Однажды, читая Священное Писание , Она остановилась на пророчестве пророка Исаии о рождении Божественного Искупителя от Девы: «Се Дева зачнет во чреве и родит Сына и наречет имя Ему Эммануил, что значит: с нами Бог». Она, прочтя это пророчество, сказала Себе: «как должна быть блаженна эта Дева и как бы я хотела быть хотя последней служанкой Ее». Вдруг является пред Ней небесный посланник – Архангел Гавриил и говорит Ей: «Радуйся, благодатная, Господь с Тобою! благословенна Ты между женами!» Мария смутилась от такого приветствия. Ангел же сказал Ей: «Не бойся, Мария! Ты заслужила благодать у Бога. Ты родишь Сына и назовешь его Иисусом, т. е. Спасителем, потому что Он спасет людей от грехов их. Он будет велик и назовется Сыном Всевышнего. И даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и воцарится над домом Иакова во веки, и царству Его не будет конца». Но Мария, давшая обет никогда не выходить замуж, спросила: «Как будет это, когда Я не знаю мужа?» Ангел отвечал Ей: «Дух Святой сойдет на Тебя и сила Вышнего осенит Тебя, посему и Святое, рождаемое от Тебя, назовется Сыном Божиим». Мария сказала ему на это: «Я раба Господня, пусть со Мною будет по слову твоему». Тогда Ангел скрылся от Пресвятой Девы. Церковь установила праздновать Благовещение 25-го марта. Праздник этот очень важен для нас. Прежде люди жили только ожиданием Спасителя, надеждой на будущее избавление людей от греха и несчастья; со дня же Благовещения это спасение уже пришло на землю: Благовестие Архангела послужило самым началом спасения; потому-то в церковной песне на Благовещение говорится: «Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Тем же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». Это значит: «Сегодня начало нашего спасения и обнаружение тайны, назначенной прежде веков! Сын Божий становится Сыном Девы, и Гавриил возвещает благодать. Поэтому и мы с ним воскликнем Богородице: радуйся, благодатная, Господь с Тобою!»

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

И надобно знать, что слово «Ангелы» есть наименование их «должности», а не «естества». Ибо хотя эти святые духи Небесного Отечества «всегда суть духи, но не» всегда могут быть называемы Ангелами, потому что они тогда только Ангелы, когда через них что-либо возвещается: поэтому и через Псалмопевца говорится: «Ты творишь ангелами Твоими духов» ( Пс 103.4 ). Ясно он как бы так говорит: «Тот, Кто всегда имеет их духами, делает их, когда благоугодно, Ангелами». Но те, которые возвещают меньшее, называются Ангелами, а возвещающие о важнейшем называются Архангелами. Поэтому-то к Деве Марии посылается не простой «Ангел», но «Архангел Гавриил " ( Лк 1.26 ). Потому что на это высшее служение подобало идти высшему Ангелу, так как он возвещал о том, что выше всего. Поэтому они еще называются и частными именами для обозначения словами того, что они могут совершать на деле. Ибо в оном святом граде, полном совершенного ведения о видении Всемогущего Бога, собственные имена даются не для того, чтобы нельзя было знать их лица без имен; но когда они приходят к нам для какого-либо служения, тогда у нас носят имена по служениям. 9. Ибо Михаил значит: «кто яко Бог», а Гавриил – «мужество Божие»; Рафаил же – «врачевство Божие». И когда только проявляется что-либо дивное по могуществу, тогда посылается «Михаил», дабы из самого события и имени дать разуметь, что никто не может соделать того, что силен совершить Бог. Поэтому-то и оный древний враг, который по гордости пожелал быть подобным Богу, говоря: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера» ( Ис 14.13 ), когда в конце мира, долженствующий погибнуть на последнем суде будет лишаем своей силы, сотворит брань с Михаилом Архангелом, как говорит Иоанн: «Михаил и Ангелы его воевали против дракона» ( Откр 12.7 ), для того, чтобы тот, кто по гордости превозносился до уподобления – Богу, пред погибелью вразумлен был Михаилом, что никто в гордости не смеет возвышаться до уподобления Богу. К Марии же посылается Гавриил ( Лк 1.26 ), который называется «мужеством Божиим».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

