Вот по отношению к этому Антону – сыну † Ал. М. Лазаревский и высказал предположение 18 , «не от него ли происходил известный Смарагд Крыжановский?» Но эта догадка совершенно невероятна, ибо имена отцов и дедов (с одной стороны Пётр – Михаил, с другой – Антон – Антон – Степан) не совпадают, а потому автор после уже не повторял своей гипотезы 19 . Тогда по связи с той же фамилией Крыжановских явилась новая теория. Дело в том, что у Гадяцкого полковника Антона Крыжановского был брат, выкрещённый (в 1743 г.: см. стр. 189,23 20 ) под именем Константина; он потом пристроился протопопом к Николаевской церкви в г. Ромны 21 , где в 1770 г. была выстроена Покровская церковь последним запорожским кошевым П.И. Калнишевским, скончавшимся в ссылке в Соловках 31 октября 1803 г. 22 Об этом Ромёнском протопопе, которому Киевской и Галицкий митрополит (22 сентября 1770 г. – † 9 августа 1783 г.) Гавриил (Кременецкий) поручал 13 июля 1773 г. соборно заложить церковь на родине Калнишевского в селе Пустовойтовке, ныне вполне несомненно, что он тожествен с Константином Крыжановским; а это был с 1752 г. учитель Старой Киевской Академии, прописывавшийся «почтенным паном» 23 , совмещал иерейство в конгресационной церкви и проповедничество при кафедральном соборе 24 , хотя по отчеству (по имени крёстного отца? см. стр. 190, 27 25 ) был Павлович 26 . Вот этого Ромёнского 27 протопопа Константина Крыжановского и объявил дедом Смарагда † А.С. Родосский 28 , каковую идею доселе защищает (в письмах к нам) достопочтенный Киевский протоиерей Пётр Иванович Орловский, а прот. Г.И. Шавельский принимает с безусловным доверием 29 , однако и здесь встречаются прежние препятствия. Ромёнский о. Константин, несомненно, имел детей, но имена их в точности неизвестны, а (по частному указанию нам В.Л. Модзалевского) были таковы: Андрей (д. с. с.), Максим (генерал-лейтенант, по-видимому, тот самый, который состоял с 1837 г. комендантом С.-Петербургской крепости и скончался 6 мая 1839 года 30 и Пётр (кол. асс.). Последней был соименником Смарагдова отца, но не носил священного сана, как это бесспорно о втором, имя же Константин совершенно не укладывается в генеалогию Смарагда.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Н. инициировал учреждение крестного хода из Казанской церкви на Невском проспекте в Александро-Невский мон-рь 30 авг., в годовщину перенесения в столицу мощей св. блгв. кн. Александра Ярославича Невского . В письме на имя А. Г. Разумовского от 29 авг. 1743 г. Н. просил его доложить императрице, не соизволит ли она повелеть «завтрашнего дня… быть крестному ходу». В тот же день императрица запросила Синод «о пристойности того дела». Синод дал положительное заключение, и 30 авг. состоялся первый в С.-Петербурге крестный ход в день памяти блгв. кн. Александра. В шествии участвовали императрица, а также «министры и кавалеры, генералитет и придворный обоего пола стат». 7 сент. того же года имп. Елизавета Петровна повелела совершать «оное крестное хождение» в мон-рь к литургии ежегодно. Указом Н. от 4 февр. 1744 г. статус собора получила Андреевская ц. на Васильевском о-ве. 30 янв. 1745 г. он благословил строительство каменной 2-этажной церкви в Славянской мызе гр. М. К. Скавронского (ныне в черте Пушкинского р-на С.-Петербурга). В Александро-Невской ДС, находившейся в распоряжении Н., начался самый важный период становления. Школа при Невском мон-ре лишь с кон. 30-х гг. XVIII в. получила «прочное устройство» как полноценная семинария. В 1743 г. в ней открылся богословский класс, 20 сент. того же года ректором утвержден иером. Гавриил (Кременецкий; буд. митрополит Киевский и Галицкий). Вслед за учреждением столичной епархии Сенат 10 сент. 1742 г. поручил архит. П. А. Трезини возглавить «строение» Александро-Невского мон-ря, где работы остановились. В 1744 г. был заложен фундамент юго-вост. Феодоровского корпуса. Тогда же выстроенный в 20-х гг. XVIII в. Троицкий собор был признан аварийным и предназначен к слому. С 1742 г. казначеем обители состоял иером. св. Софроний (Кристалевский), который был в 1734-1741 гг. казначеем Переяславского архиерейского дома (в 1735-1736 он находился по делам Переяславской епархии в С.-Петербурге, когда Н. служил там же). Очевидно, специфика пребывания на кафедре «царствующего града» тяготила Н.: заложив прочную основу епархии, он при первой возможности оставил С.-Петербург. В июне 1744 г. скончался еп. Переяславский и Бориспольский Арсений (Берло), и 2 февр. 1745 г. вышел Высочайший указ: «В Переяславской праздной епархии быть епархиальным архиереем преосвященному Никодиму, епископу Санкт-Петербургскому, по желанию его…» В Переяславскую епархию был переведен и наместник (с 1737) Александро-Невского мон-ря иером. Досифей (Лебедевич): в мае 1745 г. он стал настоятелем Золотоношского Красногорского в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыря в сане игумена.

