И Ветхозаветное богослужение вводило народ в тайну искупления. Слова: «священник», «жертва», – были привычными и понятными. Ветхий Завет пронизан потоками крови жертвенных животных. Но, вместе с тем, он пронизан и ощущением недостаточности этой крови для очищения человеческих грехов. «Рукотворенное святилище» было устроено только «по образу истинного», в которое вошел уже Сам «Христос». И Он уже не как ветхозаветный «первосвященник входит во святилище». Тот входил «с чужою кровью». А Христос «явился для уничтожения греха жертвою Своею. И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение». А заповедь о субботе должна была возводить души ко дню вечного покоя и блаженства. Она была знамением между Богом «и сынами Израилевыми на веки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился» ( Исх.31:17 ). И только сквозь Ветхий Завет и могло прозвучать свидетельство, сказанное Иоанном Крестителем своим ученикам: «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грех мира». И те ученики, которые усвоили дух Ветхого завета и чаяли того, к чему была устремлена вся ветхозаветная история, молча «пошли за Иисусом» ( Ин.1:37 ), как за агнцем, назначенным в жертву. Пошли, чтобы и за них пролилась Его жертвенная кровь. И мы, просвещенные Божественным писанием, тоже должны со страхом Божиим и верой идти за Ним, к Его страстной седмице. Чтобы Его жертвенная кровь очистила и наши кающиеся души, и не пролилась бы мимо, на землю, на попрание людям и на посмеяние диаволу. О подведении итогов. Неделя пятая Великого поста, Марии Египетской Евр.9:11–14 . Преподобной:  Гал.3:23–29 Мк.10:32–45 . Преподобной:  Лк.7:36–50 Сегодня – последние новозаветные чтения перед Лазаревой субботой, с которой пойдет уже точный отсчет последних дней земной жизни Господа Иисуса. Подведем некоторые итоги того, что мы за это время услышали.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

36. И напротив, в таинстве древа, на котором был подвешен Господь 32 и на котором Он пригвоздил вместе с Собою все, что было враждебно человеческому спасению 33 , есть и оправдание, поскольку праведный – от веры 34 , и осуждение, поскольку «неверующий уже осужден» ( Ин. 3, 18 ), и испытание, поскольку через «соблазн креста» ( Гал. 5, 11 ) приходит спасение, ибо крест для погибающих есть юродство, а для верующих во спасение – сила Божия (См. 1Кор. 1, 18 ). Итак, коль скоро позор креста есть испытание веры и коль скоро неверие есть причина осуждения, а вера есть награда оправдания, то по справедливости в таинстве древа, переменяющего воду от горечи к сладости, содержатся и оправдание, и осуждение, и испытание. 37. «И пришли в Елим; там было двенадцать источников воды и семьдесят финиковых дерев, и расположились там станом при водах» ( Исх. 15, 27 ). Стало быть, в происходящих событиях осуществляется духовное предустановление: ведь из Мерры, места горечи 35 , они переходят в Елим, где двенадцать источников водных и семьдесят финиковых дерев. После познания таинства древа требуется обрести место для стана апостольской веры и евангельской проповеди , где семьдесят проповедников 36 осеняют во времени и где двенадцать апостолов произливаются в вечность. А поскольку те семьдесят, избранные для проповеди Евангелия, впоследствии оказались неверными, так как они все же предали плод веры покорившимся им духам нечистым 37 , между тем как апостолы твердо стояли в проповеди веры, то хотя о семидесяти деревьях и было упомянуто рядом с двенадцатию источниками, однако, как уверяет Писание, упокоение обретается единственно в стане, расположенном подле вод. 38. А сколь великий и какой совершенный образ духовного заключается в мясе перепелином и в снеди манны! Народ, который был выведен из Египта, ропщет на вождей: он тоскует по мясу, питаться которым привык в Египте. Под вечер налетает стая перепелов и накрывает собою стан; и люди едят их мясо. А поутру найдена манна. Каждому, без различия пола и возраста, назначается одинаковая мера ее: у собирающего больше не бывает излишка, а у запасающего меньше не бывает недостатка. В той же, что превышала меру необходимого, заводились черви. А что оставалось от манны, собранной в стане, то истаивало под палящим солнцем. На шестой же день ее насыпается вдвое, однако она не портится, а на седьмой день ( Исх. 16:25 ) 38 манна не посылается, хотя некоторые из народа все-таки тщетно ожидали ее. А в конце один гомор, то есть доля, назначенная одному человеку, помещается в золотой сосуд и сохраняется во свидетельство для будущих поколений.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarij_Piktavi...

