Исследователи определяют кондакарное пение как «пение по хирономии». Первоначально на Руси церковные напевы передавались и заучивались от греческих певцов, входивших в свиту греческого митрополита и епископов; нотация была разработана и применялась как мнемоническое средство для главного певца или доместика соборной церкви. Предполагается, что К. н. основывалась на хирономических жестах главного певца. Согласно Н. Морану, хирономия была «неотъемлемым компонентом музыки как в античности, так и в Ранней Церкви» и «не импровизационным жестикулированием, а точной системой обозначения определенных интервалов и мелодических фигур» (в изд.: Floros. 2005. P. 141). По мнению Н. Д. Успенского , о распространении хирономии в Киевской Руси косвенно свидетельствуют слова прп. Феодосия Печерского : «...егда начнем псалтырное пение, не леть ны есть друг друга прихватити стихов и мятеж творити не мал, но на старейшаго сторону взирающе, и без того початия нелепо есть починати никомуже» (цит. по изд.: Успенский. 1971. С. 57). Воскресный кондак 5-го гласа в Успенском Кондакаре. 1207 г. Фрагмент (ГИМ. Усп. 9. Л. 148) Воскресный кондак 5-го гласа в Успенском Кондакаре. 1207 г. Фрагмент (ГИМ. Усп. 9. Л. 148) Практику хирономии в Др. Руси в связи с кондакарным пением следует рассматривать как вероятную основу, на к-рой возникли соответствующая система нотации и муз. стиль, а также как показатель общего уровня муз. грамотности киевских музыкантов того времени. По словам И. А. Гарднера , «хирономию, с ее системой условных, определенных движений руки и пальцев, которыми направлялось пение большого числа певцов, нельзя себе представить без специального известного обучения хирономирующего. Чтобы в пении следовать знакам, подаваемым рукой, нужно знать, что означают те или иные движения руки, и знать самую мелодию, чтобы в движениях руки узнать нужную мелодическую линию» ( Гарднер. Богослужебное пение. С. 346-347). Успенский, рассмотрев вопрос о К. н., пришел к следующим выводам, с которыми можно в целом согласиться: некоторые знаки К. н. близки к знакам (ранней) знаменной нотации (а также к т. н. куаленскому типу ранневизант. нотации) и к экфонетическим знакам , использовавшимся для чтения; кондакарные песнопения подчиняются системе осмогласия; хирономические знаки верхнего ряда К. н. ставились не регулярно в связи с ритмическими и со звуковысотными знаками нижнего ряда, а скорее эпизодически, в мелодически развитых разделах; эти знаки служили гл. обр. для обозначения сложной вокализации и мелодических украшений, не передаваемых обычными знаками ( Успенский. 1971. С. 57).