http://pravenc.ru/text/2565596.html

Синода на кафедре епископа переяславского и дмитровского, на каковую кафедру Амвросий был переведен в том же 1753 г. (29 октября), не отъезжая в Вологду. Назначавшиеся на кафедры ближайшим к Петербургу и Москве епархий лица обыкновенно сохраняли звания синодальных членов или получали оные вновь. Арсений (Могилянский), епископ переяславский и дмитровский, по назначении его настоятелем Троице-Сергиевой Лавры на место умершего Кирилла Флоринского назначен на его место членом Св. Синода. Симон Тодорский, архимандрит ипацкий, по назначении в 1745 г. костромским и галицким епископом оставлен членом Св. Синода. Платон (Григорович), архимандрит Воскресенского монастыря, по назначении его крутицким архиепископом в 1748 г. на место Платона (Маленовского) призван присутствовать в Св. Синоде. Платон (Петрониевич), архимандрит Рождествена, что во Владимире, монастыря, бывший с 1742 г. (10 мая) членом Св. Синода, с назначением в епископа владимирского, оставлен по-прежнему членом Св. Синода. Гавриил (Кременецкий), архимандрит новоспасский, по назначении епископом коломенский, оставлен по-прежнему присутствовать в Св. Синоде. Гаврил получил звание синодального члена в 1743 г. при назначении его архимандритом новоспасским. Заседавшие в Синоде члены из архимандритов и архиереев не непрерывно в нем присутствовали, -напротив, по требованию нужде монастырских и дел епархиальных были увольняемы к местам их служения или на определенное время, или впредь до обратного вызова. Таким образом в последнее время царствования Елизаветы Петровны в составе Святейшего Синода входили следующие лица: Димитрий (Сеченов) архиепископ новгородский, Вениамин (Григорович) архиепископ с-петербургский, Гедеон (Гриновский) епископ псковский, Амвросий (Зетрис-Каменский) архиепископ крутицкий, Палладий епископ рязанский, Порфирий (Крайский) епископ коломенский и Лаврентий архимандрит Свято-Троицкой Лавры из придворных иеромонахов. Лаврентий и скончался в звании архимандрита. В поименованном составе своих членов Святейший Синод закончил царствование Елизаветы Петровны и встретил вступление на престол Императора Петра III.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

При существовании церковного тягла все архиереи дорожили числом своих церквей. Тоже случилось со Св. Синодом, когда он взял в свое управление бывшую Патриаршую область. При открытии Переяславль-Залесской, Костромской и Владимирской епархий он нашел иной выход, отдав на содержание тамошних архиереев с их штатами средства местных богатых монастырей, переименовав их в кафедральные. Не иным чем, как нежеланием епархиальных архиереев поступаться своими церквами можно объяснить многовековую неупорядочность епархиальных границ и даже их черезполосность, как это наблюдалось целые века в Коломенской и Крутицкой епархиях (города Орел, Кромы, Чернь и Ливны). Перед желанием сохранить неприкосновенными кафедральные средства удобства по епархиальному управлению отступали на второй план. После 1764 года дело с упорядочением епархиальных территорий упростилось и стремление архиерейских кафедр сохранить неприкосновенными свои приходские церкви утратило прежнюю напряженность и остроту. Приходы с их храмами и духовенством для архиереев не представляли прежнего интереса. При большем или меньшем количестве приходских церквей кафедры одного класса получали одинаковые штатные оклады, служившие основным фондом содержания архиерейских домов после 1764 года. Вполне естественно, что вслед за учреждением штатов последовал Высочайший указ распределить города с уездами по епархиям по сравнительной их близости к кафедральным городам и способности управления ими. Составлением расписания городов занялись присутствовавшие в Комиссии синодальные