Радуйся, Ангелы чтимая и человеческими роды многопетая; радуйся, Радосте мирови приснославимая. Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго; радуйся, мечу наказания Божия на богопротивныя. Радуйся, землю Пензенскую благословением Твоим осенившая; радуйся, Тобою бо нерушим наш град сохраняется. Радуйся, тьмы лютых обстояний от нас отгоняющая; радуйся, всем скорое в бедах избавление. Радуйся, Заступнице Милосердная, присная о нас пред Богом Предстательнице. Кондак 3 Силу Вышняго низпослати людем, во обстоянии варваров сущим, умоли Всемилостиваго Спаса Христа Богородица Пречистая, да видяще милость и человеколюбие Его, благодарне возопиют: Аллилуиа. Икос 3 Имущи любовь к людем града Пензы, страхом и печалию утесняемым, благоволила еси, Пречистая, преложити скорбь на радость: слезы из пречистых очес Твоих источатися прекратишася, и весь лик Твой на иконе просия, яко солнце, светом дивным озаряя вопиющих Ти таковая: Радуйся, яко любящи, за нас печалуешися; радуйся, яко пред Богом за нас присно ходатайствуеши. Радуйся, Всемощная Предстательнице, гнев Божий от нас отводящая; радуйся, милостивно скорби на радость прелагающая. Радуйся, жители земли Сурския иконою Твоею утешившая; радуйся, имущим надежду на Тя помогающая. Радуйся, оружие на враги и стено к Тебе прибегающим; радуйся, христианом крепкое утверждение. Радуйся, Заступнице Милосердная, присная о нас пред Богом Предстательнице. Кондак 4 Бурею многих бед и напастей от нашествия иноплеменных одержима бе земля Сурская. Ты же, о, Милосердая Мати, на умоление Сына Своего о спасении града Пензы пречистыя слезы от иконы Твоея источившая, видением грозным полчища вражия устрашила еси, и тако победу на враги заступлением Твоим христоименитым людем даровала еси. Тако и мы, недостойнии, тихое и мирное житие под покровом Твоим провождающе, на Тя, Госпоже Богородице, упование возлагаем, воспевающе радостно Богу: Аллилуиа. Икос 4 Слышавше людие града Пензы о дивнем чудеси от святыя иконы Твоея, Владычице, бывшем, како в видении грознем пред враги христианскими, со двема богоносными старцы предстала еси, и светоносными, паче солнца, лучами, от Тебе исходящими, аки мечем пламенным, поганых полчища поражала еси. Тии бо абие страхом велиим объяти быша, от града бежаша, якоже о сем послежде земли нашея плененнии поведаху. Сего ради поем Ти, Благословенней:

http://foma.ru/akafist-presvjatoj-bogoro...

К сему чудеси и писанию Рожественской поп Иван по исповеди дочери своей духовной Иустины руку приложил» 260 . Замечательно различие в форме свидетельствования. Два первые священника прикладывают руки «по умолению и молитве» дочери духовной, третий «по исповеди» ее. Следовательно, один последний духовник исповедовал Иустину и на-духу узнал от нее о чуде, два других духовника узнали о нем из простого ее рассказа. Ясно, что два первые священника были «прежними» или номинальными духовниками Иустины и лишь третий действительным или действующим. В каждый частный момент древнерусский христианин знал только одного действительного духовного отца,к которому являлся для очищения совести. Исполняя христианский долг исповеди, он всегда мог указать своего настоящего духовника. Мы не встретили указаний на такие случаи, чтобы верующий, выбрав себе двух или трех духовников, по своему произволу исповедовался то у того, то у другого. Так выходило, что древнерусский духовник называл иногда духовными детьми своими верующих, которых