http://pravenc.ru/text/1841896.html

301 Сохранилась только одна половина этой каменной формы размером 72х78 мм. Справа на форме вырезан в контррельефе четырехконечный крест с килевидными окончаниями ветвей. Об этих крестах будет сказано ниже в разделе о ярославских крестах-тельниках первого типа. С левой стороны на пластине вырезан крест-тельник другой формы. Изображение подобного креста см.: Винокурова Э. П. Металлические литые кресты-тельники XVIIb.//Культура средневековой Москвы. XVIIbek. М., 1999. С. 347. Илл. 22. Тип IX. 302 Скорее всего, серебряная пластина с прорезным крестом и гравированной надписью является одновременной иконе. См.: Игошев В. В. Опыт атрибуции серебряной и золотой басмы XV–XVIIbekob//Материалы IVhayчhoй конференции «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства». М., 2000. С. 35. Илл. 3. 303 Курение фимиама – ароматических смол в специальном сосуде кадиле – являлось неотъемлемой частью богослужения и сопровождало все наиболее значительные литургические действия. «Каждением, – писал Симеон Солунский , – святые места и вещи чествуются, а предстоящие освящаются». По словам Феодора Печерского, «святое бо кадило образ Святаго Духа есть». 304 Подобные прорези в виде небольших четырехконечных и равноконечных крестов имеются на многочисленных шарообразных серебряных кадилах работы ярославских мастеров. Например, на кадиле 1662 года (ЯМЗ-7337), являющемся вкладом рукавишника Сергея Андреева с сыном, по обещанию святой Троице, Борису и Глебу; на кадиле 1674 года (ЯМЗ-7332) из ярославской церкви Спаса на городу; на кадиле середины XVIIbeka (ЯМЗ-7346) из ярославской церкви Ильи Пророка; на кадиле середины XVIIbeka из Спасского монастыря г. Ярославля (ГММК-мр3362); на кадиле 1677 года (ГИМ-4392) из Афанасиевского монастыря г. Ярославля; на кадиле 1687 года (ЯМЗ-7349) из церкви Петра и Павла г. Ярославля; на кадиле 1689 года (ГММК-мр4247) из Соловецкого монастыря; на кадиле 1692 года (ЯМЗ-7334) из церкви Федоровской Богоматери г. Ярославля. О подобных прорезных крестах на кровле кадил см.: Игошев В. В. Ярославское художественное серебро XVI – XVIIIbb. М., 1997. С. 44; Игошев В. В. Ярославские серебряные кадила XVIIb. из собрания новгородского музея-заповедника (К вопросу о типологии церковной утвари.) VIITuxoмupobckue чтения. Тезисы докладов. Ярославль, 1999. С. 76.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Белякова - Белякова Е. В. “Афонские традиции в русских скитах XVII в.”,//“Патриарх Никон и его время: Сборник научных трудов”, М., 2004г., Труды ГИМ, вып. 139, стр. 341-347. Бондарев - Бондарев В. “Верен до смерти. Подвиг святителя Павла Коломенского”,//“Церковь”, вып. 4-5, 2002г., стр. 47-49. Булычев - Булычев А. А. “О публикации постановлений церковного собора 1620г. в мирском и иноческом «Требниках» (М. 1639)”,//“Герменевтика древнерусской литературы (сборник 2, XVI-haчaлo XVIII вв.)”, М., 1989г., стр. 35-62. Виноградский - Виноградский Н. “Церковный собор в Москве 1682г.: Опыт историко-критического исследования”, Смоленск, 1899г. Вознесенский – Вознесенский А. В. Сведения и заметки о кириллических печатных книгах. 8. Как у нас правились печатные книги: О кавычном экземпляре Псалтири (М. I. 1978)//ТОДЛ. 2003. LIV. Гиббенет - Гиббенет Н. “Историческое исследование дела патриарха Никона”, 2 т., Спб, 1882-1884гг. Голубинский - Голубинский Е. “История канонизации святых в Русской Церкви”, М., 1903г. Горский, Невоструев - [Горский А. В. прот., Невоструев К. И.] “Описание славянских рукописей Московской Синодальной Библиотеки”, отдел третий, книги богослужебные, ч. 1, М. 1869г. Дело - “Дело о патриархе Никоне”, Спб, 1897г. Дмитриевский I - Дмитриевский А. А. “Рецензия на сочинение проф. И. Мансветова “Церковный устав” //ХЧ, 1888г., 9 - 10. Дмитриевский II - Дмитриевский А. А. “Митра. Историко-археологический очерк”,//“Московские епарихальные ведомости”, 4—5, 2003 г. (1-ое изд. - “Руководство для сельских пастырей”, Киев, 1903, 11; я пользовался электронной копией статьи с сайта http://www.liturgica.ru/). Зернова - Зернова А. С. “Книги кирилловской печати, изданные в Москве в XVI-XVIIbb.” Сводный каталог. М. 1958г. Знаменский - Знаменский П. В. “Приходское духовенство на Руси. Приходское духовенство в России со времени реформы Петра.”, СПб., 2003г. Исправление - [Строев П. М.] “Исправление богослужебных книг при патриархе Филарете”,//ПС, 1862г., август (стр. 361-405), сентябрь (стр. 32-86).

