Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года В книге дано подробное изложение астрономических основ календаря и проблем хронологии. Описаны календари и системы летосчисления, как использовавшиеся народами древнего мира, так и применяемые в наши дни. В частности, подробно изложена история нашего календаря и нашего летосчисления. Читатель найдет в книге рассказ о календаре восточных славян, об эрах и стилях летописцев, о способе проведения календарных расчетов по пальцам рук. Затронут вопрос о способах уточнения дат событий всемирной истории по упоминаниям в древних хрониках определенных астрономических явлений. Содержание Предисловие ко второму изданию Предисловие к первому изданию Введение I. Астрономические основы календаря Единицы счета времени Арифметика календарей Календарные циклы и вспомогательные элементы датировки Реликты каменного века II. Календарные дали веков По Луне и по Солнцу Календари древней Эллады В год металла и курицы Календарь строителей пирамид Загадки древних майя III. Календари наших дней Если год … в шести вариантах Это предписано кораном История нашего календаря В поисках «точки отсчета» IV. На перекрестках истории «Настанущу лету мартом месяцем …» В единое русло событий «Бысть знамение на небеси» Вместо заключения Приложение 1. «Вечные» календари Приложение II. Даты астрономических новолуиии на ХХ в. (н. ст.) » Приложение III. «Вечный» лунный календарь для определения фаз Луны (Н. И. Идельсон) Приложение IV. Дни юлианского периода Скалигера Приложекие V. Синхронистическая таблица летосчисления (49 г. до н. э. — 35 г. н. з.) Список литературы Предисловие ко второму изданию При подготовке второго издания книги автор включил в нее ряд текстовых, табличных и графических материалов, уточняющих, в частности, рассказ о развитии и структуре отдельных календарных систем. Были исправлены несколько описок и опечаток, вкравшихся в книгу при ее первом издании. Автор искренне благодарит многочисленных читателей, и прежде всего И.П. Коногорского, А.И. Самойленко и А.М. Эфросмана, приславших свои письма с конкретными замечаниями и пожеланиями, которые были учтены при подготовке этого издания книги. Автор также выражает сердечную благодарность своим коллегам Д.А. Андриенко, С.П. Гандзюку, Б.И. Гнатыку, Я.Ю. Заборовскому, В.С. Имшеннику, Я.Д. Исаевичу, Д.Д. Квасову, Μ.М. Ковальчук, И.Г. Колеснику, О.А. и Н.И. Костюкам, Д.К. Надёжину, Π.А. Олийныку и Ο.П. Цыбенко, инженеру Индре Зингеру (ГДР), библиотекарю Астрономической обсерватории Львовского университета им. Ив. Франко И. 3. Кызыме, сотрудникам научной библиотеки Львовского университета, Отдела редкостной книги Библиотеки им. В.С. Стефаника АН УССР (г. Львов), Библиотеки АН УССР (г. Киев) и Библиотеки им. В.И. Ленина (Москва) за разностороннюю помощь, которую он получил от них во время работы над рукописью книги.

http://azbyka.ru/kalendar-i-hronologija

Закрыть Держаться корней Совет Европы счел религиозное образование важным 31.10.2009 454 Время на чтение 5 минут Комитет министров Совета принял Рекомендацию по религиозному образованию. В ней четко сказано, что религия может определять мировоззрение человека и мотивировать поступки. Появление таких слов в официальном документе Совета Европы - это настоящий прорыв. Если раньше говорилось о том, что любое религиозное мировоззрения должно выноситься за рамки обсуждения общеевропейских проблем и оставаться всецело частным делом человека, то теперь открыто признается, что религиозное мировоззрение человека - немаловажный фактор общественной жизни. На фоне введения в российских школах изучения основ религиозной культуры и светской этики европейская дискуссия становится для нашей страны предельно актуальной. Так считает постоянный представитель Русской Православной Церкви при Совете Европы игумен Филарет (Булеков). В нашей стране сейчас идет широкая общественная дискуссия по поводу введения в школах курса " Основы религиозных культур и светской этики " . И то и дело слышатся голоса: " А не лучше ли преподавать детям сравнительный курс всех религий, как это хотят сделать в Европе? Мы ведь светское государство - как же можно изучать религию в школе?! Давайте будем поступать так же, как во всем цивилизованном мире " . И вот тут, с моей точки зрения, необходимо задуматься об одной очень важной вещи, о которой представители Русской Православной Церкви в Совете Европы не устают напоминать: изучать религиозную культуру других можно только после того, как изучишь собственную. И в так называемом цивилизованном мире, которым для нас почти всегда является Европа, это прекрасно понимают. Есть очень интересный пример - Германия. Там появилась проблема, связанная с восточными землями, то есть с бывшей ГДР: в состав весьма религиозной страны ФРГ вошла значительная территория, где вопрос религиозных корней общества десятилетиями не изучался. Для немцев это стало национальной мировоззренческой проблемой, и исправлять ее собираются в том числе и посредством школьного религиозного образования. В ФРГ не сомневаются, что быть единой нацией при отсутствии понимания истоков собственной культуры - невозможно.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

