г. Из оправдания Авраама. Гал.3:6,9 . д. Из свойства закона. Гал.3:10–14 . е.      Из употребления закона, яко пестуна. Гал.3:15; 4:1–20 . ж. Из упразднения его. Гал.4:21; 5:1–12 . 4) Заключение, содержащее нравоучительное приложение. Гал.5:13 ; 6с до конца. Или в послании сем содержится 1) Защищение истины евангельской, от Павла проповеданной. Гал.1–5:1–12 . 2) Увещание к братолюбию, к хождению по Духу, к кротости и благодетельству, при показании вместе намерения лжеапостолов. Гал.5 :13с до конца. VI. Места особливого примечания достойные Гал.1:4,8,10,15,16; 1:15,16,19,21; 3:13,14,26,27 ; 4:4,7,19; 5:6,13,16,24; 6:1–4,6–10,14–16. § 22. О Послании святого апостола Павла к ефесеям I. Предмет писателя Оное послание от Павла было послано к Церкви Ефесской, или той, которая во Ефесе Иисусом Христом была собрана ( Еф.1:1 ). Назван оной город ныне от Турков Аясалик, и стоит между Европою и Асиею на месте весьма выгодном, на краю малой Асии к Западу и почти к полудню. Во время Павлово был он столицею Асии, в которой пребывание имел римский проконсул; пристанью, обширностью, торгами, богатством, многолюдством жителей и великолепнейшим храмом Дианы или Артемиды был весьма славен, по свидетельству Страбона, кн. 14; со всем тем предан был суеверию, волшебным наукам, идолопоклонству и другим порокам ( Деян.19:19,23–29 ; Еф.4:19–32; 5:3–5,12,18 . Члены Ефесской Церкви были иудеи и язычники ( Деян.59:8–10 ), и что принадлежит до состояния оной внутреннего, явствует из самого послания. – 1) Что хотя по великой своей чистоте знаменита ( Еф.1:3–16 ); однако ж – 2) подвержена была некоторым порокам ( Еф.4:14,22,25–33 ). – 3) От опасности больших заблуждений свободна не была ( Еф.4:14; 5:6 ; Деян.20:29 ). Примечания достойно есть, что Павел об оном замешательстве, которое в Послании первом к Тимофею укоряет, в сем послании не упоминает. Из сего заключается, что состояние сея Церкви в сие время было лучшее, нежели в оное время, в которое Павел от первых оков в Риме освободившись, во Ефес возвратился, и отходя паки Тимофея во оном оставил; поправление же оное, был самый спасительный плод посещения Павлова и того старания, которое Тимофей, по руководительству первого Послания от Павла полученного, употребил о сей Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Если бы закон в самой сути своей был проклятием, то как бы он мог служить для Израиля «детоводителем ко Христу» и направлять его к правде чрез веру? (см.: Гал. 3, 23–25 ) Как точно заметил святитель Иоанн Златоуст , толкуя слова апостола: «тем же закон пестун (детоводитель) нам бысть во Христа, да от веры оправдимся» ( Гал. 3, 24 ), – «пестун не противодействует учителю, но содействует ему, удерживая юного питомца от всякого порока, и со всем тщанием приготовляя его к принятию учительских уроков» 16 . Верно то, что у апостола Павла закон иногда представляется достаточно суровым наставником: «А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того [времени], как надлежало открыться вере» ( Гал. 3, 23 ). Но такая суровость закона оправдана теми пастырскими и сотериологическими задачами, которые он преследовал, и отвечала религиозно-нравственному состоянию израильского народа. Согласно Зигабену, закон преследовал две воспитательные цели: «Закон достиг двух целей, научив тех, кто следует ему, подобающей добродетели и открыв им собственные грехи, что более всего содействовало принятию веры, дающей их отпущение» 17 . Апостол Павел особый упор делает именно на второй: пламенное ожидание Искупителя-Мессии, возбуждаемое чувством вины, происходящим от нарушения закона. «Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому [относится] обетование, и преподан через Ангелов рукою посредника» ( Гал. 3, 19 ). Это учение подробно раскрывается апостолом Павлом в первых четырёх главах его Послания к римлянам. Закон не виноват в том, что человек поработился злу. Однако закон и не может дать человеку силу, чтобы освободиться от живущего в нём «закона греха и смерти» (Рим. 8. 