2 поколение: 1. Преподобный Варсонофий Великий (и Иоанн Пророк), Святой Венедикт Нурсийский и его ученики; ученики Преподобного Саввы Освященного. 2. Палестина, Италия. 3. Творения Преподобного Варсонофия и Иоанна Пророка («Вопросы и ответы» и Житие Преподобного Варсонофия), «Луг Духовный» — то, что относится к середине VI beka; Беседы Святого Григория Двоеслова и другие его сочинения; Деяния V Bceлehckoro Собора. 3 поколение: 1. Преподобный Авва Дорофей (Блаженный Иоанн Мосх), Святой Григорий Двоеслов (Великий, папа Римский), Святой Григорий Акрагансакий. 2. Палестина, Италия (Египет, Синай). 3. Творения Аввы Дорофея и Григория Двоеслова, Житие Святого Григория Акраганского («Луг Духовный», Великие Четьи–Минеи).   VII ВЕК 1 поколение: 1. Святой Софроний, Патриарх Иерусалимский, Святой Иоанн Милостивый, Блаженный Иоанн Мосх, Преподобный Георгий Хозевит, Блаженный Леонтий Иерусалимский, Преподобный Антиох. 2. Палестина (Синай), Египет. 3. Творения Святого Софрония («Луг Духовный»), Творения Леонтия Иерусалимского, Святого Модеста и «Пандекты» Преподобного Антиоха, Житие Преподобного Георгия Хозевита, Мученика Анастасия Перса. Жития Святого Иоанна Милостивого. 2 поколение: 1. Святой Иоанн Лествичник, Преподобный Максим, Святой Мартин, папа Римский, Авва Фалассий. 2. Синай (Палестина), Ливия (Африка). 3. «Лествица» Преподобного Иоанна Лествичника, Творения и Житие Преподобного Максима Исповедника, Житие Святого Мартина, папы Римского, Творения Аввы Фалассия, Синайский Патерик. 3 поколение: 1. Преподобные Анастасий Синаит и Андрей Критский. 2. Синай (Палестина, Сирия). 3. Творения Преподобного Анастасия Синаита (особенно «Вопросы и ответы» и «Слово на Преображение»). Поучения и песнопения Преподобного Андрея Критского, Деяния VI Bceлehckoro Собора.   VIII ВЕК 1 поколение: 1. Преподобный Исаак Сирин, Святой Герман, Патриарх Константинопольский. 2. Сирия (и Палестина), Константинополь. 3. Поучения Святого Исаака Сирина (там же о жизни современных ему Подвижников), Творения Германа Константинопольского, Житие Преподобномученицы Феодосии, Творения Иоанна Дамаскина (ранние).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

В угоду жене-язычнице Иезавели царь Ахав построил храм и жертвенник Ваалу. Пророк Илия предстал перед Ахавом и объявил, что в наказание за идолопоклонство не будет ни дождя, ни росы на земле, а прекратится засуха только по молитве самого пророка. Дворец Ахава назывался «домом из слоновой кости», поскольку на его отделку пошло огромное количество этого дорогого материала. В руинах дворца найдено около 500 предметов из слоновой кости, причем многие из них были инкрустированы золотом. Когда сегодня видишь в Шомроне множество полуразрушенных колонн – печальных свидетелей минувшего величия, то их вид вызывает в памяти слова другого пророка: «За то сделаю Самарию грудою развалин в поле… обнажу основания ее» (Мих 1: 6). Слова, произнесенные пророком Илией в Самарии царю Ахаву, сбылись: народ стал страдать от нестерпимого солнечного зноя и голода. По своему милосердию Господь послал пророка Илию к сокровенному месту – потоку Хораф, что против Иордана. Из этого потока он утолял свою жажду, а ворон приносил ему мясо и хлеб. Некоторые исследователи считают, что библейский поток Хораф и сегодня не высох, а находится в ущелье Хозева, что недалеко от города Иерихон. Однако на некоторых картах Израиля эпохи Ветхого Завета указывается поток Хораф, который якобы находился примерно 45 км севернее Иерихона в 3–5 км от правого берега Иордана. Греческий монастырь святого Георгия Хозевита, расположенный в окрестностях Иерихона, в ущелье Вади Кельт, основан около 480 года. В этом суровом и благословенном месте можно видеть большую пещеру и обустроенный в ней пещерный храм пророка Илии. По преданию, именно в этой пещере скрывался и молился пророк Илия во время трехлетней засухи (см.: 3 Цар 19: 9). В апреле 2007 года над пещерой можно было видеть двух сидящих черных птиц, о которых греческие монахи сказали нам: «И не вороны, и не грачи, и не голуби». Как называются прижившиеся здесь птицы, никто из монахов не знает. Пророка Илию кормили вороны, то есть крупные птицы с блестящим черным опереньем, гнездящиеся обычно в уединенных местах. И не случайно выражение русского языка: «куда ворон костей не занесет» – так говорят об очень отдаленном или труднодоступном месте.

