В 1756 году прихожане подали прошение о строительстве нового каменного храма, так как старая церковь обветшала. Разрешение было получено. Священник Иоанн Кириков принялся за сбор пожертвований. К 1760 году была собрана достаточная сумма и был готов проект новой церкви. По мнению многих исследователей, автором проекта был Пьетро Антонио Трезини. Строительство каменного храма велось долго – 15 лет и завершилось в царствование императрицы Екатерины II. 8 ноября 1768 году архиепископом Санкт-Петербургским Гавриилом (Кременецким) был освящен нижний храм, а верхний 9 апреля 1783 года освятил митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Гавриил (Петров). Настоятель храма священник Иоанн Кириков не дожил до этого события, в октябре 1770 года он был злодейски убит в собственном доме, расположенном вблизи церкви. Грабители, рассчитывавшие найти у него большие суммы, ведь на строительство храма жертвовали немалые деньги не только жители Петербурга, но и Москвы, обнаружили в доме у иерея лишь 40 копеек. Отец Иоанн был бессребреником. Его погребли близ церкви. К 230-летию храма, в 1998 году, на его могиле был поставлен крест из белого мрамора и восстановлена плита с надписью: «Строитель Владимирской церкви священник Иоанн Кириков, убитый злодеями в ночь на 20-е число октября 1770 года». По традиции, при совершении крестного хода в престольные праздники на могиле совершается панихида. Внутреннее убранство каменного храма уже в первые годы его постройки поражало своим великолепием. До наших дней не сохранились ни иконы, ни утварь, ни богослужебные книги. Первоначальный, изготовленный для Владимирской церкви во времена Екатерины II иконостас, в 1809–1810 годы был повернут лицевой стороной к алтарю, а на его месте воздвигнут другой, переданный из церкви Воскресения словущего Аничкова дворца. Выполненный по рисунку Ф. Растрелли в 1748 году, это единственный дошедший до нас и сохранившийся почти полностью иконостас мастера. Иконы для него написали И. Я. Вишняков, И. И. Бельский, А. П. Антропов. Первоначально было 30 икон, но до наших дней уцелели 24. Золоченая резьба тоже имеет утраты.

http://pravoslavie.ru/583.html

В первые годы своего существования Академия художеств, созданная по указу императрицы Елизаветы от 6 ноября 1757 года, не имела своего здания и, соответственно, храма. Церковь академисты посещали по воскресным и праздничным дням (это был ближайший к Художественной школе тогда еще деревянный Андреевский собор), занятия по катехизису у них проводил иеромонах из Кадетского корпуса, расположенного по соседству. В январе 1765 года в Правительствующий Синод была доставлена просьба снабдить Академию " походной церковью со всею принадлежащей ей утварью " . Прошение было удовлетворено, к присланной церкви был определен иеромонах Иосиф (Зеленский). Уже в ночь с 2 на 3 апреля 1765 года в Академии состоялось первое Пасхальное богослужение с большим крестным ходом и литургией. Первая походная церковь прослужила Академии более пятидесяти лет. 28 июня 1765 года, в годовщину восшествия на престол императрицы Екатерины II , с пышной торжественностью была совершена закладка здания Академии с домовым храмом, который первоначально собирались посвятить преподобному Иоанну Дамаскину, защитнику икон в период иконоборчества ( VIII в.). Торжество по закладке церкви возглавили митрополит Новгородский Димитрий (Сеченов) и архиепископ Санкт-Петербургский Гавриил (Кременецкий). В фундамент церкви под пение певчих " Тебе, Бога, хвалим... " собственноручно императрицей Екатериной была заложена вызолоченная " скрынка " , дощечка с надписью о совершавшемся событии, камень " из порфира российского сделанный " с вензелем императрицы. Увы, из-за нехватки средств строительство основанной церкви было закончено лишь через несколько десятилетий. Особенно долго длились эпопеи по созданию купола и внутреннего убранства храма. Было сделано несколько проектов, среди авторов которых такие известные имена как А.Ф. Кокоринов, Ю.М.Фельтен, А.Н. Воронихин, А.Д. Захаров, но завершить строение было суждено другому выдающемуся архитектору - Константину Тону. В 1829 году К.Тон наряду с другими архитекторами предоставил свой проект отделки церкви на " высочайшее усмотрение " . Николай I одобрил тоновский вариант, к работам над которым приступили в 1832 году, через год церковь была отстроена вчерне, а в 1837 г. - закончена и освящена в честь небесной покровительницы основавшей её императрицы.

http://ruskline.ru/analitika/2005/12/07/...

