103 Овчарско-Кабларское ущелье – сербская Святая гора – находится в центральной части Сербии, недалеко от Белграда. Здесь расположены несколько монастырей и храмов, которые имеют большое духовное и историческое значение для самой Сербии и ее жителей. 106 Патриарх Максим V (при рождении Максимос Вапордзис; 26.10.1897 – 1.01.1972) – иерарх Константинопольской Православной Церкви; с 1946 по 1948 годы – патриарх Константинопольский; с 1948 по 1972 годы – митрополит Эфесский. 111 Амер. Comm. Chest (community chest) – употр. Владыкой Николаем; фонд добровольных пожертвований для благотворительных целей (в т.ч. для бытового обеспечения военнослужащих и их семей). 112 Драгиша Цветкович (серб. Драгиша (15.01.1893–18.02.1969) – юрист, государственный деятель Королевства Югославия. Родился 15 января 1893 года в городе Ниш. Трижды избирался мэром Ниша. В 1928 году занимал пост министра вероисповеданий Королевства Югославия. С 1929 года по 1934 год находился в оппозиции к диктаторскому режиму короля Александра I Карагеоргиевича. В 1935 году избран в Народную скупщину, занял должность министра социальной политики и здравоохранения в правительстве Милана Стоядиновича. 114 Димитрие Лётич (иногда Льотич, серб. 12.08.1891 – 22.04.1945) – сербский политик, руководитель Югославского народного движения ЗБОР. 115 Имеются в виду Карагеоргиевичи (серб. – сербская княжеская (XIX в.), королевская (с 1903 г.) династия; правила в Сербии до 1918, затем в Королевстве сербов, хорватов и словенцев (Королевство СХС; 1918–1929 гг.) и Югославии (1929–1945 гг.; фактически до 1941 г.). 116 Морачанин – житель исторической области Морача в Черногории; здесь упоминается как соплеменник Патриарха Гавриила V (Дожича), который был родом из Донья-Морача одноименного района Черногории. 118 Нимёллер, Мартин Фридрих Густав Эмиль – немецкий протестантский богослов, пастор протестантской Евангелической церкви, один из самых известных в Германии противников нацизма, президент Всемирного совета церквей, лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Иосиф ( Цвийович ; 18781957) – митрополит Сербской Православной Церкви. В 1912 г. закончил КДА. В 1917 г. присутствовал в составе делегации Сербской Православной Церкви на выборах в Москве Святейшего Патриарха Тихона. После интернирования Патриарха Гавриила (Дожича) исполнял его обязанности. Ириней ( Иван Чирич ; 18841955) – епископ Сербской Православной Церкви. Окончил МДА. Доктор философии: После освобождения Югославии от немецкой оккупации был подвергнут двухгодичному домашнему аресту, якобы за «бездействие» в защите сербов. Иустин ( Благое Попович ; 18941979) – святой. Архимандрит, богослов. Родился в семье потомственных священников в г. Вранье. В 1914 г. закончил с отличием Духовную Семинарию св. Саввы. Участник первой мировой войны. В 1916 г. принял монашеский постриг с именем Иустин в честь св. мученика Иустина Философа . В том же 238 году был командирован в Петроград для учебы в Духовной Академии. Революция в России вынудила его уехать для продолжения обучения в Оксфордский университет (Англия). В 1919 г. после завершения учебы вернулся в Сербию. В том же году уехал в Афины, где до 1921 г. работал над докторской диссертацией «Проблема личности и знания по святому Макарию Египетскому », которую защитил в 1926 г. С 1921 г. стал преподавать в Духовной Семинарии св. Саввы в г. Сремские Карловцы. Читал курс лекций по Новому Завету, догматике и патрологии. В 1922 г. рукоположен в иеромонаха. В 1923 г. выходит его труд «Философия и религия Ф.М. Достоевского». В 1930 г. Св. Синод Сербской Православной Церкви назначил его помощником епископа Битольского Иосифа, вместе с которым организовывал православные приходы в Прешовской Руси (Чехословакия), где начиналось возвращение униатов в лоно Православия. В 1932 г. после возвращения в Югославию работал в Битольской Духовной Семинарии. Опубликовал первый том «Догматики», («Православная философия истины»). С 1934 г. преподавал догматику и сравнительное богословие на богословском факультете Белградского университета. В 1935 г. напечатал второй том «Догматики». В 1938 г. стал одним из основателей Сербского философского общества. После войны был изгнан из университета под предлогом его связи со сторонниками руководителя четнического движения Дражи Михайловича. Вплоть до своей кончины был духовником в женском монастыре Челье. Его богословские труды получили международное признание. Прославлен Сербской Православной Церковью в лике святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть Мертвые сильнее живых Начинаем публикацию книги, посвященной теме Гражданской войны в Югославии 1941-1945 годов 09.03.2012 1300 Время на чтение 18 минут Предисловие Наряду с тем почтением, которое оказывается святителю Николаю во всём православном мире, нарастает голос людей, относящихся к почитанию св.владыки резко отрицательно, даже враждебно. Отчасти это обусловлено причинами духовного порядка, что вполне понятно. Но есть и другие причины. Дело в том, что многочисленные тексты «кратких житий» святителя, которые в последние десять лет перекочевали в наши русскоязычные предисловия, изобилуют не только «белыми пятнами», т.е. умалчиванием о целых периодах непростой жизни святителя, но и, прямо скажем, неправдой. Дело в том, что гражданская война в Югославии 1941-1945 годов, до сих пор воспринимаемая в русской читающей аудитории исключительно как «национально-освободительная война народов Югославии против иностранных оккупантов». Малообъективное отражение реалий гражданской войны вкупе с обилием эпических штампов, принимаемых агиографами в качестве житийного канона, делают эпосы о владыке Николае весьма уязвимыми для западноевропейских бушковых. В качестве примера приведу фрагмент текста Милорада Томанича «Сербская церковь в войне и войны в ней». Кстати, бумажный вариант книги издан в Белграде в издательстве «Круг». «Сербам не забывают повторять о том, что «по словам генерала фон Лера, Адольф Гитлер лично распорядился арестовать патриарха Гавриила Дожича, митрополита Петра Зимонича и епископа Николая Велимировича». Особенно упирают на то, что вл.Николай, вместе с патриархом Гавриилом «был в зловещем лагере Дахау». . Пребывая в концлагере Дахау вл.Николай написал книгу под названием «Послание сербскому народу из темницы». Один из выводов, к которому можно невольно прийти от сопоставления двух тезисов гласит: «Всё, что сказано об ужасах нацистских концлагерей - чепуха. Из лагерей смерти выходили живыми даже те, чьей изоляции требовал лично Гитлер. И что ещё важнее, принудительного труда в лагерях или не было вовсе, или он был не настолько изматывающим, что заключённые могли позволить себе заниматься научной и культурной деятельностью, т.е. могли писать книги!?»

