Ризница наша была более чем скудная: два-три разрозненных священнических комплекта, архиерейского облачения не было вовсе, т. к. только у митр. Антония, не вывезшего из России ничего, было старенькое облачение, когда-то им в 1913 г. подаренное митр. Сербскому Димитрию в России, а теперь тем же Димитрием, уже патриархом Сербским, ему вновь отданное. Хор был неплохой, т.к. о. Петр сам был прекрасный регент, да и голосов было много. Молящиеся всегда переполняли храм, стояли толпой на дворе, забирались в церковь спозаранку. Добавить надо, что в довершение наших затруднений в ту самую Великую Субботу какие-то жулики взломали ночью дощатый наш сарай-храм и украли чудные сосуды и кое-какую утварь, собственность о. Петра. Вот в этой скудной своими литургическими возможностями обстановке и появился на Страстной неделе владыка Гавриил со всем ореолом своей литургической классичности, своего уставщичества, своей регентско – музыкальной требовательности. О. Петр не особенно-то обрадовался такому гостю; неспокойно стало и нам, прислужникам, чтецам, псаломщикам и пономарям. Но никто не думал, что преосвященный пожелает служить без диакона, без ризницы, без соответствующего декоративного ансамбля, будучи так избалован в русских своих монастырях, семинариях, не говоря уже о храме Синодального Ризничего под Иваном Великим. На следующий день я должен был дебютировать в качестве иподиакона, в частности, облачать архиерея. Я неоднократно видел, как ловкие иподиаконы посреди церкви расторопно действовали с очень сложным набором архиерейских одежд, застегивали, зашнуровывали, что-то перекидывали через голову, в результате чего маленький худенький, постный архиерей в ряске и клобуке превращался в иконописную фигуру, облаченную «во весь священный сан», во все византийское великолепие. Особенная премудрость заключалась в правильном складывании саккоса, а главное, большого омофора. Это, как известно, довольно длинная парчовая полоса, которая, если ее развернуть во всю длину, оказывается только до половины сшитой парчой на лицо; в другой своей половине парчовая сторона сшита с подкладкой парчи той второй половины.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/v...

«Спаси тебя Бог , дитя мое...» И довольно звучно поцелует. Любил он громогласно лобызаться. А я, по правде, этого не жаловал обычая. Стою где-нибудь в сторонке. «Владыко, благословите шестопсалмие почитать». «Ступай, ступай с Богом. Бог тебя благословит, фрателле. (Так, кажется, по-румынски или молдовански.) Читают кафизмы, и чтец где-нибудь соврет в ударении. Владыка заметит и жалостно закивает головой. Значит, недоволен. Запели канон. Идет служба св. пророку Илии. Канон читает наш второй регент, студент моего курса, бывший один год в Киевской Академии, голосистый, музыкант, уставщик и спортсмен, к тому же без лести преданный почитатель владыки Гавриила до благоговения, милый Леня Маслич. (Он погиб в каком-то альпинистском предприятии уже во время войны в Австрии.) Его почему-то еп. Гавриил называл «Лампад Ливериевич». Действительно, по какому-то метафизическому смыслу именования он был именно не Леонид Иванович, а Лампад Ливериевич. «Это кто читает? Лампад Ливериевич?.. Аты знаешь, дитя мое, какое самое замечательное песнопение в сегодняшней службе? Знаешь, или нет?» Недоумеваю, но владыка вдруг делается серьезным: «Во время службы не надо разговаривать». Помолчали некоторое время, я стараюсь напрячь внимание, сообразить, что в особенности замечательно для литургического облика огненного пророка Ильи. Владыко не выдерживает зарока не разговаривать и, поманив пальцем, заставляет нагнуться к нему и вполголоса начинает объяснять: «Запомни: в девятой песне канона замечательный есть тропарь. – И тут же наизусть цитирует: – «Почто Илия жесток человек еси, Израиля прегрешения терпети не можети, взыди ты ко мне, да аз доле сниду...» Я много думал под влиянием этого замечания владыки, поразился глубиной этого христологического тропаря и даже когда-то потом написал статью об этом под заглавием «Второй Предтеча пришествия Христова» в одном сербском епархиальном журнале, не помню теперь в каком. Действительно, замечательная мысль в связи со всем обликом грозного, огненного и нетерпимого пророка. На смену ему, не только грех , но и грешника уничтожающему, идет «глас хлада тонка», страдающий за грешники и им сострадающий Христос Спаситель.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/v...