Григорий Стецюк: " Бандеровцам в УПА нужны были официальные старшины. Они узнали, что православный епископ Мануил имел чин капитана, поэтому и " предложили " ему переход в УПА. Епископ объяснил, что ему дали такой ранг как священнику-капеллану, а в военных делах он не разбирается. СБ его поймала, произвела над ним суд как над дезертиром-изменником. Вначале застрелили, а потом повесили. " Убили пять человек, рубили пополам. Изнасиловали малолетнюю». Бандеровцы убивали не только рядовых священников, но и епископов, и даже митрополитов. Так, они убили митрополита Кременецкого Алексия (Громадского), который отказался пойти на раскол. Он предвидел свою мученическую кончину, но не пошел на компромисс с совестью. Ведь грех раскола, как учит православное предание, не смывается даже кровью. Бандеровцы убили и карпато-русского епископа Мукачевского Михаила (Тарнавского), известного своей сильной верой. Украинские националисты зато активно поддержывали униатов и раскольников. Это и неудивительно. Ведь глава униатской церкви на Западной Украине «митрополит» Андрей Шептицкий, как известно, благословил и германские войска, и дивизию СС «Галиция». А будущий униатский «патриарх» Иосиф Слипый даже стал капелланом дивизии СС «Галиция», той самой, которая, в числе прочих зловещих преступлений, «отметилась» сожжением Хатыни. Славный «Митрополит» Шептицкий отправил в эту дивизию даже слушателей Львовской духовной академии и семинарии, в том числе и свыше 20 абитуриентов, только что поступивших туда. Зато бандеровцы убивали тех униатских священников, которые хотели воссоединится с Русским Православием. Трагически погиб от рук бандеровских убийц львовский протопресвитер Гавриил Костельник, который с юности хотел воссоединиться с Русской Церковью. Неправда, будто бы известный Собор во Львове, воссоединивший греко-католиков с РПЦ был только лишь результатом давления Сталина. Нет, многие тысячи униатов с детства мечтали уйти из унии, которая была навязана силой, помнили о своем русском происхождении, в отличии от своей верхушки - разного рода шептицких и слипых. Переход униатов в православие был, в основном, добровольным. Так, с мая 1945 г. за 9 месяцев присоединилось к православию 986 священников (то есть 78%), а 281 отказался.

http://ruskline.ru/analitika/2011/12/09/...

Монахини обратились к местному князю Ксаверию Любомирскому с просьбой выделить из его земельных владений часть земли для строительства монастыря. 24 мая 1779 г. они получили разрешение на строительство монастыря в Лебединском лесу между речками Верхняя и нижняя Гентурка. 18 июня 1779 г. митрополит Киевский Гавриил (Кременецкий) дал разрешительную Грамоту с одновременным Указом Киевской Духовной консистории монахине Магдалине на " заведение монастыря " и строительство храма, а также благословил ее иконою святителя Николая Чудотворца. Вначале первый храм был построен деревянным однопрестольным во имя святителя Николая, который был оовящен 17 марта 1784 г. игуменом Жаботинского мужского монастыря Мелхиседеком (Шаховским). Одновременно со строительством Свято-Николаевской церкви, 25 мая 1780 г. была заложена церковь во имя святой великомученицы Варвары, которая также была освящена в 1784 г., как теплая, деревянная трапезная церковь. К теплой церкви было пристроено каменное помещение с шестью комнатами для настоятельницы монастыря. За всем строительством строго следила первая настоятельница игумения Магдалина. В 1782 г. были определены официальные границы монастырской земли. С 1782 г. настоятельницей монастыря упоминается игумения Таисия. В 1798 г. по благословению Киевского митрополита Иерофея (Малицкого) при игумении Елисавете было заложено новую также деревянную Свято-Николаевскую церковь, которая была освящена 20 июня 1800 г. Новая церковь имела уже два престола: во имя святителя Николая и святых праведных Захария и Елисаветы, построенная на средства Черноморского кошевого Захария Череги. В 1823 г. была достроена деревянная колокольня, а в 1837-м по благословению Киевского митрополита Евгения(Болховитинова) при игумении Магдалины II была построена новая кирпичная колокольня, через которую был устроен главный вход в монастырь. Колокольня была трехъярусной, высотой 34 м, до настоящего времени сохранилась только третья часть. На колокольне размещались 8 больших и малых колоколов. Большой колокол весил 64 пуда 22 фунта, отлит в Харькове, украшен " чеканкою " и ликами святых. В 1876 г. колокольня была отреставрирована. Посредине монастырского двора на столпе висел малый колокол, на котором отбивали время.

