Вы должны принять во внимание, что о некоторых происшествиях, древле бывших у нас в России, даже самых достоверных, в летописных книгах не было записано. Так, например, о чудеси, бывшем в великом Новегороде от иконы Пресвятой Богородицы, именуемой Знамение, в летописях не говорится; но событие это не подлежит ни малейшему сомнению, ибо о нем свидетельствуют самые храмы, воздвигнутые в память того чудеси. А с другой стороны, необходимо иметь в виду, что иные сказания, внесенные в наши старопечатные книги, оказываются неточными и неверными, и как таковые опровергаются теми же старопечатными книгами. Например, – об Еремии попе болгарском, еретике, и его сочинениях были ложные сказания, в которых, между прочим, приписывалось ему составление священнического погребения, и сказаниям этим верили сами наши московские древние патриархи. Так, патриарх Иоасаф при издании Потребника, напечатанного в шестое лето его патриаршества, на основании таких ложных сказаний об Еремии болгарском попе, повелел из оного Потребника священническое погребение исключить, а священника отпевать простым мирским погребением. В этом Потребнике, на листе 301-м на обороте, напечатана следующая оговорка, с пометою на поле «зри»: «А поповское погребение оставлено по повелению великого господина святейшего Иоасафа патриарха Московского и всея Руси, потому что это погребение учинено от еретика Иеремии, попа болгарского, а в греческих переводах его нет, такожде и в старых харатейных и в письменных в старых и Малыя России, яже в киевских, нет же, и того ради положено зде в сей книзе погребати священника мирским погребением, и никтоже о сем да соблажняется». А потом патриарх Иосиф, в напечатаниых по его благословению Потребниках, оное, отставленное и опороченное патриархом Иоасафом, поповское погребение паки напечатать повелел, и сим явственно показал, что не признавал оное поповское погребение произведением Еремея попа болгарского, сущего еретика, ибо патриарх Иосиф, если бы признавал его произведением еретика, в Потребниках, при нем изданных, печатать его не повелел бы. Значит, мнение патриарха Иосафа, что священническое погребение составлено будто бы попом Еремеем еретиком, патриарх Иосиф признал неправильным и сказания, на которых оно основывалось, ложными. Однако Иосиф патриарх, за поречение поповского погребения еретическим патриарха Иоасафа не обвинял в ереси и никакого похуления на него за сие поречение не изнес, потому что оно но касалось существа веры. Также и того патриарх Иосиф не испытывал: где и когда оный Еремия поп болгарский, еретик, жил и сочинения свои писал? Это видно из того, что доказательств на то, почему священническое погребение нельзя назвать сочинением этого Еремея попа, никаких он не представил. Значит, он рассмотрел только со вниманием, что в оном погребении ничего еретического нет, и снова ввел его в церковное употребление, невзирая на то, что прежний патриарх считал его произведением еретика.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Отношения к этим прежним духовникам устанавливаются так же согласно предписанию Нифонта: «емли у него молитву и дарок ему дай»: дети просят их молитв пред смертью и оставляют им подарок на поминовение. И дальнейшие слова Нифонта имели полную силу. Получив разрешение покинуть прежнего духовного отца в отношении исповеди, верующий уже не мог ходить к нему на покаяние. Новый духовник, по предписанию владыки, должен был говорить ему: «ежели еси был яко и у того, тако и сего, несть ти пользы», – слова, которые надо понимать так: «если ты безразлично исповедаешься то тому, то другому духовнику, твоя исповедь бесполезна» 258 . Духовному сыну, покинувшему духовника и желавшему избавиться от его власти, последний пишет: «а на духовнех кому восхощеши ити, и аз не возбраняю» 259 . Это значит – духовник навсегда слагает с себя