1056. Иов. 1. 5. 1057. Мф. 6. 21. 1058. Лк. 12. 33. 1059. Мф. 6. 24–33. 1060. Мф. 14. 22–33. 1061. Лествица. Слово 4, гл. 43. 1062. Преподобного Макария Египетского Беседа 7, гл. 5. 1063. Святого Исаака Сирского Слова 43 и 48. 1064. При изображении отношения бумаги, воды и масла употреблены здесь технические выражения физики. 1065. Быт 2. 25. 1066. Еф. 5. 32. 1067. Лк. 2. 14. 1068. Требник. Последование венчания. 1069. Благовестник. Мф 19. 12. 1070. Преподобный Макарий Великий. Слово 1, гл. 13. 1071. Преподобный Кассиан Римлянин. Кн. 4, гл. 5. 1072. Преподобный Варсонофий Великий. Ответ 255. 1073. Мф. 19. 12. 1074. Благовестник. Всякий просящий получает, и ищущий находит (Мф. 7. 8). 1075. Histoire du Christianisme, Fleury. Livre 26, chap. 5. 1076. 2 Кор. 6. 16–18. 1077. Сир. 6. 18–19. 1078.  Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих (Еккл. 11. 9). 1079. Прем. 8. 2–4. 1080. Таковы были Савва Освященный (5 декабря), Симеон Дивногорец (24 мая) и многие другие. 1081. Так случилось с преподобным Силуаном. Четьи-Минеи, житие преподобного Пахомия Великого, 15 мая. 1082. Слово 47. 1083. Лествица. Слово 27, гл. 29. 1084. Лествица. Слово 1, гл. 18 и 19. 1085.  Алфавитный патерик. 1086. Книга 11, гл. 3. 1087. Лествица. Слово 1, гл. 4. 1088. «Предание». 1089–1090. «Предание». 1091. «Предание». 1092. Иак. 5. 16. 1093. Добротолюбие Ч. 4. О святых Отцех, иже в Ските, и о рассуждении. 1094. «Предание» 1095. «Предание». 1096. Ответ 603. 1097–1098. «Предание». 1099.  Нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы; оставьте расти вместе то и другое до жатвы (Мф 13. 29–30). 1100.  Горе миру от соблазнов (Мф. 18. 7). 1101.  По причине умножения беззакония во многих охладеет любовь (Мф. 24. 12). 1102.  Надобно придти соблазнам (Мф. 18. 7). 1103. 2 Тим. 3. 8. 1104. 2 Фес. 2. 12. 1105.  Невежды в вере, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся (2 Тим. 3. 8). 1106. Евр. 10. 26.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

1056. Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой; извлек меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои; и вложил в уста мои новую песнь — хвалу Богу нашему (Пс. 39:2–4). 1057. Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре (Лк. 18:7, 8). 1058. …любящим Бога… все содействует ко благу (Рим. 8:28). 1059. …верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но и при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести (1 Кор. 10:13). 1060. Слово 4, гл. 6–8. 1061. Святого Григория Синаита глав зело полезных, гл. 117. Добротолюбие. Ч. 1. 1062. Преподобный Макарий Великий. Беседа 27, главы 4, 5 и 18. 1063. Если же останетесь без наказания, которое всем обще, то вы — незаконные дети, а не сыны (Евр. 12:8). 1064. Слово 7, гл. 14. 1065. Исх. 3:21–22. 1066. Слово 31. Здесь употреблено слово «делание», потому что Отцы наиболее так называют мысленный и сердечный подвиг, чаще обозначая словом «подвиг» телесные труды. Преподобный Варсонофий Отв. 210. Исаака Сирского. Слово 56. 1067. Преподобный Макарий Великий. Слово 1, гл.1. 1068. Добротолюбие. Ч. 1, деятельных и Богословских глав 43. 1069. Преподобный авва Дорофей. Поучение 1. 1070. 2 Пет. 1:4. 1071. …если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух (Ин. 3:5–6). 1072. «Он (Господь) освободил нас Св. Крещением, подав нам прощение грехов, и Дал нам свободу делать добро, если пожелаем, и не увлекаться уже, так сказать, насильственно к злому; ибо того, кто порабощен грехами, они отягощают, и увлекают, как и сказано (в Писании), что каждый связывается узами своих грехов» (Притч. 5:22). Преподобного аввы Дорофея поучение 1 об отвержении мира. — «Самовластия и самопроизволения нашего не отнимает Крещение: оно доставляет нам свободу, при которой диавол уже не насилует нас, когда мы не соизволяем ему. Нам предоставляется по крещении на произвол, или пребывать в заповедях Христа, Владыки и Бога, в Которого мы крестились, и ходить по пути повелений Его, или снова возвратиться лукавыми деяниями к супостату и врагу нашему, диаволу». Преподобный Симеон Новый Богослов, гл. 109. Добротолюбие. Ч. 1.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1898...