больше не исповедовал, а духовный сын продолжал считать отцом духовным священника, который не принимал его больше на исповедь к себе: у священников были фиктивные духовные дети, у последних номинальные духовные отцы. Но при номинальном или при номинальных духовных отцах верующий непременно имел действительного, так сказать, действующего духовника и непременно одного. Идеальное требование несменяемости и единства духовного отца выразилось на практике в таких двух положениях: а) духовник несменяем номинально, б) действительный духовник верующего постоянно один. Конечно, жизнь отступала и от этих компромиссных положений. Встречались две крайности. Одни понимали несменяемость и единство духовника в абсолютном смысле, не считаясь даже с требованием нужды; другие совершенно игнорировали церковные правила о несменяемости. Посошков дает знать, что некоторые христиане не хотели исповедоваться у посторонних священников даже пред смертью. «Иные же при смерти своей сыскивают отцов своих духовных прежних, аще и в дальнем расстоянии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

13       Это мнение, верное в принципе, неточно в той мере, в какой перевод греческого «Мучения», содержащийся в четьих минеях, отличается от перевода в списке М. А. Оболенского. Подробнее об этой стороне дела речь пойдет ниже. 14       Начало: «Θαυμαστς θες υ τος γοις ατο...» (BHG Nr. 351). Последнее сводное критическое издание: Risch 2008. S. 165–187; у немецкого исследователя осталось неучтенным издание: Лавров 1911. С. 25–30 (по списку, издателем никак не обозначенному); список XII в. (согласно издателю) из Синодальной библиотеки, положенный в основу другого издания – Невоструев 1875. С. 134–148, по оценке Ф. К. Риша, вероятно, взят из ГИМ Син. 384 – кодекса XI в. афонского происхождения (Risch 2008. S. LII–LIII; заметим, что такая идентификация присутствует уже в каталоге: Фонкич, Поляков 1993. С. 126). 15       Ю. К. Бегунов, основываясь на открывающей «Слово о чудеси» похвале свт. Клименту: «О пребл(а)гии добрый бисер с(вя)щенном(у)ч(е)ниче Клименьте, созвавыи нас во с(вя)тую свою церковь ч(е)стнаго и славнаго праздника своего», – считает, что такой церкви в Херсоне не могло возникнуть до обретения мощей в 861 г. Это заключение было бы до известной степени справедливым, если бы указанные слова содержались и в греческом оригинале. Но их там нет. Таким образом, вывод будет совсем иной: сочинение Ефрема было переведено при каком-то храме свт. Климента на Славянщине – быть может, в Болгарии X в. – «на послушание предивным (так! – А. Н.) чудес» свт. Климента прихожанам, его «б(о)голюбивому собору». См. также следующее примеч. 16       «...πντες τν ν μν φιλευσεβν γχωρων κα πολιτν τς Χερσνος τοτο κηκοτες πρς τν το θαματος θαν πεγοντ» (Невоструев 1875. С. 138–139; Лавров 1911. С. 27.6­7; Risch 2008. S. 172. 1–3); полный русский перевод «Сказания о чуде» приложен к первому из названных изданий. Интересно, что славянский переводчик «Слова о чудеси» это самоотождествление автора с херсонитами опускает: «...вси вернии от града Херсуньска и от весей слышавше к дивному и преславному чудеси проходя­ще» (Лавров 1911. С. 32). В другом, древнерусском, переводе нюанс сохранен: «...все в нас бл(а)гочестия любовници и гражане херсоньстии на видение чудеси великого сристахуся» (Лавров 1911. С. 38, прав, стб.; Карпов 2007. С. 94).

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Rimski...

