в) Обличение Св. Петра ( Гал. 2:11–21 ) Св. Павел сначала описывает поступок Петра ( Гал. 2:11–13 ). Потом излагает самое обличение Петра ( Гал. 2:14 ). Наконец, по поводу его показывает, как вообще должно смотреть на дела закона в отношении к спасению и на сущность новой благодатной жизни ( Гал. 2:15–21 ). Поступок Петра ( Гал. 2:11–13 ). «Когда Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. Ибо до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками, а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Вместе с ним лицемерили и прочие иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием». Как согласить поведение Ап. Варнавы и в особенности великого Петра с их апостольским достоинством? В особенных усилиях и искусственных натяжках к сему соглашению нужды не видится 78 ; ибо при всем высоком достоинстве Апостолов и им не чужды были немощи воли и обычные слабости человеческой природы, так что и с ними могли случаться ошибки и даже падения (Петрово отречение от Христа). Неразрешимое недоумение было бы только тогда, если бы в самом учении и благвоестии Петровом о законе и благодати открылось нечто ошибочное и достойное порицания. Сего уже не мог допустить осенявший Апостолов Дух Святой; но сего и не было у Петра и Варнавы, как то и обнаружилось на соборе Иерусалимском. Что касается нравственно-практической деятельности, то здесь благодать Божия отнюдь не действовала как-нибудь принудительно на волю Апостолов, и никогда не изменяла их природных настроений и темпераментов. 79 Обличение Петру ( Гал. 2:14 ). «Когда я увидел, что они (Петр и Варнава) не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи иудеем, живешь по-язычески (т. е. жил пред сим в Антиохии, не соблюдая иудейских обрядов), а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь (лицемерием поведения своего) жить по-иудейски?» Сей замечательный случай обличения Петру от Павла наглядно открывает равноправность Павла с Петром, вопреки клеветникам и порицателям Павловым, и вообще полное равенство и братство между Апостолами.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Галатийцы, по отзыву Апостола, с таким усердием и с такой любовью принимали его, что слушали как Ангела Божия или как самого Иисуса Христа, так что готовы были, очи свои извертевши, отдать ему, если бы то было возможно ( Гал.4:14, 15 ). Но вскоре по отбытии Апостола ( Гал.1:6 ), как замечает св. Златоуст, некоторые из уверовавших иудеев, но еще державшиеся иудейства, и вместе надменные честолюбием, желая присвоить себе достоинство учителей, пришли к галатам и учили, что должно обрезываться, хранить субботы и новомесячия и не принимать Павла, все сие отвергающего; чего, напротив, не запрещают, говорили они. Петр, Иаков и Иоанн Первоверховные Апостолы и со Христом бывшие; чего и в самом деле они не возбраняли. Впрочем, они поступали так не потому, чтобы хотели защищать обычаи иудейские, но только по снисхождению к слабости уверовавших из иудеев. Но лжеучители, не открывая причин, по которым другие Апостолы делали сие снисхождение, обольщали слабых, говоря, что не должно слушать Павла: ибо он только вчера, или еще ныне явился; Петр же и сущие с ним суть первейшие Апостолы. Притом он апостольский ученик, а те Христовы; он один, а тех много и они столпы Церкви. 