Никанор Клементьевский 1831–1834. Николай Соколов 1834–1851. Григорий Миткевич 1851–1881. Архп. с 1869. Владимир Никольский 1881–1888. Анастасий Добрадин 1888–1890. Виталий Иосифов 1890–1892. Анатолий Станкевич 1892–1894. Александр Светлаков 1894–1895. Макарий Троицкий 1895–1901. Вениамин Муратовский 1901–1910. Александр Головин 1910. Кишиневская, учр. в 1813 г. Кафедра в Кишиневе Епископы и Архиепископы Кишиневские и Хотинские: Гавриил Бонулеско (Бодони) 1813–1821. Митр. Димитрий Сулима (румын) 1821–1844. Архп. Иринарх Попов 1844–1858. Архп. с 1845. Антоний Шокотов 1858–1871. Архп. с 1861. Павел Лебедев 1871–1882. Архп. c 1879. Сергий Ляпидевский 1882–1891. Архп. Исаакий Положенский 1891–1892. Неофит Неводчиков 1892–1898. Архп. Иаков Пятницкий 1898–1904. Владимир Сеньковский 1904–1908. Серафим Чичагов 1908. Аккерманское викариатство 26 Епископы (в Кишиневе): Петр Троицкий 1869–1873. Августин Гуляницкий 1882–1887. Аркадий Филонов 1887–1907. Никодим Кротков 1907–1911. Гавриил Чепур 1911. Измаильское викариат., учр. в 1909 г. Епископы (в г. Измаиле): Гавриил Чепур 1910–1911. Зиновий Дроздов 1911. Киевская 27 Кафедра в Киеве Митрополиты Киевские и всея России: Св. Михаил I (грек) 988–991. Леонтий (Лев) I (грек) 991–1007. Иоанн I (грек) 1008–1035. Феопемпт (грек) 1035–1049. Кирилл I 1050. Иларион (первый из русских) 1051–1054. Ефрем I 1055. Георгий I (грек) 1067–1077. Иоанн II (грек) 1077–1089. Иоанн III (грек) 1089–1091. Св. Ефрем II (грек) 1092–1097. Николай (грек) 1097–1102. Никифор I (грек) 1103–1121. Никита (грек) 1122–1126. Михаил II (грек) 1129–1145. Климент Смолятич (рус.) 1147–1154; † 1170. Св. Константин I (грек) 1155–1158. Феодор (грек) 1161–1163. Иоанн IV (грек) 1164–1166. Константин II (грек) 1167–1177. Никифор II (грек) 1182–1198. Гавриил. Дионисий; упом. 1205. Матфей (грек); упом. 1209; † 1220. Кирилл II (грек) 1224–1233. Иосиф I (грек); прибыл 1237. Кирилл III (грек); избр. 1243; † 1281. Максим (грек) 1283–1305. Св. Петр 1308–1326. Св. Феогност (грек) 1328–1353.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Капков К. Г. Памятная книга российского военного и морского духовенства XIX – начала XX веков. М., 2008. Карпенко С. Добровольческая армия и казачий «Юго-Восточный союз»: разные пути возрождения России//Oбoзpebameль-Observer. 2012. 10. Киприан (Керн) , архим. Воспоминания о митр. Антонии (Храповицком) и еп Гаврииле (Чепуре). М., 2002. Кияшко Н. В. Кубанское духовенство после Февральской революции 1917 г.: трансформация института епархиальной власти в свете региональной истории//«Гром победы, раздавайся!»: материалы XI Международных Дворянских чтений. Краснодар, 2015. С. 202–212. Книга памяти жертв политических репрессий в Нижегородской области. Т. 1–4. Нижний Новгород, 1997–2003. Ковырзин К. В. Поместный Собор 1917–1918 годов и поиски принципов церковно-государственных отношений после Февральской революции//Отечественная история. 2008 г. 4. С. 88–97. Козлов В. Ф. Вскрытие мощей//Православная энциклопедия. М., 2005. Т. 9. С. 719–721. Кондратьев Д., диак. Владикавказская и Моздокская епархия//Православная энциклопедия. М., 2004. Т. 8. С. 622–626. Корсакова Н. А. Кубанский войсковой музей//Кубанский сборник. 2007. Т. 2 (23). Ч. 2. Косик В. И. Гавриил (Чепур)//Православная энциклопедия. Т. 10. М., 2005. С. 230–231. Косик В. И. Русская Церковь в Югославии (20–40-е гг. XX века). М., 2000. Костников В. Россиев Павел Амплиевич//Сочинский краевед: [сайт]. – URL: обращения: 08.05.2017). Кострюков А. А. Архиепископ Челябинский Гавриил (Чепур) и его наследие. (К 140-летию со дня рождения)//Православие.RU: [сайт]. – URL: http://www.pravoslavie.ru/76249.html (дата обращения: 08.05.2017). Кострюков А. А. Временное высшее церковное управление на Юго-Востоке России как начало зарубежной церковной власти//Вестник ПСТГУ. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. 2008. 28. С. 50–59. Кострюков А. А. Русская Зарубежная Церковь в первой половине 1920-х годов. Организация церковного управления в эмиграции и его отношения с Московской Патриархией при жизни Патриарха Тихона. М.: ПСТГУ 2007.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Восторгов Иоанн Иоаннович, протоиерей см. Иоанн (Восторгов), священномученик, протоиерей. Гавриил (Воеводин Григорий Дмитриевич; 1869–1937), архиепископ. В 1910 г. хиротонисан во епископа Острожского, викария Волынской епархии. С 1915 г. епископ Челябинский; викарий Оренбургской епархии, с 1916 г. епископ Барнаульский, викарий Томской епархии; с 1918 г. епископ Челябинский и Троицкий; с 1919 г. епископ Акмолинский. В 1922 г. уклонился в обновленческий раскол, обновленческий «епископ Томский». С 1923 г. обновленческий «епископ Алтайский», принес покаяние. С 1923 г. архиепископ. С 1924 г. архиепископ Ямбургский. В 1927 г. арестован. Через 8 месяцев освобожден. С 1928 г. архиепископ Полоцкий и Витебский, вскоре был выслан. С 1932 г. в Мариинском лагере. Расстрелян. Гавриил (Красновский Всеволод Витальевич; 1885–1941), епископ. В 1923 г. хиротонисан во епископа Клинского, викария Московской епархии. В 1924–1925 гг. подвергался арестам. В 1925–1926 гг. член Совета Преосвященных московских викариев, временно управляющий Московской епархией. Арестован в 1926 г., выслан под г. Феодосию. В 1927 г. был возвращен в Москву, где был арестован; до 1935 г. в ссылке. В 1935–1941 гг. проживал в Крыму. Служил тайно. Арестован в 1941 г. Расстрелян. Гавриил (Лихоманов Григорий Александрович; 1886–1964), иеромонах, келейник митрополита Петра. Родился в деревне Шебонты Вологодской губернии, в крестьянской семье. В 1910 г. поступил в Спасо-Суморин монастырь Вологодской епархии, близ города Тотьмы, в 1912 г. перешел в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. С 1914 по 1919 г. находился в действующей армии и в плену, после чего возвратился в Лавру. В 1923 г. пострижен в рясофор в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. С 1925 по 1948 гг. находился в лагерях и ссылках. В 1948 г. вернулся в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, пострижен в мантию с именем Гавриил. С 1952 г. иеромонах. Скончался в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Гавриил (Чепур (Чепура) Григорий Маркелович; 1874–1934), епископ. В 1910 г. хиротонисан во епископа Измаильского, викария Кишиневской епархии. В 1918 г. выслан румынскими властями из Бессарабии. С 1918 г. епископ Челябинский и Троицкий. Эмигрировал в Сербию. С 1922 г. член Архиерейского Синода РПЦЗ.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Но и не только прозвища. Преосвященный Гавриил был непревзойденным имитатором. Такой способности подражания и передразнивания я мало у кого из хороших артистов наблюдал. Если, бывало, закрыть глаза, то, слушая его имитацию того или иного священника, архиерея или просто знакомого, можно было до упаду смеяться верности переданной интонации, точности внутреннего облика в выражении лица или в звуке голоса и совершенной фотографической достоверности. Сам еп. Гавриил рассказывал, как он кому-то в Москве много раз представлял еп. Мисаила Могилевского. И вот однажды это лицо вошло в боковой алтарный вход той церкви, где служил приехавший еп. Мисаил, которого он никогда в жизни не видел и не знал даже, что еп. Мисаил в этой церкви будет в тот день служить. Войдя, он немедленно по звуку голоса узнал Мисаила, которого, повторяю, он и в глаза не видел. Владыка Гавриил совершенно неподражаемо