3 . Впрочем, получающие их, не охвачены изумлением ума, как [в том случае, когда] откровение происходит посредством душевных очей и узревается душой 1049 , например: «Видел я Господа, сидящего на престоле высоком, и серафимов, у каждого по шести крыл, вокруг Него» 1050 , или в откровении Иезекиилю 1051 с колесами и изумительными подобиями и звуком из колес, подобным звуку морского прибоя 1052 , и славословиями, которые слышались от херувимов со многими очами, говоривших: «Благословенно величие Господа от места Его» 1053 . Насколько же эти откровения тоньше тех чинов, упомянутых прежде, известно просвещенным. [Сюда же относится] и полотно, что явилось Петру, и животные на нем, вместе с прочими описанными вещами 1054 . И кто хочет, может узнать это из Писаний. [К откровениям] же в восхищении ума [относится], например: «Он был восхищен на третье небо и – в теле, или вне тела, не знаю, – но он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» 1055 . А [откровения] пророчества – это те, что бывали пророкам, которые за много веков предсказывали будущие [события], как и Валааму-прорицателю дано было предсказать многие [вещи] в духе пророчества – даже еще более многочисленные, чем те, о которых предсказывали пророки. 4 . [Откровения] в умопостигаемом виде – это, например, то, о чем блаженный Павел говорит: «Молюсь я, чтобы вы исполнялись познания Бога во всякой мудрости и разумении духовном» 1056 ; и: «Бог Господа Иисуса Христа, Отец славы, да даст вам духа премудрости и откровения в познании Его, и да просветятся очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славы Его во святых, и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих» 1057 ; и прочие [вещи], которые были даны апостолу в откровении знания о [вещах] мира грядущего, и о чине воскресения и изменения тел человеческих 1058 , и так далее. Что же до чина высоких прозрений, а также и знания о естестве Божием, как, например, [сказанное]: «Который есть образ Бога невидимого 1059 , через Которого [Бог] и веки сотворил 1060 , – то это открыл нам Бог Духом Своим» 1061 . И еще: «Мы отчасти знаем, и отчасти уразумеваем» 1062 ; и: «В начале было Слово» 1063 ; и: «Ты – Христос, Сын Бога живого» 1064 , и так далее. И: «Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его» 1065 ; и: «Тот, Кто все совершает по изволению воли Своей» 1066 ; и: «Всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать» 1067 , и так далее. Таковы [исполненные] смысла знания 1068 о естестве Божием, которые через Духа даны были им, чтобы они [могли] познать [это] и уразуметь.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

(524) под рукою фараона в качестве рабов ( Быт.15:13 ). Христианство , от начала апостольской проповеди до Константина, первого царя христианского, более двухсот лет терпело жестокое гонение; последующие, хотя слабее, но также много лет были [гонимы], помимо гонения при Юлиане Отступнике. Великий Павел был гоним тридцать пять лет и ежедневно умирал ( 1Кор.15:31 ); а ты за пять лет 1060 теряешь мужество? Многострадальный Климент был мучим двадцать восемь лет 1061 ; а ты ослабеваешь в короткое время? И достанет ли мне времени исчислить деяния других мучеников? Разве ты не слыхал о терпении Иова? Не страдал ли он пятнадцать лет или еще более от дурной язвы, кроме других бедствий, постигших его, и притом не сознавая за собой никаких злых дел, а, напротив, весьма много добрых? Какое же было к нему изречение? «Чтобы тебе, сказано было, оказаться праведным» ( Иов.33:32 ). Так и ныне Промысл как бы просеивает нынешних людей, чтобы отбросить оставшиеся еще плевелы, чтобы осталась чистая пшеница (ср. Мф.13:25–40 ). Не слышишь ли, что говорит Он Иеремии? Вложи я в горнило, и смотри, аще