Насчет того, что Павел, якобы, согласно Деян. сразу после ситуации в Дамаске идет в Иерусалим (а это противоречит Гал. 1:15–19 ). Действительно, сообщение о ситуации в Дамаске и о посещении Павлом Иерусалима стоят рядом ( Деян. 9: 19–25 и 26–30 соответственно). Но Лука – античный хронист и часто он одно повествование помещал рядом с другим, хотя между ними был зазор в несколько лет. Для Луки было важно показать, что Павел ходил в Иерусалим, и это было. Сам Павел говорит, что это произошло через 3 года после его Крещения ( Гал. 1:18–19 ), когда он виделся с Иаковом и Петром. Согласно самому Павлу, 3 года – между Дамаском и Иерусалимом – он был в Аравии ( Гал. 1:17 ). Лука просто не упоминает про эти три года, а сразу сообщает, что Павел был в Иерусалиме. В это время в Городе уже не было апостолов – они рассеялись еще после гонений на Стефана (т.е. еще даже до Крещения Павла), а потому Павел не мог в Городе видеться «со всеми апостолами», как думает Эрман (с. 324). Сравним: согласно Деян. 9:30 , после краткого пребывания Павла в Иерусалиме его переправили в Тарс через Кесарию. Так же в Гал. он пишет, что после посещения Иерусалима и пребывания там в течении 15 дней, «После сего отошел я в страны Сирии и Киликии» ( Гал.1:21 ), т.е. в Тарс, т.к. путь в Тарс через Кесарию лежал и через Сирию. Так же лживо заявление Эрмана, что «книга Деяний настаивает на том, что прежде вынесения своего благовестия на миссионерское поле, Павел совещался с остальными апостолами». В Деян. ничего подобного нет, а вот сам Павел говорит следующе: «Потом, через четырнадцать лет, опять ходил я в Иерусалим с Варнавою, взяв с собою и Тита. Ходил же по откровению, и предложил там, и особо знаменитейшим, благовествование, проповедуемое мною язычникам, не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался» ( Гал.2:1–2 ). Т.е. сам Павел, а не книга Деяний сообщает о том, что Павел вынес свое Евангелие на суд апостолов. 5.6. 2 Фес. Искусственно противопоставляют 1 и 2 Фес. Я уже говорил, что в богословии Павла была своя динамика. Но вся неверная критика построена на неверном прочтении (переводе) 2Фес. 2:2 , где Павел будто бы спорит с тем, что День Господень «наступает уже». В греч. оригинале стоит глагол в завершенном действии: «уже настал». Павел спорит не с теми, кто ждет конца, но с теми, кто преувеличил ожидания и утверждает, что конец уже «настал». Если прочесть 2 Фесс. в этом ракурсе, то оно становится достойным комментарием в 1Фесс. При учете уже упомянутой динамики богословских взглядов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/erman-b...

Чем было вызвано это послание? После того, как Павел покинул основанную им галатийскую христианскую общину, в последнюю прибыли иудеохристианские проповедники, верные обрядам Моисеева закона, и стали убеждать галатов подчиниться обрезанию, выставляя этот обряд необходимостью для всех последователей Христа ( Гал.1:7, 4:19, 5:10–12 ). По словам этих проповедников, только обрезание могло сделать новообращенных галатов подлинными детьми Авраама ( Гал.3:6–8, 14, 29, 4:7 ), наследниками полученных им от Бога обетований. И чтобы отвлечь общину от учения, принесенного ей Павлом, они приложили усилия, чтобы дискредитировать Апостола в глазах галатийских христиан, выставляя в качестве доводов против него, что он, как не знавший Христа во время Его земной жизни, никогда не был послан Им на проповедь и, следовательно, проповедывал учение отличное от того, которое проповедывали апостолы, бывшие со Христом с самого начала. Целая буря обрушилась после этого на Церковь . И даже ап. Петр, бывший около этого времени в Антиохии, ради церковного мира уступает перед требованиями ревнителей Моисеева закона и воздерживается от вкушения пищи с необрезанными ( Гал.2:11–13 ). Павел же понимает всю важность положения. Требования иудаистических агитаторов ставят под вопрос самое евангелие Христово, т. е. благую весть о спасении, принесенную Сыном Божиим на землю ( Гал.1:7 ). Малейшая уступка в вопросе о свободе в отношении закона, дарованной человеку Христом ( Гал.2:4 ) означает сведение на нет всего подвига Христова, как ненужного и бессильного спасти людей. Это же превратит Церковь в иудейскую секту, закрытую для языческого мира и даже враждебную ему. Вот почему в Антиохии Павел открыто восстает против Петра и произносит против него свою знаменитую речь: узнав, что человек не оправдывается делами закона, мы и уверовали во Христа, а если законом оправдание, то Христос напрасно умер ( Гал.2:16–21 ). Вот почему он спешит отправить в галатийские церкви разбираемое нами послание. 5. Ответ Павла Галатам

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij-Knyaze...

