В XI в. на основе схемы 3-го обретения главы И. П. начала складываться иконография 1-го и 2-го обретения. Первыми памятниками были миниатюры, иллюстрирующие Житие И. П. по Симеону Метафрасту, текст к-рого завершался описанием 1-го и 2-го обретения главы И. П. Изображение 2 людей, выкапывающих главу из земли, совмещалось с «Рождеством св. Иоанна Предтечи» или с «Усекновением главы св. Иоанна Предтечи» в Минологиях (ГИМ. Син. греч. 9, 1063 г.; Alexandr. Patr. 35 (303). Fol. 155v, XI в.; Paris. gr. 1528. Fol. 216, XII в.; Ath. Dionys. 50. Fol. 283v, XII-XIV вв.). Иконография 1-го и 2-го обретения первоначально представляла собой собирательный образ событий, вероятно, в связи с тем, что церковное празднование 1-му и 2-му обретению совершалось в один день. Так, на фреске в крипте в Севастии Палестинской (ок. 1185) показаны двое юношей, выкапывающих святыню, а слева представлены 2 персонажа в монашеских одеждах. Сцена лишена надписей, поясняющих, какое из первых 2 обретений имелось в виду. В клейме синайской иконы «Св. Иоанн Предтеча, с житием в 15 клеймах» (нач. XIII в.) глава И. П. лежит на земле, вокруг 3 человека в длинных монашеских одеждах держат зажженные свечи и благоговейно взирают на главу; вертикальный столп света нисходит на святыню из небесного сегмента. Под 24 февр. в настенном календаре храма в мон-ре Козия в Румынии (XIV в.) представлено изображение 2 монахов, выкапывающих святыню из пещеры с помощью лопаты и кирки ( Walter. 1980. С. 72). В эпоху позднего средневековья собирательные образы обретений обычно использовались в кратких циклах Жития И. П., в к-рые включалось единственное клеймо с изображением обретения. Использовалась схема, известная по фрескам храма в мон-ре Козия: 2 монаха выкапывают кирками из пещеры главу (либо один из них, опустившись на колени, берет чашу с главой): икона-минея за февр. из ц. прп. Димитрия Прилуцкого в Вологде (кон. XVI в.); клеймо иконы «Св. Иоанн Предтеча в молении Христу» из храма Покрова на Рву в Москве (кон. XVI - нач. XVII в.); икона «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с избранными святыми и 4 сценами жития» (1-я пол. XVII в., ГТГ); клеймо иконы из собрания П. Д. Корина (нач. XVIII в., ГТГ, Музей-квартира П. Д. Корина).

http://pravenc.ru/text/471450.html

Прп. Нестор летописец. Рисунок И. С. Ижакевича (ж. «Нива». 1914 г. 18) Прп. Нестор летописец. Рисунок И. С. Ижакевича (ж. «Нива». 1914 г. 18) Изложение жизни святого в монастыре представляет собой целый ряд событийно несвязанных между собой рассказов-новелл, к-рые условно могут быть объединены в следующие темы: святость Феодосия, его деятельность на посту игумена, богоизбранность Киево-Печерского мон-ря, взаимоотношения обители с княжеской властью. Н. повествует о монашеских добродетелях святого: Феодосий борется с нечистыми духами, во время Великого поста уединяется в пещере, он милосерден к простым мирянам (разбойникам, бедной вдовице и др.), неоднократно демонстрирует свое смирение - так, напр., вместе с др. монахами Феодосий работает в пекарне, носит воду и колет дрова. Святой воплощает в себе лучшие качества настоятеля: по ночам он подходит к двери каждой кельи, «хотя уведети когождо их како житие»; не отказывает в пострижении неимущим, позволяет вернуться в обитель беглым инокам, активно борется с любыми проявлениями стяжательства, регулярно поучает и «утешает» братию. Во взаимоотношениях с князьями Феодосий изображен бесстрашным обличителем пороков и преступлений светских правителей, но при этом агиограф акцентирует внимание на исключительно доверительных отношениях, к-рые существовали между преподобным и киевским кн. Изяславом (Димитрием) Ярославичем (1054-1078, с перерывами). Согласно Н., именно Феодосию принадлежит ключевая роль в становлении Киево-Печерской обители: о деятельности на этом поприще прп. Антония Печерского и его преемника - прп. Варлаама он не повествует. Обращает на себя внимание стремление автора избежать упоминаний о внутримонастырских конфликтах и разногласиях. Мотивы и образы ЖФ оказали влияние на последующие рус. Жития чина преподобных (Сергия Радонежского, Кирилла Белозерского, Пафнутия Боровского, Зосимы и Савватия Соловецких и др.). Основным источником Н. были рассказы старших современников («древних отцов»). Некоторых из них он называет по имени: игумены Софроний и Павел, келарь Феодор, монахи Иларион и Климент. ЖФ демонстрирует знакомство Н. с памятниками переводной агиографии - Житиями Антония Великого, Феодосия Иерусалимского, Саввы Освященного, Вячеслава Чешского. В числе иных произведений, повлиявших на лит. манеру Н., исследователи называют Жития Кириака Отшельника, Иоанна Златоуста, Феодора Эдесского, Феодора Студита, Иоанна Молчальника, Симеона Столпника, Макария Египетского и нек-рых других ( Артамонов. 2003. С. 195). Древнейший из сохранившихся списков ЖФ содержится в Успенском сб. XII в. (ГИМ. Син. 1063/4). Широкое распространение Житие получило в составе Киево-Печерского патерика, куда оно было внесено в XV в.

