Лк.8:43—44. «И жена сущи в точении крове от двоюнадесяте лету, яже врачем издавши все имение, и не возможе ни от единаго исцелети, и приступльши созади, коснуся края риз Его: и абие ста ток крове ея.»    Больная женщина была, как повествуют историки, Еллинка родом, от Кесарии Филипповы, Панеадою называемой, бывшая, именем Вероника. Сия, в воспоминание благодеяния Спасителя Христа, поставила медную статую при двери дома своего, и на сем месте произрастало зелие, всякую немощь врачующее, и существовала сия статуя даже до дней богоотступника Иулиана, сокрушившего оную. Страдала жена сия болезнию кровотечения двенадцать лет, и издержала все имение свое на врачей. Не только же врачи ни мало не помогли ей, но и горшею соделали ее болезнь, как повествует Евангелист Марко, говоря: «и ни единыя пользы обретши, но паче в горшее пришедши» (Мк.5:26—27). Она услышала о Иисусе, как сей же пишет Евангелист, то есть, услышала о преславных Его чудодеяниях; почему пришла к Иисусу Христу, присоединившись к множеству народа, и став созади Его, прикоснулась края ризы Его. И немедленно в ту же самую минуту остановился ток, и иссох источник крове, и жена узнала и телесно почувствовала, что от болезни своей освободилась. Рассмотри же болезненные обстоятельства, да познаешь величество чудеси. Кровотечение есть болезнь сама по себе неудобоизлечимая. Долговременность, то есть, двенадцать лет, соделала течение крови сверхъестественное естественным оной течением в теле недужной. Немощь врачей во излечении, и горшее состояние болезни являли столько трудным врачевание, что до невозможного доходило. Ток крове стал и совершенно иссох в ту же самую минуту, в которую больная прикоснулась края ризы Спасителя Христа. Какая бы естественная сила иссушила в одну минуту и во мгновение ока остановила движения сея и ток, каковый был чрез двенадцать лет? Никакая естественная сила; Божественная же Спасителя сила сие только сотворила. Следовательно исцеление кровоточивой есть чудо великое и вышеестественное. Лк.8:45. «И рече Иисус: кто есть коснувыйся Мне? Отметающимся же всем, рече Петр, и иже с ним: Наставниче! народи одержат Тя и гнетут, и глаголеши, кто есть коснувыйся Мне?»    Спрашивает вся Ведущий: кто есть тот, который прикоснулся Ему? и все обстоящие отрицаются, то есть, говорят, что никто к Тебе не прикасался. Никто, как видно, не видел прикоснувшуюся жену к краю риз Его. Петр же и те, которые с ним были, то есть, Апостолы, ответствовали Ему так: Наставниче! или не видишь, коликое есть множество людей, притесняющих и угнетающих Тебя, и почто спрашиваешь, кто есть прикоснувыйся Тебе? Но Иисус, да обнаружится вера жены и чудодейство Божественной Его силы, также да уверуют в Него чрез сие обстоящие, хотя сие и знал, однако говорил, что прикоснулся «некто» Мне.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3703...

по благословению архиепископа Герасима. Но была ли на самом деле более древняя редакция сказания об Абалакской иконе, обязана своим происхождением временам архиепископа Герасима и именно 1647 году? И если была, то сохранился ли хотя бы один список этой первоначальной редакции? До самого последнего времени не было известно ни одного списка сказания об Абалакской святыне в его древнейшей редакции: ни один из местных сибирских историков никогда не упоминал о существовании где-нибудь такого списка, тем не менее в настоящее время, благодаря учреждению в Тобольске церковного древлехранилища, куда поступило из ризницы кафедрального собора значительное количество старинных неразобранных и неисследованных рукописей, мы имеем возможность дать на все выше поставленные вопросы ответ положительный. В числе поступивших в древлехранилище старинных рукописных книг есть одна книга, «глаголемая Соборник», значащаяся ныне по хронологической описи древнехранилища под 271. Желая познакомиться с содержанием этого Соборника, мы увидели, что он почти весь писан полууставом XVII века и только лишь одна статья в нем писана весьма красивой и бойкой скорописью того же века. Заинтересованные этой статьёй, мы открыли её заглавие и, к своему изумлению, прочитали: «Сказание известно о чудеси, и о явлении Пресвятыя Владычица нашея Богородица и Приснодевы Мариа всибирстем, вцарствующем граде Тобольске». Таким образом, перед нами было сказание об Абалакской иконе, принадлежавшее уже несомненно XVII веку. Но было ли открытое нами сказание современным архиепископу Герасиму? На этот вопрос самый ясный ответ даёт следующая надпись, сделанная полууставом на нижних полях первых листов этого Соборника: «Лета ρhs марта по благословению великаго господина преосвященного Герасима, архиепископа Сибирского и Тобольского, и по изустной памяти богоявленскаго и пречистенскаго церковного дьячка Екима Савина ся книга Соборник отдана Богоявлению Господню и ко церкви Пречистыя Владычицы Владимирския по его Якимове душе и по его родителех.

