Под 13 марта их память указывается в календарях к-польского происхождения: в Типиконе Великой ц. X в. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 248), в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 534), предписывающих совершать им поминовение в Петрии, и в др. рукописных синаксарях (напр., Paris. 1587, XII в.), а также в греч. печатной Минее (Венеция, 1596), к-рая ошибочно упоминает о поминовении в Павлопетрии. Под 5 апр. память Африканских мучеников зафиксирована в ряде календарей к-польского происхождения: в Типиконе Великой ц. IX- X вв. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 262), в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 588) и в нек-рых греч. синаксарях (Paris. Coisl. 223, 1301 г.). Под 28 окт. житие мучеников встречается в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 169-170), в поздних списках Типикона Великой ц. 1063 и 1323 гг. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 81), в отдельных синаксарях (напр., Paris. 1587, XII в.) и в греч. печатной Минее (Венеция, 1592). О почитании Африканских мучеников на Руси свидетельствует их упоминание в рукописях кон. XI - нач. XII в.: память под 10 апр. в месяцеслове Мстиславова Евангелия (Апракос Мстислава Великого. С. 263) и последование с каноном в служебной Минее (РГАДА. Тип. 110. Л. 33-36об.). По наблюдению еп. Нафанаила (Львова), это единственные африкан. святые, к-рым есть служба в рус. Минеях. Слав. перевод пространного жития, приписываемого Симеону Метафрасту, выполнен не позднее XI в. Он включен под 20 марта в состав старослав. Супрасльской Четьи Минеи XI в. (Супрасълски, или Ретков сборник. Л. 174-185) и в ВМЧ ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 36 (2-я паг.)). В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод нестишного Пролога, включающего под 10 апр. краткое житие мучеников (РГАДА. Тип. 177. Л. 45-45об., нач. XIV в.), под 28 окт.- их память (РНБ. Соф. 1324, кон. XII - нач. XIII в. ( Абрамович. Софийская б-ка. Вып. 2. С. 164)). В нестишном Прологе 2-й редакции, составленной на Руси не позднее кон. XII в. (один из ранних списков - ГИМ. Син. 245, 2-я пол. XIV в.), и в Стишном Прологе, переведенном юж. славянами в 1-й пол. XIV в. (РГБ. Троиц. 715, 1429 г.), краткое житие мучеников помещено под 21 марта.

http://pravenc.ru/text/77120.html

124 Сербская псалтирь: Munich, Staatsbibliothek, cod. slav. 4, fol. 222v; Der Serbische Psalter. Ed. H.Belting. Wiesbaden, 1978–1983. Псалтирь Томича: Москва, ГИМ, Муз. 2752, л.296; Щепкина М.Б. Болгарская миниатюра XIV века. Исследование Псалтири Томича. M., 1963, ил.63, с.82. Паломнические описания носивших Одигитрию в процессии по 125 вторникам указаны в прим.24. В «Синакаре» отмечались четыре осады города: осада 619 г.–5 июня (Synaxarium СР, 729.30–731.5); осада 677 г.–25 июня (там же, 772.8 – 16); осада 626 г., которую отмечали во Влахернах 7 августа (там же, 869.49 –876.3); осада 717–718 гг. –16 августа (там же, 901.30–904.27; ср. 895.46 –897.45). 126 См.: Mateos/. Le Typicon de la Grande Eglise. II. OCA 166, Rome, 1963, p.53.20–54.24. B конце IX–X вв. (Патмосская рукопись этого типикона) дата праздника еще не была закреплена, и его могли отмечать на пятой или шестой субботе Великого Поста, по усмотрению патриарха (там же, с.53, прим.2). Ср. Типикон Великой церкви по дрезденской рукописи XI в.: Arranz M. Les prieres presbyterales de la «Pannychis» de l’ancien Euchologe byzantin et le «Panikhida» des defunts//OCP. 40 (1974), p. 337. Процессия возвращалась в Св. Софию; утреня была в Халкопратии; см.: Дмитриевский А. Древнейшие патриаршии типиконы. Киев, 1907, с.197–201. 