члены Димитрий (Сеченов), митроп. новгородский, и Гавриил (Кременецкий), архиеписк. петербургский. Составленное ими расписание было рассмотрено Комиссией о церковных имениях, а затем поднесено для Высочайшей конфирмации. Утверждение доклада с расписанием последовало 14 июня 1764 года. 687 Как были расписаны города по епархиям в 1 764 г. видно из ниже прилагаемой ведомости: Расписание городов и уездов по епархиям по Высочайше утвержденному докладу о церковных имениях от 14 июня 1764 года (Полн. Собр. Закон. Рос. Империи, т. XLIV, ч. II, кн. штатов, стр. 40–43; Арх. Св. Синода, дело 1764 г. 51).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

4. Амвросий (Юшкевич) 1740–1745 (архиепископ). 5. Стефан (Калиновский) 1745–1753 (архиепископ). 6. Димитрий (Сеченов) 1757–1767 (1757–1762 гг. – архиепископ, с 1762 г. – митрополит). 7. Гавриил (Петров) 1775–1800 (1775–1783 гг. – архиепископ Петербургский и Новгородский, 1783–1799 гг. – митрополит Петербургский и Новгородский, 1799–1800 гг. – митрополит Новгородский; в 1775–1891 гг. епархия Новгородская соединена с Петербургской, с короткими перерывами). б) митрополиты Петербургские (первенствующие в Синоде с 1775 г.) 1. Никодим (Сребницкий) 1742–1745 (епископ). 2. Феодосий (Яновский) 1745–1750 (архиепископ). 3. Сильвестр (Кулябка) 1750–1761 (архиепископ). 4. Вениамин (Пуцек-Григорович) 1761–1762 (архиепископ). 5. Гавриил (Кременецкий) 1762–1770 (архиепископ). 6. Гавриил (Петров) 1770–1799 (1770–1775 гг. – архиепископ Петербургский, 1775–1783 гг. – архиепископ Петербургский и Новгородский, с 1783 г. – митрополит). 7. Амвросий (Подобедов) 1799–1818, (1799–1800 гг. – архиепископ Петербургский, 1800–1801 гг. – архиепископ Новгородский и Петербургский, с 1801 г. – митрополит). 8. Михаил (Десницкий) 1818–1821. 9. Серафим (Глаголевский) 1821–1843. 10. Антоний (Рафальский) 1843–1848. 11. Никанор (Клементьевский) 1848–1856. 12. Григорий (Постников) 1856–1860. 13. Исидор (Никольский) 1860–1892. 14. Палладий (Раев) 1892–1898. 15. Антоний (Вадковский) 1898–1912 (первенствующий в Синоде с 1900 г.). 16. Священномученик Владимир (Богоявленский) 1912–1915 (с 1914 г. – митрополит Петроградский). 17. Питирим (Окнов) 1915–1917 (Петроградский). 18. Святой Вениамин (Казанский) 1917–1922 (Петроградский). 19. Иосиф (Петровых) 1926–1927 (Петроградский). 20. Святой Серафим (Чичагов) 1928–1933 (Ленинградский). 21. Алексий (Симанский) 1933–1945 (Ленинградский). 22. Григорий (Чуков) 1945–1955 (Ленинградский). 23. Елевферий (Воронцов) 1955–1959 (Ленинградский). 24. Питирим (Свиридов) 1959–1960 (Ленинградский). 25. Гурий (Егоров) 1960–1961 (Ленинградский). 26. Пимен (Извеков) 1961–1963 (Ленинградский).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Арх.: ГИМ ОР. Воскр. 1010. Л. 1-120; Сим. 31; Увар. 38; Чуд. 295, 296; РГБ ОР. Унд. 424, 658; РНБ ОР. Q 1-917; БАН ОР. П. I. В. 7. Соч.: Путь к вечности. СПб., 1784; Слово о пьяницах//ПС. 1862. Ч. 1. С. 386-398; Плач и рыдание о безвинном страдании//ЧОИДР. 1895. Кн. 4. Смесь. С. 5-10. Ист.: Чистович И. А. Новгородский митр. Иов, его жизнь и переписка с разными лицами//Странник. 1861. 2. С. 83, 85; ОДДС. Т. 1. Прил. 8. С. 17, 84, 92, 95; Белокуров С. А. Мат-лы для рус. истории. М., 1888. С. 550-552; Родосский А. С. Описание 432 ркп., принадлежащих СПбДА и составляющих ее 1-е по времени собр. СПб., 1893. 118, 142, 160, 161; Никольский А. И. Описание рукописей, хранящихся в арх. Св. Правительствующего Синода. СПб., 1910. Т. 2. Ч. 2. С. 624-635. Лит.: Евгений. С. 76-77; Филарет (Гумилевский). Обзор. С. 265-266; Образцов И. Я. Архим. Гавриил Домецкий и иеродиак. Дамаскин//ДБ. 1865. 1. С. 20-31; 2. С. 59-63; 3. С. 83-96; Любимов С. Борьба между представителями великорус. и малорус. направления в Великороссии в кон. XVII и в нач. XVIII в.