http://azbyka.ru/otechnik/Lollij-Yurevsk...

Икос: Молитва купно и воздыхание неплодства и безчадства Иоакима же и Анны благоприятное/и во уши Господни вниде, и прозябе плод живоносен миру./Ов бо молитву на горе творяше, ова же в саде поношение ношаше,/но с радостию неплоды раждает Богородицу и Питательницу Жизни нашея. Икос: Молитва вместе со стенанием/от бесплодия и бездетности/Иоакима, как и Анны, оказалась благоприятной,/и до ушей Господа дошла,/и произрастила плод живоносный миру./Ибо один на горе молитву совершал,/а другая несла поношение в саду./Но вот, с радостью неплодная рождает Богородицу/и Питательницу Жизни нашей. Песнь 7. Ирмос: Купина в горе огненеопальная и росоносная пещь халдейская/яве предписа Тя, Богоневесто,/Божественный бо невещественный в вещественнем чреве Огнь неопально прияла еси./Темже из Тебе Рождшемуся поем:/благословен еси, Боже отец наших. Песнь 7 Канон 1. Ирмос: Терновый куст на горе,/для огня неопалимый,/и источавшая росу печь Халдейская,/ясно прообразовали Тебя, Божия Невеста;/ибо Божественный невещественный Огонь/Ты в вещественное чрево неопалимо приняла;/потому мы от Тебя Родившемуся восклицаем:/“Благословен Ты, Боже отцов наших!” Твое в вещественных явлениих/законоположник возбранися разумети/и великое, Пречистая, таинство,/не мудрствовати земноревностная образно наказуемь иногда./Темже, удивлься чудеси, глаголаше:/благословен Бог отец наших. Невещественными явлениями законодатель/не допускаем был некогда до постижения/великого Твоего таинства, Всесвященная,/символами вразумляемый не мыслить по-земному;/потому он, пораженный чудом, возглашал:/“Благословен Бог отцов наших!” Гору и дверь Небесную и мысленную Тя лествицу/боголепно лик божественный пронарече,/от Тебе бо Камень отсечеся не руками мужескими,/и дверь, Еюже пройде Господь, Иже чудес Бог отец наших. Как гору и дверь небесную/и мысленную лестницу/хор Божественный Тебя предвозвестил:/ибо от Тебя отсечен был камень/без воздействия человеческого орудия;/дверью же тою прошел Господь,/Бог чудес, Бог отцов наших. Ин. Ирмос: Халдейская пещь, огнем распалаемая,/орошашеся Духом,/Божиим предстоянием,/отроцы пояху:/благословен еси, Боже отец наших.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/rozhdestv...