http://ruskline.ru/analitika/2012/03/10/...

8 дек. 1939 г. Архиерейский Собор СПЦ избрал овдовевшего прот. Й. Липоваца викарием патриарха Сербского Гавриила V (Дожича) с титулом «епископ Будимлянский». 1 февр. 1940 г. в монастыре Раковица митр. Скопским Иосифом (Цвийовичем) пострижен в монашество, 11 февр. 1940 г. в соборной церкви в Белграде хиротонисан во епископа. Хиротонию совершили патриарх Сербский Гавриил, митр. Скопский Иосиф и еп. Зворникско-Тузланский Нектарий (Круль). Решением Архиерейского Собора СПЦ от 11 дек. 1940 г. избран митрополитом Черногорским и Приморским (см. Черногорская и Приморская митрополия СПЦ ), взошел на кафедру 23 февр. 1941 г. Во время второй мировой войны благодаря усилиям И. семинария (богословия) в Цетине была единственной действующей семинарией СПЦ. По его ходатайству итал. оккупационные власти освободили из концлагерей мн. заключенных, в т. ч. священнослужителей. И. считал коммунистическую идеологию враждебной Церкви и народу и в посланиях и проповедях осуждал деятельность партизан-коммунистов. Партизаны объявили его изменником и пособником оккупантов, поэтому незадолго до их прихода к власти И. в нояб. 1944 г. покинул Цетине и вместе с 70 священниками и 5-6 тыс. чел. (в основном со стариками и с детьми) направился к зап. границам Югославии. Ок. мест. Зидани-Мост (Словения) или уже на территории Австрии они были схвачены солдатами 1-й югославской армии, большинство было расстреляно, а И. и свящ. Лука Вукманович (родной брат одного из югослав. коммунистических лидеров) переправлены в Сербию. И. был заключен в тюрьму г. Аранджеловац и после пыток казнен (согласно одному из поздних свидетельств, в июне 1945 в овраге близ Аранджеловаца). Временный глава иерархии СПЦ митр. Скопский Иосиф (Цвийович) пытался освободить И., но безуспешно. Штаб 1-й Югославской армии 21 июня 1945 г. отправил сообщение Черногорской митрополии: «Посылаем вам панагию и крест, найденные у разбойника бывшего митр. Иоанникия. Смерть фашизму - свобода народу!» В нач. 90-х гг. ХХ в. стали появляться сведения о мученической кончине И., к-рые, однако, сложно проверить. Место его захоронения неизвестно.

