Алексия и после этого. Они теперь стали лично преследовать о. Алексия. Идёт ли о. Алексий по Лаврскому двору – они догоняют его и начинают его называть вором, обидчиком бедных беззащитных женщин; появляется ли о. Алексий в храме для исповеди богомольцев, сёстры и здесь производят шум, крича на весь храм: не подходите, православные, исповедываться к этому монаху; он такой-то и такой, при этом они называли о. Алексия разными нехорошими именами; совершает ли он богослужение в храме – они и здесь дерзают нарушать молитвенную тишину своим криком по адресу о. Алексия... О. Алексий с терпением переносил попущенное для него Богом искушение. Но Лаврское начальство, видя, какой соблазн производили дерзкие женщины вокруг о. Алексия, решило избавить его от этого испытания, а поэтому 30-го апреля 1891 года Духовным Собором о. Алексий был переведён из Лавры на очередное богослужение в лаврскую Спасо-Преображенскую пустынь. Как ни тяжело было о. Алексию переносить оскорбления от сестёр Степановых, но когда он узнал, что из Лавры его переводят в Спасо-Преображенскую пустынь, для него это оказалось ещё тяжелее. Проведя в Лавре 38 лет, о. Алексий к ней привык – Лавра сделалась для него вторым отеческим домом. Дорога для него была Великая, «небес подобная» церковь ; не хотелось ему расставаться с громогласным Лаврским пением и гармоничным колокольным звоном на большой лаврской колокольне; жаль ему было и пещер со св. мощами Преподобных... Но всего обиднее для о. Алексия было то, что его отправляли в ссылку безо всякой со стороны его вины... Грустный, унылый шёл о. Алексий по лаврскому двору после того, как получил весть о своём переводе. Вдруг навстречу ему идёт блаженный старец Паисий и ласково говорит: «Чего грустишь, душечко?.. Вспомни Христа Спасителя... Как Его безжалостно били, как заушали, плевали в Него. И не Он ли претерпел позорную крестную смерть? А всё ради кого? Ради нас, душечко...» О. Алексию стало легче после такого наставления. «Значит, такова воля Божия» – подумал он и, уже спокойный, стал собираться к переезду в Преображенскую пустынь.

http://azbyka.ru/otechnik/books/15108-zh...

С XVII в., со времени Епифания Славинецкого, с именем святителя Алексия принято связывать создание особой редакции перевода на славянский язык Нового Завета (см. Чудовский Новый завет), выполненного несомненно в Константинополе не позднее кон. XIV в. Хотя к наст. времени исследователи не считают этот кодекс автографом святителя Алексия и отказались от его датировки 1355 г., временем второй поездки святителя в Константинополь (судя по снимкам, кодекс, пропавший в 1918 г., написан несколькими почерками, явно более молодыми, чем сер. XIV в.,- скорее ближе к концу столетия), в филологической лит-ре высказывается гипотеза о существовании в окружении митрополита (возможно, в Чудовом монастыре) группы переводчиков, связанных с Константинополем и переведших помимо Нового Завета также «Устав литургии» Патриарха Филофея, Служебник и Триоди, подготавливавших, т. о., переход богослужения Русской Церкви (первоначально, вероятно, в общежительных монастырях, прямо или косвенно связанных со святителем Алексем) со Студийского на Иерусалимский устав. Списки этих переводов не получили в рукописной традиции XIV-XV вв. широкого распространения (дошедшие связаны с библиотеками Троице-Сергиева и Чудова монастырей) и были достаточно быстро вытеснены из обращения святогорскими переводами XIV в., пришедшими на Русь в эпоху «второго южнославянского влияния» конца XIV - 1-й пол. XV в. В XVII в. Чудовский список Нового Завета использовался Епифанием Славинецким и его сотрудниками как авторитетнейший в книжной справе, традиция эта сохранялась и при подготовке позднейших изданий славянского Нового Завета. Сочинения: Грамота митрополита Алексия на Червленый Яр боярам, баскакам, духовенству и мирянам о подсудимости их Рязанскому епископу//АИ. Т. 1. 3. С. 3-4; ПДРКП. Ч. 1. 19. Стб. 167-172; Поучение Алексия митрополита от Апостольских деяний к христолюбивым христианом//ПрТСО. 1847. Ч. 5. С. 30-39; Невоструев К. Вновь открытое поучительное послание святого Алексия, митрополита Московского и всея России//ДЧ. 1861. Ч. 1. С. 449-467; Леонид [Кавелин], архим. Село Черкизово//Моск. вед. 1882. 17 июня. 166. С. 4; Холмогоровы В. и Г. Радонежская десятина (Московского уезда)//ЧОИДР. 1886. Кн. 1. С. 30. Примеч. 2; Слово преосвященного Алексия митрополита//Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 543-544. Коммент. 160.

