действительно способным к различению своей доброй и злой мысли, своего желания, своего ощущения, своего дела. Всякая добрая мысль своим самым внутренним нервом связывает человека с Богом. Так же и доброе желание, и всякое доброе ощущение, и всякое доброе дело. Но точно так же всякая злая мысль, злое желание, злое ощущение, злое дело своим самым невидимым, но главнейшим нервом связывает человека с диаволом. Хочет человек того или нет, но его мысли и чувства, желания и дела — это или уток на ткацком стане зла, под рукою сатаны, или уток на ткацком стане добра, под рукою Божиею.    Совершая евангельское добро, человек настолько соединяется с Богом, что рождается от Бога и становится сыном Божиим, чадом Божиим (Ин. 1:12—13); а совершая зло, он настолько соединяется с диаволом, что рождается от диавола и становится сыном диавола и исчадием диавола (Ин. 8:44). В Господе Иисусе нет греха. Всяк, иже в Нем пребывает, не согрешает: «всяк согрешаяй не виде Его, ни позна Его» (1 Ин. 3:6). Нет зла, нет греха, которые бы опосредованно или непосредственно не происходили от диавола. «Творяй грех от диавола есть, яко исперва диавол согрешает… Всяк рожденный от Бога греха не творит… Сего ради явлена суть чада Божия и чада диаволя: всяк не творяй правды, несть от Бога» (1Ин. 3:8—10). «Благотворяй от Бога есть; а злотворяй не виде Бога» (3 Ин. 1:11)    Все люди в большей или меньшей степени являются добровольными рабами греха, «яко всяк творяй грех раб есть греха» (Ин. 8:34). Замученный грехом, всякий человек есть и остается мастерской греха, если не последует за безгрешным Господом Иисусом. Только Безгрешный может освободить человека от рабства греху. Только Христов человек становится свободным от греха (Ин. 8:36). Каким образом? Когда безгрешный Господь становится душою его души, мыслью его мысли, ощущением его ощущения и преисполняет Собою всецелое существо человеческое, так что человек может вместе с апостолом Павлом сказать: «живу же не ктому аз, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3459...

2. Прообразования. Здесь бесконечная благость, нисходя к немощи человека, облекала высокие свои обетования и пророчества о Мессии в чувственные образы, чтобы тем сильнее запечатлеть их в памяти народа и всегда представлять их как бы пред его глазами. К числу таких прообразований относились – а) Некоторые происшествия и обстоятельства из жизни частных лиц, например: приношение Исаака в жертву, указывавшее на крестную смерть и воскресение Мессии ( Ин. 8:56 ); священство Мельхиседека, прообразовавшее вечное священство Христово ( Евр. 5:6, 7 ); пребывание Пророка Ионы во чреве китове три дни и три нощи, знаменовавшее трехдневное пребывание Мессии в сердцы земли ( Мф. 12:40 ). б) Происшествия и обстоятельства из жизни всего народа Иудейского, особенно во дни Моисея ( 1Кор. 10:11 ; Рим. 10:4 ), каковы: заклание Иудеями агнца пасхального, бывшего образом Мессии во многих отношениях ( Исх. 12646 ; снес. Ин. 19:36 ; 1Кор. 5:7 ); водружение в пустыне медного змия, который прообразовал Мессию, распятого на кресте и спасающего верующих в Него от вечной смерти ( Ин. 3:14 ). в) Весь закон обрядовый, данный Богом через Моисея, и прообразовавший своими многочисленными жертвоприношениями, очищениями, окроплениями, празднествами, священством события новозаветные: сень бо имый закон грядущих благ, –свидетельствует св. Апостол, –а не самый образ вещей ( Евр. 10:1 ; снес. Кол. 2:17 ). 3. Закон не только обрядовый, но и нравственный, и гражданский, который вообще Апостол называет пестуном во Христа ( Гал. 3:24 ). Закон обрядовый вел ко Христу, как уже замечено, тем, что прообразовал события новозаветные и своими жертвами указывать Иудеям на жертву Христову ( Евр. 10:1 ). Закон нравственный – тем, что своими высокими и подробными предписаниями, которых Иудеи, вследствие первородного греха, не в состоянии были исполнить, ясно обнаруживал пред ними их греховность: законом бо познание греха ( Рим. 3:20 ), приводил их в сознание своего бессилия и возбуждал в них сильнейшее желание Искупителя ( Рим. 7:14–17, 24, 25 ). Наконец, закон гражданский вел ко Христу