2). Такую силу даёт «закон духа жизни во Христе Иисусе» (Рим. 8 , 2) 18 . Поэтому конец закона – Христос «к праведности всякого верующего» ( Рим. 10. 4 ), По этой причине «делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть» (Рим. 3 , 20). Галаты восприняли Дух Животворящий «через наставление в вере», но не «через дела закона» (см.: Гал. 3, 2 ). Теперь они «водятся» Духом и не состоят «под законом» (см.: Гал. 5, 18). В их жизни явны плоды Духа. «Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» ( Гал. 5, 22–23 ) 19 . Это и есть свобода во Христе, которой галаты должны твердо держаться, чтобы не отпасть от благодати и не подвергать себя опять игу рабства, состоящем в оправдании делами закона, как хотели бы иудействующие (ср.: Гал. 5. 4 ), закона, в котором нет жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

Гал. 2:19–21 . Желая, наконец, выразить, до какой степени может и должно простираться равнодушие к ветхозаветному закону обрядовому у истинных последователей Христа, Св. Ап. Павел так пишет Галатам по поводу своей беседы с Петром: «Законом я умер для закона», т. е. сам закон, с одной стороны, суровостью и многосложностью своих предписаний, а с другой, всеми своими прообразами довел меня до сознания его ненужности и бессилия, – «чтобы жить для Бога я сораспялся Христу. И уже не я живу, но живет во мне Христос» (значит полная смерть для закона, ради Христа)! «Не отвергаю благодати Божией» – укоризненно добавляет к сему Апостол. Если же с некоторыми двоедушными и неуверенными в довлеющей силе новозаветной благодати, все еще полагать в законе некоторый способ к оправданию, то выйдет, что Христос напрасно умер: «Если законом оправдание, то Христос напрасно умер»! III. Вероучительная часть (Гал. 3–5:12) Общее примечание сей части можно сделать словами Златоуста: «Выше (т. е. в защитительной части) Св. Павел показывает только, что он сделался Апостолом не от человеков и не чрез человеков, и что не имел нужды в научении от Апостолов; а здесь (т. е. в вероучительной части) после того, как представил себя достойным доверия учителем, уже со властью беседует, сравнивая между собой закон и веру». При сем три главных пункта примечается в рассуждениях апостольских. А). Сначала говорит он о необязательности Моисеева закона для Галатов, как язычников ( Гал. 3:1–14 ). Б). Во-вторых, опровергает возражения против сей мысли и с этой целью решает вопросы: а) закон, пришедший после обетования, данного по вере Авраамовой, не отменил ли сего обетования ( Гал. 3:15–18 )? б) Если закон не изменил условий оправдания по вере, то зачем он был дан ( Гал. 3:19–29 )? В) В третьем пункте вероучительной части своего послания Св. Ап. Павел увещевает Галатов принять доказанную истину о ненужности закона, направляя свои убеждения то преимущественно на ум ( Гал. 4:1–10 ), то преимущественно на волю ( Гал. 4:21–5:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Но и общая усталость, и принятая ванна скоро смежили мои глаза... В двенадцатом часу ночи я уже мирно спал. 24 августа. Воскресенье. Литургию служил отец Акила. У местных певчих оказались голоса; есть и умение петь. В самых простых мотивах послышалось мне что-то совсем уже русское! И моё сердце не обмануло меня: все эти мотивы – наследие военнопленных солдатиков, живших и в Тоёхаси. Во время «запричастного» я беседовал с верующими, опять наполнившими церковь . Взяв в основу своей беседы из Послания к Галатам, из главы 5, ( Гал.5:16–17 ), я прежде всего