Эстетическая его требовательность не могла не быть оскорбляема всей далеко не эстетической обстановкой большого беженского госпиталя. Больничная койка вместо благообразия какого-нибудь монастыря или архиерейского дома, в котором он бы, вероятно, заканчивал свою жизнь в нормальных условиях. Сиделки и санитары вместо монашествующей братии. Скука больничного обихода и унизительные подробности при угасании тленного тела вместо пышной и богатой духовным содержанием разнообразности праздничного и богослужебного круга церкви. Привыкший даже в беженских условиях жизни к общению с теми друзьями, которых он приобрел себе своим служением, проповедями и беседами, владыка теперь уже в Панчеве оказался ограниченным узким и, вероятно, уже ему приевшимся кругом больничных же насельников, таких, какой сам инвалидов и расслабленных. Мало кто мог его навещать из Белграда, т. к. жизнь требовала своего и утомляла всех нас. Угрызаюсь, что я так и не побывал у него, отчасти веря в возможность улучшения его здоровья и возвращения в Белград, а отчасти, конечно, по нерадению и лени. По какой-то непонятной игре случая или загадочности пересечения наших жизненных орбит еп. Гавриил оказался в больнице в одно и то же время, что и бывший член Государственной Думы и бывший Московский Городской Голова С.В. Челноков. Общего между ними, конечно, в жизни не было ничего. Челноков, вероятно, был дальше от церкви, чем от чего-либо другого. По политическим своим вкусам они также совершенно не подходили один к другому. А вот жизни свои изживали почти вместе в одном и том же госпитале. И кажется, что они были довольны друг другом. По культурному уровню своему, конечно, Челноков мог подходить к еп. Гавриилу больше, чем к какому-нибудь офицеру или простому казаку. Я видел еп. Гавриила еще несколько раз после моего возвращения с Востока. Он все больше и больше худел, кривился, и голова его совершенно потом склонилась набок, что особенно придавало ему немощный и жалкий вид. Какая-то детская беспомощность в этом чувствовалась.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/v...

17 апр. 1918 г. председатель Синода Румынской Церкви митр. Пимен (Джорджеску) отправил телеграмму архиеп. Анастасию, в которой предлагал ему присоединиться к Румынской Церкви, указывая на соответствующее стремление большинства духовенства и мирян Молдавии. В ответ архиеп. Анастасий написал, что К. е. не может решать свою судьбу без согласования со священноначалием РПЦ. В кон. апр. 1918 г. митр. Пимен отправил телеграмму патриарху Тихону , в к-рой сообщил, что «вследствие состоявшегося политического присоединения Бессарабии к Румынии православное население, живущее в означенном крае, канонически подчиняется юрисдикции православной Церкви Румынского государства». 5 июня 1918 г. патриарх Тихон отправил письмо митр. Пимену, в котором предлагал созвать «местный Собор или епархиальное собрание» и впосл. рассмотреть этот вопрос «путем надлежащих канонических сношений между Русской и Румынской Церквами», при этом предостерегал Румынскую Церковь от попыток неканонического присоединения епархии и от к.-л. насильственных мер. Румын. церковные власти предложили архиеп. Анастасию (Грибановскому) и его викарным епископам Аккерманскому Гавриилу (Чепуру) и Измаильскому Дионисию (Сосновскому) перейти в Румынскую Церковь, архиеп. Анастасию также стать членом Синода Румынской Церкви. Архиеп. Анастасий отказался и с того времени больше не служил в К. е.: по одним данным - покинул Молдавию именно в апр. 1918 г., по другим - уехал из Молдавии значительно раньше, для участия во 2-й сессии Поместного Собора 20 янв.- 7 апр. 1918 г., и не был допущен румын. войсками обратно в Кишинёв. В июне 1918 г. Молдавию покинули епископы Гавриил (Чепур) и Дионисий (Сосновский), ректор Кишинёвской ДС архим. Филипп (Гумилевский), ряд священников. 