http://pravenc.ru/text/2565114.html

2; CPG, N 4305; PG. 47. Col. 309-316; SC. 117. P. 46-78; рус. пер.: Творения. Т. 1. Кн. 1. С. 36-43), по мнению большинства исследователей, сочинение написано ок. 367/8 г. ( Dumortier J. Introduction//SC. 117. P. 10. Not. 2). Представляет собой письмо Феодору Мопсуестийскому, к-рого И. З. убеждал не покидать мон-рь ради брака и светской карьеры, в результате чего тот одумался и вернулся к аскетической жизни (см.: Sozom. Hist. eccl. VIII 2. 9; Mansi. T. 9. P. 248; Kelly. 1995. P. 22). Известен ответ Феодора (Theodori lapsi responsio; CPG, N 4306; PG. 48. Col. 1063-1066; SC. 117. P. 220-238), однако его подлинность подвергается сомнению ( Dumortier J. Introduction//SC. 117. P. 23). Свт. Иоанн Златоуст. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. Ок. 850 г. (ГИМ. Хлуд. 129-д. Л. 47 об.) Свт. Иоанн Златоуст. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. Ок. 850 г. (ГИМ. Хлуд. 129-д. Л. 47 об.) «К падшему Феодору, а также о покаянии» (Πρς Θεδωρον κπεσντα κα περ μετανοας; Ad Theodorum lapsum lib. 1; CPG, N 4305; PG. 47. Col. 277-308; SC. 117. P. 80-218; рус. пер.: Творения. Т. 1. Кн. 1. С. 1-35). Хотя долгое время считалось, что и этот трактат адресован Феодору Мопсуестийскому и излагает содержавшиеся в предыдущем письме аргументы в более развернутом виде (см.: Quasten. Patrology. Vol. 3. P. 463), на основании внутренних критериев было установлено, что этот трактат является независимым произведением, написанным И. З. в Антиохии между 380 и 386 гг., в период его диаконства ( Dumortier J. Introduction//SC. 117. P. 11. Not. 2; Carter. Chrysostom " s «Ad Theodorum lapsum». 1962. P. 88-92) и адресован неизвестному монаху знатного рода Феодору, к-рый оставил монашескую жизнь ради женщины по имени Гермиона ( Altaner B. Patrologie. Freiburg i. Br.; Basel; W., 19782. S. 327). И. З. укоряет молодого человека, показывая высокие достоинства иноческого пути и призывая его покаяться. 2 книги «О сердечном сокрушении» (Περ κατανξεως; Ad Demetrium de compunctione (lib. 1), Ad Stelechium de compunctione (lib.

