Св. Златоуст: «Везде, говорит Апостол, является (Евангелие), везде одерживает верх, везде утверждается» 316 . Феодорит: «( Церковь ) одна по всей земле и на море. Почему в молитве мы говорим: о святой и единой Кафолической и Апостольской Церкви, сущей от пределов и до пределов вселенной. Но она разделена по городам, селениям и деревням. Как каждый город имеет в себе много отдельных домов, но называется одним городом, так – бесчисленное множество Церквей на островах и на твёрдой земле, но все они составляют одну Церковь , будучи соединены согласием истинных догматов» 317 . 2 . Всеобщность Церкви по времени Церковь Христова называется Соборною или вселенскою и потому, что она объемлет собою истинно верующих во Христа из всех времён, до скончания мира. а) Иисус Христос говорил: созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ей ( Мф.16:18 ); следовательно она будет стоять, доколе не настанет царство славы, и Церковь воинствующая или земная изменится в торжествующую, небесную. Также Спаситель говорил: се Аз с вами есмь во вся дни, до скончания века ( Мф.28:20 ); Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами в веке ( Ин.14:16 ): отселе видно, что Св. Церковь , в которой пребывают Господь и Дух Его, будет существовать на земле до скончания мира. Сия истина ясно раскрыта в Евангельских притчах: о неводе ( Мф.13:47–49 ) и о плевелах сельных ( Мф.13:36 . и след.). б) Ап. Павел возвещает, что таинство причащения будет совершаться до пришествия Господня: елижды бо аще ясте хлеб сей и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дóндеже приидет ( 1Кор.11:26 ). Следственно, до пришествия Господа будет пребывать и Церковь , в которой совершается сие таинство. Тот же Апостол доказывает преимущественную славу Нового Завета в сравнении с Ветхим тем, что служение Ветхого Завета было престающее, то есть только на время установленное ( Гал.3:19 ), а служение Нового Завета – пребывающее или постоянное ( 2Кор.3:11 ), имеющее продолжаться до конца мира. в) Пребывание Христовой Церкви во все времена предсказано было Пророками под разными образами: то под образом вечного потомства и царства Давида ( Пс.88:29–38 . 2Цар.7:11–16 . Ис.9:6 . Иер.33:14–18 . Лк.1:32. 39. 75 .), то под образом царства святого народа, сокрушающего все другие царства и вечно пребывающего ( Дан.2:44. 7:27 ), то под образом восстановленного Иерусалима и Иуды, над которым воцарится Господь в горе Сионе от-ныне и до века ( Мих.4:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В контексте гл. VIII этот отрывок о свободе вводит образ Авраама, под знаком которого стоит развитие мысли в ст. 37–58. Но в контексте Ин. в целом, да и всего Нового Завета, тема о свободе вводит и другую тему: о спасении как усыновлении спасаемого Богу во Христе действованием Святого Духа. Вспомним слово апостола Павла ( Рим. 8:21 ) о «свободе славы чад Божиих». Вспомним в той же гл. VIII ст. 14: «все водимые Духом Божиим суть сыны Божии» ( Рим. 8:14 ), и в Гал.3:26 : «...все вы сыны Божии по вере, во Христе Иисусе». Не по вере во Христа, а сыны Божии во Христе. Что касается понятия Духа, то я старался показать, что в ст. 30–36 оно стоит за понятием истины. Не будем умножать примеры. Концепция спасения как усыновления была особенно дорога Иоанну. Мы с ней встретились уже в Прологе, нашли ее в беседе с Никодимом и связали ее с поклонением Богу как Отцу в беседе с Самарянкой. Поскольку в понятии усыновления непременно мыслится и усыновление Отцу, можно сказать, что и на протяжении нашего отрывка, одного из самых замечательных в Ин., оправдывается усмотренный нами закон литературной композиции Ин. 8 : от Сына к Отцу. Это ударение на Отце, наблюдавшееся на протяжении всей первой части гл. VIII, было необходимо как предусловие ее второй части (ср. ст. 37–59), которая вся стоит под знаком противоположения двух отцов. Один – это Бог как Отец Иисуса. А другой? Ударение на семени Авраама в ст. 32 и снова в ст. 37 как будто позволяло бы думать, что второй отец есть Авраам как отец иудеев. Иудеи действительно на этом отцовстве настаивали. Мало того, что – по плоти – они семя Авраамово (ст. 33–37), они прямо называют Авраама своим отцом (ст. 39, ср. ст. 56). Но