http://bogoslov.ru/article/376316

Арсений (Верещагин), архиеп. Ярославский. Портрет. Худож. Н. С. Лужников. 1786 г. (ГМЗРК) Арсений (Верещагин), архиеп. Ярославский. Портрет. Худож. Н. С. Лужников. 1786 г. (ГМЗРК) 5 апр. 1797 г. вместе с др. архиереями А. присутствовал на коронации имп. Павла I , к-рый впосл. пожаловал ему деньги на покупку в С.-Петербурге подворья и устроение при нем домового храма. В 1797 г. А. по поручению Святейшего Синода посетил Тотьму для освидетельствования обретенных в 1796 г. мощей прп. Феодосия Тотемского . 28 дек. 1798 нояб. 1797?] г. А. был вызван на чреду священнослужения в С.-Петербург, в 1799 г. стал членом Святейшего Синода. А. публиковал свои речи и проповеди в ярославском ж. «Уединенный пошехонец» - первом рус. провинциальном ежемесячном издании. Погребен по собственному завещанию в Макариевском калязинском муж. мон-ре. Награжден орденами св. блгв. кн. Александра Невского (1797) и св. Иоанна Иерусалимского большого креста (1799). На обороте иконы «Святители Леонтий, Исаия и Игнатий, Ростовские чудотворцы», кон. XVII в. (ГИМ) - дарственная надпись, автограф А. 1791 г. Сохранился антиминс 1797 г. (ЦАК МДА), подписанный А. для храма в честь Рождества Богородицы. А. В. Беляева Иконография. В дневниках А. за 1786-1791 гг., 1797-1799 гг. (РНБ) есть упоминание о создании неск. его портретов. Сохранились 2 прижизненных погрудных портрета иерарха 1785 и 1786 гг. (ГМЗРК) работы ростовского худож. Н. С. Лужникова , выполненные маслом на холсте: на первом владыка в келейном одеянии - красном кафтане и зеленом подряснике с широким поясом, на др.- в черном клобуке и архиерейской мантии, с благословляющей десницей, жезлом в левой руке и панагией на груди. На портрете кон. 90-х гг. XVIII в. (ЯИАМЗ) А. изображен с орденским знаком и звездой св. Александра Невского. В словаре Д. А. Ровинского упоминается поколенный гравированный портрет А. в овале, 1783 г., работы Л. Галахова (Стб. 347). Ок. 1795 г. был создан многофигурный портрет, на к-ром А. (облачен в рясу и клобук, с панагией) представлен с братией ростовского архиерейского дома (известен по эстампу, см. Титов А . Ил.).

http://pravenc.ru/text/76222.html

В новейшее время в отечественной богословской науке по-прежнему появляются труды, посвящённые преподобному Феодору Студиту и его обители. Так, в Московской Духовной академии в 1954 году иеромонах Тихон (Агриков) написал курсовое сочинение на тему: «Преподобный Феодор Студит как организатор общежительного монашества». В последующие годы в стенах Академии «у преподобного Сергия» был представлен к защите целый ряд курсовых сочинений, посвящённых преподобному Феодору Студиту . В Ленинградской Духовной академии ряд её выпускников для написания кандидатских сочинений избирал темы, связанные с деятельностью преподобного Феодора 189 . Это такие работы, как «Преподобный Феодор Студит как песнописец» (ЛДА. 1962, автор Я. Гольд. 292 с.); «Преподобный Феодор Студит : его личность и деятельность по его письмам и посланиям к монахам» (ЛДА. 1965, автор иеромонах Иероним (Карпов). 213 с.); «Преподобный Феодор Студит и его религиозно-нравственное учение» (ЛДА. 1980, автор иеромонах Ионафан (Елецких). 132 с.). Особо следует отметить фундаментальное исследование, выполненное иеромонахом Феодосием (Коротковым) на тему: «Первоначальный общежительный Устав русских монастырей (дисциплинарная часть Алексеевского Студийского устава по рукописи Синодального собрания Государственного Исторического Музея (ГИМ. 330 (380). XII в.)». Эта работа, состоящая из 4-х томов машинописи (Т. 1–4. ЛДА. 1986), включает следующие разделы: Т. 1. Исследовательская часть (347 с.); Т. 2. Текстологическая часть (213 с.). Славянский текст и русский перевод дисциплинарной части Устава; Т. 3. Источники и материалы для сравнения. Студийский и ктиторский уставы (161 с.); Т. 4. Приложение: ксерокопия рукописи. Из данного обзора явствует, что русские исследователи и в настоящее время продолжают труды своих многочисленных предшественников, внося посильный вклад в восстановление памяти о славном прошлом Студийского монастыря. Этим они исполняют свой исторический долг перед знаменитой обителью, традиции которой оказали большое влияние на развитие духовной культуры Древней Руси. Список сокращений

