Ошибки и злоупотребления как организации, так и ее основателя можно и должно использовать как примеры. Главными темами во время таких встреч, носящих душепопечительный характер, должны стать покаяние и прощение вместо безоглядного стремления властвовать, благодать вместо упоения своей организацией и заповеди Божий вместо хаббардовской «этики», а также библейское свидетельство о том, что падший, ущербный человек был избран Богом по любви, а не предназначен Им для постоянной борьбы за технологию выживания. Томас Гандоу Текст приводится по печатному оригиналу из книги Капкан безграничной свободы. Сборник статей о сайентологии, дианетике и Л. Р. Хаббарде. Под ред. А. Л. Дворкина. – М., Издательство Братства Святителя Тихона, 1996. – 160 с. Об авторах Дворкин, Александр Леонидович (род. 1955) – ведущий эксперт по проблемам экспансии новых религиозных движений в России. В 1977 году эмигрировал из России в США. В 1980 году закончил Нью-Йоркский университет со степенью бакалавра по специальности русская литература и продолжил образование в Свято-Владимировской Православной Духовной академии, которую закончил в 1983 году со степенью кандидата богословия. В 1988 году в Фордхемском университете (Нью-Йорк) под руководством прот. Иоанна Мейендорфа защитил докторскую диссертацию «Царь Иван Грозный как религиозный тип». В 1992 году вернулся в Россию и был принят на работу в Отдел по религиозному образованию и катехизации Московского Патриархата. С 1993 года возглавляет Центр священнно-мученика Иринея Лионского . В настоящее является профессором Российского Православного университета. Автор двух книг и более чем 100 публикаций на 10 языках. Вице-президент международного института по изучению современного сектантства «Диалог-центр». Гандоу, Томас (род. 1946) – один из ведущих экспертов по проблемам новых религиозных движений в странах Восточной Европы. С 1968 года изучает движение Муна, сайентологию и другие психокульты, а также историю японских, китайских и корейских миссий. По окончании викариата служил на приходе в районе Берлин-Шпандау. За свою церковную и миссионерскую деятельность был объявлен врагом и находился под наблюдением Министерства безопасности ГДР и КГБ. С 1978 года – уполномоченный по вопросам новых религиозных объединений в пастырской комиссии по работе с молодежью Западного Берлина. С 1992 года – окружной пастор по вопросам сект и мировоззрения воссоединенной Евангелической Церкви Берлин-Бранденбурга. Председатель «Объединения родителей и пострадавших против психической зависимости, за духовную свободу в Берлине». Вице-президент международного института по изучению современного сектантства «Диалог-центр».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/kapkan-b...

Я был назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений... Благодаря этому в 1962 году я сумел пригласить, а затем привезти в Пюхтицы перевую делегацию Евангелическо-лютеранской Церкви ГДР… Вскоре в немецкой газете Neue Zait была опубликована восторженная статья с фотографиями. Не заметить ее во властных структурах, где особенно тщательно фиксировалось иностранное слово в наш адрес, просто не могли… Мой план спасения Пюхтиц сработал! Время перемен Наступил 1987 год. В первый момент перестройка меня окрылила. В послевоенные годы особенно донимало нас всевластие Совета по делам религий. И хотя с перестройкой влияние его вроде бы стало ослабевать, однако это все равно оставалось нормой государственно-церковных отношений… Я решился на поступок... поворотный в моей судьбе. 17 декабря 1985 года я отправил письмо генсекретарю ЦК КПСС М. С. Горбачеву… поставил вопрос о перестройке государственно-церковных отношений… Михаилу Сергеевичу я все-таки благодарен за его понимание, на мой взгляд, главного: вольно или невольно генсек ЦК КПСС осознал, что вести войну с Церковью и верой значит вести ее со своей собственной душой. А что касается перемен, то они не могли не произойти. В канун 1000-летия Крещения Руси мы обратились в Совет по делам религии… чтобы достойно отметить юбилей Православия. Нам ответили, что ни государство, ни общественность не будут принимать участия… Это внутренний церковный юбилей, и нечего по такому поводу будоражить народ... Тогда в 1983 году мы образовали свою комиссию и стали по мере возможностей действовать. Начинать следовало с создания духовного и административного духовного центра. Мы попросили власть имущих, чтобы они передали нам один из московских монастырей. Смотрели и Донской, и Новоспасский монастыри, но в них исключалась возможность нового строительства. Был еще, конечно, Данилов монастырь — в нем размещалась колония для несовершеннолетних преступников. Но он был в таком неприглядном состоянии, что власти нам его даже не предлагали. И все-таки мы остановились на этой обители. ...Взялись за дело, и через несколько лет это место стало практически неузнаваемым. ...И только одно мешало этой красоте выглядеть по-настоящему празднично: соседний с монатсырем храм Воскресения Словущего по-прежнему оставался обезглавленным, а в его стенах выполняла очередной пятилетний план московская фабрика по производству зонтов. Освободить здание храма должны были в 1987 году. Мы пригласили директора завода на заседание нашей комиссии, где попросили его позволить нам привести Божий храм хотя бы с внешней стороны в надлежащее состояние. ...Через неделю директор заявил, что вопрос ремонта храма обсудил их партийный комитет и вынес решение: коллектив фабрики зонтов не может трудиться под крестами. На что я, не удержавшись, спросил: «А как же в Кремле, в окружении крестов кремлевских соборов проходят съезды коммунистической партии?» Он насупился и ушел. Вскоре храм начали реставрировать.