http://pravenc.ru/text/540881.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВФИМИЙ НОВЫЙ [греч. Εθμιος Νος], прп. (пам. греч. 4, 5 янв.). Время и место жизни неизвестны. В Синаксаре К-польской ц. (кон. Х в.) под 4 янв. указана память Е. Н. и говорится, что его мощи находились в к-польской ц. св. Мокия (SynCP. Col. 367). Рус. паломник Антоний Новгородец (ок. 1200) видел в этой церкви мощи святого, к-рый «иже оковався в железах ходил» (Книга Паломник. С. 26). В ряде визант. календарей Е. Н. упоминается под 5 янв. (напр., Минея Paris. gr. 1571, 1253 г.), но чаще - под 4 янв., как в Парижском (Paris. gr. 1590, 1063 г.) и Оксфордском (Bodl. Auct. E.5.10, 1329 г.) списках Типикона Великой ц. ( Mateos. Typicon. Т. 1. Р. 175), в Петровом синаксаре (РНБ. Греч. 240, 1249 г.) и в стишных синаксарях (Paris. gr. 1582, XIV в.; ГИМ. Син. греч. 355 (391), XV в.). На основе стишных синаксарей его память была включена в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца. Ист.: Владимир (Филантропов). Описание. С. 532; SynCP. Col. 369, 371, 978; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 27. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 5-6; Т. 3. С. 12; Εθμιος//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1033; Kuli J. Ricerca sulle commemorazioni giornaliere bizantine nei Menei. R., 1992. P. 69; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αϒιολϒιον. Σ. 145. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/187789.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛПИДИЙ И ЕЛЕНА [греч. Ελπδιος, Ελνη], мученики (пам. греч. 15, 20 янв.). Время жизни и мученической кончины неизвестно. Житие не сохранилось. В Патмосском списке Типикона Великой ц. (IX-X вв.) под 15 янв. отмечена память Е., Данакта-чтеца и Елены. В той же последовательности они указаны в синаксаре 1050 г. Laurent. San Marco. Cod. 787, в Парижском и Оксфордском списках Типикона Великой ц. (Paris. gr. 1590, 1063 г., и Bodl. Auct. E. 5 10, 1329 г.). Данакта-чтеца исследователи отождествляют с Данактом , мч. Иллирийским (пам. 16 янв.). Сведения о Е. и Елене отсутствуют в греч. стишных синаксарях, в нек-рых из них под 20 янв. отмечена память свт. Елена , еп. Тарсийского (напр., в синаксаре ГИМ. Син. греч. 391 (355), XV в.). Память Е. и Елены не вошла в греч. печатные Минеи, «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца и совр. календари греч. Церквей и РПЦ. Ист.: Владимир (Филантропов). Описание. С. 534; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 43; SynCP. Col. 393, 408; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 203. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 15, 19; Ελπδιος//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 663; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αϒιολϒιον. Σ. 129. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/189907.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЛЛИОПИЙ, НИРЕЙ, ОРИОН [греч. Καλλιπιος, Νηρες, Ωρων], мученики (пам. греч. 10 нояб.; пам. визант. 20 окт.). Время и место мученичества неизвестны. К. и Н. были усечены мечом, О.- зарыт живым в землю. В нек-рых стишных Синаксарях сведения о мучениках содержатся под 20 окт. (напр., ГИМ. Син. греч. 369(353), 1-я пол. XIV в.), но в большинстве списков стишного Синаксаря, в Типиконе Великой ц. (IX-XI вв.), в Синаксаре К-польской ц. (кон. Х в.), в греч. печатной Минее (Венеция, 1593) и в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца - под 10 нояб. В ряде рукописей имена мучеников даны в искаженном виде: в Синаксаре Paris. gr. 1590, 1063 г.,- Ирей (Ηραιος) и Каллиопа; в списке Типикона Великой ц. из монастыря Честного Креста в Иерусалиме (X-XI вв.) - Каллипий и Орест; в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца Н. назван Ниром (Νρος). Ист.: Владимир (Филантропов). Описание. С. 522, 525; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 22; SynCP. Col. 209, 212; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 96; Νικδημος. Συναξαριστς. 2003 5. Τ. 2. Σ. 89-90. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 325, 350; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 245, 361, 482. Рубрики: Ключевые слова: КЛАВДИЙ, АСТЕРИЙ, НЕОН И ФЕОНИЛЛА († 285), мученики Эгийские (Эгейские) или Киликийские (пам. 29 окт.; пам. визант. 30 окт., 27 янв.; пам. греч. 30 окт.; пам. зап. 23 авг.) ЛУКИЙ († вскоре после 310), мч. (пам. визант. 20, 21, 22 авг.; пам. греч. 20 авг. и 28 нояб.- в Соборе Киринских святых)