обширнейшей из них, именно: “Слова о чудеси и о явлении пр. Владычицы нашея Богородицы честнаго и славнаго Ея чудотворнаго образа, нарицаемыя Феодоровская, како явися на Костроме граде” (Вестник археологии и истории, изд. Импер. Археолог. Инстит., вып. XXI, стр. 208). Внимательно, построчно сличив Милютинскую повесть с поименованным “Словом о чудеси и о явлении” Феодоровской иконы, о. Димитрий не только установил бы текстуальную зависимость между ними, но и уяснил бы себе наглядно не всегда удачную писательскую манеру свящ. Иоанна Милютина – предположенного нами составителя первой и в игнорированной фразе: “И о сем дозде Слово”, быть может, увидал бы с его стороны прямое указание на ближайший его источник, то есть именно ссылку на “Слово о чудеси и явлении”... Тогда и хронологическая преемственность появления на свет редакций Повести получилась бы как раз обратная той, какую он старался установить во второй главе своего сочинения: древнейшая, по его утверждению, проложная оказалась бы позднейшей, изготовленной, быть может, при издании на Москве мартовской книги Пролога в 1662 году. Тщательнейшее изучение разных версий Повести, к чему о. Димитрия обязывала уже самая формулировка нашей темы, побудило бы его к более основательному пересмотру вопроса и о прежней нарочитой службе на праздник явления Феодоровской иконы Богоматери и авторе ее. Строго-критически отнесшись к аргументами и выводам своего предшественника по разработке названной службы, о. В.А. Соколова (Костр. Старина, вып. 5 стр. 231–241), а главное – сравнивши последнюю с обширным сказанием о Феодоровской иконе не со стороны только содержания, но и текстуально, он наверное открыл бы общность литературной манеры и их составителей. Не прибегая вслед за предшественником к натянутым объяснениям явных анахронизмов службы (как то: “Владычице,.. укрепи славящаго тя царя нашего; Днесь светло красуется град Кострома и вся Российская страна”), он признал бы в слагателе ее не книжника времени княжения на Руси Ивана III-ro, а научно уже образованного человека, заметно тронутого модой рифмоплетства, появившейся столетиями двумя позднее на Москве (“Аер зарю испущает”, “паче

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По сем же та вдовица поведа некоему человеку клирику, именем Симеону; он же, взем честную ону икону, принесе ю в соборную церковь св. Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. Того же месяца в 24 день освященный собор и воевода свидетельствоваше о сем преславном чудеси в соборной церкви и видеша слезные потоки от обою очию от образа Пречистыя Госпожи Божия Матере, а от левого ока слезный поток протече и ста на Предвечном Младенце, Господе нашем Иисусе Христе. Священный же собор и воевода советоваше о том чудеси и возвестиша писанием во граде Пскове великому господину, преосвященному Макарию архиепископу. Он же повеле пред тою иконою четыредесять дний по вся дни молебная пети. Тогда же молитвами Пресвятыя Богородицы град Избореск избавлен бысть от нашествия поганых. По сем же того же лета, В пост святых апостол, по повелению архиепископа Макария принесена бысть иереем та чудотворная икона Пречистыя Божия Матере во град Псков, во святую соборную церковь Св. Троицы, и пребысть та икона во граде Пскове две седмицы, и украшена благочинне окладом; и паки принесена бысть во град Избореск и поставлена в соборной церкви св. Николая, яко да убо весь град честь ей и поклонение невозбранно воздает и благодарение. По сем же время преиде не мало, егда преходящу шестому на десять лету, от нем же бысть чудо сие Пресвятыя Богородицы, дойде в слух о том предивном чудеси великому Арсению архиепископу; он же великий господин, желая всегда милости Пресвятыя Богородицы и заступления Ея роду христианскому, повелел в том граде Избореске по вся лета праздновати праздник Пресвятыя Богородицы честнаго Ея знамения месяца марта в 22 день: на память св. священномученика Василия, пресвитера анкирския церкви. От толе же уставися сие творити; на воспоминание толикого предивного чуда всенощный содеваем праздник, благодарственныя песни приносяще Матери Божией; празднуем и пред литургиею, пев молебная. И освящают воду, и паки с молебным же пением и со благовонным каждением, вземше чудотворную ону икону Пречистыя Богоматере и священную воду и обходяще по стене града благочиние и освящающе его на всяко лето обхождением и паки возвращшеся в соборную церковь святого Николая, поставляют честную ону икону Божия Матери в той же церкви множеству благочестивым приходящим на видение и поклонение; и тако того дне и прочее церковнаго пения праздник совершают даже и до отпуста в память убо прочим родом».

