Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Паломническая служба Паломническая служба Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата приглашает всех желающих посетить Святую Землю (святые места Израиля и Палестины). Попечение о паломниках окажет Русская духовная миссия в Иерусалиме. Размещение – в гостинице Русской Православной Церкви в Вифлееме или в Горненском монастыре. В сопровождении насельницы Горненской обители паломники посетят монастыри, храмы Святой Земли, места, где проходила земная жизнь Христа Спасителя, Божией Матери и великих угодников Божиих. Паломническая служба ОВЦС также помогает епархиям и приходам организовать паломнические поездки на Святую Землю в любые удобные сроки. Организуются и индивидуальные паломничества.  Обращайтесь по адресу: Москва, Даниловский вал, 22 (Паломническая служба находится здании Отдела внешних церковных связей на территории Данилова монастыря). Проезд: станция метро «Тульская». Телефон: (495) 952-26-84. E-mail: ps.uzu@patriarchia.ru ,  ludapalomnik@mospatr.ru ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПАЛОМНИЧЕСТВА В СВЯТУЮ ЗЕМЛЮ  (Израиль, Палестина) на семь дней 1 день Прибытие в аэропорт Тель-Авива. Размещение в гостинице 2 день Паломничество по Иерусалиму. Гефсимания. Крестный путь. Храм Гроба Господня. Сион. Прием в Иерусалимской Патриархии. Посещение Русской Духовной Миссии. Ночная литургия у Гроба Господня. 3 день Иудейская пустыня: монастырь св. Георгия Хозевита, Иерихон: монастырь пророка Елисея, дерево Закхея, монастырь св. Иоанна Предтечи; Сорокодневная гора: монастырь Искушения. Монастырь преп. Герасима Иорданского. Хеврон, участок Русской духовной миссии, Мамврийский дуб. Великая лавра св. Саввы Освященного Вифлеем: базилика Рождества Христова, поле пастушков. Вифания: гробница Лазаря. Елеонская гора: место Вознесения,  Спасо-Вознесенский монастырь. 6 день Выезд в Галилею: гора Фавор, Назарет, Кана Галилейская, Капернаум. Тиверия: подворье св. Марии Магдалины (Русская духовная миссия). 7 день Лидда: храм и гробница св. вмч. Георгия Победоносца. Яффа: русский монастырь св. апостола Петра, гробница праведной Тавифы. Выезд в аэропорт и вылет в Москву. Стоимость поездки включает: Дополнительная оплата производится в Русской духовной миссии (необходимые расходы по программе – 70 долларов). Подпишитесь на наш телеграм канал, чтобы быть в курсе актуальных новостей и статей! © 2024 ОВЦС МП Обратная связь