14 июня 1918 г. Синод в Бухаресте назначил Хушского еп. Никодима (Мунтяну) (выпускника КДА) местоблюстителем Кишинёвской кафедры (с 1939 Румынский патриарх). В окт. 1918 г. патриарх Тихон в послании к Синоду Румынской Церкви так комментировал июньские события, связанные с выдворением епископов Гавриила и Дионисия: «Последние, уступая насилию, вынуждены были сами сложить с себя свои полномочия и покинуть Бессарабию… Сама обстановка, при которой епископы покинули Бессарабию, носит характер насильственного изгнания их из епархии, так как они были крайне стеснены сроком для ликвидации служебных и личных дел и не получили даже разрешения проститься со своей паствою». Патриарх Тихон призывал епископов Румынской Церкви «сойти с того опасного пути, на который они стали по отношению к Бессарабской Церкви и который может привести к тяжким и печальным осложнениям в отношениях между Российской и Румынской Православными Церквами».

http://pravenc.ru/text/1841177.html

292 См.: Сергий (Страгородский) , архиеп. Православное учение о спасении. СПб., 1909. Протоиерей Петр Иванович Лепорский (род. в 1871 г.) – профессор Санкт–Петербургской духовной академии по кафедре догматического богословия. Главные труды: «История Фессалоникского экзархата до присоединения его к Константинопольскому Патриархату» (магистерская диссертация), «Учение святого Иоанна Златоуста о совести», «Христианство и современное мировоззрение» и др. 295 Архиепископ Гавриил (в миру – Григорий Маркеллович Чепур, 1874–1933) родился в городе Херсоне в семье военного. Учился в Киевской духовной академии. В 1896 году принял монашество. Служил преподавателем в Новгородской и Ардонской духовных семинариях, затем был инспектором Могилевской духовной семинарии, с 1902 года – ректором Полтавской духовной семинарии, с 1908 – ректором Вифанской духовной семинарии. В 1910 году хиротонисан во епископа Измаильского, викария Кишиневской епархии, с 1918 – епископ Челябинский и Троицкий, позднее – архиепископ. В 1920 году вынужден был покинуть Россию. 296 Айвазов Иван Георгиевич (1872–1964) – православный богослов, публицист. Родился в семье шкипера в городе Мариуполь. Окончил Казанскую духовную академию. С 1899 года служил епархиальным миссионером в Тамбовской, Екатеринославской и Харьковской епархиях. Преподавал в Санкт–Петербургской и Московской духовных академиях. 297 Речь идет о магистерской диссертации доцента Ленинградской духовной академии протоиерея Петра Гнедича (1904–1962). См.: Гнедич Петр, прот. Догмат искупления в русской богословской науке (1893–1944). М., 2007. 298 Свт. Филарет, в схиме – Феодосий (Амфитеатров, † 1857), митрополит Киевский; память – 21 декабря/3 января. Родился в 1779 г. в Орловской губернии в семье сельского священника. Окончил Орловское духовное училище и Севскую духовную семинарию. В 1798 году рукоположен во иеродиакона, в 1799 – во иеромонаха. В 1802 году, в двадцатитрехлетнем возрасте, он уже был ректором Севской семинарии и настоятелем Свенского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

А. А. Дмитриевского ) юношу светского образования и воспитания; глубокая ей за сие благодарность. Но в эти счастливейшие четыре года жизни взоры мои обращались благоговейно более к «явленной» среди гор Киевских, «горе Господней, и к дому Божию вверху горы. У ее подножия – во гробех лежат, яко спят «бесчисленные сонмы святых, искавших света во тьме пещерной. На вершине ея вечно горит светильник Божией благодати и раздаются немолчные гласы радования. Здесь я научился и жажде подвига, и «радости о Дусе Святе», движущейся в глубинах поэзии церковной. Со слезами многими слушал я здесь все и, не обинуяся ныне скажу, не опустил по благодати Божией ничего полезного. Особенно помню, как после многогранного троичного канона на воскресной полунощнице, среди тишины ночи пели иноки: «Лучезарная Твоя молнии воссияй ми, Боже мой, Триипостасный Содетелю, и дом мя покажи Твоея неприступныя славы сеятель и светоносен и неизменен». Запечатлелись и предпразнества Рождества Христова и Богоявления с их дивными канонами, составленные по образцу канонов Страстных; а особенно Великий канон с трогательным пением