http://sedmitza.ru/lib/text/440308/

Слово благополезное о создании монастыря Пресвятые Богородицы Иверския и святаго новаго исповедника и священномученика Филиппа, митрополита московскаго и всея Руси чудотворца, иже на святе езере, и о перенесении мощей святаго праведнаго Иакова, иже прежде Боровеческ именовася Источник Скачать epub pdf Списано смиренным Никоном Патриархом Содержание О чудеси Иакова Иверскаго И се равно чудеси не малу Молитва Сказание о видение огненнем над иверским монастырем, иже на святе езере Второе сказание четырех столпов огненных над иверским монастырем, иже на святе езере Последова же сему и ино чудо     В тойже обители будучи, благослови отче. Великая от вещей великих требуют и повестей и светлая дела светлаго и сказания требуют. Мы же нищеумнии с богоявленным Давидом возопием: удалился есть разум Твой от мене: и невозмогающуми в мудрости словес писати дела Твоя. Обаче о павловых словесех учащеся не престанем, но с ним глаголюще утешимся о сих. Кто свесть Господень или кто советник Ему есть. Аще годно есть, еже нами бываемое яко праведно есть и полезно, хотящему роду человеческому по нас; ни сего ради должно есть ленитися за страх лениваго раба, да не како и нам таков ответ дастся, якоже и погребшему талант свой в земли, но словом пользу творя будем, аще и сами в делех не исправлени есмы, ниже доброхитростно написати доволни есмы. Обаче всяко доволство наше от Бога; может бо Бог и буее в мудрость произвести, сам бо Спас учит ны глаголя: просите и приимете, ищите и обрящете: и паки всяк бо просяй приемлет и ищай обрящет, толкущему отверзается. Да егда видев Господь веру мою, просветит темное ума моего, и речет и к совести моей, якоже и жене Серафиссе, по вере твоей буди тебе. Нам же самим о своем ведении писати толико сладко есть, якоже отцем чад своих немоглаголание, светлее чуждих светлоглаголанных да слышаще сия хотящей ползоватися. Якоже при торжищи койждо от своего предложения да судит: куплю творити на ползу себе; мы же усердне со пророком возопием: яко возвеличишася дела твоя Господи вся премудростию сотворил еси.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/sl...

Тот же принцип можно проследить и при повторном обращении Никона к этому же нравоучению: Грамота Иоанн Златоуст Подобн сему и нам бывает творящим благоподаяние к церквам (или къ неимущим), якоже той же блаженный Златоуст глаголет, яко полезне есть церкви созидати, нежели гробы украшати, сице рекий: кое есть убо в большем чудеси, ежели гробы убо другим создати свтлы//да иже по сих яко услышатъ: Онсица создалъ есть, или теб церковь поставити? Помысли, яке даже до пришествия Христова ты мзду имти будеши, поставивый жертвенникъ Божии. Рцы убо ми, аще бы себ Царь повелл создати дом да тамо питает, не бы ли вся сотворил еси? Нын же царствие есть Христово церкве созидание, да не убо на иждивение взираеши но плод помышляяй (25–26). ...яково же есть в чудеси болшем еже ли гробы убо другим създати свтлы да иже по сих услышат, яко онсица създал есть. Или теб церковь поставити. Помысли, яке даже де пришествия Христова ты мзду имти будеши, поставивый жертовник Божий. Рцы бе ми. аще бы ти царь певелл създати дом да тамо обитает, не бы ли вся сътворилъ еси? Нын же царствие есть Христово, церкве съзидание, да не убо на иждивение взираеши, но плод помышляй (ИЗ, 177). Рассуждая о значении милостыни, патриарх Никон обращается к 22-му нравоучению Иоанна Златоуста «О милостыни, како всх добродтелей превъсходит и колика тоя суть доброты и на сластопитание, яко не токмо есть суетно, но и зло вреждает, и похвала милостыни». Цитируя это поучение святителя. Никон выбирает из многословных и витиеватых рассуждений Иоанна Златоуста простые, запоминающиеся и понятные для широкого читателя определения милостыни: Грамота Иоанн Златоуст Что бо есть милостыни равно? Тая бо, по Златоусту, есть//дружество Божие, похвала человческая, слава, яже къ Богу приязнь отъ всх грхов потребление, дерзновение многое, имний презрнне, милостыня, еюже любве насаждение питаемо бывает. Ничтоже бо тако любовь питати обыче, яко еже милостиву быти нкоему. Сия втвям на высоту простиратися творит, сия лучший есть источник онаго, иже в Раи не в четыре начала раздляющся, но на самое небо достизающ.