В сили духовный (ν τ δυνμει το πνεματος), как замечает евангелист Лука, Он возвратился после этих испытаний в Галилею (4,14) 203 . С этим-то духом, не побежденным в испытании, но вышедшим победителем и оставшимся в своей силе (ν τ δυνμει), Иисус Христос, по сказанию трех евангелистов, после заключения Иоанна под стражу, является в Галилее, проповидая евангелие царствия Божия ( Мк.1:44 ; Мф.4:12 ; Лук.3:14.15 ) 204 . Выражением этой проповеди, определяющим ее содержание, и характеризующим ее направление служили слова: исполнися время и приближися царствие Божие: покайтеся, и вируйте во евангелие ( Мк.1:15 ). Исполнилось (πεπλρωται) время прообразов, пророческих предуказаний и предречений: все, что следовало сделать в этом отношении, сделано, – «все пророки и закон до Иоанна прорекли» ( Мф.11:15 ): наступило время их исполнения. Вместе с этим миновало время педагогического воспитания и раболепного отношения к своим нравственным обязанностям, пришла пора свободного сыновнего к ним расположения ( Гал.3:24.25; 4,1–7 ). Явилось (γγικεν) то царство, о котором так давно вещали Духом воздвигаемые пророки; но это царство не внешних прав и привилегий, не одного избранного народа, но царство внутренних нравственных совершенств и доблестей и всех тех, которые, владея последними, войдут в него ( Мф.5 :–10); в нем все чистии сердцем, без различия происхождения, узрят Бога ( Мф.5:8 ). Это царство не этого мира, которое приходит и водворяется с соблюдением известных внешних примет, внешнего блеска и величия, но внутреннего, которое созидается и устрояется невидимым и незримым путем ( Ин.19:36 ; Лук.17:20.21 ). Зиждителем и Основателем этого царства есть тот же Бог, устроивший царство феократическое, но согласно качеству этого царства и внутреннему расположению вступающих в него Он является в нем не в виде повелевающего владыки, но любвеобильного и милосердого Отца небесного ( Мф.21:33–41;22.1–14 и парал. Лук.19:12–27 ; Мф.5:48;6,1–18.26.32 и др.). В учении и проповеди об открытии и устроении такого царства заключается все величие, все нравственное совершенство новозаветного домостроительства сравнительно с ветхозаветным: из него уже исключается политический элемент, так тесно связанный с ветхозаветной феократией, идея религии выступает в нем во всей своей глубине и чистоте; по своему внутреннему характеру оно является царством, обнимающим все человечество, до крайности разрозненное в своих стремлениях и интересах; все способные видеть в Боге небесного Отца, велящего сиять солнцу над злыми и добрыми и посылающего дождь на праведных и неправедных, могут быть сынами этого нового царства; двери его открываются для всех; для входа в него требуются не происхождение и рождение от известного избранного племени, не известные кровавые очистительные жертвы, но все одинаково доступные одни духовные качества: покаяние и вера (μετανοετε κα πιστεετε).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sverh-e...

