E 49-50 inf. Pag. 346-347, нач. IX в.) К. и И. представлены на развороте листов; в рукописи из Парижской национальной б-ки (Paris. Coislin. 239. Fol. 50, XI-XII вв.) фронтально в рост с мученическим крестом в руках изображена И., рядом слева - фигура седобородого человека, указывающего на святую, идентифицируется как образ свт. Григория Назианзина (жест святителя можно истолковать как проповеднический), 2 муж. фигуры рядом с ним символизируют слушающий народ. Сщмч. Киприан и мц. Иустина. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 80) Сщмч. Киприан и мц. Иустина. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 80) Образы К. и И. вместе встречаются, как правило, в минейных циклах (в настенной живописи, в миниатюрах, на иконах и позже в гравированных святцах). На миниатюрах: в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 80, 1-я четв. XI в.) и в Минологии с циклами двунадесятых праздников и Жития вмч. Димитрия Солунского Димитрия Палеолога (Bodl. f.1. Fol. 320, 1322-1340 гг.) - в сцене мучения показано усекновение главы К.; И., взирая на казнь, стоит рядом в молитвенной позе; в греч. минологии из ГИМ (Син. греч. 175. Л. 19, посл. четв. XI в.) - И. усекают голову, К. стоит и благословляет ее (в той же рукописи. Л. 4); а также в греч. минологии (Vindob. hist. gr. 6. Fol. 2v, 2-я пол. XI в.), в греко-груз. рукописи (т. н. Афонской книге образцов) (РНБ. O.I.58. Л. 80, кон. XV в.) - в рост. В настенных минологиях в росписи храмов: Св. Троицы мон-ря Козия (Румыния), ок. 1386 г., и кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне, 1546-1547 гг.,- в мучении. На иконах: на Синайском гексаптихе (2-я пол. XI - 1-я пол. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) - оба в мучении, на рус. минеях нач. XVII в. (ЦАК МДА) - оба в рост. На гравированных святцах: Г. П. Тепчегорского (1713, 1722) на листе на октябрь - парное изображение, К. преклонных лет, с недлинной бородой, в фелони, с митрой на голове, правой рукой благословляет, в левой - Евангелие, И.- с непокрытой головой, в опущенной правой руке держит пальмовую ветвь; на листе святцев на март работы И.

http://pravenc.ru/text/1684762.html

Месяцеслов. 1997р. Т. 2. С. 390; Т. 3. С. 513; Delehaye. Origines. P. 344; Παπαδοπολου Σ. Ιουλιαν (1)//ΘΗΕ. 1965. Τ. 6. Σ. 943-944; Sauget J.-M. Giuliana//BiblSS. 1965. T. 6. Col. 1176-1177; Αγγελδη Χ. Τ μαρτριο τς γας Ιουλιανς τς κ Νικομηδεας//Βυζαντιν. 1977. Τ. 9. Σ. 142-149; Cazelles В. The Lady as Saint: A Coll. of French Hagiogr. Romances of the 13th Cent. Phil., 1991; Boulhol P. Hagiographie antique et démonologie: Notes sur quelques Passions grecques (BHG, 962z, 964 et 1165-66)//AnBoll. 1994. Vol. 112. N 3/4. P. 255-302; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 219; Aubert R. Julienne (1)//DHGE. 2003. T. 28. Col. 539-540. Э. П. А. Гимнография Память И. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 142) 21 дек. без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. И. не упоминается, однако в рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. 162, XII в.; см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Т. 2. С. 39) 21 дек. последование И. соединяется со службой предпразднства Рождества Христова и включает: канон, цикл стихир-подобнов, седален. Аналогичное по составу последование И. зафиксировано в Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 347-348) и Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 75-76). В богослужебных книгах Иерусалимского устава к последованию И., известному по студийским источникам, добавляется общий отпустительный тропарь мученице 4-го гласа Η μνς σου Ιησο (      ). Согласно дониконовским печатным Типиконам, служба И. переносится на повечерие в связи с совершением 21 дек. всенощного бдения в честь свт. Петра, митр. Московского; указывается кондак И. 3-го гласа    . Начиная с исправленного Типикона 1682 г., ориентированного на греческие богослужебные книги, по наст. время служба И. помещается 21 дек. «под числом». Последование И., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 4-го гласа Η μνς σου Ιησο (      ); кондак И.