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Успенский собор и колокольня ц. Божией Матери «Одигитрия» (1510-е, 1692–1694). Фотография. XIX в. (ГИМ). типа «что под колоколы» строилась на вкладные деньги представителей местной семьи дьяка Семена Андреевича Дичка Климентьева, позже его вдовы инокини Феодосии. Церковь была заложена после 1506 г. у сев.-зап. угла Успенского собора и окончена, по-видимому, в 10-х гг. XVI в. ( Кавельмахер. 1989. С. 11). Это был увенчанный главой 8-гранный 3-ярусный столп: в нижнем ярусе хранилась большая казна, над ней размещалась поминальная «церковь на полатях», в 3-м ярусе располагался звон с тесовым часовым чуланом. Со временем 1-й ярус стал непригоден для хранения казны, в связи с чем в 1671-1672 гг. был надстроен еще один ярус. Над церковью разместилась «полата» с окнами, выше - ярус звона с тесовым часовым чуланом. При перестройке верх церкви был спрямлен, его выкладывали, не считаясь с наклоном нижней части здания. Возведение надстройки было обусловлено необходимостью разместить подаренный еще в 1598 г. Борисом Годуновым благовестный колокол весом 372 пуда (более 6 т), к-рый из-за тяжести не мог быть повешен в старом ярусе звона; для колокола рядом с церковью-колокольней была сооружена временная деревянная шатровая колокольница (упом. в монастырской описи 1669 г.). В 1688 г. была составлена рядная с Трофимом Игнатьевым на новый собор и колокольню, к-рую предполагалось построить при трапезной (РГАДА. Ф. 1192. Оп. 1. Ед. хр. 74), однако позже решили надстраивать старую. В 1692-1694 гг. каменный шатер был разобран, арки звона заложены и столп надстроен еще 6 ярусами. Первые 2 восьмериковых яруса имели тот же диаметр, в последующих восьмериках он постепенно уменьшался. Работы выполнялись «каменщиками монастырскими служебниками» Никитой Тимофеевым сыном Дюженком, Микитой Аристовым и Микешкой Герасимовым «с товарищи» (Там же. Оп. 2. Ед. хр. 224. Л. 347 об.). Последняя надстройка была рискованным, но счастливо завершившимся предприятием: не прошло и 5 лет, как древнее основание «затрещало» и монастырским властям пришлось срочно обвязывать его железом.

http://pravenc.ru/text/673721.html

15 При освящении храма из присутствующих, в частности, называются казанские царевичи Александр и Симеон. Не был ли этот новокрещенный Александр одним из первых христиан, названных по имени недавно прославленного угодника? 16 Архимандрит Никодим указал источник своей публикации: рукопись СПбДА 276, лл. 156 об.– 158 об. Эта повесть известна нам также по рукописи Румянцевского собрания, где о внешнем облике Святителя говорится еще более определенно: «око ему десное затворено бяше, но токмо едино ему око левое зряще беяше» (ГБЛ, ф. 256. 364, л. 323). Историк Е. Е. Голубинский знал об этом, но воздержался от интерпретации данного известия (15, с. 874). Между тем, оно заслуживает внимания и доверия. Несчастье с митрополитом случилось в 1547 году во время великого московского пожара. «А егда ис пожару того бежавшу опалеста ему очи от огня и свезоста его свой ему монастырь к Пречистой на Новое»,– читаем мы в одной рукописи XVII века (ЦГАДА, ф. 181 МГАМИД 365815, Летописный сборник, л. 257). Эта книга находилась в библиотеке Киевского митрополита Петра Могилы , о чем говорит его автограф на первом листе. Описание рукописи см.: 58, с. 77–79. Данная повесть о пожаре опубликована Н. Жарковым: 20, с. 224–226. Более ранний список Повести известен нам по рукописи, хранящейся в Библиотеке АН СССР: Собр. Арх. с. 193, л. 365–366. 18 ЦГАДА, ф. 381, библ. Синодальной типографии, 220, Богослужебный сборник, л. 800 и сл. На последнем листе (1440 об.) рукописи имеется следующая запись писца: «Лета 7073-яго сия книга совершена бысть при благородном и богохранимом и Богом почтеным царе и государе великом князе самодержце Иваанне Васильевиче Московьском и Ноугороцком и Казаньскы и Полотьскым и всея Руси. А писал черньчишко Маркел Осифова манастыря Гарасимов ученичишко Ленькова». 19 ГИМ, собр. Чудова монастыря, 60 (7), Стихирарь крюковой, сер. XVI в., лл. 345–347. Месяцеслов данной рукописи содержит песнопения «новым чюдотворцам», прославленным на Соборах 1547 и 1549 годов (50, с. 43–45). Полагались на ноты песнопения в честь преподобного Александра Свирского и в последующее время (см., например: БАН, Каргопольское собр. 339, лл. 1–4 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svir...