имитировал архиеп. Анастасия. Надо сказать, что более стильного и фотогеничного человека, чем архиеп. Анастасий, трудно себе и представить. Его облик, его голос, с замирающими концами фраз, его интонации в служении нельзя забыть никому, кто это видел и слышал. И как же мастерски еп. Гавриил воспроизводил какую-то воображаемую фразу Анастасия, якобы им произносимую, или такое вот чтение им Евангелия: «В Иерусалимех есть место, идеже кланятися подобает...» Этого на бумаге не передашь. Кто не видел Анастасия, тот никогда и не поймет. Но кто хоть бы раз присутствовал при служении «Мудрейшего», тот не забудет. Так же артистически владыка имитировал митр. Серафима (Чичагова) , имитировал некоторых сербских архиереев и священников, не щадил, конечно, и нашу братию. И Лампада Ливериевича и других чтецов и певцов «Великия Церкве» он художественно передразнивал. Митр. Антония передразнить он никак не брался, ибо уверял, что тот не поддается. Действительно, думается, митрополита нельзя было представить, т. к. он был в этом отношении не «фотогеничен», как теперь выражаются. Зато еп. Вениамина (Федченкова) , великого смутьяна и путаника эмигрантской церковной жизни, он представлял совершенно изумительно. Звал он его «Петухий», – и в этом есть тоже какая-то верная передача метафизической природы Вениамина. Умел метко представить и митр. Евлогия, которого, конечно, недолюбливал за все его «успехи» в эмигрантской буре церковной. Многое теперь забыто в его фактической конкретности, но общее впечатление неистребимо в глубине сердечной памяти.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/v...

Гавриил и еще несколько епископов из б. Высшего Церковного Управления на юге России. В море их застал праздник Сретения. Священников ехало довольно много, да еще несколько владык; были облачения, некоторые архиереи успели, слава Богу, вывезти ценные вещи из своих ризниц и тем спасти их от поругания и расхищения безбожников коммунистов; были, конечно, и сосуды и св. антиминсы, так что можно было служить даже и литургию на пароходной палубе или в трюме. Больше того, курский еп. Феофан вез с собою чудотворную икону Курской Божия Матери Знамения, нашу Заступницу и Утешительницу в годы изгнания и скитания. Решили служить всенощную под Сретение. Но оказалось, что нет богослужебных книг, или во всяком случае они были где-то не на этом пароходе, а на каком-то другом транспорте. Как быть? Может быть, кое-кто и помнит отдельные песнопения, наиболее известные из последования этого праздника, в сущности не такого уже памятного по своему литургическому материалу, как, скажем, пасхальная служба, рождественская или крещенская, но, конечно, не все. Решили, что придется службу отменить или просто ограничиться пением тропаря и кондака, а наутро уже совершить литургию, которую, конечно, все знали наизусть. Но вот всех их спас преосв. Гавриил, который предложил провести всю службу безо всяких книг и нот. И действительно, он один пропел всю службу праздника, да еще с разными напевами и подобнами. Такова была феноменальная память еп. Гавриила в богослужебных песнопениях и музыке. Нас, молодых студентов теологов, это, конечно, поражало, и мы благоговели перед ней; точно так же нам очень импонировало знание церковного устава во всех его мельчайших тонкостях и каверзных вопросах клиросного обихода. Казалось, что для еп. Гавриила нет и не может быть неясных и недоуменных вопросов в этой области. Но тут же должен заметить, что если меня в начальные годы моего богословского образования поражал и интересовал устав как таковой, и я старался перенять от таких мастеров как митр. Антоний, еп. Гавриил и о.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/v...