http://pravoslavie.ru/3509.html

Георгия Аламана и др. Совр. исследователи частично или полностью отрицают историчность 300 святых. К. П. Киррис отождествил большинство из них с известными святыми: напр., преподобных Кассиана, подвизавшегося близ с. Алектора (пам. кипр. 16 сент.), и Кассиана, жившего близ с. Авдиму (пам. кипр. 4 дек., 28(29) февр.),- с прп. Иоанном Кассианом Римлянином , мч. Константина Ормидийского - с друнгарием Константином Вавуциком из числа Аморийских мучеников , прп. Авксентия Чудотворца - с прп. Авксентием Вифинским . Синаксарные жития в составе служб, написанных в XVIII-XIX вв., нередко содержат сюжеты, заимствованные из житий визант. святых. Напр., одно из чудес прп. Ионы совпадает с описанным в 21-й гл. соч. «История боголюбцев» Феодорита Кирского ( Theodoret. Hist. rel. XXI 24//PG. 82. Col. 1445). Основные эпизоды Жития прп. Кендея сходны с биографией прп. Иоанна Хозевита (пам. 3 и 28 окт.). Считается, что культ 300 святых оказал влияние на возникновение на Кипре почитания 318 святых, чьи мощи находятся в ц. св. Отцов близ с. Пано-Архимандрита. По местному преданию, эти святые приплыли на Кипр из Сирии, спасаясь от гонения, высадились в Писури, пришли в Пано-Архимандриту, где были убиты язычниками ( Gunnis R. Historic Cyprus. [L.], 1936. P. 174-175). Ист.: Bustron F. Chronique de l " île de Chypre/Publ. par R. de Mas Latrie. P., 1884. P. 32-35, 44-46, 461; Sathas C. N. Vies des saints allemands de l " Église de Chypre//Archives de l " Orient latin. P., 1884. T. 2. P. 405-427; Leont. Makhair. Chronicle. T. 1. P. 28-36; Παπαδπουλλος Θ. X . Εκ τς Αρχαιοττης Ιστορας το Πατριαρχεου Ιεροσολμων//Να Σιν. 1952. Σ. 28-30 (отд. отт.). Лит.: Delehaye H. Saints de Chypre//AnBoll. 1907. Vol. 26. P. 249-254; Κρρης Κ. Π. Αλαμνοι γιοι τριακσιοι της Κπρου//ΜΚΕ. 1984. Τ. 1. Σ. 329-331; idem. (Kyrris C. P.). The «Three Hundred Alaman Saints» of Cyprus//The Sweet Land of Cyprus: Papers Given at the 29th Jubilee Spring Symp. of Byzantine Studies, Birmingham, March 1991/Ed. A. A. M. Bryer, G. S. Georghallides. Nicosia, 1993. P. 203-235; idem. Πντε κυπριακ γιολογικ μελετματα//Επετηρδα Κντρου Μελετν Ιερς Μονς Κκκου. Λευκωσα, 1996. Τ. 3. Σ. 69-110; Μακριος, ρχιπ. Κπρου. Κπρος Αγα Νσος. Λευκωσα, 19972; Βλσιος Σταυροβουνιτης, μον. Πατερικν τς Νσου Κπρου. Θεσσαλονκη, 19993. Σ. 18-27.

