Днесь от горы Елеонския вознеслся еси во славе, и падшее естество наше милостивно вознес, Отцу спосадил еси. Темже небеснии безплотных чинове, чудеси удивляющеся, ужасахуся ужасом, ю и трепетом содержими, Твое человеколюбие величаху. А вот другое песнопение: Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне, же вознести падший образАдамов, И послати Духа Утешителя, еже освятити души наша. Бог сотворил первых людей Адама и Еву, чтобы они жили всегда с Богом, любили Бога, были в союзе с Ним и наслаждались Его дарами, особенно даром жизни. Когда же человек не послушался Бога, райская жизнь была разрушена. Но Господь не мог оставить людей навсегда. Иисус Христос, Сын Божий, стал Человеком. Он восприял наше смертное тело и умер за наши грехи, чтобы разрушить грех и смерть и даровать нам новую жизнь навсегда с Богом. «Я всегда с вами» “И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и ce, Я с вами во все дни до скончания века”. Когда Иисус Христос закончил Свое дело на земле, он дал последние наставления Своим ученикам и после этого стал возноситься на небо. Однако Он не оставил Своих последователей в одиночестве. Он не только дал обетование ниспослать им Святаго Духа, чтобы был с ними неотступно и направлял их, но и подтвердил, что и Сам всегда будет с ними. Во время праздничного богослужения на Вознесение Господне поется песнопение (кондак), напоминающее нам, что Христос всегда с нами. Еже о нас исполнив смотрение,/и яже на земли соединив Небесным,/вознеслся еси во славе, Христе Боже наш,/никакоже отлучаяся,/но пребывая неотступный,/и вопия любящим Тя://Аз есмь с вами и никтоже на вы. Распространение христианской веры Апостолы распространяли Слово Божие, начавши от Иерусалима и далее по всей Иудее, в Газе, Самарии, Галилее, Сирии (столица Дамаск), Малой Азии, Греции, других областях Римской империи. Мы можем прочесть об их путешествиях в книге Деяний святых апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Облекся в тело от Девы ради людей Тот, Кто есть Слово с вами, и Бог есть Слово и Слово есть человек, и человек есть с Богом» (Мелитон Сардский, свт. О душе и теле, и страстях Господних. 1–4). 5. Аллегорический Аллегорический способ толкования восходит к апостолам, особенно, к апостолу Павлу, который применяет его (и сам термин λληγορα) в Послании к Галатам, гл. 4, ст. 2–26. «Ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной. Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию. В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; а вышний Иерусалим свободен: он – матерь всем нам». Само различие рабства и свободы как состояния духа, на котором акцентирует здесь апостол, принадлежит к области типологии, но превращение Агари в гору Синай и ее противопоставление духовному, свободному Иерусалиму, есть чисто аллегорический прием обращения с текстом. Аллегория чаще всего является ретроспективным толкованием, в том смысле, что смотрит назад с позиций уже наступившего будущего, и видит в прошлом такие символы, которые до его наступления не были и не могли быть видны. В христианской средневековой гимнографии этот принцип нашел свое отражение. Вот, например, как толкуется видение Моисеем Неопалимой купины в каноне на утрене Рождества Пресвятой Богородицы: «Твое в вещественных явлениих законоположник возбранися разумети, и великое, Пречистая, таинство, не мудрствовати земноревностная образно наказуемь иногда. Темже удивлься чудеси, глаголаше: благословен Бог отец наших». По мысли автора этого текста, великого церковного поэта прп. Иоанна Дамаскина , повелением снять кожаную обувь при восшествии на гору, Моисей был научен видеть в чудесном явлении его духовный смысл и, может быть, даже проник в тайну замысла Божия о телесном явлении Бога на земле. Но, в то же время, таинство Боговоплощения в полной мере, как рождения от Девы, он «возбранися разумети».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sovreme...