Авраам – не отец иудеев. Покушаясь на жизни Иисуса иудеи делают то, чего Авраам не делал (ср. ст. 37, 39–40). Но вопрос о втором отце поставлен в противоположение ст. 38 со всею силою. Стих этот дошел до нас во многих разночтениях, ищущих большей ясности введением личного местоимения μου (моего) и υμν (вашего). За исключением их, ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Тайна святой Троицы ясно предлагается в тех многоразличных наставлениях апостолов и самого Иисуса Христа, где в частности говорится или о Сыне, как об истинном Боге, или о св. Духе – как о лице божественном, или отличается в божестве Отец и Сын как лица. Ибо если и Отец и Сын и Дух святой есть Бог, притом каждый с качествами лица: то ясно, что в божестве три раздельные лица. Рассмотрим эти места Н. завета подробно. Что Тот, Кто называется Отцом Израиля ( Ис. 63:6. 1. 2. 3 . Малах. 1:6 ), или Отцом христиан ( Ефес. 4:6 , 1Кор. 8:6 ), и даже всех людей (Мат. 11:25), есть истинный Бог, в том нет сомнения. Но столько же несомненно и то, что истинный Бог называется Отцом и по отношению к своему Единородному Сыну, Которого Он родил. Сам Сын Божий и св. апостолы называют Отца сего Богом в собственном смысле ( Иоан. 1:18 ). Бога никтоже виде нигдеже: единородный Сын сый в лоне Отче, той исповеда (3, 6. 17, 2. 3. Гал. 1. 3 . 1Петр. 1:3 ), или представляют промыслителем и Творцом ( Иоан. 5:17 ). Многочастен и многообразен древле глаголавый Бог отцем во пророцех: в последок дней глагола в Сыне своем ( Евр. 1:2 , Еф. 4:6, 3:14 ), а таким образом и Отец единородного Сына есть истинный Бог. § 47. О божестве Сына Божия – а) учение самого Сына Божия. Христианское откровение в самых ясных чертах изображает и ту мысль, что Сын Божий есть Бог. Учение сие находим и в наставлениях самого Сына Божия – Иисуса Христа и у святых апостолов его. Тот, Кто столько смирял Себя на земле, указывал вместе: а) на свои божественные свойства. Так иудеи, окружив Иисуса, настойчиво спрашивали: кто Он? В ответе им говорил Он: никтоже возмет их (овец) от руки Моея ( Ин. 10:28 ). Аз и Отец едино есма ( Ин. 10:30 ); показывал в Себе могущество, высшее всякого созданного могущества и прямо говорил о своем равенстве с Богом Отцом. Иудеи в негодовании подняли на Него каменья и говорили: о добре деле камения не мещем на Тя, но о хуле, яко, человек сый, твориши себе Бога (ст. 32). Они поняли, что И. Христос усвоил Себе божественные свойства. Он однако же не отвергнул такого разумения слов; но желая приблизить высокое учение свое о своем лице к их понятию, говорил: несть ли писано в законе вашем: Аз рех: бози есте (33–36); и затем опять доказывал делами Своими, что Он есть Сын Божий в самом высшем, подлинном смысле – связь Его с Отцом самая тесная и единственная (ст. 38): почему иудеи ясно видели, что он подтверждает прежнюю мысль о себе, настаивает на свое единство с Отцом и они опять хотели схватить Его (39. сл. Иоан. 14:9–11 ). В другое время Христос говорил иудеям: прежде Авраама, не бысть, Аз, есмь ( Иоан. 8, 56 ), и в молитве к Отцу Своему говорил: и ныне прослави Мя Ты, Отче, у Тебя самого славою, юже имех у тебе, прежде мир не бысть ( Иоан. 17:5 ). В первых словах Сын Божий усвояет Себе вечность, а в последних кроме вечности славу вечного и теснейшего общения с вечным, объясняя общением с вечным и славу вечного 192 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В Апостоле, кроме зачал и помянутых глав, на поле, согласно вышеупомянутой статье с Греч., показываются книги, из которых заимствованы свидетельства, по номерам их в ряду с другими. Так напр. против 1Кор. 2:9 . та иль ; 15:32. лакониска дрьна при менрок (т.е. от Менандра): Гал. 6:15 . тан мсеева; Еф. 5:14 . таи прр. ерема; Тит. 1:12 . епїмени крїтнїна бщанїе. – В Евангелии, на поле пишутся Евсевиевы каноны, только числом более, нежели в сп. 20, именно в Евангелии Мф. 357 , Мк. 241 , Лк. 344 , Ин. 232 , как и в рук. Рум. Музеума СХХХ. Здесь же показываются, как в Апостоле, так и в Евангелиях, параллельные места по главам, согласно с нынешним разделением, и по 7 буквам а– з, показывающим частные их отделения, как это сделано и в 1–3 и 36. Сверх сего Апостол и Евангелие разделаются на большие отделения для келейного чтения (см. список Апостола 51). В Апостоле таких чтений полагается 47, почти на 7 недель, а из Евангелий каждое имеет 5 чтений, назначенных для простых 5 дней недели. Некоторые из сих дней писцом пропущены (особенно в Ев. Мф.), другие пишутся дважды и в двух разных местах (л. 235 и об. 239. 