http://pravoslavie.ru/38316.html

С тех пор не проходило ни одного воскресенья, ни одного праздника, чтобы на могиле отца Алексия не служили панихид. Почти все увозили с собой землю с могилки, и как целебную берегли, принимая с водой в случае болезни. Народ ждал открытия мощей, и много ходило толков о том, что настало время «выходить батюшке на землю». Ещё больше пошло об этом разговоров после случая с бортсурманским печником Герасимом Чудаковым. Как-то родственники отца Алексия наняли Герасима поставить на могиле отца Павла Вигилянского памятник. Могила отца Павла была рядом с могилой отца Алексия. Герасим выкопал яму, положил брусья для поддержики памятника, а поскольку могилы были очень близко одна от другой, брусья пришлось упереть в могилу отца Алексия. Ночью Герасим – сам хорошенько не знает, во сне или наяву – услышал голос: «Герасим, неладно ты начал свою работу». Что же в ней неладного, вопросил в удивлении тот. Голос ответил, что он должен бы знать, как знают и как говорят в народе, что должно отцу Алексию «выходить мощами», и что если он оставит брусья так, при вскрытии мощей памятник отцу Павлу придётся сломать, и работа его пропадёт даром. Поражённый Герасим наутро пошел посоветоваться с матушкой. Было решено переложить брусья так, чтобы они не касались могилы отца Алексия. Ходит в Бортсурманах и такой ещё рассказ. Говорят, перед смертью отец Павел Вигилянский завещал похоронить себя рядом с отцом Алексием так, чтобы гробы их касались стенками. Когда начали долбить землю (время было зимнее), лом согнулся в дугу. Такая же история вышла и с другим ломом. В этом увидели указание, что это-де отец Алексий не пускает к себе отца Павла. И, отступив немного, уже без труда вырыли могилу, хотя и рядом с отцом Алексием, но всё же не вплотную. Ещё рассказывают, что, умирая, отец Алексий говорил, что он не совсем уходит от народа, и кто будет его помнить, того и он не забудет. Тогда непонятны были его слова. Но вскоре всё объяснилось. Некоторое время спустя после смерти отца Алексия привезла одна купчиха в Бортсурманы издалека безумную буйную больную мать. Узнав, что батюшку недавно схоронили, дочь заплакала, стала жаловаться на судьбу, что-де некому теперь помочь её матери. Дочь слезами заливается, а мать буйствует, непристойные слова выкрикивает, отца Алексия псом ругает. Тяжко стало дочери. Попросив добрых людей покараулить мать, пошла она на могилу к отцу Алексию. Отслужила панихиду, выплакала своё горе да пришла домой. Смотрит и глазам своим не верит: мать сидит на лавке и совершенно спокойно разумно со всеми разговаривает, словно и больной никогда не бывала.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Журналы 91-119 заседания Священного Синода от 27 декабря 2005 года Ниже публикуются Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшегося 27 декабря 2005 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Патриаршей рабочей резиденции в Чистом переулке. Публикуемые ниже Журналы Священного Синода подписали: Патриарх Московский и всея Руси Алексий II члены Священного Синода: ЖУРНАЛ В заседании Священного Синода под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Слушали: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о предстоящем в 2006 году праздновании Дня славянской письменности и культуры в городе Ханты-Мансийске. Постановили:   ЖУРНАЛ В заседании Священного Синода под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Слушали: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о планах проведения Всемирного саммита религиозных лидеров (Москва, 4-5 июля 2006 года) и расширенного заседания Президиума Межрелигиозного совета СНГ (3 июля 2006 года). Постановили: ЖУРНАЛ В заседании Священного Синода под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Слушали: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси о состоявшемся архипастырском визите Его Святейшества в республику Молдова. Справка: 12-13 ноября 2005 года состоялся архипастырский визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Молдову. В поездке Его Святейшество сопровождали митрополиты Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей; Калужский и Боровский Климент, управляющий делами Московской Патриархии; архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий, епископ Дмитровский Александр, викарий Московской епархии.