Рцы Аарону и сыном его, глаголя: сице благословите сыны Израилевы, глаголюще им: да благословит тя Господь и сохранит тя: да просветит Господь лице Свое на тя, и помилует тя: да воздвигнет Господь Лице Свое на тя, и даст ти мир ( Числ.6:23–26 ). Самая числительность действий, какие усвояются в сем благословении Божеству, даёт разуметь о счисляемости Лиц Божеских, знаменуемых тем, или другим отличительным действием. Так, а) Сохранение, испрашиваемое от Бога, в особенности усвояется Первовиновнику всех тварей и Отцу духов ( Евр.12:9 ; Мф.23:9 ; Мк.8:6 ). б) Просвещение Лица и милование, в особенности приличествует Сыну Божию, Который часто именуется светом возсиявающим и освещающим всех ( Ис.9:2, 60:1 ; Ин.1:4–5, 3:19, 8:12, 12:36, 46 ; Мф.4:13–16 ; Лк.2:32 ), Которого все дела суть дела человеколюбия и милования ( Лк.9:55–56 ). в) Мир внутренний и успокоение совести, как дар благодати, составляет отличительное действие Раздаятеля даров благодатных – Духа Святого ( Гал.5:22 ; Слич. 1Кор.12:1–13 ). В Псалме 66 Судя по тому, что Псалом 66 состоит из трёх частей и в каждой из них открываются знаменательные обращения к трём особым Божеским Лицам, можно с Иеронимом назвать весь Псалом исповеданием веры в Таинство Пресвятой Троицы 260 . В первой части заключается молитвенное воззвание: «Боже! будь милосерд к нам и благословляй нас освещай нас Лицом Твоим, дабы знаем был на земле путь Твой, во всех народах спасение Твоё» ( Пс.66:2–3 ). Здесь можно примечать воззвание, обращённое к Трём Лицам Божества. Во второй части – прославление Божества: «Да славят Тебя все народы, Боже, да славят Тебя все народы! Да веселятся и торжествуют племена; ибо Ты судишь народы праведно и племенами на земле управляешь. Да славят Тебя народы, Боже, да славят Тебя все народы! Земля дала плод свой» ( Пс.66:4–7 ). Что и здесь исповедуется слава Триипостасного Божества различительно, это само собою откроется, когда рассмотрена будет последняя часть сего Псалма. В последней части – призывание неизменных Божеских благословений на всех верных Богу: «Да благословит нас Бог, Бог наш! Да благословляет нас Бог!» ( Пс.66:7–8 ). Здесь в первом наименовании Бога видно указание на Бога Отца; во втором наименовании Бога нашего – указание на Сына Божия, так как Он есть Эммануил, – с нами Бог; в третьем наименовании Бога – указание на третье Божеское Лице – Духа Святого.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Рцы Аарону и сыном его, глаголя: сице благословите сыны Израилевы, глаголюще им: да благословит тя Господь и сохранит тя: да просветит Господь лице Свое на тя, и помилует тя: да воздвигнет Господь Лице Свое на тя, и даст ти мир ( Чис. 6:23 и 25). Самая числительность действий, какие усвояются в сем благословении Божеству, дает разуметь о счисляемости Лиц Божеских, знаменуемых тем или другим отличительным действием. Так, а) Сохранение, испрашиваемое от Бога, в особенности усвояется Первовиновнику всех тварей и Отцу духов ( Евр. 12:9 . Мф. 23:9 . Мк. 8:6 ). б) Просвещение Лица и милование в особенности приличествует Сыну Божию, Который часто именуется светом воссиявающим и освещающим всех ( Ис. 9:2, 60:1 ), ( Ин. 1:4 и 5, 3:19, 8:12, 12:36 и 46), ( Мф. 4:13–16 ), ( Лк. 2:32 ), Которого все дела суть дела человеколюбия и милования ( Лк. 9:55 и 56). в) Мир внутренний и успокоение совести, как дар благодати, составляет отличительное действие Раздаятеля даров благодатных – Духа Святого ( Гал. 5:22 . Слич. 1Кор. 12:1–13 ). В Псалме 66 Судя по тому, что Псалом 66 состоит из трех частей, и в каждой из них открываются знаменательные обращения к трем особым Божеским Лицам, можно с Иеронимом назвать весь Псалом исповеданием веры в Таинство Пресвятой Троицы 47 . В первой части заключается молитвенное воззвание: «Боже! будь милосерд к нам и благословляй нас, освещай нас Лицем Твоим, дабы знаем был на земле путь Твой, во всех народах спасение Твое» (ст. 2 и 3). Здесь можно примечать воззвание, обращенное к Трем Лицам Божества. Во второй части – прославление Божества: «Да славят Тебя все народы, Боже, да славят Тебя все народы! Да веселятся и торжествуют племена; ибо Ты судишь народы праведно и племенами на земле управляешь. Да славят Тебя народы, Боже, да славят Тебя все народы! Земля дала плод свой» (ст. 4–7). Что и здесь исповедуется слава Триипостасного Божества различительно, это само собою откроется, когда рассмотрена будет последняя часть сего Псалма. В последней части – призывание неизменных Божеских благословений на всех верных Богу: «Да благословить нас Бог, Бог наш! Да благословляет нас Бог!» (ст. 7 и 8). Здесь в первом наименовании Бога видно указание на Бога Отца; во втором наименовании Бога нашего – указание на Сына Божия, так как Он есть Еммануил – с нами Бог; в третьем наименовании Бога – указание на третье Божеское Лицо – Духа Святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Аще кто не родится водою и Духом, не может внити в царствие Божие ( Ин.3:5 ). Иже веру имет и крестится, спасен будет ( Мк.16:16 ). Буди верен даже до смерти, и дам ти венец живота ( Откр.2:10 ). 