В этом блаженнейшем святом состоянии Ангелы и пребывают доныне на небе.   Имена Ангелов В Библии названы имена двух Ангелов: Михаила и Гавриила. Это высшие из Ангелов Божиих. Предание, следуя классической системе деления Ангелов на девять чинов, помещает Михаила и Гавриила в высший чин и называет их Херувимами. Михаил, чье имя с древнееврейского переводится «Кто как Бог?» и который называется иногда Архистратигом, то есть Военачальником, – один из ближайших к Богу и могущественнейших Ангелов. Согласно ряду указаний Священного Писания, именно ему было поручено бороться против восставшего сатаны и низвергнуть его с Небес: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них], но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» . Гавриил – «Бог силен», или «Человек Божий» (древнеевр.), – появляется на страницах Ветхого и Нового Завета. Именно Гавриил сообщает людям самые важные вести от Бога. В книге пророка Даниила он является пророку, толкует его видения и вразумляет его, в Новом Завете приносит Марии весть о том, что Она станет Матерью Спасителя. В иудейских книгах, где уделяется много места и внимания Ангелам, Гавриил упоминается в числе высших. И в Ветхом, и в Новом Завете встречается еще один Ангел. Его имя не названо, но специально оговорено, что это не просто Ангел, а «Ангел Господень». Только в Ветхом Завете «Ангел Господень» упомянут около 60 раз. Многие библеисты считают, что речь здесь идет не вообще об Ангеле, а о конкретном, высшем. На это указывает и то, что он назван Господним Ангелом. Он являлся Моисею в пламени огня несгораемого куста , представал перед Валаамом , вдохновлял Гедеона . О нем говорится, что он посеял смерть среди врагов Израиля и вообще он часто помогает Божьему народу. Иногда посещение этого Ангела сложно отличить от посещения Самого Бога. Некоторые люди, сподобившись посещения Ангела Господня, думали, что перед ними предстал Сам Господь, и обращались к Ангелу, как к Господу .

http://azbyka.ru/parkhomenko/ob-angelax-...

Слава и ныне: гл. тот же: Архангел Гавриил послан с неба предвозвестить Деве зачатие и, придя в Назарет, изумлялся пред чудом и размышлял в себе: «Как Всевышний, будучи непостижимым, рождается от Девы? Как вмещается в девическое чрево имеющий престолом небо и подножием землю? По одному слову благоизволил воплотиться от Нее Тот, на Кого не могут воззреть шестокрылатые и многоочитые. Божие Слово присутствует! Что же стою и не говорю Отроковице: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою; радуйся, Чистая Дева; радуйся, Невеста Вечнодевственная, Матерь Жизни, благословен Плод чрева Твоего». Стихира на литии гл. 1: В шестой месяц после возвещения о зачатии Иоанна Предтечи Архистратиг Гавриил был послан к Тебе, Деве и Чистой, возвестить слово о спасении людей и вместе с тем приветствовать Тебя: «Радуйся, обрадованная, Господь с Тобою! Ты родишь Предвечного от Отца Сына; Он спасет людей Своих от грехов их». Стихира на стиховне, гл. 4: В шестой месяц Архангел послан был к Чистой Деве и он, сказав Ей: «Радуйся», – возвестил о рождении от Нее Избавителя мира. Поэтому Она, приняв приветствие с верою, зачала Тебя, Превечного Бога, неизреченно благоволившего вочеловечиться для спасения наших душ. Тропарь гл. 4: Ныне начало нашего спасения и проявление бывшей от века тайны: Сын Божий становится Сыном Девы и Гавриил благовествует благодать. Поэтому мы с ним воскликнем Богородице: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». Величание: Словами Архангела восклицаем Тебе, Чистая: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». Стихи псалмов Боже, даруй Царю Твой суд и Сыну Царя Твою правду, да судит праведно людей Твоих и нищих Твоих на суде; да судит нищих народа, да спасет сынов убогого ( Пс. 71. 1–2.4 ). Благовествуйте со дня на день спасение Его ( Пс. 95, 2 ). Господь даст слово: провозвестниц великое множество ( Пс. 67, 12 ). Клялся Господь Давиду в истине и не отречется ее: от плода чрева Твоего посажу на престоле Твоем ( Пс. 131, 11 ). Он сойдет, как дождь на скошенный луг, как капли, орошающие землю ( Пс. 71, 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