право исповеди непокорного чада, становясь в отношении к нему духовником номинальным: исповедовать его он уже больше не станет, потому что отказался от этого права. Не исповедовался верующий у прежнего духовника, постригшись в монахи и, выбрав нового духовника из монахов: белый духовник становился на положение номинального. То же самое можно сказать и о духовниках по нужде: они принимали на исповедь и были действующими духовниками только в период этой нужды; в обыкновенное время, когда верующий исповедовался у постоянного духовника своего, они становились номинальными. Характерное свидетельство о единстве действующего духовного отца мы имеем в старообрядческих писаниях XVII в., когда религиозно-бытовой строй старообрядства мало еще расходился с церковным. Инок Аврамий приводить чудо Игнатия, игумена Сарского, над крепостной крестьянкой Иустиной. засвидетельствованное тремя ее духовниками. Вот это свидетельствование. «У подлинного ж списка руки духовных отцов ее: К сему неложному чудеси и писанию Покровской поп Павел по умолению и молитве дочери своей духовной Иустины руку приложил. К сему неложному чудеси и писанию Никольской поп Иван по умолению и молитве дочери своей духовной Иустины руку приложил.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

инако не смеаху вышняя с нижними совокупитися. не толма бо спеется служьба. аще кто раба пустить елма же. аще кто приидеть сам владыи, лепо бо есть се твоей премудрости и хитрости. супостата прехитрити. Отроча же смеяшеся и плескааше. хваление имея словес наших. И поклонихомъся матери его. та же ны почтивши. И мы же ю прославивши приидохом на место. на немже бехом обитали. и бывшу убо вечеру прииде к нам уноша страшен и ужасен глагола к нам. скоро изидите. да не подимете съвета зла на ся. Мы же с ужастию отрекохом. кто есть творяи съвет на великыя силы и воеводы Божиа. он же рече. Ирод, нъ въставши абие идете с миром спасаеми. Мы же ускоревъше. и вседе на борзы коня отидохом оттуду, со всем подъщанием. и исповедахом все. елико видехом в Иерусалиме. се убо толико о Христе исповедахом вам. вемы убо Христа Спаса нам бывша. Мы же о сем чудеси расмотривше рекохом. начаток от неверных язык. небо приведе на веру. от въсточные перьскыя земли. и в Иерусалим звездою волхвы призвав. поклонение с дары ко младенцу лежащему в яслех. носяще злато яко цареви и змирну же яко человеку. а фемиан яко Богови. их же устраньше (?) младенец, не скыпетры царскими ни престолы. но последнею нищетою. Что бо худейше врьтъпа. или что смиренее пелен: в них же восия божественое богатество. Темже и мы подъщимъся. подражати тыя волъхвы. Христу Богу сия дары принесем. веру праву от душа. чистоту от телеси; истину от языка. того бо рождеством девственным. и блудници възлюбивше житие целомудрено. честнейши дев бывают. а девы целомудреные Бога раждают. си рече неразумные научает глаголюще. О жены девьствуйте. да Христовы матери будете глаголюще. яко болящаа приближаеться родить. в болезни своей вопияше, тако быхом възлюбленому твоему. страха ради твоего Господи в чреве прияхом, поболехом и родихом дух спасения твоего. иже сътвори на земли. темже матери радуитеся о матери Божии но всяк възвраст и уноша и девы и старци. да хвалят имя Господне. яко възнесеся имя того единого. неплоды великоствуйте глаголюще. радуйся матерем мати и царице предповеленнаа всех вышьши. тебе бо Семион Богоприемец поклонся и стопам Божественем прикоснувся. неискусобрачней Божиеи Матери. он рече: носиши чистаа. его же боюся приимати яко младенца. воплощаема Бога. свята невечерня. и миром обладающа. ему же слава с Отцем и со Святым Духом. ныне и присно и в векы веком. Аминь. 181 Это слово в рукописи испорчено: намериимаа; у Тихонравова: намененыя; у Новаковича: меримые. Мы думаем, что надо читать: каменныя, или: каменнаа. 