постарался как можно яснее нарисовать, как в человеке сначала царствовал дух: как человек, послушавшись плоти, воцарил в себе плоть, причём дух не умер, но как бы отошёл на второй план; как Христос Спаситель, победив плоть, оживил дух и его восстановил в царственных правах... Затем я убеждал не слушаться велений плоти, в нас ещё говорящей, ибо плоды её очень уж грязны ( Гал.5:19–20 ), последствия очень печальны – потеря того, куда стремимся ( Гал.5:21 ). Победить плоть с её страстями – вот цель христианина, хотя бы достижение её стоило страданий распятия ( Гал.5:24 )! Победив плоть, христианин этим самым развяжет крылья Духу бессмертному и незаметно для себя украсит себя чудными плодами Духа, каковы: любовь, радость, мир ( Гал.5:22–23 ) и проч. Увещанием не тщеславиться своею праведностью, не раздражать упрёками слабых, не завидовать духовно сильным ( Гал.5:26 ), а напротив – носить тяготы друг друга для исполнения закона Христова ( Гал.6:2 ) и призванием на дело христианина благодати Господа Иисуса Христа, любви Бога и Отца и общения Святого Духа закончил свою беседу. После литургии местный фотограф-христианин увлёк меня к себе в фотографию, а затем и сам приехал к церковному дому и здесь фотографировал всю церковную общину. Пообедали. Простились с отцом Мием, возвращающимся в Киото, и в два часа поехали посещать христиан. Посетили около 20 домов, всех христиан Тоёхаси. В каждом доме нас ждали: пред иконами или горела лампадка, или зажигали свечи.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

В то же время никогда, и никто из свящ. писателей, ни ветхозаветных, ни новозаветных, не знал и не делал этого различения и деления закона на обрядовый, нравственный, гражданский и пр., да и не могли делать, потому что одна и та же воля Божия, воля одного и того же Законодателя, была выражена и в тех и в других требованиях: нарушение обрядовой ли по нашему, или нравственной, или гражданской обязанности, было нарушением не воли кого-либо другого, а воли Иеговы, следовательно, влекло и одинаковые следствия 49 . Потому-то обрядовые предписания так же строго соблюдались, как и другие, да даже ко времени Иисуса Христа строже других: ни из-за чего не было столько борьбы и злобы на Христа и на Павла, сколько было из-за суббот, обрезания, пищи и под. И эту неразрывность и целостность закона, это отсутствие делений его по нашим излюбленным рубрикам 50 . Апостол прямо и без всякого ограничения утверждает. Он говорит, что всякий, полагающий важность и необходимость обрезания, должен в таком случае исполнять весь закон ( Гал.5:3 ), что и вообще для приобретения законной правды необходимо исполнение закона во всей его полноты ( Рим.10:5 ); ( Гал.3:10 )=( Втор.27:26 ); ( Гал.3:12 ). И наоборот: раз теряет закон, при новом принципе; (вере: Гал.5:2–6, 2:16–21 и пр.), свою обязательность и своё принципиальное значение, он теряет их не по частям, а в целом=добрый и святой страж-педагог удаляется с нивы своего делания и подвига не какой-нибудь частью себя, а весь, ибо «пришёл конец его – Христос, пришла вера» ( Гал.3:23–25 и пр.), пришёл «закон Христов, закон веры» по Павлу, «закон свободы» по Иакову и Петру, полный такой же органической целостности и неразрывности, как и ветхий и изветшавший уже закон (( Иак.2:10–12 , ср. Евр., Гал., Рим. и пр.) 51 , но чуждый рабского характера, рабских и раз навсегда и для всех определённых указаний, форм, чуждый всего изживаемого и преходящего, находящий всегда всё новые и новые формы для своей жизни во Христе, Им всегда безраздельно определяющейся и в нём находящий свои пределы и формы своего воплощения (( Иак.2:10–12 ); ( Ин.15:14–15 ); ( Гал.5:1, 2:19–20 ); ( Ин.1:4 ) и пр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Troickij...