В новейшее время в отечественной богословской науке по-прежнему появляются труды, посвящённые преподобному Феодору Студиту и его обители. Так, в Московской Духовной академии в 1954 году иеромонах Тихон (Агриков) написал курсовое сочинение на тему: “Преподобный Феодор Студит как организатор общежительного монашества”. В последующие годы в стенах Академии “у преподобного Сергия” был представлен к защите целый ряд курсовых сочинений, посвящённых преподобному Феодору Студиту. В Ленинградской Духовной академии ряд её выпускников для написания кандидатских сочинений избирал темы, связанные с деятельностью преподобного Феодора 189 . Это такие работы, как “Преподобный Феодор Студит как песнописец” (ЛДА. 1962, автор Я. Гольд. 292 с.); “Преподобный Феодор Студит: его личность и деятельность по его письмам и посланиям к монахам” (ЛДА. 1965, автор иеромонах Иероним (Карпов). 213 с.); “Пре­подобный Феодор Студит и его религиозно-нравственное учение” (ЛДА. 1980, автор иеромонах Ионафан (Елецких). 132 с.). Особо следует отметить фундаментальное исследование, выполненное иеромонахом Феодосием (Коротковым) на тему: “Первоначальный общежительный Устав русских монастырей (дисциплинарная часть Алексеевского Студийского устава по рукописи Синодального собрания Государственного Исторического Музея (ГИМ. 330 (380). XII в.)”. Эта работа, состоящая из 4-х томов машинописи (Т. 1–4. ЛДА. 1986), включает следующие разделы: Т. 1. Исследовательская часть (347 с.); Т. 2. Текстологическая часть (213 с.). Славянский текст и русский перевод дисциплинарной части Устава; Т. 3. Источники и материалы для сравнения. Студийский и ктиторский уставы (161 с.); Т. 4. Приложение: ксерокопия рукописи. Из данного обзора явствует, что русские исследователи и в настоящее время продолжают труды своих многочисленных предшественников, внося посильный вклад в восстановление памяти о славном прошлом Студийского монастыря. Этим они исполняют свой исторический долг перед знаменитой обителью, традиции которой оказали большое влияние на развитие духовной культуры Древней Руси. Список сокращений

http://pravmir.ru/studiyskiy-monastyir-i...

Память святителя отмечена в «Описании о российских святых», известном в списках XVIII-XIX вв. (Описание о российских святых. С. 34). В некоторых рукописных месяцесловах память И. отмечена не 7 сент., а 4 окт., 25 авг., 1 дек. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 274), в Служебнике 1656 г.- 6 сент. ( Голубинский. Канонизация святых. С. 238). В XIX - нач. XX в. день обретения мощей святителя отмечался в новгородских Софийском и Знаменском соборах в 1-е воскресенье после праздника в честь иконы Божией Матери «Знамение» (10 дек.). В 1824 г. во имя И. была освящена церковь в Грановитой палате Новгородского кремля, «близ келий оного святителя» ( Макарий (Миролюбов). 2003. С. 106). 3 апр. 1919 г. гробницу И. вскрыли; по-видимому, мощи остались в Софийском соборе, в 1929 г. превращенном в антирелиг. музей. 15 авг. 1991 г. собор был возвращен Церкви. Мощи И. почивают на прежнем месте в сев.-зап. части собора. Ковчег с частицами мощей Новгородских святых, в т. ч. И., хранится в Донской иконы Божией Матери московском монастыре . Имя И. входит в Собор Новгородских святых, празднование к-рому было возобновлено в 1981 г. (Собор известен с ок. 1831). Служба Собору была составлена ок. 1831 г., И. прославляется во 2-м тропаре 1-й песни канона (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 447). Соч.: Калайдович К. Ф. Памятники российской словесности XII в. М., 1821. С. 219-224; Павлов А. С. Неизданный памятник рус. церк. права XII в.//ЖМНП. 1890. Окт. Ч. 271. С. 285-300; Памятники древнерусской церк.-учит. лит-ры. СПб., 1897. Вып. 3. С. 240-250, 321-322; ПДРКП. Стб. 57-62, 75-78; Прил. Стб. 347-376; Смирнов С. И. Мат-лы для истории древнерус. покаянной дисциплины//ЧОИДР. 1912. Кн. 3. С. 107-109, 375-380. Ист.: ВМЧ. Сент. 1-13. Стб. 321-322, 327-348; Новгородские летописи (т. н. Новгородская 2-я и Новгородская 3-я летописи). СПб., 1879; НПЛ (То же: ПСРЛ. М., 2000. Т. 3); ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 1; Т. 6. Вып. 1; Т. 30; Т. 43 (по указ.); Державина О. А. Лит. сборник XVII в. «Пролог». М., 1978. С. 196-197; Сказание о битве новгородцев с суздальцами. Повесть о путешествии Иоанна Новгородского на бесе. Повесть о Благовещенской церкви//ПЛДР. XIV - сер. XV в. М., 1981. С. 454-463; То же//БЛДР. Т. 6. С. 444-462; Бобров А. Г. Летописание Вел. Новгорода 2-й пол. XV в.//ТОДРЛ. 2003. Т. 53. С. 113-114 [Летописец еп. Павла]; он же. «Повести древних лет»//Там же. Т. 54. С. 161-162 [«Повесть о построении Благовещенской церкви»]; Лосева О. В. Жития рус. святых в составе древнерус. Прологов XII - 1-й трети XV в. М., 2009. С. 330-334 [«Слово о знамении Пресв. Богородицы» по Прологу 1-й трети XV в. ГИМ. Увар. 325].