Adv. haer. V 9. 4; V 32. 2). В то же время в аскетической лит-ре получило широкое распространение аллегорическое истолкование, понимающее под землей человеческое тело с его страстями: дух подвижника, укрепившись в кротости и воздержании, сможет завладеть мятежной землей нашего тела (ср.: Пс 36. 11, 29 - Ioan. Cassian. Collat. XII 6). Наиболее сложное психологическое изъяснение этой заповеди представлено свт. Григорием Нисским, к-рый показывает, что евангельское понятие кротости не имеет ничего общего с обиходными представлениями о ней. Он делает акцент на том, что кротость не означает «тихость и медленность», поскольку подвижническая жизнь предполагает во мн. случаях «скорость в движении». Кротость характеризуется отсутствием кичливости и надменности и означает скорее умеренность, осознание пределов своих сил, умение укротить действие страстей и помыслов, что подразумевает активную деятельную борьбу с ними, а не пассивное бесстрастие (ср.: Флп 3. 14; 1 Кор 9. 24 - Greg. Nyss. De beat. 2//GNO. Vol. 7. Pars. 2. P. 92-94). IV. Мф 5. 6 (ср.: Лк 6. 21). Духовная жажда, представленная в этой заповеди, была предызображена еще в ВЗ (Пс 16. 5; 41. 3), а под понятием правды свт. Григорий Нисский, как и др. авторы, понимает не только любой вид добродетели, но и истинную добродетель, к-рой является Сам Бог Слово, к Нему обращено полное исполнение этих слов (ср.: Пс 33. 9; Ин 14. 23; Гал 2. 20 - Greg. Nyss. De beat. 4//GNO. Vol. 7. Pars. 2. P. 120-123; Chromat. Aquil. Tract. in Matth. 17. 5. 2). Посредством слова о правде «Господь предложил в снедь слушающим Самого Себя» ( Orig. Fragm. in Matth. 83//GCS. Bd. 41. S. 49) Ориген сопоставляет это блаженство со словами о духовной жажде Бога из Псалтири (Пс 41. 2-3), а также с рассказом о колодце Иакова и с беседой Господа с самарянкой (Ин 4. 5-15 - Orig. In Ioan. comm. 30. 21-25). Блж. Августин, обращаясь к этим словам, сопоставляет их с 1 Кор 1. 30, где Христос также назван «правдой», или «праведностью [δικαιοσνη, как и в Мф 5. 6] от Бога» ( Aug. In Ioan. 26. 1), и замечает: «Если ты голоден, то Бог становится твоим хлебом, если жаждешь - твоею водой» (Ibid. 13. 5). Эта заповедь побуждает верующих всегда «чувствовать потребность творить дела правды» ( Hieron. In Matth. 5. 6); испытывающие голод и жажду чувствуют сострадание и проявляют его к другим, кто также претерпевают страдания (ср.: Пс 110. 9 - Ambros. Mediol. In Luc. V 65). Достижение праведности не может быть основано на простом желании, необходимо, чтобы верующие со всей страстью стремились к ней, испытывая голод и жажду ( Chromat. Aquil. Tract. in Matth. 17. 5. 1; Ioan. Chrysost. In Matth. 15. 4).