http://foma.ru/putem-xristovyim.html

17 июня волнения охватили др. города Вост. Германии уже под более широкими лозунгами, выражавшими недовольство политикой СЕПГ, низким уровнем жизни и др. Выступления были подавлены с помощью Советской Армии. После этих событий руководство СЕПГ внесло коррективы в ход реформ и, используя кредиты и помощь СССР, снизило цены на розничные товары и повысило заработную плату рабочим и служащим. Более 3 тыс. конфискованных частных магазинов было возвращено их владельцам. Впосл. в ГДР так и не произошло тотального огосударствления экономической системы, хотя приоритет общенародной собственности и планового развития народного хозяйства сомнениям не подвергался. Берлинская стена. Фотография. 1961 г. Берлинская стена. Фотография. 1961 г. 26 мая 1954 г. Правительство ГДР объявило о решении создать «запретную зону» на всем протяжении границы с ФРГ. Срыв переговоров между СССР и зап. странами по проблеме Г. в 1953-1955 гг. способствовал окончательной интеграции ГДР в советский блок. В 1954 г. СССР отказался от получения оставшейся части репараций, ГДР были предоставлены дополнительные кредиты на реализацию экономических программ и сокращены ее выплаты на содержание советского военного контингента. В марте 1954 г. между СССР и ГДР было заключено соглашение о предоставлении ГДР гос. суверенитета. СССР сохранил обязательства по контролю над безопасностью и внешней политикой ГДР, предусмотренные соглашениями 4 держав. В 1955 г. ГДР стала членом Организации Варшавского договора (ОВД). В кон. 50-х гг. политическая ситуация вокруг ГДР вновь обострилась. 10 нояб. 1958 г. Н. С. Хрущёв высказался о целесообразности отказа от «остатков оккупационного режима в Берлине». В нотах правительствам США, Великобритании и Франции, а также ГДР и ФРГ от 27 нояб. было выдвинуто предложение о превращении Зап. Берлина в «демилитаризованный вольный город». СССР объявил о намерении пересмотреть порядок транспортного сообщения между Зап. Берлином и ФРГ. В янв. 1959 г. советское правительство выступило с требованиями ускорить разработку мирного договора с Г. и окончательного решения вопроса о статусе обоих герм. гос-в и Зап. Берлина, однако Женевское совещание министров иностранных дел 4 держав, обсуждавших эту проблему, завершилось безрезультатно. После срыва Парижского совещания в верхах и провала переговоров Хрущёва и амер. президента Дж. Кеннеди в июне 1961 г. ситуация вокруг ГДР стала взрывоопасной. Летом 1961 г. из ГДР начался массовый исход населения через открытую границу в Берлине. В ночь с 13 на 14 авг. была возведена стена между вост. и зап. секторами Берлина. Эти меры Правительство ГДР объяснило необходимостью укрепления гос. границы и пресечения действий «западных агентов».