http://pravenc.ru/text/468947.html

В отличие от митр. Даниила и Нила (Полева) Д. был собирателем, но не переписчиком книг. Сборник, содержащий сочинения прп. Симеона Нового Богослова, для Д. переписал буд. митр. Даниил, Евангелие - буд. Суздальский еп. Симеон , Псалтирь с заставкой «в красках» и Требник - Иван Пищулин, Лествицу - Ефрем, тетрадь из сборника смешанного состава - дьяк Ф. Вараксин (ГИМ. Епарх. 348(502). Л. 326; КЦДР. С. 25, 29, 35, 73, 82, 184, 364). Ист.: Горский А. В. , прот. Отношения иноков Кирилло-Белозерского и Иосифо-Волоколамского мон-рей в XVI в.: [Изд. ркп. письма XVI в.]//ПрТСО. 1851. Ч. 10. С. 506-507; Жмакин В. Нил (Полев)//ЖМНП. 1881. Т. 216. 8. С. 189-196; Иосиф, иером. Опись рукописей, перенесенных из б-ки Иосифова мон-ря в б-ку МДА. М., 1882. С. 78-79. 121(459); С. 198. 177(557); Послания Иосифа Волоцкого/Подгот. текста: А. А. Зимин, Я. С. Лурье. М.; Л., 1959. С. 366-369; Собрание Иосифо-Волоколамского мон-ря. Ф. 113: Дополнительная опись к печ. описанию иером. Иосифа «Опись рукописей...» (М., 1882)/Рукописи обработаны Л. В. Тигановой, Н. Б. Тихомировым, Ю. А. Неволиным. М., 1972. 121(449). С. 69; 235(661). С. 153-154; Рукописные собрания Гос. б-ки СССР им. В. И. Ленина: Указ. М., 1986. Т. 1. Вып. 2. С. 146; 1996. Вып. 3. С. 406; РИИР. Вып. 2. С. 42, 112; КЦДР: Иосифо-Волоколамский мон-рь как центр книжности. 1991. С. 10-12, 25-26, 29, 31, 34-35, 38, 62, 73, 80, 82-83, 85, 184, 207, 364, 366, 400. Лит.: Дмитриева Р. П. Волоколамские четьи сборники XVI в.//ТОДРЛ. 1974. Т. 28. С. 202-230; она же. Дионисий Звенигородский Лупа//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 191-192; Зимин А. А. Крупная феодальная вотчина и соц.-полит. борьба в России (кон. XV-XVI в.). М., 1977. С. 72, 88, 114-115, 267-268; он же. Россия на рубеже XV-XVI ст.: Очерки соц.-полит. истории. М., 1982. С. 205-207; Клосс Б. М. Никоновский свод и рус. летописи XVI-XVII вв. М., 1980. С. 108-109; он же. Избр. труды. М., 2001. Т. 2: Очерки по истории рус. агиографии XIV-XVI вв. С. 334-335, 347. Примеч. 10; Бычкова М. Е. Состав класса феодалов России в XVI в.: Ист.-генеалогическое исслед. М., 1986. С. 39-44, 74, 75; Анхимюк Ю. В. Новообретенные рукописные книги из б-ки Иосифо-Волоколамского мон-ря XVI в.//История Волоколамского края и перспективы «Золотого наследия Руси»: Сб. докл. науч.-практ. конф., 30 окт. 1998 г. М., 1999. С. 74-76, 78-79.

http://pravenc.ru/text/178380.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010