202 После этого в списке Новаковича следуют слова: «пришедь бо стареи есть и достоинъ есть чьсти, како оставить сушта не отврьгь» которые здесь пропущены. Читать далее Источник: Апокрифические сказания о новозаветных лицах и событиях : По рукописям Соловецкой б-ки/[Соч.] И.Я. Порфирьева. - Санкт-Петербург : тип. Акад. наук, 1890. - 471 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Вознесися на небеса, Боже! Милость Твою кто изрещи може? Уста твоих верных О безсмертных Не могут вещати. О чудеси, на небеси и в мори! Славы Твоея полны земля, горы, Холмы торжествуют, Ликоствуют, Зрят Господню славу, Масличная гора веселится, Егда Господь в небо возносится... Благоговейно прислушивались крестьяне к загадочным для них словам духовного стиха. А певцы продолжали голосами, «плачем умилительным»: «...престол херувимов, серафимов Ему готовится. Глас пресвятой от уст Его снидет, извествуя: «Утешитель приидет, Он бо нашествием и действием истинны научит. Сия рекши, к небеси шествует, мир, тишину всем верным дарует, что возлюбленна, учреждена кровию Своею. Подаждь, Боже, тишину навеки, по вся концы спасай человеки, вовеки вечную радость и во сладость созданное навеки!». А. Коринфский Возок Выездные сани с закрытым кузовом в виде прямоугольного ящика с оконцами и дверцей. Он предназначался для поездок на дальнее расстояние и был устроен таким образом, что в нем можно было не только сидеть, но и лежать. Возок изготавливали из плотно сбитых досок, обтягивали внутри кожей или тканью. Сохранилось его описание: «Сверху и с боков возок был плотно закрыт и заделан так, что внутрь почти не попадал холодный воздух. С обеих сторон в нем находились окна и 2 помещения, куда клали с собой для времяпрепровождения книги и все необходимое для жизни в пути. Спереди над головой висел фонарь с восковыми свечами, зажигавшимися перед наступлением ночи. Внизу возка помещались постели, на которых путешественники лежали днем и ночью во время переезда с места на место. Чтобы согреть возок, у ног их ставили нагретые камни или оловянные сосуды с кипятком. Несмотря, однако, на эти предосторожности, самые крепкие вины и водки, хранившиеся в запасном ящике возка, нередко замерзали от холода и обращались в лед. В такой подвижной комнате можно было ехать днем и ночью» (Соколов, 1890, 61). В возок запрягали одну, две или три лошади. Кучер сидел на облучке или верхом на одной из лошадей. деньги.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И абие языку его от уз немотования 2080 разрешившуся, и поведа оному Петру и сущим с ним вся бывшая ему. Еже слышавше, радостною душею и веселым сердцем должное со слезами Господеви Богу благодарение воздаваху. Певше же молебное хвалословие преобразившемуся на Фаворе Спасу, приписующе сие содеянное чудо верою своею тогда и послежде боговочеловечному Владыки нашего чюдотворному образу. Последующе же и мы вере их, написахом сие в славу Христа Бога нашего, в ползу же и во умножение веры слышащим боголюбивым братиям. Аминь. Чюдо второе. О свобождении от смертныя казни осужденыя отроковицы Сему же великому чудеси последова иное преславное. Есть убо в пределех града Олонца весь 2081 некоторая, зовомая Пуйгуба, яже присудствует 2082 селу Мунозерскому. В той же веси бяше у некоторых родителей дщи, шестому дню Родителие же ея в поселянстве том изобилием потребных и слытием добраго крестьянства нарочиты 2083 бяше. Дщи же их добротою бяше незлообразна и художеством женских рукоделий искусна. Ногу же имуща от рождения повреждену, и того ради в сопряжение мужеви нарочиту 2084 не бысть угодна, а за безславныя родителие ея вдати не восхотеша. Исконному же врагу диаволу, не терпящу видети человеческаго рода в целомудрии быти, позавиде и сей отроковице окаянный. Юже прельстив к юноши некоему, с нимже впадше она в ров любодеяния, зачат болезнь и роди беззаконие. Надымающуся же тоя чреву растущим