http://pravenc.ru/text/529064.html

7 окт., день образования временной Народной палаты, стал офиц. датой образования ГДР. 10 окт. СВАГ была преобразована в Советскую контрольную комиссию (СКК). 11 окт. Пик был избран президентом республики, а 12 окт. Народная палата утвердила Правительство ГДР во главе с Гроттеволем. ГДР занимала 30% площади довоенной Г. (в наст. время Берлин, Бранденбург, Мекленбург - Передняя Померания, Саксония, Саксония-Анхальт и Тюрингия) с населением ок. 17 млн чел. 15 окт. 1949 г. были установлены дипломатические отношения между ГДР и СССР. Избираемая в ходе прямых всеобщих выборов Народная палата являлась, по Конституции ГДР 1949 г., верховным гос. органом. Первоначально на основе пропорционального представительства земель была сформирована и верхняя палата парламента - палата земель. Но после адм. реформы 1952 г., по к-рой территориальное деление Вост. Германии на 5 земель заменялось созданием на их базе 14 округов (районов), палата земель была упразднена (окончательно в 1958), и парламент ГДР стал однопалатным. В 1960 г., после смерти Пика, был отменен пост президента. Впосл. был образован особый орган, выполнявший функции главы гос-ва на коллегиальной основе,- Государственный совет. Исполнительная власть принадлежала правительству - Совету министров, к-рый, так же как и Государственный совет, избирался Народным собранием. В июле 1950 г. на III съезде СЕПГ Генеральным секретарем ЦК был избран В. Ульбрихт и партия встала на путь копирования методов ВКП(б). В том же году было создано Мин-во гос. безопасности ГДР (Staatssicherheit, «Staasi» - «Штази»). Для поддержки ГДР в 1950 г. Правительство СССР сократило вдвое репарационные платежи. В 1952 г. руководство СЕПГ официально объявило о начале построения в ГДР социалистического гос-ва. 10 июня 1953 г. ЦК СЕПГ опубликовал постановление о начале «нового курса» и об исправлении «допущенных ошибок». Последовали меры по смягчению налоговой политики в отношении крестьян и ремесленников. Это спровоцировало выступления берлинских рабочих (16 июня 1953), потребовавших увеличения расценок и отмены завышенных планов.

http://pravenc.ru/text/529064.html

вопрос о принадлежности страны к военным и экономическим блокам, а также ускорить вывод советской группы войск из ГДР. 12 сент. 1990 г. участниками переговоров был подписан «Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии», к-рый устанавливал незыблемость послевоенных границ Г., запрет производства оружия массового уничтожения и владения им ФРГ. Регулировались также численность нем. армии, вопросы пребывания советских войск на территории Вост. Германии до 1994 г. и порядок их вывода. В мае 1990 г. Правительствами ГДР и ФРГ был подписан договор об экономическом, валютном и социальном союзе. 22 авг. Народная палата ГДР приняла Закон о проведении общегерм. выборов в соответствии с избирательным правом ФРГ (включая положение о 5%-ном барьере). ГДР присоединилась к сфере действия Конституции ФРГ в соответствии со ст. 23, что означало ликвидацию гос. устройства ГДР и распространение на ее территории законодательства Зап. Германии 1990 г. 24 авг. бундестаг ФРГ поддержал решение Народной палаты о присоединении ГДР к ФРГ и одобрил Закон об общегерм. выборах. Они были назначены на 2 дек. 1990 г. Все эти положения были закреплены в «Договоре об объединении Германии», подписанном 31 авг. и вступившем в силу 3 окт. 1990 г. Система адм. деления в Вост. Германии была унифицирована с западногерм.: вместо окружного деления было восстановлено прежнее деление на 5 земель. Отношения между Церковью и гос-вом в ГДР прошли неск. этапов. В первые послевоенные годы велась относительно мягкая церковная политика, базировавшаяся со стороны СЕПГ на решениях VII конгресса Коминтерна (1935), подчеркнувших роль христ. Церквей в создании нового, антифашистского, демократического гос-ва. Право на свободу совести признавалось одним из основных прав личности. Уже перед концом войны христиане и коммунисты сотрудничали (на территории СССР) в Национальном комитете «Свободная Германия», разрабатывая социально-христ. концепции для нового герм. гос-ва. В 1946 г. ЦК СЕПГ провозгласил свободу вероисповедания для всех конфессий.

