Итак, Михаил не был послан с благовестием к Пресвятой Деве потому, что его служение другого рода: держать всегда обнаженный меч, ополчаться против врагов и прогонять их. Послан же Гавриил, потому что то свойственно его служению — извещать таинства Божии. Он возвещал святому пророку Даниилу об освобождении людей Божиих из плена Вавилонского и о времени пришествия Мессии; он же возвестил святому Захарии о рождении Иоанна Предтечи от матери неплодной. Он и святого пророка Моисея наставлял в пустыне при написании книги Бытия, передавая ему откровения Божии о первых родах и летах, начиная от создания Мира. Благочестивое предание свидетельствует, что он благовестил святым праведным Иоакиму и Анне о зачатии Пречистой Богородицы и был Пренепорочной Отроковице ангелом-хранителем от самого зачатия и рождения Ее, и пищу Ей приносил во святое святых; он же посему благовестил Ей и о зачатии Сына Божия. Кроме сего, Гавриил был послан с благовестием и потому, что в самом его имени заключен предмет благовествования. Имя Гавриил значит «крепость Божия», также «муж-Бог». Итак, самым именем своим благовестник означает, что Бог крепкий, Владыка во утробе Девы соделывается совершенным человеком (мужем), т.е. является совершенным Богом и совершенным человеком, — совершенным не по возрасту телесному, а по крепости и разуму. Другие младенцы, зачатые в утробах матерей, ничего не разумеют, и нет в них никакой крепости, — напротив Младенец, зачатый в девической утробе Преблагословенной Марии, с самого мгновения зачатия Своего обладал разумом неисповедным и крепостью непобедимою, и потому и в малом теле был мужем совершенным. Сие провидя, пророк говорит: «И приступил я к пророчице, и она зачала и родила сына. И сказал мне Господь: нареки ему имя: Магер-шелал-хаш-баз. Ибо, прежде нежели дитя будет уметь выговаривать: отец мой, мать моя, примет добычи Самарийские и богатства Дамаска» (Ис.8:3–4). Это значит, что Младенец, еще не могущий говорить, будет уже иметь великую силу и крепость побеждать врагов Своих. Прообразованием сего служило самое имя Гавриила, которое значит: Муж — Бог, Крепкий Бог. И сей Бог в самое время его благовещения, наитием Святого Духа, зачался в нетленной девственной утробе. Святой Прокл [ 2 ], патриарх Цареградский, так о сем рассуждает:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Таким образом, суммируя содержание этой главы, мы видим, что ветхозаветные пророки очень определенно говорили об искупительных страданиях, смерти, а затем – о воскресении и славе Мессии . Ему предстояло умереть для очищения людских грехов и воскреснуть для возглавления вечного Царства Им спасенных. Эти истины, впервые раскрытые пророками, позже легли в основу Христианской веры. Пророчества Даниила Патриарх Иаков, как мы показали во 2-й главе, приурочил время пришествия Примирителя к времени, когда потомки Иуды утратят свою политическую независимость. Это время пришествия Мессии уточнил пророк Даниил в записанном им пророчестве о семидесяти седьминах. Пророк Даниил записал предсказание о времени пришествия Мессии, находясь вместе с другими евреями в Вавилонском плену. Евреи были уведены в плен вавилонским царем Навуходоносором, разрушившим город Иерусалим в 588 году до Р. Хр. Св. Даниил знал, что семидесятилетний срок вавилонского пленения, предсказанный пророком Иеремией (в 25-й главе его книги), подходит к концу. Желая скорого возвращения еврейского народа из плена в родную землю и восстановления св. города Иерусалима, св. Даниил стал часто в горячей молитве просить Бога об этом. В конце одной из таких молитв внезапно перед пророком предстал архангел Гавриил и сказал, что Бог услышал его молитву и скоро поможет евреям восстановить Иерусалим. При этом архангел Гавриил сообщил другую более радостную весть, а именно, что со времени издания указа о восстановлении Иерусалима следует начать исчисление года пришествия Мессии и утверждения Нового Завета. Вот, что сказал об этом архангел Гавриил пророку Даниилу: «Семьдесят седьмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видения и пророк, и помазан был Святый святых. Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седьмин и шестьдесят две седьмины. И возвратится народ, и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Престолу предстоя Трисолнечнаго Божества/и богатно просиявая Божественными светлостьми,/испущаемыми непрестанно оттуду,/сущия на земли, радостно ликующия/и восхваляющия тя,/страстей мглы избави/и просвещением уясни,/Гаврииле Архистратиже,/молитвенниче о душах наших. Низложи шатания агарянская,/на стадо твое часте находящая,/устави раздоры Церкве,/укроти бурю безмерных искушений,/избави бед и обстояний/любовию чтущия тя/и под кров твой прибегающия,/Гаврииле Архистратиже,/молитвенниче о душах наших. Слава, и ныне, глас 2: Благовествует Гавриил Благодатней днесь:/радуйся, неневестная Мати и неискусобрачная,/не удивляйся странному моему зраку,/ни ужасайся, Архангел бо есмь./Змий прельсти Еву иногда,/ныне же благовествую Тебе радость,/и пребудеши нетленна,/и родиши Господа, Пречистая. На стиховне самогласен Триоди, дважды, и мученичен. Слава, и ныне, Богородичен. Собор Архангела Гавриила Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую (Серафимы, Херувимы и Престолы), среднюю (Господства, Силы и Власти) и низшую (Начала, Архангелы и Ангелы). Архангелы являются посредниками между Богом и людьми, открывают людям тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, благовествуют о великом и преславном: «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем...» ( 1Фес. 4:16–17 ). Архангел Гавриил был избран Богом, чтобы благовестить Пресвятой Деве Марии, а с Нею и всем людям великую радость о Воплощении Спасителя Иисуса Христа, Сына Божия. Именно поэтому на следующий день после Благовещения, прославляющего Пречистую Деву Марию, благодарные Господу христиане почитают Архангела Гавриила, послужившего таинству нашего спасения. Еще в Ветхом Завете имеется свидетельство о семи высших Ангелах (Архангелах) Божиих ( Тов. 12:15 ), равных по достоинству и чести. Если исчисление Архангелов начинается с Михаила, поборника и победителя врагов Божиих, то Гавриил стоит на втором месте. Его Господь посылает для возвещения и разъяснения Божественных тайн.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Моисей: я сильнее всех тварей; я обрезан от чрева матери моей; я в тот же день, как увидел свет, говорил с отцом и матерью; на третьем году я уже пророчествовал; чрез меня Бог дал израильтянам закон... на 80-м году сотворил многие знамения и чудеса, 60 тем (600,000) вывел из Египта... разделил море на 12-ть частей, горькие воды превратил в сладкие, вытесал каменные скрижали, восходил на небеса, получил заповеди закона и научил им народ... кто из людей может сравняться со мною? Непотребный! удались от лица моего!» – Испуганный Самаэль убежал и просил Бога не посылать его к Моисею. Беззаконный (scelerate), сказал ему Господь; ты создан из геенны и в огонь геенны возвратишься; ты пошел от меня с великою радостью, но, увидев славу Моисея, возвратился со стыдом. Иди и только душу его, отлучив от тела, представь сюда. Ни мало не медля, Самаэль, вынув меч из ножен, устремился на Моисея. Моисей рассердился и ударил его жезлом Божиим, на котором было написано невыразимое имя (Божие), и прогоняя его, ослепил глаза его светом своей славы. «Господи, сказал Моисей, вспомни, что Ты являлся мне в купине, что по твоей воле я восходил на небеса, 40 дней и столько же ночей я пробыл там без пищи и пития: не предавай меня ангелу смерти»! Принял Господь молитву молящегося и сказал: «Я сам сойду и похороню тебя». Итак Моисей, подобно Серафиму славы, приготовился и ожидал Господа с небес, и как только увидел Его, пал на землю: «Господи, сказал он, Ты по милосердию и святости сотворил мир и управляешь им; будь и со мною милосерд, прошу Тебя»! «Правда твоя, сказал Господь, предъидет пред лицом твоим». С Богом сошли с неба три ангела Михаил, Гавриил и Зинггиэль. Гавриил приготовил одр для Моисея, Михаил порфиру, Зинггиэль – одежду; Михаил стал около головы Моисея с одной стороны, а Гавриил в ногах – с другой. Бог повелел Моисею сложить руки на груди и закрыть глаза, и когда Моисей исполнил это, сказал его душе: «дочь моя, сто двадцать лет я назначил тебе жить в теле праведного, выйди теперь немедленно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Лк.1:17 .  