http://pravenc.ru/text/1320081.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕРСА [Персисса, Персида; греч. Πρση, Πρσισσα, Περσδα], мц. (пам. греч. 24 сент.). Время и место мученичества неизвестны. В Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. Х в.) память П. обозначена под 23 сент.; мученица здесь названа Персиссой. В рукописном визант. Минологии 1062-1063 гг. (Paris. gr. 1590) под этой же датой указана память мц. Персии (SynCP. Col. 71-72). В др. рукописном Минологии XII в. (Ambros. B. 104) и рукописи X в., включающей Синаксарь и один из древнейших списков Типикона Великой ц. (Patm. 266), память П. указана под 24 сент. (SynCP. Col. 75-76; Mateos. Typicon. T. 1. P. 44). В рукописном визант. стишном Синаксаре 1295 г. (ГИМ. Син. греч. 390 (354)) память П. под 24 сент. объединена с памятью мч. Говделы (Гаведдая, пам. 29 сент.; см. ст. Дада, Гаведдай и Каздоя ), но ей посвящено отдельное двустишие. Текст этого двустишия, хотя и по иной рукописи (Paris. gr. 3041, сер. XV-XVI в.), приводит Софроний (Евстратиадис) , бывш. митрополит Леонтопольский; из этого текста можно сделать вывод о том, что П. пострадала в юном возрасте: «Малое время, Перса, ты плавала по морю и причалила в великой небесной гавани» ( Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 386). Ист.: SynCP. Col. 71-72, 75-76; Mateos. Typicon. T. 1. P. 44. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 297, Т. 3. С. 647; Владимир (Филантропов). Описание. С. 518. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2580046.html

Миниатюра из Кодекса Экберта. 80-е гг. X в. (Городская б-ка Трира. Cod. 24. Fol. 88 r) Явление Иисуса Христа апостолам Луке и Клеопе на пути в Эммаус. Трапеза в Эммаусе. Миниатюра из Кодекса Экберта. 80-е гг. X в. (Городская б-ка Трира. Cod. 24. Fol. 88 r) Помимо празднований в Соборах апостолов в Византии день памяти К. отмечался 29 или 30 окт. Под 29 окт. память К. указана в Синаксаре К-польской ц. (XII в., архетип Х в.- SynCP. Col. 175), в большинстве др. синаксарей (без сказания) и в списках Типикона Великой ц.: Патмосском (IX-X вв.- Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 18), из мон-ря Честного Креста в Иерусалиме (XI в., архетип Х в.- Mateos. Typicon. T. 1. P. 82), Парижском (Paris. gr. 1590, 1063 г.- SynCP. Col. 171-172; Mateos. Typicon. T. 1. P. 83) и Оксфордском (Bodl. Auct. E. 5. 10, 1329 г.- Mateos. Typicon. T. 1. P. 83). Под 30 окт. память и двустишие К. помещены в стишных синаксарях (напр., ГИМ. Син. греч. 369 (353), 1-я пол. XIV в.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 523 и Paris. gr. 1582, XIV в.- SynCP. Col. 179), а также в греч. печатной Минее (Венеция, 1592 - SynCP. Col. 180) и в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 423), к-рые содержат сведения стишных синаксарей: «Клеопа, еще прежде, чем взглянул на Тебя, Слове, уже славно наслаждается видом Твоим». Под 30 окт. память К. утвердилась в совр. календаре греч. Церквей. В Синайском канонарии IX-X вв. память К. указана под 4 янв. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 209). Впосл. под этой датой установилось празднование Собора 70 апостолов, среди к-рых К. занимал 4-е место после Иакова, брата Господня, и евангелистов Марка и Луки ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 3). При переводе визант. Синаксарей память К. была включена в славяно-рус. Прологи: в нестишные - под 29 окт. (Славяно-русский Пролог по древнейшим спискам: Синаксарь за сент.-февр. М., 2010. Т. 1. С. 276), в стишные - под 30 окт. ( Петков Г. Стишният Пролог в старата бълг., сърб. и руска лит-ра (XIV-XV вв.).