С нами Бог – отныне Он с нами, отныне и во веки. И во веки «не стыдится называть» нас Своими «братьями» ( Евр.2:11 ), если мы только искренним сердцем принимаем великий небесный дар такого родства. И тогда ничто в мире не будет в состоянии отлучить нас от Его любви – ни даже самая смерть. Ибо Сын Божий, став Сыном Человеческим, «смертью» Своею «лишил силы имеющего державу смерти, то есть диавола» ( Евр.2:14 ). И третье лицо Святой Троицы – Сам Дух Святой – ныне снисходит к Деве на нашу бренную человеческую плоть, чтобы соделать нашу персть достойным жилищем Божества. Бог Отец благоизволил, Бог Дух предуготовляет. И Бог Слово становится плотью. «Ангел служит чудеси. Девича утроба Сына приемлет. Дух Святый ниспосылается. Отец свыше благоволит» (Из праздничных песнопений). Тогда Дева Мария «сказала Ангелу: как будет это, когда я мужа не знаю?» Но «Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя. Посему и рождаемое Тобою Святое наречется Сыном Божиим…» И как представительница всего человечества, жаждущего своего спасения, Дева Мария отвечала: «Се, раба Господня, да будет Мне по слову твоему». И тогда во утробу Девы, предочищенную Духом, вселился Сам Бог. «Бог в человеках, Невместимый в ложеснах, Безвременный во времени… Зачатие бессеменно и истощание (Божие) несказанно! Бог истощавается и воплощается и зиждется…» (Из праздничных песнопений). Итак, совершается новое рождение во Христе и со Христом человечества. Созидается Тело Христово – священная пища всех спасаемых. Приготовляется земле источник бессмертия, которому не будет конца. Поистине, правы были наши отцы по вере, называя Благовещение Пресвятой Деве – «началом нашего спасения», или же – как преподобный Феодор Студит – «первым из Господских Праздников». Радость церковная – это не то же самое, что радости мира сего. Торжество Церкви – это не то же, что праздники в окружающей нас нецерковной среде. Смысл церковных праздников – не в пище и питье или иных чувственных удовольствиях, но в духовном созерцании чудес Божией любви.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-vag...

Сказав об этом по видимости уничиженном происхождении будущего Спасителя мира, святой евангелист Лука говорит далее, что этот видимо уничиженный «отпрыск от усеченного корня» ( Ис. 11, 1 ) есть отпрыск славного дома Давидова, к которому и были приурочены все обетования Божии о Мессии, евангелист говорит, что Ангел был послан «к Деве, обрученной мужу, именем Иосиф, из дома Давидова именно, и имя Деве: Мария» ( Лк. 1, 27 ). Некогда Давиду обещал Бог: «Когда же исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его... и Я утвержу престол царства его на веки. Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном... И будет непоколебим дом твой и царство твое на веки пред лицем Моим, и престол твой устоит во веки» ( 2Цар. 7, 12–16 , ср. Пс. 71 , Пс. 88 , Пс. 131 и др.). Об этом славном Потомке Давидовом, то есть Христе, сказал Бог устами самого же Давида: «Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя. Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое и одержание Твое концы земли» ( Пс. 2, 7–8 ), или: «Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дóндеже положу враги Твоя подножие ног Твоих. Из чрева прежде денницы родих Тя. Клятся Господь и не раскается: Ты иерей во век по чину Мелхиседекову» ( Пс. 109, 1–4 ; ср. Деян. 2, 34–35 ; Евр. 1, 13 ; Мф. 22, 42–46 ). О рождении этого-то славного Потомка Давидова и пришел возвестить Пресвятой Деве Архангел Гавриил. По изображению церковной песни, он, прежде чем войти к Пресвятой Деве, долго размышлял в себе о величии тайны воплощения Еммануила от Девы. «Послан бысть с небесе Гавриил Архангел, благовестити Деве зачатие; и пришед в Назарет, помышляше в себе, чудеси удивляяся: О како в вышних непостижимь сый от Девы раждается! имеяй престол небо, и подножие землю, во утробу вмещается Девичу! на Негоже шестокрылатии, и многоочитии зрети не могут, словом единем от Сея воплотитися благоизволи; Божие есть Слово настоящее. Что убо стою, и не глаголю Деве: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою; радуйся, чистая Дево, радуйся, Невесто Неневестная; радуйся, Мати Живота, благословен плод чрева Твоего» 153 .