Гал. 1:7 . Дабы унизить лжеучение иудействующих, которое они выдавали за какое-то иное по существу евангелие, Апостол объявляет, что напротив оно есть не больше как совращение от единого истинного благовествования Христова, нет в нем ничего самостоятельного, «а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить (или исказить) благовествование Христово». Гал. 1:8–9 . Пусть же знают и помнят таковые исказители, добавляет Апостол, что они подлежат отлучению от царства Божия. «Если бы даже мы (т. е. Апостолы), или ангел с неба, стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема! Как прежде мы сказали (это) 72 , так и теперь еще говорю…» Сии одушевленные слова Апостола нужно рассматривать, конечно, только как известный оборот речи (ибо невозможно, чтобы ангел небесный отступил от евангельской истины) – оборот, употребленный для наисильнейшего выражения неизменяемости божественного учения веры христианской. Св. Златоуст примечает, что Апостол так выразился, дабы показать, что «достоинство лиц, хотя бы самых высоких, не принимается в уважение, когда речь идет об истине». Гал. 1:10 . «У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? Людям ли угождать стараюсь? Если бы я поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым»… Сии слова Апостола вызваны были тем, что иудействующие противники его внушали Галатам, что Павел, не будучи истинным Апостолом, освобождал язычников от соблюдения закона Моисеева лишь для того, чтобы приобрести их расположение и чтобы приноровиться к их отвращению от всего иудейского. Св. Павел счел нужным оговориться по сему поводу, что он служит единому Христу. II. Защитительная часть (Гал. 1:11–2:21) Защищая от клеветников свое апостольское достоинство и доказывая свое равенство с прочими Апостолами, Св. Ап. Павел: а) во-первых, раскрывает божественное, а не человеческое происхождение проповедуемого им евангелия ( Гал. 1:11–24 ), б) во-вторых, ставит на вид, что сие благовестие одобрили и старейшие Апостолы ( Гал. 2:1–10 ), в) в-третьих, рассказывает, как он, в силу братского равенства, обличил самого Апостола Петра ( Гал. 2:11–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

«Ныне бо человеки препираю, или Бога? Или ищу человеком угождати? Аще бо бых еще человеком угождал, Христов раб не бых убо был». Если бы хотел я служить людям, то не был бы причислен к гонимым, но стоял бы в ряду противоборствующих истине. Посему никто да не думает обо мне, будто бы уловляю человеческую славу и для этого слагаю слова сии. После сего начинает сказание о том, как призван Божественною благодатию и как имел совещание о проповеди с первоверховными апостолами. Гал.1:11 .  Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое. «Сказую же вам, братие, благовествование благовещенное от мене, яко несть по человеку», то есть составлено не по человеческим умозаключениям. Откуда же взято? Гал.1:12 .  Ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа. «Ни бо аз от человека приях е, ниже научихся». А кто же был твоим учителем? «Но явлением Иисус Христовым». Весьма премудро употребил слово «явлением», потому что Владыка Христос вознесся тогда на небо и не всеми уже одинаково был видим, а ему «явился» на пути и сподобил его служения проповеди. И сие противопоставил опять Апостол клеветам противников, давая знать, что и в сем не ниже он прочих апостолов. Ибо как они от Самого Господа прияли учение, так и он Его же имел учителем. Гал.1:13 .  Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее. Гал.1:14 .  И преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий. «Слышасте бо мое житие иногда в жидовстве, яко по премногу гоних Церковь Божию и разрушах ю, и преспевах в жидовстве паче многих сверстник в роде моем, излиха ревнитель сый отеческих моих преданий». Не тайна для вас все, что до меня касается. Ибо если жили и на несколько дней пути от Иудеи, то слух обо мне распространился всюду и всем стало явно, что прежде неприязнен был я Церкви и открыто враждовал против нее, имея намерение до самых глубин разорить ее основание, и пламеннее сверстников моих восставал на проповедников истины; делал же это, защищая закон, и мне, как защитнику закона, противоборствовала евангельская проповедь . Гал.1:15 .  Когда же Бог , избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил. Гал.1:16 .  Открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, – я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью. Гал.1:17 .  И не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск. «Егда же благоволи Бог , избравый мя от чрева матере моея и призвавый благодатию Своею, явити Сына Своего во мне, да благовествую Его во языцех». И здесь опять нераздельно с Сыном упомянул об Отце и сказал, что Бог прежде веков предуведал о нем и потом призвал во время, какое Ему было угодно. Сообщил же мне благодать сию не для того, чтобы проповедовать закон, но чтобы «явити Сына во языцех».