http://pravenc.ru/text/1237851.html

Большую часть 1660 г. М. также провел в Москве: 5 и 12 февр. он присутствовал на государевых столах по случаю рождения царевны Марии и именин царевича Алексея. С 16 февр. по 14 авг. М. участвовал в соборе по делу об оставлении Патриаршего престола Никоном. По указанию Собора М. вместе с архиепископами Маркеллом Вологодским и Иларионом Рязанским, архим. московского Чудова в честь Чуда архангела Михаила в Хонех монастыря Павлом и игум. Александрова мон-ря Симоном готовил выписку из правил св. апостолов и св. отцов с целью рассудить «об отшествии бывшего патриарха Никона» ( Макарий. С. 178). Одновременно в марте-авг. 1660 г. проходили соборные заседания по делу Суздальского архиеп. Стефана . На приговоре Собора от 23 марта 1660 г. стоит подпись М. (ГИМ. Син. грам. 1082 [Приговор Собора о посылке архиеп. Стефана в мон-рь в связи с докладом П. М. Салтыкова. 1660, 23 марта]). В 1664 г. М. удалился на покой в Гремячский мон-рь в Пскове (см. псковский во имя святых бессребреников Космы и Дамиана мужской монастырь ), где принял схиму под именем Михаил. Был погребен в притворе монастырской ц. во имя святых Космы и Дамиана. Арх.: РГАДА. Ф. 141. Приказные дела старых лет. Оп. 2. Д. 24. 9-27 марта 1650 г. Сыскное дело о бывшем бунте в Пскове. Ист.:ААЭ. Т. 4. С. 75, 165; Дворцовые разряды: Доп. к т. 3. СПб., 1854. Стб. 213, 214, 241; Записная книга Московского стола 1662-1663 гг.//РИБ. Т. 10. С. 498;Список с настольной грамоты патр. Московскому Никону//ХЧ. 1882. Ч. 2. С. 318-320; Снетогорский мон-рь: Библиогр. и мат-лы/Сост.: И. Ф. Токмаков. Псков, 1887. С. 41-45; Дело о патр. Никоне: Изд. Археогр. комис. по док-там Моск. Синод. (бывш. Патриаршей) б-ки. СПб., 1897. 27. С. 109-111; Якубов К. И. Россия и Швеция в 1-й пол. XVII в.: Сб. мат-лов. М., 1897. С. 304-305, 309-310, 312, 316, 342, 343, 344, 347, 348, 365, 387 и др.; ПсковЛет. Вып. 2. С. 286; Тихомиров М. Н. Классовая борьба в России XVII в. М., 1969. С. 244, 248, 272-274 14. Грамота патр. Иосифа архиеп. Псковскому и Изборскому М. о посылке в Псков еп. Рафаила и выборных, 26 июля 1650 г.], 281, 290, 292, 299, 301, 304, 306.

http://pravenc.ru/text/2561368.html

Когда в 1907 г. в Петербурге и Иерусалиме торжественно праздновали 25-летний юбилей Палестинского общества, Николай II почтил Председателя, великую княгиню Елизавету Федоровну, рескриптом, в котором был подведен величественный итог русской работы на православном Востоке за четверть века: «Ныне, обладая в Палестине владениями ценностью почти в два миллиона рублей, ИППО имеет 8 подворий, где находят приют до 10 тысяч паломников, больницу, шесть лечебниц для приходящих больных и 101 учебное заведение с 10 400 учащихся; за 25 лет им выпущено в свет 347 изданий по палестиноведению». Первая мировая война и затем революция прервали на взлете русский гуманитарный прорыв на Ближнем Востоке. Лишь в последние годы Императорское Православное Палестинское общество может вновь думать о продолжении русской гуманитарно-просветительной миссии на Востоке. 745 Бибиков М. В. Византийский прототип древнейшей славянской книги (Изборник Святослава 1073 г. ). М., 1996. 748 Пиотровская Е. К. Тема Святых мест в Новгородской Кормчей книги XIII в. из Синодального собрания Государственного Исторического музея//Богословские труды. М., 1999. Сб. 35. С. 132–133. 751 Из древнейшего славника XII в.: Серегина Н. С. Песнопения русским святым. По материалам рукописной певческой книги XI-XIX вв. «Стихирарь месячной». СПб., 1994. С. 346. 755 Новгородская (Климентовская) Кормчая 1285–1291 гг.: ГИМ. Син. 132. Л. 520 г. 5–20 539 а 12–16. 756 См.: Щапов Я. Н. Византийское и югославянское правовое наследие на Руси в XI-XIII вв. М., 1978. С. 272–273, ср.: С. 179–180. 760 Мусин А. Е. Археология древнерусского паломничества в Святую Землю в XII-XV веках//Богословские труды. М., 1999. Сб. 35. С. 95. 765 Шляпкин И. А. Русский крест XII века в г. Гильдесгейме//Вестник археологии и истории. СПб., 1914. Т. 22. С. 36–45. 766 Янин В. Л. Новгородские посадники. М., 1962. С. 65–71; Назаренко А. В. Древняя Русь... С. 635; ПСРЛ. Т. 2. Стб. 295. 767 Айналов Д. В. Некоторые данные русских летописей о Палестине//Сообщения Императорского Православного Палестинского общества (далее – Сообщения ИПП