195 поскольку в Церкви галатийской была довольно значительная часть иудеев, привыкших к ветхозаветным обрядам и неохотно оставлявших оные, то сие лжеучение нашло между ними немалочисленных приверженцев. Простирая замыслы далее и желая всю Церковь галатийскую подчинить своему владычеству, иудействующие учители говорили, что и самого Павла видели исполняющим иудейские обряды и что он будто бы в разных местах учит различно, применяясь ко вкусу большинства слушателей ( Гал.1:10 ) в Галатии, говорили они, из угождения язычникам уверовавшим, так как их больше, проповедует свободу от закона обрядового, а в других церквах и он проповедует обрезание ( Гал.5:11 ), Таковы внушения лжеучителей, будучи поддерживаемы самими галатами, христианами из евреев, имели желаемый ими успех: весь народ воспламенился; члены галатийской Церкви стали склоняться на сторону иудействующих и на Апостола Павла стали смотреть как, на своего врага ( Гал.4:16 ). Вместе с уклонением от истины между ними начались распри и раздоры ( Гал.5:15, 16 ); все здание галатийской Церкви, по замечанию Златоуста 196 восколебалось и угрожало падением. Узнав о таком бедственном состоянии галатийской Церкви, Апостол, не умедлил уврачевать раны оной приличным посланием отвечая на все обвинения лжеучителей. § 107. Содержание и разделение

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Галатяне пришли в малую Азию с религией своих отцов. Здесь заимствовали они от фригиян служение богине Цибеле, и в честь ее соорудили храмы. Но торговля, которую они вели с соседственными народами, привлекла к ним многих иудеев 11 , кои приобретали между ними прозелитов; а потому галатия состояла как из язычников, так и из последователей Моисеева закона. Евангелие принесено было к ним ап. Павлом, во время второго апостольского путешествия его, на 49 или 50 году ( Деян.16:5–6 ). Как плодоносно было действование апостола среди галатян, об этом можно судить уже по тому, что они слушали его, как Ангела Божия, как самого Христа ( Гал.4:14 ). Они не были знакомы с утонченною образованностью еллинов; они были чужды пороков, господствовавших между ними; а потому сердце их было доступно благодати Иисуса Христа. Новые христиане, оставаясь сначала верными призванию Божию, в краткое время обратили к христианству многие другие души, так что скоро образовалась в галатии многочисленная Церковь . Из послания видно, что она состояла из обращенных от язычества и иудейства; ибо апостол беседует с такими людьми, которые частью служили ложным богам, частью находились в зависимости от ветхозаветного закона ( Гал.4:8–9 ). Повод к написанию Семя Евангелия, положенное апостолом в душах галатян пустило глубокий корень; и когда он, среди третьего апостольского путешествия ( Деян.18:25 ), во второй раз посетил галатию (в конце 55-го или в начале 56-го года): то состояние Церкви внушало ему надежду, что они останутся неизменны в вере ( Гал.1:6 ). Но, во время сего посещения, он объяснил истинное отношение Евангелия к закону Моисееву ( Гал.4:16 ) и значение обрядов в отношении к Спасению нашему. Хотя на Иерусалимском соборе апостолы положили не обязывать христиан к исполнению обрядов ветхозаветных ( Деян.15:5 ); однако же были между обращенными иудеями люди, которые, почитая Евангелие недействительным к Спасению нашему, без соблюдения закона, желали исполнять вместе с заповедями Иисуса Христа и все предписания Ветхого Завета. Сии ложные ревнители закона внесли свое учение и в Галатию, подтверждая его примером первых апостолов, очевидцев и непосредственных учеников Иисуса Христа, которые, исповедуя Евангелие, не отвергали закона, хотя они поступали так по одному снисхождению к слабым понятиям верующих иудеев. Вместе с тем лжеучители утверждали, что апостол Павел не получил ни от кого права апостольства, что, отвергая необходимость Моисеевых обрядов и постановлений Моисеевых, он испровергает основание Спасения, что он есть ложный апостол, которому не должно вверять душ своих. Юная галатийская Церковь скоро стала колебаться в своей уверенности; некоторые из верующих до того преклонили слух свой к ложным внушениям, что начали исполнять обряды Ветхого Завета ( Гал.1:6, 3:1, 4:9 ), а вместе с тем допустили между собою раздоры и другие пороки ( Гал.5:15–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ob-jasn...