Закрыть Вариации на тему «Россия и Запад» Американцы и англичане за последние 200 лет морально остались сами собой, теми же англосаксами, мыслящими предельно колониально 01.05.2023 391 Время на чтение 4 минуты Фото: предоставлено автором Русский народ складывался в единое природное целое на огромной территории Восточно-Европейской равнины на протяжении нескольких тысячелетий и при участии многих народов, племён и родов, ассимилирующих один другого, образуя новые центры притяжения, например Гардарику, на пространствах Кимирии, Скифии, Сарматии, Приневья и Поморья. Русский государь, если он был действительно русским, расширял пространство Руси без истребления малых народов не в пример, как это делали англичане, немцы, французы и американцы. Русская власть запрещала брать у тюменских татар подводы для гонцов, зачисляла в стрельцы только тех, кто крестился, не вспоминая их прошлые кочевые набеги на Русь. До сих пор в России проживает множество малых народов и народностей: коми, вогулы, манси, водь, ижра, эстонцы, ингерманландцы, вепсы, чуваши, эрзя, мокша. Даже Ф.Энгельс, страдавший в известной степени русофобией, признал: «Россия действительно играет прогрессивную роль по отношению к Востоку» (Соч. К. Маркса, Ф. Энгельса, т.27, с.241). С другой стороны, при колонизации Северной Америки, на территории, которую теперь занимают США, в 1820 году проживало 15 млн. индейцев, ныне – 1 млн. и 400 тысяч потомков индейцев. «Демократически избранное» собрание Новой Англии на американском материке назначало цену за каждый индейский скальп от 50 до 100 фунтов. Англичане охотились на аборигенов в Австралии и Африке, как на диких зверей. Немцы уничтожили за короткое время Западную Русь и западных пруссов, этнически относившихся к прибалтам. Бывшая ГДР – это в прошлом Западно-славянская страна, там до сих пор сохранился славянский народ – лужичане, но жили там также померанцы, баварцы, варцы, кашубы, поляки и другие славяне. Пиставка «ба» или «па» в славянских языках имеет смысл «после». Например, слово «пажить» обозначает то, что будет после жития здесь на земле, а «баварцы» – это те, кто ставит себя после «варов», которые были более мощным славянским народом, чем баварцы.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/05/01/va...

Закрыть Герой России – генерал Трошев В Москве прошла презентация книги о прославленном военачальнике 21.03.2022 751 Время на чтение 5 минут Фото: из личного архива автора Сейчас, когда идет освободительная война на Донбассе и Украине , наступило время героев. Тех, кто не на словах, а на деле, докажет верность Отечеству. И наступило время писателей, которые правдиво и со знанием дела расскажут о русских героях, проявивших доблесть в разные годы военных лихолетий. В белгородском издательстве «Константа» вышел первый тираж книги «Генерал» о герое Чеченской войны генерал-полковнике Геннадии Николаевиче Трошеве. Авторы – дочь Трошева Наталья Белокобыльская и военный журналист, полковник Геннадий Алёхин. Алёхин несколько лет проработал руководителем пресс-службы у легендарного соотечественника. Однако по признанию Натальи Белокобыльской, авторами книги можно считать и других людей, чьи воспоминания вошли в книгу и дополнили многогранный образ человека, сделавшего столь внушительный вклад в нашу историю. Презентация книги состоялась 18 марта в московском Доме Ростовых, где часто проходят литературные события, инициированные Ассоциацией писателей и издателей под руководством Сергея Александровича Шаргунова. На встрече присутствовали соратники Трошева, сослуживцы, родственники, представители казачества и творческой интеллигенции, кадеты. 14 марта 2022 года Геннадию Трошеву исполнилось бы 75 лет. Жизнь его трагически оборвалась 14 сентября 2008 года в авиакатастрофе под Пермью. Геннадий Трошев свою военную биографию начинал, как курсант Казанского высшего танкового командного училища. Дослужился до командира танкового полка в Одесском военном округе. Следующий этап – командир 10-й гвардейской танковой дивизии в ГСВГ в ГДР. В первую и вторую чеченские кампании командовал группировкой федеральных войск на Северном Кавказе. В 1999 году удостоен звания – Герой России. С 2003 по 2008 год – советник Президента РФ. Автор трёх книг о событиях в Чечне: «Моя война», «Чеченский рецидив», «Чеченский излом», суммарный тираж которых с переизданиями составил около полумиллиона экземпляров. Последняя должность боевого генерала – советник Президента по вопросам казачества. Много сил вложил в патриотическое воспитание молодежи. Его имя присвоено кадетскому корпусу в посёлке Чернышевский под Мирным в Якутии.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/03/20/ge...

