70. В тот же день Между святыми и праведными, при всякой встрече, и речь бывает святая и обращение праведное и святое. Архангел Гавриил вошел к Деве Марии, – Гавриил – дух бесплотный, посланник Божий. Пресвятая Дева Мария смутилась от слов его, ибо он, вошедши к Ней, сказал: «радуйся, благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты между женами»; но Она этого как бы не поняла сразу, ибо размышляла, – что бы это было за приветствие? «Не бойся, Мария, – продолжает Ангел: – ибо Ты обрела благодать у Бога. И вот зачнешь во чреве и родишь Сына, и наречешь Ему имя – Иисус . Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и будет царствовать над домом Иакова вовеки и царству Его не будет конца». Все эти слова Мария хорошо и ясно уразумела, ибо знала хорошо и Давида и Иакова патриарха, и обетования, данные им Богом: Иакову Бог обещал от потомков его произвести одного сына, или от колена его одного вождя народного, или царя; а Давиду царю обещал Бог посадить на его престоле одного из его потомков, от его семени, его рода и племени. Читая священные книги, Пресвятая Дева, знала это обетование и могла понять, что это обетование могло исполниться и на Ней; но одно еще оставалось недоразумение: «Как будет это, когда я мужа не знаю?» – т. е. я действительно нахожусь под покровом старца Иосифа, и хотя обручена ему в жену, но я дала обет Богу на всю жизнь оставаться девой, как бы так сказала: «я мужа не имею и иметь не желала бы». «Дух Святый найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя; почему и рождаемое святое наречется Сыном Божиим. Твое дело согласиться с волей Божией и изъявить только на то согласие и желание, подчиниться воле Божией – вот и все». «Вот, – продолжает ангел, – и Елисавета, родственница Твоя, называемая бесплодною, – так как она от природы бесплодна и не имела детей, – и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц. Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово». Тогда Мария сказала: «се раба Господня, да будет Мне по слову твоему». И отошел от Нее ангел. Вот весь разговор пренепорочной Девы Марии с ангелом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

07.04.2023 #Благовещение #Двунадесятые праздники #Двунадесятые праздники: история #история Церкви #праздники new WOW().init(); window.onload=function () document.getElementById( " close " ).onclick=function () this.parentNode.parentNode.remove(); return false; Подпишитесь на наш Телеграм      × Благовещение Пресвятой Богородицы описано только в одном Евангелии — от Луки (Лк 1:26–38). Это событие посвящено воспоминанию сообщения архангелом Гавриилом хорошей новости (собственно, благовещение) Деве Марии о том, что через рождение от Нее Господь войдет в земной мир. Согласно повествованию апостола Луки, архангел Гавриил явился Приснодеве в Назарете в шестой месяц после зачатия праведной Елисаветой святого Иоанна Предтечи. Вестник обратился к Деве со словами, которые вызвали в Ней смущение: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» . И затем продолжил: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего… и Царству Его не будет конца» . Но продолжение речи архангела лишь увеличило недоумение Марии, «не знавшей» Своего мужа, то есть не состоявшей с ним в плотских отношениях. Архангел Гавриил на вопрос Девы о том, как Она родит, ответил, что «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» . И напомнил Марии о том, что и престарелая Елисавета смогла забеременеть в преклонном возрасте, потому что на это была воля Божия, для Которого все возможно. Эти слова успокоили Приснодеву, и Она кротко ответила согласием: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» . Праздник Благовещения отмечается 25 марта (по юлианскому календарю, или 7 апреля — по григорианскому). Эта дата имеет важное значение в византийской традиции, так как считается днем сотворения мира и Воскресения Христова . От нее отсчитываются даты других праздников: Рождества Христова , Зачатия и Рождества пророка Иоанна Предтечи . Современное название праздника закрепилось за ним только к VII веку. До этого он именовался по-разному на Западе и на Востоке. Например, «День приветствия», «Приветствие Марии», «Благовещение Христа», «Начало искупления», «Зачатие Христа» и др. Литургическое почитание