http://pravenc.ru/text/577948.html

После принятия священства иеромонах Николай едет учиться в Россию, в Санкт-Петербургскую Духовную академию, где митрополит Петербургский Антоний (Вадковский) выхлопотал для него бесплатное путешествие по всей России. Это паломничество по русским святыням глубоко вдохновило отца Николая и многое открыло ему. С тех пор ни одна страна мира не воспринималась им с такой теплотой и родственной любовью, как Россия. Возвратясь из России, отец Николай начал публиковать свои литературные труды — «Беседы под горой», «Над грехом и смертью», «Религия Негоша». Во время Первой мировой войны отца Николая посылают в Англию и Америку разъяснять общественности этих стран, за что воюет православная Сербия. В 1920 году отец Николай был рукоположен во епископа Охридского. Здесь, в Охриде, им был создан целый цикл литературных произведений: «Молитвы на озере», «Слова о Всечеловеке», «Охридский пролог», «Омилие» и другие. Православное народное движение, распространившееся стараниями Владыки Николая по всей Сербии, можно назвать народным религиозным пробуждением, родившим большое число монахов и монахинь, подвижников, обновившим веру в простом, зачастую неграмотном народе, укрепившим Сербскую Православную Церковь. В 1934 году епископ Николай был переведен в Жичскую епархию. Началась Вторая мировая война, и Сербия — уже в который раз — разделила одну судьбу с Россией как страна славянская и православная. Гитлер лично приказал своему командующему Южным фронтом обезглавить сербский народ: «Уничтожить сербскую интеллигенцию, обезглавить верхушку Сербской Православной Церкви, причем в первом ряду — Патриарха Дожича, митрополита Зимонича и епископа Жичского Николая Велимировича…» Так Владыка Николай вместе с Патриархом Сербским Гавриилом оказались в концлагере Дахау в Германии. Их освободила 8 мая 1945 года 36-я американская дивизия. Когда в Югославии насильственным способом пришел к власти атеистический, антиправославный режим Иосифа Броза (Тито), Владыка остался в эмиграции: он жил сперва в Англии, затем в Америке. Там он продолжил свою миссионерскую и литературную деятельность и создал такие свои замечательные произведения, как «Жатвы Господни», «Страна недоходимая», «Единственный Человеколюбец». Оттуда он направлял в сербские церкви и монастыри щедрую материальную помощь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

После окончательного восстановления патриархии владыка был перемещен на митрополичью Дабро-Боснийскую кафедру в Сараево, продолжая при этом осуществлять административное управление Захолмско-Герцеговинской епархией. Его деятельность по-прежнему была направлена на евангельское благовестие, проповедь мира и добрососедства в многонациональной Боснии. Сохранились свидетельства о том, что многие боснийские мусульмане и католики хорошо знали и уважали владыку. Когда он отправлялся на прогулку через мусульманский квартал Сараево, местные торговцы и ремесленники выходили, чтобы с почтением поприветствовать его. Каждое Рождество митрополит лично посещал и поздравлял местного католического архиепископа. За время его управления митрополией было построено и освящено множество новых храмов. Перед Второй мировой войной в Новом Сараево по проекту архитектора Александра Декоро был воздвигнут великолепный храм Преображения Господня. В планах у митрополита было строительство семинарии в Сараево. В Дабро-Боснийской митрополии плодотворно действовало «Братство святого Саввы», занимавшееся распространением книг и журналов религиозно-нравственного содержания и организацией лекции. Под руководством Церкви осуществлялись благотворительные акции, действовали детский дом и столовая для сирот. Особое внимание владыка уделял преподаванию Закона Божьего, уроки которого сам нередко посещал. Владыка Петр установил в отношениях с духовенством и народом удивительную гармонию, им было рукоположено около 40 священников. За свои труды владыка был награжден орденом Святого Саввы I степени, звездой Карагеоргия и орденом Белого Орла IV степени. Об авторитете митрополита Петра говорит и то, что, когда после смерти патриарха Варнавы (Росича) в 1938 году проходили выборы нового предстоятеля Сербской Церкви, его имя было в числе наиболее вероятных кандидатов на патриарший престол. Когда вопрос об избрании нового патриарха еще не был окончательно решен митрополит Петр, по воспоминаниям патриарха Гавриила (Дожича), сам лично пришел к нему и на коленях просил принять на себя этот нелегкий крест.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