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

«Абие не приложихся плоти и крови, ни взыдох во Иерусалим к первейшым мене Апостолом». Все сие говорит на клеветы противников. Ибо они сказывали о нем, что сподобился учения апостольского, но нарушает постановленное апостолами. Посему принужден рассказывать о себе, чего не делал ни в одном послании. Говорит же: «Сподобившись оного призвания, не пошел я тотчас в Иерусалим, но удовольствовался данною мне Богом благодатию», ибо крайне было бы неприлично приявшему учение от Бога входить о нем в рассуждения с людьми. «Но идох во Аравию, и паки возвратихся в Дамаск». Немедленно приступил я к проповеди, предлагая благовествование не сподобившимся еще Боговедения. Гал.1:18 .  Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Гал.1:19 .  Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня. «Потом по триех летех взыдох во Иерусалим соглядати Петра». И сие опять показывает доблесть души его. Ибо, и не имея нужды в человеческом учении, как приявший оное от Бога всяческих, воздает подобающую первоверховному честь. Посему-то пришел к нему не научиться у него чему-нибудь, но только видеть его. Показывает же и приязнь. «И пребых у него дний пятьнадесять. Иного же от Апостол не видех, токмо Иакова брата Господня». Иаков назывался братом Господним, но не был родным Его братом. Он даже был не сын Иосифов, рожденный от первого брака, как предполагали иные, но сын Клеопы и двоюродный брат Господу, потому что матерью имел сестру Матери Господней. h5 Гал.1:20 .  А в том, что пишу вам, пред Богом, не лгу. Гал.1:21 .  После сего отошел я в страны Сирии и Киликии. Гал.1:22 .  Церквам Христовым в Иудее лично я не был известен. Гал.1:23 .  А только слышали они, что гнавший их некогда ныне благовествует веру, которую прежде истреблял. Гал.1:24 .  И прославляли за меня Бога. «А яже пишу вам, се, пред Богом, яко не лгу. Потом же приидох в страны Сирския и Киликийския: Бех же не знаемь лицем церквам иудейским, яже о Христе, точию же слышаще бяху, яко гоняй нас иногда, ныне благовествует веру, юже иногда разрушаше: и славляху о мне Бога». Ибо, узнав внезапную перемену, что волк делает свойственное пастырям, совершившееся со мною обратили для себя в повод к славословию Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Что же Апостол? Наиболее тяжкого коринфского грешника-кровосмесника он велит отсечь от Церкви. Прочих же увещает «покаяться» и «не грешить» ( 1Кор.5:1–7 ; 1Кор.15:34 ). Эти грешники, стало быть, как были в Церкви Христовой, так и остались в ней после послания Апостольского, – одни, исправив свое поведение ( 2Кор. 7, 11 ), а другие – по-прежнему хромая на оба колена ( 2Кор.10:2,10,12 ; ср.: 3Ин.1:9–11 ). Не ясно ли отсюда, что коринфская Церковь , во времена Апостола Павла, состояла из довольно несовершенных и склонных к падению христиан? А всё же то была « Церковь Божия, освященная во Христе» (ср.: 2Кор. 13, 12 ). Подобное же надобно сказать и о «Церквах галатийских» ( Гал.1:2 ). Эти Церкви, недавно еще просвещенные благодатию Христовой, готовы были отпасть в иудейство ( Гал.1:6 ; Гал.4:9–11 ; Гал.5:1–8 ). Апостол укоряет их за такое маловерие, называете их «несмысленными» ( Гал.3, 1 ), угрожает «анафемой» лжеучителям ( Гал.1, 9 ); но нигде не говорит, что эти немощные христиане перестали составлять из себя « Церковь Божию». Нет: Церквами он их именует, усиливает даже к