Наряду co всем изложенным нельзя забывать и того, что – при всяком толковании – Галльская область останется в районе Галатии, как основная, центральная часть, давшая свое имя всей провинции, сколько бы последняя ни расширялась и ни осложнялась. Естественно, что здесь необходимы самые серьезные аргументы, чтобы устранить коренное ядро при упоминании позднейшего сложного комплекса. Еще более обязательно это в применении к речам, где говорится не о территории, а о лицах, – не о Галатии, а о Галатах. Есть ли искомые данные в анализируемом послании? 2) Говорят, что в нем Варнава предполагается известным для читателей ( Гал. 2:13 ), но это возможно лишь для жителей Ликаонско-Писидийского округа, где он был в первое благовестническое путешествие св. Павла, а потом не сопровождал его и оставался неведомым для собственно Галатийских северян, для которых не мог быть авторитетом, как неизвестный лично. Это – не факт, а лишь сомнительный и отдаленный силлогизм, не оправдываемый аналогиями. Ведь и пред Коринфянами в таком же точно значении называется ( 1Кор. 9:6 ) Варнава, хотя он едва ли был там непосредственно и при том вместе с Апостолом Павлом. Посему мы должны согласиться, что Варнава отмечается лишь в достоинстве апостольского корифея, о котором особо подчеркивается ( Гал. 2:13 ), что даже и он (κα Βαρνβας) увлекся лицемерием. Даже с этой стороны Варнава достаточно рекомендуется читателям, как равноправный с самим Павлом ( Гал. 2:9 ), далеко превосходивший других его сотрудников ( Гал. 2:1 ). Следовательно, трактуется исключительно о церковной авторитетности, но для нее совсем не требуется у Варнавы личного знакомства, чего не было среди всяких Галатийцев в отношении Апостола Петра ( Гал. 1:18 ), не бывавшего у них. 3) Обращение послания ( Гал. 2:5 ) к читателям, что при вторичном Иерусалимском посещении св. Павел не уступил иудаистам и энергично боролся за евангельскую свободу, «да истина благовествования пребудет в вас» (να λθεια το εαγγελου διαμεν πρςμς), комментируется (Cornely, Zahn, Val. Weber) так, будто во время Иерусалимского совещания Галатийские читатели уже были озарены христианским светом, раз описываемый тут подвиг предпринимался ради них, чтобы сохранить им полученное прежде истинное учение. Все это пригодно лишь для Писидийско-Ликаонских христиан, ибо из всех Галатийских жителей именно они были обращены до Апостольского собора и могли быть на нем ближайшим объектом защиты Павловой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Употребляемый в данном контексте термин «Отцы Собора» требует своего объяснения, которое также дают «Статуты»: «Вместе с Верховным Первосвященником епископы и другие, созванные Папой, образуют Вселенский Собор и именуются Отцами Собора». «На 1 сентября 1962 года их общее число составляло 2850 человек.: 85 кардиналов, 8 патриархов, 533 архиепископа, 2131 епископ, 12 аббатов «нуллиус 211 , 14 прелатов «нуллиус» 212 , 67 генералов монашеских орденов и монашеских конгрегаций клириков» 213 . В таком составе они приветствовали торжественное открытие Второго Ватиканского Собора 11 октября 1962 года. В этот день все итальянские газеты поместили сообщения о Соборе, описывая, в основном, его протокольную часть и упоминая историю предыдущих Соборов Католической Церкви. Коротко во всей итальянской прессе прошло сообщение о том, что два наблюдателя от Русской Церкви примут участие в работе Собора. А 13 октября в соборе св. Петра появились исполняющий обязанности представителя Русской Православной Церкви при Всемирном Совете Церквей профессор Ленинградской Духовной