искушено есть, имже образом искушен бых о них ( Зах. 11:13 ) 1062 . Потерпим еще, мужественные воины Христовы. Дние яко сень преходят ( Пс.143:4 ), хотя гонители и думают, что они ждут. Если Меня гнали, говорит Господь, будут гнать и вас; [Col. 1229] если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня ( Ин.15:20–21 ). Ибо поистине они не знают, что Бог и Отец послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных ( Гал.4:4 ), чтобы Он приобрел вселенную Отцу Своему. Иначе они не отвергали бы того, что он может быть изображаем. Ибо никто из рожденных от жены не бывает неизобразимым, если не будет выкидышем. (525) Так, братия, будем приготовлять себя и так будем утешать себя словами Спасителя нашего Иисуса Христа, ожидая воздаяния. Вы знаете, каков Леонтий: это род евнухов, не только бесчестный, как сказал некто из богоносных мужей 1063 , но и отрекшийся от Христа и не довольствующийся этим, но и жестоко терзающий братьев наших. Прежде ученик ныне иудействующий отступник; бывший в числе преимуществующих братьев ныне больше всех судий против братьев; называвший икону не просто, но святою иконою Христа ли, Богородицы или кого-либо из святых теперь сожигает их, истребляет, хулит, как неистовый зверь. Поэтому он и императору любезен, и над монастырями нашими 1064 начальствует, и всё делает, несчастный, к оскорблению Христа. Но увы мне! От меня постыдные дела его. Впрочем, он подобен родившему его по плоти; ибо и тот в прежние времена был начатком нечестия, сходного с Ермиевым 1065 . Оба они беснуются; и Бог не соединяет ворона с голубем, но подобное с подобным.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Ассирия враждовала с жреческими династиями Египта и Ефиопии, потому что они выгнали их родственников Рамессидов в в. Оазис, и потому что нижний Египет управлялся династиями Ассирийского происхождения 1062 . Египет и был целью Ассирийского нашествия. Царство Израильское лежало на пути движения войск, и должно было быть смято и раздавлено, как только оно безрассудно завязало сношения с Египтом, соделавшись первою жертвою столкновения великих монархий. Но Иуде не было ни малейшей надобности вмешиваться в эту распрю, так как горная Иудея лежала в стороне от пути армий. Поэтому мы убеждены в том, что Езекия послушался пророка и не заключал союза с Египтом, хотя быть может некоторые из его приближенных имели тайные сношения с фараоном. Совершенно иначе представляется другой вопрос: почему он отложился от Ассирии, и не было ли это политической ошибкой? На это весьма трудно ответить. Но мы думаем,– как говорили во II главе вступления (в конце ее) в этот том,-что Езекия отложился по совету пророка, и в этом действии выразилось его упование на Бога, „сильного спасать“ 1063 . Возвращаясь к трем первым стихам XXX главы кн. прор. Исаии, мы повторяем, что согласны с взглядом, что первые семь стихов этой главы относятся к царству Израильскому. И к этому царству совершенно применимы слова пророчества о безумии тех, которые бросились в объятия Египта, не рассчитав даже того, что сила фараонов не в состоянии защитить их. К Израилю только и могли относиться слова: „будет для вас убежище под тению Египта бесчестием“ (ст. 3). Езекия же, спасенный Господом в Иерусалиме, не подвергся бесчестию, а напротив, ему подвергся Сеннахерим. 4 . потоку что князья его уже в Цоане, и послы его дошли до Ханеса. 