http://sobory.ru/article/?object=26598

Следует отметить, что большая часть молодых паломников в первый раз приедут в Россию. Мы очень активно готовились в предстоящей поездке. Так как мы живем на разных континентах, то каждые две недели мы проводили видеоконференции между Америкой, Европой, Австралией: обсуждали материалы для презентаций, отбирали фотографии и даже устраивали виртуальные спевки. Духовно окормлять молодежь в поездке будут протоиерей Гавриил Макаров, руководитель молодежного отдела Австралийско-Новозеландской епархии, и я. – Что интересного ждет вас в предстоящем паломничестве? – Официально мероприятия съезда «Содружество православной молодежи» пройдут с 10 июля по 1 августа. Но наша программа начнется раньше – 8 июля – в Москве, в Успенском храме в Путинках с молебна блаженным князьям Петру и Февронии, Муромским чудотворцам, которые являются покровителями семьи. Ожидается, что всего в молебне в тот день примут участие более 350 молодых людей из России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья. Далее мы отправимся в Курск, где по благословению архиепископа Курского и Рыльского Германа состоится открытие съезда и пройдет крестный ход к месту обретения со списком с чудотворной Курской Коренной иконы Божией Матери. Мы также примем участие в богослужениях, посетим святые места Курской области, пообщаемся с молодыми людьми из Украины, Белоруссии, Москвы, Курска. Запланированы встречи с владыкой Германом и наместником монастыря игуменом Вениамином. Затем мы снова отправимся в Москву, а оттуда вылетим в Германию. Германская часть паломничества, в которой примут участие также архиепископы Курский и Рыльский Герман, Тернопольский и Кременецкий Сергий и Полоцкий и Глубокский Феодосий, пройдет по благословению архиепископа Берлинско-Германского и Великобританского Марка. Там мы познакомимся со святынями и историческими местами Мюнхена, Штутгарта, Дармштадта, Визбадена и, конечно, встретимся с православной молодежью. Специально для участников паломничества в Германию по благословению Архиерейского Синода РПЦЗ будет привезена из Канады чудотворная икона Божией Матери Курская Коренная. Многие из молодых людей смогут впервые помолиться перед самой почитаемой святыней русского рассеяния и принять участие в молебне.