http://pravenc.ru/text/529064.html

В 1963 г. началось осуществление экономической реформы, призванной создать модель «социалистического рынка». ГДР достигла высоких темпов развития и превратилась в одно из лидирующих гос-в социалистического содружества. В резолюции VII съезда СЕПГ в 1967 г. было заявлено о переходе к построению «развитой общественной системы социализма». Новая Конституция ГДР, принятая в 1968 г., объявила ГДР «социалистическим государством немецкой нации». В 1968 г. восточногерм. военный контингент принял участие в подавлении восстания в Чехословакии. Весной 1971 г. Первым секретарем ЦК СЕПГ стал Э. Хонеккер. Был взят курс на ужесточение идеологического контроля над обществом при сохранении активной экономической и социальной политики. Хонеккер пытался добиться социального спокойствия в обществе и за счет повышения уровня жизни. В 70-х гг. в ГДР периодически происходило повышение заработной платы и увеличение пенсионных выплат при сохранении стабильных цен, осуществлялось форсированное жилищное строительство. Несмотря на неблагоприятную мировую экономическую конъюнктуру, национальный доход в 1-й пол. 70-х гг. вырос на 1/3. В это же время был взят курс на «отмежевание» (нем. Abgrenzung). В новой редакции Конституции ГДР (1974) о восстановлении единства Г. как о цели гос. политики уже не упоминалось. Взамен было внесено положение о том, что ГДР - «неотъемлемая часть социалистического содружества», а союзнические отношения с СССР «вечны и нерушимы». Официально была принята концепция «социалистической немецкой нации»; из названий учреждений и орг-ций изымались слова «Германия» и «германский». Были ограничены контакты населения 2 герм. гос-в. На границе с ФРГ участились случаи расстрела перебежчиков. Членам СЕПГ запрещалось поддерживать офиц. «западные связи». В 80-х гг. в офиц. кругах ГДР все чаще стали говорить об «общем культурном наследии»; изменилось отношение к таким историческим фигурам, как Фридрих II и Бисмарк. Хонеккер заявил о возможности объединения Г. после победы «демократических сил» в ФРГ.

http://pravenc.ru/text/529064.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИНТЕР [нем. Winter] Эдуард (16.09.1896, Гроттау, ныне Градек-над-Нисоу, Чехия - 3.03.1982, Берлин), нем. историк, академик АН ГДР, специалист по «восточной политике» Ватикана. В 1915-1919 гг. изучал богословие и историю в ун-те Инсбрука. Рукоположенный в сан католич. пресвитера, В. был назначен адъюнктом Пражского ун-та, где защитил докт. диссертацию (1922), затем преподавал церковную историю и философию. В 1941 г. В. оставил священническое служение. В 1945 г. переехал в Вену и занимался восточноевроп. историей. В 1947 г. его пригласили на должность профессора в г. Галле, расположенном в советской зоне оккупации Германии. В 1951 г. он окончательно обосновался в Берлине, где до 1966 г. преподавал в ун-те им. В. Гумбольдта. С 1955 г. академик, член АН ГДР (Берлин). Возглавлял научно-исследовательский ин-т истории СССР в ГДР, являлся вице-президентом Исторического об-ва ГДР. В 1956 г. стал лауреатом Национальной премии ГДР. В.- автор многочисленных работ, посвященных культурным и научным связям народов Вост. Европы. Однако его основные научные труды посвящены взаимоотношениям России и Папского престола с момента возникновения гос-ва на Руси. Основной работой В. является трилогия «Россия и папство» (Russland und das Papsttum), в к-рой рассмотрены взаимоотношения Киевской и Московской Руси с Папским престолом с X по XVI в. (Ч. 1), отношения Российского гос-ва с католич. Церковью с XVI в. до революции 1917 г. (Ч. 2) и контакты СССР с Ватиканом (Ч. 3). Несмотря на тенденциозное освящение политики католич. Церкви, определяемое как взглядами самого В., так и антицерковной атмосферой страны, где он работал, это сочинение отличается научной скрупулезностью, т. к. автор привлек для своего исследования многочисленные материалы не только из ватиканских и советских источников, но и из архивов ГДР, ФРГ, Австрии и Чехословакии. В 1964 г. в кн. «Папство и царизм» вышел сокращенный перевод первых 2 частей его трилогии. 3-я часть была опубликована в виде краткого изложения в 1972 г., а в 1977 г. вышла отдельной книгой. Перевод этого сочинения, хотя и выдержан в антицерковном духе советского времени, способствовал научному изучению вопросов, связанных с деятельностью католич. Церкви в СССР.