241); иногда вместо Русских, или при Русских названиях дней пишутся Греческие, и притом в различных местах (248. 316 об. и 317). Это указывает на разное распределение чтений и, может быть, на упадок душеполезного занятия. На последнем листе две приписки XVII ст., первая: прода сію кніг едоро в ско члв тімоееви захарова рома дре в снъ сходоно в , сю кніг аплъ і ель і рк приложи сьщнч михіл. – Вторая: сию кнїг промеиїлъ пребраженско поп кома данїловъ снь сиф їванову і рк приложилъ ркв год лпр въ гі днь. Правописание Русское, смешанное с позднейшим Болгарским. Буквы и употребляются часто неправильно и сбивчиво: гл 190. 195 об. и др. вм. глю; 189 съ мріею матери вм. матерїю, 312 об. ю вм. , 275 об. събираюи, но потом: богат (сбирая, богатея); 193. насыщны, 197 об. прходща ісьи, 306 об. сд вм. судя; также употребляются и сложные юсы: 257. жика, 312 об. после, 313. полож, 259. е вм. ея, об. исполис, вм. исполняяся. Пишется: тл, 304 об. распр (им. пад.), 189 об. вепль, 303 об. ръпеть, 311. схъ (вм. сих); об. пристпле, 191. стаьлеше, 275 об. мышлаше, 310 об. печашес, 195. на небсихъ, 194 об. тисенъ, 230 об. види, 197. видивь, вм. виде, видев. Древние формы: 168 об. 169 и др. наано, но есть и: написано, 310 об. умрлыи, слжааше (мс. служите). – Местами встречаются пропуски и ошибки.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Его цель – научить нас, как следует понимать другие стихи, особенно те, где историческое повествование, как кажется, ничего, достойного Божественного закона, не раскрывает. Итак, Измаил, сын рабыни, «рожден по плоти». Исаак, сын свободной женщины, рожден не по плоти, но «по обетованию». Апостол говорит об этом, что Агарь рождает плотской народ «в рабство» ( Гал.4:24 ), а Сарра, которая была свободной, рождает народ, который не «по плоти», но призван к «свободе, которую даровал нам Христос» ( Гал.5:1 ). Ибо Он Сам сказал: «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» ( Ин.8:36 ). Но давайте посмотрим, что Апостол добавляет к этому, развивая мысль: «Но, как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне» ( Гал.4:29 ). Заметь, как Апостол учит нас, что плоть во всем противоположна духу: либо тот плотской народ противопоставлен этому духовному народу, либо даже между нами, если кто-то еще плотской, то он противен духовному. Ибо ты, если живешь «по плоти» и направляешь свою жизнь «по плоти», – сын Агари и, следовательно, противен тем, кто живет «по духу». И если внимательно присмотримся к себе, то обнаружим, что «плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся» ( Гал.5:17 ), и увидим в членах наших «иной закон, противоборствующий закону ума» нашего и делающий нас пленниками закона греховного ( Рим.7:23 ). Видишь, какие жестокие сражения ведет плоть против духа? Есть, однако, еще одна битва, возможно, более ожесточенная, чем все эти. Те, кто понимают закон «по плоти», противостоят тем, кто воспринимает его «по духу», и преследуют их. Почему? Потому что «душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» ( 1Кор.2:14 ). Таким образом, если имеешь в себе плоды «духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру» ( Гал.5:22 ), ты можешь быть Исааком, рожденным не «по плоти», но «по обетованию», и тогда ты – «сын свободной женщины», если только можешь сказать вместе с Павлом: «Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Мы через Святое Крещение стали Христовыми, облеклись во Христа (см.: Гал. 3:27 ), исполнились Им и живем в Нем. А остальные Таинства и святые добродетели еще больше нас всех укрепляют, чтобы мы непрерывно возрастали возрастом Божиим ( Кол. 2:19 ), доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова ( Еф. 4:13 ), доколе мы станем богами по благодати, доколе не изобразится в нас Христос (ср.: Гал. 4:19 ), а это значит, доколе мы не станем богочеловеками по благодати. Коли мы истинные христиане, то живем