Ведь оно так недавно выделилось из иудейского; а собственно христианская его часть состояла из совершения таинств (крещения и) евхаристии и, вероятно, др., чтения и пения.– Наоборот, богослужебный культ гностиков поражает своею сложностью, и это даже при самих кратких известиях о нем, проскальзывающих у ересеологов. В особенности много было у них в культе мистерий, что наиболее отвечало настроению того времени. Так, о наассенах Ипполит 2126 свидетельствует, что у них были большие и малые тайны; у них было крещение живою водою 2127 , помазания неизреченною мазью 2128 , причащения 2129 . У гностика Иустина существовало таинство соленой воды 2130 , посвящение в мистерии 2131 ; у сифиан имел место культ мистики 2132 . Наибольшею сложностью отличался культ змеи: он соединялся с целым рядом таинственных действий 2133 , состоял из гимнов 2134 , употреблялись изображения змея 2135 . У Карпократиан были изображения Симона, представленного в виде Юпитера, и Елены – в виде Минервы, и они молись им 2136 . Очевидно, о богослужении гностики очень много заботились. Известно, что Валентин составил книгу псалмов и говорил проповеди 2137 . Вардесан также написал книгу, по подражанию Давиду, в 150 пс. или гимнов 2138 и ввел в церкви увлекательное пение 2139 . Есть данные приписывать гностикам празднование великих христианских праздников – крещения Господня и рождества Христова 2140 которые в христианские церкви введены только с IV в.– Что касается организации иерархической, то такая имела места несомненно в маркионитских церквах 2141 .– Нам уже неоднократно приходилось говорить о личной талантливости многих гностиков, их глубокой и разносторонней учености и литературной производительности. (И теперь – по ходу дела – приходится упомянуть об этом). Благодаря своему основательному образованию, гностики были отличными организаторами, руководителями и учителями своих последователей. Красноречивым доказательством этого может служить один полный гностический памятник, сохраненный нам Епифанием 2142 ,– это послание валентинианина Птоломея к Флоре, обратившейся к нему с недоуменным вопросом по поводу Моисеева закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Каким же способом устанавливался в том и другом случае брак, и можно ли допустить, что древняя церковь не вводила никаких ограничений прав подобных лиц на участие ее в их бракосочетании? Нам не удалось отыскать прямых и вполне определенных ответов на этот вопрос в канонических определениях и в гражданском законодательстве Византии; но принимая во внимание известную уже нам практику относительно заключения повторных браков, с одной стороны, и упомянутую аналогию, с другой, едва ли мы ошибемся, если вслед за некоторыми исследователями 2131 предположим, что церковное благословение брака едва ли могло иметь место в тех случаях, когда вступало в брак лицо, обрекшее себя на всегдашнее девство, – хотя бы дело шло о той эпохе, когда такие браки еще не рассматривались как прелюбодеяние, безусловно неспособное перейти в законный брак и сурово караемое гражданскими законами. В самом деле, если древнее церковное право налагало на таких лиц епитимию второбрачных, то вполне естественно думать, что и отношение лиц иерархических к заключе- —302— нию подобных браков не могло быть более активным, чем при второбрачии. Элемент нравственного несовершенства в последнем случае, по воззрению церкви и ее представителей, не мог быть значительнее, чем в супружеском союзе лица, нарушающего этим свои девственные обеты: какой же древне-церковный пресвитер, – спросим мы, пользуясь выражениями известного неокесарийского правила – решился бы своим соучастием одобрять подобный брак? Очевидно, в таких случаях установление брака могло совершиться лишь способами, указанными в гражданских законах и не требующими соучастия церкви. То же самое нужно сказать и относительно тех браков, которым предшествовало обручение брачующихся с другими лицами. Аналогия таких союзов со второбрачием проводится в законодательстве церковном и гражданском с такой настойчивостью, которая дает право и при отсутствии прямых указаний признать гражданский способ бракозаключения единственно-применимым к ним за весь период, пока церковное благословение не стало применяться и при заключении вторых браков.