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

514 См. его возражения Домецкому в: Яхонтов И. Иеродиакон Дамаскин, русский полемист XVII века СПб.,1883. 519 Зайцев Д.А. Указ. соч. С.55–56; См также: Браиловский Н.О. Один из пёстрых... С. I (первой пагинации) и ряд других сочинений, посвященных проблеме. 525 Chrissidis N. A. A Jesuit Aristotle in Seventeenth-Century Russia: Cosmology and the Planetary System in the Slavo-Greeco-Latin Academy//Modernizing Muscovy. Reform and social change in seventeenth-century Russia. L. & NY. 2004. P. 404. 526 Панич Т.В. «Ответ» Евфимия Чудовского на «лжущее писание» Петра Артемьева//Общественное сознание и литература XVI-XX вв. Новосибирск, 2001. C. 230. 529 Чистович И. Новгородский митрополит Иов, жизнь его и переписка с разными лицами//Странник. 1861. С. 61–62. 541 Титлинов Б. Феодосий (Яновский)/Русский биографический словарь СПб., 1913. Яболоновский-Фомин. С. 346–347. 544 Любимов С. Борьба между представителями Великорусского и Малорусского направления//ЖМНП 1875. 9. С. 90. 557 См. Яхонтов И. Указ. соч. С. 3–5; Чистович И. Указ. соч. С. 63– 66; Любимов С. Указ. соч. С. 92. 562 Бусева-Давыдова И.Л. Россия XVII века: культура и искусство в эпоху перемен. Дисс докт. искусствов. М., 2005. С. 259–264; Паскаль П. Протопоп Аввакум и начало раскола. М., 2011. С. 115, 604, 609–610. 563 Бусева-Давыдова И.Л. Указ. соч. С. 268–295; Вайгачёв С.А. Духовная культура переходной эпохи от Средневековья к Новому времени в России и Западной Европе: некоторые типологические параллели//Русская культура в переходный период от Средневековья к Новому времени. М., 1992. С. 60–72. 564 См.: Bushkovich P. Op. Cit. P. 178–179; Вайгачёв С.А. Указ. соч. С. 46–49. Паскаль П. Указ. соч. С. 44–49. 567 Цит. по: Боголюбов К.Л. Внешнее учение и литературная деятельность: о трех юго-западных книжниках XVII−XVIII веков: Дмитрий Савич, Иоанн Величковский и Паисий Величковский . Святой Димитрий, митрополит Ростовский: Исследования и материалы. М., 1994. С. 187. 573 С середины XVIII в. «Алфавит духовный» нередко ошибочно приписывается митр. Димитрию Ростовскому . Между тем существует экземпляр этого труда из библиотеки митр. Димитрия, на титульном листе которого указан автор «преподобный Исайя Копинский»: ОР ГИМ. Син. 146. Л. 5 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