http://pravenc.ru/text/1840115.html

За заслуги перед Русской Православной церковью о. Анатолий был награждён правом служения литургии с открытыми царскими вратами до «Отче наш». В декабре 2018 года в честь 65-летия за безупречное служение Богу и людям в священном сане отец Анатолий был награжден патриаршей наградой, - правом ношения второго наперсного креста с украшениями. 9-й день по исходе души о. Анатолия приходится на вторник – 21 января, память прп. Георгия Хозевита, о котором в конце жития говорится: «Благочестиво пожив, многими трудами угодив Богу, преподобный Георгий заболел тяжелым недугом, и был отозван в небесные обители, достигнув глубокой старости». Этого же сподобился и наш дорогой батюшка о. Анатолий. 40-й день его памяти приходится на 21 февраля, - отдание праздника Сретения Господня, напоминающего нам о молитве праведного Семеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши раба Твоего Владыко, по глаголу Твоему, с миром…». Отец Анатолий был опытным наставником, клира и прихожан Александра Невского храма, являясь духовником многих из них. Как пастырь, он обладал большой отеческой любовью и мудростью. Каждый, кто имел счастье соприкоснуться с ним, будет всю оставшуюся жизнь носить отблеск его светлого образа в своём сердце, помнить его наставления и вдохновляться его примером усердного служения Богу, людям и Христовой Церкви. Упокой Господи в селениях праведных душу усопшего раба Твоего протоиерея Анатолия и даруй ему Царство Небесное! Светлая и вечная ему память!!! 1. Верхний ряд: о. Василий Лесняк, о. Михаил Сечейко, о. Василий Стоиков. Нижний ряд: о. Владимир Шуста, о. Анатолий Мороз и о. Вячеслав Шоломицкий. В 1960-е годы на встрече выпускников СПб Д.А. 2. Три друга одноклассника, на поздравлении о. Анатолия в алтаре храма св. А. Невского 3. Церковь Александра Невского в 1990 г. 4. Храм св. Александра Невского после полного восстановления 5. Внутренний вид и убранство храма св. Александра Невского 6. Вид с Невы на храм Александра Невского в зимнее время 7. Портрет с наградами на груди о. Анатолия у его гроба в центре храма

http://ruskline.ru/analitika/2020/01/20/...

Иоанн провел в окрестностях этого монастыря в суровых условиях пустынножительства последние восемь лет своей жизни. Там расположены множество пещер, высеченных в отвесных скальных склонах по обоим берегам потока Хозива, в которых на протяжении многих веков жили монахи румыны. В одной из этих пещер с небольшой часовней св. Анны вел подвижническую жизнь иеросхимонах Иоанн Якоб. Находится она в пустынной местности Рува, на левом берегу потока, в трех километрах от монастыря. Вход в пещеру расположен на высоте 7 метров от уровня поверхности воды, забраться туда можно только с помощью лестницы. В пещере три помещения. Первое площадью 12 квадратных метров, имеет нишу, вырезанную в стене, служащую престолом; здесь постоянно молился святой Иоанн. Здесь же он отдыхал на рогоже, расстеленной на доске, размышлял и писал стихи. Через лаз, пробитый в стене, можно проникнуть во второе помещение в 6 квадратных метров, где пустынник вкушал то немногое (хлеб, сухари, маслины, чай), что ему приносил из монастыря его ученик Иоанникий Пырыяла. Третье помещение представляло собой «пещеру почивших», где находились останки тех, кто подвизался здесь прежде. Вот как описывает его житие в своей книге о румынских святых архиепископ Томисский Лукиан (Флоря): «В этой убогой келье молился и смирял себя в последние годы своей жизни праведный Иоанн, терпя хлад и зной, глад и жажду, болезни и прочие невзгоды и многие искушения. Осененный благодатью Святого Духа, имея великую веру, мужественно преодолевал он все трудности и испытания. Большую часть дня и ночи проводил он в молитвенном бдении, обретя дар совершенной молитвы. Вкушал пищу один раз в день, вечером; сну отводил 3-4 часа в сутки. Читал Священное Писание и творения Святых Отцов, или переводил из них полезные для души поучения. Отдыхая, пел духовные гимны, имея голос красивый и приятный, и сочинял стихи. В пещерной часовне совершал полное монашеское правило. Иногда, по большим церковным праздникам, служил в храме прп. Георгия Хозевита. Тогда он спускался из пещеры по лестнице и шел в монастырь ко всенощному бдению, потом сослужил в соборе литургию и причащался Святых Таин. Затем он участвовал в общей монашеской трапезе и снова возвращался в свою пещеру».