http://pravenc.ru/text/1841293.html

1026.  …ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные (Евр. 4. 12). 1027. Слово 36. По переводу старца Паисия. 1028. Святой Исаак Сирский Слово 1. 1029. Беседа 7, гл. 4. 1030. Святой Тихон Воронежский. Том 15, письмо 103, пункт 4. 1031. Слово 56. 1032. Беседа 27, гл. 16. 1033. Алфавитный патерик. 1034. Patrologiae 50, 73. De vitis patrum, lib. 4, cap. 13. 1035. Алфавитный патерик. 1036. Слово 34. 1037.  …ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже (Ин. 5. 14). 1038.  Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений (Иак. 4. 3). 1039. Лк. 16. 22. 1040. Евр. 12. 6 и проч. 1041. Евр. 12. 3. 1042. Преподобный Марк Подвижник. 226 глав о мнящих от дел оправдитися, гл. 6. 1043. 2 Кор. 12. 7–10. 1044. Алфавитный патерик. 1045. Алфавитный патерик. 1046. Преподобный Исаия Отшельник. Слово 27. 1047. Преподобный авва Дорофей. Поучение 7. 1048. Мф. 10. 28–31. 1049. Мф. 28. 20. 1050. Ответ 139. 1051.  …заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом (Рим. 3. 19). 1052. Слово 37. 1053. Лк. 21. 25. 1054. Благовестник. На Мк. 8. 11, 12. 1055. Быт. 1. 14. 1056. Мф. 2. 2. 1057. Мф. 27. 45. 1058. Мф. 24. 29. 1059. Ин. 6. 63. 1060.  …одно только нужно (Лк. 10. 42). 1061. Святой Исаак Сирский. Слово 25–28. 1062.  …се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28. 20). 1063. Лествица. Слово 26, гл. 52. 1064. Евр. 11. 27. 1065. Святой Исаак Сирский. Слово 28. 1066. Слово 89. 1067. Преподобный Ефрем Сирский. Слово 106. 1068. Откр. 12. 12. 1069. Святой Исаак Сирский. Слово 38. 1070. Мысль эта принадлежит святому мученику Иакову Персянину. Четьи-Минеи, ноября в 26 день. 1071.  Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время (Мк. 13. 33). 1072.  [Если] же хочешь войти в жизнь [вечную], соблюди заповеди (Мф. 19. 17). 1073.  Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную (Лк. 18. 18).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

1056. Иов. 1. 5. 1057. Мф. 6. 21. 1058. Лк. 12. 33. 1059. Мф. 6. 24–33. 1060. Мф. 14. 22–33. 1061. Лествица. Слово 4, гл. 43. 1062. Преподобного Макария Египетского Беседа 7, гл. 5. 1063. Святого Исаака Сирского Слова 43 и 48. 1064. При изображении отношения бумаги, воды и масла употреблены здесь технические выражения физики. 1065. Быт 2. 25. 1066. Еф. 5. 32. 1067. Лк. 2. 14. 1068. Требник. Последование венчания. 1069. Благовестник. Мф 19. 12. 1070. Преподобный Макарий Великий. Слово 1, гл. 13. 1071. Преподобный Кассиан Римлянин. Кн. 4, гл. 5. 1072. Преподобный Варсонофий Великий. Ответ 255. 1073. Мф. 19. 12. 1074. Благовестник. Всякий просящий получает, и ищущий находит (Мф. 7. 8). 1075. Histoire du Christianisme, Fleury. Livre 26, chap. 5. 1076. 2 Кор. 6. 16–18. 1077. Сир. 6. 18–19. 1078. Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих (Еккл. 11. 9). 1079. Прем. 8. 2–4. 1080. Таковы были Савва Освященный (5 декабря), Симеон Дивногорец (24 мая) и многие другие. 1081. Так случилось с преподобным Силуаном. Четьи-Минеи, житие преподобного Пахомия Великого, 15 мая. 1082. Слово 47. 1083. Лествица. Слово 27, гл. 29. 1084. Лествица. Слово 1, гл. 18 и 19. 1085.  Алфавитный патерик. 1086. Книга 11, гл. 3. 1087. Лествица. Слово 1, гл. 4. 1088. «Предание». 1089–1090. «Предание». 1091. «Предание». 1092. Иак. 5. 16. 1093. Добротолюбие Ч. 4. О святых Отцех, иже в Ските, и о рассуждении. 1094. «Предание» 1095. «Предание». 1096. Ответ 603. 1097–1098. «Предание». 1099. Нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы; оставьте расти вместе то и другое до жатвы (Мф 13. 29–30). 1100. Горе миру от соблазнов (Мф. 18. 7). 1101. По причине умножения беззакония во многих охладеет любовь (Мф. 24. 12). 1102. Надобно придти соблазнам (Мф. 18. 7). 1103. 2 Тим. 3. 8. 1104. 2 Фес. 2. 12. 1105. Невежды в вере, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся (2 Тим. 3. 8). 1106. Евр. 10. 26.

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010