После заболевания тифом и демобилизации, в 1915 году принял монашеский постриг. В 1916 году недолго учился в Санкт-Петербургской духовной академии, затем, из-за революционных волнений в России, оказался в Великобритании, обучался в Оксфорде. Вернувшись на родину, преподобный Иустин преподавал в семинарии в городе Сремски-Карловци. В 1920 году был рукоположен во диакона. В 1921 году проходил стажировку на богословском факультете Афинского университета; в 1922 году был рукоположен во иерея. Вместе с тем он продолжал преподавать богословские дисциплины в семинарии в Сремски-Карловци, где в 1929–1930 годах являлся ректором, в течение нескольких лет был редактором известного журнала «Христианская жизнь», тесно общался с иерархами Русской Православной Церкви Заграницей, в том числе – с митрополитом Антонием (Храповицким) и с архиепископом (впоследствии митрополитом) Анастасием (Грибановским) . В 1927 году преподобный Иустин защитил диссертацию «Гносеология святого Исаака Сирина ». Затем преподавал в Варшавском университете, в семинарии города Битола, в Белградском университете. После Второй мировой войны преподобный Иустин испытал жестокие преследования со стороны пришедших к власти коммунистов, был арестован, заключен в Белграде в тюрьму, где ожидал смертного приговора. Однако благодаря заступничеству патриарха Сербского Гавриила V (Дожича), преподобный Иустин (Попович) был освобожден, но вместе с тем лишен властями права проживать в крупных городах. В 1948 году он прибыл в женский монастырь Челие, где и жил до своей кончины, находясь под домашним арестом – без права выезда из обители. В Челие преподобный Иустин стал духовником местных монахинь, окормлял приезжавших к нему многочисленных духовных чад, много и часто служил, проповедовал, писал богословские сочинения. Преподобный Иустин (Попович) почил 7 апреля 1979 года. Публикуемая «Проповедь на Рождество Пресвятой Богородицы» была произнесена архимандритом Иустином (Поповичем) в монастыре Челие в 1964 году. Русский перевод печатается по благословению архиепископа Берлинского и Германского Марка и с любезного разрешения редакции «Вестника Германской епархии», на страницах которого он и был впервые опубликован.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/ro...

Против Д. активно выступала и Греко-католическая Церковь. В кон. окт. 1924 г. Д. уехал в Сербию и вскоре вынужден был отказаться от продолжения своей миссии в ЧСР. Д. помогал рус. эмигрантам в Сербии. Благодаря его заботам насельницы Леснинского мон-ря , перебравшиеся из России в Румынию, прибыли в Белград и были определены в мон-рь Хопово . В 1934-1935 гг. он пытался содействовать примирению «карловачан» и митр. Евлогия (Георгиевского), разрешал служить в своих церквах «карловачанам» и «евлогианцам» ( Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. М., 1994. С. 339-340, 579). В 1932 г. Д. был избран митрополитом Загребской епархии , вступил на кафедру 9 апр. 1933 г. Во время болезни и после смерти Сербского Патриарха Варнавы (Росича) до избрания Патриархом Гавриила V (Дожича) Д. управлял СПЦ как старший член Свящ. Синода. В 1935 г. Д. еще раз посетил ЧСР, 28 сент. он как представитель Сербского Патриарха возглавил в Праге торжественное освящение кафедрального собора святых Кирилла и Мефодия. После нападения Германии на Югославию 10 апр. 1941 г., в день провозглашения Независимого хорватского гос-ва, Д. был арестован хорват. усташами и заключен в тюрьму в Загребе, где подвергался мучениям и издевательствам. Позже его поместили в больницу католич. сестер милосердия, но там издевательства продолжились. В бессознательном состоянии он был доставлен в Белград, на лечение в санаторий, а затем в белградский Введенский мон-рь. Не приходя в сознание, Д. скончался и похоронен на кладбище мон-ря. 22 мая 1998 г. решением Архиерейского Собора СПЦ Д. причислен к лику святых (Hobonpocujabшu у Београд, 1998. Год. 32. Бр. 751. С. 1-3). Д. владел рус., нем., чеш. и франц. языками, часто представлял СПЦ на межцерковных и межконфессиональных встречах и конференциях. В янв. 1922 г. принял участие в международной конференции по вопросу о помощи голодающим в Советской России. Награжден орденами св. Саввы 1-й степени с лентой, Карагеоргиевской звезды 4-й степени, Белого орла, Русского и Югославского Красного Креста, золотой медалью Обилича «За храбрость» и др.