и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный. «И предъидет пред Ним», т.е. будет идти впереди Бога (ср. стих 16). Пророки Ветхого Завета неоднократно изображали наступление Мессианского времени как пришествие Иеговы, Который как Мессия явится Своему народу и спасет его от ига врагов его ( Ис.46:13, 52:10, 56:1 ). «В духе и силе Илии». Иоанн будет действовать в еврейском народе с такой же ревностью о Боге и силой одушевления, с какой некогда действовал среди своих современников величайший пророк Илия. Это, впрочем, не относится к творению чудес, так как известно, что Иоанн чудес не творил ( Ин.10:41 ). «Чтобы возвратить...». О деятельности Иоанна евангелист говорит почти буквально словами пророка Малахии ( Мал.4:6 ). У пророка же (см. в Толк. Библ. комментарий к Мал.4:6 ) речь идет о мире в семье. Так как Иоанн не делал ничего такого, как и Илия, то некоторые толкователи (у нас – Богословский, с. 169) полагают, что здесь идет речь о возобновлении духовного единства между древними патриархами (отцы) и их потомками – единства, прерванного непокорностью и непослушанием последних. Это необходимо для того, чтобы еврейский народ был в состоянии принять Господа (ср. 16-й и начало 17-го стиха). Лк.1:18 .  И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных. Захария, подобно Аврааму ( Быт.15:8 ), просит знамения, по которому бы он мог узнать действительное наступление того, что ему обещано ( «это»). При этом он указывает и причину, по которой он нуждается в знамении. Лк.1:19 .  Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; Так как в вопросе Захарии сказалось некоторое сомнение в возможности исполнения сказанного ему Ангелом, то последний указывает Захарии на свое высокое положение пред Богом (ср. 3Цар.10:8 ), которое ручается в том, что он правильно передал волю Божию Захарии. Притом и само имя Гавриил – «сильный Божий» (ср. Дан.8:16 ), должно напомнить Захарии о тех великих обетованиях, которые были даны еврейскому народу именно через этого Ангела пророку Даниилу. «Я тот самый, что некогда являлся Даниилу – как бы говорит Гавриил – ты можешь мне довериться!»

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Дан. 8:15 . И было, когда я, Даниил, увидел видение и искал значения [его]. Видел он видение в картине и образе, и не знал значения его. Следовательно не всякий видящий понимает [то, что он видит], подобно тому, как мы, читая Священное Писание глазами, не понимаем его сердцем. И вот стал предо мною как бы облик мужа. Ибо ангелы не мужи, но бывают видимы в образе мужей. Подобным образом и Авраам при дубе Мамврийском видел трех мужей ( Быт. 15 ), которые, конечно, не были мужами и из которых одному он кланяется, как Господу. Поэтому и Спаситель говорит в Евангелии: «Авраам... видел день Мой... виде и возрадовася» ( Ин. 8:56 ). Дан. 8:16, 17 . И услышал я голос среди Улая, и он воззвал и сказал: Гавриил! объясни ему это видение. И он подошел и стал подле того места, где я стоял. И когда он пришел, я ужаснулся и упал на лице свое. Мужа, повелевшего Гавриилу объяснить Даниилу видение, иудеи считают за Михаила. Так как видение было о сражениях и войнах царей или о последовательной смене (successione) царств, то естественно эта обязанность поручается Гавриилу, как начальнику войн. Ибо Гавриил в переводе на наш язык означает сила или сильный Божий. Поэтому и в то время, когда Господь имел родиться и объявить войну демонам и восторжествовать над миром, Гавриил приходит к Захарии и Марии ( Лк. 1 ). И затем в Псалмах мы читаем о Господе торжествующем: «Кто есть сей Царь славы? Господь крепок и силен, Господь силен в брани... Той есть Царь славы» ( Пс. 23:8, 10 ). А когда необходимо бывает врачевание и исцеление, тогда посылается Рафаил, который означает попечение или врачевание, если только угодно кому-либо принимать книгу Товита (Tobiae). Далее, когда народу обещается благоденствие и бывает необходимо λασμς, что мы можем выразить чрез умилостивление или очищение, то посылается Михаил, который означает: кто, как Бог, при чем чрез самое значение имени дается знать, что истинное врачевание принадлежит Богу. И сказал он мне: знай, сын человеческий, что видение исполнится во время конца и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Здесь является другой вопрос, который выдвигается у пророка. Пришел к нему, – сказано, – ангел Гавриил и говорит: «Даниил; с первого дня, как ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения и смирить тебя пред Богом твоим, слова твои услышаны, и я пришел бы по словам твоим. Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне» ( Дан.10:12–13 ). Кто же этот ангел, оказавший сопротивление Гавриилу, и почему он ему стал сопротивляться? Уже прежде сказано вам, братья, что Бог отделил каждому из ангелов страну, для охраны всякого создания. Поэтому святому Гавриилу, посланному с неба, сопротивляется ангел, покровительствующий царству персов, т.е. Персии. Но вот вопрос: если тот был послан от Бога и от Бога же был послан Гавриил, то почему он сопротивляется ему? Ведь если бы посланный ангел был представителем другого владыки, то сопротивление с его стороны было бы вполне естественно; но если один и тот же Бог одного назначил к тому народу, а другого послал к пророку, то почему один сопротивляется другому? Обрати на это особенное внимание. Весь мир был исполнен идолослужения; ангелы, приставленные к язычникам, мучились и скорбели, видя, как Бог презирается, а идолы почитаются. Когда потом пленный народ пришел в Вавилон, явился Даниил, проповедующий о Боге, явились три отрока, воспевающие Бога в то время, когда разожжена была печь, – тогда и нечестие посрамилось, тогда львы сомкнули свою пасть и неверующие замолчали. Поэтому ангел, начальник царства персидского, радовался и торжествовал по поводу того, что во владениях его раздается проповедь о Боге. Видел ангел, как халдеи, некогда почитавшие огонь и поклонявшиеся идолам, чудесным образом научены были почитать Бога и радовался, видя область свою, некогда полную нечестия, обращающеюся к благочестию. Видел ангел, как Навохудоносор царь говорил: «Седрах, Мисах и Авденаго, рабы Бога Всевышнего» ( Дан.3:93 ), и радовался. И вот, когда блаженный Даниил просил Бога, чтобы народ был возвращен из плена по прошествии тех определенных семидесяти лет, а Гавриил был послан объявить ему, что народ опять возвращается из плена и получит землю свою, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Таким образом, суммируя содержание этой главы, мы видим, что ветхозаветные пророки очень определенно говорили об искупительных страданиях, смерти, а затем – о воскресении и славе Мессии. Ему предстояло умереть для очищения людских грехов и воскреснуть для возглавления вечного Царства Им спасенных. Эти истины, впервые раскрытые пророками, позже легли в основу христианской веры. Пророчества Даниила Патриарх Иаков, как мы показали выше, приурочил время пришествия Примирителя ко времени, когда потомки Иуды утратят свою политическую независимость. Это время пришествия Мессии уточнил пророк Даниил в записанном им пророчестве о семидесяти седьминах. Пророк Даниил записал предсказание о времени пришествия Мессии, находясь вместе с другими евреями в Вавилонском плену. Евреи были уведены в плен вавилонским царем Навуходоносором, разрушившим город Иерусалим в 588 году до Р.Х. Пророк Даниил знал, что семидесятилетний срок вавилонского пленения, предсказанный пророком Иеремией (в 25 главе его книги: Иер.25:8–12 ), подходит к концу. Желая скорого возвращения еврейского народа из плена в родную землю и восстановления города Иерусалима, Даниил стал часто в горячей молитве просить Бога об этом. В конце одной из таких молитв внезапно перед пророком предстал Архангел Гавриил и сказал, что Бог услышал его молитву и скоро поможет евреям восстановить Иерусалим. При этом Архангел Гавриил сообщил другую более радостную весть, а именно, что со времени издания указа о восстановлении Иерусалима следует начать исчисление года пришествия Мессии и утверждения Нового Завета. Вот, что сказал об этом Архангел Гавриил пророку Даниилу: «Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых. Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Архангел Гавриил возвещает о рождении Христа (см.: Лк 1, 26–38) Введение во храм Пресвятой Богородицы      Пять месяцев Елисавета таила свою радость от окружающих. На шестой месяц Бог послал Архангела Гавриила к Деве по имени Мария, Которая была обручена Иосифу, праведному человеку, потомку царя Давида. Этой Девушке Бог определил стать Матерью рождающегося в мир Спасителя. Через Нее воплотился на земле Единородный Сын Божий. О Ее рождении, детстве и отрочестве повествует церковное Предание. Она была единственной Дочерью благочестивых родителей Иоакима и Анны, которые молились много лет о даровании ребенка. Когда девочке исполнилось три года, родители привели Дочь в Иерусалимский храм, чтобы посвятить служению Богу, как они обещали Господу еще до Ее рождения. Первосвященнику Духом Святым открылось высокое предназначение приведенного в храм Ребенка, и он дерзнул ввести Девочку во святое святых храма — место особого присутствия Бога, куда самому первосвященнику разрешалось входить лишь раз в году. Мария воспитывалась при храме, и там Она дала обет Богу навсегда сохранить Свое девство. По достижении определенного возраста священники, зная об этом обещании, поручили Ее заботам пожилого и праведного человека по имени Иосиф. Взяв Марию в свой дом как жену, он должен был хранить Ее девство. Обручившись с Иосифом, Дева Мария переехала в галилейский город Назарет, где жил Ее будущий муж. Благовещение Пресвятой Богородицы. Синай, монастырь св. Екатерины      Здесь, в Назарете, как повествует Евангелие, Ей и явился Ангел, который вошел к Ней с приветствием: Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Мария смутилась, услышав эти слова, но Ангел продолжал возвещать радостную весть: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. Ты родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он... наречется Сыном Всевышнего... и будет царствовать над народом Божиим, и Царству Его не будет конца . Мария спросила Ангела: как будет это? Ведь я мужа не знаю . Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя . Поэтому Ребенок, Который родится у Тебя, будет называться Сыном Божиим. Тогда будущая Матерь Христа со смирением сказала: «Я раба Господня; да будет со Мной так, как ты сказал». Так со смиренного согласия простой галилейской Девушки совершается величайшее в истории чудо — Сын Божий становится беззащитным Младенцем, Которого Мария вынашивала как Мать. 9 июня 2017 г. скрыть способы оплаты Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/104193.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Ukoha Пресвятой Богородицы " Благовещение Пресвятой Богородицы Киевская " Описания иконы Описание иконы Благовещение Пресвятой Богородицы Киевская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии В Киево-Софийском соборе, на восточных столбах, поддерживающих алтарную арку, можно увидеть мозаичное изображение архангела Гавриила и Богоматери, образующих композицию «Благовещение». Описание явления Ангела Господня Деве Марии присутствует только в одном Евангелии – от Луки (Лк. 1, 26–39). На основе этого сюжета и построена иконография «Благовещения», которая весьма разнообразна, насыщена деталями и имеет несколько изводов благодаря дополнениям из многочисленных неканонических источников. На софийской мозаике в руках Богородицы веретено с пурпурной пряжей, о котором евангелист Лука ничего не говорит. Однако, согласно апокрифическому «Протоевангелию Иакова» (XI, 1), когда к Пречистой Деве явился архангел с вестью о непорочном зачатии Спасителя мира, Она пряла пряжу для завесы Иерусалимского храма. «Благовещение с пряжей» стало одним из главных изводов в иконографии этого сюжета. Именно этот вариант «Благовещения» помещают на Царских вратах, которые ведут в святая святых – алтарь[...] Икона Благовещение Пресвятой Богородицы Киевская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников На иконе изображены Дева Мария и Архангел Гавриил, посвящена икона двунадесятому празднику Благовещения Пресвятой Богородицы. Слово «благовещение» означает: добрая, благая весть. Повествование о событии, изображённом на иконе, изложено в 1-й главе Евангелия от Луки (стихи 26-38): «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не з[...] Изображения иконы Благовещение Пресвятой Богородицы Киевская Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон.

http://pravicon.com/icon-27

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010