http://mospat.ru/archive/86332-zhurnaly-...

Двадцати лет он поступил в Богоявленский монастырь, где с особенной ревностью предался иноческим подвигам и изучению св. писания. Добродетельная жизнь и духовная образованность св. Алексия стали известны и великому князю Симеону, и митрополиту Феогносту. Митрополит часто призывал его к себе, любил беседовать с ним и, после двадцатилетнего пребывания св. Алексия в монастыре, повелел ему переселиться в митрополичий дом и поручил ему, как мужу опытному, управление всеми церковными делами и судами. Приготовив себе преемника в лице св. Алексия, Феогност пред своей смертью просил константинопольского патриарха, чтобы на кафедру митрополии был возведён св. Алексий. Чрез год по смерти Феогноста (в 1354 г.) Алексий в Константинополе был поставлен в митрополиты всея России. Обстоятельства времени и архипастырская ревность святителя Алексия вызвали его на многотрудные подвиги. В первые годы своего святительства св. Алексий должен был вести борьбу с соперником на митрополию, который явился в лице литовского митрополита Романа, поставленного по просьбе литовского князя Ольгерда. Роман, не довольствуясь литовскими областями, вторгался в пределы митрополии св. Алексия и причинял ему оскорбления. Тогда, св. Алексий должен был снова отправиться в Константинополь, где патриарх подтвердил, чтобы Роман управлял только Литвой и Волынью, но это постановление не прекратило смут. Ольгерд продолжал враждовать против св. Алексия и когда он, по возвращении из Царьграда, посетил Киев, то Ольгерд обманом пленил всех его спутников, расхитил находившееся при нём имущество и самого его заключил под стражу и умертвил бы, если бы святитель не ушёл тайно. Смуты в митрополии продолжались до самой смерти Романа, когда литовские области снова поступили под управление св. Алексия. Вторичное путешествие в Царьград дало св. Алексию возможность совершить труд, который имеет великое значение. Находясь в Греции, он переложил вновь с греческого языка Священное Писание Нового Завета на славянский и тем дал возможность русскому народу читать слово Божие в переводе наиболее вразумительном и в то же время буквально верном подлиннику.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Открытым является вопрос об авторстве распространенного в русской рукописной традиции XV-XVI вв. с именем святителя Алексия «Поучения душеполезна... князем и бояром, всем правоверным християном, христоименитым людем». В списках начиная со 2-й пол. XV в. (напр., в Ефросинове сборнике - РНБ. Кир.-Бел. 6/1083 Л. 327 об.- 336 об.; РГАДсвт. Алексий РО МГАМИД. 453. Л. 304-309 об.), известных исследователям с XIX в., в заголовке стоит имя свт. Алексий, но в пергаменном сборнике 2-й пол. XIV в. (ГИМ. Увар. 589-4 (Царск. 361). Л. 64 об.- 69 об.), переписанном в ростовском Григорьевском затворе, текст приписан «митрополиту всея Руси», имя которого выскоблено и в XVII в. заменено на святителя Алексия («Алексия святаго»). Исторические реалии, которые позволяли бы отождествить автора поучения с конкретным святителем, в тексте отсутствуют. Исходя из датировки Уваровского списка можно предполагать, что исходно в заглавии поучения стояло имя др. Русского митрополита XIV в.- нареченного Михаила (Митяя) или Пимена (имена Феогноста и Дионисия не было нужды заменять, а сочинения Западнорусского митрополитов Феодорита и Романа едва ли были известны в Ростове), лишь позднее замененное на прославленное и авторитетное имя святителя-чудотворца Алексия. Менее вероятно, что другое имя было написано в заголовке Уваровского списка по ошибке и при сверке его с другими списками в XVII в. оно было исправлено на святитель Алексий Учитывая тесную связь с Григорьевским затвором святителя Стефана, епископа Пермского, поставленного во епископы митр. Пименом, наиболее вероятна атрибуция текста последнему, однако вопрос нуждается в дополнительном изучении. В оригинале (дефектном) и в копии XVII в. сохранилась духовная грамота святителя Алексия, в которой святитель завещает Чудову монастырю ряд принадлежавших ему родовых сел и свой «подолней садец», поручив обитель попечению великого князя Димитрия Иоанновича (оригинал и копия грамоты воспроизведены фототипически в приложении к изд.: Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа/Труд святителя Алексия, митр. Московского и всея Руси; Фототип. изд. Леонтия, митрополита Московского. М., 1892).