Последние несколько лет своей жизни архиепископ тяжело болел, но не унывал , старался участвовать во всех заседаниях Архиерейского Синода. В 1930 году тяжело больной иерарх был возведен в сан архиепископа . Архимандрит Киприан (Керн), встретивший архипастыря в декабре 1930 года, был поражен переменой в его внешнем облике: «Если бы мне сказали, что владыка Гавриил когда-нибудь похудеет, я бы счел это неудачной шуткой. Но вот в алтаре белградской нашей церкви я перед собой увидел кого-то, увидел и не поверил. Вместо непомерного по толщине привычного мне епископа Гавриила я вдруг встретил какого-то худого и совершенно больного на вид архиерея. Ряса висела на нем. Сам он был сгорбленный, какой-то скрюченный, с головою набок, с трясущимися руками. Голос, когда-то звонкий и высокий, стал теперь дребезжащим и слабым» . Последние месяцы перед смертью архипастырь провел в госпитале в г. Панчево, служил в больничной церкви и постоянно проповедовал. По словам врачей, архиепископ мог бы прожить дольше, но в феврале 1933 года он заболел гриппом, и ослабевший организм не смог сопротивляться болезни. В праздник Торжества Православия 1933 года архиепископ Гавриил присутствовал на Литургии и причастился Святых Таин. Однако архипастырь был уже очень слаб и не смог присутствовать на богослужении до конца. 10 марта 1933 года иерарх вызвал к себе телеграммой архимандрита Феодосия (Мельника) из Белграда. Когда тот прибыл, архиепископ Гавриил уже почти ничего не говорил. «Спасибо», – это было последнее слово, сказанное архиепископом. Последние несколько дней при владыке постоянно находился игумен Антоний из г. Панчево. 14 марта 1933 года в 4 часа утра земной путь архиепископа Гавриила завершился . Ему было 58 лет. Митрополит Антоний (Храповицкий) неожиданно проснулся от сильного запаха ладана… Сохранилась интересная подробность обстоятельств его смерти. Митрополит Антоний (Храповицкий), не любивший мистики и видений, 14 марта неожиданно проснулся от сильного запаха ладана, причем никакой кадильницы поблизости не было.

http://pravoslavie.ru/76249.html

Благодаря владыкам Антонию и Гавриилу богослужение не сделалось для меня чем-то внешним, мертвым и безгласным. Они меня научили вникать в богослужение, понимать его и искать в нем материала и путей для богословствования. Это течение, как ни странно, должно было в русской церкви явиться не от схоластов и семинаристов. Макарий Булгаков и Филарет, а за ними и другие догматисты русской церкви не ведали этой сокровищницы. Жили веками около литургических богатств и не вникали в них; с какой-то своеобразной расточительностью, или, лучше, небрежением, не пользовались этими сокровищами. Характерно, что когда в Московской Академии в 1905 г. о. И. Орфанитский защищал свою магистерскую работу об «Историческом изложении догмата искупления Спасителя», кто-то из оппонентов ему заметил о желательности использований наряду с другими источниками и наших страстных служб, нашего Октоиха и вообще литургического богатства; диспутант не нашел ничего лучше ответить, как недоуменным вопросом, да можно ли вообще привлекать литургический материал к научному использованию и им доказывать и подтверждать свои научные предположения и положения. Это после 19 лет со дня окончания Академии, после многих лет священства и служения, после многих лет работы над этой темой. Старое кадровое, схоластическо-семинарское духовенство не знало этого метода и недоверчиво к нему относилось. Однажды такой тонкий и умный архиерей, как архиеп. Анастасий (Грибановский) , высказывал мне свое неодобрительное отношение и недоверие к «литургическому» богословию. Оно его пугало своей новизной и нешкольностью. Характерно то, что нужны были из светского мира пришедшие богословы, чтобы начать разработку литургического богословия и звать к нему: митр. Антоний (Храповицкий) , еп. Гавриил, о. Павел Флоренский , о. Сергий Булгаков . Да и основательно-то оно у нас еще и не начинало разрабатываться. Думаю, что и пионер в этом деле, Скабалланович, был в значительной мере подвигнут на это своим академическим коллегой, еп. Гавриилом. Словом, «симпосионы» еп. Гавриила были богословскими пирами. Владыка любил толковать Св. Писание и толковал его всегда очень ярко и не сухо. Тот же литургический материал привлекался им всегда к делу истолкования. И что бы еп. Гавриил ни говорил и ни объяснял, он это делал вдохновенно и с увлечением. Сам увлекался и нас увлекал; и увлек.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/v...