Фильмы про Вторую мировую войну для детей и взрослых Вторая мировая война глазами известных режиссеров. 25 января, 2012 Вторая мировая война глазами известных режиссеров. Запоминающиеся фильмы о трагических событиях прошлого. Содержание статьи Трагедия Второй мировой войны была отражена в мировом кинематографе. Многие фильмы по сей день не сходят с экранов, современные зрители могли увидеть глазами великих режиссеров, что происходило в те трудные годы. Мы собрали фильмы о Второй мировой войне, которые стоит посмотреть взрослым и детям старшего возраста. Несмотря на то, что каждая картина вызывает слезы и душевную боль, важно помнить, что пережили люди во время войны, чтобы история никогда не повторилась. «Освобождение» Киноэпопею «Освобождение» снял режиссер Юрий Озеров на киностудии «Мосфильм» в сотрудничестве с киностудиями Польши, Германии (ГДР), Италии и Югославии. Сценарий к фильму написали Юрий Бондарев и Оскар Курганов. Оба сценариста — писатели-фронтовики. Режиссер фильма во время войны дошел до Кёнигсберга. Консультантами картины были маршалы Сергей Штименко и Иван Конев. Маршал Георгий Жуков также высказал много ценных замечаний в ходе создания картины. Киноэпопея состоит из пяти фильмов, в которых нашли отражение важнейшие этапы Великой Отечественной войны: Создатели картины изучили множество архивных документов. В этом художественном фильме 51 реальный исторический персонаж. Роли сыграли замечательные советские и зарубежные актеры: Михаил Ульянов, Николай Олялин, Лариса Голубкина, Василий Шукшин, Владлен Давыдов, Михаил Ножкин и многие другие, Флорин Пьерсик, Иво Гаррани, Альфред Штруве, Ханньо Хассе и другие. Масштабность съемок поражает. Сцены боев снимались еще в то время, когда не было компьютерных технологий. После выхода на экран все серии киноэпопеи произвели огромное впечатление на зрителей. «Летят журавли» Фильм снят по мотивам пьесы Виктора Розова «Вечно живые». В основе сюжета — история молодых москвичей Бориса (роль исполнил Алексей Баталов) и Вероники (девушку сыграла Татьяна Самойлова). Их планы на счастливое будущее разрушает война. Казалось бы, это — обычный сюжет, но эта картина отличалась от остальных. Характеры героев порой неидеальных, но таких естественных, великолепное перевоплощение актеров и новаторская работа операторов — все это позволяет назвать фильм «Летят журавли» подлинным шедевром. Картина получила международное признание и любовь зрителей во всем мире.

http://pravmir.ru/filmy-pro-vtoruyu-miro...