5 . Все они будут постыжены из-за народа, который бесполезен для них; не будет от него ни помощи, ни пользы, но – стыд и срам. „Послы Израильского царя Осии с дарами пришедши в Египет.... не нашли помощи.... и увидели, что они от союза с Фараоном не получат никакой пользы, и остались в стыде“. Такое толкование на эти стихи дает Епископ Петр (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Вместе с тем Господь здесь учит Иова именно такому смирению, которое оказывается очень утешительным для страдальца. Бог помогает Иову понять, что праведник проявил себя в своих несчастьях самым наилучшим образом: на пределе возможных для человеческой природы ее сил и крепости. Тверже, совершеннее Иова в ту ветхозаветную эпоху не смог бы повести себя в подобных обстоятельствах никто; ведь все люди (в том числе и сам Иов) были тогда духовно слабы и немощны – по причине властвующего над ними прародительского греха. Да и что такое человеческая сила, в сравнении с силой Божией? Может ли человек вступить в борьбу с Богом и победить в этой борьбе? Как перефразирует эти слова Господа святитель Иоанн Златоуст , Бог здесь как бы спрашивает Иова: «Знай, что Я не враждуя попустил нанести тебе удар, потому что какая у тебя сила, чтобы Я вступил в борьбу с тобою? Разве у тебя мышца соответствует мышце Господа? Разве ты имеешь равную силу?» 1063 В Своих дальнейших словах ( Иов. 40:5–9 ) Господь продолжает наставлять Иова все в том же смирении, а также говорит ему о людской слабости – перед лицом Божественного всемогущества: Укрась же себя величием и славою, облекись в блеск и великолепие; излей ярость гнева твоего, посмотри на все гордое и смири его; взгляни на всех высокомерных и унизь их, и сокруши нечестивых на местах их; зарой всех их в землю и лица их покрой тьмою. Тогда и Я признаю, что десница твоя может спасать тебя ( Иов. 40:5–9 ). Как подчеркивает Златоуст, Господь произносит все это отнюдь не ради того, чтобы унизить Иова. Бог совсем не утверждает, что человек есть якобы полное ничтожество; Господь просто констатирует, что Сам Он – Творец – велик. Здесь вовсе не злая насмешка над Иовом, но лишь свидетельство о величии Бога, перед Лицом Которого даже самое прекрасное из его земных творений – человек – оказывается слабым и несовершенным. По Златоусту, Бог здесь «не говорит [Иову]: «Ты мал», но: «Я велик, и [потому] ты не можешь того, что Я " » 1064 . Что же такое сможет совершить Бог, к чему окажется не способен Иов? О чем ведет здесь речь Господь? На что Он намекает? Мы понимаем, что под «гордым» ( Иов. 40:6 ) и «высокомерным» ( Иов. 40:7 ), к победе над которым Бог призывает Иова, Он прямо подразумевает диавола.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Вспоминай великих подвижников, которые отказывались принимать видения чувственные, по апостолу, сказавшему: «Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они!» ( 1Ин.4:1 ) 1057 . Не забывай и о тех, кого смутили не различенные ими духи и довели до самого плачевного состояния 1058 . Но главное – всегда помни смысл Господня завета: «сними обувь твою, ибо здесь земля святая». Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Моисеов жезл воображай, душе, ударяющий море и огустевающий глубину во образ Креста Божественнаго: имже можеши и ты великая совершити. «И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды. И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону» ( Исх.14:21–22 ). Чудотворящий жезл, о котором напоминает нам богоглаголивый песнотворец, был обретен Моисеем во время первого Синайского откровения, когда говорил с ним Бог «из среды куста» «и жезл сей возьми в руку твою: им ты будешь творить знамения» ( Исх.3:2, 4:17 ; см. также: Исх.4:2–4 ). Этим жезлом творил он знамения в земле Египетской 1059 , дабы еврейский народ поверил в то, что он послан Богом освободить его от рабства 1060 , а фараон убедился в силе Господней и «отпустил сына Его, первенца, – народ Израильский, чтобы он совершил Ему служение " ( Исх.4:22–23 ) у Синайской горы. Этим-то жезлом крест начертав 1061 , повел Моисей бежавший из