127 Текст (BHG, 1060), описывающий события осады 626 r., был помещен Симеоном Метафрастом в девятую книгу (февраль–апрель) его «Менология» в качестве «слова» или проповеди к празднику Акафиста (PG, 92, coi. 1353D–1372; cp. Ehrhard A. Überlieferung und Bestand der hagiographischen und homiletischen Literatur der griechischen Kirche. II. Leipzig, 1938, p.593–594; cp. также прим. 31. Другой текст (BHG, 1063), приписываемый Никифору Каллисту, сообщает об осадах 626, 674–678 и 717–718 гг.; он был включен в Триодь (PG, 92, col. 1348–1353). Не позднее XI в. гимн разными путями вошел в канон и проповедь; в монастыре Эвергетиды, например, порядок службы был следующий: прооймион 1, слово на часть 1 Акафиста, оды 1–6 из богородичного канона Иосифа Гимнографа (PG, 105, col.1020–28), прооймион 2, икосы 1–4 Акафиста, прооймион 2, икосы 5–8 Акафиста, прооймион 2, икосы 9–12 Акафиста, прооймион 2 икосы 13–16 Акафиста, прооймион 2, икосы 17– 20 Акафиста, прооймион 2, икосы 21–24 Акафиста, прооймион 2, слово на часть 2 Акафиста, оды 7–9 канона Иосифа (Дмитриевский А. Описание, I, с.537).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

От приглашения на царский обед Никон отказался, сославшись на ранний отъезд. Царь прислал Никону 2 тыс. р. серебром и для охраны 20 стрельцов из Саввина монастыря. Патриарх вернулся в Воскресенский монастырь – Шушерин 1997, 73–75. В «Возражении» Никон свидетельствовал, что в Калязин монастырь ему было предложено ехать после свидания с царём: «И по едином лт призжал аз к Москв, и государь царь свои очи дал видти, и в седнии ничем пред прежним не отменил, зная мою неповинность пред ним, государем. И посл велл было в Колязин монастырь сослать, толко я не похал и паки отидох во своя, божественным заповдем повинуяся» – Никон 1982, 183–184. ...думной диакь Алмазъ Иванов... – Иванов Алмаз Ерофей (Иванович) – торговый человек Гостиной сотни в 1627 г.: в 1638–1639 гг. – таможенный и кабацкий голова на Двине; в 1639–1645 гг. – дьяк Казённого двора; в 1646–1667 гг. – дьяк Посольского приказа; в 1650–1652 гг. был полномочным послом в Швеции и Польше; в 1653 г. пожалован в думные дьяки; с 1654 г. работал в Печатном и Монастырском приказах; в 1667–1668 гг. пожалован в печатники; в 1666 г. ведал Новгородскую четь; умер 27 апреля 1669 г. – Богоявленский 1946, 256; Веселовский 1975, 203. Да какъ ты, великий государь царь, былъ на освящении святыя церкви в Воскресенском монастыре... – Деревянная церковь во имя Воскресения Христова была освящена в Воскресенском монастыре 17 июня 1657 г., на освящении присутствовал царь с синклитом. Эта версия восходит к «Известию» о патриархе Никоне Ивана Шушерина (Шушерин 1997, 53) и изложена в стихотворной «летописи» Ново-Иерусалимского монастыря архимандрита Никанора (Авдеев 2003, 202–203). По освящении царь и патриарх обошли весь монастырь и поднялись на гору Елеонскую, здесь царь нарёк имя месту сему – Новый Иерусалим, что подтвердил письменно. Письмо царя Никон вложил в особый ковчежец и положил под крест на месте престола будущего каменного собора Воскресения или в камень при закладке и освящении места будущего собора – Лебедев 1995, 316; Зеленская 2002, 102–103. Таким образом, летом началось приготовление к закладке Воскресенского собора – Тихомиров 1979, 296. ...