Послание к человеку: Акцент на документ XXII Международный фестиваль «Послание к человеку» открывается сегодня в Санкт-Петербурге. В программу смотра попадают документальные, короткометражные игровые, анимационные и экспериментальные фильмы. В этом году в афише больше сотни картин. 22 сентября, 2012 XXII Международный фестиваль «Послание к человеку» открывается сегодня в Санкт-Петербурге. В программу смотра попадают документальные, короткометражные игровые, анимационные и экспериментальные фильмы. В этом году в афише больше сотни картин. XXII Международный фестиваль « Послание  к человеку» открывается  сегодня  в Санкт-Петербурге.  В программу  смотра попадают  документальные, короткометражные игровые,  анимационные  и экспериментальные фильмы. В этом году в афише больше сотни картин. «Послание к человеку» — один из старейших российских киносмотров. Долго и упорно он завоёвывал аудиторию. Однако два года назад стало ясно, что в работе фестиваля надо что-то менять, так как зритель стал уходить. На форум пришла новая команда, которая начала активно работать над имиджем «Послания». Так, например, в нынешнем году фестиваль сфокусирован на социальном и политическом кино. Об этом свидетельствуют, например, названия секций   «Ядерная пропаганда от Хиросимы до Фукусимы», «Наблюдая за ними – ГДР в документальных фильмах» и  т.д.  Естественно, что в конкурсной программе также представлены в основном фильмы социальные. Кстати, конкурсов три: международный (документальное, короткометражное, анимационное и игровое кино), национальный документальный конкурс «Окно в Россию» и международный конкурс экспериментального кино. Фильмы каждой конкурсной программы оценивает  жюри. Имена победителей судьи назовут 29-го сентября на церемонии закрытия фестиваля. Кстати, по словам президента смотра режиссёра Алексея Учителя, для церемоний открытия и закрытия «Послания к человеку» было выбрано единственно верное место – Первый павильон киностудии «Ленфильм». Студия находится в плачевном состоянии, и  организаторы фестиваля хотят обратить на это внимание общественности.

http://pravmir.ru/poslanie-k-cheloveku-a...

было напечатано 44 тыс. экз. Библии. В сер. 80-х гг. клирики и миряне, члены евангелических церквей, приняли активное участие в кампании по борьбе за мир, к-рая была провозглашена на гос. уровне. В 1982 г. руководство евангелической церкви выступило за разоружение, за введение альтернативной военной службы для тех, кто не могут служить в армии по религ. убеждениям. В сер. 80-х гг. число протестантов в ГДР достигало 7,7 млн (ок. 50%), 1,2 млн чел. (ок. 7%) были католиками. Др. религ. группы составляли менее 1% населения. В соответствии с Конституцией ГДР всем была обещана свобода вероисповедания и церковных собраний. Из 8 земельных церквей, существовавших в это время, 3 вошли в Объединенную Евангелическо-Лютеранскую Церковь ГДР (ОЕЛЦ), 5 - в Евангелическую Церковь Союза (ЕЦС). В 1984 г. земельные церкви имели ок. 7 тыс. приходов (в к-рых служило ок. 4 тыс. пасторов), им принадлежали 50 госпиталей, 89 домов инвалидов и др. социальных орг-ций. В нач. 80-х гг. крупнейшими были Евангелическо-Лютеранская Церковь Саксонии (член ЕЦС) - ок. 1200 приходов, 1000 пасторов и ок. 2,3 млн верующих - и Евангелическая Лютеранская Церковь Тюрингии (член ОЕЛЦ) - 1587 приходов, 750 пасторов и ок. 1 млн членов. Протестант. церкви финансировались из пожертвований и добровольной (в отличие от обязательного церковного налога в ФРГ) десятины прихожан. Земельным церквам принадлежало ок. 202,4 га земли и 50 сельскохозяйственных кооперативов. Правительство ГДР предоставляло финансирование для содержания церковных госпиталей, домов престарелых, инвалидов и детских домов. Ватикан и Немецкая епископская конференция не признавали разделения католич. Церкви, существовавшей в 2 нем. гос-вах. Однако после возведения Берлинской стены, разделившей церковные провинции и еп-ства Оснабрюк, Падерборн, Фульда, Вюрцбург и Берлин между 2 гос-вами, пришлось организовать новую структуру. В 1960 г. в ГДР были созданы 4 епархии, к-рые управлялись Берлинской ординарной конференцией, с 1976 г.- Берлинской епископской конференцией.