египетского более чем двухсотлетнего 1062 плена еврейский народ через море Чермное, расступившееся Божиим повелением перед беглецами и открывшее им путь к избавлению от рабства, а «народ не задумывался и быстро следовал, уповая на Господа Бога, за Моисеем», так что наблюдавшие за этим движением со стороны египтяне даже подумали, «что евреи потеряли рассудок, идя на очевидную гибель» 1063 . И этот же «жезл во образ тайны приемлется, прозябением бо предразсуждает священника: неплодящей же прежде Церкви, ныне процвете древо Креста, в державу и утверждение» 1064 . Он являет нам образ Креста Божественнаго – великой тайны спасения человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Да живет Рувим, и да не умирает (ст. 6). «Сила сего благословения будет понята, если вспомним, что Рувим своим лобострастием и кровосмешением заслужил было от отца своего Иакова крайнее умаление потомства 1062 , и вследствие сего мог бы даже погибнуть совершенно среди колев израильских Моисею же, как законодателю, позволительно было проклятие переменить в благословение» 1063 . И Симеон да не будет малочислен 1064 . Симеон тоже своим неудержимым гневом и мстительностию заслужил было негодование своего отца 1065 . Но Моисей обоих хочет разрешить от клятвы отеческой, и ради святости праотцев народа израильского – Авраама, Исаака и Иакова – призывает на оба колена (Рувимово и Симеоново) милость Иеговы, наказующего только до 4-го рода, но милующего в тысячи родов 1066 . Услыши, Господи, глас Иуды, и приведи его к народу его; руками своими да защитит он себя, и Ты будь помощником против врагов его! (Ст. 7). По объяснению блаженного Феодорита, – Моисей предсказывает здесь Давидово царствование 1067 . Это значит, что пророк имел в виду те трудности и препятствия, которые нужно было преодолеть колену Иудову при Давиде, для утверждения за собой принадлежавшего ему царского достоинства 1068 . Посему он (пророк Моисей) и призывает помощь Божию для Иуды и борьбе его с врагами. Впоследствии действительно Давид одержал великие победы над своими врагами. В таинственном же смысле слова Моисея суть пророчественное указание на пришествие Мессии к роду человеческому из колена Иудова, и на низложение духовных врагов его силою креста, на котором он простер свои руки. О Левии сказал: туммим Твой и урим Твой на святом муже, твоем (Ст. 8–11). Т. е. ты, Господи, Левию присвоил священство, в лице потомка его, святого мужа Ааарона и ему дал одежды первосвященнические – ефод и слово-судное, на котором написаны были урим и туммим (светы и совершенства) 1069 . Сего то мужа Ты, Господи, искусил в Маасе, и с ним препирался при водах Меривы. Сими словами, – говорит блаженный Феодорит , – Моисей напоминает бывшее с ним и с братом его, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Иез. 40 :14. И непокрытое (место) притвора у ворот шестьдесят локтей (двадцати пяти) 1039 и комнаты вокруг двора. Иез. 40 :15. И (от) непокрытого места у ворот со вне 1040 до непокрытого (места) (ворот) 1041 притвора у ворот во внутрь 1042 пятьдесят локтей 1043 . Иез. 40 :16. И в комнатах были потайныя 1044 окна и в столбах внутри ворот кругом двора, также и в притворе окна внутри (двора) кругом, а на столбах финиковыя пальмы с обеих сторон (изваяны) 1045 . Иез. 40 :17. И ввел он меня во внутренний двор, и вот: комнаты 1046 и междустолбие 1047 кругом двора, тридцать комнат между колоннами. Иез. 40 :18. И галлереи 1048 с задней стороны ворот (были) по длине ворот 1049 , (это)-нижнее междустолбие 1050 . Иез. 40 :19. И измерил он ширину двора от непокрытого (места) 1051 ворот внешних, во внутрь 1052 , до непокрытого (места) ворот 1053 , обращенных ко вне 1054 , (ворот) обращенных на восток, сто локтей 1055 . И повел