http://blog.predanie.ru/article/blagoves...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Оглавление Благовещение Пресвятой Богородицы. 7 апреля н.с. (25 марта с.с.) Историко-экзегетическое описание праздника Поселившись в доме Иосифа, Пресвятая Дева Мария вела здесь почти тот же образ жизни, что и при храме. Большинство времени Она проводила в уединенной молитве, безмолвии, чтении св. Писания и рукоделии. Но не пренебрегала Она и домашним хозяйством, будучи верной помощницей престарелого Иосифа. По истечении непродолжительного времени после того, как Пресвятая Дева переехала в Назарет, Ее посетил Архангел Гавриил, возвестивший перед этим священнику Захарии о рождении Иоанна Крестителя. Застав Ее читающей пророчество Исаии о рождении Мессии от Девы, Архангел приветствовал Ее словами: Радуйся Благодатная! Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами! Это внезапное появление Ангела и радостное приветствие насторожили юную Деву: Не есть ли это какое-нибудь искушение. Но небесный вестник, успокаивая Ее, объясняет, что Он возвещает Ей Божие веление: Не бойся, Мария! Ты обрела благодать от Бога, и Ты зачнешь и родишь Сына и назовешь Его Иисусом. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и будет царствовать в дому Иаковля вовеки, и Его Царству не будет конца. Пресвятая Дева, еще в храме давшая обет девства, возразила Ангелу: Как же это будет, когда Я не имею мужа? — на что он ответил Ей: Дух Святой найдет на Тя, и сила Вышнего осенит Тебя, а посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Открыв этим благовестием высочайшую и непостижимую тайну воплощения Сына Божия, Архангел Гавриил в подтверждение истинности своих слов, добавил: Вот Елизавета, Твоя родственница, зачала сына в своей старости, и это шестой месяц ее, называемой неплодной. У Бога все возможно! Услышав это, Пресвятая Дева увидела в своем призвании стать Матерью Мессии волю Божию, которой нельзя противиться. Проникшись чувством благодарности Богу и послушания Ему, Она смиренно ответила: Я раба Господня, да будет Мне по слову твоему. После этого Архангел стал невидим.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Оглавление Слово 83. О покорности воле Божией. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Евангельскому чтению) Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. ( Лк.1:28 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! В торжественный день Благовещения Пресвятой Богородицы нашему вниманию был предложен отрывок Святого Евангелия от Луки (см.1:24–38), в котором повествуется об этом благословенном событии. Солнечно и радостно на душе оттого, что произошло в этот день около двух тысяч лет назад! Мы чествуем Царицу Небесную, нашу непрестанную Заступницу и Утешительницу, Пресвятую Богородицу, Которая в этот лучезарный день возвеличена была из всего рода человеческого особой, благой вестью небесной, узнав от Архангела Гаври ила о том, что Ей предстоит стать Матерью Спасителя рода человеческого, подарить миру не простого сына но Сына Божия. В дни Великого поста разве может быть для души христианской большее утешение и укрепление, чем воспоминание о сем светлом открытии, вдохновенном источнике нашего спасения?! Но вначале, как бы в преддверии будущей славы Богородицы, евангелист Лука рассказывает нам о несказанной радости праведной, преклонной в летах четы Захарии и Елисаветы, которые оставались долгие годы бесплодными, были поносимыми людьми за бездетство, а теперь обрели надежду родить столь желанное и выстраданное ими дитя. Архангел Гавриил возвестил Захарии о будущем рождении сына Иоанна, который будет велик пред Господом , но тот усомнился в возможности сказанного, за что был наказан временной немотой, пока не свершится прореченное. Святое Евангелие свидетельствует: После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев, и говорила: так сотворил мне Господь в дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми. Елисавета столь трепетно относилась к своему будущему материнству, что, скрываясь от посторонних взглядов и ненужных пересудов, пустых людских разговоров, сосредоточенно приуготавливала себя к долгожданному рождению сына, непрестанно молясь и благодаря Бога за величайшую милость. А тем временем мы узнаем из Евангельского чтения, что в шестой месяц ее радостного бремени послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Елисавета же и Дева Мария были связаны родством.