Благочестивое предание свидетельствует, что он благовестил святым праведным Иоакиму и Анне о зачатии Пречистой Богородицы и был Пренепорочной Отроковице Ангелом Хранителем от самого зачатия и рождения Ее, и пищу Ей приносил во «Святая Святых»; он же поэтому благовестил Ей и о зачатии Сына Божия. Кроме этого, Гавриил был послан с благовестием и потому, что в самом его имени заключен предмет благовествования. Имя Гавриил значит «крепость Божия», а также «муж – Бог». Итак, само имя благовестника означает, что Бог Крепкий, Владыка во утробе Девы соделывается совершенным человеком (мужем), то есть является совершенным Богом и совершенным человеком – совершенным не по возрасту телесному, а по крепости и разуму. Другие младенцы, зачатые во утробах матерей, ничего не разумеют, и нет в них никакой крепости, – напротив, Младенец, зачатый в девической утробе Преблагословенной Марии, с самого мгновения зачатия Своего обладал разумом неисповедимым и крепостью непобедимой, а потому и в малом теле был мужем совершенным. Провидя это, пророк говорит: И приступил я к пророчице, и она зачала, и родила сына. И сказал мне Господь: нареки ему имя Магер-шелалхаш-баз (спешит грабеж, ускоряет добыча); ибо прежде, нежели дитя будет уметь выговорить: «отец мой», «мать моя», богатства Дамаска и добычи Самарийские понесут перед царем Ассирийским (Ис. 8: 3–4). Это значит, что Младенец, еще не могущий говорить, будет уже иметь великую силу и крепость побеждать врагов Своих. Прообразом этого служило само имя Гавриила, которое значит «муж – Бог, Крепкий Бог». И этот Бог в само время его благовещения наитием Святого Духа зачался в нетленной девственной утробе. Святой Прокл, Патриарх Цареградский, так об этом рассуждает: «Само имя ангела чудесно по своему значению, ибо благовестивший Деве Марии называется Гавриилом. Этим именем он предвозвещал и прообразовал Богочеловека, пришедшего в мир. Гавриил значит «муж крепкий», или «муж – Бог», происходит от слова Гавир, что означает «крепкий», или «Бог», а в совокупности обоих речений это слово означает: «муж – Бог».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

И сказал мне ангел, бывший со мной: «От места, где находится кладезь сей, который ты видишь, отвратилась слава Божия, и ни один из ангелов не взирает на людей тех. Все, кто не признал в святой Марии Богородицу и говорил, что не воплотился от Нее Господь в человеке, что хлеб причастия и чаша благословения – не плоть Его и кровь, ввергнуты в кладезь сей, и, как были о том слова мои, ни один ангел не взирает на них». (42) И видел я на западе, где плач и скрежет зубовный, мужей многих и жен, мучимых там. И сказал я ангелу: «Кто сии, господин мой?» И сказал он мне: «Сии суть говорящие, что не существует воскресения мертвых, и никогда не будет к ним снисхождения». (43) Услышав это, восплакал я горько. И, воззрев на твердь, увидел, как разверзлись небеса, и архангел Гавриил сошел вниз с войском ангелов, и сделали они смотр всем казням. И при виде их все приговоренные к наказанию возопили громко в один голос: «Смилостивься над нами, Гавриил, предстоящий пред Богом! Ибо слышали мы, что есть суд, и вот, сами узнали его». И в ответ сказал архангел Гавриил: «Жив Господь, пред Коим я предстою! Денно и нощно, без устали исполняю я посольство для рода человеческого, но не содеяли они и малости благой в этой жизни, а суетно загубили отпущенное им время. Ныне же и я восплачу с возлюбленным Павлом: сжалится, быть может, благой Господь и дарует вам успокоение». Ответствовали они ему в один голос: «Смилостивься над нами, Господин наш!» И пали пред лицем Божиим, и умоляли, говоря: «Смилостивься, Господь, над сынами человеческими, которых создал Ты по образу Своему!» (44) И сотряслось небо, как лист, и увидел я двадцать четыре старца, лежащих ниц, и увидел жертвенник, престол и завесу, и все взывало к славе Божией. И увидел я Сына Божьего, со славой и многим могуществом сходившего на землю. И когда раздался глас трубный, возопили все казнимые, говоря: «Смилостивься над нами, Сын Божий, ибо Тебе дана власть над небесными, земными и подземными!» И был голос, говорящий: «Какое благое дело сделали вы, что просите об успокоении? Творили вы, что хотели, и не покаялись, но в распутстве загубили жизнь вашу.