разсмотрять словеса на суд. – Ср.: Мф. 12:36 . ...а мн смерть покой, по писанному. – Ср.: Иов 3:23 . Мн убо еже жити – Христос, а умрети – приобретение есть – Флп. 1:21 . 1664 г. 14 . Послание Никона о причинах его приезда в Москву с приложением «Сказания» о бывшем ему видении в Воскресенском монастыре (18 декабря 1664 г.) ГИМ, Синодальное собр. грамот, 1063, л. 45–44, 47–46. Два столбца, каждый из двух сставов. Ровный, чёткий («парадный») полуустав. Бумага с филигранью «Голова шута» типа: Дианова 317 (1664); в отдельных случаях (где знак плохо различим) отдалённо напоминает: Дианова 311 (1660, 1662).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

св. целителя занимают арку над проходом из наоса в диаконник и еще 2 - свод аркосолия со сценой «Оплакивание» в нартексе той же церкви ( Pennas. 2017. P. 53, 112-113, 143-144. Fig. 12, 145-147, 284, 293-294). Сопоставление этого примера с более ранним бачковским показывает, что связь образов бессребреников с захоронениями являлась определенной традицией. Ее влиянием, возможно, объясняется возобладавшая впосл. тенденция относить образы св. врачей, включая и П., к зап. отделам храмов. Примеры расположения целителей в вост. зоне также встречаются в палеологовский период. Так, фигура П. возвышается над алтарной преградой на юж. стороне сев.-вост. столба, напротив св. Ермолая, в аналогичном месте юго-вост. опоры в ц. св. Ахиллия в Арилье (1295-1296; 2005. С. 198-199, 203, 292-293). Однако типичнее для этого и позднейшего времени памятники с образом П. в зап. частях наоса или в нартексе. Напр., вместе со святыми Космой и Дамианом над образом ктитора на зап. стене П. представлен в капелле Драгутина в Джурджеви Ступови в Расе (1282-1283; см.: Todi . 1999. P. 180). На фресках ц. Богоматери Перивлепты в Охриде (1294-1295) П., Косма и Дамиан находятся в сев.-зап. части нартекса ( 1967. С. 51. Сх. 6). В экзонартексе и нартексе соответственно П. представлен на фресках кафоликонов Ватопедского (1311-1312; Sofragiu. 2012. P. 237) и Хиландарского (1321-1322; Markovi . 1998. P. 233) мон-рей на Афоне. В Хиландарском мон-ре также находится палеологовская икона П. кон. XIII или нач. XIV в. ( Djuri . 1998. P. 284). Позднепалеологовский образ великомученика, датируемый XV в., хранится в собрании ГМИИ (Византия. Балканы. Русь. 1991. Кат. 114). Известны церковные облачения, в лицевом шитье к-рых присутствует изображение П. Таковы епитрахили из мон-ря Тисмана в Румынии (1370-1389; Woodfin. 2012. P. 231. Fig. 2.14, A.4) и из музеев Московского Кремля (1-я треть XV в.; Byzantine Antiquities. Cat. 105). Житийные сцены П. встречаются в визант. искусстве начиная с IX в. На миниатюре в относящейся примерно к середине этого столетия рукописи Псалтири в монастыре Пантократор на Афоне (Ath. Pantokr. 61. Fol. 182) великомученик показан брошенным к диким зверям, ряд - текст Пс 123 (Οι θησαυρο. 1991. Εικ. 230). На иконе-минологии из гексаптиха мон-ря вмц. Екатерины на Синае (кон. XI - нач. XII в.; Galavaris. 2009. P. 122. Pl. 13), а также на миниатюре в Минологии Димитрия Палеолога (Bodl. theol. gr. f. 1. Fol. 49, 1322-1340) показано усекновение П. мечом ( Hutter. 1978. S. 29. Abb. 92). В Минологии 1063 г. (ГИМ. Син. греч. 9. Л. 101) над этой сценой представлена еще одна - исцеление ребенка, укушенного змеей ( Орецкая. 2012. Ил. 289).