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Дух Божий сходит, и все становится очень органично Величественное смирение по-настоящему являли только святые мужи, святые жены, жития которых мы знаем, когда человек одновременно сознает свои и греховность, и тварность, и ограниченность, то, что он всего лишь глина в руках горшечника. И при этом – из смиренного сознания поражающей силы и величества слова: «Да. Но на мне наречено имя Твое, Ты избрал нас, Ты избрал меня, Ты животворишь мне, Ты даровал мне Духа Святого». Вот удивительное смирение! Собственно говоря, когда Дух Божий сходит на человека, все становится очень органично. Когда люди не вкусили еще благодати Святого Духа, но уже думают, «Как смирение может сочетаться с величием, с достоинством, с честью?» Очень хорошо сочетается благодаря дару, который дает нам Бог. Потому что мы величественны Его величеством, мы славны Его славой, мы сильны Его силой, мы мудры Его мудростью. А если и так, то, как говорил апостол Павел, «какая мне польза от того, все это и так истлеет». Пророк Даниил заканчивает так свою молитву: «И когда я еще говорил и молился, и исповедовал грехи мои и грехи народа моего, Израиля, и повергал мольбу мою пред Господом Богом моим о святой горе Бога моего; когда я еще продолжал молитву, муж Гавриил (то есть Архангел Гавриил), которого я видел прежде в видении, быстро прилетев, коснулся меня около времени вечерней жертвы». И дальше Господь дает пророчество: «Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых. Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения.И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя».

http://azbyka.ru/chitaem-vethij-zavet/10...

Скачать epub pdf Семя и семя «Семя – это слово Божие» (ср.: Лк. 8, 11 ). В тишине звездной ночи, в глухой тиши подземной пещеры родился Мессия, Спаситель мира. На Востоке звезды кажутся ближе к земле и духовный свет ощущается людьми ярче, чем на Западе. От какого семени родился Христос? Если от человеческого, то Он не мог бы быть Спасителем людей и Исцелителем больных. Ведь в семени кровь, а в крови душа 45 . Но душа человеческая была поражена злом, а от злой души – злая кровь, злое и семя. Творец произвел от одной крови весь род человеческий» (ср.: Деян. 17, 26 ). Значит, все семя Адамово в крови человеческой было поврежденным и больным. Мессия, произошедший из такого семени, был бы подобен больному, направляющемуся в больницу, чтобы лечить больных, и сумасшедшему, идущему в сумасшедший дом, чтобы исцелить сумасшедших. Таких ложных мессий появлялось в мире много. Чумным среди чумных, им можно было сказать: «врачу! исцелися сам» 46 . Мессия должен быть здоровым; нет, не только здоровым, но самим источником здоровья. Ни в Его крови, ни в душе не может быть никакого тленного наследия, никакого Адамова и Каинова бремени зла, преступления, братоубийства, лжи и насилия, никакой ответственности за родительские и прародительские грехи. От духа Его здоровья должны исчезать болезни, от чистоты Его души должны бежать нечистые духи, благоуханием Его существа должна освежаться вся чумная атмосфера, в которую Он сошел, приклонив небеса к земле. От какого же семени родился Христос, Феодул? Несомненно, от нечеловеческого и неземного. Кто из земных болезнующих мог бы понять и предугадать это, по разленившемуся разуму человеческому, если бы небесный благовестник Гавриил не возвестил и не разъяснил это? Когда Святая Дева смутилась при появлении сияющего Архистратига Небесного Войска в Назарете, в доме старца Иосифа, то сказал Ей Гавриил: «не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» 47 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Мысли при чтении Книги Иова Гл.1. Если ты не любишь Бога при тех благах, кои Он даровал и дарует тебе, – беда тебе: дары Божии увеличат твое осуждение. Если же и любишь, но потому только, что Он прежде возлюбил тебя и по любви Своей осыпал тебя Своими