Священное Писание – не что иное, как воспринятые христианами еврейские писания, несущие свидетельство о новом веке спасения ( Рим. 3:21 , 2Кор. 6:1–2 ). Молодые христианские общины, возникающие в различных уголках Римской империи, составляют « церковь Божию» ( 1Кор. 1:2 , Гал. 1:13 , 1Фес. 1:1 ). Включение верующих язычников в народ Божий – «прививка» на плодоносную оливу иудаизма ( Рим. 11:17 ), иначе говоря, полная интеграция и неразрывное слияние с иудейским священным преданием, согласно замыслу Бога ( Рим. 9:24–29; 11:32 и далее). С другой стороны, невозможно не обратить внимание на разительный разрыв – в особенности по отношению к закону Моисееву, центру жизни иудея, – между позицией апостола Павла и современной иудейской традицией. Руководствуясь авторитетом Божьего призыва, переданного через личное «откровение Иисуса Христа» ( Гал. 1:12, 15 , 1Кор. 9:1 ), апостол Павел был глубоко убежден, что Закон утратил свое значение как критерий спасения ( Рим. 10:4 , Гал. 3:23–29 ). Он мог указывать на этические заповеди Декалога ( Рим. 14:8–10 ; 1Кор. 7:19 ) и выводить уроки из истории спасения ( 1Кор. 10:11 ), но это не мешало ему жестко и принципиально утверждать, что христиане из язычников спасаются не Законом – имея в виду Закон в целом, особенно ритуальную его часть, предписывающую обрезание, кошерную пищу, соблюдение религиозных праздников и тому подобное ( Рим. 2:28–29; 3:21 , Гал. 2:3, 14–16; 4:9–10; 5:1–6 ). Центром жизни и мысли для него был уже не закон Моисеев, но Иисус Христос , руководящей и направляющей силой – Дух ( Рим. 8:9–17 ; 1Кор. 2:10–16 ; Гал. 4:6 ). Ключевым «словом Божьим» стала одна лишь Благая весть Христова, ради которой апостол Павел стал «для всех всем» ( 1Кор. 9:19–23 ; Гал. 1:6–9 ). Размышляя о том, как бывший суровый фарисей, сделавшись «подзаконен Христу» (ννομος Χριστο, 1Кор. 9:21 ), приспособился к ритуально нечистым христианам из язычников и их обычаям, включая и готовность есть идоложертвенное мясо ( 1Кор. 10:25–33 ), невозможно не оценить потрясающую созидательную и перерождающую силу Благой вести.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

Вскоре после вторичного посещения апостолом Павлом Галатии и по прибытии его в Ефес, галаты были совращены во иное благовествование хитростью и обманом лжеучителей ( Гал.1:6 ). Эти лжеучители, принадлежавшие к иудействующим, старались унизить апостола Павла за несоблюдение им Закона Моисеева и паче всего за то, что он не признавал необходимости обрезания для язычников. Опираясь на мнимый авторитет старейших апостолов, столпов Церкви, Петра, Иакова и Иоанна, они говорили, что должно принимать обрезание и соблюдать Закон Моисеев, что апостол Павел не заслуживает доверия в отношении этого вопроса, потому что он не самовидец Господа, а только ученик других апостолов. Уже во второе посещение своё Галатии, апостол имел случай говорить против этих лжеучителей ( Гал.5:3,21 ), но так как лжеучение ещё не пустило глубоких корней и сами галаты высказали большое радушие при приёме апостола ( Гал.4:18 ), то он считал опасность устранённой. Но не успел он основаться в Ефесе, как до него дошла неприятная весть о совращении галатов, и он неотложно поспешил исправить совратившихся, написав им краткое Послание. Время и место написания Послания Отпадение галатов последовало очень скоро после отшествия апостола в Ефес ( Гал.1:6 ); так же скоро и апостол написал свое Послание к галатам, узнав об их совращении. Из этого можно заключить, что это Послание было написано в Ефесе. В самом деле, в своём первом Послании к коринфянам ( 1Кор.16:1 ) апостол упоминает об установлении сбора милостыни в Галатии, а в Послании к галатам делает намёк на это ( Гал.2:10; 6:9–10 ). Впрочем, некоторые греческие рукописи полагают, что оно написано в Риме, с чем согласуется и выражение апостола, что он язвы господа Иисуса на теле своём носит ( Гал.6:17 ); но язвы эти он всегда носил ( 2Кор.4:10 ), а что касается греческих подписей на Послании, то им можно противопоставить римские подписи, которые говорят о написании из Ефеса. Из определения места можно уже предположить время написания Послания. Апостол основал своё постоянное пребывание в Ефесе в конце 55 или в начале 56 года, и Послание своё к галатам мог написать в 56-м году. Цель написания

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