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Л. 411. Мес. того же 24, мучение св. Прокопиа преподобного мученика иже в палестини. Нач. В первое лето нашего гонениа, Иулиа месяца в Кесарии первый мученик в Палестини явися Прокопий. Л. 413. Мес. того же 21, иже в святых отца нашего Германа, архиепископа Коньстаньтина града бывшего, похвала о Пресвятей нашей Госпожи Богородицы, еже принесена бысть в церковь родительма своима треми леты суща. Нач. Сей пакы другый сборник и светел праздник Матере Господня. Л. 417 об. Мес. того же 23, житие преподобного отца нашего Амфилохиа. Нач. Беяше некто чрноризец именем Амфилохий, праведен и благоверен. Л. 421 об. Мес. того же в 23, Леонтиа, прозвитера черноризца, игумена монастыря св. Саввы Римского града повесть житиа и чудеси преподобного, отца нашего Григориа, епископа бывшего акрогоньстей церкви, иже Сикелийскыа области. Нач. Страшно и невнятно и вселеней успешно паче еже с страхом и любовию послушающим и приемлющим хотя поведати окаанный. Л. 487 об. Мес. того же в 24, мучение св. Меркуриа. Нач. Царствующу в то время Декию и Уалерияну в велицемь граде Риме. Л. 493 об. Б той же день мучение св. Екатерины и Виргилиа и Витиа. Нач. Лета третиого десяте и пятого, царствующу нечестивому царю Мансеньтию, бе много волхвованиа кумиром. Л. 506. Мес. того же в 25, мучение св. Климента, патриарха римьска, четвертого бывша по апостоле Петре. Нач. Четвертый Римстей церкви, приставник бысть Климент. Л. 513. В той же день слово о чудеси св. архиепискупа херисоньского Климента. Нач. Дивен Бог во святых своих праведно слово рещи ныне с пророком. Л. 519. Похвала св. Клименту, патриарху римьскому, написано Климентом епископом. Нач. Небо радуется и веселится, светообразными звездами украшено. Л. 524. В той же день мучение св. Петра александрьского. Нач. Царствующу нечестивому и беззаконному Диоклитияну в славнем Никомидейстем граде беаше беда многа. Л. 533 об. Мес. того же в 27, мучение св. Иакова перьсянина. Нач. Живяше блаженый Иаков в Вилапатьсте граде в земли Елизийсце. Л. 543 об. Мес. того же в 29, мучение св. Иринарха. Нач. В времена она Максимияну игемону сущю в граде Севастии, беяше гонение християном.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Отделение III. Церкви В Новгороде на Торговой стороне 1. Знаменский собор Местоположение Знаменского собора и первоначальное его основание в честь иконы Знамения Божией Матери. Построение нынешнего храма и последующая его судьба. Устройство его совне и внутри. Стенная иконопись. Колокольня. Преимущества собора. Новгородский Знаменский собор находится на Торговой стороне от Софийского собора к востоку, расстоянием около версты, идучи от оного на правой стороне Ильины или нынешней Знаменской улицы. Он окружен со всех сторон принадлежащими к нему зданиями, а именно от западного угла чрез святые ворота с простенками по ту и другую сторону оных одноэтажною каменною женскою богадельнею, которая устроена для вдов и сирот духовного звания преосвященным митрополитом Иовом в начале прошлого столетия 600 , а митрополитами Гавриилом и Амвросием возобновлена 601 . От юго-западного угла богадельни по южной стороне продолжается такое же здание, занимаемое Попечительством о бедных духовного звания, до самой колокольни оного собора, от