Академии протоиерей Виталий Боровой и заместитель начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Владимир (Котляров) как наблюдатели Московского Патриархата. Первое деловое заседание Собора началось в 9 утра. Трибуна наблюдателей находилась с правой стороны от Президиума Собора, в который вошли кардиналы Тиссеран, Льенар (Лион), Гилрой (Австралия), Фрингс (Зап. Германия), Руффини (Италия), Альфринк (Голландия), Пла-и- Даниель (Испания), Спелман (США) и ряд других. После прочтения молитвы Тиссеран предложил избрать председателей и членов различных соборных Комиссий. (Список этих лиц был подготовлен и роздан заранее.) Возражения последовали от кардиналов Фрингса, Дёпфнера и Кёнига. Их предложение свелось к переносу выборов на следующее заседание, чтобы дать возможность продумать кандидатуры. Так и решили, перенеся выборы на вторник. И, как заметил в своем отчете о. Виталий Боровой: «Таким образом, само заседание длилось около 30 минут и окончилось в одиннадцатом часу» 214 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3) РГБ, ф. 113 (Собр. Иосифо-Волоколамского монастыря), 634 (л. 1–43) – 60–70-е годы XV века. Филигрань: Гроздь винограда – типа Брике, 13001 (1457 г.). 4) Ярославский историко-художественный музей-заповедник, 14910 (л. 12 об. – 61) – начало 80-х годов XV в. Филиграни: Голова быка под крестом, обвитым змеей – Брике, 15368 (1481 г.); Голова быка под стержнем с 5-лепестковым цветком, под мордой треугольник – Брике, 14873 (1483 г.); Голова быка под крестом, обвитым змеей – Брике, 15367 (1478 г.). 5) РНБ, собр. М. П. Погодина, 786 (л. 1 об. – 52 об.) – кон. XV в. 6) РГБ, ф. 299 (Собр. Н. С. Тихонравова), 581 (л. 123 об. – 130 об.) – нач. XVI в. Кончается рассказом о пострижении Сергия, словами: «И пакы братья число множашеся и преспевая благодатью Христовою. Богу нашему слава». Филигрань: Литера L под короной – Брике, 8285 (1510–1512 гг.). 7) РГБ, ф. 205 (Собр. Общества истории и древностей Российских), 56 (л. 184–251) – нач. XVI в. Филигрань: Рука под 5-лепестковым цветком – Брике, 11165 (1505 г.). 8) РНБ, собр. Общества любителей древней письменности, O.137 (л. 269–309) первая четверть XVI в. Филигрань: Литера Р под 4-лепестковым цветком – Брике, 8636 (1509–1518 гг.). 9) РГБ, ф. 178 (Музейное собр.), 4520 (л. 193–202) – первая четверть XVI в. Текст доведен до рассказа о пострижении Сергия, заканчивается словами: «И пакы братья числом множашеся и преспевая благодатью Христовою. Богу нашему слава в векы веком, аминь». Филигрань: Рука под звездой (два варианта) – Брике, 11163 (1490–1509 гг.), 11171 (1520 г.). 10) РГАДА, ф. 181 (Собр. МГАМИД), 752 (л. 84 об. – 122 об.) – первая четверть XVI в. Писан с оригинала с перепутанными листами. Филигрань: Гербовый щит с двойной лилией (два варианта) – Тро-монин, 816 (1513 г.), Лауцявичюс, 2131 (1514–1520 гг.), Лихачев, 3807, 3808 (1531 г.). Происходит из Ярославля, по нижнему полю первых листов читается вкладная запись: «Лета 7121-го году, апреля в 1 день, положили сию книгу, глаголемую Соборник, в Ярославле в Поволском на Посаде, в доме Пречистые Богородицы честныя и славныя ея Похвалы и великих страстотерпцев Димитрия и Георгия, того же Ярославля посадцкие торговые люди Василие да Стефан да Георгие, Георгиевы дети Лыткина, по своих душах и по своих родителех безотымочно во веки».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