Все умное свое желание к Богу вперив,/и Тому невозвратно от души последовал еси,/и житейския молвы отринув,/в молитвах, и слезах, и злостраданиих плоть свою изнуряя,/добре подвизався противу невидимаго врага кознем,/и, победив я, веселяся, прешел еси к Небесным чертогом,/и ныне со ангелы Святей Троице предстоя,/отнюду же и Всевидящее Око, твоя труды видев,/даром чудес по преставлении обогатило тя есть,/иже тебе с верою почитающим/исцеление подаваеши невидимо/и молишися непрестанно, сохраняя отечество свое и люди/от враг видимых и невидимых вси тебе вопием:/преподобне отче наш Варлааме,/моли непрестанно о всех нас. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Варлааме,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче Ангелов. 16/29 Поклонение честным веригам апостола Петра. Праведного Максима, иерея Тотемского (1650). Тропарь апостолу Петру, глас 4 Рима не оставль, к нам пришел еси/честными веригами, яже носил еси, апостолов первопрестольне,/имже верою покланяющеся, молимся:/твоими к Богу молитвами/даруй нам велию милость. Кондак, глас 2 Верховнаго и перваго апостолов,/истины Божественнаго ученика,/Петра великаго восхвалим/и того верою целуем вериги,/прегрешений разрешение приемлюще. Ин кондак, глас тойже Камень Христос каменя веры прославляет светло, учеников первопрестольника,/созывает бо вся праздновати, Петре, чудеси твоея честныя вериги/и подает согрешений прощение. Тропарь праведному Максиму, иерею Тотемскому, Христа ради юродивому, глас 4 Непорочным священством Богови послужив,/посреде мирскаго мятежа юродство избрал еси,/взем бо крест последовал еси Христу, невозвратным помыслом/и с любовию к Нему приближался,/земная оставив, Небесная восприял еси,/блаженне Максиме отче наш,/моли Христа Бога/сохранитися граду Тотьме невредиму/и спастися душам нашим. Кондак, глас тойже Божественный Евангельский глас услышав,/радостною душею Тому последуя,/пришел еси в тихое пристанище безстрастия,/частыми молитвами и постом, и слезными струями душу с телом омывая,/воздушною тягостию плоть умерщвляя,/руганием людским помышления смиряя,/о нападствующих молился еси:/Господи, не постави им греха./Тем и по смерти чудесы тя Бог прославляет/и всех звати тебе научает:/радуйся, богомудре Максиме отче наш. Ин кондак, глас тойже

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Почтеннейший сонм мудрых Апостолов,/чудесно собран был для погребения с почетом/тела Твоего пречистого, Богородица всехвальная;/с ними воспели и Ангелов множества,/благоговейно восхваляя преставление Твое,/которое мы с верою празднуем. Слава, и ныне, тойже. И чтение. Слава, и ныне: повторяем то же. По 2й стихологии седален, глас 3. Подобен: Красоте девства: По 2 стихословии седален, глас 3 Подобен: Красоте девства Твоего: В рождестве Твоем зачатие безсеменное,/во успении Твоем мертвость нетленная,/чудо в чудеси сугубо стечеся, Богородице:/како бо Неискусомужная Младопитательница чиста сущи?/Како же Мати Богу мертвоносна мироухающи?/Темже со Ангелом вопием Ти:/радуйся, Благодатная. При рождении от Тебя Христа/зачатие было без семени,/при успении Твоем/– омертвение без тления;/чудо с чудом соединилось/в двойное чудо, Богородица./Ибо как, мужа не познав,/питаешь Ты Младенца, оставаясь чистою?/И как Ты, Матерь Божия,/иго смерти носишь, благоухая мvpoм?/Потому мы с Ангелом взываем Тебе:/“Радуйся, Благодатная!” Слава, и ныне, тойже. Слава, и ныне: повторяем то же. Величание: Величаем Тя,/пренепорочная Мати Христа Бога нашего,/и всеславное славим/успение Твое. Величание Величаем Тебя,/пренепорочная Матерь Христа Бога нашего,/и всеславное славим/успение Твое. Псалом избранный: Воскликните Господеви вся земля./Пойте же имени Его./Воскликните пред Царем Господем./Исповедайтеся Ему, хвалите Имя Его./Во граде Господа сил, во граде Бога нашего./Бысть в мире место Его, и жилище Его в Сионе./Преславная глаголашася о тебе, граде Божий./Бог основа и в век./Освятил есть селение Свое Вышний./Святыня и великолепие во святиле Его./Воспою и пою во славе моей./Чашу спасения прииму, и Имя Господне призову./В мире вкупе усну и почию./Обратися, душе моя, в покой Твой, яко Господь благодействова тя./Господь праведен, ссече выи грешников./Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея./Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний./Помяну Имя Твое во всяком роде и роде. Псалом избранный

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/uspenie-p...