12 Ср.: Мк. 10:35-40 ; Евсевий (Церк. Ист., II, 9) сообщает о том, что Иаков был казнен по доносу и, умирая, простил доносчика, который решил умереть вместе с ним. По мнению О. Кульмана, способ казни может указывать на политическое обвинение: О. Кульман. Многообразные течения внутри первой христианской общины (о мученичестве Иакова, сына Зеведеева). Символ, 1983, с. 82. 13 Деян. 12:13-17 . 14 Деян. 12:19-23 . Сообщение Луки вполне совпадает с данными о смерти Агриппы у Флавия (Древн., XIX, 8, 2). 15 Из Деян. 11:27-30 вытекает, что поездка с пожертвованиями была вторым посещением Павлом Иерусалима после призвания у Дамаска. Между тем в Гал. 2:1 второй поездкой апостол называет ту, что была связана со спором вокруг проблемы крещенных язычников («апостольский собор», Деян. 15 ). Многие исследователи отождествляют эти посещения, полагая, что св. Павел в Гал говорит о событиях, бывших до «собора». Однако апостол пишет в Гал, что прибыл вторично в Иерусалим через 14 лет после обращения. Исходной точкой для хронологии служит здесь надпись, найденная в Дельфах в 1905 году. Согласно этой надписи, проконсулом Ахайи был с 51 по 52 год Галлион. А из Деян. 18:11-12 ясно, что Павел прибыл в Коринф за полтора года до назначения Галлиона, т.е. около 49 года. Поскольку он приехал туда вскоре после «собора», то именно этим годом следует датировать иерусалимскую встречу, описанную в Деян. 15 . Если вычесть 14 лет, указанные апостолом в Гал, то мы придем к 35 году как году его призвания. Но здесь возможна неточность в пределах одного года. Сомнительно, чтобы св. Стефан был убит еще при Пилате (см. прим. 15 к гл. 3). Пилат был отозван из Иудеи в конце 36 или в начале 37 года. Значит, этим временем следует датировать событие у Дамаска. Биографы Павла, которые сдвигают дату его обращения к 32 году (чтобы отождествить Деян. 11:27 и Гал. 2:1 ), не учитывают, что Дамаск перешел в руки царя Ареты ( 2 Кор. 11:32 ) только после смерти Тиберия (37 год). То, что ап. Павел не упоминает в Гал. своего посещения Иудеи в 45 году во дни голода, может объясняться тем, что эта поездка не имела связи с теми вопросами, которые он обсуждал в послании. С апостолами в этот раз он мог не встречаться, поскольку в 44 году Петр (и Иоанн?) покинули Иерусалим. См.: F. Filson. A New Testament History. L., 1978, p. 278 ff.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Закон же, данный Богом Моисею, был только «детоводителем ко Христу» (Гал 3. 24). По определению митр. Киевского свт. Илариона , Закон - лишь «предтеча и слуга благодати» (цит. по: Молдован. С. 160 (Список Сол-518. 350об.)). Он не нес в себе животворящей силы (Гал 3. 21), способной духовно возродить человека, и был призван лишь обуздать грех и вызвать в человеке осознание глубины своего падения и своего духовного бессилия. Ап. Павел со всей решительностью утверждает, «что законом никто не оправдывается пред Богом» (Гал 3. 11), потому что «если законом оправдание, то Христос напрасно умер» (Гал 2. 21). Он противопоставляет силе Закона др. силу, явление к-рой в мир стало возможным только после дела спасения, совершенного Иисусом Христом. Эта сила и называется «благодатью». В слав. и рус. языках нашла отражение одна из основных особенностей этой силы - она подается как Б., т. е. благой дар, не по долгу и не по делам закона, «ибо делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал 2. 16). Эту же особенность подчеркивает и ап. Павел, когда пишет: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф 2. 8-9); «если по благодати, то не по делам, иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать» (Рим 11. 6). Надежда на дела порождает фарисейскую праведность, к-рая в сознании иудеев делает Бога должником человека, обязанным награждать последнего за его дела. Наследники такой праведности живут по букве Закона, а не по духу Б. Они, по выражению апостола, «остались без Христа» (Гал 5. 4), а стало быть, оказались лишенными воздействия Б. Св. Духа, с помощью к-рой только и возможно духовное возрождение человека. Действие Б. Характер благодатного воздействия на человека Божественных энергий определяется гл. обр. духовным состоянием самого человека. Если последний еще не открыл для себя «путь, истину и жизнь» (Ин 14. 6), Б. действует на него подобно свету во тьме (Ин 1. 4-5). Свет этот - «истинный»; Он «просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин 1.