http://new.mospat.ru/ru/pilgrimage/

Израиль (святыни) Материал из Азбука паломники Перейти к навигации Перейти к поиску Израиль Из всех святых мест Палестины здесь указаны лишь те, в которых находятся святые мощи, чудотворные иконы, а также гробницы ветхозаветных патриархов, праведников и пророков. Наибольшее число святынь в Палестине находится в храмах и монастырях Иерусалимской Православной Церкви. ИЕРУСАЛИМ. Собор Воскресения Христова (Храм Гроба Господня) (поделен между православными, католиками, армянами, коптами, эфиопами и яковитами): Православный монастырь Св. Константина и Елены (около храма Гроба Господня). Мощи и икона: Православный Монастырь Великой Панагии (Иерусалим) (около храма Гроба Господня). Мощи и иконы: Яковитский храм Св. Апостола Марка в Старом Городе : Армянский собор Святого Иакова (Иерусалим) (открыт с 6 до 7.30 и с 15 до 15.30). Мощи: Синагога на горе Сион : Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Елеон) : Монастырь св. Марии Магдалины (Иерусалим) . Мощи и икона: Монастырь Вознесения Господня (Иерусалим) (православный женский монастырь): Православный монастырь Св. Пелагии на горе Елеон : Иосафатова долина : Собор Святой Троицы (Иерусалим) (Русская Духовная Миссия): Горненский монастырь (район Эйн-Карем): БЕЙТ-ЛАХМ (ВИФЛЕЕМ) (Палестина) : Храм Рождества Христова (Вифлеем) : Церковь Николая Чудотворца (Бейт-Джала) : Мужской монастырь прп. Саввы Освященного , закрыт для женщин. Мощи: Монастырь Феодосия Великого (Палестина) . Мощи: ЭЛЬ-ХАЛИЛЬ (ХЕВРОН) (Палестина) : гробница Махпела (принадлежит иудеям и мусульманам). Мощи и святыни: Монастырь Святой Троицы (Хеврон) (Русская Духовная Миссия): гробница прав. Руфи и Иессея (принадлежит иудеям). ХАЛЬХУЛЬ (ок. 7 км. к северу от Хеврона): БАНИ-НАИМ , близ Хеврона: ТЕЛЬ-АВИВ. Горненский монастырь , подворье праведной Тавифы (район Яффо): ПАЛЬМАХИМ , близ Ришон-ле-Циона: КЕФАР-САВА (ок. 25 км. к северо-востоку от Тель-Авива): БЕЙТ-ШЕМЕШ (ок. 20 км. к западу от Иерусалима): Православная Фаранская Лавра ( Скит св. Харитона Исповедника (Вади Фара) ) (Палестина, к юго-западу от Иерихона). Мощи: Монастырь св. Георгия Хозевита (Вади Кельт) (Палестина, к юго-западу от Иерихона). Мощи: НАБЛУС (СИХЕМ) : ПРАВОСЛАВНЫЙ МОНАСТЫРЬ СВ. ФОТИНИИ САМАРЯНКИ (близ Наблуса, на колодце Иакова). Мощи: Д. АВАРТА , близ Наблуса: КИФЛ-ХАРЕС (Палестина, близ Сальфита): Монастырь Преображения Господня (гора Фавор) (православный греческий женский монастырь) (к юго-востоку от Назарета): ТИВЕРИЯ. гробница Праматерей (принадлежит иудеям). Мощи: Д. МАШХАД (Северный округ). Мечеть Наби-Юнус. Мощи: ХОЛМ ТЕЛЬ-КЕДЕШ, Северный округ: ЦЕФАТ. Синагога Сима и Евера : Кладбище: Мужской монастырь прп. Герасима Иорданского (православный мужской монастырь) (к северу от Иерихона). Мощи и иконы: Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Израиль_(святы...

Здесь же, рядом с нишей, в серебряных ларцах хранятся черепа Иоанна Хозевита и др. подвижников. На южной стене: (слева направо) знаменитые святые и монахи-подвижники: св. Евфимий, св. Лаврентий и св. Стефан (в окне), Савва Освященный, Кириак и Харитон (в окне), Калинник (на столбе), Варлаам, Индийский отшельник и Иоасаф Индийский царевич (Будда), Иоанн и Варсонофий Великий †563, палестинский отшельник – авторы “Руководства к духовной жизни, в ответах на вопрошения учеников преподобных отцев Варсонофия Великого и Иоанна”. На верхнем ярусе изображены: св. Митрофан †326, патриарх Константинопольский, св. Фома, св. Евфросиния и Матрона, 40 мучеников из Себастии, Иоанн и София – родители св. Саввы, св. Аркадий, св. Ксенофонт, св. Даниил Столпник †490, Встреча Марии и Елисаветы, Сретение. Иконостас относительно новый (сооружен в 1942 году), все его иконы современного письма, кроме Царских врат, створки которых расписаны иконами: Благовещение, св. Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий, Николай Угодник, они относятся ко времени императора Алексея II Комнина (1167-1183). Церковь свв. Иоанна Хозевита и Георгия Хозевита (часовня св. Стефана). С северо-восточной стороны от церкви Пресвятой Богородицы находится частично высеченная в скале тесная часовенка Святых Иоанна Хозевита и Георгия Хозевита. Она соединена с главным храмом небольшим притвором, вход в нее с юго-западного угла. У северной стены находится реликварий с черепами сорока епископов (или монахов), претерпевших мученическую смерть во времена персидского нашествия. В маленьких нишах на противоположных стенах хранятся деревянные ларцы с черепами: на северной (слева) – св. Ксенона Отшельника и на южной (справа) – св. Георгия Хозевита, тело же святого захоронено в гробнице за иконостасом справа. В центре, в раке под стеклом, покоятся мощи св. Иоанна Румынского (1913-1960), прославившегося своими аскетическими подвигами в монастыре св. Георгия Хозевита. (Черепа и мощи всех остальных монахов, умерших в этом монастыре, хранятся в отдельной пещере-усыпальнице, расположенной вне монастыря, в расстоянии 150 метров к востоку от него. По уставу монастыря, усопших хоронят без гроба, неглубоко в земле; место отмечают надгробной плитой и деревянным крестом, затем, по прошествии определенного времени (трех лет), кости вынимают и складывают в общую гробницу, а черепа, количество которых уже превышает число 250, кладутся отдельно, на полу, вдоль стен усыпальницы).