http://pravoslavie.ru/41309.html

Монастырь Мегалос Агрос был основан, по всей вероятности, примерно в конце VIII века, в эпоху иконоборчества. Есть предание о том, что основателями монастыря были 40 монахов, бежавших вместе с игуменом Феофаном из монастыря с одноименным названием в Кизике. Они привезли с собой икону Богородицы. Эти монахи нашли убежище в монастыре святого Николая Чудотворца в Акротири, где оставались до тех пор, пока не был построен монастырь Агрос. Этим объясняется тесная связь между этими двумя монастырями, существовавшая вплоть до XVI века, так что даже их доходы считались общими. Подобным образом и другие монастыри основаны были монахами из иных земель, которые привозили с собой иконы Пресвятой Богородицы, по преданию, чудом извлеченные из моря. Монастырь преподобного Антония уже существовал в епархии Хитрии (Китреи) во времена арабских набегов (VII–X вв.). Он стоял на высоком крутом пике Пентадактилос; в нем жило небольшое количество монахов. Должно быть, монастырь был полностью уничтожен довольно рано, поскольку упоминаний о нем нет ни в одном документе времен Лузиньянов (1192–1489). Однако об этом монастыре говорится в житии святого Димитриана, который служил там игуменом, пока не стал епископом Хитрии в 885 году. Фрески в церкви (прежде – монастыре) Панагии Асину, как установлено сегодня, восходят к 965 году, поэтому основание его также датируется X веком. Стегийский монастырь святого Николая Чудотворца – XI века, и доказательством этому также служат фрески в церкви. Одно старинное здание монастыря свидетельствует о существовавших ранее кельях, сейчас, к сожалению, находящихся в руинах, как и церковь Панагии Асину. Монахи-беженцы, вероятно, также основали монастырь в честь иконы Божией Матери «Катаркотисса», что недалеко от Ларнаки, и монастырь в честь иконы «Апосинтиотисса», что недалеко от Сихари, а также обители в честь икон «Антифонитиса» и «Пантадактила». Среди великих деятелей кипрского монашества следует упомянуть святого Георгия Хозевита, который провел свою юность на Кипре, жил отшельником в Святой Земле, а затем продолжил подвижническую жизнь в монастыре Хозева в ущелье Вади Кельт в Иордании. Были еще преподобный Георгий Кипрский, живший отшельником в течение многих лет в горах Малой Азии и ставший известным благодаря своей борьбе с еретиками-иконоборцами в VIII веке, и святой Афанасий, основатель монашеской общины на горе Афон, который нашел приют в Лерейском монастыре на Пафосе во второй половине X века.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

общины Иерусалимской Православной Церкви (ИПЦ). В сер. V в. известны первые примеры своеобразного сотрудничества между лаврами и киновиями И. п. Так, мон-рь прп. Феоктиста служил подготовительной ступенью для молодых иноков, желавших в дальнейшем подвизаться в лавре прп. Евфимия. Мон-ри имели одного управляющего хозяйством и общие земельные владения. В VI в. подобное сотрудничество стало обычаем небольших обителей, образовавшихся рядом с крупными мон-рями Хозива (прп. Георгия Хозевита ), прп. Саввы Освященного и др. В этот же период прп. Евфимий ввел традицию ежегодного ухода из мон-рей в пустыню на время Великого поста ( Cyr. Scyth. Vita Euthym. S. 13). В таких походах по пустыне определялись места для образования новых мон-рей. Указания на следование этой традиции еще на рубеже VI и VII вв. сохранились в «Луге духовном». Важное нововведение в жизни И. п. связано с подвижничеством прп. Герасима Иорданского , к-рый ок. 455 г. основал мон-рь, сочетавший в себе черты лавры и киновии. Центральные постройки мон-ря составляли единый комплекс, рядом располагались и хозяйственные службы, но часть наиболее опытных монахов жила в отдельных пещерах по обычаю лавры. Подобное сочетание киновии и лавры позднее утвердилось также в мон-рях Каламон и Хозива. Рака прп. Феодосия Великого (Киновиарха) в основанном им мон-ре Монашество И. п. скорее всего было вовлечено в восстание 451-453 гг. против постановлений Халкидонского Собора и деятельности свт. Иувеналия Иерусалимского. Тем не менее следует предполагать, что большинство наиболее активных участников движения составили монахи из обителей Иерусалима и его окрестностей; об участии в восстании монахов И. п. прямых сведений нет. Прп. Евфимий Великий стремился уклониться от настойчивых просьб присоединиться к осуждению Халкидона и вскоре после начала беспорядков удалился на нек-рое время из лавры в пустыню Рува. Вероятно, отказ прп. Евфимия поддержать движение способствовал тому, что мн. монахи И. п. также стали противниками восстания и после возвращения свт.