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2121 Здесь имели помещение и другие отряды телохранителей, кроме экскувитов. Zon., IV, 257: ο βραγγοι τν ν τος ξκουβτοις διειληφτες δν, ενθαπερ τοτοις και κατοκησις (варяги преградили улицу у караульной экскувитов, где и сами жили). 2123 Psell., IV, 153: ολγη μερς ζενικ, πση τις εωθεν φπεσθαι τας βασιλεοις πομπας (Небольшой отряд иноземцев, который по обыкновению сопровождал императора в процессиях). 2124 Cedr., III, 606; Советы и рассказы визант. боярина//Ж. М. Н. Пр., 1881, июнь, 263. При Михаиле Пафлагоне звание аколуфа носил предводитель армии, отправленной против Адома и Абусала. См.: Matth. d " Ed., 67. 2130 Bryenn. 18: ευθς τας βασιλικας ταιραις συγκαταλεγτην εθος γαρ τοτο βασιλεσι Ρωμαων τος τν ριστων νδρν πδας κα τν ευ γεγοντων τη σφν ατν υπηρεσα συγκαταλγειν (Я сразу же был включен в царскую этерию. Ведь императоры, по обыкновению, составляли свою личную стражу из детей благородных и знатных мужей). 2131 Cedr., II, 613: ο φυλσσοντες ν τω παλατφ στρατιται ρωμαοι τε κα βραγγοι (Воины дворцовой стражи, ромеи, варяги). 2132 Attal., 294–295: νστησι τος τν φυλακν εχουσι το παλατιο θυμοφθροις νδρσι κα θνικος... πισυνηθροζοντο ο τ βασιλε τν φρουρν ποπληροντες Ρομαοι... ( пробуждает в воинах дворцовой стражи, кровожадных иноземцах, ... были собраны ромеи, которые несли охрану царя) (Scyl., 738: ’ επανστησαν δ κα τ βασιλε ο Βραγγοι... (восстали на царя варяги); Zon., IV, 229; Ephr., 149). 2133 Attal., 295: περ δελην γρ ν ψαν, τε τοτοις φηρητο τ φρονεν δι τν γαν ονοφλυγαν κα τν το κρατου μετληψιν (...ведь случилось это поздним вечером, когда они лишились рассудка из-за неумеренного пьянства и употребления несмешанного вина). 2134 Градация ясно видна из назначений при Константине VIII, который Νικλαον τν πρτον τν ατο θαλαμηπλων δομστικον προεβλετο τν σχολν κα παρακοιμμενον, Νικηφρον δε τν μετ’ κενον τ δευτερεα φροντα πρωτοβεστιριον, Συμεν δ τν κατ τν τςιν τρτον δρουγγριον της βγλας, προδρους τος πντας τιμσας, Ευστθιν τε τν πολλοστν μετ’ εκενους μγαν ταιρειρχην (...Николая, первого из своих евнухов, назначил доместиком схол и паракимоменом, Никифора, занимавшего второе место после него, назначил протовестиарием, Симеона, третьего в этом ряду – друнгарием виглы, почтив при этом всех титулом проедра, Евстафия же, ничтожнейшего из них, сделал великим этериархом). См.: Cedr., II, 480–481.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Ясно, что произойдет это по дару всемогущего Творца, и что сама материя приобретет качественно новые свойства. Известно только, что жизнь человеческого организма «будет совершенно независима и от всех невзгод воздуха, разумею мороза и жары, – поясняет Святитель, – и свободна от всего того, что мы представляем в виде смены противоположностей» 2130 . Это состояние неподвластности закону непрестанной изменчивости приобретет не только душа, но и тело человека. В воскресении мертвых «те же самые стихии сойдутся между собою опять в ту же связь. А такое состояние жизни, по божественному учению Писания, называется воскресением, причем именем этим означается все движение стихий при восстановлении земного» 2131 . Однако свойства материи и стихий будут совсем иными, что особенно подчеркивается по отношению к качествам телесного человеческого состава. В Толковании на псалом шестой Святитель отмечает, что «по миновании движимого и по прекращении скоротечного движения, как говорит Апостол (Евр. 12:27)… придет то, что уже непоколебимо, и к чему не касается боле превратность и изменение» 2132 . Учение о прекращении действия