//ЖМНП. 1875. Сент. С. 74-104; Шляпкин И. А. Св. Димитрий Ростовский и его время. СПб., 1891; Сменцовский М. Н. Братья Лихуды. СПб., 1899; Браиловский С. Н. К лит. деятельности Гавриила Домецкого//ИОРЯС. 1904. Кн. 4. С. 17-96; Кацнельсон Р. Ансамбль Симонова мон-ря в Москве//Архит. наследство. М., 1956. Вып. 6. С. 87-106; Белоброва О. А. Гавриил Домецкий//СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 190-191. Д. Г. Давиденко Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР (Кременецкий Александр Стефанович (1842 или 1843 - 1918 ), архим., духовный писатель, проповедник ИЛАРИОН (Кириллов Иван Андреевич; 1776 - 1851), архим., настоятель Коневского в честь Рождества Пресв. Богородицы и тихвинского Большего в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рей, духовный писатель ИННОКЕНТИЙ (Гизель; † 1683), архим. Киево-Печерского мон-ря, ректор Киево-Могилянской коллегии, духовный писатель ИОАННИКИЙ (Галятовский (Голятовский), ок. 1620 - 1688), архим. Елецкого черниговского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, духовный писатель, полемист, проповедник

http://pravenc.ru/text/161297.html

27. Никодим (Ротов) 1963–1978 (Ленинградский). 28. Антоний (Мельников) 1978–1986 (Ленинградский). 29. Алексий (Ридигер) 1986–1990 (Ленинградский). 30. Иоанн (Снычев) 1990–1995. 31. Владимир (Котляров) с 1995 г. в) митрополиты Московские 1. Иосиф (Волчанский) 1742–1745 (архиепископ). 2. Платон (Малиновский) 1748–1754 (архиепископ). 3. Тимофей (Щербацкий) 1757–1767. 4. Амвросий (Зертис-Каменский) 1768–1771 (архиепископ). 5. Платон (Левшин) 1775–1812 (1775–1787 гг. – архиепископ, с 1787 г. – митрополит). 6. Августин (Виноградский) 1818–1819 (архиепископ). 7. Серафим (Глаголевский) 1819–1821. 8. Святитель Филарет (Дроздов) 1821–1867 (1821–1826 гг. – архиепископ, с 1826 г. – митрополит). 9. Святитель Иннокентий (Вениаминов) 1868–1879. 10. Макарий (Булгаков) 1879–1882. 11. Иоанникий (Руднев) 1882–1891. 12. Леонтий (Либединский) 1891–1893. 13. Сергий (Ляпидевский) 1893–1898. 14. Священномученик Владимир (Богоявленский) 1898–1912. 15. Святитель Макарий (Невский) 1912–1917. 16. Святитель Тихон (Беллавин) 1917. 17. Сергий (Страгородский) 1934–1944. г) митрополиты Киевские 1. Варлаам (Ясинский) 1690–1707. 2. Иоасаф (Краковский) 1708–1718. 3. Варлаам (Вонатович) 1722–1730 (архиепископ). 4. Рафаил (Заборовский) 1731–1747 (1731–1743 гг. – архиепископ, с 1743 г. – митрополит). 5. Тимофей (Щербацкий) 1748–1757. 6. Арсений (Могилянский) 1757–1770. 7. Гавриил (Кременецкий) 1770–1783. 8. Самуил (Миславский) 1783–1796. 9. Иерофей (Малицкий) 1796–1799. 10. Гавриил (Бодони-Бонулеско) 1799–1803. 11. Серапион (Александровский) 1803–1822. 12. Евгений (Болховитинов) 1822–1837. 13. Филарет (Амфитеатров) 1837–1857. 14. Исидор (Никольский) 1858–1860. 15. Арсений (Москвин) 1860–1876. 16. Филофей (Успенский) 1876–1882. 17. Платон (Городецкий) 1882–1891. 18. Иоанникий (Руднев) 1891–1900 (первенствующий в Синоде с 1898 г.). 19. Феогност (Лебедев) 1900–1903. 20. Флавиан (Городецкий) 1903–1915. 21. Святитель Владимир (Богоявленский) 1915–1918 (первенствующий в Синоде с 1915 г.). 22. Антоний (Храповицкий) 1918–1924 (в РПЦЗ титул митрополита Киевского до † 1936 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Перед читателем предстанет блестящая плеяда выдающихся деятелей Русской Православной Церкви, имевших прямое отношение к Петербургу: это архиереи Стефан (Яворский) , Феодосий (Яновский), Феофан (Прокопович) , Гавриил (Кременецкий), Гавриил (Петров), а также молитвенники земли русской – св. Игнатий (Брянчанинов) , св. Филарет (Дроздов) и св. Иоанн Кронштадтский . Особый интерес представляет раздел, где иностранные авторы единодушно свидетельствуют о той атмосфере веротерпимости, которая была присуща жителям Петербурга. Книга рассчитана как на специалистов-историков, краеведов, так и на широкий круг читателей. Не преувеличивая, можно сказать, что эту книгу должен иметь у себя дома каждый истинный по духу петербуржец. 