http://pravenc.ru/text/1237767.html

Отец Иоаким никогда никого не пускал ночевать в монастыре, но накануне вышел он к воротам, чтобы запереть монастырь на ночь, а тут какой-то незнакомец, ни слова не знающий ни по-гречески, ни по-английски, как-то жестами дал понять, что ночевать ему негде – и, надо же! – уговорил пустить в келью. Отец Иоаким нарушил свой собственный устав и пустил паломника на ночлег. И вот этот Владимир – высокий и очень сильный, настоящий русский богатырь, – услышав крики, выбежал и спас отца Иоакима. Грабители (а это было очевидно: они шарили по карманам у убитой и ее сына, искали ключи) испугались, увидев такого огромного человека, и убежали. (Владимир сейчас подвизается в одном из Афонских монастырей.) Так этот паломник спас отца Иоакима, но Анастасию спасти не удалось, она уже была мертва. Ее похоронили тут же в монастыре. И уж не знаю, почему это понадобилось, просто через несколько лет отец Иоаким открыл крышку гроба – и увидел, что останки его матери нетленны. Мать приснилась ему однажды, на лбу ее были три кровоточащие раны. И она сказала, что Господом было попущено пролиться крови ради этого святого места, чтобы здесь стояла церковь. Хотя убиенная не причислена к лику святых, уже написаны ее иконы, ей молятся как мученице Анастасии Елеонской. Отец Иоаким устроил рядом с храмом склеп, в котором и покоится тело мученицы Анастасии Елеонской – лежит она в открытом гробу, видно высохшее лицо, но все черты лица сохранились, видны губы, глазницы. Такие же нетленные мощи, как у преподобного Иоанна Румына в монастыре Георгия Хозевита. И сын сейчас прибегает с молитвой к своей матери. Архимандрит Иоаким долго пытался восстановить храм, но средств на это нет, и он решил просто построить несколько часовен в честь Двенадцати Апостолов, которые присутствовали при Вознесении Христа здесь, на Елеонской горе. К этой святыне редко ходят паломнические группы, а самарские паломники теперь бывают и здесь. Отец Иоаким мечтает, что в дальнейшем это будет Вознесенский монастырь. Ну а пока обитель посвящена преподобной Пелагеи Елеонской.