http://sobory.ru/article/?object=04044

В 1952 г. он удалился в монастырь преподобного Георгия Хозевита, расположенный к западу от Иерихона. В окрестностях этой обители находится множество пещер, высеченных в отвесных скалах, в которых на протяжении многих веков жили монахи-румыны. В одной из этих пещер в суровых условиях пустынножительства преподобный Иоанн провел последние восемь лет своей жизни. В этой убогой келии преподобный подвизался в молитве, претерпевая холод и зной, голод и жажду, болезни и многие искушения. Большую часть времени он проводил в молитвенном бдении, пищу вкушал один раз в день, вечером; сну отводил три-четыре часа; читал Священное Писание и творения святых отцов. В пещерной часовне совершал полное монашеское правило. Иногда, по большим церковным праздникам, он спускался из пещеры и сослужил в соборе преподобного Георгия Хозевита Литургию, причащался Святых Таин, затем участвовал в общей монашеской трапезе и снова возвращался в свою пещеру. В этой пещере преподобный Иоанн мирно почил о Господе 5 августа 1960 г. Ему было 47 лет, из которых 24 года он провел в Святой Земле. Тело его, изможденное постом и постоянным бдением, было положено в той же пещере. Спустя 20 лет, в 1980 г., согласно монастырским традициям, совет старцев монастыря открыл пещеру, чтобы положить останки преподобного в общую могилу. Все присутствующие засвидетельствовали нетленность тела, нисколько не изменившегося с течением времени. По распоряжению Иерусалимского Патриарха Венедикта останки были перенесены в монастырский храм, где было отслужено 40 Литургий. Гроб с телом преподобного Иоанна был поставлен у святого алтаря, и над ним возносились поминальные молитвы. После того, как отслужили все Литургии, тело подвижника было все так же нетленно. Его с благоговением переложили в раку из черного дерева, которую поставили в храме рядом с мощами преподобного Григория Хозевита. В 1992 г. Румынская Православная Церковь причислила преподобного Иоанна Нового Хозевита к лику святых. Память его совершается 5 августа (нов. ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/da...

В монастырь можно пройти минуя двое ворот – внешние, построенные в 1909 году, и внутренние. Один из монахов назначается привратником и живет постоянно в келье около ворот. Двойные ворота сделаны не только в целях безопасности, они как бы обеспечивали своего рода таможенный досмотр. Между воротами находится небольшой дворик, здесь раньше посетители ожидали приема и проходили “селекционный досмотр” (пока не выяснят кто ты такой). Женщины дальше вторых ворот не допускались (сегодня это правило отменено), здесь же арабы, поставщики продовольствия развьючивали своих ослов. Поднявшись в монастырь, мы попадаем как бы в просторную приемную, где есть всегда вода для питья, стол и сиденья для отдыха. Посетителям обычно предлагают разные напитки и угощения как знак гостеприимства игумена монастыря иеромонаха Антония. Южная часть этой приемной выходит на балкон, нависающий над бездонной пропастью и откуда открывается потрясающий вид. Насладившись видом, посетители могут пройти в северную часть, со стороны которой, за небольшим притвором, находятся церкви Святой Девы Марии и к востоку от нее – церковь св. Стефана, или свв. Иоанна Хозевита и Георгия Хозевита. Церковь Святой Девы Марии. В главной церкви монастыря, посвященной Пресвятой Богородице, роспись стен и сводов храма сделал русский монах отец Дионисий. На западной стене изображены: Иоанн Колов †422, египетский отшельник (слева, на столбе), за ним: Иоанн Хозевит, Георгий Хозевит, св. Феоктист, Феодосий Киновиарх, преп. Зосима †523, палестинский отшельник и Мария Египетская. Сверху, над ними – Успение Богородицы, Воскресение Христа и икона, на которой написано: “ΣΟΧΟΔΟΩΖΗ ΗΓΗΠ” (Живоносный Источник). Самый верхний ярус изображений занимает сцена Распятия. На северной стене: св. Аверкий, епископ Иерапольский †167, Афанасий Афонский †1000 – основатель киновиального монашества на Афоне, св. мученики Козьма и Дамиан, Пресвятая Дева Мария, по бокам ниши: Иоахим, неизвестный святой, Герасим. На верхнем ярусе изображены: Богоявление, Воскрешение Лазаря, Первое чудо в Кане, Преображение, Вход Христа в Иерусалим, Вознесение.