1 Предисловие автора Со времен постройки Иерусалимского храма вера народа в свою судьбу не создавала ничего более чудесного, чем Санкт-Петербург. 2 Маркиз де Кюстин В ряде случаев иностранцы рассказывают о таких событиях, которые без их известий остались бы тайной для позднейших поколений. Академик М. Н. Тихомиров В 1703 году в устье Невы вошло торговое судно под голландским флагом; это было первое иностранное судно, посетившее город, только что основанный на невских берегах. С этого времени в Санкт-Питербурх, первоначально названный так на голландский манер, начался постоянный приток иностранцев: это были купцы, дипломаты, архитекторы, писатели, музыканты, художники и просто любопытствующие туристы. О причинах, способствовавших усилению притока иностранцев в Россию, в начале Х1Х в. размышлял французский писатель Г.Т. Фабер: «Благоволите отметить, как сильно отличалось развитие цивилизации у русских от того же развития у других народов и вообще от естественного хода событий. Шесть столетий кряду Россия страдала под ужасным чужеземным игом, была раздираема междоусобными войнами и гражданскими распрями и только в XVIII столетии, преодолев эту пропасть одним рывком, присоединилась к числу государств просвещенных. В Европе нашла она общественную жизнь со всеми ее потребностями и утонченной роскошью, нашла жизнь цивилизованную и украшенную всеми открытиями и изобретениями человеческого разума, нашла науки и искусства, достигшие редкостного совершенства. Русским остается только свыкнуться с этими достижениями, усвоить их себе, для чего потребно время. Русским предстоит многое копировать, многому учиться. Им незачем заниматься изобретениями, ибо гораздо больше пользы доставят им подражания; они поступают очень верно, когда призывают к себе иностранцев, с которых берут пример и у которых перенимают новые для себя обыкновения». 3

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

а)      Митрополиты По переводе высокопр. Гавриила Кременецкого в Киев, Петербургским архиепископом сделан Тверской архиепископ Гавриил Петров, который, с 1775 года, по смерти Новгородского митрополита Димитрия Сеченова, получил титул митрополита. После Гавриила Петрова были следующие митрополиты: Амвросий Подобедов , из архиепископов Казанских (1799–1818), Михаил Десницкий , из архиепископов Черниговских (1818–1821), Серафим Глаголевский, из митрополитов Московских (1821–1843), Антоний Рафальский (1843–1848) и Никанор Клементьевский (1843–1856), оба из архиепископов Варшавских, Григорий Постников , из архиепископов Казанских (1856–1860). С 1-го июля 1860 года Петербургскою епархией управляет высокопреосвященнейший митрополит Исидор Никольский , переведенный сюда из митрополитов Киевских. Архипастыри С.-Петербургские, носившие сперва титул Новгородского, С.-Петербургского, Эстляндского и Финляндского, с 1864 года носят титул Новгородского, С.-Петербургского и Финляндского. К титулу присоединяются еще слова: «Первоприсутствующий Член Святейшего Синода и священно-архимандрит Свято-Троицкой Александроневской Лавры». б)      Викарии Петербургский архипастырь сперва не имел своего викария; викарий был при митрополите Новгородском. Петербургское викариатство учреждено 5 авг. 1817 г.; когда викарием сделан был архимандрит Филарет Дроздов (после митрополит Московский), с титулом епископа Ревельского. До 1865 года было 24 викария с этим титулом. Когда Эстляндия перешла к Рижской епархии, викарий стал называться Ладожским. До ныне Ладожских епископов было 9, включая нынешнего (1884) преосв. Арсения. В 1859 году учреждено викариатство Выборгское. Сперва этот титул носили Ректоры спб. Дух. Академии: Нектарий Надеждин, Иоанникий Руднев и Иоанн Соколов. В 1867 году ректором академии был сделан протоиерей И. Л. Янышев, и тогда Выборгский епископ занял место второго викария при С.