24–25. Иоанн Креститель служил Богу проповеданием крещения покаяния, но он не был Спасителем, ибо сам признавал себя недостойным рабом Его ( Ин.3:26–28 сл.). 28. Никто не просил Пилата, чтобы убил Христа, или чтобы распял Его собственными руками ( Мф. 27:22, 23 ; Лк.23:21 ), но просили, чтобы он предал Его на смерть или распятие, как Судия. Неправедные Судии! вы распинаете и убиваете невинных – и кровь их обращается на главу вашу, когда судите неправо. 29–30. Положат ли кого во гроб, не почитай его умершим; Бог воскресит его из мертвых ( Рим.6:5 ). 30–31. Много ли было у Бога на земле воскресных дней? сорок ( Деян.1:3 ). Но для народа Божия остается еще субботство ( Евр.4:9 ). И так постараемся войти в покой оный ( Евр.4:11 ). 32. Не всегда и сам Бог исполняет Свои обетования в скором времени; причиной сего мы сами, а не Тот, Кто обещает ( Евр.4:6 сл.). Впрочем, чего мы от людей или от Бога не получаем, то по премудрому устроению Божию достается детям нашим. 32–33. Воскресение и рождение есть приведение из небытия в бытие и по душе и по телу, если только человек духом не умирает. А посему воскреснуть и родиться почти одно и то же; различие в том, что после рождения умирают, а после воскресения из мертвых не рождаются ( Деян.13:35–37 ), и не умирают ( Лк.20:35, 36 ). 33. У Бога только настоящее время, – ныне: а потому и сказано: у Господа один день, как и тысяча лет; и тысяча лет, как один день ( 2Пет.3:8 ). Нет продолжения времени для Того, Кто живет в вечности, а если что продолжительно, то в отношении к нам и для нас ( 2Пет.3:9 ). Хотя Бог живет в вечности, но действует во времени; ибо действует в Своем творении. 36. Все обязаны повиноваться своему начальству; ибо все существующие Власти от Бога учреждены на добро нам ( Рим.13:1, 3 ). 39. Ни в чем мы не можем оправдаться через закон Моисеев, потому что никто постоянно его не исполняет. А потому и Пророком сказано: праведный верою жив будет ( Гал.3:10, 11 ; Авв.2:4 ). Закон – не вера!

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Не продавать и не покупать ( Неем.10:31; 13:15–22 ). «не носите нош» ( Иер.17:21–27 ). За нарушение субботы казнь: Казнь за собирание дров ( Чис.15:32–36 ). Причина установления субботы: «Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его... И помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь Бог твой соблюдать день субботний» ( Втор.5:12–15 ). Суббота установлена только для древнего Израиля, которого освободил Господь из рабства Египетского, и предзнаменовала она новое освобождение всех людей от рабства диаволу. Христос освободил людей от власти диаволу и спас людей Своим Воскресением. Это случилось в 1-й или 8-й день, который называется теперь воскресным и празднуется христианами. Христос начал отменение ветхозаветной субботы, и за это Его укоряли, совещаясь погубить: «Сын Человеческий есть господин и субботы» ( Мф.12:8 ). «Суббота для человека, а не человек для субботы» ( Мк.2:27 ). Исцеление сухорукого ( Лк.6:6 ). Исцеление расслабленного ( Ин.5:2–9 ). Когда распространилось Христианство, уверовавшие из фарисеев навязывали христианам закон Моисеев и субботу: «Некоторые из фарисейской ереси уверовавшие говорили, что должно обрезывать язычников и заповедовать соблюдать закон Моисеев» ( Деян.15:1–5 ). Апостолы на Первом Соборе в 52-м году отменили закон Моисеев, а с ним и субботу: «Угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого; воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите; соблюдая сие, хорошо сделаете» ( Деян.15:28–29 ). Иудействующие еретики навязывали ветхозаветные обряды и субботу галатам, но апостол отменяет это: «для чего возвращаетесь опять к немощным... началам и хотите еще снова поработить себя им? Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы»... ( Гал.4:9–10 ). Жиды укоряли христиан за несоблюдение субботы, но апостол воспрещает осуждать за это: " Никто да не осуждает вас... за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу. Это есть тень будущего, а тело – во Христе» ( Кол.2:16–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