всех тропарей его от нощи до стражи утренния... И великое, скорбное: «Господи, прежде даже не погибну, спаси мя». Церковная служба была тогда в святой лавре Печерской на недосягаемой высоте, в значительной степени благодаря неустанным трудам великого ее отца наместника архим. Сергия (скончавшегося архиеп. Ярославским); она поставила меня на путь иночества, и от руки незабвенного почившего владыки Сергия я принял иноческий постриг в пещерах Киевских, после окончания академического курса. Впереди была самостоятельная жизнь... далекая – далекая стезя... Господь управил стопы мои на северный Кавказ, в одинокий осетинский аул; там, по-видимому, заброшенная в глуши, стояла миссионерская семинария, куда я был послан учить вдохновенному созиданию Церкви Божией через слово проповедническое и святую службу церковную. Ехал я с самыми безотрадными мыслями, но Господь был со мною, и я, прибывши туда, обрел там святителя мудрого, благовестием которого питал свой дух и умножал дарованный мне Богом малый проповеднический талант; узрел и нескольких иноков, которые в этой глуши нашли счастье своей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/v...

А звуки все лились и лились, как светлые лучи необъятной милости, возвещая зарю новой жизни... О, тогда в первый раз понял я, что в храме Божием поют и читают; понял раз навсегда, какие великие сокровища сокрыты в этих великих зданиях, благоукрашенных куполами и крестами, которые, казалось тогда, уходили в самое небо. И с тех пор каждый звук церковного колокола вызывал во мне драгоценное воспоминание, сладостно становилось на душе. Иногда в тиши ночной прислушивался я к этим звукам, и мнилось, что в них движется какая-то тайная сила, зовущая куда-то далеко-далеко, к Богу ласки, утешения и любви. Читал я потом о подобном настроении дитяти у одного христолюбца (Достоевского) и, как в зеркале, видел и свое духовное возрождение в светлых страницах его вдохновенных писаний, и плакал, и радовался тому, что посетила меня Божия благодать. Дни проходили за днями, наступало время школьного учения. С усердием, больше ради преимущества чести, чем по чистым побуждениям, относился я к преподаваемым мне наукам в средней светской школе, но сердце мое устремлялось в храм Божий и чутко прислушивалось к тому, что там поют и читают... О как была эта жизнь далека от той жизни, которая меня окружала: «Яко отстоит небо от земли, отстоят путие Мои от путей ваших, глаголет Господь», страшно прозвучало однажды в ушах моих... И любил я во время торжественной архиерейской службы, ставши где-нибудь в уголке храма и припадши на землю, радостно уноситься далеко-далеко от земли, где ангелы святые, горящие любовью паче звезд небесных, трисвятыми песнями восхваляют Создателя Бога и стерегут великую службу спасения бедных, грешных людей... Но более любил я прийти в тот храм, где получил первое откровение Божией благодати, прийти и стать около клироса и слушать, как читает-поет старый дьячок, который, кажется, при этом весь уходил от мира печали и воздыханий, и, предстоя Богу, вещал глаголы вечной жизни, дрожащим, может быть от старости, а скорее от благоговейного волнения голосом. От его старческих уст я научился трогательным напевам и усвоил многообразное церковное осмогласие. Он уже почил от трудов и приложился к отцам своим, но ныне, в день моего великого праздника, да будет помянут он – первый мой церковный учитель. С каким благоговением я украдкой посматривал на те толстые кожаные книги, которые были разложены у него на аналое; я верил, что там сокрыта мудрость, которую мне не даст никакая наука. И я решил – во что бы то ни стало овладеть этим сокровищем: приобрести себе в собственность эти кожаные книги... и те ничтожные лепты, которые давали мне любящие родители на невинные детские удовольствия, я стал усерднее собирать, лелея мысль о целой богослужебной библиотеке, о высоком наслаждении читать и петь дома то, что слышал я в Божием храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/v...