Стих: Воскресни, Господи, в покой Твой,/Ты и Кивот святыни Твоея. Давидскую песнь днесь, людие, воспоем Христу Богу:/приведутся, рече, Царю девы в след Ея,/и искренния Ея приведутся в веселии и радовании./Ибо от семене Давидова,/Еяже ради мы обожихомся,/в руце Своего Сына и Владыки/славно и паче слова прелагается,/Юже, яко Матерь Божию, воспевающе,/вопием и глаголем:/спаси нас, исповедающих Тя, Богородицу,/от всякаго обстояния/и избави от бед души наша. В сей день Давидову песнь/воспоем, люди, Христу Богу:/“Приведутся, сказал он, Царю девы вслед за Ней,/приведутся в веселии и радости”./Ибо Та, Которая от семени Давидова,/благодаря Которой мы обожены,/руками Своего Сына и Владыки/славно и выше слова переселяется./Воспевая Её, как Матерь Божию,/мы восклицаем и возглашаем:/“Спаси нас, исповедующих Тебя Богородицею, от всякой превратности/и избавь от бед души наши!” Стих: Клятся Господь Давиду истиною,/и не отвержется ея. Стих: Клялся Господь Давиду в истине/и не отречется от нее. Пс 131:11А Всечестное Твое успение,/Пресвятая Дево Чистая,/Ангел множество на Небеси/и человеческий род на земли, ублажаем,/яко Мати была еси Творца всех, Христа Бога,/Того молящи не престай о нас, молимся,/иже на Тя с Богом упование положших,/Богородице Всепетая и Неискусобрачная. Всесвященное Твое успение,/всесвятая Дева чистая,/множества Ангелов на небесах/и мы, род человеческий, на земле прославляем,/ибо Ты стала Матерью Творца всего, Христа Бога./Не прекращай, просим, молить Его за нас,/на Тебя после Бога надежды возложивших,/Богородица всехвальная и брака не познавшая! Слава, и ныне, глас тойже: Егда изшла еси, Богородице Дево,/ко из Тебе Рождшемуся неизреченно,/бяше Иаков, брат Божий и первый священноначальник,/Петр же, честнейший верховник,/Богословов начальник,/и весь Божественный апостольский лик,/явленным богословием песнословяще/Божественное и страшное Христа Бога смотрения таинство/и живоначальное и богоприятное Твое тело погребше,/радовахуся, Всепетая./Превыше же пресвятыя и старейшия ангельския силы,/чудеси дивящеся,/приникше друг ко другу, глаголаху:/возмите ваша врата/и восприимите Рождшую небесе и земли Творца,/славословленьми же воспоем честное и святое тело,/вместившее нами Невидимаго и Господа./Темже и мы, память Твою празднующе,/вопием Ти, Препетая:/христианский рог вознеси и спаси души наша.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/uspenie-p...