http://pravoslavie.ru/31066.html

По указанию императрицы Екатерины II Чин Торжества Православия и Синодик были пересмотрены и приведены к единому образцу, в котором были исключены русские включения в догматические разделы и обширные поминальные списки. Редактуру произвёл архиепископ Санкт-Петербургский Гавриил (Кременецкий). Обновленные чины вошли в печатную Триодь 1767 года как обязательные для совершения во всей Русской Церкви при архиерейском служении, чем и закончилась литературная история русского Вселенского Синодика 6 . Тем не менее, постепенное сокращение Синодика в части анафематствуемых лиц продолжалось и далее. В 1869 году из текста были убраны последние имена государственных преступников, содержавшихся в нём: Гришки Отрепьева и Ивана Мазепы. В советское время чин совершался с опущением анафематствований, но в современном архиерейском богослужении этот раздел восстановлен. Помянник Списки имён живых и усопших православных христиан для молитвенного их воспоминания также называются синодиками или помянниками. Помянники могут использоваться как в частном, так и в общественном церковном богослужении. В храмах и монастырях такие списки называют синодиками. Храмовые и монастырские синодики употребляются за богослужением в различные моменты. Подробный разбор всех видов общецерковной молитвы за усопших, в том числе и с использованием синодиков см. в труде священноисп. Афанасия (Сахарова) 7 . Ключевыми моментами такого поминовения являются: воспоминание на проскомидии перед Божественной Литургией, во время родительских суббот и на богослужениях, специально посвященных молитвам за усопших. Включение в церковные помянники мирских лиц обычно связано с пожертвованием храму или обители. Домашнее чтение помянников христианами не регламентировано, может соединяться с чтением утреннего или вечернего правила или Псалтири. Литературный Синодик Согласно И.В. Дергачёвой, первым памятником этого типа синодик преп. Иосифа Волоцкого 1479 года. Сам текст и его структура оказали сильнейшее влияние на последующие документы этого типа, определив их развитие. Он содержал вступительную часть из трех «слов», сам помянник, заключительную молитву и дополнительные «предисловия». Первое слово учит о спасительной силе чтения синодиков, которая может помочь усопшим христианам на Страшном суде. Второе слово учит о пользе непрерывающегося из рода в род поминовения усопших. Третье слово обращено к пастырям и призывает их к неустанному поминовению всех усопших, включая тех, кто не оставил пожертвования за помин своей души. Впоследствии этот тип синодиков дополнялся церковно-политическими трактатами, прославляющими деятельность русских князей 8 .

http://azbyka.ru/sinodik

Возвращаясь в Киев после чумы, он предпочел въехать в город ночью, чтобы никто из зараженных не мог прикоснуться к нему. В это время эпидемия в Киеве уже прекратилась, и такая совершенно излишняя предосторожность свидетельствовала о том, что митрополит Гавриил был не из числа людей безбоязненных. Он не был чужд и забот о своей карьере и внимательно прислушивался к мнениям людей сильных. Участвовал в суде над митрополитом Арсением (Мацеевичем) и, когда Арсения лишали знаков митрополичьего достоинства, Гавриил сам принял от него посох. Вступив на Киевскую кафедру, митрополит Гавриил показал себя строгим исполнителем всех предначертаний русского правительства относительно южно-русской Церкви и южно-русского духовенства и вполне подготовил почву для радикальной реформы в малороссийской Церкви. Литература: Вишневский Д. К. Киевская академия в первой половине XVIII века. – Киев, 1903. – С. 301–302. Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем – Академией. – Киев. 1856, т. 2. – С. 297–315. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 5. – с · 1383, 1451, 1472–1473. Горталов Н. Краткие биографические сведения об иерархах Казанской епархии. – Казань, 1888. – с. 13. Захарченко М. М. Киев теперь и прежде – Киев, 1888. – С. 196. Эдинг Б. Н. Ростов Великий, Углич. Памятники художественной старины. – М., – С. 40. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1401, 1403, 1411. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 399. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 144, 265, 289, 1032. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 84. Киевские епархиальные ведомости. – 1899, 2. Симбирские епархиальные ведомости. – 1901, 4. пр. 35. Описание Киево-Софийского собора по обновлении его 1843–1853 годах. – Киев. 1854. – С. 234–239.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Иосиф III епископ, рукоположен †27.01.1615 Рафаил (Журавлев) епископ, рукоположен с 17.12.1618 по 1652 уволен; † 25.01.1653 Павел епископ, рукоположен с 17.10.1652 до 1654 сослан в заточение, в 1655 пропал без вести Александр епископ, рукоположен с 3.06.1655 по 5.12.1657 еп. Вятский и Великопермский Междуархиерейство десять лет. Мисэил епископ, рукоположен с 9.06.1667 по 14.09.1671 митр. Белгородский и Обоянский Иосиф IV архиепископ, рукоположен с 1672 до кон. 1675 – нач. 1676 лишен кафедры и сослан под надзор; с 1677 архиеп. Архангельский при Архангельском соборе в Москве Павел (Моравский) архиепископ, рукоположен со 2.04.1676 по 6.09.1681 архиеп. Суздальский и Юрьевский Никита (Тотемский) архиепископ, бывший еп. Звенигородский и Архангельский c 24.12.1681 Антоний (Одинович) архиепископ, рукоположен с 18.03.1705 †1.06.1716 Иоанникий митрополит, бывший митр. Ставропольский †25.03.1724 Варлаам (Леницкий) епископ, бывший еп. Суздальский и Юрьевский с 19.04.1724 по 7.09.1727 еп. Астраханский и Терский Игнатий (Смола) митрополит, бывший еп. Иркутский, викарий Тобольской епархии с 13.07.1727 по 2.12.1730 лишен сана и сослан простым монахом; †25.12.1741 Вениамин (Сахновский) епископ, рукоположен с 25.07.1731 по 18.05.1739 еп. Вятский и Великопермский Киприан (Скрипицын) епископ, бывший еп. Вятский и Великопермский с 18.05.1739 †16.06.1740 Савва (Шпаковский) епископ, бывший еп. Архангелогородский и Холмогорский с 30.06.1740 †29.07.1749 Гавриил (Кременецкий) епископ, рукоположен с 17.09.1749 по 8.10.1755 еп. Казанский и Свияжский Порфирий (Крайский) епископ, бывший еп. Суздальский и Юрьевский с 9.10.1755 по 29.10.1763 еп. Белгородский и Обоянский Феодосий (Михайловский- Прокофьев) епископ, рукоположен с 28.12.1763 †30.01.1787 Коломенская и Тульская С 1788 года Феофилакт (Горский) епископ, бывший еп. Переславль- Залесский и Дмитровский с 6.05.1788 †12.09.1788 Афанасий (Иванов) епископ, рукоположен с 12.11.1788 по 10.04.1799 еп. Воронежский и Черкасский Мефодий (Смирнов) епископ, бывший еп. Воронежский и Черкасский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