http://pravenc.ru/text/Нагорная ...

Таким образом, содействует ли благодать Божия тому, чтобы открылось у людей их духовное зрение, дабы «они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу», и верой во Христа «получили прощение грехов и жребий с освященными» ( Деян.26:17–18 ), она оставляет за самим человеком акт его воления: идти ли к свету, или остаться во тьме, принять ли жребий с освященными, или уклониться от сего жребия, «отверзает ли Господь сердце внимать тому, что говорит проповедник истины христианской», Господь делает это тем, которые чтут Его и стремятся к единению с Ним ( Деян.16:13–14 ); производит ли благодать Духа Божия у человека умиление души и горение сердца к Богу ( Деян.2:36–38 ; Лк.24:32 ), она «для несмысленных и медлительных сердцем» ( Лк.24:25 ), открывает путь к тому, чего они искали и на что надеялись ( Лк 24:21 ; Деян.2:36–38 ); содействует ли, наконец, Господь тому, чтобы человек Духом Святым назвал Иисуса Христа Господом ( 1Кор.12:3 ) и чтобы не к тому себе жил, но жил в нем Христос ( Гал.2:20 ), – Господь в этом случае «святит человека в истину Христову, дабы он истинно был свободным» ( Ин.17:17, 8:32, 34, 36 ) во Христе, достигая начала и конца своих вожделений и своих воздыханий – спасения в Боге. Итак, давая человеку опознание «Пути Истины и Живота во Христе», усвояя и вменяя человеку Христа, совершая «возрождение, освящение, помазание свыше и укрепление воли человека для совершения своего спасения», Благодать Духа Божия во всех этих воздействиях оставляет за самим человеком совершенно свободным решающий акт быть или не быть на известном пути: «хочу и сего желаю; хочу и к сему стремлюсь; хочу и сие решаю; хочу и сие творю» – говорит сам всегда человек, а не Господня сила в нем. Потому и при благодати Бога-Спасителя люди могут «возлюблять паче тьму, неже свет» ( Ин.3:19 ), «паче славу человеческую, неже славу Божию» ( Ин.12:43 ), могут даже являться «сынами противления и плевелами» на ниве Христовой ( Мф.13:25–39 ; Еф.2:2 ). Читать далее Источник: Добро и зло в истории рода человеческого по свидетельству Священного Писания/Прот. Иоанн (Иванов). - Санкт-Петербург. : Общество памяти игумении Таисии, 2013. - 656 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

а) для явления через них славы Божьей: Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою посреди двух херувимов ( Исх. 25:22 ). И слава Бога Израилева сошла с херувма, на котором была, к порогу дома ( Иез. 9:3 ); б) для молитвы перед ними: и молился Езекия пред лицеем Господним и говорил: Господи, Боже Израилев, сидящий на херувимах! Ты один Бог всех царств земли. Ты сотворил небо и землю. Приклони, Господи, ухо Твое и услышь меня… ( 4Цар.19:14-15 ). А я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись буду насыщаться образом Твоим ( Пс.16:15 ). Это значит, что благочестивые цари Езекия и Давид молились перед образами херувимов, данных от Бога. 5. До времени искупления все люди были под грехом и клятвою ( Гал.3:10,22 ), были в отдалении от Бога ( Ефес.2:13 ), как чужие для Него ( Ефес.2:19 , Кол.1:21 ), поэтому они недостойны были взирать на лицо Божие. Хотя Господь являл Себя в образах ангелов, мужей ( Быт.22:11-12 , Быт.32:28 , Суд.6:12-14 ) избранным ветхозаветным праведникам, но эти откровения не могли служить