http://pravenc.ru/text/2578844.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФРААТ (IV в.), прп. (пам. греч. 29 янв.). Житие А. известно из сочинений блж. Феодорита Кирского ( Theodoret. Hist. rel. 8; Hist. eccl. IV 26), к-рый рассказывает о том, что в детстве посещал келью преподобного в сопровождении матери. Пренебрегая возможностями, к-рые давало А. происхождение из знатного персид. рода, он принял христианство, покинул родину и отправился в Эдессу. Прожив там нек-рое время в уединении, он перебрался в Антиохию, где стал изучать греч. язык. Вскоре к нему начали приходить за наставлениями и советами. А. жил в одиночестве, с посетителями, особенно с женщинами, беседовал через дверь, но тех, кто просил, впускал к себе, никогда не принимал подарков, ел только хлеб и лишь в старости - немного овощей. Во время гонений при имп. Валенте А. покинул свою келью и отправился на собрание христиан. Его увидел император и сказал, что тому, кто избрал уединение, не следует покидать келью. В ответ А. предложил императору решить, как надо поступить деве, к-рая не должна отлучаться из отцовского дома, если бы дом вдруг загорелся: сидеть, как и полагается, в своей комнате или броситься тушить пожар? Упрекать надо не того, кто пытался погасить огонь, а того, кто виноват в случившемся. Император промолчал, но евнух из его свиты принялся оскорблять святого; через нек-рое время евнуха нашли сварившимся в горячей ванне, к-рую он должен был приготовить для Валента. Феодорит приводит много притч и описаний чудес, к-рые совершал А., напр. исцеление любимого коня императора. А. не следует путать с Афраатом , восточнохрист. церковным писателем, по прозвищу Персидский Мудрец. Память А. отмечается в зап. Мартирологах под 7 апр., в визант. календарях под 28 янв. память А. указана в Петровом Синаксаре XI в. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 27), под 29 янв.- в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCp. Col. 431), парижском 1063 г. и оксфордском 1329 г. списках Типикона Великой ц. ( Mateos. Typicon. T. 1. 216) и стишных синаксарях; под 27 окт.- в нек-рых рукописных стишных синаксарях (напр., ГИМ. Sin. gr. 354, 1295 г.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 522). Последование неизвестно. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, по 6-й песни канона утрени, помещено упоминание А. без синаксаря (Μηναον. Ιανουριος. Σ. 426). Ист.: BHG, N 147. Лит.: Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 64-65. О. Н. Заец, О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/77112.html

Житие Мефодия Подготовка текста и перевод О. А. Князевск ой, комментарии А. А. Алексеева Житие составлено в Моравии вскоре после смерти св. Мефодия в 885 г. одним из его учеников. Сохранилось в 15 списках, древнейший из которых входит в состав известного Успенского сборника конца XII–haчaлa XIII в. (ГИМ. Синодальное собр., 1063). См. его издания: Успенский сборник XII–XIII вв.М., 1971. С. 188–198; Климент Охридски. Събрани съчинения. София, 1973. Том 3. С. 160–195; Жития Кирилла и Мефодия. М.: Книга; София: Наука и искусство, 1986. С. 181–232. Текст Жития воспроизводится по этим изданиям. Историю изучения Жития и свод комментариев κ нему см.: Сказания ο начале славянской письменности/Вступ. статья, перевод и комментарии Б. Н. Флори. М., 1981. С. 143–173. МЕСЯЦА АПРЕЛЯ Β 6 ДЕНЬ ПАМЯТЬ И ЖИТИЕ БЛАЖЕННОГО ОТЦА НАШЕГО И УЧИТЕЛЯ МЕФОДИЯ, APXIENUCKONA МОРАВСКОГО Господи, благослови, Отче! Бог благой и всемогущий, сотворивший из небытия κ бытию все видимое и невидимое и украсивший всякой красотой, которую, если размышлять понемногу, можно мысленно частично уразуметь и познать того, кто сотворил столь многие и дивные создания, ибо «по величию и красоте созданий познается размышлением и создатель их», которого воспевают ангелы трисвятым гласом и мы, все правоверные, славим во святой Троице, иначе говоря в Отце, Сыне и Святом Духе, то есть в трех ипостасях, что можно назвать тремя лицами, но в одном Божестве. Ведь прежде всякого часа, времени и года, выше всякого разума и духовного понимания Отец сам родил Сына, как говорит Премудрость: «Прежде всех холмов рождает меня». И в Евангелии сказало само божье Слово пречистыми устами, воплотившись на будущие времена ради нашего спасения: «Я в Отце, и Отец во мне». От того же Отца и Святой Дух исходит, как сказал сам Сын божьим Словом: «Дух истинный, который от Отца исходит». Этот Бог, завершив все творение, как говорит Давид: «Словом Господним утвердились небеса и от дыхания уст его вся сила их. Ибо он сказал – и стали, он повелел – и создались», прежде всего сотворил человека, прах от земли взяв, a от себя животворным дуновением душу вдохнув, и осмысленную речь и свободу воли дал, чтобы ввести в рай, заповедь заповедав ему для испытания; если хранит ее, то останется бессмертен, если же преступит, смертью умрет, по своей воле, a не по Божьему велению.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Д-е Подпись-автограф патриарха Никона . 1664 г. 14.Послание Никона о причинах его приезда в Москву с приложением «Сказания» о бывшем ему видении в Воскресенском монастыре (18 декабря 1664 г.) ГИМ, Синодальное собр. грамот, 1063, л. 45 – 44, 47 – 46. Два столбца, каждый из двух сставов. Ровный, четкий («парадный») полуустав. Бумага с филигранью «Голова шута» типа: Дианова (1664); в отдельных случаях (где знак плохо различим) отдаленно напоминает: (1660, 1662). Тексы изд.: Дело, 123 – 124, 124 – 126 33). (л. 45) Великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, и государыне царице и великой княгине Марии Илъичне, и государю царевичю и великому князю Алексею Алексеевичю, и государю царевичю и великому князю Феодору Алексеевичю, и государыне царевне и великой княжне Ирине Михайловне, и государыне царевне и великой княжне Анне Михайловне, и государыне царевне и великой княжне Татиане Михайловне, и государыне царевне и великой княжне Евдокии Алексеевне, и государыне царевне и великой княжне Марфе Алексеевне, и государыне царевне и великой княжне Софии Алексеевне, и государыне царевне и великой княжне Екатерине Алексеевне и государыне царевне и великой княжне Марии Алексеевне, и государыне царевне и великой княжне Феодосии Алексеевне, благодать, милость, мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа. Богомолец ваш, смиренный Никон, Божиею милостию патриарх, Господа Бога молю, подаст вам Господь Бог душевное спасение и телесное здравие и царствие мирное и И есмь обретаюся днесь во святей Божии велицей соборней алостольстей церкви пресвятыя Богородицы, исповедан вашему царскому величеству, понеже отхождения своего вину исполнил, яже помыслил, и сотворил. И, се, приидох видети пресветлые лица ваша, и поклонитися пресвятей славе царствия вашего. Вину преим от священного Евангелия, идеже бе написано; а «„Вы, – рече, – взыдете в праздник сей. Аз не взыду в праздник сей, яко время Мое не у исполнися». И сия рек им, оста в Галилеи. Егда же взыдоша братия Его в праздник, тогда и Сам взыде, не яве, но яко И паки ино писание: Павел к Варнаве: „Возвращьшеся, посетив братию нашу по всех градох, в нихже возвестихом слово Божие, како суть " Такожде и мы пришли, како суть у вас, государей, и у всех сущих во царствующем граде Москве, и по всех градех.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Житие Феодосия Печерского Подготовка текста, перевод и комментарии О. В. Творогова «Житие Феодосия» – инока, а затем игумена Киево-Печерского монастыря – написано в 80-х гг. XI в. монахом той же обители – Нестором. Жизнеописание святого, как того требовал жанр произведения, должно было содержать ряд традиционных сюжетных мотивов: будущий святой рождается от благочестивых родителей, с детства отличается «прилежанием» к церкви, бежит от радостей и соблазнов «мирской жизни», а став монахом, являет собой образец аскета и подвижника, успешно борется с кознями дьявола, творит чудеса. Все эти мотивы встречаются и в «Житии Феодосия». Но в то же время это житие привлекает обилием ярких картин мирского и монастырского быта Киевской Руси. Сам Феодосий, в прошлом смиренный нравом отрок, терпеливо сносивший побои матери и издевательства сверстников, становится деловитым хозяином монастыря и смело вмешивается в политическую жизнь страны. Мать Феодосия, вопреки