полной мере нереализованной (поскольку невозможно богообщение, грех заслоняет для человека путь к Богу; формальная свобода выбора в реальности подавляется падшей и греховной человеческой природой); вне свободы от греха нет и свободы выбора. Об этом в конечном счете и говорит нам Священное Писание, в частности, устами св. апостола Павла: Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих: Итак, тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха. (Рим. 7, 21 - 23, 25). Апостол предупреждает: Берегитесь, однако же, чтобы: свобода не послужила соблазном для немощных (1 Кор. 8, 9). К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти (Гал. 5, 13). Когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их - смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная (Рим. 6, 20 - 22). Вполне недвусмысленно говорится о свободе и в Евангелии от Иоанна: Познаете истину, и истина сделает вас свободными: Всякий, делающий грех, есть раб греха: Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Ин. 8, 32, 34, 36). Из всего этого совершенно ясно видно то, о чем и говорилось у нас выше: в Новом Завете подлинная, христианская свобода, свобода, возвещенная Христом - это практически всегда свобода от греха; вне освобождения человека от греха свобода здесь принципиально не мыслится. Вполне понятно, что главное стремление либералов, этих основных носителей апостасийного начала в современном мире, стремящихся вновь, вслед за известным персонажем Книги Бытия, осуществить бесовскую подмену понятия свободы, заключается в том, чтобы полностью изгнать понятие греха из

http://radonezh.ru/analytics/konservativ...

Неверующее сознание ищет подходящий для него ответ в лабиринтах своего субъективного разумения, руководствуясь тем, чтобы он никаким образом не противоречил привычным установкам рассудка. Так фарисеи, вопреки очевидности, не желая признать в Христе Сына Божиего, объясняли, что Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского (ср.: Мф. 12, 24). Или же это сознание требует от Христа, подобно некоторым книжникам и фарисеям, знамения с неба как внешнего знака власти, как условия для веры. Но Христос отвергает такой путь исповедания и веры: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения (Мф. 12, 39). Такого рода знамение даст этому роду лишь апокалипсический лжепророк, низводящий огонь с небес, которым он обольщает живущих на земле, чтобы они сделали образ зверя (Откр. 13, 14). Христос никогда не будет с теми, кто рассчитывает с Его помощью всего-навсего устроить " земное царство " , заложить фундамент цивилизации и попользоваться Им для своих материальных вожделений. Меж тем " история со всеми вспомогательными науками старается воссоздать облик Галилейского Учителя, каким Он казался чувственным глазам толпы на берегах Генисаретского озера " [CXCIX]. Но Благая Весть – это обетование свободы и призыв к ней. Евангельская, Христова свобода – это победа над смертью, над немощными и бедными вещественными началами (ср.: Гал. 4, 9), это – Воскресение, жизнь вечная, блаженство, Царство Небесное. Оно открывается исключительно через веру в Иисуса Христа, во плоти пришедшего: если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших (Ин. 8, 24). Вере противопоставлен грех: все, что не по вере, грех (Рим. 14, 23). Евангельский призыв обращен ко всей цельности человеческого " я " , прежде всего – к его свободной воле, и ее выбор является решающим для всей судьбы человека: или – или Христос несет человеку спасение и освобождение от рабства греха, онтологически разделяющего человека с Богом: всякий, делающий грех, есть раб греха. Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете, и познаете истину, и истина сделает вас свободными (ср.: Ин. 8, 34, 36, 32). Он пришел отпустить измученных на свободу (Лк. 4, 18), освободить от закона греха и смерти (Рим. 8, 2), сделать Своих людей чадами Божиими, сынами света, детьми свободной (Ин. 1, 12; 12, 36; ср.: Гал. 4, 31), ибо только там, где Дух Господень, там свобода (2 Кор. 3, 17).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2423...