С 22 сент. 1770 г. митрополит Киевский и Галицкий. Приехал в Киев лишь в февр. 1772 г., когда закончилась эпидемия моровой язвы. Г. заботился о материальном обеспечении Киево-Могилянской академии, о ее б-ке, поддерживал малоимущих учеников. Занимался усовершенствованием учебного процесса, составил письменную инструкцию о содержании учеников. Завещал для нужд академии 73 тыс. р. серебром. В Киевской митрополии Г. безуспешно пытался реформировать церковную службу в соответствии с нормами, сложившимися в великорус. епархиях, ввел штатное расписание для приходских церквей. 17 сент. 1783 г. погребен в Софии Св. соборе в Киеве . Арх.: Здравомыслов. Словарь иерархов. Ед. хр. 432. Л. 109-109 об. Соч.: Уставления философские. СПб., 1743; Поучение об обрядах христианских, или Слово к народу кафолическому. К., 1779. Лит.: Евгений (Болховитинов), митр. Описание Киевософийского собора и киевской иерархии. К., 1825; Чистович И. А. История СПбДА. СПб., 1857. С. 20-21; Петров Н. И. Киевская академия в царствование Екатерины II (1762-1796)//ТКДА. 1906. Т. 2. 7. С. 453-494; 8/9. С. 582-609; Т. 3. 11. С. 245-297; Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра (1713-1913). СПб., 1913; Титов Хв. , свящ. Стара вища ocbima в Kuïbcьkiй Ykpaïhi XVI - поч. XIX в. К., 1924; Хижняк З. I. akaдeмiя. К., 19812; Блажейовський Д. Киïвськоï церкви (861-1996). Льbib, 1996; Hikimehko Н. Niд покровом Св " ятоï Coфiï: Некрополь Coфiйcьkoro собору у К., 2000. Т. А. Богданова, В. В. Ластовский Иконография Гавриил (Кременецкий), митр. Киевский. Фотография с портрета. Нач. XIX в. (РГИА) Гавриил (Кременецкий), митр. Киевский. Фотография с портрета. Нач. XIX в. (РГИА) Сохранилось неск. живописных изображений Г., относящихся к периоду его служения в Киеве (хранятся в НКПИКЗ). Наиболее ранним является парадный портрет посл. трети XVIII в. из Киево-Софийского митрополичьего дома, где иерарх представлен стоящим на орлеце в интерьере с колоннами, облаченным в саккос, омофор и митру, с 2 панагиями на груди, с жезлом в правой и крестом в левой руке, рядом на столе - Евангелие, Распятие и книга. Судя по реалистически точной трактовке лица изображенного, портрет мог быть создан при жизни Г., не исключено, что в живописной мастерской Киево-Печерской лавры. По узнаваемой портретной характеристике к этому полотну близок поясной образ митрополита в лиловой архиерейской мантии и белом клобуке, нач. XIX в. Такой же тип облачения использован на 2 копийных портретах 2-й пол. XIX в. с неизвестного оригинала, идентичных по иконографии: внешний облик Г. воспроизводится с нек-рыми отличиями в деталях, панагия с образом Воскресения Христова, возможно, повторяет подлинную реликвию. Из Киево-Софийского митрополичьего дома происходит также поясное изображение XIX в. небольших размеров. Портреты из ризницы собора Св. Софии в Киеве и зала КДА указаны в справочнике Д. А. Ровинского .