поводом для изображения Бога по той причине, что только эти праведники были введены в таинственное непосредственное общение с Богом, а весь народ израильский лишён был такого общения. Народу было сказано: Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на горе Хориве  из среды огня ( Втор.4:15 ). Поэтому вместо изображения лица Божия в ветхом завете дано было изображение Его  имени: И сделай полированную дощечку из чистого золота, и вырежь на ней, как вырезывают на печати: «Святыня Господня», и прикрепи её шнуром голубого цвета к кидару, так чтобы она была на передней стороне кидара; и будет она на челе Аароновом ( Исх.28:36-38 ). В евангельские времена произошло то, что Христос выразил словами: Истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали ( Мф.13:17 ). Произошла великая благочестия тайна: Бог явился во плоти ( 1Тим.3:16 ), Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца ( Ин.1:14 ). И множество людей, праведных и грешных, иудеев и язычников, увидели Его, призывающего: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное ( Мф.4:17 ). Приблизилось потому, что приблизился к людям Бог, проповедуя Евангелие Царства Божия ( Мк.1:14 ) слышимым голосом  и  видимым образом. Приблизилось потому, что Христос был Свет истинный ( Ин.1:9 ), сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах ( Ин.3:13 ). Он искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою ( Гал.3:13 ), упразднив вражду Плотию Своею ( Ефес.2:15 ), показав Воскресением Своим образ небесного ( 1Кор.15:49 ), удостоил людей видеть Бога.

http://azbyka.ru/bibliya-o-svyashhennyh-...

Что разумеется, однако, под святостью неодушевленных предметов? Конечно, не добродетель (лишенные разума и свободы, эти предметы не способны к добродетели), но большая или меньшая близость их к Божеству, большая или меньшая степень подобающего им почитания, особенно же благодатная или чудодейственная сила, которую они получают чрез свое приближение к Богу, источнику спасения (ср. Мф. 9:20 ; Мф. 14:36 и под.). Мф. 23:20–21 . Иже кленется олтарем, кленется им, и сущим верху его. Если таково общение между жертвенником и тем, что находится на жертвеннике, то не права ли Церковь , когда почитает крест, на котором вознес Себя в жертву Иисус Христос, и не относится ли это почитание к Самому Христу, на кресте вкусившему страдания и смерть? И наоборот, кто хулит и проклинает крест, тот не хулит ли и Распятаго на нем? Конечно (ср. Гал. 6:14 ; 1Кор. 1:18 ). Мф. 24:20 . Молитеся, да не будет бегство ваше в зиме, ни в субботу. На основании этих слов субботники утверждают, что суббота должна соблюдаться и в Новозаветной Церкви, так как Христос будто бы предрек, что если бегство верующих в Него придется в субботу, в 7-й день ведали, то покой сего дня должен будет помешать этому бегству. Но под «субботой» разумелся у евреев не только 7-й день недели, а и вообще праздничный день: см. Лев. 16:31 (день очищения называется субботой суббот), Лев. 23:11 (пасха называется субботой), Лев. 23:32 и др. мм. Посему слова Христа можно излагать так: «да не будет бегство ваше в праздничный день». И действительно, ап. Павел отправился в путешествие только в понедельник, а в 1-й день недели, в воскресенье, учил и преломлял хлеб: Деян. 20:7–11 . Мф. 24:34–36 ; см. примеч. к Мк. 13:30–32 . Мф. 