Именно вера, а не дела закона, является средоточием ветхозаветной праведности 36 . Однако у веры, как собственно и у Ветхого Завета в целом, был один существенный недостаток. Религиозные мистики ушли гораздо дальше представителей “научного атеизма” в противопоставлении знания и веры, причем и для одних, и для других вера является несовершенным знанием 37 , так как свидетельствует об отсутствии опыта (ведь человек, видевший что-либо собственными глазами, уже может считаться не просто верующим, а доподлинно знающим (Ин 20:24–29)). В этом-то и заключается недостаток. Очевидно, что единственно возможным способом построения отношений между Всеведущим Богом и верующим, то есть несведущим человеком были отношения по принципу “Господин — раб” 38 . Человек, подобно малому ребенку, должен был лишь беспрекословно повиноваться, не спрашивая, зачем и почему. Вот что означают сказанные об Аврааме слова, которые можно отнести и ко всем ветхозаветным праведникам: вера вменилась в праведность (см. Быт 15:6; Иак 2:23; Рим 4:3; Гал 3:6). В данном случае под праведностью подразумевается боговедение, бесстрастие и одухотворенная любовь к Богу, а ветхозаветная вера — это в каком-то смысле и начаток свободы (ведь вера есть предвкушение познания), и в то же время не-свобода, так как только познание Истины, а не просто вера в нее, может сделать человека по-настоящему свободным (Ин 8:32). Подлинная свобода, предполагающая очищение сердца от греха и личные отношения человека с Богом, была возможна лишь во Христе (Ин 8:36), и народу Божьему оставалось лишь надеяться на то, что когда-нибудь семя жены сотрет главу змея (Быт 3:15). А пока эта истинная, внутренняя свобода была недоступна, Израиль прилагал свои усилия к достижению внешней свободы, то есть свободы “по плоти” — социальной (не были рабами никому и никогда не от любодеяния рождены (Ин 8:33,41)) и политической (борьба с Египтом, с филистимлянами, амаликитянами и пр., с Вавилоном и Римом за независимость Израиля). Но вот поразительный факт! Находясь в порабощении греху, будучи несвободным внутренне, че­ловек легко поступается и внешними свободами; здесь вспоминается и тоска освобожденных от рабства евреев по египетским котлам с мясом (Исх 16:3), и продажа Исавом своего первородства за чечевичную похлебку (Быт 25:29–34), и многое другое.

http://pravmir.ru/greh-u-dverey/

Неверующее сознание ищет подходящий для него ответ в лабиринтах своего субъективного разумения, руководствуясь тем, чтобы он никаким образом не противоречил привычным установкам рассудка. Так фарисеи, вопреки очевидности, не желая признать в Христе Сына Божьего, объясняли, что  Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского  (ср.: Мф. 12, 24 ). Или же это сознание требует от Христа, подобно некоторым книжникам и фарисеям, знамения с неба как внешнего знака власти, как условия для веры. Но Христос отвергает такой путь исповедания и веры:  род лукавый и прелюбодейный ищет знамения  ( Мф. 12, 39 ). Такого рода знамение даст этому роду лишь апокалипсический лжепророк, низводящий огонь с небес, которым  он обольщает живущих на земле, чтобы они сделали образ зверя  ( Откр. 13, 14 ). Христос никогда не будет с теми, кто рассчитывает с Его помощью всего-навсего устроить «земное царство», заложить фундамент цивилизации и попользоваться Им для своих материальных вожделений. Меж тем «история со всеми вспомогательными науками старается воссоздать облик Галилейского Учителя, каким Он казался чувственным глазам толпы на берегах Генисаретского озера» 220 . Но Благая Весть — это обетование свободы и призыв к ней. Евангельская, Христова свобода — это победа над смертью, над  немощными и бедными вещественными началами  (ср.: Гал. 4, 9 ), это — Воскресение, жизнь вечная, блаженство, Царство Небесное. Оно открывается исключительно через веру в Иисуса Христа, во плоти пришедшего: если не уверуете, что это Я, то умрёте во грехах ваших  ( Ин. 8, 24 ). Вере противопоставлен грех:  всё, что не по вере, грех  ( Рим. 14, 23 ). Евангельский призыв обращён ко всей цельности человеческого «я», прежде всего — к его свободной воле, и её выбор является решающим для всей судьбы человека: или — или 221 . Христос несёт человеку спасение и освобождение от рабства греха, онтологически разделяющего человека с Богом: всякий, делающий грех, есть раб греха. Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете, и познаете истину, и истина сделает вас свободными  (ср.: Ин. 8, 34, 36, 32 ). Он пришёл  отпустить измученных на свободу ( Лк. 4, 18 ), освободить  от закона греха и смерти  ( Рим. 8, 2 ), сделать Своих людей  чадами Божиими ,  сынами света ,  детьми свободной  ( Ин. 1, 12; 12, 36 ; ср.: Гал. 4, 31 ), ибо только там,  где Дух Господень, там свобода  ( 2Кор. 3, 17 ).