христианскому благочестию, которым, по агиографическому канону, наделил ее Нестор, борется со стремлением сына «датися» Богу. Монахи Киево-Печерского монастыря предстают перед нами вполне земными людьми: они с трудом примиряются с суровым монастырским уставом, далеко уступают своему игумену в трудолюбии, смирении и благочестии. В описании чудес и видений Нестор проявляет удивительное писательское мастерство: он умеет найти и подать такие выразительные детали, которые создают иллюзию достоверности даже в самых фантастических эпизодах. В то же время, если не считать традиционного для житий вступления, где автор молит Бога помочь в написании произведения и сетует на свое «невежество», и некоторых молитв Феодосия, житие лишено риторических рассуждений, оно сюжетно и динамично. «Житие Феодосия» публикуется по списку в составе Успенского сборника (рукопись ГИМ, Синодальное собр., 1063/4), изданному в кн.: Успенский сборник вв. Издание подготовили О. А. Князевск ая, В. Г. Демьянов, М. В. Ляпон. М., 1971. Исправления и дополнения внесены по списку «Жития» в составе Киево-Печерского патерика, изданного в кн.: Абрамович Дмитро. Киево-Печерський патерик. У 1930.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНАСТАСИЯ РИМЛЯНЫНЯ Прмц. Анастасия Римляныня. Миниатюра из греко-груз. рукописи XV в. (РНБ). Фрагмент Прмц. Анастасия Римляныня. Миниатюра из греко-груз. рукописи XV в. (РНБ). Фрагмент († ок. 250 или 256), прмц. (пам. 29 или 30 окт., пам. греч. 12 окт.). А. Р. родилась в знатной рим. семье; осиротев в 3 года, воспитывалась в христ. жен. общине, к-рую возглавляла старица София. В возрасте 20 лет А. Р. привели к градоправителю («игемону») Пробу, он много слышал о ее красоте и хотел выдать ее замуж. Исповедав Христа, святая отказалась поклониться языческим богам; в наказание ее нагую выставили перед толпой, затем пытали огнем, растянув между 4 столбами и нанося побои, потом подвергли колесованию. Чудесным образом святая осталась невредимой. Некий христианин Кирилл во время пыток напоил мученицу водой, за что был казнен. Проб приказал подвесить А. Р. и рвать железными крючьями, затем ей отрезали сосцы, вырвали ногти, выбили зубы, отрубили руки и ноги, вырвали язык. А. Р. была усечена мечом, тело ее погребено Софией и 2 неизвестными христианами. Пространные греч. жития А. Р., одно из к-рых написано Симеоном Метафрастом , относят ее мученическую кончину ко времени имп. Диоклетиана (BHG, N 76х-77). Однако краткие жития в составе Минология Василия II и Синаксаря К-польской ц. Х в. говорят о том, что это произошло в правление имп. Деция и Валериана . В царствование имп. Диоклетиана пострадала также вмц. Анастасия Узорешительница , и уже в ряде древних агиографических произведений отсутствует четкое разделение сведений об А. Р. и Анастасии Узорешительнице (называемых соответственно Старшей и Младшей), поэтому возникают трудности с идентификацией их мощей, изображений и посвященных им храмов. В ряде источников к-польского происхождения память А. Р. отмечается 12 окт.: в Типиконе Великой ц. X в. (Mateos. Typicon. P. 68-69), Минологии Василия II (PG. 117. Col. 105-106), Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 133-134). В большинстве визант. календарей память А. Р. содержится под 29 окт.: в поздних списках Типикона Великой ц. 1063 и 1329 гг. (Mateos. Typicon. P. 83); в разных редакциях Студийского устава - Мессинском Типиконе 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 45) и Евергетидском Типиконе 1-й пол. XII в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 302), а также в Иерусалимском уставе , начиная с древнейших списков: Sinait. gr. 1096, XII в. (Дмитриевский. Т. 3. Ч. 2. С. 32), ГИМ. Син. греч. 272, 1297 г. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 335). Под 29 окт. память А. Р. зафиксирована в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 171-173), Петровом Прологе XI в. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 335), Стишных синаксарях Христофора Митилинского XI в. (Cristoforo Mitileneo. Calendari. P. 341, 350) и Феодора Продрома нач. XII в. (Teodoro Prodromo. Calendario. P. 110).