А. Ловягин, протоиерей Димитрий Мегорский, профессор СПбДА Н. Н. Глубоковский и справщик Санкт-Петербургской Синодальной типографии Н. Ф. Чуриловский. В дальнейшем к работе Комиссии привлекались и другие лица. В декабре 1907 г. по предложению преосвященного в состав Комиссии вошел А.А. Дмитриевский ; он принимал активное участие в работе Комиссии вплоть до 1913 г. На первом этапе Комиссия занималась исправлением Постной Триоди, исправленный вариант которой был напечатан в декабре 1912 г. Главной целью было, с одной стороны, исправить неточности и ошибки никоновской редакции Триоди, с другой стороны, сделать текст более понятным как при чтении, так и при восприятии на слух. О работе Комиссии по исправлению богослужебных книг 1907–1917 гг. более подробно см.: Кравецкий А. Г., Плетнева А. А. История церковнославянского языка в России (конец XIX–XX в.) М., 2001. С. 74–124. В. Д. Прилуцкий же говорит об указаниях, выделенных в Постной Триоди красным цветом, в которых нет упоминания ни о выносе Плащаницы на вечерне Великого Пятка, ни о выносе Плащаницы на утрене Великой Субботы. Таким образом, богослужебная реальность противоречила тексту Триоди. 46 Речь идет о Никольском единоверческом мужском монастыре, открытом в 1866 г. на месте старообрядческой мужской обители Федосеевского толка у Преображенского кладбища. 47 Гавриил (Чепур Григорий Маркеллович; 1874–1933), архимандрит – выпускник КДА (1896); писал кандидатскую диссертацию под руководством А. А. Дмитриевского на тему «Типикон Великой Константинопольской церкви. Исторический очерк»; после принятия монашества и священного сана был преподавателем в Новгородской ДС, Александровской (Ардонской) ДС, инспектором Могилевской ДС, ректором Полтавской ДС. С 1906 г. синодальный ризничий и настоятель храма Двенадцати апостолов в Московском Кремле; с 1908 г. ректор Вифанской ДС. С 1910 г. епископ Измаильский, викарий Кишиневской епархии; с 1918 г. епископ Челябинский; с 1920 г. в эмиграции, с 1930 г. архиепископ. 48 Олесницкий Аким Алексеевич (1842–1907) – выпускник (1867) и профессор еврейского языка и библейской археологии КДА; доктор богословия (1877), с 1899 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

Архив: Послужный список о. Л. Чекана (19341982). АЕУА. Лит.: Евлогий, митр. Путь моей жизни Ковалевский П.Е. Прот. А. Чекан. К 25-летию священнослужения. РМ. 19.11.1959. 1449 Кончина о. А. Чекана. SOP . 1982. Чекановский Владимир (дата рождения не установлена – 1995, Ванкувер, Канада), протоиерей. В конце 2-й мировой войны эмигрировал в Австрию и принят в клир РЗЦ в сане священника (1945), настоятель церкви при лагере для перемещенных лиц (19451949), уехал в Канаду (1949), настоятель церкви в г. Оттаве (13.10.19561959), настоятель церкви в г. Ванкувере (19591990), вышел за штат по болезни (1990). Чекмаров Василий (дата рождения не установлена – 1968, Висбаден, Германия), протодиакон. Состоял в клире Германской епархии РЗЦ в сане диакона (19421968), диакон Св.-Елизаветинской церкви в Висбадене, больше сведений о нем не имеется. Архив: АГЗ. Чепур Григорий Маркелович см. Гавриил, епископ. Череповский Эмилиан (дата рождения не установлена – сконч. после 1932), священник. Эмигрировал в Болгарию (1920), учился в Пастырско-богословском училище при монастыре Св. Кирика в Стапимаке (19271929), преподаватель церковного нения, регент и эконом Пастырско-богословского училища (1929), член Св.