тем, что угрожая за нарушение почти каждой нравственной заповеди смертью ( Исх. 21:15, 23–25; 31:14 и др.), и таким образом держа Иудеев постоянно в страхе под игом работы ( Гал. 5:1 ), заставлял их еще пламеннее желать, чтобы скорее пришел на землю Избавитель, и закон духа жизни о Христе Иисусе свободил их от закона греховнаго и смерти ( Рим. 8:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В предвечном совете Св. Троицы, прежде создания мира, было определено совершить спасение человеческого рода через Второе Лицо Св. Троицы, воплотившегося Единородного Сына Божия, Который и явился в последние времена ( 1Пет.1:19–20 ). в полноту времени ( Гал.4:4 ), Верою в Него, как имеющего некогда прийти на землю обетованного Мессию, жили и спасались все ветхозаветные патриархи, пророки и праведники. Он был предметом постоянного пламенного ожидания всей ветхозаветной Церкви ( Мф.13:17 ; Лк.10:24 ; Евр.11:13,39 ). Все ветхозаветное домостроительство спасения человеческого рода, начавшееся в раю первообетованием о семени жены, имеющем стереть главу змия ( Быт.3:15 ), приготовляло ветхозаветный мир к принятию Мессии ( Гал.3:24 ). Дабы истинные чада Церкви Божией могли узнать истинного Мессию и не увлекались обманом лже-мессий, являвшихся и после Христа Спасителя ( Деян.5:36–37 ), Дух Святый устами ветхозаветных пророков ( 2Пет.1:21 ), предсказал все обстоятельства явления и жизни на земле воплотившегося Сына Божия, Христа, начиная с одного из двенадцати колен Израилевых, от которого Он родился, времени и места Его рождения до Его славного вознесения на небеса и второго пришествия на землю для страшного суда, когда Христос Спаситель потребует от человеческого рода отчёта в том, как он воспользовался проповедью Евангелия и плодами крестных искупительных заслуг Христа Спасителя, благодатными дарами, споспешествующими и необходимыми для дела спасения человеческого рода. Пророк Моисей более чем за полторы тысячи лет и царь Давид более чем за тысячу лет предсказали, что Христос Спаситель родится от семени жены ( Быт.3:15 ), от семени Авраама ( Быт.22:18 ) и семени Давида ( Пс.89:36–37 . Иер.23:5–6 ). И в св. книгах нового завета мы видим точное исполнение этих пророчеств ( Мф.3:15 ; Гал.4:4 ; Мф.1:1 ; Лк.3:23–34 ; Гал.3:16 ; Ин.7:42 ; Деян.2:30,13:23 ; Рим.1:3 ; 2Тим.2:8 ). Патриарх Иаков более чем за 1800 лет предсказал, что Христос – Примиритель (человека с Богом) родится от колена Иудина и тогда, когда в царстве иудейском прекратится ряд своих, происходящих из своего народа и племени, царей, когда иудейское царство подпадёт под власть иноплеменных, чуждых для иудейского народа по своему происхождению, царей ( Быт.49:10 ). В Евангелии мы читаем исполнение сего пророчества, что Христос родился, во дни иудейского царя Ирода ( Мф.2:1 ), который, по свидетельству историка Евсевия, был у иудеев первым иноплеменным царём, происходившим по отцу от идумеянина, а по матери от аравитянки (Церк. ист. кн. 1 гл. 6).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

35. Ведь всякий, к кому пришел Христос, более не поклоняется Богу ни в Иерусалиме, ни на горе самаритян, но, узнав, что «Бог – Дух», духовно служит Ему «в духе и истине» ( Ин. 4, 24 ) и уже не образно поклоняется Отцу и Зиждителю всего. 36. Итак, до Евангелия, возникшего благодаря пришествию Христову, ни одна из древних [книг] не была Евангелием. Евангелие, будучи Заветом Новым, сделало сияющим в свете знания никогда не ветшающее «обновление духа», отделившее нас от «ветхой буквы» ( Рим. 7, 6 ), свойственное собственно Новому Завету, но заключенное во всем Писании. Значит, должно, чтобы Евангелие – действительная причина того, что и в Ветхом Завете считается Благовестием, – называлось преимущественно «Евангелием». § VII 37. Впрочем, следует знать, что Христово пришествие было и до явления Его в теле умопостигаемо совершенными (а не детьми, подвластными еще наставникам и попечителям [ср. Гал. 4, 2 ]), для которых настала уже «полнота времени» ( Гал. 4, 4 ), как, например, патриархами, «служителем Моисеем» (ср. Евр. 3, 5 ) и видевшими славу Христа пророками. 