26:26 . Прием Иисус хлеб, и благословив преломи, и даяше учеником, и рече: приимите, ядите: сие есть тело мое. По еванг. Луке, Христос присоединил еже за вы даемо ( Лк. 22:19 ), а по св. Павлу, сказал еще: еже за вы ломимое ( 1Кор. 11:24 ). По еванг. Луке, сказал также: сие творите в мое воспоминание. Отвергающие таинство Тела и Крови Христовых прямо противятся словам Господа: сие творите в мое воспоминание. Что сие? Конечно то, что пред этим перечислено; а именно – взятие (прием, проскомидия), благословение (освящение молитвою, пресуществление хлеба в Тело Христово силою Св. Духа, что бывает во время литургии верных), преломление и раздаяние (причащение священнодействующих и верующих). Кто говорит, что хлеб в Евхаристии есть только образ Тела Христова, тот противоречит смыслу слов: сие есть тело мое (Господь не сказал: это есть образ, подобие Тела Моего), противоречит также и слову: ломимое, так как это слово имеет связь, с предшествующим: преломи; значит, Господь преломлял уже не хлеб, знак Тела, а самое Тело. (На Голгофе Тело Господне не преломлялось, в чем еванг. Иоанн и усматривал исполнение ветхозаветного проречения: кость не сокрушится от него, Ин. 19:36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

Господь нам заповедал то, что Он Сам исполнил: по любви к ближнему Он отдал Себя на все страдания (см. Ин.15:13 ), и не только на смерть, но на смерть, которая переживалась как проклятие в Ветхом Завете: «проклят всяк висяй на древе» ( Гал.3:13 ). Мы не достигаем мер, которые видим во Христе, и мы понимаем, почему отцы наши – и первый из всех Креститель Иоанн – узрели во Христе Бога. Это чудный пример: Иоанн. Когда его самого люди готовы были признать за ожидаемого Мессию, он сказал: «Нет! Но есть Другой, грядый впереди меня, Он есть Спаситель мира!» (см. Ин.1:27, 29 ) Как часто люди на Земле, получая огромную власть над многими другими людьми, склонны считать только себя достойными такой власти! А вот св. Иоанн нашел в себе силы отказаться от этой роли и сказать, как он сам жил, вдохновленный видением Христа (см. Ин.3:26–36 ). Когда ум наш восходит к этому созерцанию Христа, восходящего на Голгофу, то, понятно, останавливается в нас слово. И мы почитаем Его как Бога – уже в молчании. За предстоящие пятьдесят дней поста каждый из вас будет переживать трудные минуты, и тогда мы будем вспоминать Христа, проведшего в пустыне сорок дней и сорок ночей. Перед самым началом Великого Поста есть служение «великого прощения». Когда мы в нашем маленьком кругу будем смиренно просить у братьев наших прощения во всем, чем мы погрешили пред ними в мышлении нашем, тогда помните и о Страшном Суде. Сказано, что Господь придет во славе. И когда сядет Он на престоле Своем, «соберутся пред Ним все народы», от сотворения человека до последнего, рожденного от жены (см. Мф.25:31–32 ). Так переносите свой ум от вещей маленьких, которые, однако, являются образом других вещей, безграничных – вот что требуется. В пятой главе Евангелия от Матфея есть много слов Христа, восполняющих закон Моисеев: «сказано древним: не убивай... А Я говорю вам... сказано древним: не прелюбодействуй... А Я говорю вам...» и так далее. И каждый раз от всех заповедей Ветхого Завета Он переходил к беспредельному значению каждой из них (см. Мф.5:21, 22, 27, 28 , и т. д).