-Владимирского братства, больше сведений о нем не имеется. Лит.: Ермаков Б., свящ. Историческая записка. Черкасов Петр (дата рождения не установлена – скончался после 1945), диакон. Состоял в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского), еще числился в списке духовенства Экзархата в 1945 г., больше сведений о нем не имеется. Архив: Послужный список о. П. Черкасова. АЕУА. Чернавин Иоанн (4.4.1879, Волынск, губ. сер. 1940-х гг., Филадельфия, Пенсильвания, США), протоиерей. Из семьи духовенства. Окончил Волынскую Духовную семинарию и Киевскую Духовную академию ( 1901 ), священник (6.8.1901 ), эмигрировал в Чехословакию, служил на приходе в Закарпатской Руси (19221926), состоял в юрисдикции Сербской Православной Церкви, переехал во Францию и принят в клир митр. Евлогия (Георгиевского) (1926), настоятель церкви при обители Нечаянной Радости в Ливри-Гарган под Парижем (1926), через несколько месяцев получил отпускную грамоту и уехал в США (1926), где был принят в юрисдикцию Северо-Американской Русской Митрополии, настоятель церкви в г. Филадельфии (1930-е гг.), член епархиального совета при митр. Платоне Северо-Американском. Автор книг и брошюр о русской литературе и духовности, о положении Церкви в Советской России.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В том же году «ушел на покой, отпраздновав свое семидесятипятилетие» (Архимандрит Тихон (Секретарев). Врата небесные: История Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, Печоры, 2007. С. 97). В 1943–1944 годах являлся временно управляющим Таллинской епархией, подчиняясь Экзарху Московского Патриархата в Прибалтике, митрополиту Сергию (Воскресенскому). Последние годы жизни находился «за штатом». По данным «Псковского синодика», скончался в 1947 году и погребен на Родине, в церкви села Пенуя (Пеникюль), близ Киллинги-Нымме (Эстония). 10 Эту молитву о спасении России составил известный архипастырь Русской Православной Церкви Зарубежом епископ Челябинский Гавриил (Чепур) – для постоянного чтения ее за каждой Литургией. 11 Игумен Павел (в миру Петр Михайлович Горшков) – родился 20 августа (по старому стилю) 1867 года; 26 октября 1834 года поступил послушником в Александро-Свирский монастырь Олонецкой губернии; в 1888 году перешел в Троице-Сергиевскую Приморскую пустынь под Петербургом, где трудился келарем и библиотекарем. 23 августа (по старому стилю) 1897 года принял постриг с возведением в сан иеродиакона (монашеское имя дано в честь святителя Павла Нового, Патриарха Константинопольского); в 1904 году рукоположен во иеромонаха и, с благословения отца настоятеля, архимандрита Михаила, в свободное время от церковной службы начал работать на ниве борьбы с пьянством. В 1905 году открыл бесплатную Первую Российскую Сергиевскую школу трезвости, а затем при ней также библиотеку, мастерские и детскую столовую, заботливо возглавляя все это до 1918 года, когда школа была разгромлена большевиками. В 1919 году служил на приходах в деревнях Эстонии, в Нарве, на станции Сонда, а затем и в Печорах, прибыв в Псково-Печерский монастырь в 1920 году. В 1921 году, продолжая борьбу с алкоголизмом, организовал в Юрьеве (Тарту) просветител ьское благотворительное общество «Разумный досуг» с отделениями в Ревеле (Таллине) и Печорах (по приглашению Эстонской лиги трезвости трудился в официальной должности «инструктора трезвости»).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/my...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010