http://pravenc.ru/text/161305.html

39. Гавриил Кременецкий хирот. 17 сент. 1749 из архим. Новоспасских, а 29 окт. 1755 перев. в Казань. 40. Порфирий Крайский 9 окт. 1755 перев. из Суздаля, а 29 окт. 1763 – в Белгород. 41. Феодосий Михайловский хирот. 28 дек. 1763 из архим. Солотчинского монастыря; † 30 янв. 1787. V. Епископы Коломенские и Тульские 42. Феофилакт Горский 6 мая 1788 перев. из Переяславль-Залесской епархия и 12 сент. †. 48. Афанасий Иванов 12 нояб. 1788 хирот. из архим. Заиконоспасских; 10 апр. 1799 перев. в Воронеж, а 16 окт. упразднена и епархия. Епархия Сарская или Крутицкая Сарская или Крутицкая епархия учреждена в 1261 г., упразднена в 1788 г. I. Епископы Сарайские и Сарские и Подонские 1. Митрофан хирот. 1261, оставил епархию 1269. 2. Феогност хирот. 1269; упом. до 1291. 3. Измаил упом. 1296, а 1312 отлучён. 4. Варсонофий хирот. 1312; упом. 1330. 5. Софония , около 1350. 6. Афанасий , до 1356. 7. Иоанн хирот. 1356. 8. Матфей , около 1365. 9. Савва хирот. 1382; † 9 июля 1403. 10. Тимофей хирот. 20 июля 1404, из игум. Борисоглебских; упом. 22 мар. 1416. 11. Иов , на соборе 1441. 12. Вассиан упом. с 1458; † 8 апр. 1466. С половины XV века владыки Сарайские начали постоянно жить в Москве на Крутицах, и именовались иногда «Крутицкий и Подрельский». (Карамз., VI, прим. 219, 326). 13. Прохор хирот. 11 мар. 1471, а в дек. 1492 отошёл на покой в Московский Богоявленский мнтрь; тогда ему дан был Звенигород со всеми пошлинами. 14. Сильван хирот. 4 мая 1493, из игум. Угрешского монастыря; в исх. 1496 оставил епархию. 15. Евфимий Подрез хирот. 18 дек. 1496, из иноков Троице-Сергиевских; † 12 июня 1499. Погребён на Крутицах. 16. Трифон Дубина хирот. 14 июля 1499, из игум. Московского Богоявленского монастыря; † в 1507. Погребён на Крутицах. 17. Досифей Забела хирот. 23 янв. 1508; † 2 февр. 1544. Погребён в Крутицах. 18. Савва Черный хирот. 24 февр. 1544 из архим. Симонова монастыря; † в февр. 1554. Погребён на Крутицах. 19. Нифонт Кормилицын хирот. 11 мар. 1554 из архим. Новоспасского монастыря; † 1558. Погребён на Крутицах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010