http://pravoslavie.ru/38316.html

По краткому житию Алексий родился в Москве, по переселений сюда родителей, при великом кн. Михаиле, тверском и при митр. Максиме, до убиения Акинфа, и его крестил кн. Иван Данилович; Пахомий, не разобрав или не запомнив этих сложных указаний, рассказывает проще, что отец Алексия переселился в Москву во дни великого кн. Ивана Даниловича, «тогда убо тому великое княжение держащу, т. е. делает анахронизм почти на 30 лет. Точно также назначение Алексия на митрополию он относит исключительно ко времени вел. кн. Ивана Ивановича и ни слова не говорит об отношениях Алексия к вел. кн. Симеону в митр. Феогносту, ясно указанных в кратком житии и подготовивших это назначение. За то в описание святительства митр. Алексия Пахомий вводит новые эпизоды, которых нет в кратком житии. Из них рассказ об основании Андроникова монастыря и о попытке Алексия уговорить преп. Сергия на митрополию Пахомий буквально выписал нз своего жития Сергия 177 . Сверх этого Пахомий рассказывает о двух поездках Алексия в орду: к царю Бердибеку – довольно близко к рассказу летописи под 1357 г. и к Амурату, хану с 1361 г., для исцеления его жены, не названной у Пахомия по имени. Некоторые летописи и житие по редакции XVI в., согласно с сохранившимся ярлыком, называют царицу Тайдулой, женой Чанибека, и относят ее исцеление к тому же 1357 г. Приняв эту поправку, церковные историки однакожь рассказывают вслед за Пахомием о двух поездках Алексия, относя обе к 1357, одну ко времени Чанибека, другую ко времени сына его Бердибека, в том же году севшего на место отца 178 . Но ни одна летопись не говорить о двух поездках: по одной ясно видно, что Алексий поехал еще при Чанибеке. но вернулся при Бердибеке; согласно с нею и позднейшие редакции жития говорят только об одной поездке 179 . По всей вероятности историки впадают здесь в одинаковую ошибку с Пахомием, различно повторяют одно и тоже событие, заимствуя его из разных источников. – Наконец, набрав известий кой-откуда, Пахомий дал им в житии случайный порядок и спутал их хронологическую последовательность; оттого Чудов монастырь, основанный в 1365 году, является у него после нижегородского Благовещенского, построенного в 1370.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