непрерывно для Христа! Тогда мы в праве сказать: уже не я живу, но живет во мне Христос ( Гал. 2:20 ). И действительно, для нас жизнь есть Христос: ибо для меня жизнь – Христос ( Флп. 1:21 ). А в чем состоит жизнь Христова? Это жизнь, в которой нет ничего тленного; это и есть вечная жизнь. Да, Христос есть вечная жизнь! И мы, христиане, веря в Него всем нашим существом, начинаем еще отсюда, с земли, жить вечной жизнью как чем-то человеческим, как чем-то, нам принадлежащим. Ведь Вечный Господь не перестает благовествовать: Верующий в Сына имеет жизнь вечную ( Ин. 3:36 ). А поэтому каждый верующий в Него, поскольку имеет вечную жизнь, перешел от смерти в жизнь ( Ин. 5:24 ). И никакая смерть не властна над ним. Но и не только это. Для нас, христиан, смерть – приобретение ( Флп. 1:21 ) и радость, поскольку ведет нас к Сладчайшему Господу Иисусу Христу и мы становимся навеки Его! Господь Иисус Христос имеет жизнь в Себе, является источником жизни, жизнью со всеми ее божественными совершенствами и бесконечностями (см.: Ин. 1:4 ; Кол. 1:16, 19, 20 ; Евр. 2:10 ). Поскольку единственно Он в человеческом роде имеет право сказать о Себе: Я есмь путь и истина и жизнь ( Ин. 14:6 ). И там, где смерть царила и господствовала над людьми, Господь проповедал: Я есмь воскресение и жизнь ( Ин. 11:25 ). Став человеком, Господь Иисус Христос победил смерть Своим Воскресением и даровал человеческому роду самый бесценный дар – жизнь вечную, ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем ( Рим. 6:23 ). До пришествия Христа в человеческом роде правил закон смертности, а с тех пор как Он пришел, стал править закон бессмертия и вечной жизни для всех, верующих в Него и живущих в Нем. Потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти ( Рим. 8:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

В дополнение к намеченным нами в общих чертах принципам православной миссии необходимо рассмотреть тип духовности, характеризующий православного миссионера. A. Поскольку дело миссионера есть продолжение земного служения Господа, ему надлежит усвоить и образ жизни своего Владыки. Жизнь миссионера должна характеризоваться как κνωσις («[само]уничижение») (ср.: Флп.2:1 ) и διακονα («служение») ( Мк.10:45 ). Он обязан шествовать по стопам первого Посланца Божия, Кто «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мк.10:45 ), Кто, «будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Флп.2:6–8 ). Как Тот «обитал с людьми Своими» и явил славу Свою (ср.: Ин.1:14 ), так и миссионер призван жить среди людей, являя славу Божию и тайну Воплощения. B. Чтобы быть во всякое время живым свидетелем явления Господа, миссионеру необходимо пребывать в постоянном общении с Ним: не только думать или говорить о Нем, но и «жить во Христе» (ср.: Гал. 2:20 ). Это предполагает глубокую связь с Христом всего человека, а не одного только разума – иными словами, преображенную жизнь всецелого существа во Христе, которая и отличает истинного миссионера. Спаситель определяет миссионерское служение Своих учеников как прямое продолжение Его дела. «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (ср.: Ин.20:21 ). В контексте этого «как... так и» мы должны искать не только содержание, но и средства и методы миссионерской работы. Евангелие от Иоанна подчеркивает сокровенную связь и единство Отца и Сына. Всякое слово и дело Господа обусловлено Отцом и связано с Ним: «... ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю; пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно» ( Ин.8:28–29 ). Его весть не что иное, как то, что Сам Он «слышал» и «видел». «Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру», «Я говорю то, что видел у Отца Моего», «Я от Бога исшел и пришел» ( Ин.8:26, 38, 48 ; ср.: Ин.12:49, 10:25, 5:36 ). Его воля – то же, что и воля Его Отца. «Не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» ( Ин.5:30 ; ср. Ин.6:38 ). Дела Его – дела Отца. Все, что Он делает, свидетельствует, что Он послан Отцом (ср.: Ин.5:36 ). Апостолы сопричастны этим отношениям Отца и Сына: «Принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня» ( Ин.13:20 ; ср.: Ин.17:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/pravos...