16. Прокимены дневные. Филофея патриарха Цариграда прокимены дневныя чрез всю седмицу. – 1 ) ЦГИА, ф. 834, оп. 1, 922, Устав церковный, 1-я пол. XVI в., лл. 376 об.–377; 2) ЦГИА, ф. 834, оп. 1, 924, Устав церковный, XVI в., л. 455; 3) ЦГИА, ф. 834, оп. 3, 3940, Устав церковный, XVI–XVII вв., л. 474. 17. Канон в глад и томление. Канон молебен, певаем к господу нашему Иисусу Христу, егда по грехом нашим наведется на нас глад и томление от скудства житнаго. Творение Филофиа патриарха Царяграда, превод же Феодора прозвитера («Всех отець и владыка ты и питатель благ...»). –ГИМ, Синод., 501 (468), Канонник, 1457 г., лл. 119–125. 18. Канон за болящих. Правило молебно пресвятей богородици за болящих. Канон – творение Филофея, патриарха Царяграда. Глас четвертый. («Человеческа рода спасай врач рождеши...»). – 1) ГИМ, Синод., 503 (774), Собрание канонов и молитв, XVI в., лл. 593–608; 2) ГИМ, Синод., 501 (468), Канонник, 1457 г.. лл. 181 об.–187. 19. Канон в смертоносную язву. Канон в смертоносную язву покаянен и умилен к господу нашему Иисусу Христу с молитвами. Творение патриарха Филофея («Умиления, Христе, и покаания отверзи дверь...»). – 1) ГБЛ, МДАфунд., 77, Минея общая, посл. четв. XV в., лл. 289–291; 2) ГРМ, др./гр., 15, Канонник Кирилла Белозерского, 1407 г., лл. 249–260; 3) ГИМ, Синод., 501 (468), Канонник, 1457 г., лл. 262–268; 4) ЦГИА, ф. 834, оп. 1, 575, Богослужебный сборник, XV в., лл. 114 об.–119; 5) ГИМ, Волокол., 211, Канонник, XVI в., лл. 3–22 об.; 6) ГИМ, Синод., 377 (310), Требник, нач. XVI в., л. 70; 7) ГБЛ, ОИДР, 347, Канонник, XVI в., л. 225; Потребник мирской, М., 1639, лл. 347 об.–353. 20. Тропари к Богородице (на благовещение?). Того же к пресвятей владычице нашей Богородици («Странное таиньство, еже на тебе Бога зачинаеши по существу неложно...»).– 1) ГБЛ, ТСЛ, 758 (1635), Сборник, нач. XV в., лл. 92 об.–93; 2) ГБЛ, ТСЛ, 704 (1821), Скитский патерик, XV в., лл. 250 об.–251. 21. Тропари к Иисусу Христу. Ины тропари того же патриарха Филофея молебны к господу нашему Иисусу Христу («Да не поставиши мя в час, владыко, суда...»). – 1) ГБЛ, ТСЛ, 704 (1821), Скитский патерик, XV в., лл. 252 об.–253 об.; 2) ГИМ, Синод., 502 (470), Правило молебное, нач. XVI в., лл. 23–25 (под названием: «Стихи в возбуждению умиления и слез»).