6 декабря 1875 года Алексий был хиротонисан в иеромонаха. Произошло это совершенно неожиданно не только для Алексия, но и для самого наместника Лавры. В этот день собирались рукополагать другого иеродиакона, однако накануне архимандриту Варлааму во сне явился святитель Николай и велел рукоположить в тот день Алексия. Священноначалие, выслушав лаврского наместника, распорядилось совершить хиротонию именно над Алексием, что и было исполнено. Вскоре он был переведён на такое же послушание ризничного из Николаевского монастыря в Ближние пещеры. Спустя шесть лет за добросовестное несение этого послушания он был награждён наперсным крестом. При этом сразу же после хиротонии на Алексия было возложено ещё одно новое послушание — духовничество. Новое испытание По мере того, как иеромонах Алексий преуспевал в духовном делании, силы зла всё больше и больше восставали против него. Составленное неизвестным автором житие подвижника повествует о том, что однажды сам диавол явился ему и обещал отомстить Алексию за то, что он сильно досаждает ему своим смирением. И действительно: прошло совсем мало времени, как новое тяжёлое испытание в виде клеветы и преследований обрушилось на преподобного. В это время Алексия часто посещали в Лавре две бедные сестры, которым он старался по возможности благотворить. Считая, что иеромонах обладает большим состоянием, эти неблагодарные сёстры потребовали от него огромную по тем временам сумму в пять тысяч рублей, обвинив, что эти деньги они якобы дали ему раньше на хранение. Поскольку таких денег у отца Алексия никогда не было, он им отказал. Тогда женщины подали жалобу его начальству. И хотя сам наместник был уверен в невиновности отца Алексия, сестры добились своего, направив жалобы выше — экклесиарху Лавры, который и без того не благоволил к Алексию. Преображенская и Голосевская пустыни Вначале преподобного лишили должности ризничего. Однако сёстры и на этом не остановились — они стали преследовать иеромонаха, обзывая его на людях вором. Желая избежать скандалов и соблазна для людей, священноначалие решило перевести отца Алексия в Спасо-Преображенскую пустынь. Произошло это в апреле 1891 года. В Преображенской пустыни преподобный провел более четырёх лет, и с благодарностью отзывался об этом времени: «Это было самое лучшее время в моей жизни. Я там всегда помнил о смерти».