http://pravoslavie.ru/37416.html

П. Ю. Лебедев, Е. Н. Мещерская, Н. С. Смелова Почитание в православной традиции Центром почитания И. и А. является Палестина: в Иерусалиме близ купальни Вифезда , к западу от Львиных ворот, находился дом И. и А., где, согласно местному преданию, они скончались. По сообщению игум. Даниила (нач. XII в.), на этом месте была построена церковь, под ее алтарем была пещера, где хранился их гроб («Хожение» игумена Даниила в Святую Землю в нач. XII в. СПб., 2007. С. 37). Здесь расположена правосл. ц. Рождества Пресв. Богородицы с криптой (пещерой). В эпоху крестоносцев в Иерусалиме появились храмы, посвященные А. и сохранившиеся до наст. времени: рядом с домом И. и А. была построена базилика прав. А. (восходящая к XII в.), а в ц. Гроба Богородицы (Успения Богородицы) в Гефсимании была устроена часовня И. и А. на месте захоронения кор. Мелисенды (подробнее см. в ст. Иерусалим ). В этой часовне, расположенной на месте родовой усыпальницы семейства Пресв. Богородицы, находятся гробницы И. и А. Почитание И. и А. на Св. земле было также связано с мон-рем Хозива (V в.): согласно местному преданию, И. молился о даровании ему потомства в пещере прор. Илии на территории мон-ря. К востоку от монастыря находится пещера прп. Георгия Хозевита , где, по преданию, некоторое время жила А. Обе пещеры называются скитом прав. Анны. В К-поле известны неск. храмов, освященных во имя А., самым древним из к-рых является церковь в Девтероне, построенная, как сообщает Прокопий Кесарийский, имп. Юстинианом I ок. 550 г. ( Procop. De aedificiis. I 3). Церковь пострадала во время землетрясения 16 мая 865 г. и была восстановлена имп. Василием I Македонянином (867-886); при вдове имп. Алексея I Комнина Ирине (нач. XII в.) эта церковь еще существовала ( Janin. Églises et monastères. P. 35-37). Церковь в Дигистеях построена, по сообщению патриографов, св. Феодорой (842-856), супругой имп. Феофила, на месте, где ее лошадь дважды споткнулась по пути во Влахерну и обратно. В эпиграмме Антиохийского патриарха Феодора IV Вальсамона (XII в.) содержится упоминание о ц. во имя А. в мон-ре Пресв. Богородицы Одигитрии. В Палатии церковь была построена имп. Львом VI Мудрым (886-912) недалеко от дворца императрицы. В мон-ре Пресв. Богородицы в Пиги (см. ст. «Живоносный Источник» иконы Божией Матери мон-рь ) находилась часовня во имя Анны. Храм или часовня в Халкопратиях, по мнению Р. Жанена, могли находиться на территории храма Пресв. Богородицы (Ibid.). По сообщению Псевдо-Кодина (сер. XIV в.), Анна, супруга имп. Льва III Исавра (717-741), построила мон-рь во имя Анны, известный также как мон-рь Спуда ( Preger T. Scriptores originum Constantinopolitanarum. Lpz., 1907, 1975r. Vol. 2. P. 251; Janin. P. 38).

http://pravenc.ru/text/Иоаким и ...

По дороге встречают и посещают Сорокодневную гору Искушения, где Спаситель 40 дней постился и был искушаем от диавола; останавливаются на ночлег в Иерихоне, а на утро идут по долине Иорданской, заходя в монастырь св. Предтечи, к Иордану. На берегу священной реки, в палатке с современною церковью, на том месте, где, по преданию, совершилось крещение Господа, 5 января совершается вечерня и литургия, и при возгласе: «во Иордане крещающуся Тебе, Господи...» все присутствующие спешат раздеваться и в чистых сорочках погружаются в священные воды Иордана. На берегах Иордана паломники проводят весь день 5 янв. и всю ночь. Еще до заката солнца служится вечерня, а после заката полунощница; утреня начинается в 11–12 часов ночи, а затем Божественная литургия, отчасти на славянском языке. На заутрие в Богоявление Господне производится снова водосвятие и снова всеобщее погружение в воду. На обратном пути богомольцы посещают сперва монастырь пр. Герасима, а затем обитель Иоанна Хозевита и Спиридоньевский монастырь. Иные же посещают еще знаменитую лавру св. Саввы Освященного, а некоторые – Мертвое море. Большим караваном совершают богомольцы путешествие в Назарет к 25 марта, останавливаясь по пути в Аврамиевском монастыре, близ с. Рамалы, у источника Самарянки, близ г. Сихема, или Наблуса, – в самом Сихеме, в греческом монастыре св. Георгия, в Самарии, или Севасте, где посещают темницу св. Иоанна Крестителя, – в Дженине или Дофаиме и др. Целый день 25 марта и две ночи проводят они в Назарете, посещая достопамятные места; отсюда через Кану Галилейскую идут на гору Блаженств, а затем на гору Благословения хлебов, затем до заката солнца приходят в Тивериаду, где для них освящается вода озера Геннисаретского и рыба; паломники купаются в озере или в горячих ключах. Утром рано снимается караван и идет в Фавор. Часа через полтора поднимаются на вершину горы Преображения, где встречает их братия греческого монастыря колокольным звоном; усталые паломники, не смотря на свое изнеможение, идут прямо в храм и повергаются ниц пред местом Преображения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010