Так же и в благоденствии. «Принимающий вас (учеников Христовых) принимает Меня», – говорит Господь ( Мф. 10:40 ; Ин. 13:20 ); «Кто примет одно такое дитя во имя Моё, тот Меня принимает» ( Мф. 18:5 ). Поэтому-то Господь скажет: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посеттили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» ( Мф. 25:35–36 ), тем, которые «сделали это одному из братьев Моих (Христовых) меньших», потому что «сделали это Мне (Христу)» ( Мф. 25:40 ). Напротив, те, которые не сделали это «одному из меньших», не сделали и Христу ( Мф. 25:41–45 ). Подобных мест можно было легко привести много ещё. Но достаточно и приведённых для общего вывода, что страданияч и радости членов Церкви суть в то же время страдания и радости Церкви и Христа. Если только не хотим обратить это положение в пустую метафору, то неизбежно признание, что Христос, Церковь и верующие связаны реальным (а не нравственным только) единством. Напротив того, страдания Христа – в то же время страдания Церкви и членов её, равно как и прославление Христа – прославление Церкви с её членами. Эта идея с особою силою раскрыта в творениях аскетов и слишком общеизвестна, чтобы стоило подробно останавливаться на ней. Кто не знает, что верующий должен сораспинаться и соумирать Христу, чтобы с Ним же со-воскреснуть и сопрославиться? (Ср. 1:141). «Я ношу язвы Господа на теле моём», – пишет апостол Павел ( Гал. 6:17 ); «а я не желаю хвалиться, – заявляет он же, – разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, Которым для меня мир распят, и я для мира» ( Гал. 6:14 ); «я сораспялся Христу» ( Гал. 2:19 ); «неужели вы не знаете, – пишет он римлянам, – что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?.. погребались с Ним крещением в смерть… мы умерли со Христом» ( Рим. 6:3, 4:8 ) и т. д. Поэтому Господь требует от каждого, хотящего идти за Ним, взять крест свой ( Мф. 10:38; 16:24 ) и быть готовым на самые тяжкие страдания и лишения ( Мф. 20:23, 26–28 ; Ин. 13:15:20 ), «носить в себе мёртвость Господа» ( 2Кор. 4:10 ; Рим. 6:6–8 ), чтобы, по мере умножения в нас страданий Христовых, умножалось Христом и наше утешение ( 2Кор. 1:5 ). «Если мы – тело Христово, – поучает св. Иоанн Златоуст 585 , – то неси крест, ибо и Он нёс; переноси заплевания, заушения, прободение гвоздьми: таково было Его тело, хотя оно было безгрешно». VI

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

§ 280. Закон, хотя и был дан ради того, чтобы оправдать человека, как выше сказано, однако не мог человека оправдать, не от себя, но от немощи человеческой. Ибо никто не мог его совершенно исполнить, как написано: все согрешили и лишены славы Божией (Рим. 3:23), – и так с оправданием своим отступил от нас. С оправданием, говорю, ибо что касается исполнения закона, то и ныне его исполнять должны христиане, должны ему повиноваться, жизнь свою проводить по правилу и учению его. Иначе тем, кто не хочет по правилу его жить, проклятия и осуждения, объявленных в законе, не избежать. А если закон с оправданием от нас отступил, ибо делами закона не оправдается никакая плоть (Гал. 2:16), так как не могли его исполнить, тем самым он отсылает нас к Евангелию и, как немощных, поручает Христу, проповедуемому в Евангелии, Который даром, без дел закона, оправдывает и спасает верующих в Него (Рим. 3:24-28). В этом, кажется, смысле апостол написал: Закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою (Гал. 3:24). Ибо кроме того, что он учит, что делать и чего не делать, и так нас старается отвести от грехов, он, как бы за руку взяв, ведет ко Христу нас, неисправных и немощных, ибо, чему учит нас, того не делаем, и так обличает нас и осуждает, а не оправдывает, устрашает, а не утешает, немощь нашу нам показывает, а не отнимает, а тем самым как бы убеждает нас искать другое средство, через которое мы могли бы