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Демкова 1989 – Записка о жизни Ивана Неронова/Подг. текста и коммент. Н.С. Демковой//ПЛДР: XVII век. Книга вторая. М, 1989. С. 337–350, 632–636. Демкова 1998 – Демкова Н.С. Сочинения Аввакума и публицистическая литература раннего старообрядчества: Материалы и исследования. СПб., 1998. Демкова и др. 1975 – Пустозерский сборник; Автографы сочинений Аввакума и Епифания/Изд. подг. Н.С. Демкова, Н.Ф. Дробленкова, Л.И. Сазонова. Л., 1975. Денисов 1908 – Православные монастыри Российской империи/Сост. Л.И. Денисов. М., 1908. Державина 1965 – Державина О.А. «Великое Зерцало» и его судьба на русской почве. М., 1965. Десятников 1997 – Патриарх Никон и протопоп Аввакум/Сост. В.А. Десятников. М., 1997. Дианова 1993 – Филиграни XVII века по старопечатным книгам Украины и Литвы из фонда ГИМ. Каталог/Сост. Т.В. Дианова. М., 1993. Дианова 1997 – Дианова Т.В. Филиграни XVII–XVIII вв. «Голова шута». Каталог//Труды ГИМ. М., 1997. Вып. 94. Дианова 1998 – Дианова Т.В. Филиграни XVII–XVIII вв. «Герб города Амстердама». М., 1998. Дианова, Костюхина 1980 – Дианова Т.В., Костюхина Л.М. Водяные знаки рукописей России XVII в.: По материалам Отдела рукописей ГИМ/Отв. ред. В.И. Буганов. М., 1980. Дианова, Костюхина 1988 – Дианова Т.В., Костюхина Л.М. Филиграни XVII века. По рукописным источникам ГИМ. Каталог. М., 1988. Дионисий Ареопагит 1994 – Дионисий Ареопагит . О божественных именах. О мистическом богословии. СПб., 1994. Дмитриев 1989 – Дмитриев Л.А. Сказание о битве новгородцев с суздальцами//Словарь книжников и книжности 2/2. С. 347–351. Дмитриева 1961 – Дмитриева Р.П. К истории создания «Сказания о князьях владимирских»//ТОДРЛ. М.; Л., 1961. Т. 17. С. 342–347. Дмитриевский 1894 – Дмитриевский А. Чин пещного действа. Историко-археологический этюд//ВВ. 1894, Т. 1. Вып. 3–4. С. 553–600. Дн. записки – Дневальные записки Приказа Тайных дел//ЧОИДР. М., 1908. Кн. 1. Отд. 1. Домострой – Домострой/Сост., вступ. ст., пер. и коммент. В.В. Колесова: Подг. текстов В. В. Рождественской , В.В. Колесова и М.В. Пименовой. М., 1990.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Денисов 1908 – Православные монастыри Российской империи/Сост. Л. И. Денисов. М., 1908. Державина 1965 – Державина О. А. «Великое Зерцало» и его судьба на русской почве. М., 1965. Десятников 1997 – Патриарх Никон и протопоп Аввакум/Сост. В. А. Десятников. М., 1997. Дианова 1993 – Филиграни XVII века по старопечатным книгам Украины и Литвы из фонда ГИМ. Каталог/Сост. Т. В. Дианова. М., 1993. Дианова 1997 – Дианова Т. В. Филиграни XVII – XVIII вв. «Голова шута». Каталог//Труды ГИМ. М., 1997. Вып. 94. Дианова 1998 –Дианова Т. В. Филиграни XVII – XVIII вв. «Герб города Амстердама». М., 1998. Дианова, Костюхина 1980 – Дианова Т. В., Костюхина Л. М. Водяные знаки рукописей России XVII в.: По материа- лам Отдела рукописей ГИМ/отв. ред. В. И. Буганов. М., 1980. Дианова, Костюхина 1988 – Дианова Т. В.. Костюхина Л. М Филиграни XVII века. По рукописным источникам ГИМ. Каталог. М., 1988. Дионисий Ареопагит 1994 – Дионисий Ареопагит . О божественных именах. О мистическом богословии. СПб., 1994. Дмитриев 1989 – Дмитриев Л. А. Сказание о битве новгородцев с суздальцами//Словарь книжников и книжности 212. С. 347 – 351. Дмитриева 1961 –Дмитриева Р. П. К истории создания «Сказания о князьях владимирских»//ТОДРЛ. М.; Л., 1961. Т. 17. С. 342 – 347. дмитриевский 1894 – Дмитриевский А. Чин пещного действа. Историко-археологический этюд//ВВ. 1894. Т. 1. Вып. 3–4. С. 553 – 600. Дн. записки – Дневальные записки Приказа Тайных дел//ЧОИДР. М., 1908. Кн. 1. Отд. 1. Домострой – Домострой/Сост., вступ. ст., пер. и коммент. В. В. Колесова; Подг. текстов В. В. Рождественской , В. В. Колесова и М. В. Пименовой. М., 1990. ДР 1, 3, 4 – Дворцовые разряды, по высочайшему повелению изданные Il-м отделением Собственной его императорского величества канцелярии. СПб., 1850 – 1855. Т. 1 – 4. Дробленкова 1960 – Дробленкова Н. Ф. «Новая повесть о преславном Российском царстве» и современная ей агитационная патриотическая письменность. М.; Л., 1960. Дробленкова, Прохоров 1988 – Дробленкова Н. Ф. (библиография), Прохоров Г. М. Киприан//Словарь книжников 2/1. С. 464 – 475.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О слове в воскресенье трудно сказать что-либо определенное, поскольку сохранившийся фрагмент 1-й редакции (в Уваровском списке) недостаточен для сопоставлений. В слове во вторник списки 2-й и 3-й редакций, возможно, сохранили первоначальное окончание, утраченное в дефектном архетипе дошедших списков древнейшей редакции. Наибольшим изменениям подверглись в младших редакциях поучения в среду, четверг и пятницу. Здесь 2-я их часть представляет совершенно новый текст, в результате чего эти поучения (особенно первое и последнее) приобрели черты торжественного слова (похвалы). 3-я редакция отличается от 2-й стилистическими изменениями, а также тем, что в ней опущено поучение в пятницу. Ничем не обосновано включение Т. Черторицкой седмичных поучений Г. Ф. в справочник, посвященный гомилиям триодного цикла ( ertorickaja T. Vorläufiger Katalog Kirchenslavischer Homilien des beweglichen Jahresczyklus: (Aus Handschriften des 11.-16. Jh. vorwiegend ostslavischer Provinenz). Opladen, 1994. S. 342-343, 347, 353, 356, 359, 362, 368, 372, 756; 12.1.04, 12.2.04, 12.3.14, 12.4.05, 12.4.13, 12.5.05, 12.6.05, 12.6.18), поскольку они, за исключением начальной части слова в воскресенье, имеющего самостоятельную рукописную традицию, никогда не бывают приурочены в рукописях к подвижным календарным праздникам. Кроме седмичного цикла слов в рус. и южнослав. рукописной традиции XVI-XVII вв. с именем Г. Ф. в заглавии известно небольшое Поучение в Великую (или в Светлую) субботу в составе триодных Торжественников (ГИМ. Единоверч. 67. Л. 74-74 об., нач. XVI в.; ГА Нижегор. обл. Ф. 2636. Оп. 2, 52. Л. 82 об.- 83, нач. XVI в.; ГИМ. Увар. 57-Q. Л. 171-172 об., 3-я четв. XVI в.; РНБ. Тит. 3840. Л. 86 об., 3-я четв. XVI в.; Белград. МСПЦ. 218 [Велика-Ремета]. Л. 146 об.- 147, 3-я четв. XVI в. (серб. список с рус. оригинала); РГАДА. ф. 196. Оп. 1. 561. Л. 262-262 об., посл. четв. XVI в.; Рим. Б-ка Восточного папского ин-та. Слав. 26. Л. 318-319, нач. XVII в.) и молитва Богородице «Григория, философа цареградского, глаголема по кануне» (ГИМ.