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Днесь радость благовещения,/девственное торжество,/нижняя с Вышними совокупляются./Адам обновляется,/и Ева первыя печали свобождается,/и сень нашего существа,/обожением приемшаго смешение,/Церковь Божия бысть./О, таинство! Образ истощания неведомь,/богатство благости несказанно:/Ангел служит чудеси,/Девича утроба Сына приемлет,/Дух Святый низпосылается,/Отец свыше благоволит,/и изменение общим творится советом,/в немже и имже спасшеся,/вкупе с Гавриилом к Деве возопиим:/радуйся, Обрадованная,/из Неяже спасение – Христос Бог наш,/еже по нам прием естество,/к Себе возведе.//Того моли спастися душам нашим. Тропарь Благовещения, глас 4 (трижды): Днесь спасения нашего главизна/и еже от века таинства явление:/Сын Божий Сын Девы бывает,/и Гавриил благодать благовествует./Темже и мы с ним Богородице возопиим:/радуйся, Благодатная,//Господь с Тобою. Тексты на Утрени Тропарь Благовещения, глас 4 (трижды): Днесь спасения нашего главизна/и еже от века таинства явление:/Сын Божий Сын Девы бывает,/и Гавриил благодать благовествует./Темже и мы с ним Богородице возопиим:/радуйся, Благодатная,//Господь с Тобою. Величание праздника: Архангельский глас/вопием Ти, Чистая:/радуйся Благодатная,//Господь с Тобою. Прокимен, глас 4: Благовестите день от дне/спасение Бога нашего. Стих: Воспойте Господеви песнь нову, воспойте Господеви, вся земля. Всякое дыхание/да хвалит Господа. Стих: Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его в утвержении силы Его. Евангелие  от Луки (гл. 1:39–49, 56) (перевод на русский язык) В те дни, Мария, встав, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его. Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой.

http://foma.ru/bogosluzhenie-blagoveshhe...

Таже, Ныне отпущаеши: Трисвятое и по Отче наш: На благословении хлебов тропарь праздника трижды Тропарь, глас 1: Радуйся благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме: веселися и ты старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение. На Утрени На Бог Господь, тропарь праздника, трижды. По 1-м стихословии седален, глас 1. Самоподобен: Лик ангельский да удивится чудеси: земнии же гласы возопием пение, зряще неизреченное Божие снизхождение: Егоже бо трепещут небесныя силы, ныне старчи объемлют руце Единаго Человеколюбца. Слава, и ныне, тойже. По 2-м стихословии седален, глас 1. Подобен: Лик ангельский: Сый со Отцем на престоле святем, пришед на землю от Девы родися, и Младенец бысть леты сый неописан, Егоже приим Симеон на руки, радуяся глаголаше: ныне отпущаеши Щедре, возвеселив раба Твоего. Слава, и ныне, тойже. По полиелеи седален, глас 4. Подобен: Удивися Иосиф: Младенствуеши мене ради, Ветхий деньми: чищением приобщаешися, чистейший Боже, да плоть увериши мне юже от Девы. И сим Симеон поучаяся, позна Тя Бога явльшагося плотию. И яко жизнь лобзаше, и радуяся старчески взываше: отпусти мене, Тебе бо видех Живота всяческих. Слава, и ныне, тойже: Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4: Помяну имя Твое во всяком роде и роде. Стих: Отрыгну сердце мое слово благо. Всякое дыхание: Стих: Хвалите Бога во святых Его: Евангелие Луки, зачало 8. [Лк. 2, 25 – 32.] Бе человек во Иерусалиме, емуже имя Симеон: и человек сей праведен и благочестив, чая утехи Израилевы: и Дух бе Свят в нем. Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. И бе ему обещано Духом Святым, не видети смерти, прежде даже не видит Христа Господня. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И прииде духом в церковь. И егда введоста родителя Отроча Иисуса, сотворити има по обычаю законному о Нем,

http://pravmir.ru/sretenie-gospodne-chto...