тленности и непрестанной изменчивости в человеческом теле тесно связано с учением свт. Григория о нетленном теле Христа как «лекарстве» и «противоядии» для зараженного тлением человеческого естества. Так, если душа человека получает основание спасения в вере (δι πστεως), то тело должно принять в качестве противоядия (τ λεξιτριον) «то Тело, которое оказалось сильнейшим смерти и послужило началом нашей жизни» 2133 . Тело Христа называется Святителем бессмертным и передающим причастникам божественные дары нетления и в том, что «способно приобщиться страданию, совершив смерть… уделив Себя и телу, и душе, посредством души отверзает разбойнику рай, а посредством тела прекращает действие тления» 2134 . Мысль о двойном освящении двойственной природы человека встречается и в описании таинства Крещения, где говорится, что в качестве «родственных и подобных лекарств» 2135 выступают для невидимой души – Святой Дух, а для видимого тела человека – чувственная вода (δωρ τ ασθητν), освященная этим же Духом.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

853, XLI; ad an. 855, XI) и след. устойчивостью своих взглядов не отличался. 2121 Vita Nicolai. Mansi XV, 151 А. В последующих письмах папа жаловался на легатов, что они вступили, вопреки запрещению, в общение с Фотием. 2123 Перечисленные области были отняты у Рима Львом Исавром (717–741), раздраженным против пап за их борьбу с иконоборчеством. П. Лепорский. История Фессалоникского экзархата. СПБ. 1901, стр. 212. 2125 Quapropter vestrae consecrationi consentire modo non possumus, donec nostri, qui a nobis Constantinopolini sunt directi, revertantur, qualiter per eos cognoscamus vestrae observationis actus, et ecclesiastici utilitatis constantiam, et quo studio circa catholicae fidei defensionem vosmet exerceatis. Et tunc, si dignum fuerit, ut tantae sedis praesulem, ceu convenit, honorabimus, et fraterna dilectione amplectemur. 2128 Очень не точен Митрофан, утверждая, что Николай послал легатов κατξαι τν Φτιον κα… γντιον ποκαταστσαι. Mansi XVI, 41 7 A. 2130 18 июня 860 г. Franz Gumont. Anecdota Bruxellensia. I. Chroniques byzantines. Gand 1894, p. 33. De-Boor. Der Angriff der Rhos. auf Byzanz. Byzant. Zeitschr. 1895 (IV) 445 flg. 2131 По-видимому, в Каппадокии. А. А. Васильев. Византия и Арабы. Политич. отнош. Византии и арабов за время Аморийской династии. СПБ. 1900, стр. 155. 2132 О нападении Руси Georg. Cont. 1053 (P. G. CX) – Leo Gramm. p. 240 (P. G. CVIII, 1083). Pseudo-Symeon. 674 (P. G. CIX 736). Theoph. Cont. Lib. IV cap. 33. Cedren. 173 P. G. CXXI, Zonara. III, 404. Vita Ignatii, 516. Ср. письмо антиох. митр. Иоанна (XII в.) к имп. Алексею Комнину (А. Пападопуло-Керамевс. Акафист Божией Матери. Фотий и Русь. Византийский Временник 1903 (X) 381). Византийские источники называют русь неопределенным именем скифов, и лишь Кедрин и Зонара (как и митр. Иоанн) добавляют, что это были тавроскифы. Последнего указания, конечно, недостаточно, чтобы решить, какая русь нападала на Византию, и был-ли это поход Аскольда и Дира. Однако едва-ли можно сомневаться, что именно эти руссы были впоследствии обращены к христианству и получили от Фотия епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но особенно выделяется обширное кладбище за башней Зинона и 20-ой куртиной вплоть до склонов Херсонесской балки у подошвы Девичьей горки, ее вершины и района загородного Влахернского монастыря Богоматери Девы Марии, куда херсонеситы попадали, покинув город через южные ворота, носившие, судя по данным старославянской, переводной агиографии, название «Мертвые» (в греческом варианте – e Nekre auloporta) 1473 . В первые века н.э. и в раннее средневековье дорога от них вела внутри перибола к клавикулле около башни Зинона, где в свою очередь находились внешние ворота, выводившие к Девичьей горке и окрестностям Карантинной бухты (см.: рис. 373; 374). Скалистая почва в этом районе, по словам Κ. К. Косцюшко-Валюжинича, была «...