в нем семенем, она же всякими козньми ухищряше погубити то. Но Божия всемогущая сила сохрани зачатое во чреве ея невреждено, еже и роди. О, лютаго безстудства дияволя! Всея в мысль тоя хотящий ей быти родителский страх и поношение 2085 народное и стыд, конца не имущий. И таковых ради студных обстояний 2086 восприя намерение умертвити отроча. И убивши, камень на выю тому навязав, пусти в глубину езера, никомуже о том ведущу. Но что творит сохранивый во чреве ея младенца праведный Судия! Изшедши убо тоя же веси жена некая на той же иордан, идеже бяше отроча свержено, измыти 2087 ко тканию испряденныя нити, от нихже единому мотку во глубину того иордана случися погрузитися.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Редакция старообрядческая, в противодействие западному влиянию, не преминула охранить себя следующим правилом, внесенным в упомянутое уже выше наставление иконописцам, в Подлиннике Большакова с лицевыми Святцами: «От неверных и иностранных Римлян и Арменов иконного воображения Православным Христианам приимати не подобает; аще ли же по некому прилучаю от древних лет, где обрящется в наших странах, верных, рекше в греческих или в русских, а вообразуемо будет после расколу церковнаго, еже Греком с Римляны, и тогда, аще и зело иконное воображение есть по подобию и хитро, поклонения же им не творити, понеже от рук неверных воображени суть, но совесть их нечистоте подлежит». Редакция Клинцовская есть не что иное, как Подлинник Сборный, в котором за основу принята подробнейшая из прежних редакций, состоящая из описания разных переводов икон, хотя бы друг другу и противоречащих, и для удобства на практике систематически снабженная месяцесловными сведениями о святых и о праздниках при каждом числе месяца, с присовокуплением разных прибавочных статей технического, богословского и художественного содержания 41 . Подлинник, возникший на принципах школы Ушаковской, хотя и вносит в свой состав много новизны, но тем не менее в своих основах остается верен существу иконописных преданий. Желание одушевить изображаемые лица красотой и выражением придает его описаниям некоторую поэтичность. Для примера приводятся сюжеты, описание которых по древнейшим редакциям уже известно читателю. Благовещение. «Архангел Гавриил пришед стоит пред храминою, помышляя о чудеси, како повеленная ми от Бога совершати начну. Риза на нем киноварная, багряная светлая, испод лазорь. Главою поник долу умиленно. И вшедши в палату, стоит пред Пречистою с светлым и веселым лицом, и благопрятною беседою рек к Ней: Радуйся, Обрадованная, Господь с Тобою. В руках держит скипетр. Пречистая сидит, а перед нею лежит книга разогнутая, а в ней написано: се Дева во чреве зачнет и родит сына, и наречеши имя Ему Еммануил. Верхняя одежда багор тмяной, испод лазорь.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

В прежнем письме – поминали вы о нескольких братьях... что открывают все вам. Это хорошее дело. Принимайте, – и дело говорите им. Один из них, говорите вы, умную молитву творит похоже на то, как описывает Симеон Новый Богослов не настоящий образ молитвы. – Что делать с такими, не умею сказать. – Мне думается, что им можно говорить: главное стой в вере, что Господь Иисус Христос есть, – и близ есть, все видит, что у тебя на душе. И се сею верою взывай к Нему. – Воображения же, какие при сем бывают, не считать, что они истину выражают – т. е., что и на деле все так есть на небе, как ты воображаешь. Ибо это никому неизвестно... Сами воображения пусть до времени остаются. Только не надо считать их, что они истинны. Благослови вас, Господи! Спасайтесь! 