http://sobory.ru/article/?object=04044

Конечно, бывают и случаи нетленности тел святых. Например, в Киево-Печерском, Псково-Печерском монастырях даже и некоторые не прославленные угодники лежат нетленными. Но это условия климата. Хотя, конечно, действие благословения Божьего здесь тоже присутствует. И тем не менее так ведь не во всех монастырях происходит! Если бы это было обязательным правилом, это было бы везде. Но получается, что в Киево-Печерском монастыре есть, а рядом, в Чернигове, например, этого нет. И уж конечно, нетленность никак не может быть критерием святости. На Афоне даже наоборот: считается, что если тело не истлело, значит, человек не угоден Богу. И это убеждение достаточно основательно. Земля не принимает. Ведь существуют предания о том, что колдунов или ведьм не принимает земля, и они часто лежат нетленные. На этом основаны и древние предания о вурдалаках, о живых мертвецах и т. п. Останки людей, связанных с нечистой силой, часто бывают нетленными. А бывает, по благодати Божией, и по-другому. Например, в монастыре Георгия Хозевита под Иерусалимом лежат мощи св. Иоанна Румына или Иоанна Нового - почти не тронутые тлением. При этом он сам про себя написал перед смертью стихи: Недостойно мое тело Чтобы чествовать его Ибо часто не хотело Слушать Бога своего. Но Господь решил, что достойно. А рядом лежат мощи самого Георгия Хозевита, основателя Лавры, - и это только череп святого, только честная глава. Теперь обратимся к самому слову " нетленное " . Что это? Оказывается, это не то, что сохранилось от мертвого тела в целости. Когда мы говорим " нетленное наследие Церкви " - мы имеем в виду то, что и не подлежит тлению. Есть вещи духовные, вещи благодатные, которые тлению не подлежат. Вот что значит нетленность! Вот здесь можно говорить о критерии святости! Если мощи сохранили силу святого, благодатый дар чудотворения, значит, он действительно был святым! И с этой точки зрения косточки преподобного Серафима и косточки преподобного Сергия Радонежского (а ведь тела этих великих святых не оказались " нетленными " ) гораздо сильнее, живее и мощнее, чем некоторые совершенно нетленные тела, которые могут быть показаны в анатомическом театре.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/1...

В этой пещере с непрерывной мыслью о Боге и думой о родной стране старец Иоанн мирно почил о Господе 5 августа 1960 года. Было ему только 47 лет, из них 24 года он провел в Святой Земле. Тело его, изможденное постом и постоянным бдением, было положено в третьем отделении пещеры, где упокоились схимонахи, жившие здесь прежде. Старец обрел вечное упокоение после стольких подъятых им на себя трудов, и уготовал ему Господь рай, предназначенный для тех, кто всей душой любит Его. Кончина благочестивого Иоанна потрясла и опечалила многих. Отдавая почившему последние почести, журнал «Святые места» посвятил ему целый номер, рассказав о его трудах и житии. Ученик старца Иоанникий Пырыяла издал в 1968 и 1970 годах в Иерусалиме два тома его стихотворений, переводов и поучений под названием «Пища духовная» с предисловием архиепископа Аристовула из Иерусалимской Патриархии. В течение 20 лет тело иеросхимонаха Иоанна пролежало в пещере св. Анны. В начале августа 1980 года, согласно местным традициям, совет старцев монастыря прп. Георгия Хозевита открыл «пещеру почивших», чтобы положить останки в общую могилу. При сем присутствовали множество греческих и румынских монахов и архимандритов, а также паломники из Румынии. Присутствующие были поражены увиденным. Все засвидетельствовали нетленность тела, нисколько не изменившегося с течением времени. Архимандрит Амфилохий, настоятель монастыря прп. Георгия Хозевита, позднее вспоминал: «Мы ожидали увидеть одни лишь святые кости, а почувствовали дивное благоухание. Когда мы сняли крышку гроба, то увидели отца Иоанна словно пребывающим во сне; разложение не затронуло его тела, оно было таким же и в момент смерти. Как будто мы положили его здесь всего несколько часов назад, даже не часов, а только что; облик его был без малейших изменений. Тление не коснулось ни его рук, ни бороды и волос, ни рясы и обуви». Об этом сразу сообщили Патриарху Иерусалимскому Венедикту, и он распорядился перенести останки старца в храм монастыря прп. Георгия Хозевита. 7 августа 1980 года мощи святого Иоанна были взяты из пещеры и положены в монастыре.