Се, аки труба велегласная вопиет,/Афон на веселое торжество созывает, христолюбивых людей,/приидите, зрите чудо преславное,/с нами Рождшую Слово Божие возвеличите,/како посети пришествием Своим достояние Свое/и не остави до конца верных Своих/и всех устраши врагов христианского рода,/Юже достойно, яко Заступницу нашу, воспоим, купно глаголюще:/радуйся, Дево, упование христианом. Слава, и ныне, глас 1: Благодать пречистыя иконы восприемлюще, братие,/достойно восплещим руками/и возвеличим радостными похвалами даровавшую,/и хранителя неусыпна поставльшую нам/в сей же Горе стража тверда и православным великое заступление,/тем, честно радующеся, Богородице вопием:/христианский рог вознеси/и страшную врагом покажи победу, яко Всесильная. На стиховне, глас 2. Подобен: Доме Евфрафов: Собрание отцев, приидите,/пешемореходящую икону Девы приимем,/Божественно благодатию пришедшую,/врагов устрашающую/и верных увеселяющую. Стих: Воскресни, Господи, в покой Твой/Ты и кивот святыни Твоея. Снидемся верно/в радости души и веселии сердца,/зде бо Дева милостию посещает нас/и в залог благодати/икону Свою стража дарует нам. Стих: Клятся Господь Давиду истиною/и не отвержется ея. Зрите со страхом и удивитеся:/се Дева Бога рождшая/священному старцу повелевает, глаголя:/вниди, Гаврииле, на воды мужественно/и приими икону Мою, Афону пришедшую. Слава, и ныне, глас 5: Приидите, вси монаси и мирстии,/Едину Пречистую и Нескверную прославим,/ днесь бо ради священныя иконы,/в мори путие ея и стези ея в водах многих,/и следы в чудеси несказанныя,/како бо от Никеи в столпе огненном понт морский ко Афону преходит,/и дар пришествием Своим верным подает,/мы же, просвещеннии лучами благодатей,/единогласно Ходатаицу спасения нашего ублажаем. Тропарь, глас 1: Дерзость ненавидящих образ Господень/и держава нечестивых безбожно в Никею прииде,/и посланнии безчеловечно вдовицу,/благочестно чтущую икону Богоматери, истязуют,/но тая нощию с сыном икону в море пусти, вопиющи:/слава Тебе, Чистая,/яко непроходимое море плещи своя подаде,/слава правошествию Твоему, Едина Нетленная. НА УТРЕНИ

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Части текста, отличные от «Чуда об отрочати» (см. Приложение 2), выделены курсивом; отличия, сводящиеся к перестановке слов, при этом не учитываются. Для наглядности сравнения с «Чудом» и лучшего представления о тексте, завершающей частью которого служит «Слово», предваряем последнее непосредственно предшествовавшими ему в списке М. О. Оболенского заключительными строками повествования о чуде свт. Климента над отроком по изданию А. Ю. Карпова (1992. С. 108–109; 2007. С. 107–108); они даны более мелким шрифтом вне нумерации строк. При этом надо учитывать, что сделанная М. О. Оболенским копия с находившегося в его руках и затем утерянного списка, которая обнаружена А. Ю. Карповым, обрывается на словах «не постави прекраснаго». Окончание фразы, которое находилось на листе, отосланном для издания «Слова» в редакцию «Киевлянина», в публикацию не вошло и оказалось, таким образом, утраченным; однако его можно предположительно восстановить по тексту «Чуда» (этот восстановленный текст дан в угловых скобках). Очевидные неисправности списка М. А. Оболенского на данном его отрезке, в отличие от нижеследующего текста «Слова», нами отмечаются, но не комментируются, так как более исправный текст читается на соответствующем месте в Приложении 2. «...Тако убо святаго теплых слез пролитием и превеликою радостию похваливша, отроча поимше, в своя си путьшествовати (так! – А. Н.), идеже пребывающа, и всем исповедаста величество преславнаго чудеси, еже створи с нама (так! – А. Н.) премилостивыи Господь своего ради угодника, иже премножеством благости, яко мудрый зиждитель и неизреченным промыслом всю тварь чувственую же и разумную от небытия в бытие привед, яко всесилен и богатодавец не постави прекраснаго . «Так и сие церковное солнце, Своего угодника, а нашего заступника, святого, и поистине священномученика, Климента от Рима в Херсон, от Херсона в нашу Русскую страну привел Христос, Бог наш, преизобильной милостью нам, верным, во спасение. О человеколюбие, благости безмерная пучина! Не к истинным, подлинным рабам привел Своего угодника, а к врагам и отступникам, о которых сказано: приносили сыновей и дочерей своих в жертву бесам ( Пс. 105:37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Rimski...