18 дек. 92 г. 932. Разъяснение духовнику о помедлении разрешением, слышимых некими голосах, книгах для новоначальных и утомлении. К истории молитвы Иисусовой Милость Божия буди с вами! Вы меня поздравляли с началом Четыредесятницы, – а я поздравляю вас с концом ее. – Вот и страстная! – Да напечатлеются страсти Господни в сердце вашем, вызывая и соответственные чувства сокрушения и смирения! В прежнем письме, – Генварьском, – вы писали, что всех разрешаете приступать к св. Тайнам... Это очень милостиво, и, думаю, не противно Господу все милостивому. Но, также думается, не расслабить бы тем приходящих. Искреннее раскаяние всегда достойно снисхождения; но приходящих к исповеди равнодушно, можно как-нибудь расшевеливать... Спросите иного, можно ли отложить разрешение его на сколько-нибудь времени?.. Не затруднит ли это его в каком-либо отношении?.. Если можно; то и отложите, наложив на это время епитимию – поклонами, воздержанием в пище, и сне... паче же сокрушением. Когда искренно исполнит, тогда и разрешите. – И увещевайте, чтоб воздерживались от грехов. Писали вы также о слышимых некими голосах. – мысль отцов древних – не обращать на это внимания, не углубляясь в причины. Думайте так сами и других учите... Невнимание пристыдит врагов, и они перестанут так чудесить.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Ин.5:11. Он же отвеща им: Иже мя сотвори цела, Той мне рече: возми одр твой, и ходи.    Не я дерзнул, говорит, сие учинить, но Врач мой, мне сказавший: «возми одр твой, и ходи». Сие же служило величайшим для Иудеев обличением, когда так им ответствовал: Тот, Который имеет такую власть, что одним только словом исцелил мою многолетнюю и неисцелимую болезнь, Тот имеет по справедливости власть нарушить и субботу. Таковый Божественный и всемогущественнейший человек никак бы мне не повелел взять одра моего, если бы ведал, что таковое дело есть грех. Ин.5:12. Вопросиша же его: кто есть человек, рекий ти: возми одр твой и ходи?    Виждь злость Иудейскую! Расслабленный отвечал им, что исцеливый меня повелел мне сие сделать: и они молчанием проходят исцеление, судят же только о взятии одра. Не говорят: кто есть сотворивый тя здравым, кто есть твой врач? но «кто есть рекий ти: возми одр твой, и ходи?» Оставляют великое и удивления достойное дело, а настоят на мнимое закона нарушение. Хотят чудо утаить, но вывесть на среду кажущееся закона преступление. Ин.5:13. Исцелевый же не ведяше, кто есть: Иисус бо уклонися, народу сущу на месте.    Не ведал исцелевый расслабленный, кто был Врач его; ибо Иисус Христос скоро, по совершении чудеси, уклонился, то есть, отшел и удалился от множества народа, тамо Его ищущего. Сделал же сие, во-первых, бегая человеческие славы; также, чтобы при Его отсутствии свидетельство расслабленного было достоверным и неоспоримым; еще же, дабы Его присутствие вящей не воспалило во Иудеях зависти, ибо присутствие тех, которым завидуют, воспаляет сердца завидующих: напоследок, чтобы и нам показать пример нелицемерного и совершенного благотворения. Сим примером прямо научает нас Спаситель, вопия: людие, не ожидайте молитв и прошения, когда намереваетесь помощь сделать нуждающимся: но сами вызываясь, произвольно благодетельствуйте, сколько можете благодетельствовать, так как и Я помиловал расслабленного. Не требуйте от облагодетельствованных вами мзды и благодарности; но бегайте тщеславия, мздовоздаяния и платы, как Я уклонился, исцелив расслабленного, совсем будучи незнаемый. Тогда за благодеяние ваше воздаст вам праведный добрых дел воздаятель Бог. Но рассмотрим и другое подобное Иисуса Христа благотворение.