http://pravenc.ru/text/168079.html

Ту же картину можно наблюдать в отношении падежных форм в болгарских церковнославянских памятниках. Ясные примеры использования падежных форм как признаков книжности встречаются уже в болгарских дополнениях к Манассиевой хронике и в Троянской повести (ор. прдано быстъ ему Романом, сына Петра цар» в дополнении – и случаи аналогичного смешения в повести: Буассен, c. 85–86, ср. с. 39–40). Таково же употребление этих форм в церковнославянских дамаскинах; см., например, в Крнинском дамаскине: «оусече мчника еодора дньс праздноуемоу», «дшевна съмръть глетсе вчною моукоу», «да сподобимсе вчною пасхоу» и т.п. (Илиевски, с. 129). Наконец, тот же характер имеет функционирование падежных форм и в «Истории славяноболгарской» Паисия Хилендарского (см. Георгиева, с. 368 –369). Примеры аграмматического употребления падежных форм ясно свидетельствуют о том, что эти формы во всех случаях используются именно как признаки книжности, равно как и о том, что тексты, в которых наблюдается такое употребление, носят гибридный характер. Дистрибуция признаков книжности. Поскольку признаки книжности могут употребляться в тексте непоследовательно, естественно ожидать, что частота их употребления будет находиться в определённой зависимости от того, насколько принадлежность данного отрезка текста книжному регистру подчёркивается композиционным или тематическим заданием. Так, например, в «Римских деяниях» в русском переводе XVII в. формы аориста, имперфекта, перфекта со связкой употребляются преимущественно в начале входящих в книгу рассказов и в тех местах, где речь идёт о специфически религиозных актах (явление креста, молитва отшельника и т.п. – см. Живов 1985, с. 74–75). В Географии Помония Мелы (русский перевод и список XVII в. – ГИМ, Чуд. 347) формы простых претеритов встречаются в основном в тех фрагментах, где говорится об античной или библейской истории (тогда как в других случаях при упоминании событий прошлого используется обычная л-форма); аорист последовательно употребляется и в завершающем книгу наставительном «Слове свершителном книги (л. 80об и далее).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Zhivov/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010