вся источена, как муравейник, семейными склепами и одиночными гробницами, вырубленными по всем направлениям и часто в два яруса» 1474 . Судя по находкам погребального инвентаря и монет, здешнее кладбище функционировало без перерыва c IV в. до н.э. вплоть до XI–XII вв. включительно, когда херсониты стали особенно массово хоронить покойников в многоярусных могилах в пределах городища, около и внутри квартальных церквей или молелен, даже в гробницах на улицах (к примеру, на и главной продольной улицах, в проезде ворот у клавикуллы рядом с башней Зинона), и в силу этого обстоятельства потребность во внешнем кладбище заметно снизилась 1475 . Поэтому нет оснований полагать, что юго-восточный некрополь действовал лишь до VII в. или до X в. 1476 . К усыпальницам, сооруженным во II–III вв., могли обращаться и гораздо позже, судя по находке в склепах или рядом с ними в районе Влахернского монастыря Богоматери наряду с элевтериальными херсонесскими и позднеримскими монетами монет Юстиниана I, Маврикия, Ираклия, Фоки, Михаила III, Василия I, Льва VI, Александра, Романа I, Константина VII, Романа II, а также пряжек VI–VII и VIII–IX вв. Загородное кладбище продолжали использовать даже в XIII в., на что, помимо херсонских медных монет с монограммой «ро», указывает находка в 1906 г. у входа в разграбленный склеп 2131 недалеко от берега Карантинной бухты верхней части известнякового надгробия из ноздреватого известняка желтого цвета с рельефной аркой в виде рамки, внутри которой на поверхности камня сохранились следы коричневато-красной краски и небрежной, вырезанной полукругом двухстрочной надписи, начинавшейся с традиционного крестика: Ch(rist)e boeth(ei) Ni[k]ol[aon ka]i kai [N]ikon[a]... Et(ous) zosia, то есть 6711 года от сотворения мира, что соответствует 1203 г. н.э. (рис. 411) 1477 . Примечательно, что этот один из позднейших эпиграфических памятников Херсона оказался связан именно с загородным некрополем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

XVI в. Филиграни: Литера Р под цветком – Брике, 8627 (1491– 1500 гг.); Литера В – Брике, 8015 (1505 г.); Перекрещенные полосы – Брике, 5719 (1489–1502 гг.). Заголовок: «Месяца декабря 21 день. Преставление Петра митрополита всея Руси. А се ему чтение, творение Прохора епископа Ростовьскаго». Присутствовавшим на Переяславском соборе отмечен «князь великий» Дмитрий, кончина Петра отнесена к 21 декабря. После Жития помещено «Поучение Петра митрополита, егда препре Тферскаго владыку Андрея в сборе». 3) Ярославский музей-заповедник, 15522 (л. 430 об. – 434 об.) – нач. XVI в. Филиграни: Голова быка под крестом с цветком, обвитым змеей, – Лихачев, 1350 (1508 г.); Тиара (несколько вариантов): Лауцявичюс, 1591 (1506–1509 гг.); Пиккар, XII, 36 (1506–1507 гг.); Пиккар, XII, 42 (1499–1517 гг.); Пиккар, XII, 44 (1481–1507 гг.). Рукопись происходит из библиотеки Спасо-Ярославского монастыря. Заголовок: «Месяца декабря в 21 день. Преставленье Петра митрополита всея Руси. А се ему чтенье Прохора епископа Ростовъскаго». Среди членов Переяславского собора назван «князь великий» Дмитрий, кончина Петра датирована 21 декабря. На л. 434 об. – 436 помещено «Поучение Петра митрополита, [егда] препре Тферьскаго владыку Андриа в зборе». 4) РГАДА, ф. 181 (Собр. МГАМИД), 752 (л. 338 об. – 342 об.) – 1– й четверти XVI в. Филигрань: Гербовый щит с двойной лилией – Лауцявичюс, 2131 (1514–1520 гг.). Сборник происходит из ярославской посадской церкви Похвалы Богородицы и вложен туда в 1613 г. торговыми людьми Лыткиными. Заголовок: «Преставленье Петра митрополита всея Руси. А се ему чтенье Прохора епископа Ростовъскаго». Участником Переяславского собора назван «князь великий» Дмитрий, кончина Петра датирована 21 декабря. После Жития следует «Поучение Петра митрополита» (л. 342 об. – 344 об.). Список чрезвычайно близок к ЯМЗ, 15522, оба имеют даже общие описки и ошибки; но один пример все же свидетельствует о вторичности Архивского списка: чтение «Волыньскую» ЯМЗ, 15522 ошибочно передает как «Воленьскую», а Арх., 752 переиначивает во «вселеньскую». Поэтому можно считать, что список Арх., 752 восходит к ЯМЗ, 15522.