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Акафист Благовещению 15 мин., 06.04.2013 Кондак Избранной в Предвечном Совете Богоотроковице Марии, послужити велию таинству Боговоплощения, сияющей девственной чистотою паче высшия небесныя чистоты, благоговейныя пения принесем Тебе, Богородице, о всерадостном от Архангела Благовещении Твоем. Ты же, яко обрадованная и радость падшим людем подати могущая, избави нас от всяких бед и греховныя печали, и возведи нас к небесней радости, да с Гавриилом вопием Тебе: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою. Икос 1 Архангел Гавриил предстояй Престолу Божию выну зрит неприступную Божественную Славу, егда же прииде время избавления человеков, прия повеление Господне: Буди служитель страшному чудеси и таинству сокровенному: милосердием Моим подвигся ко взысканию заблудшаго Адама, снити тщуся. Гряди убо во град Назарет, в немже отроковица Мария обитает, да прелюбезную красоту девства узриши. Гряди к сему одушевленному Божию Кивоту, ко второму Небеси на земли сущему. Иди к Сей Обители Воплощения Моего и возвести нетленное Мое от Нея пришествие. Блюди же, да не смутиши и да не устрашиши душу Девы, да в радости будет, а не в печали благовестие твое. Сего ради приступи к Ней кротко и первый глас твой радость Ей да принесет, и да возопиеши Ей сице: Радуйся, Благодатная, Еюже радость возсияет. Радуйся, Обрадованная, Еюже клятва исчезнет. Радуйся, Благословенная, Еюже вся тварь обновляется. Радуйся, Препрославленная, Еюже весь мир спасается. Радуйся, Богоизбранная Отроковице, падшаго Адама воззвание. Радуйся, Пренепорочная Лево, слез Евиных избавление. Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою. Кондак 2 Видев Архангел Гавриил, яко Человеколюбец Господь умилосердися, гиблемый зря род человеч, удивися зело, како Бог, Егоже небеса вместити не могут, в девичестей хощет вместитися утробе, како не опалит ю огнь Божества, како Бог, на Негоже Херувими и Серафими возрети не смеют, хощет во образе раба явитися на земле, да с человеки поживет. Сему неизреченному таинству чудящеся со страхом возопи Богу: Аллилуиа.

http://foma.ru/akafist-blagoveshheniyu.h...

С другой стороны – упоминание о последнем в сочинениях Дионисия Ареопагита , Иустина Философа и Киприана Карфагенского ясно свидетельствует об употреблении крестного знамения в первые три века христианства (242 аб ). 8) «Господь заповеда нам носити Крест духовный, а не вещественный». На это «Камень веры» говорит: «вемы мы, что есть носити Крест Христов, ниже о сем правоучителного от вас наставления требуем. Сего точию не вемы, где запрети Господь вещественн ого Креста носити? Покажите нам о сем писание, имже велми хвалитеся? И егда покажете, тогда от вещественного крестоношения престанем» (242 б –243 а ). 9) Много ложного находится в рассказах о Кресте Господнем и его частях: если бы собрать со всей вселенной последние, то можно было бы, говорят протестанты, нагрузить ими десять кораблей. В ответ на это «Камень веры» говорит: «аще бы и тако было, якоже блядословите, то еще большую честь имел бы Крест Господень от сицевого чудесе». Если возможно было Господу напитать пятью хлебами пять тысяч народа ( Мф.14:16–21 ), «то что возбраняет подобному чудеси быти о Кресте Господнем, его же Христос аки свой Престол Царский толикими чудесами прослави» (243 аб ). 10) По свидетельству св. Амвросия, царица «Елена Крест обрете, царю же поклонися, не древу. Сие бо есть заблуждение языков». С своей стороны «Камень веры» отвечает, что «древо крестное себе ради несть покланяемо: но Христа ради, иже на нем распят бысть. Аще бо и само древо почитаем, обаче не пресецателне, но относителне, сиречь, не по елику древо есть, но по елику Христа распят ого образует» (243 б ). Последняя глава (III) трактата о Кресте направлена против русских раскольников. Указав общую причину отступления их от православной церкви в «гордости, упорстве и общем всем еретикам непокорстве» (244 а –245 б ), «Камень веры» приступает к разбору раскольнического мнения об осьмиконечном Кресте и прежде всего полагает «некая ведения, аки веры православныя основание», а) всякий образ, представляющий какую-либо священную вещь, почитается не сам по себе, но ради первообразного.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010