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

Как сказано, «под конец же царства их, когда отступники исполнят меру беззаконий своих, восстанет царь наглый и искусный в коварстве». Пророк Даниил объясняет причину, почему царь Антиох смог совершить эти великие преступления. Ответ дает ему некий облик человека, который появился над рекою Улая. «И он подошел к тому месту, где я стоял, и когда он пришел, я ужаснулся и пал на лице мое; и сказал он мне: «знай, сын человеческий, что видение относится к концу времени!» И когда он говорил со мною, я без чувств лежал лицем моим на земле; но он прикоснулся ко мне и поставил меня на место мое». Этот облик потом явился Деве Марии – это был сам архангел Гавриил. Мы часто представляем, что архангел Гавриил – это некий юноша, но это совсем не так. Писание описывает архангела Гавриила, как мужа Божьего, имеющего суровый облик, который своим видом приводит всех в трепет и ужас. Архангел Гавриил объяснил Даниилу, что стало причиной беззакония: «Отступники наполнят меру беззаконий своих». Причина появления Антиоха Епифана заключается в том, что израильский народ превысил меру своих преступлений. Согласно книге Маккавейской, перед тем как пришел Антиох Епифан, в общине иудейской был первосвященник Ионнай, который был очень прогрессивных взглядов. Он утверждал, что все Моисеево устарело и обветшало. Закон иудейский нужно отбросить или реформировать и стать на передовые позиции, активно перенимать греческую культуру. Для этого он сначала ввел гимнастии – гимнастический зал, где занимались нагими, что было для евреев мерзостью. А собственно гимнастиями они назывались, по той причине, что перед началом занятий нужно было пропеть гимн языческим богам Геркулесу и Дионису. Чтобы быть с новой культурой, первосвященник Ионнай, устраивает гимнастии прямо под Иерусалимским Храмом. Потом он начинает приветствовать единство культурных мероприятий, для этого он начинает участвовать в празднике Диониса, который сам и ввел в Иерусалиме. Только после таких экуменистическо-синкретических беззаконий и приходит Антиох Епифан, только после того, как иудейский народ стал поклоняться греческим обычаям – язычеству. Иудеи очередной раз стали тяготиться своей особенностью, что они не такие, как прочие народы. Многим христианам сегодня не нравится, что они не такие, как прочие люди, и хотят быть как все народы. И вот как раз, когда такое начинается, приходит злодей, которого ждали, и он как бы доводит до логического конца то, что начали делать уже сами отступники. Евреи хотели получить греческую культуру? Вот вам греческая культура, в вашем Храме! Она будет вас убивать, резать – вот вам греческая культура, самая настоящая!

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

«И когда я еще говорил и молился, и исповедывал грехи мои и грехи народа моего, Израиля, и повергал мольбу мою пред Господом Богом моим о святой горе Бога моего; когда я еще продолжал молитву, муж Гавриил, которого я видел прежде в видении, быстро прилетев, коснулся меня около времени вечерней жертвы» ( Дан. 9:20–21 ). Не успел еще Даниил закончить молитву, как тотчас же пришел к нему вестник – муж силы, тот самый архангел Гавриил, который явился позднее Богоматери в Назарете. И он коснулся его именно во время вечерней молитвы, чтобы показать, что это служение уже приближается к вечеру, к закату Ветхого Завета. Жертвы пока принимаются, Храм второй будет построен, как и было обещано Богом, но наступают последние времена для Ветхого Завета. Молитва Даниила была принята как жертва, как и было сказано: «Воздеяние рук моих – как жертва вечерняя» ( Пс. 140:2 ). Точно так же мы знаем, что, когда во время гонений не было возможности быть в храме, люди молились Богу и в тюрьмах, и в концлагерях, – и эта молитва принималась Богом как великая жертва. Коснулся архангел его, чтобы показать, что это не привидение, а действительно архангел подлинный перед ним стоит. «И вразумлял меня, говорил со мною и сказал: «Даниил! теперь я исшел, чтобы научить тебя разумению. В начале моления твоего вышло слово, и я пришел возвестить [его] [тебе], ибо ты муж желаний; итак вникни в слово и уразумей видение» ( Дан. 9:22–23 ). Бог дает ответ на молитву еще в самом ее начале, потому что Он эту молитву слышит, она уже перед ним, хотя она еще не произнесена, но Бог знает молитву до ее произнесения. И эта молитва используется Богом для того, чтобы дать откровение пророку, чтобы показать еврейскому народу те пути, которые перед ним стоят в ближайшие столетия. Многие говорят, а зачем молиться, если Бог и так все знает? Бог знал молитву Даниила – «в начале молитвы вышло слово», не в конце, а в начале. И Гавриил был послан возвестить Даниилу откровение Божие еще в самом начале его молитвы. Но тем не менее, молитва была нужна, потому что, если бы молитвы не было, он бы не получил откровения. Здесь очень такое тонкое соединение нашей свободы и свободы Бога, без которой ничего не происходит. Поэтому когда люди говорят: зачем молиться, если Бог и так все знает, то они забывают о той простой вещи, что молитва – это один из инструментов, при помощи которого Бог слышит мир. Дальше сказано: «я пришел возвестить его тебе, ибо ты муж желаний». Что значит «муж желаний»? Муж, который много чего желает и много чего хочет. А с другой стороны, это муж, который достоин любви Божией, на котором почивает желание Божие, который окутан любовью Божией, – вот такое двойное значение. Откровение о 70-ти седминах