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сей есть любитель преблагаго Бога, возлюбивый его всем сердцем и всею душею и дивно есть воистинну, яко, поселянин сый, груб и невежа мним, толикою любовию к Богу возгореся. Село бо некое мало и худо, Толвуя именуемо, имяше И кую в нем хитрость позна, кую философию изобрет? Вемы бо, яко мнози святии от познания божественных и человеческих вещей снискаша огнь негасимый божественныя любве, Зосима же, в Толвуи живый, едва возможе и священное Евангелие до конца прочести, едва обрете время и Новаго Завета все писание наук же и книг христианьских философов ниже во сне виде, языческих же философов не точию писаний, но и имен не ведяше. Обаче толикий невежа толикою любовию к Богу уязвися, елико не точию мира и самого себе презре, но и яко ангел поживе в плоти. И егда ему время приспе жену пояти, и чада сотворити, и дом строити, и о собрании богатьства пещися 2129 , тогда он иное обрете дело достохвалное и преблаженное, дело, вечныя славы достойное, дело не токмо человеком, но и ангелом удивителное. Кое сие дело? – Еже крест взяти и Христу последовати, еже за любовь его оставити сладкия страсти, желанныя похоти, любезную волю свою, еже за желание Владычне жестокому и острому иноческаго жития правилу вдатися. Презирает славу и богатьство и бывает ученик и последователь сладкому Христу. И недоволно 2130 бысть ему отвержение мира и мирскаго пристрастия, но и вселенную остави и во оток 2131 морский вселися, да никтоже спону 2132 сотворит ему в добром течении, еже к Богу. Коликия же труды и подвиги на острове показа, в посте и молитвах, в коленопреклонениих и воздыханиих в борбе с невидимыми враги, во удручении плоти, на дух воюющия; во отсечении закона удов телесных, противу лежащаго закону Духа Святаго! Недовольно есть всякое слово сказати, немощна есть всякая риторская трость написати. Негли могл бы труды его видети многоочитый негли могл бы язык ангельский сказати и желание его к Богу, и пост, и молитву, и прочия спасительныя подвиги? Но всякий человек за немощь свою естественную и за высоту толикия добродетели слову оному не веровал бы, понеже житие преблаженнаго сего мужа не тако человеческому, яко ангельскому житию подобно есть. Егда же весь закон евангельский исполни, егда и любовь к Богу отвержением самого себе соверши и любовь к ближнему истину, а не лицемерну показа расточением 2133 имения своего тогда малу и недостойну Царства Христова вознепщева 2134 быти толикую свою добродетель.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разъясняя пророков, Иероним усматривает у них слишком много аллюзий на еретиков своего времени (как Лютер везде находит аллюзии на папистов, фанатиков и сектантов); и наоборот, с враждебным отношением к хилиазму, унаследованным от Оригена , он игнорирует множество ссылок на конец света и второе пришествие Господа. Например, даже эсхатологическую речь Христа в двадцать четвертой главе Матфея и пророчество Павла о человеке греха во Втором послании к фессалоникийцам он ограничивает разрушением Иерусалима. К экзегетическим трудам в более широком плане принадлежат книга «О толковании еврейских имен», этимологический словарь собственных имен Ветхого и Нового Завета, полезный для того времени, но во многих отношениях недостаточно хороший и сейчас бесполезный 2125 ; также вольный перевод «Ономастикона» Евсевия (нечто вроде библейской топологии в алфавитном порядке), до сих пор ценный для исследователей древности 2126 . 