http://pravenc.ru/text/180315.html

Как не вспомнить здесь вдохновенные слова сербского святителя прошлого, митрополита Петра Негоша, сказанные им в поэтической форме о борьбе православных христиан против турок и «потурчен», то есть славян-муслиман: «Мир, вставай за Крест, за честь юнатства, Все, кто носит светлое оружье, Все, кто слышит собственное сердце! Мы поганцев имени Христова Окрестим водою или кровью! В Божьем стаде истребим заразу! Да взнесется песня роковая, Алтарь правый на камень кровавый!» 8 В 1944 г. епископа Велимировича и Патриарха Гавриила Дожича бросили в концлагерь Дахау. Патриарх Гавриил и владыка Николай – единственные европейские церковные иерархи, содержавшиеся в этом лагере смерти. В своей книге «Земля недостижимая», посвященной узникам нацистских концлагерей, Владыка выводит образ Самого Господа Иисуса Христа в художественном образе бойца православного сербского вооруженного Сопротивления, мученически переносящего допросы и пытки в гитлеровском лагере уничтожения. Там же Святитель делает интересные и важные выводы о глубинном сходстве воинствующего ислама и гитлеровского нацизма. «Гестаповец: Ты сравниваешь немцев с турками и думаешь, что этим ты нас унизишь. Между тем, я не считаю это унижением, потому что турки тоже господствующая раса, как и мы, немцы. Различие только в том, что сейчас турки, как господствующая раса, отступают, а немцы, как господствующая раса, наступают. Спас: Именно поэтому некоторые наблюдатели указывали, что ваша национал-социалистическая партия, отбросив Христианство , подхватила знамя Магомета, выпущенное из слабеющих турецких рук. Может быть, ваша партия провозгласит в Германии ислам государственной религией?». 9 8 мая 1945 г. узников освободила наступающая американская армия. В лагере Владыка пишет книгу «Сквозь тюремную решетку», в которой призывает христиан к покаянию, размышляет о том, за что Бог попустил людям столь страшные бедствия. Вместе со своим народом в годы войны Владыка Николай пережил страшные мучения, но Бог сохранил его в этих скорбях.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

После окончательного восстановления патриархии владыка был перемещен на Дабро-Боснийскую кафедру в Сараево, продолжая при этом осуществлять административное управление Захолмско-Герцеговинской епархией. Его деятельность, как и прежде, была направлена на евангельское благовестие, проповедь мира и добрососедства в многонациональной Боснии. Сохранились свидетельства о том, что многие боснийские мусульмане и католики хорошо знали и уважали владыку. Когда он отправлялся на прогулку через мусульманский квартал в Сараево, местные торговцы и ремесленники выходили, чтобы с почтением поприветствовать его. Каждое Рождество митрополит лично посещал и поздравлял местного католического архиепископа. За время его управления митрополией было построено и освящено множество новых храмов. Перед Второй мировой войной в Новом Сараево по проекту архитектора Александра Декоро был воздвигнут великолепный храм Преображения Господня. В планах у митрополита было строительство в Сараево семинарии. В Дабро-Боснийской митрополии плодотворно действовало «Братство святого Саввы», занимавшееся распространением книг и журналов религиозно-нравственного содержания и организацией лекции. Под руководством Церкви осуществлялись благотворительные акции, действовали детский дом и столовая для сирот. Особое внимание владыка уделял преподаванию Закона Божьего, уроки которого сам нередко посещал. Владыка Петр установил в отношениях с духовенством и народом удивительную гармонию, им было рукоположено около 40 священников. За свои труды владыка был награжден орденом Святого Саввы I степени, звездой Карагеоргия и орденом Белого Орла IV степени. Митрополит Дабро-Боснийский Петр (Зимоньич) Об авторитете митрополита Петра говорит и то, что, когда после смерти патриарха Варнавы (Росича) в 1938 году проходили выборы нового предстоятеля Сербской Церкви, его имя было в числе наиболее вероятных кандидатов на патриарший престол. Когда вопрос об избрании нового патриарха еще не был окончательно решен митрополит Петр, по воспоминаниям патриарха Гавриила (Дожича), сам лично пришел к нему и на коленях просил принять на себя этот нелегкий крест.

http://pravoslavie.ru/134058.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010