http://pravenc.ru/text/149313.html

«Малыми заповедями ( Мф.5:19 ) называет не заповеди закона, – замечает блаж. Феофилакт , – но те, которые Он Сам намеревался дать; малыми же называет их по смирению, дабы и тебя научить не высокомудрствовать в учении. Малейшим наречется в Царствии Небесном, т.е. тот, кто сам не исполняет заповедей и учит других, не имея дел, в воскресении окажется последним и будет брошен в геенну. Не думай, что он войдет в Царство Небесное; нет, в Царство Небесное не войдет тот, кто учит других, сам презирая и попирая заповеди». 677 9) Иисус Христос соблюдал субботу ( Мк.1:21 ; Лк.4:16, 31 ) и мы должны соблюдать ее. По учению Слова Божия Иисус Христос подчинился закону, чтобы искупить подзаконных (от проклятия за неисполнение закона – Втор.27:26 ; Гал.3:10 ), дабы нам получить усыновление ( Гал.4:4–5 ) и Своею крестною смертью даровал нам свободу от закона ветхозаветного. 678 (ср. Рим.7:4 ; Еф.2:15 ; Гал.3:25, 5:1 ). «Все законное исполнил... для того, – учит святой Григорий Богослов , – чтобы воздать закону и награду, как воспитателю, и погребальную честь, как отменяемому». 679 Празднование в новозаветное время иудейской субботы, о чем настаивают сектанты, означало бы, что христиане опять подвергают себя игу рабства ( Гал.5:1 ), желают оправдаться законом, но в таком случае они, говорит апостол, остаются без Христа, отпадают от благодати ( Гал.5:4 ) и Христос напрасно умер ( Гал.2:21 ), т.е. если закон оправдывает, то смерть Христова бесполезна. «Ты облекся во Христа, сделался членом Владычным, – наставляет святой Иоанн Златоуст , – сопричислен к высшему граду, и все еще пресмыкаешься около закона? Как же возможно тебе достигнуть Царства Небесного? Послушай слов Павла, который говорит, что соблюдением закона ниспровергается Евангелие... Почему ты, в самом деле, соблюдаешь субботу? Без сомненья потому, что боишься оставить закон и его предписания; но ты не устрашился бы оставить закон, если бы не презирал веры, как слабой и самой по себе не могущей доставить спасение. Ведь если ты боишься не соблюдать субботу, то очевидно, что ты устрашился закона, как имеющего силу еще и в настоящее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Из этих слов видно, что для усвоения спасения каждым человеком необходимы – деятельность самого человека и благодать, которая помогает этой деятельности 36 при условии присутствия в человеке веры, которою обусловливается самая деятельность человека на пути ко спасению. 37 Высшею же целью и конечным результатом деятельности человека в союзе с благодатью является живое, непосредственное общение с Богом. 38 Вопрос об отношениях между благодатью верой и свободой человека особенно ясно преосвящ. Феофаном выражен в толкованиях на послания Ап. Павла. Смысл этих толкований по этому предмету в общем таков: Ап. Павел, хотя и учит о благодати Св. Духа, о воображении Христа и существенном таинственном единении с Ним через веру ( Гал.4:19 ; Еф.3:17 ; ср. Гал.3:1; 1:15,16; 2:20 ; 2Кор.13:5 и др.), как о необходимых созидательных средствах спасения человека, однако требует от человека деятельного участия в своем спасении ( Рим.4:13,19; 12:1 ; Гал.5:13–16 ; 1Кор.3:12–15 ; Еф.4:22–24 ; Кол.3:5 ; 2Тим.2:22 и др.) и призывает к умерщвлению ветхого человека и к сораспятию со Христом ( Рим.6 и др.) 39 . А это не есть только пассивное предание себя правде Божией. Это есть акт страдания, предполагающий борьбу начал в человеке, борьбу, соединенную с болезненным отказом от страстей и похотей ( Гал.5:24 ) ради блага и любви и во имя высших запросов человеческого духа; это есть работа над своим нравственным усовершенствованием 40 . И нельзя представить, чтобы этот болезненный процесс совершался однако весь силой Божией, бессознательно движущей человека, так что все, кажущееся ему собственным определением к деятельности, на самом деле, должно относить к действию благодати Божией 41 . Тогда не оставалось бы совершенно места свободной воле человека. 