http://pravenc.ru/text/529064.html

3 сентября . Был у уполномоченного Аникеева. Он согласен с тем, что не нужны паспорта родителей при крещении детей. Подарил мне газеты со статьей о пушкинисте Черкашине. 8 сентября . На днях я получил приглашение от архиепископа Германа посетить Берлин и ГДР. Сегодня беседовал с начальником ОВИРа Таисией Витальевной. Заполнил анкету на поездку в ГДР. Был у В.Г. Аникеева, просил заверить анкету. Он посоветовал обратиться в Отдел Внешних Церковных Сношений и в Совет по делам религий. Всенощная в Троицком соборе. 9 сентября . Именины Святейшего Патриарха и мои. Обедня в Троицком соборе. Молебен. Речи. Банкет в 12 часов. Днем звонил уполномоченный Аникеев. Поздравил меня с именинами. 14 сентября . Приехал в Москву. Был в Даниловом монастыре в ОВЦС. Владыка Иов подписал мою анкету и поставил печать. Затем был в Совете. Там мне тоже подписали анкету и поставили печать. 15 сентября . Посетил в Совете Г.А. Михайлова. Беседовали о епархиальной жизни и о законе о религиях 1929 года. Он сказал: " Эта практика безнадежно устарела " . 18 сентября . Был у уполномоченного. Рассказывал ему о посещении Михайлова и о том, что практика 1929 года " безнадежно устарела " . Вместе смеялись. 2 октября . Пятница. Направляю о. Иоанна Конаря в Вольск, а о. Стефана Коваленко — в Хвалынск. Они побывали у уполномоченного, который дал им анкеты для заполнения. Процесс назначения духовенства все более упрощается. 6 ноября . Мне позвонил В.Г. Аникеев. Меня примет председатель облисполкома Александров. Поехал к нему. На беседе присутствовал Аникеев. Рассказал Александрову о делах епархии, о новых храмах, вручил Патриаршее Послание, календарь, материалы конференции 1982 года и др. памятные издания. Рассказал о возложении цветов в Волгограде. Коснулись предстоящего юбилея — 1000 - летия Крещения Руси. 16 ноября . Весь день ездил по Москве. Был у Глазунова. Вечером выехал поездом в Берлин. 17 ноября . Вторник. Утром в Бресте таможенники спрашивали, есть ли у меня что ценное? Показал им панагию и крест для Владыки Германа. Говорят: " Пожалуйста, везите " . На границе Польши и ГДР снова таможня, но здесь уже ничего не спрашивали. Приехал в Берлин в 22 ч. 30 м. Встречал Владыка Герман, а дома мама Владыки Анна Павловна. Вместе ужинали. Меня поместили под крышей на третьем этаже в епархиальном управлении. Итак, я уже перестал быть " невыездным " . За границей я не был ровно 30 лет. Последний раз был в Югославии в октябре 1957 года, и вот теперь — ноябрь 1987 года.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2221...

20 июня 2022 года на 75-м году жизни отошел ко Господу иеросхимонах Рафаил (Кронштадт). в миру Борис Львович Кронштадт, настоятель прихода во имя Святой блаженной Ксении Петербургской в г. Росток (Германия). Статья прислана нам на почту его духовным чадом. Иеросхимонах Рафаил (Кронштадт) Вечером 20 июня скорбно всхлипнул телефон: отошёл ко Господу наш батюшка, иеросхимонах Рафаил. Нахлынувшая волна воспоминаний приглушила скорбь, перед глазами понеслись кадры из «фильма», где не было ни надуманных сюжетов, ни ангажированных актёров. Этот документальный фильм был большим и самым значимым отрезком моей жизни. 1989 год... Я, с бьющимся сердцем, стою в Ростоке на ступеньках виллы — консульства СССР. Мне надо продлить паспорт. Обстановка в ГДР накалённая, через пару дней — 40 лет со дня образования страны, которая вскоре прекратит своё существование. Разве можно было представить себе такое? А ещё больше: разве можно было представить себе, что ровно 20 лет спустя через те же самые двери я войду в храм Божий, общину Русской Православной Церкви во имя Святой блаженной Ксении Петербургской, настоятелем которой будет иеромонах Гавриил. И будет Пасха 2009 года, будут те счастливые годы под батюшкиным крылом. А ведь как не понравился он мне вначале: суровый, требовательный, быстрый, он и от нас ожидал такой же активности и соображения в церковных делах. И как часто приходилось ему убеждаться в наших совсем противоположных качествах. Как часто в своей немощи думали мы: «Что же с нами теперь будет?» И что же с нами стало? Мы ехали в Росток со всех уголков не только бывшей ГДР, но и Западной Германии – в «нашу» церковь, к нашему батюшке. Часто — с головой, гудящей как осиный рой от проблем и вопросов. Уезжали же мы от него, отстояв литургию, притихшими и умиротворёнными. Храм Святой блаженной Ксении Петербургской в г. Росток (Германия) 12 лет рядом с отцом Рафаилом. Самое счастливое время моей духовной жизни 12 лет рядом с отцом Рафаилом. Самое счастливое время моей духовной жизни. И это при том, что мирская жизнь моя рушилась на глазах: всё, что когда-то было и смыслом, и целью, и радостью, теряло в одночасье свою значимость.

http://pravoslavie.ru/149401.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010