ним свою нежность, как к дорогим «детям», и отечески терпеливо ждет их возвращения ко Христу ( Гал.4, 19 ). Григорий перебил мою речь. – Что вы всё о падших толкуете? – сказал он. – Обещались идти по порядку, а сами скачете, лишь бы найти себе оправдание? По порядку, так уж по по-порядку... Небось, про ефесскую Церковь молчите!.. – А что же ефесская Церковь ? – То, что Апостол Павел называет ее «святою и верною» ( Еф. 1, 1 ), и не указывает за ней ни одного порока. – Ну, это еще не Бог знает, какое доказательство! Если Апостол не обличает прямо Ефессян во грехах, – не значит, чтобы они и на самом деле были чисты от них. Из Откровения Иоанна Богослова мы знаем, что и ефесская Церковь таки подвержена была слабостям. Правда, она много «переносила» и «трудилась» для имени Христова, ( Откр. 2, 3 ); однако со временем, «ниспала» со своей высоты ( Откр.2:5 ). Ей надлежало покаяться и возвратиться к «прежним делам»: иначе Господь угрожал «сдвинуть» светильник ее «с места его» ( Откр.2:5 ). Вот тебе и ефесская Церковь !

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Отношение Моисеева закона к евангелию в первые времена христианства было понимаемо не одинаково и из того образовались даже общества. Самые ревностные чтители Моисеева закона были бывшие слушатели фарисеев. Они по наставлениям фарисеев считали сохранение обрезания и других обрядов необходимым для обращавшихся из язычества ( Деян. 15:5 ). На иерусалимском соборе апостолы положили не обязывать христиан из язычников к исполнению обрядов ветхозаветных ( Деян. 15:10, 19. 28 ) и показали, что обрезание не необходимо для спасения, а необходима вера в Господа Иисуса ( Деян. 15:11 ). Ап. Павел во время третьего апостольского путешествия своего (в 54 г) снова посетил Галатию для утверждения галатов в вере ( Деян. 18:23 ); тогда объяснил он галатам точное отношение евангелия к закону и значение обрядов последнего в деле спасения ( Гал. 4:16 ); тогда уже и предостерегал он их от учителей лжи ( Гал. 1, 9 ), способных научать только заблуждению и разврату ( Гал. 5, 21 ). Бывшие ученики фарисеевы до того увлеклись ревностию к закону, что образовали секты евионеев и назореев христианских. Эти-то люди явились в Галатию и возмутили покой ее. Они не были искренними последователями Христовыми, как и не были преданы душею Моисею. Они назывались последователями Христовыми ( Гал. 5:12, 9; 1, 7 ); но для того, чтобы избавиться от преследования, какое поднимали иудеи против христиан ( Гал. 6:12 . Деян. 14:2 ); старались заставить обратившихся из язычества сохранять обряды иудейские, как сохраняли сами ( Гал. 5:1–4. 4, 8 ). Они проповедывали Моисеев закон не для него самого, а для себя, для своей славы и корысти (5, 10; 6, 14). Таким образом они уверяли обратившихся галатов, что закон Моисеев совершенно необходим для спасения (6, 12; 5, 2. 3) и ниспровергали значение веры в Христа Иисуса. Для того, чтобы заставить слушать себя, они ссылались на Петра, Иакова и Иоанна, будто бы согласных во всем с ними. Их, говорили, надобно слушать, а не Павла, – они – очевидцы слова, а Павел только ученик учеников и вовсе не апостол. Эти внушения столько подействовали на галатов, что они начали исполнять обряды ветхого завета (1, 6; 3, 1; 4, 9. 10): появились между ними раздоры и разные пороки – обыкновенные плоды учителей лжи (5, 15–20. 26).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010