http://pravenc.ru/text/114936.html

В совр. богослужебных книгах последование Е. включает отпустительный тропарь 4-го гласа (тот же, что и в Мессинском Типиконе), кондак 2-го гласа:    (в совр. греч. Минее отсутствует, однако в первопечатном греч. уставе (Венеция, 1545) имеется кондак Е. на подобен: Η παρθνος σμερον (    ), нач.: Η σεπτ σου (Честная твоя)); канон, составленный гимнографом Иосифом, 2-го гласа, с акростихом: Υμν μκαρ σο τος πανευσεβες τρπους. Ο Ιωσφ (Воспеваю, блаженне, твои всечестные деяния. Иосиф), ирмос: Εν βυθ κατστρωσε (      ), нач.: Υψηλν τν βον σχηκς (      ); цикл стихир-подобнов (в греч. Минее - 1-го, в слав.- 8-го гласа); славники на «Господи, воззвах» (в греч. Минее - 2-го, в слав.- 1-го гласа) и на стиховне утрени (только в слав. Минее); седален; светилен (в греч. и слав. Минеях различается). Иконография Ранние изображения Е. встречаются в Минологиях, перед текстом его Жития. Он представлен темноволосым, с короткой заостренной бородой, в воинском облачении, с копьем и щитом в Минологии 1063 г. (ГИМ. Греч. 9. Л. 125 об.), в Житиях святых XI в. (Alexandr. Patr. 35(303). Fol. 92v; б-ка Тюбингенского ун-та. Ms. gr. Fol. 17), в Житиях святых и Беседах на май-авг. (Paris. gr. 1528. Fol. 112v, XII в.). В греко-груз. рукописи XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 122 об.) Е. изображен с темными взлохмаченными волосами, в хитоне и застегнутом на груди плаще, с крестом в правой руке. В хитоне и плаще, с крестом в руке, Е. представлен в росписи храмов и в иконописи: в ц. праведных Иоакима и Анны в мон-ре Студеница, Сербия (1314); на зап. арке в соборе свт. Николая мон-ря Анапавса в Метеорах, Греция (1527), мастер Феофан Критский; в наосе кафоликона мон-ря Преображения в Метеорах (1552), иконописец Джорджи (ученик Феофана Критского); предположительно в церкви в Мецово, Греция (XVII в.). Единичны иконописные изображения Е., представленного, как правило, среди избранных святых: на иконе «Богоматерь Одигитрия с избранными святыми», мастерская Андреаса Рицоса (?), 2-я пол. XV в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае; на иконе «Пять избранных святых: Иоанн Предтеча с Авраамием, Аверкием, Евдокимом и Варварой» (посл. четв. XIX в., Россия, частное собр.) в окладе 1884 г.

http://pravenc.ru/text/187053.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010