которой до юго-восточного угла простирается стена. По восточной стороне находится дом каменный одноэтажный, занимаемый церковнослужителями собора, и далее до северо-восточного угла и от оного до собора продолжается стена. Первоначальное основание Знаменского собора относится в XIV веку. Чудотворная икона Знамения Божией Матери, в честь коей устроен собор, до сего времени находилась в Спасо-Преображенской церкви. Но частию пожары 1329 и 1340 годов 602 , в которые сгорела Спасская церковь , а еще более усердие Новгородцев к чудотворной иконе, служили побуждением к построению Знаменского собора в 1355 году 603 . Об этом в Новг. I летописи значится: 604 «В лето 6863, поставлена бысть церкви камена в имя святыа Богородиця Знамение, на Ильине улице.» А в Новг. III летописи под 6862 (1454) годом показано, что из двух каменных церквей одна построена 605 : «Знамение пресвятей Богородпцы, на Ильине улицы, повелением владыки Моисея и всего новгородского сонмища людей, после чудеси спустя 185 лет, и тогда молитвами пресвятой Богородицы велие чудо сотворися в Великом Новеграде, что новгородские людие рыбу руками имаша, у брега, сколько кому надобно.» В другом месте тойже XIX летописи еще яснее сказано: «По преславном чудеси (1169) пребысть пречестный Знамения пресвятыя Богородицы образ в церкви Всемилостивого Спаса 186 лет. В лето же 6862 (1354), изволением Божиим и пречистыя Его Матери, нецыи христолюбивые людие ненасыщаемым желанием одержими и велию верою влекоми к

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Что же прочее возмем, увидим предложенных явственное показание. Во первых чрез Сергия патриарха константинопольскаго не действоваше ли благодать Божия, егда ради молитв его соборных, (молитвы же соборныя без литургии не совершахуся; еще же невозможно, дабы многыи, смерть пред очима видяще, таин святых не причащалися), ради молитв, глаголю, Сергия патриарха соборных и всенародных преславное от Бога и Богородицы в Константинополи сотворися чудо, сиречь: тмочисленным персским и скифским воинством в мори с кораблями погрязнути? Таковаго чудеси воспоминание Церковь от рода в род в субботу пятую поста с акафистом Богородичным празднует; Сергия же патриарха с прочими еретиками проклинает: той бо бяше монотелицкия, сиречь, единовольническия ереси начальник, которую его ересь даже на шестом соборе усмотрили; до шестаго же собора после Сергия бяше на престоле константинопольстем Пирр, после Пирра же Павел, после Павла Петр, все Сергию единомысленнии; после Петра же Георгий, паки патриарх православный и на соборе председатель; после Сергия убо аще и не бяше убо собор, однакож про помянутую ересь бе в Церкви возмущение, понеже в ту пору и преподобный Максим исповедник пострада; живу же сущу Сергию, даже до кончины его, малое было, а множае не было о том еретичестве известие; на соборе стало совершенное разсмотрение, от кого монотелицкая ересь произошла и началась, идеже по письмам, друг до друга писуемым, уведомилися, яко и Онорий папа римский с Сергием единожитель, томуже Сергию бе единомысленник. Чудесная убо вещь, яко того веку самыи первоначальныи архиереи, сиречь, папа римский и Сергий патриарх константинопольский бяху еретици, вместо православных вменяющиися; однакож ради их ереси вся Церковь не бяше еретическая, подобне и хиротония, чрез них даемая; а яко благодать Божия ради архиерейства чрез них действоваше, мощно от помянутаго чудеси видети. Таковая повесть аще и всея Церкви соборныя, однакож тебе, раскольниче, может быти странная, понеже столько у тебе о летописцох церковных известия, сколько у слепорожденнаго о различных цветах, или у глухаго о мусикиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Maceev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010