Нельзя не согласиться, что кашель человека, постоянно и методически повторяющийся, может через какой-то промежуток времени извести утомленного или нервного человека. Еп. Гавриил совершенно не выносил кашля во время своих проповедей. Помню, что он говорил поучение на день Рождества св. Иоанна Крестителя. Он очень ярко живописует ветхозаветный храм, святилище, кадильный алтарь, священнодействующего Захарию, явление ангела. А перед ним где-то в не особенно полной церкви стоит какой- то юноша и равномерно, словно по метроному, кашляет да кашляет. Причем таким чахоточным мелким кашлем: кхе-кхе, кхе-кхе. Владыка начинает нервничать. Проповедь течет своим миниатюрно-ювелирным течением, а малый посреди церкви все кашляет, почти перед самым проповедником. Маленькие, словно звериные, глазки епископа раздражительно щурятся и бегают. Но происходит в нем борьба нервного и больного человека с художником, вдохновившимся своим образом. «И се входит Захария в святилище. Перед ним осеняющие алтарь Херувимы, и наполняется святилище реющими окрест бесплотными силами». (Юноша все только покашливает.) И о, чудо! Вдруг среди златошвенных ангелов по стенам алтаря видит Захария и живого Ангела, стоящего одесную страны алтаря кадильного. В священном изумлении и трепете недоумеет Первосвященник. И се обращается к нему Посланец вышних сил: «Да перестань ты кашлять...» Нечего и говорить, каков был эффект такого обращения «Посланца вышних сил». Юноша, кажется, исчез, молящиеся не могли не рассеяться, сам епископ был раздражен до крайности и на этого бедного юношу, и, конечно, на самого себя. Впрочем, он, как и митр. Антоний, никогда не терялся в служениях, проповедании, лекциях. Это свидетельствовало о какой-то исключительной простоте духа и несамолюбии. Еп. Гавриил был не только знатоком устава и литургистом первой величины; он был и большим артистом богослужения. Это был великий мастер и творческий исполнитель церковной службы. И замечательного, что в служении он совершенно терял свою исключительную, почти карикатурную толщину.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/v...