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Во всяком случае, кажется, два ученика, шедшие в Эммаус, оставили Иерусалим, прежде чем какая-нибудь из жен видела Самого Воскресшего, или, по крайней мере, не зная еще ничего о таком явлении ( Лк. 24:23 ). На пути Господь, пришедши к ним, прежде чем они Его узнали, зажег их сердца объяснением Писания ( Лк. 24:32 ). В то время, когда они спешили назад в Иерусалим, Воскресший явился и Симону Петру ( Лк. 24:35 ; 1Кор. 15:5 ), потом собравшимся апостолам ( Мк. 16:14 ; Лк. 24:36,43 ; Ин. 20:19–23 ; 1Кор. 15:5 ), и чрез восемь дней – в другой раз, когда и Фома был с ними (Ин. 20и далее); в третий раз Он явился семи ученикам при море Тивериадском ( Ин. 21 ); затем явился одиннадцати апостолам и, вероятно, в это же время более пятистам братьев на горе в Галилее (Мф. 28и далее; Мк. 16:15–18 ; 1Кор. 15:6 ). Тем временем еще Иаков особо удостоился видеть Господа ( 1Кор. 15:7 ). Наконец, Он явился в последний раз всем апостолам и, выведши их из Иерусалима до Вифании, пред их глазами вознесся на небо ( 1Кор. 15:7 ; Мк. 16:19 ; Лк. 24и далее; Деян. 1 ). По вознесении на небо явился одному апостолу Павлу. Так возникла и утвердилась в мире весть о воскресении Иисуса Христа, о которой апостол Павел говорит: «Я ли, или они (то есть другие апостолы), мы так проповедуем и так вы уверовали» ( 1Кор. 15:11 ). Свидетельство апостола Павла о воскресении, таким образом, заключает в себе свидетельство двенадцати и даже более пятисот братьев. Свидетельство апостола Павла имеет особенную важность как свидетельство человека, в котором явление воскресшего Господа произвело столь решительный и чудесный переворот в образе мыслей и жизни; человека, который истинность своего убеждения доказал целою жизнью, одушевленною пламенною любовью ко Христу, полною борьбы и самопожертвования; человека, который, обладая Богодухновенною ясностью ума, умел отличать от состояний экстаза, о которых он лишь изредка и неохотно говорил и в которых он слышал неизреченные глаголы ( 2Кор. 12:4 ), действительное событие, когда он в Дамаске видел Господа, о котором он часто говорил в своей проповеди как о событии, с которого началось его обращение ко Христу и его призвание к апостольству в среде язычников ( Гал. 1:16–17 ; 1Кор. 9:5; 15:3, 8 ). Как известно, уже в его время в Коринфском обществе были люди, отрицавшие воскресение Христово и воскресение вообще. Это давало апостолу повод к могущественному свидетельству истины, которое не только тогда низлагало заблуждение, но и для последующего времени остается как бы скалою, пред которою со стыдом останавливаются пенящиеся волны того же лжемудрствования.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

   Вот я говорил вам о вещах, в сущности, страшных. В дни жизни воплощенного Бога на Земле Иисус Христос был единственный Человек, Который, дав заповедь о ненависти к себе в любви к Богу и ближнему, пошел на Голгофу не для того, чтобы спасать Себя; а Он пошел на все страдания, полный любви к человеку-человечеству. О, этот образ — Человек! И те, которые пережили это видение, не смогут найти нигде больше ничего подобного.    Господь нам заповедал то, что Он Сам исполнил: по любви к ближнему Он отдал Себя на все страдания (см. Ин.15:13), и не только на смерть, но на смерть, которая переживалась как проклятие в Ветхом Завете: «проклят всяк висяй на древе» (Гал.3:13). Мы не достигаем мер, которые видим во Христе, и мы понимаем, почему отцы наши — и первый из всех Креститель Иоанн — узрели во Христе Бога. Это чудный пример: Иоанн. Когда его самого люди готовы были признать за ожидаемого Мессию, он сказал: «Нет! Но есть Другой, грядый впереди меня, Он есть Спаситель мира!» (см. Ин.1:27, 29) Как часто люди на Земле, получая огромную власть над многими другими людьми, склонны считать только себя достойными такой власти! А вот св. Иоанн нашел в себе силы отказаться от этой роли и сказать, как он сам жил, вдохновленный видением Христа (см. Ин.3:26—36).    