http://pravoslavie.ru/41309.html

Второй собор русского святогорского монастыря — Покрова Пресвятыя Богородицы . Святыни этого храма: несколько частиц Животворящего Древа Креста Господня; части св. мощей следующих святых: св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня; св. Апостолов: Петра, Андрея Первозванного, Матфея, Луки, Филлиппа, Фомы, Варфоломея, Варнавы, Иоакова Алфеева, Тимофея, Прохора, Фаддея; св. Анны — матери Пресвятыя Богородицы; св. равноапостольныя Марии Магдалины; св. Архидиакона первомученика Стефана; св. Архидиакона Лаврентия; св. праведного Иосифа Обручника; св. Дионисия Ареопагита ; св. равноапост. царей Константина и Елены; святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого , Афанасия Александрицского, Григория Нисского , Кирилла Иерусалимского , Амвросия Медиоланского, Иоанна Милостивого, Григория Паламы архиепископа Солунского, Феоны митрополита Солунского, Григория епископа великия Армении, Григория Акрагантийского, Мефодия Патарского; патриархов Константинопольских: Тарасия, Мефодия, Павла и Нифонта; Модеста Иерусалимского; Амфилохия; Митрофана Воронежского, Тихона Задонского, Варсонофия и Гурия Казанских; св. священномучеников: Пантелеимона, Георгия, Димитрия, Феодора Тирона, Иакова Персянина, Никиты, Артемия, Прокопия; св. мучеников: Гордия, Каллиника, Келсия, Антония, Анастасия, Полиевкта, Георгия нового, Агафангела, Трифона, Порфирия, Терентия, Исидора, Фалалея, Дометия, Кирика, Андриана, Елеазара (Маккавеев), Аифала, Аммуна, Евода, Ермогена, Вонифатия, Маманта, Назария, Гервасия, Протасия, Кельсия, Арефы, Нестора, Мины, Платона, Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста; Десяти мучеников Критских, Сорока мучеников Севастийских; Литовских мучеников: Антония, Иоанна и Евстафия; св. преподобномучеников: Анастасия Перского, Никона, Стефана нового; св. великомучениц: Екатерины, Варвары, Анастасии Узорешительницы, Евфимии Всехвальныя, Параскевы, Марины; св. преподобномученицы Параскевы; св. мученицы: Фотинии Самаряныни, Минодоры, Митродоры, Нимфодоры, Софии Домны, Каллисты, Кириакии, Агафии, Татьяны, Василиссы; св. новомучеников: Димитрия, Марка Хиосского, Полидора, Константия, Иоакова Афонского, Пахомия афонского, Нектария Афонского, три главы св.преподобномучеников Афонских:Евфимия, Игнатия и Акакия; св. безсребренников: Космы, Дамиана, Кира и Иоанна; преподобных: Феодосия великого, Хатитона исповедника, иоанн кущника, Георгия Хозевита, Исаакия Далматского, Дионисия Олимпийского, Феодора Студита, Парфения Лампсайского; Симеона столпника, Феоктиста, Андрея Критского, Сампсона странноприимца, Пафнутия,Иакова, Василия нового, Петра Афонского, Агафангела, Акааия Кавсокаливского, Евдокима Ватопедского, Михаила Синадского, Германа Валаамского, Александра Свирского , Давида Гареджийского, Нила Афонского, макария нового, Герасима нового, Павла Латрского, Гедеона Афонского; Матроны Солунския, Макрины, Пелагии, Феоктисты, Мелании и Иоанна нового (русского).

http://azbyka.ru/palomnik/Пантелеимонов_...