http://pravenc.ru/text/158712.html

Доплыть до свободы Как жилось в ГДР и почему ради Запада стоило утонуть 11 апреля, 2017 Как жилось в ГДР и почему ради Запада стоило утонуть Книгу о побеге двух молодых людей из ГДР в ФРГ за три месяца до падения Берлинской стены представляют немецкая писательница Дорит Линке и переводчик Вера Комарова. Я никогда не чувствовала себя жертвой режима — Дорит, когда Берлинская стена пала, вам было 18 лет. Как вы переживали это событие? — Конечно, в моей собственной биографии и для людей, живущих в то время, это стало переломным моментом. Когда появилась информация о том, что стена пала, я была как раз на одной из постоянно проходивших тогда демонстраций. Это был четверг, я помню. Кто-то из демонстрантов сказал, что стена пала. Мы не могли поверить, что это правда. Для всех это означало большие изменения. Многие люди потеряли работу: вся промышленность находилась в плачевном состоянии еще во времена ГДР, и после падения стены все начало просто разваливаться. Было очень сильное ощущение нестабильности, никто не понимал, что будет дальше. Сама я в тот момент изучала медицину в университете. Когда стена пала, появилась информация, что вся система образования будет перестраиваться. Для меня это означало невозможность продолжать дальше учебу. Я уехала на полгода в Англию, в Манчестер, провела там время и по возвращении к медицине уже не вернулась. Стала изучать ландшафтный дизайн в Берлине. — Что было бы невозможно, если бы стена не пала. Профессии ландшафтного дизайнера ведь наверняка не было в ГДР? — Да, действительно, в ГДР, конечно, ничего такого не было. Эта профессия появилась в Западном Берлине в 70-е годы. После того, как я побывала в Англии, посмотрела мир, мне, конечно, уже не хотелось возвращаться в Росток. Все-таки это довольно маленький город. Изучать медицину я не хотела еще и потому, что это означало бы оставаться там. А тема окружающей среды интересовала меня всегда, поэтому я пошла на дизайнера. И потом даже немного работала по специальности. Но с рабочими местами было сложно, и потом я начала писать и разными другими путями зарабатывать деньги.