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

И сказал Захария Ангелу: почему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных. Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие» ( Лк. 1:11-19 ). Также Архангел Гавриил явился праведной Анне и Иоакиму, постившемуся в пустыне, и возвестил каждому из них, что они будут иметь дочь, от века избранною Материю Мессии, грядущего для спасения рода человеческого. Сей великий Архангел был приставлен от Бога хранителем рожденной от неплодных Богоотроковицы Марии и, когда Она была введена в храм, питал Ее, ежедневно принося Ей пищу. Этот же предстатель Божий, будучи послан Богом в Назарет, явился Пресвятой Деве, обрученной праведному Иосифу, и возвестил Ей зачатие Сына Божия осенением и действием в Ней Духа Святаго. . . «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» ( Лк. 1:6-35 ). Архангел Гавриил явился во сне и Иосифу Обручнику объяснивши ему, что Отроковица осталась невинной, ибо Зачатое в Ней от Духа Святаго… «Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.

http://azbyka.ru/arxangely-nashi-pokrovi...

Днем Благовещения, как на Западе, так и на Востоке, всегда считается 25 марта. Для такого определения календарного дня праздника есть две причины. 1 . Эта дата отстоит ровно на 9 месяцев от 25 декабря (7 января по н. ст.) – дня, который с IV века сначала на Западе, а затем и на Востоке считается днем Рождества Христова. 2 . В александрийской и византийской хронологических системах число и месяц Благовещения и Распятия (или Пасхи), то есть 25 марта, объединяло оба праздника. Это было возможно по той причине, что некоторые части разных поместных Церквей до первого Вселенского Собора праздновали Пасху не по лунному календарю, а как неподвижный праздник. А 25 марта фигурирует в сочинениях западных авторов III века Тертуллиана и священномученика Ипполита Римского именно как день Распятия Спасителя, по римскому календарю. В начале IV века святая равноапостольная царица Елена начала раскопки в Святых местах. Найденные ею материальные свидетельства земной жизни Господа Иисуса Христа и начатое здесь строительство храмов вызвали рост интереса к событию Рождества Христова и тайне Его Воплощения. Так в Назарете, на том месте, где Пресвятой Деве, по преданию, явился архангел Гавриил, была построена базилика, посвященная этому событию. Есть предположение, что с этими раскопками связано и установление Благовещения как отдельного праздника. Но литургическая практика Иерусалимской Церкви V века еще не знает самостоятельного празднования Благовещению, лишь 4-й день Богоявленских торжеств посвящен воспоминанию этого события. Только в VII веке в Иерусалиме 25 марта начинает праздноваться особый праздник Благовещения. Ясные сведения о праздновании Благовещения в Константинополе появляются тоже лишь к концу VII века. В VIII веке святой Иоанн Дамаскин и Феофан, митрополит Никейский, составили каноны на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, которые и теперь поются Церковью. Событие праздника Событие праздника отражено в Священном Писании – апостол и Евангелист Лука повествует о том, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и принес ей Благую весть (отсюда название праздника): В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010