42 Между тем, хотя все во Христа крестились ( Гал.3:27 ), но возможность, начавши духом, окончить плотью, всё-таки остается ( Гал.3:3 ) 43 ; остается следовательно и свобода выбора 44 . Что бы достигнуть конечной цели – Богообщения, человек должен очиститься от всего греховного и приобрести высшее религиозно-нравственное совершенство, или, иначе сказать, путем личного самоусовершенствования. Словом, человек должен не только, с помощью благодати воспитать себя, но перевоспитать; человеку необходимо преобразовать самую природу, что возможно сделать только при неусыпном труде, при величайшем самонаблюдении, и, что всего важнее, только при непрерывной борьбе с грехом. А это достигается не вдруг, а постепенно и имеет начало, продолжение и завершение. Главное внимание человека при этом должно быть устремлено на достижение чистоты сердца, как единственного и обязательного условия для осуществления богообщения, как верховной цели человека. «Христианин от Бога рожден есть и к Богу должен относить дела свои все до одного и всю жизнь свою освятить одною сею целью». 45

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Niko...

Гал. 5:6 . «Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью», т. е. в делах любви выражающаяся, или добродетельная вера. Это все рано, что, по Ап. Иакову, вера без дел мертва есть. Обличение лютеранам, любящим опираться на Св. Ап. Павла! Таким образом, все предыдущие свои рассуждения (от 2-го до 6-го стиха V главы) Св. Апостол сводит и направляет все к одному и тому же для Галатов, т. е. что им предлежит одно из двух: «или Христос Господь со спасением, или закон с погибелью», иначе сказать: им настоит необходимость освобождения от закона посредством веры, преславность которой уже выше была доказана. Легкость возвращения из рабства закону на свободу веры Св. Ап. Павел разъясняет Галатам, указывая на то, что они начали жизнь во Христе без связи с законом, и еще не успели запутаться много ( Гал. 5:7–12 ). Гал. 5:7 . «Вы шли хорошо» (путем спасения): «кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине?» Каких же малых усилий вам стоит, – как бы так внушал Апостол, – чтобы опять возвратиться на прежний путь жизни по одной вере в Иисуса Христа, без опирания на закон? Гал. 5:8 . «Такое убеждение (т. е. прежнее ваше убеждение в ненужности закона и необходимости одной веры) не от Призывающего вас», т. е. не насильственно было навязано вам, а было делом свободы. Что же из этого следовало? Следовало: сами вы убедились в истине, сами пошатнулись в сем убеждении, сами же теперь и воротитесь к нему. Никакого труда, ни помехи к тому нет. Бросьте новую ложь, возьмите прежнюю истину вполне, как она есть и вам преподана; она вам ведома, изведана и убеждения в ней. Поворот легок (Еп. Феофан). Гал. 5:9 . «Малая закваска заквашивает все тесто». Это прибавил Апостол для того, чтобы не подумали, что для благодати веры не будет никакого вреда, если они будут соблюдать малость некую из закона (Амвросий). Гал. 5:10 . «Я уверен о вас в Господе, что вы не будете мыслить иначе», т. е. чем я; будете согласно со мной смотреть на иудейство и соответственно сему взгляду будете располагать и жизнь свою.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010