он меня на север. Иез. 40 :20. И вот, ворота у внешнего двора, обращенныя на север, и измерил их в длину их и в ширину. Иез. 40 :21. И комнаты: три в одну сторону и три в другую, и столбы и притворы и финиковыя пальмы у них 1056 , и они были по размеру ворот, обращенных на восток, пятидесяти локтей длина их, а ширина их двадцати пяти локтей 1057 . Иез. 40 :22. И окна у них и столбы и пальмы их такие же, как у (ворот) обращенных на восток, и по семи ступеням входят в них, и притвор извнутри. Иез. 40 :23. И (есть) ворота у двора внутренняго, обращенныя к воротам 1058 северным, такия же, как ворота, обращенныя на восток. И измерил двор от ворот до ворот 1059 : сто локтей. Иез. 40 :24. И привел он меня к югу, и вот ворота, обращенныя на юг, и измерил их: и комнаты и столбы, и притворы-такой же меры 1060 . Иез. 40 :25. И окна у них, и в притворах вокруг, как и окна у тех 1061 : пятидесяти локтей длина их, а ширина двадцати пяти локтей. Иез. 40 :26. И семь ступеней к ним, и притворы извнутри, и пальмы у них: одна с одной стороны, другая с другой на столбах. Иез. 40 :27. И ворота 1062 напротив ворот внутреннего двора на юг, и измерил двор от ворот до ворот на юг: сто локтей в ширину 1063 .

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Итак, ждите Меня, говорит Господь, до того дня, когда Я восстану для опустошения, так как Мною определено собрать народы, созвать царства, чтобы излить на них негодование Мое, всю ярость гнева Моего; огнем ревности Моей будет пожрана вся земли. И потом опять Я дам народам моим уста чистые, чтобы все призывали имя Господне и служили Ему. Из заречных стран Эфиопии придут поклонники Мои, дети рассеянных Моих. В тот день ты (иудей) не будешь срамить Меня поступками твоими, какими ты грешил против Меня, ибо тогда Я удалю из среды твоей тщеславящихся знатностью, и не будешь более превозноситься на святой горе Моей; но оставлю среди тебя народ смиренный и простой и они будут уповать на имя Господне. Остатки Израиля не будут делать неправды, не станут говорить лжи и не найдется в устах их языка коварного, так как они будут пастись и покоиться и никто не потревожит их» ( Соф. 3:7–8 ). Ориген : смысл пророчества тот, что когда истощится земля, народится новый язык и тогда всякое заблуждение прекратится и все будут призывать имя Господне и единодушно служить Ему; не будет никакого зла и никакой гордости; но, быть может, это в действительности и невозможно, пока люди живут в теле; оно может быть доступно только отрешившимся от тела 1063 . Цельс всеми силами убеждает христиан содействовать императору, принимать участие в его законодательной деятельности, браться за оружие в защиту его земли, когда требуется нужда, доставлять ему воинов. Ориген : христиане охотно поставляют помощь царю, когда это требуется, но помощь духовную, когда они облекаются во всеоружие Божие ( Еф. 6:11 ) и следуют повелению апостола: «Прежде всех прошу совершать молитвы, прошения и благодарения за всех людей, за царей и начальствующих» ( 1Тим. 2:1–2 ). И кто благочестивее (других), тот и приносит наибольшую помощь императору, царям и князьям и доставляет через свое участие более пользы, чем солдаты, уходящие в поле для того, чтобы по возможности умертвить большее число своих врагов. Но так как христиане не могут согласиться на предложение врагов их веры схватиться за оружие для общего блага и умерщвлять людей, то они отвечают: ваши собственные жрецы, охраняющие богов и совершающие им службу в храмах, содержат свои руки при жертвоприношениях чистыми и незапятнанными и они приносят жертву с руками, не запятнанными кровью, и потому никогда при наставшей войне их невозможно сделать солдатами.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010