Каллистрата, мч. Маманта, мучеников Космы и Дамиана (по надписи мч. Космы), сщмч. диак. Авива, сщмч. диак. Евпла, мч. Лукиана, мч. Неофита, мч. Домна (по надписи мч. Дамиана), мч. Авксентия, вмц. Варвары, прп. Антония Великого, прп. Евфимия Великого, прп. Евфимия Суздальского (в наст. время вмц. Евфимии Всехвальной), прп. Иоанна Дамаскина, прп. Ефрема Сирина, прмч. Стефана Нового, прп. Григория Декаполита, прп. Пимена, прп. Феодосия (по надписи прп. Феодора Сикеота), прп. Кира, прп. Георгия Хозевита, прп. Михаила Малеина, прп. Никиты, исп., мч. Космы Аравийского, прп. Сергия Радонежского, далее 2 надписи закрыты (в наст. время свт. Иоанна Новгородского, прп. Антония Римлянина), прав. Иакова Боровичского, прп. Саввы Сторожевского, прп. Евфимии (в наст. время прп. Евфимия Суздальского), блгв. кн. Александра Невского, блгв. кн. Романа Угличского, вмц. Марины, мц. Ирины, мц. Анастасии Римской, блгв. кн. Владимира Новгородского, блгв. кн. Георгия Владимирского, св. Анны, прмц. Евдокии, прмц. Феодосии девы (в наст. время утрачены); неск. св. мощей без надписи. На образах равноапостольных царей Константина и Елены по сторонам К. к.- венцы «с короною и цатою сребрянные, чеканеные позлащенные» и убрус «низан жемчугом, у коего в средине сребропозлащенная запана с хрустальными вставками»; «пред Крестом завеса белаго ситца с разноцветными травами, разделяющаяся на две половины, в круге по краям обложена китайкой алой». Фрагмент Кийского креста. 1656 г. Фрагмент Кийского креста. 1656 г. Во 2-й пол. XIX в. настоятели Крестного мон-ря сообщали в донесениях о частичной утрате мощей. Так, архим. Нектарий в 1876 г. указывал на отсутствие мощей вмч. Прокопия и прор. Даниила: «Оные единственно могли быть затеряны при переносе св. Креста из монастыря по неудобному пути во время нашествия неприятеля… когда в 1854 году подходил англичанин к Соловецкому монастырю и был также и в Крестной обители и что в это время св. Крест был увозим из обители» (ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Т. 3. Д. 508. Л. 148-151 об.).

http://pravenc.ru/text/Кийский ...

Митр. Каллист указывает, что «первейшей задачей мудрого и опытного наставника является создание между ним и учеником взаимных межличностных отношений, основанных на любви.… Здесь мы соприкасаемся с наиболее важным моментом во всем вопросе, что есть личностное начало, без которого нет контакта между учеником и духовным наставником. Этот личностный контакт защищает ученика от жесткого законничества, рабского подчинения букве закона. Он научается не посредством внешнего подчинения писаным правилам, а посредством видения человеческого лица и слышания человеческого голоса» 31 . «Личное измерение» 32 чрезвычайно важно в процессе духовного руководства. «Старчество состоит в максимальной индивидуализации духовнаго участия и в минимальном его обобщении» 33 . Одновременно важным представляется для человека найти именно своего личного духовного отца 34 , который поможет, на протяжении по возможности всей жизни, динамично и методично стремиться к осуществлению цели христианской жизни – «стяжания Духа Святого» 35 . Личные отношения между духовником и его пасомым являются «прямым отражением и выражением богоподобия человека в его динамическом измерении, то есть динамики в жизни личности и личностных отношений» 36 . В рамках этих отношений «авва растет и изменяется так же, как и его ученик» 37 . По слову архим. Софрония (Сахарова) , «без культуры истинного христианского послушания человек неизбежно пребудет «замкнутым кругом»... Отсутствие послушания в расположении человека есть верный признак душевной болезни, удерживающей его в тисках эгоистической индивидуальности, противоположной началу Ипостаси» 38 . Характерным примером удивительно чутких личных отношений старца и его послушника, причем таких, которые не исключают и других людей из сферы их внимания, может послужить рассказ о кончине святого Георгия Хозевита. Когда приблизилось время кончины св. Георгия от старости и болезни, он послал за своим любимым учеником Антонием, чтобы проститься с ним, но тот был занят заботой о многочисленных паломниках, которых монастырь кормил в тот день. Преподобный, однако, не оторвал своего ученика от служения людям, но обещал дождаться его прихода по окончании служения его. Уже ночью, освободившийся Антоний поспешил к своему любимому старцу, который, дождавшись ученика, обнял его и облобызал, и, благословив, только тогда предал душу свою Богу 39 . Кафоличность и включение личностью других личностей в себя

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010