‘Εν γπ. Любовь есть внутренняя сила или начало, которое пастырь должен проявлять и в своем слове, и в своих внешних отношениях к людям. Можно казаться неукоризненным в слове и делах, но все добродетели ничтожны без любви 2121 . И, если для каждого христианина главнейшая добродетель есть любовь 2122 , то, тем более, она необходима для пастыря. Истина эта очевидна: дело пастыря – созидать Церковь 2123 , а сила созидания принадлежит любви 2124 . ‘Εν πνεματι. Дух означает, во-первых, силу духовной жизни и противополагается плоти 2125 . Отсюда, во-вторых, – главное направление, по которому должен действовать христианин 2126 и, наконец, в третьих, – благочестивое расположение души к Богу 2127 , отрешенной от всех земных чувств 2128 . На этом основании, понятию духа можно дать значение совокупности чувств и расположений души, которые составляют духовное поклонение или истинное внутреннее благочестие, противоположное одним внешним подвигам, не соединенным с исправлением души и усердием сердца. ν πστει и ν γνε. Эти выражения служат объяснением предыдущего выражения ν πνεματι. Духовная жизнь необходимо требует веры; верою она почерпается из одного источника – истинно благочестивой жизни, чистотою – она хранится и укрепляется. Под верой здесь разумеется, как твердость в истинном учении веры 2129 , так и внутренняя, являющаяся в делах, сила веры и упования. Под чистотой следует разуметь целомудрие. Это явствует, во-первых, из сравнения с 1Тим. 5:2, 22 , а, во-вторых, из того соображения, что даже самое малое отступление от целомудрия было бы большим соблазном для Ефесской церкви, которая окружена лжеучителями, прикрывавшимися строгими правилами своего учения 2130 . Однако, это значение нельзя признать здесь исключительным. Этот термин, как и другие подобные слова, употребляется в приложении и к нравственной чистоте. При внешней чистоте, пастырю нужна и внутренняя чистота сердца, его свобода от всякого желания, которое не угодно Богу 2131 , чистота души, ее непричастность греховным намерениям 2132 и совершенное девство духа 2133 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Дальнейшую стадию в развитии возгласов, по-видимому, составляет прославление благодати, милости и человеколюбия Божия, не встречающееся в литургии Апостольских Постановлений и очень обычное в древнейшей из так наз. «апостольских литургий», литургии ап. Иакова 2130 . Формула «Слава и держава» была особенно употребительна у египтян: литургия Марка имеет ее около 10 раз, литургия Иакова однажды, Постановления Апостольские – один раз, но не на литургии, а на обеденной молитве, беседы Златоуста – чаще 2131 . Великая ектения на вечерне Но не со Златоуста лишь вошла в обычай у христиан ежедневная утренняя и вечерняя молитва такого всеобъемлющего содержания, притом с обращением особенного внимания в ней на начальствующих лиц. Уже в Ветхом Завете придавалось особое значение молитве за властей. По свидетельству пророка Варуха, вавилонские иудеи послали в Иерусалим первосвященнику некоторую сумму денег на жертвы и молитву за царя Навуходоносора и его наследника Валтасара, «чтобы дни их были как дни неба на земле» 2134 . По Иосифу Флавию, в Иерусалиме дважды в день приносилась жертва за римского цезаря 2135 . На обычай ежедневной, и притом двукратной, молитвы за весь мир и царей ссылаются древние христианские апологеты, например Тертуллиан (см. Вступит. гл., с. 84), в опровержение слухов о человеконенавистничестве и непатриотичности христиан. Св. Киприан говорит, что христиане «ежедневно утром при утреннем богослужении и вечером при вечернем молятся за царей» 2136 . Против донатистов, которые вывели молитву за царей и властей, Оптат Милевитский говорит: «совершенно верно Павел учит молиться за царей и за всех властей, хотя бы