Сказание Афродитиана Персянина о бывшем чудеси в Персидстей земле На Рождество Христово. Сказание Афродитиана о бывшем чудеси в перстеи земьли. Господи благослови отче: (Из Сборн. Солов. библ. 804; лист. 167–174.) От Перс уведан бысть Христос. испръва. не утаитьбося в них ничто же сущих книгъчии. о всем любезне глаголющим 179 им. якоже бо есть въваяно. и лежит в листех 180 царских. Глаголю убо еже слышах. о сущих в них жерцех. в кумирнице убо каменнаа 181 Ира. обону страну царского двора. юже кумирницу. свидетельствують. с всякою бе честию сътворил царь. и поставил в неи. богы многы, сребреные, и златые, и утворил я камением многоценным. но да (не) исповедаа о утвари. продолъжу слово. В ты дни. написанныя доскы сказают. влезъшу царю в кумирницу. разрешение сном прияти. и рече жрець Пруп 182 порадуются с тобою владыко бози. Ира зачала есть в утробе. Царь же осклабися рече ему. умершаа ли в утробе имать. он же рече ему. умершаа ожила есть. Царь же рече, что се есть скажи ми. и рече истинно владыко год приспел есть сде. всю бо нощь пребыша образи. ликоствующе мужьсти и женьстии, глаголющи сами к себе. ходите, да ся радуемьмся с Ирою. яко возлюбленнаа бысть. и рекоша ми. пророче 183 иди и радуйся с Ирою. аз же отрекох. кто имать възлюбити не сущую. они же глаголаху. но ожила есть и потом (не) наречется Ира. но Ураниа великое бо солнце възлюбило есть ю и женсти к мускым глаголаху. яко похваляющи деяние. яко источник възлюблен. и глаголаху мужи. ныне бо Ира за древоделю обещалася источник есть в правду наречен приемлем. но имя еи Мариа есть, яже в ложеснех. яко в мори, многа добра корабль носить. аще ли источник та есть, да ся сице разумеваеть. источник бо воды, источник Духа присно источаеть. едину рыбу имеет Божиею удою емлему. им же весь мир. яко и море живуще 184 своею плотию кормить, добре рече. яко древоделю имать тайно. не от мужа его раждает древоделю 185 и тъ бо раждаяся древаделя. старейшины древодельскыи. отрок тригубне съставив 186 и небесныи кров съдела. премудрыями хитростьми настроение вселенныя всея.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Проехав верст пять, мы достигли места, где Спаситель благословил пять хлебов и две рыбы и насытил пять тысяч народа, кроме жен и детей. На том месте, на камнях мы положили пять хлебов, нарочно взятых из Тивериады, и подле них положили печеные рыбы. Потом я прочитал св. Евангелие о умножении хлебов Спасителем; пропели тропарь: Богородице Дево – трижды. Я прочитал молитву на благословение хлебов, потом сказал ектению за Царя и весь царствующий дом и за святителей и знаемых. После тога разломил хлебы и раздал бывшим со мной. Какое умиление проникло в душу при вкушении благословенных хлебов, на том месте, где сам Спаситель благословил и умножил хлебы, с воспоминанием того чудеси! Когда идут поклонники из Иерусалима в Назарет в большом количестве, всегда они призывают священника на это место для благословения хлебов. Арабы, которые нас везли на своих ослах, христиане, получив от нас благословенные хлебы, не только сами или их, но по маленькому кусочку дали и ослятам своим, веруя, что им будет на здравие. Гора Блаженств От места благословения хлебов мы пошли на гору Блаженств, т.е., на ту гору, где Спаситель говорил поучение о блаженствах, как о том повествует евангелист Матфей: «Узрев же (Иисус) народы, взыде на гору: и седшу ему, приступиша к нему ученицы Его; и отверз уста своя, учаше их, глаголя: блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное» (Мф. зач. 10). Эта гора Блаженств отстоит от места благословения хлебов верстах в пяти. Восшедши на эту св. гору, я прочел в Евангелии от Матфея все поучение, сказанное на этом месте Спасителем. Потом сказал ектенью сугубую и помянул Царя и святителей, и все православное исполнение. Кана Галилейская Кана Галилейская находится на пути от Тивериады к Назарету. От Назарета отстоит только верст семь. Я подумал: естественно, что Господа звали на брак в Кану Галилейскую, когда она так близко от Назарета и потому весьма удобно было иметь в ней близкое знакомство и общение. Мне о чудеси, бывшем на браке в Кане Галилейской, еще при исходе моем из секты федосеевской пришлось многое подумать: потому и видеть Кану Галлилейскую было весьма желательно.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Св. Златоуст такое страшное таинство может ли кто презирать (не употреблять), кроме человека, лишенного вовсе ума и чувств (0 священстве, слово 3-е). Наконец, св. Кирилл Александрийский: " Иже церкви Божия и причастия Св. Таин удаляют себе, врази Божии бывают и бесом друзи " (Сборник в слове: боюся смерти, л. 118). Кажется, довольно. Да, довольно и с раскольниками. Помыслим с св. Златоустом, какой чести удостоены мы, какою наслаждается трапезою! На что с трепетом взирают Ангелы и не смеют воззреть без страха, по причине сияния, отселе исходящего; тем питаемся мы, с тем сообщаемся и делаемся одним телом и одною плотью со Христом. О, кто возглаголет силы Господни, слышаны сотворит вся хвалы Его (Пс. 105, 2)! Аминь. Против кощунства (Слово от Лимониса, сказание о чудеси, о детях служивших) В Прологе, в " слове от Лимониса, в сказании о чудеси, о детях служивших, " чрезвычайно ясно раскрываются две истины: первая та, что Бог поругаем не бывает, а вторая та, что грех кощунства есть грех страшный. Чтобы доказать ту и другую истину, обратимся к делу. В одном из сел дети пасли овец. Дети, разумеется, везде дети и при случае всегда стараются воспользоваться временем для того, чтобы отдаться детским играм. Так было и с упомянутыми детьми-пастухами. Но игра игре рознь и иная игра даже полезна для детей, а другая может составить для них большое зло. Последней игре раз дети-пастухи и предались. Они вздумали устроить следующее: давайте, сказал один из них, совершать литургию и приобщимся, как и священник творит в церкви " . Предложение было принято. И вот дети поставили одного из своих священником, а других двоих диаконами. Началось кощунство. Один из близ лежавших камней дети сделали алтарем и положили на него хлеба, а в чаше вино. И стали они говорить возгласы диаконские, а другие священнические. Дети, как постоянно прежде всегда, присутствовавшие в церкви при службах, видимо, порядок службы знали. И вот когда, при их кощунстве, настало время к раздроблению хлеба и причащению, внезапно упал с неба огонь и истребил все: и хлеб, и вино, и камень, на котором первые поставлены были. Видя явный гнев Божий, дети от ужаса пали на землю, не могши подняться с нее и сказать хотя бы одно слово. Ужас их был безграничен. Родители их, не видя их в обычный час возвращающимися домой, вышли на встречу туда, откуда отроки должны были возвращаться, и нашли их там, где они кощунствовали. Но в каком виде? Нашли их немыми, потерявшими сознание, близкими к смерти, и принуждены были отнести их к себе домой. Отцы недоумевали, от чего так произошло все. Но вскоре дело объяснилось. Когда дети пришли в себя, то рассказали про то, что с ними случилось. Кончилось тем, что все прославили Правосудного и Всевидящего Бога.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/121/...