http://pravoslavie.ru/120075.html

Обретение мощей митрополита Алексия, святителя Московского и всея Руси, состоялось 20 мая 1431 года, более чем через полвека после его блаженной кончины, в царствование великого князя Московского Василия Васильевича Темного (1425–1462), при Митрополите Московском и всея Руси Фотии († 1431; память 2 июля и 27 мая). Однажды во время Божественной литургии обрушился свод ветхого деревянного храма в Чудовом монастыре, где был погребен святитель Алексий. При этом никто из молившихся в храме не пострадал. По повелению великого князя на месте деревянного храма начали строить каменный. При копании рвов под фундамент нового храма и были обнаружены нетленные мощи святителя Алексия. В новом храме, освященном, как и прежний, во имя Архистратига Божия Михаила, был устроен придел в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, в котором и положили многоцелебные мощи святителя Алексия. С того времени Русской Церковью было установлено празднование его памяти: 12 февраля – в день кончины и 20 мая – в день обретения мощей. В 1484 году при настоятеле Чудова монастыря архимандрите Геннадии (с 12 декабря 1484 года – архиепископ Новгородский; память 4 декабря) в обители началось строительство новой трапезной с храмом во имя святителя Алексия. В 1485 году святые мощи его были перенесены в новый трапезный храм и поставлены у южной стены, где и хранились два столетия. 12 февраля 1535 года, в день памяти святителя, мощи его были переложены в новую серебряную гробницу. 20 мая 1686 года при Патриархе всея России Иоакиме († 1690) мощи святителя торжественно перенесли из обветшавшаго к тому времени трапезного храма в арку между новоустроенными храмом в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и храмом во имя святителя Алексия, где почивали открыто. Ныне святые мощи покоятся в Богоявленском патриаршем соборе в Москве. В печатном Уставе 1682 года о праздновании обретения мощей святителя Алексия сказано: «Обретение честных мощей иже во святых отца нашего Алексия, митрополита Киевского и всея России чудотворца. Бдение в обители его и в велицей Церкви; повсюду же полиелей». В Уставе церковных обрядов, совершавшихся в московском Успенском соборе (ок. 1634 года), читаем: «... Мая в 20 день Алексию чудотворцу благовест в ревут (так назывался один из больших колоколов на колокольне Иоанна Великого в Кремле. – Ред.), трезвон большой, бдение в Чудове...». В Иконописном подлиннике сохранилось описание иконы обретения мощей святителя: «Обретение честных мощей пишется тако: церковь с приделом, около церкви ограда каменная; святитель Алексий лежит во гробе в саккосе, на главе клобук белой, у главы стоит святитель сед, власы велики и долги, брада аки Иоанна Богослова; за ним старец сед, брада аки Власиева, и прочие старцы разным подобием; против середины гроба стоит князь, подобием молод аки Георгий, а за ним друтий аки Димитрий; еще за ним аки Иоаким Богоотец, надсед мало, и прочие священники и диаконы разным подобием».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Память праведного Алексия Медведкова почтили в Гатчинской епархии августа 2017 Божественную литургию совершил благочинный Волосовского округа иерей Иоанн Прус в сослужении благочинного Гатчинского районного округа протоиерея Владимира Вафина , настоятеля иерея Димитрия Галахова и других священнослужителей. За богослужением молился архимандрит Гурий (Кузьмин) и игумения Эмилиания (Шевелл), настоятельница Покровского монастыря в Бюсси-ан-От (Франция, Константинопольский Патриархат). Проповедь о служении и подвиге праведного Алексия произнес протоиерей Владимир Вафин. По окончании богослужения было совершено славления святому. Обращаясь к духовенству и верующим, иерей Димитрий Галахов поздравил всех с днем памяти праведного Алексия Медведкова и поблагодарил за радость совместной молитвы. Он сравнил совершенное богослужение с возвращение праведного Алексия на родину, в родной храм, где прошла большая часть его жизни. За богослужением на престоле покоился мощевик с частицей мощей праведного Алексия из Покровского монастыря в Бюсси-ан-От. Присутствующих поздравил глава администрации Большеврудского сельского поселения Алексей Музалев. От имени сестер Покровского монастыря в Бюсси-ан-От выступила игумения Эмилиания. Матушка сообщила, что по благословению управляющего Западноевропейским экзархатом русских приходов Константинопольского Патриархата архиепископа Хариопольского Иоанна сестры передают часть мощей праведника верующим Гатчинской епархии (вечером того же дня игумения передала ковчег с реликвией епископу Гатчинскому и Лужскому Митрофану). В тот же в возрождающемся Пятогорском женском монастыре прошла конференция " Русская Голгофа. Лица и судьбы. Гатчинская епархия " . Конференция была приурочена к 150-летию праведного Алексия Медведкова и 100-летию начала гонений на Русскую Церковь . Приветственное слово епископа Гатчинского и Лужского Митрофана зачитал протоиерей Владимир Вафин. " Сегодня мы собрались, чтобы особо вспомнить о протоиерее Алексие Медведкове, 150-летие которого мы отмечаем в этом году, а также прочих исповедниках и мучениках, служение и подвиг которых связаны с Гатчинской епархией.  Праведный Алексий более двадцати лет нес свое служение в храме Успения Пресвятой Богородицы в деревне Большая Вруда.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010