-Петербургском митрополите. Всех Выборгских викариев было шесть. Ныне в этом сане состоит преосв. Сергий. В конце 1883 года звание викария Ладожского опять соединено с должностью ректора академии. Так как Петербургские викарии, пребывая в столице, имея близкое отношение к управлению всей росс. церкви, а главное – служа под ближайшим руководством опытнейшего из архипастырей, приобретали богатый запас опытности по управлению епархией, то они были, почти всегда, первыми кандидатами на самостоятельные архиерейские кафедры и потому очень часто менялись. Большинство из них не служило и трех лет. Дольше всех служили: Венедикт Григорович (1833–1842), Нафанаил Савченко (1845–1850) и Гермоген Добронравин (1873–1881). Некоторые из Петерб. викариев были после митрополитами, как напр.: Филарет Дроздов , Евгений Болховитинов , Михаил Десницкий , Никанор Клементьевский и Григорий Постников .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В 1655 г. в Коломне останавливался Антиохийский патриарх Макарий. Из письма его секретаря сирийца Павла Алеппского мы узнаем о том, как выглядел архиерейский дом в XVII веке. Известно, что он был «очень велик и обнесен кругом деревянной стеной; келии, или, вернее, дворец епископа выстроены из превосходного камня и дерева, и также висячие (как и церкви)». Сириец восхищался длинной деревянной галереей, находящейся на большой высоте от земли, по которой епископ проходил к кельям от южных дверей церкви. Он восторгался мастерской работой русских плотников, построивших такие теплые зимние покои: «они выстроены из строганого, крепко сплоченного, чудесного дерева и имеют двери, плотно прилаженные и тщательно пригнанные, обитые войлоком и кожей, так что ни одно дуновение ветерка не может проникнуть». Архиерейское подворье особенно преобразилось в конце XVII в. при архиепископе Коломенском и Каширском Никите. Им были выстроены все основные здания ныне существующего комплекса: собственно Архиерейский дом, здание Разрядного приказа и Троицкая крестовая церковь. Еще в 1728 г. в Коломне (согласно регламенту 1721 г.) было положено основание учреждения духовной семинарии, окончательно сконструированной епископом Киприаном в 1739 году на территории архиерейской резиденции. Учениками ее были дети местного белого духовенства. Лучшие из учеников посылались иногда в московскую семинарию, причем коломенский епископ Гавриил (Кременецкий) обязывал их, по окончании ими московского курса, учить в родной семинарии. Среди питомцев коломенской семинарии следует отметить великого святого Филарета Дроздова, митрополита Московского, и публициста 70-х гг. Н. Гилярова-Платонова. В 1799 г. вышел указ императора Павла о том, чтобы Коломенскому епископу, который управлял церквами в Тульской, Московской и Рязанской губерниях, управлять только церквами в Тульской губернии. Коломенская епархия была упразднена, а архиерей был переведен в Тулу. В Коломне остался древний архиерейский дом, пустой и без способов поддержания. Митрополит Московский Платон в 1800 г. решился перевести сюда часть братий из Богоявленского мужского монастыря, что на окраине Коломны. С тех пор открывшийся в Кремле монастырь стали называть Ново-Голутвиным, а пригородный монастырь - Старо-Голутвиным. Так как в образовавшемся монастыре главный храм был в честь Святой Троицы, то монастырь получил название Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=01134

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010