благодеяниями, то и это не принесет тебе много пользы: если любите любящих вас... [ Лк. 6:32 ]. В несчастье ты забудешь своего Благодетеля, или, по крайней мере, тебе может угрожать эта опасность. Люби Бога бескорыстно, за то, что Он – твой Бог, твой Творец, от Которого ты в полной зависимости, как глиняный сосуд в доме горшечника; за то, что Он есть Совершенство бесконечное, которое нельзя не любить: можно ли не любить высочайшую Истину, высочайшее Добро и высочайшую Красоту, которых мы так усердно ищем и к которым стремимся всю жизнь? Это наш Первообраз: можно ли образу не иметь естественного влечения к своему прототипу? Гл.2, ст.2. Как быстр диавол при своей духовной природе: обойти всю землю для него значит то же, что для нас какую-нибудь маленькую весь 5 . Посмотрите, как самые слова его Господу означают изумительную быстроту его похождений. Сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее. Так удобоподвижна и легка природа духа – даже злого. Как быстры должны быть парения Ангелов светлых! Вот с небесных кругов летит Гавриил в Назарет к Деве Марии. В какое краткое мгновение времени совершился этот полет! Одна нога, как говорится, на небе, другая – на земле. Вот Даниил пророк молится в своей уединенной комнате, и когда он еще продолжал молитву, муж Гавриил, которого он видел прежде в видении, быстро прилетев, коснулся его около времени вечерней жертвы ( Дан. 9:21 ). Так быстры духи сотворенные и так мало значит для них вещественное пространство. Каков же Сам Творец духов? Если так мало ограничиваются пространством созданные Им духи, то Он Сам должен быть, как и действительно есть, не ограничен никаким пространством или, лучше, – для Него нет пространства, Он выше всякого пространства; все пространства вещественных миров и необъятные для мысли пустоты между ними для Него – одна точка. Все миры носятся по одному слову Его. Что же ты, человек, пред своим Богом? – Ничто.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Так исполнилось древнее пророчество царя Давида: «В испещренной одежде ведется она к Царю; за нею ведутся к Тебе девы, подруги ее, приводятся с весельем и ликованьем, входят в чертог Царя» ( Пс. 44, 15–16 ). Мария осталась жить при Храме. Там она обучалась Слову Божию и ткацкому ремеслу. Ее сердце очищалось молитвой, и православное Предание сообщает, что именно в Храме Богородица изобрела, руководимая Духом Святым, практику умно-сердечной молитвы, когда человек достигает глубокого внутреннего покоя и получает Откровение от Создателя. Духовным руководителем Марии был Архангел Гавриил, который часто являлся Ей и питал небесным хлебом. И, горя любовью ко Господу, Мария дала Ему обет вечного девства. Когда Ей исполнилось 12 лет, первосвященник сказал, что Она больше не может оставаться при Храме. Родители Богородицы уже умерли, и Ей надлежало выйти замуж. Но, узнав об обете Марии, первосвященник поручил Ее старцу Иосифу, также потомку царя Давида, чтобы тот хранил девство Пречистой. Мария была обручена с ним и стала жить с Иосифом в галилейском городе Назарете. Праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы – один из двенадцати главных в Церкви. Он совершается 4 декабря. Зачатие Иоанна Крестителя (Лк. 1, 5–24) Когда приближалось время Рождения Христа, Бог послал пророка Иоанна, который готовил перед Ним путь в сердцах людей. Родители Иоанна, Захария и Елисавета, были праведными, но Бог не давал им детей, и они уже были старыми. Захария был священником, и однажды совершал воскурение ладана на кадильном жертвеннике в Храме Иерусалимском. Войдя в святилище, он увидел с правой стороны жертвенника стоящего Ангела. Захария ужаснулся, Ангел же сказал: – Не бойся, ибо услышана молитва твоя. Жена родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн. И будет тебе радость и веселье, и многие о рождении его возрадуются. Он многих израильтян обратит к Богу и будет проходить перед Ним в духе и силе Илии, чтобы приготовить Господу народ Его. Захария усомнился в словах Ангела, и тот сказал ему: – Я Гавриил, предстоящий перед Богом. И вот, ты будешь молчать, пока не сбудется то, что я предсказал. А все это сбудется в свое время.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010