избавиться от окаянства нашего. В такой тесноте совести убеждаемся прибегать к милостивому Божиему о Христе Иисусе обещанию, к святому Его Евангелию и Христу, о Котором проповедует евангельское откровение, Который не сотворивших закона, но верующих в Него даром оправдывает и избавляет от всего бедствия и окаянства, как Сам говорит: Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Ин. 8:36), – Чтобы так, будучи не в состоянии оправдаться от закона, оправдаться верою (Гал. 3:24). Ибо Христос осуждение закона, которому мы, как грешники и преступники закона, подлежали, на Себя взял, а нам благословение подает. Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо (1 Петр. 2:24), чтобы нам подать правду Свою верою, как апостол написал: Не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом (2 Кор. 5:21). Подробнее об этом будет изложено ниже.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

После вопросов Петра и ответа Иисуса, низвергшего одного из первых Своих учеников в последние, предсказав ему троекратное отречение, показав этим низвержение уверенности в том, что стоит только “захотеть” — и можно стать “верным” учеником, “своими силами”, по-человечески; как бы напоминая, что верность тоже даётся от Бога, как Его дар. Христос теперь уже Сам возвращается к вопросу — “куда” Он идёт. А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете (Ин 14:4). Здесь апостол Фома почти повторяет слова Петра: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь? (Ин 14:5). Как сказано в четвёртой песне канона Недели Антипасхи: “…премудрости и разума наполняет мир Близнец”. Благодаря вопросу Фомы мир узнал слова Христа: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин 14:6). Учёный монах Евфимий Зигабен считает вопрос Фомы следствием его “телесности”, заземлённости, что свойственно неверующим в Воскресение из мёртвых: “Место, куда шёл Иисус Христос, Фома представлял себе каким-нибудь чувственным, равным образом и путь” 2 . Но где чувственное, там и страх земной перед “убивающими тело”, страх за жизнь телесную. «Слова же: “камо идеши”, — пишет святитель Иоанн Златоуст, — Пётр сказал по внушению великой любви, а Фома от страха. “Господи, не вемы, камо идеши”. Мы не знаем, говорит, места, и как можем знать путь, туда ведущий? И смотри, с какою робостью. Не сказал: укажи нам это место, но “не вемы камо идеши”» 3 . Апостол любви Иоанн свидетельствует в своём Первом Соборном послании: Боящийся не совершенен в любви (1 Ин 4:18). Фома, как и все ученики, кроме Иоанна, не достиг ещё совершенства в любви ко Христу, иначе он не стал бы говорить: “не знаем, куда идёшь”, а возрадовался бы. Если бы вы любили Меня, — говорит Иисус, — то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня (Ин 14:28). Фома не возрадовался, как Авраам, через которого Господь показал “царский путь” верующего к вечной любви. Иисус сказал иудеям: Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался (Ин 8:56). Авраам принёс в жертву свой рассудок, и это вменилось ему в праведность (Гал 3:6), и так он сохранил жизнь своего любимого сына. Авраам, “препоясав чресла ума”, не стал задавать вопросов, а оставил всё на усмотрение Бога. Нет более высокой жертвы Богу, чем “сокрушение” собственного рассудочного духа (“духа смерти, пустоты и ничтожества” — свящ. Павел Флоренский). Авраам абсолютно поверил Богу, полностью доверился Его воле, так же поверит Богу и Божия Матерь: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк 1:38), так же скажет в молитве Христос: но не чего Я хочу, а чего Ты (Мк 14:36). По слову апостола Павла: верующие благословляются с верным Авраамом (Гал 3:9). С Авраамом — “рыцарем веры”, человеком героического духа, одним из первых “духовных камней” в основании Церкви Божией во Христе.

http://pravmir.ru/apostol-foma-antinomii...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010