Уход митр. Владимира был и причиной ухода архим. Гавриила с поста ризничего. Он сам поведал о своем разговоре с митр. Владимиром. Митр, убеждал его ждать освобождения более интересной кафедры, чем викариатство в Бессарабии, но о. Гавриил предвидел, что с новым митрополитом придут новые люди, которым он может и не подойти. А он был человек очень личный, и, да простит мне его память, очень пристрастный. В Бессарабии он провел все время до революции как викарий Измаильский, а потом Аккерманский при сменившихся архиереях Платоне (Рождественском), Серафиме (Чичагове) и Анастасии (Грибановском) . Здесь он очень много сделал для упорядочения богослужения по церквам и монастырям, много разъезжал, много проповедовал, иногда по четыре проповеди в день сказывал, занимался текущей епархиальной работой при частых отъездах архиереев правящих или их перемещениях. Тут у него сложились хорошие отношения с старообрядцами, которых в Новороссии немало. Да и по своему молдаванскому происхождению он был в Бессарабии у себя дома. Но, конечно, в Кишиневе он был только «вторым» после правящего архиерея, тогда как пост синодального ризничего в Москве – единственный во всей русской иерархии. Деятельность ризничего более интересная в отношениях культурном, литургическом, научном. Викарий отдаленной епархии должен был неизбежно уйти в прозу повседневной епархиальной жизни. Революция застала его на этом посту. Высшее Церковное Управление на юге России назначило его потом на кафедру Челябинскую, куда он так никогда и не попал, пользуясь только этим титулом. Из России он попал прямо в Сербию, где жил и скончался в 1937 году. Знаток церковного богослужения и поэт, еп. Гавриил воплощал это в своих проповедях, которые были исключительны по красоте, по поэтичности, по блеску. Он никогда ничего не напечатал, хотя много своих проповедей он в России записал. А может быть, записали другие. Едва ли не единственное, что сохранилось в печати из слов еп. Гавриила, это его Слово при наречении во епископа Измаильского.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/v...

1 сент. на расширенном заседании ВЦУЗ, в к-ром приняли участие митрополиты Антоний и Евлогий, архиеп. Феофан (Быстров), епископы Гавриил (Чепур), Михаил (Космодемянский), Вениамин (Федченков), Сергий (Петров), Феофан (Гаврилов) , Ермоген (Максимов), Дамиан (Говоров) и Серафим (Соболев), секретарь ВЦУЗ Махароблидзе и член Церковного Совета Батюшин сделали доклады об указе Патриарха, высказав сомнения в его подлинности и приведя доводы против его выполнения. Большинство членов ВЦУЗ проголосовало за выполнение указа лишь после освобождения Патриарха Тихона из-под ареста и получения его разъяснений. Митр. Евлогий выступил за немедленное исполнение указа и организацию временной высшей церковной власти, а еп. Вениамин - за роспуск ВЦУЗ и передачу высшей церковной власти митр. Евлогию. С прибытием в Сремски-Карловци архиеп. Анастасия (Грибановского) 2 сент. открылся Архиерейский Собор РПЦЗ, к-рый постановил упразднить ВЦУЗ, образовать временный Архиерейский Синод РПЦЗ и передать ему все права и полномочия ВЦУЗ. Для окончательной организации высшей церковной власти РПЦЗ было решено созвать Всезаграничный церковный Собор, подготовка к-рого поручалась временному Синоду. В тот же день членами Синода были выбраны: митр. Антоний (председатель), митр. Евлогий, архиеп. Феофан, епископы Гавриил и Михаил. 5 сент. еп. Вениамин подал рапорт о необходимости передачи председательства в Синоде митр. Евлогию, что следовало, как он считал, из указа Патриарха св. Тихона; его мнение не было учтено. 7 сент. временный Архиерейский Синод РПЦЗ уведомил о роспуске ВЦУЗ все зарубежные рус. ЕУ, миссии и приходы. После безрезультатных попыток организовать новый Всезаграничный Собор и проведения письменного опроса зарубежных архиереев 31 мая 1923 г. на Архиерейском Соборе РПЦЗ принято определение о сохранении временного Архиерейского Синода в качестве постоянного исполнительного органа высшей церковной власти за границей. Арх.: ГАРФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 1-5. Ист.: Деяния Рус. Всезагран. Церк. Собора, состоявшегося 8-20 нояб. 1921 г. (21 нояб.- 3 дек.) в Сремских Карловцах в кор. Сербов, Хорватов и Словенцев. Сремски Карловци, 1922; К делу о Всезагран. высш. рус. церк. управлении (следствие над архиеп. Анастасием, Александром и др.): Док-ты. К-поль, 1924; Следственное дело Патриарха Тихона. М., 2000.

http://pravenc.ru/text/161107.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010