Слышавше о дивном чудеси явления Святыя иконы Твоея во граде Киеве, Преблагословенная Царице Неба и земли, вси людие подвигошася во храм Твой взирающе и дивяще чудеси сему и со благоговением и радостию поклоняшеся Чудотворному Образу Твоему и хвалебне зовуще Ти: Радуйся, Обретшая благодать у Бога и больше Ангелов и всех святых возвеличенная; Радуйся, Мати Божия, крепкаго во бранех Христа рождшая, избавляющая нас от печалей и лютых нападений вражиих; Радуйся, рождшая Живодавца Христа несказанно, мертвых нас душами оживотворяющая; Радуйся, Владычице, освящающая оскверненныя сердца наша, яже Пресвятое Слово рождшая; Радуйся, Милостивая, простирающая нам руку помощи, да спасаемии, выну ублажаем Тя; Радуйся, Дево Богорадованная, кроплением милости Твоея погашающая углие страстей наших; Радуйся, угасший светильник сердец наших возжигающая; Радуйся, сотворяющая милостива нам Судию, Сына Твоего; Радуйся, нечистых страстей нас свобождающая и славы вечныя сподобляющая. Радуйся, Пренепорочная Богородице Дево «Призри на смирение», с высоты небесной на смирение рабов Твоих призирающая. Кондак 5 Егда явися чудо от иконы Твоея, вернии возрадовашася, а невернии удивляхуся «како сие может быти» и изучаху сие и познаваху силу Пречистыя и по недолзе времени возгласиша привселюдно яко сие нерукотворно быша, мы же паки и паки милости Твоей дивляхуся, яко да нашу недостойную молитву призрит Господь, Царь Славы и послушает прошения всех с верою призывающих имя Твое Святое, и Сыну же Твоему зовущих: Аллилуиа. Икос 5 Возсия нам благодать светозарная от чудотворныя иконы Твоея, Богоизбранная Отроковице, пред Нею же со слезами припадающе, молимтися: отжени облак нашедших на ны искушений и бед, да вопием Ти радостно: Радуйся, Всепетая, Дверь Небесная, отверзающая нам дверь спасения; Радуйся, Чистая, руку помощи нам простирающая и из глубины болезней возводящая; Радуйся, Святейшая, Свет Невещественный рождшая, тьмы страстей нас свобождающая; Радуйся, Ангелов Радосте, праведников Доброта, верных Надежда и наше соблюдение;

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010