38. Как до Своего явного пришествия в теле Он пришел к совершенным 36 , так и после предвозвещенного пришествия – к младенцам еще, поскольку они «подчинены попечителям и домоправителям» ( Гал. 4, 2 ) и не достигли еще «полноты времени», 37 являлись [прежде] предтечи Христа – слова, приспособленные к детским душам и по праву названные бы «детоводителями» (ср. Гал. 3, 24–25 ), но еще не Сам Сын, прославленный Бог Слово, Ожидающий должного приуготовления для людей Божиих, имеющих вместить [в себя] Его Божество. 39. Должно знать и то, что как есть [Моисеев] «закон, содержащий тень будущих благ» ( Евр. 10, 1 ), являемых [Евангельским] законом, возвещаемым согласно истине, так и [само] Евангелие – уразумеваемое, как полагают, всеми читателями – учит [лишь] тени Христовых таинств. 40. То же Евангелие, о котором Иоанн говорит как о «вечном» (ср. Откр. 14, 6 ), но которое собственно можно назвать «духовным», ясно представляет разумеющим все право (ср. Притч. 8, 9 ) о Самом Сыне Божием и таинства, представляемые словами Его, и вещи, намеками на которые были дела Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/komment...

В день Святых Апостолов 20 Да будете сынами Отца вашего Небесного ( Мф 5:45 ) Да будете сынами света ( Ин. 12:36 ) Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса ( Гал. 3:26 ) Посему ты уже не раб, но сын ( Гал. 4:7 ) А тем, которые приняли Его, дал власть быть чадами Божиими ( Ин. 1:12 ) Жил некий человек хозяин, и был он очень богат. Никто в мире не был так богат, как он. В его имении было множество рабов и слуг, и был у него сын единственный. И дух любви, исходя от отца, почивал на сыне. Любовь отца к сыну могла сравниться только с любовью сына к отцу, и так велика была эта любовь, что не было равного ей ничего из того, что рабы и слуги называют этим именем. Однажды случилось так, что по воле отца пошел осмотреть сын имение отца, которое было и его имением, посетить слуг и рабов. И увидел их сын и опечалился, ибо были как стадо без пастыря. Не было любви в них и между ними, медлительны на добро и скоры на зло. Имение хозяина было в полном запустении, расстройстве, земля не обработана и бесплодна. Немногие из слуг знали по имени хозяина и немногие из них думали о своем долге ему. Все имение человека-хозяина было как будто проклято, всюду была тьма, голод и нищета. Тогда сын открыл некоторым слугам и рабам, что он сын и наследник сего имения. И начал он трудиться над имением так, как только сын может, начал полоть сорняки, и строить изгородь, и пахать, и сеять, и сажать, и прививать, и отсекать сухие ветви, и стряхивать гусениц. Слуги и рабы поздно выходили на ниву, когда солнце было уже высоко, и заставали на ниве сына. Слуги и рабы несколько раз в день отдыхали, лежа вокруг, сын никогда не отдыхал. Слуги и рабы проклинали этот труд, сын благословлял его. Вечером до захода солнца слуги и рабы, бросив орудия, недовольные расходились по домам, а он радостно продолжал трудиться до самой ночи, часто и ночи проводя в трудах на своей ниве. Да и вы и сами знаете, как трудится раб и слуга, а как сын! Некоторые из рабов и слуг, которые были ближе к сыну, видели, как трудится сын хозяина, и, устыдившись своей лености, начали брать с него пример. И сын очень радовался этому и мало-помалу стал открывать тайны двора отца своего, тайны его богатства, тайны его сияния, тайны его любви. Наконец, он открыл им самую радостную и сладчайшую тайну о том, что отец усыновит всех слуг и рабов, которые примут его сына как сына, будут слушаться его во всем и последуют за ним. Эту весть и обещание и передал им сын, и после великих трудов и тяжких страданий вернулся в дом отца. Но не забыл своего обещания и дословно исполнил его. И все те, кто его принял, и по его заповедям жил и трудился, были приняты как сыновья хозяина. И постепенно обители того богатого хозяина наполнялись сыновьями и дочерьми. И он, который имел только одного единственного сына, стал многодетным, и дом его наполнился детьми. И всех любил отец той любовью, которую имел он к сыну своему единородному, нисколько не уменьшив ее к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010