2 . Исторические труды, которых мы уже касались в других местах, важны для истории отцов церкви и святых, для христианской литературы и для истории нравов. Первый среди них – это вольное латинское воспроизведение и продолжение греческой хроники Евсевия, то есть хронологических таблиц самых важных событий в истории мира и церкви до 379 г. 2127 Иероним диктовал этот труд довольно бегло, когда жил с Григорием Назианзином в Константинополе (380). Несмотря на многочисленные ошибки, он внес очень полезный и заслуженный вклад в латинскую литературу, и труд его стал основным источником той небогатой исторической информации, которой владело западное христианство в Средние века. Проспер Аквитанский , друг Августина и защитник учения о свободной благодати от полупелагианства в Галлии, продолжил хронику до 449 г., а жившие позже авторы довели ее до середины VI века. Более оригинален «Перечень известных авторов» («О знаменитых мужах») 2128 , составленный Иеронимом на десятом году правления Феодосия (392 и 393) 2129 по просьбе друга, офицера Декстера. Это первый труд по истории богословской литературы. В нем, в ста тридцати пяти главах, приводятся краткие биографические справки о многих церковных авторах от апостолов до самого Иеронима со ссылками на их наиболее важные труды. Отчасти труд был задуман как опровержение обвинения в невежестве, которое выдвигали против христиан Цельс, Порфирий, Юлиан и другие язычники. Иероним в то время не был еще ярым ненавистником еретиков, он вполне справедлив и либерален в оценке таких личностей, как Ориген и Евсевий 2130 . Но многие из его очерков кратки и слабы, даже посвященные, например, таким важным людям, как Киприан, Афанасий, Василий Великий , Григорий Нисский , Епифаний, Амвросий и Златоуст (ум. в 407) 2131 . Своего младшего современника, Августина, который к тому времени уже создал несколько философских, экзегетических и полемических трудов, он вообще не упоминает.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

А дальше читаем в послании этого Собора: «Божественный суд научает и показывает, что всячески становятся причастны греху все, которые осквернились жертвою нечистого и неправедного священника... Народ, повинующийся Божественным заповедям и боящийся Бога, должен отделиться от грешника-предстоятеля и не участвовать в жертвоприношении святотатственного священника» 2129 . Поэтому обыкновенно падшие в гонениях епископы и пресвитеры принимались в церковное общение простыми мирянами. Так был принят пресвитер Трофим, о котором упоминает св. Киприан 2130 . Самого Киприана обвиняли в тяжких грехах, и вот что пишет он Флоренцию Пупиану: «Если бы мы не очистились пред тобою и не были оправданы твоим приговором, братство уже шесть лет не имело бы епископа, народ – начальника, стадо – пастыря, Церковь – правителя, Христос – предстоятеля (antistitem), Бог – священника! Да пособит Пупиан, да произнесет свой приговор и утвердит суд Бога и Христа, чтобы такое множество верующих, нам подчиненных, не было лишено при кончине надежды спасения и мира, чтобы не думали о вновь уверовавших, будто они через нас не получили никакой благодати крещения и Святого Духа , чтобы не был уничтожен мир и общение, дарованные по нашему усмотрению такому множеству падших и кающихся!» 2131 . Приведенные нами данные из творений св. Киприана получают тенденциозное истолкование в протестантской ученой литературе. В них хотят видеть некоторый архаистический остаток предполагаемой харизматической организации начальных времен христианства и древнейшего понятия о Церкви как обществе святых. Требуя от епископа большего нравственного совершенства, Киприан показывает тем самым, что ему не совсем чужд взгляд на епископа как на харизматика, которого личные качества делают способным к проведению в жизнь Церкви Божественных начал. Новациане исключали во имя святости Церкви всех смертно согрешивших; Киприан понятие Святой Церкви как общества святых ограничивал клиром, требуя исключения из клира падших членов. Клир есть «Святая Церковь » в Церкви, которая, включая в себя и грешных, есть corpus permixtum 2132 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010