http://azbyka.ru/pravoslavie-i-svoboda-n...

В каких отношениях гражданская свобода должна стоять к свободе христианской? Самодержавною Волею Государя Императора дарована всему русскому народу широкая свобода. Первый пункт Высочайшего Манифеста, от 17-го октября, гласит, что непреклонная воля Государя, выполнение которой возложено Им на обязанность правительства, состоит в «даровании населению незыблемых основ гражданской свободы, на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.» Итак, отселе народ русский становится свободным во всех отношениях. Чрез сорок пять лет после физического освобождения известной части русского народа, двадцати трехмиллионного населения его, от крепостной зависимости от дворян – помещиков, ныне спали с него духовные оковы и он – народ – как птица расправляет крылья свои, готовый вылететь из родного, насиженного им гнезда своего. Но куда же он полетит теперь и как, вообще, будет совершаться этот полет его в будущем?... Несомненно, что большинство русских людей, получивших свободу от Государя, принадлежит к христианскому званию. Кроме того, что они состоят членами государства, настоящими гражданами своего земного отечества, они состоят также членами Церкви Православной, будущими гражданами отечества небесного ( Еф.2:19 ; Евр.12:22 ). Как христиан, Ап. Павел умоляет Ефесян достойно ходить звания своего, христианского, в юже звани быша ( Еф.9:1 ). В каких же спрашивается отношениях должны находиться русские люди, не только, как граждане, но и как христиане к открывшейся им, так называемой, гражданской свободе? И в каких, вообще, взаимных отношениях должны стоять две существующие теперь наряду и вполне законные свободы – свобода гражданская и свобода христианская?... Прежде чем говорить о свободах, разграниченных в Высочайшем манифест на четыре рода или вида, в отдельности о каждой из них, скажем вообще о свободе, как она должна пониматься и усвояться христианами, людьми различных званий и положений в обществе. Хотя в Церкви Христовой, по слову Апостола Павла, «нет ни раба, ни свободного» ( Гал.3:28 ; Кол.3:11 ), понимаемых в обыкновенном житейском смысле, однако в ней существуют своего рода свобода и рабство, понимаемые в духовном и высшем смысле этих слов. Только путем познания истины Божией христиане могут быть свободными людьми, свободными, конечно, не в физическом, a в нравственном отношении. «И познаете истину, – говорит Христос Спаситель, – и истина сделает вас свободными» ( Ин.8:32 ). От чего же сделает свободными? – От рабства греху, которому подвержены бывают люди: ибо «всякий, делающий грех , есть раб греха» ( Ин.8:34 ). Значит только тогда, кода «Сын Божий» освободит вас от этого рабства духовного, мы можем быть «истинно свободными» ( Ин.8:36 ) людьми. Потому-то Апостол Христов и замечает: «где Дух Господень, там свобода» ( 2Кор.3:17 ) т.е. там, где люди руководятся Духом Божиим, поставляющим их на всякую истину ( Ин.14:17:26 ), там и обретается истинная свобода.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Romas...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010