царь был язычником; тем более, если он христианин» 2137 (ту же мысль высказывает св. Иоанн Златоуст в беседе на соответствующее место 1 Тим.). С принятием христианства Константином Великим имена императоров стали вноситься в диптихи, следовательно, поминаться на литургии пред или по освящении Даров; так, имя Константина Великого внесено было в диптихи Константинопольской церкви св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Учение о Троице не предполагало никакого компромисса в своей основополагающей аксиоме, согласно которой божественное начало едино, и в противоборстве учению о Filioque последняя еще более укреллялась 2124 . «Что до нас, – отвечал православный дуалистам, – то мы не следуем вашими безбожными путями и не говорим о двух началах, кои должно обособить по их местоположению. Но, возвещая единого Творца и единое начало всего, мы утверждаем учение… Отца и Сына» 2125 . «Исповедание двух начал, доброго и злого,» православные осмыслили как «первый член» павликианского символа веры 2126 , воспринятого от манихеев. От манихеев и павликиан идея множественного начала в дальнейшем была заимствована более поздними дуалистическими движениями, особенно богомилами 2127 . Библейское обоснование этому усматривали в отрывке из Матфея, где говорилось, что различные виды поступков имеют разные источники [ Мф.7:18 ], а также в отрывке из Второго Послания к Коринфянам 2128 , где говорилось о «боге века сего» ( 2Кор.4:3–4 ) 2129 . Не соглашаясь с такой экзегезой, православные приводили библейское свидетельство, согласно которому сам факт, что этот мир не принял Бога, говорит в пользу одного начала, а не двух 2130 , ибо Христос «пришел к своим, и свои Его не приняли» [ Ин.1:11 ] 2131 . У более поздних богословов библейские доказательства стали играть более заметную роль, а если взять Иоанна Дамаскина , то у него они подкрепляются серьезными логическими и метафизическими доводами. Оспаривая утверждение манихеев о том, что два начала «не имеют совершенно ничего общего» 2132 , он возражал, подчеркивая, что общее, по меньшей мере, в том, что оба существуют 2133 . Кроме того, самим употреблением слова «начало» манихеи противоречат своему дуализму, ибо начало может быть только одним 2134 . В математике единица – это начало всякого числа, и то же самое можно сказать о начале в метафизике. 2135 . Если для каждого предмета есть отдельное начало, то, в свою очередь, все это множество начал должно иметь одно единое 2136 , ибо в противном случае существовали бы не только Бог и материя как два начала, признаваемые дуалистами, а множество начал во всей вселенной 2137 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3) РГБ, ф. 113 (Собр. Иосифо–Волоколамского монастыря), 634 (л. 1—43) — 60—70–е годы XV века. Филигрань: Гроздь винограда — типа Брике, 13001 (1457 г.). 4) Ярославский историко–художественный музей–заповедник, 14910 (л. 12 об. — 61) — начало 80–х годов XV в. Филиграни: Голова быка под крестом, обвитым змеей — Брике, 15368 (1481 г.); Голова быка под стержнем с 5–лепестковым цветком, под мордой треугольник — Брике, 14873 (1483 г.); Голова быка под крестом, обвитым змеей — Брике, 15367 (1478 г.). 5) РНБ, собр. М. П. Погодина, 786 (л. 1 об. — 52 об.) — кон. XV в. 6) РГБ, ф. 299 (Собр. Н. С. Тихонравова), 581 (л. 123 об. — 130 об.) — нач. XVI в. Кончается рассказом о пострижении Сергия, словами: «И пакы братья число множашеся и преспвая благодатью Христовою. Богу нашему слава». Филигрань: Литера L под короной — Брике, 8285 (1510—1512 гг.). 