Когда ум наш восходит к этому созерцанию Христа, восходящего на Голгофу, то, понятно, останавливается в нас слово. И мы почитаем Его как Бога — уже в молчании. За предстоящие пятьдесят дней поста каждый из вас будет переживать трудные минуты, и тогда мы будем вспоминать Христа, проведшего в пустыне сорок дней и сорок ночей.    Перед самым началом Великого Поста есть служение «великого прощения». Когда мы в нашем маленьком кругу будем смиренно просить у братьев наших прощения во всем, чем мы погрешили пред ними в мышлении нашем, тогда помните и о Страшном Суде. Сказано, что Господь придет во славе. И когда сядет Он на престоле Своем, «соберутся пред Ним все народы», от сотворения человека до последнего, рожденного от жены (см. Мф.25:31—32). Так переносите свой ум от вещей маленьких, которые, однако, являются образом других вещей, безграничных — вот что требуется. В пятой главе Евангелия от Матфея есть много слов Христа, восполняющих закон Моисеев: «сказано древним: не убивай... А Я говорю вам... сказано древним: не прелюбодействуй... А Я говорю вам...» и так далее. И каждый раз от всех заповедей Ветхого Завета Он переходил к беспредельному значению каждой из них (см. Мф.5:21, 22, 27, 28, и т. д).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Католические авторы стараются доказать, что исповедание Петра принадлежит лишь ему одному, он ответил Христу только от своего лица. Пётр не знал тайн сердца, чтобы исповедать общую веру. Между вопросом и ответом не было никакого совещания учеников и не было сделано никакого общего поручения Петру 29 . Но едва ли следует думать непременно об особенном откровении, бывшем одному только Петру в данный момент. В ст. 15 Христос не задавал Своим ученикам какой-нибудь загадки. Он спрашивал их об установившемся среди них мнении, отличном от мнений народных. Второй вопрос Христа по характеру совершенно тожествен с первым. Что говорят (λγουσιν) обо Мне люди? Вы же что говорите (λγετε) обо Мне? Употреблён один и тот же глагол. В той или другой форме ученики, очевидно, уже говорили то же самое о Христе. Их мнение представляется в вопросе Христа таким же уже существующим, как и различные мнения народные. Апостолы слышали нагорную проповедь Христа, были очевидцами того, как Христос позволял называть Себя сыном Давида ( Мф.9:7, 12:23, 15:22 ), наверное знали об откровении при крещении, помнили, что Христос велел ответить Иоанну Крестителю ( Мф.11:4–6 ) и что Сам говорил при этом случае народу об Иоанне ( Мф.11:7–15 ). Всё это могло убедить апостолов в божественном достоинстве их Учителя. Близ Кесарии Филипповой ап. Пётр лишь особенно полно выразил это убеждение лика апостольского 30 . Очевидно, ап. Пётр был в данном случае лишь «устами апостолов», как его называет Иоанн Златоуст 31 . Такой же взгляд высказывают: блаж. Иероним 32 , св. Амвросий Медиоланский 33 и блаж. Августин 34 . Исповедание Петрово может быть названо исповеданием апостольским. В лице «избранных» ( Лк.6:13 . Ин.13:18, 15:16:19 ) человечество исповедаю великую истину спасения людей воплощением Сына Бога живаго. В ответ на исповедание апостолов Христос сказал Петру: блажен ты, Симон сын Ионин, потому что (τι om) не плоть и кровь открыла тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах ( Мф.16:17 ). В этих словах Христос характеризует исповеданную истину со стороны её происхождения. Эту истину открыли не плоть и кровь (σρξ κα αμα). «Плоть и кровь» – гебраизм. (в сирийск. новозав. тексте ) не употребляется в ветхом завете, но часто встречается в раввинской литературе и в Новом Завете. В Талмуде и Мидраше человек в противоположность вечному и высочайшему существу Божию всегда называется плотью и кровью 35 . В Новом Завете σρξ κα αμα также служит описательным выражением для обозначения плотского и смертного человека в его отличии от существ вечных и духовных (См. 1Кор.15:50 . Еф.6:16 . Гал.1:16 . Евр.2:14 ). След., великая религиозная тайна воплощения Сына Божия сознана апостолами по особому откровению. Здесь сказано то же, что в Мф.11:27 : никто не знает Сына, кроме Отца (см. и Лк.10:22 ) и 1Кор.12:3 : никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым 36 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010