http://pravmir.ru/doplyit-do-svobodyi/

«Жертвы стены» и «жертвы реки» тяжким грузом легли на совесть кремлёвских старцев, советской марионетки Хонеккера и долголетнего шефа «штази» Мильке. После падения стены «дедушку Хо» по-воровски вывезли в Москву с одного из аэродромов ЗГВ, неподконтрольных властям ФРГ. А Мильке загремел на нары как «убийца за письменным столом». Ведь инструкции «стрелять на поражение» выходили за его подписью. Оказавшись за решёткой, он стал симулировать старческое слабоумие и попросил принести ему в камеру плюшевых медвежат. Sic transit gloria mundi... Август 1992 г . Бывшему руководителю ГДР предъявлено 800-страничное обвинение и он приступил к его изучению. Ожидать суда Хонеккер будет в белоснежно выкрашенной камере в больничном отделении следственного изолятора. Почти шесть десятилетий назад Хонеккеру уже пришлось отсидеть в тюрьме Моабит полтора года, прежде чем молодого коммуниста отправили с десятилетним сроком в тюрьму Бранденбург-Герден. Хонеккер будет получать от германских властей небольшую – марок 700–800 – пенсию. Юридическим основанием для её выплаты являются взносы молодого Эриха в фонд социального страхования в бытность свою кровельщиком и партийным функционером в первые послевоенные годы до образования ГДР. Проверкой установлено: взносы в пенсионную страховку Хонеккер платил регулярно. По данным телефонного экспресс-опроса, проведённого среди 5.000 берлинцев, две трети из них убеждены, что Хонеккер несёт личную ответственность за происходившее в ГДР, и посему должен быть осуждён. 67,1% опрошенных считают его виновным в том, в чём он официально обвиняется: в убийстве 49 человек и в 25 покушениях на убийство, совершенных погранвойсками ГДР согласно его приказу стрелять в перебежчиков. 18,6% действия Хонеккера оправдывают. 51,9% уверены, что осуждение Хонеккера поможет справедливой оценке прошлого Восточной Германии 306 . Февраль 2004 . Семья свергнутого в 1989 г. бессменного правителя ГДР (с 1971-го) Эриха Хонеккера практически в полном составе перебралась в Чили. В 1992-м туда уехала его дочь Соня вместе со своим мужем, чилийским эмигрантом Фердинандом Янесом, чуть позже к ним присоединились жена Хонеккера Маргот и сам Эрих – будучи уже серьёзно болен раком печени.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

16), тем не менее настаивают на необходимости дел. Лишь после долгих дискуссий выяснилось, что православные под словами «дела» понимают не «католические» заслуги перед Богом и не «выкуп» грехов; православные не спасаются делами, но дела для них «являются необходимым средством приобретения того духовного состояния (смирения), которое дает христианину возможность лично, на опыте убедиться в том, что он спасается только верою во Христа, а не делами. Без приобретенного же таким путем смирения и дела напрасны, и вера бесплодна, ибо «и бесы веруют и трепещут» (Иак 2. 19)». Ни один др. вопрос (о Свящ. Предании, его объеме и критериях истинности, о Церкви и ее границах, о таинствах, о Крещении, Евхаристии, Священстве, о благодати и святости и др.) не был рассмотрен до конца. В сфере проблем духовной жизни был найден целый ряд важных совпадающих пунктов ее понимания. Это прежде всего убеждение, что истинная духовность возможна только в приобщении ко Христу в Его Церкви; что святость - это не просто моральное совершенство, но нечто иное и высшее - причастность к Св. Духу; что благодать Божия освящает человека не в силу каких-то сверхдолжных заслуг, а по мере его веры и смирения и что в этом процессе освящения большое значение имеют таинства. В то же время положения учения о благодати и ее действии в Церкви и мире, о святости и путях ее достижения, о значении аскезы и др. понимаются в Православии и лютеранстве по-разному. Диалог с Союзом Евангелических Церквей в ГДР (с 1969). Обменявшись офиц. визитами в 1972-1973 гг., стороны согласились, что богословские собеседования начнутся в июле 1974 г. в Загорске. По месту проведения 1-й встречи диалог получил название «Загорск». В целом диалог был коротким и носил довольно фрагментарный характер: «Зaropck-I» (1974, Загорск), темы - «Участие Союза Евангелических Церквей в ГДР в богословской работе экумены», «Проповедь в богослужении Русской Православной Церкви», «Богословские проблемы в комплексе взаимосвязей социалистического общества в ГДР»; «Зaropck-II» (1976, Эрфурт, ГДР), тема - «Царство Божие как современная и будущая реальность»; «Зaropck-III» (1978, Киев), тема - «Освящающее действие благодати Божией»; «Зaropck-IV» (1981, Гюстров, ГДР), тема - «Последование Христу в жизни христианина»; «Зaropck-V» (1984, Загорск), тема - «Оценка Лимских документов в Русской Православной Церкви и в Евангелических Церквах».

http://pravenc.ru/text/171923.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010