7) РГБ, ф. 205 (Собр. Общества истории и древностей Российских), 56 (л. 184—251) — нач. XVI в. Филигрань: Рука под 5–лепестковым цветком — Брике, 11165 (1505 г.). 8) РНБ, собр. Общества любителей древней письменности, O.137 (л. 269—309) первая четверть XVI в. Филигрань: Литера Р под 4–лепестковым цветком — Брике, 8636 (1509—1518 гг.). 9) РГБ, ф. 178 (Музейное собр.), 4520 (л. 193—202) — первая четверть XVI в. Текст доведен до рассказа о пострижении Сергия, заканчивается словами: «И пакы братья числом множашеся и преспвая благодатью Христовою. Богу нашему слава в вкы вкомъ, аминь». Филигрань: Рука под звездой (два варианта) — Брике, 11163 (1490—1509 гг.), 11171 (1520 г.). 10) РГАДА, ф. 181 (Собр. МГАМИД), 752 (л. 84 об. — 122 об.) — первая четверть XVI в. Писан с оригинала с перепутанными листами. Филигрань: Гербовый щит с двойной лилией (два варианта) — Тро–монин, 816 (1513 г.), Лауцявичюс, 2131 (1514—1520 гг.), Лихачев, 3807, 3808 (1531 г.). Происходит из Ярославля, по нижнему полю первых листов читается вкладная запись: «Лта 7121–го году, апрля въ 1 день, положили сию книгу, глаголемую Соборникъ, въ Ярославле в Поволском на Посаде, в дом Пречистые Богородицы честныя и славныя ея Похвалы и великих страстотерпцев Димитрия и Георгия, того же Ярославля посадцкие торговые люди Василие да Стефан да Георгие, Георгиевы дти Лыткина, по своих душахъ и по своих родителех безотымочно во вки».

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

Первоначально Киевская коллегия размещалась в доме, дарение которого приписывалось Г. Гулевичевне. В 30-х гг. XVII в. на территории К.-Б. м. была построена домовая ц. во имя святых Бориса и Глеба с трапезной. Это здание оставалось главным учебным корпусом коллегии до нач. XVIII в. Позже оно было перестроено и переосвящено в Свято-Духовскую ц. Митр. Петр проявлял особую заботу о К.-Б. м. вплоть до своей кончины. В завещании, датированном 22 дек. 1646 г., он передал К.-Б. м. и школе неск. сел, вотчин, домов и дворов, фамильную серебряную посуду, серебряный крест, саккос, половину имущества из своего хутора Непологи, с. Позняковка, ок. 80 тыс. злотых, митрополичье облачение и митру, украшенную семейными драгоценностями рода Могил, ткани (адамаск и камку), а также свою библиотеку, состоявшую из 2131 книги. Обители были переданы имения Киево-Печерской лавры - села Вишенки и Гнедин. 3(23?) апр. 1648 г. киево-печерский архим. Иосиф (Тризна) дал К.-Б. м. лист с гарантией права пользования этими лаврскими имениями. После Исаии (Трофимовича-Козловского) К.-Б. м. возглавляли игумены: в 1638-1640 гг.- Софроний (Почаский), в 1641 г.- Леонтий (Бронкевич), в 1640-1642 гг.- Игнатий (Оксенович-Старушич) , в 1642/1643-1645 гг.- Иосиф (Кононович-Горбацкий) , в 1646-1650 гг.- Иннокентий (Гизель) . Нет точных данных о том, с какого времени ректоры К.-М. к. стали одновременно и настоятелями обители. По мнению Максимовича, такое совмещение должностей началось только с 1647 г., когда монастырь возглавлял архим. Иннокентий (Гизель). Однако Н. Ф. Мухин считал, что эти должности уже совмещали игумены Леонтий (Бронкевич), Игнатий (Оксенович-Старушич) и Иосиф (Кононович-Горбацкий). После кончины свт. Петра (Могилы) практика совмещения 2 должностей стала нормативной и сохранялась до нач. ХХ в. (см.: Мухин. 1893. С. 65). В 1654 г. в документах впервые упомянута должность наместника К.-Б. м. Видимо, она была учреждена в годы игуменства Лазаря (Барановича), в связи с тем что настоятели мон-ря были больше заняты руководством коллегией. Сер. XVII в.- 1799 г.

http://pravenc.ru/text/1684333.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010