17       Именно только заключительной частью! Совсем неверно рас­сматривать «Чудо» в целом в качестве распространенной редакции «Слова» (Подскальски 1996. С. 401; заявленное здесь редакционное примечание на эту тему, увы, затерялось). 18       См., например: «Оле добрых твоих подвиг» в «Путятиной минее» XI в. (Срезневский 2. Стб. 658, s. v. ОЛЕ; ПМ. Л. 6Зоб. С. 366). 19       Например: «...ο τς τν δτων μνον πνιγμονς, λλ κα τς τν θηρων βλβης» (Невоструев 1875. С. 146; Лавров 1911. С. 29.31–32; Risch 2008. S. 182.10–11 – с несущественными для смысла разночтениями). 20 В уже упоминавшемся другом славянском переводе – «Сказании о чудеси» – находим вариант, более близкий к греческому оригиналу: «не от воды единыя утопения, но и от морских зверей спа(с)ша» (Лавров 1911. С. 35). 21 22 К сожалению, в копии М. О. Оболенского не сохранилось указаний на листы бывшего у него под рукой списка (Карпов 1992. С. 96). Это не дает проверить, не находились ли слова «Тако тыи и» в конце листа, делая возможным предположение об утрате одного или нескольких листов рукописи в данном месте текста. 22 Существенные моменты этой реконструкции подсказаны в личной беседе А.А. Гиппиусом, которому приносим искреннюю благодарность. 23       Так, например, он передан в русском переводе О. В. Гладковой (1996. С. 28), несообразность которого свидетельствует о непонятности разбираемого фрагмента, с одной стороны, и о роковой невнимательности комментаторов к нюансам текста (действительно, трудного) – с другой: «Так и ты, подобный апостолу, Климент, выходец оттуда, где добро управляет, пренеси нас в небесные обители, о преподобный! Молим обрести себя твоими учениками». Непонятное «тою» по наитию переосмыслено как «оттуда» (?!), так что языческий Рим рубежа I–II вв. вдруг делается землей, где «управляет добро» (!), а не менее непонятное «сия убо» при переводе просто опущено и заменено на псевдоочевидное «нас» (!). Между тем речь идет о перенесении князя «со всеми на небесная обителища» «отсюда», где он при жизни так хорошо правит («где добро управлеи»).

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Rimski...

Слышавше о благодатных знамениях, бываемых от святыя Твоея иконы, сродницы болящия отроковицы притекоша в Барскую обитель Твою: ихже молитву услышавши, явилася еси, милостливая Врачебница недугующей, с нею же исцеленною Твоим милосердием благодарне воспеваем Ти: Радуйся, живый источниче, источающий просящим струи исцелений; Радуйся, идеже бо безсильно врачевство земное, тамо действует паче естественная сила Твоея благодати. Радуйся, теми чудесы научающая всех с верою к Тебе притекати; Радуйся, вся яже ко благу душевному прошения наша исполняющая. Радуйся, немощствющих с молитвою к Тебе притекающих милостивно исцеляющая; Радуйся, от высот небесных помощь земным незримо посылающая. Радуйся, молящихся Тебе по силе веры, духовными даровании обогощающая; Радуйся, дивную икону Твою в Знамение милости Твоея нам даровавшая. Радуйся, Владычице, обители Барския похвало и всего мира утверждение. Кондак 5 Боготечная звезда буди нам, Владычице, показующая путь к горнему Иерусалиму, идеже в неприступней славе с Сыном Твоим и Богом цартвующая, слышиши от безплотных и праведных песенное хваление, приносимое о Тебе Богу: Аллилуия. Икос 5 Видеша благочестивыя инокини обители Барския силу Твою, Богомати, егда сестру их люте возболевшую принесоша ко многочтимей иконе Твоей, молебная пения совершающе и просяще облегчения страждущей: скончавшуся же молитвенному пению, узреша болящую абие возставшу от одержавшаго ю недуга. Тем же радостию и страхом велиим о бывшем чудеси тогда объяти бывше со умилением возпеша Тебе Пречистая Дево: Радуйся, милоседная Целительнице; Радуйся, благостная Вразумительнице. Радуйся, любвеобильная Врачевательнице недугов телесных и душевных; Радуйся, правосудие с милостию растворяющая. Радуйся, страхом Божиим нас вразумляющая; Радуйся, кающихся милосердием Божиим ободряющая. Радуйся, на покаяние время нам от праведнаго Судии испрошающая; Радуйся, дивную икону Твою в знамение милости Твоея нам даровавшая. Радуйся, Владычице, обители Барския похвало и всего мира утверждение. Кондак 6

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010